Научная статья на тему 'Кейс-технологии в преподавании юридических дисциплин'

Кейс-технологии в преподавании юридических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС / CASE / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / EFFECTIVE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветрила Елена Валерьевна

В статье рассматриваются кейс-технологии при обучении юриспруденции. Предложены примеры практики применения кейсов в преподавании криминалистики. Обосновывается эффективность использования кейсов в дополнительном профессиональном образовании юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case technologies in legal disciplines teaching

The article discusses the case-technologies in training Law students. It provides with the examples of cases application practice in teaching Criminology. The author gives grounds for using cases and its effectiveness in lawyers’ additional professional education.

Текст научной работы на тему «Кейс-технологии в преподавании юридических дисциплин»

высших учебных заведений [Текст] / М. Н. Берулава. - М. - Сочи, 2004. - 399 с.

10. Ветров, Ю. П. Проблема профессиональной подготовки в вузе // Сб. научных трудов «Развивающаяся личность в системе высшего профессионального образования России [Текст] / Ю.П. Ветров / Под ред. И.Б. Котовой - Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2002. - Ч.2. - С.29-31.

11. Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Демидова Л.Н. Психологические основы конструирования учебной информации. // Психологический журнал . - 1993.-№6.- С. 35-46.

12. Голошумова, Г. С. Факторы формирования социальной компетентности подростков [Текст] / Г.С. Голошумова, С.Г. Ежов // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 6. - С. 211-218

13. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. 2-е изд. М., 2003.

14. Кагосян А.С. Реализация личностно-ориентированных технологий в условиях модернизации образования // Психолого-педагогические проблемы развития личности в системе многоуровневого профессионального образования : Монография. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - С.7-17.

15. Котова, И.Б. Психический ресурс личности как основа создания и реализации авторского проекта [Текст] / И.Б. Котова, А.М. Аветян // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 5. С. 65-71.

16. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. М.: РАГС, 2006. 308 с.

17. Шевкиев Б.А. Психологическое обеспечение личностно-развивающего образования в техническом колледже. Дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2004. - 179 с.

Е.В. Ветрила

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Метод кейсов активно применяется в обучении экономистов, менеджеров, маркетологов и предусматривает анализ конкретных практических ситуаций. В российское образование кейсы пришли вместе с программами МВА совсем недавно, но уже показали свою эффективность. В юридическом образовании кейсы применяются достаточно редко, и зачастую данное понятие подменяется решением

практических заданий, которые переписываются из года в год. Но к кейс-технологиям эти задачи не имеют никакого отношения. Изучение содержательной части кейсов говорит о существенном их отличии от практических заданий по юриспруденции в привычном их понимании.

Главным отличием задач от кейсов является то, что условия задач и формулировка самого задания «Проанализируйте ситуацию...», «кто прав в данной ситуации?...», «какое решение должен принять следователь.» и т.д. по своей сути предполагают лишь ответ на вопрос с использованием законодательства. В кейсах же ставится конкретная четко сформулированная задача, требующая достижения практического результата «Повысить продажи на 70% в течение месяца», «Снизить уровень утечки кадров с 50% до 5% в течение трех месяцев» и т.д. В таких ситуациях задачи-вызова активизируется творческое мышление, возникает необходимость анализа ситуации, более глубокое изучение темы, поиск дополнительных источников знаний.

В обучении юристов использование кейсов также может стать достаточно эффективным способом освоения практических навыков и теоретических знаний. Основным полигоном апробации кейсов может стать процесс изучения криминалистики при подготовке и повышении квалификации следователей.

В Российской Федерации на сегодняшний день существует проблема низкой эффективности работы следователей по приостановленным уголовным делам. Несмотря на то, что в соответствии со статьями 209, 210 УПК РФ работа по приостановленным делам должна продолжаться, фактически, деятельность следователя по приостановленным уголовным делам ограничивается регулярной рассылкой запросов в соответствии с методическими требованиями, а также подшивкой ответов на запросы в уголовное дело. Поэтому большинство уголовных дел так и остаются приостановленными многие годы, что не может свидетельствовать об эффективной работе следственных органов. О таком негативном аспекте в работе следователей в своей работе в 2007 году указал В.В. Гончар, отмечая, что следователи вовсе «самоустраняются» от дальнейшей деятельности по приостановленному уголовному делу [3].

Вопросу повышения эффективности работы по приостановленным делам в науке уделяется значительное внимание. И.Ю. Кулеева в 2010 году, как и многие, обратила внимание на неэффективность розыска, и одной из главных причин этому обозначила отсутствие налаженного взаимодействия следователя с органами дознания при выполнении поручений, а также в рамках следственно-оперативных групп [11]. В периодических изданиях можно встретить лишь единичные исследования, посвященные совершенствованию работы по розыску. Ключевыми предложениями выступают все то же совершенствование взаимодействия следователя с органами дознания, а также необходимость системной работы в данном направлении. Однако, представляется, что корни проблемы лежат в неэффективном обучении данному виду деятельности будущих следователей.

Ключевым факторов низкой активности следователя по установлению места нахождения подозреваемого или обвиняемого выступает неготовность следо-

вателя к такого рода деятельности. В специализированных ВУЗах, тему методики установления места нахождения скрывшегося подозреваемого или обвиняемого изучают теоретически. В данном контексте эффективным будет как раз применение кейсов на основе данных положительного опыта следственных органов. Такие обзоры, информационные письма регулярно рассылаются в следственные органы на места, но очень полезным будет направление такой информации и в учебные заведения. Именно на основе уже сложившихся практических ситуаций, их положительных результатов целесообразно составлять кейсы для обучения.

В рамках данного кейса помимо решения основной задачи - установить место нахождения лица, можно поставить дополнительные задачи.

Как показывает практика, работающему следователю «не выгодно» установить местонахождение лица, особенно в случаях, когда такой обвиняемый находится в отдалении от места производства следствия [13]. В случае возобновления производства по делу, снова пойдут сроки, встанет необходимость производства следственных и иных процессуальных действий, к чему следователь не готов, имея в производстве другие уголовные дела. Решение данной проблемы видится в грамотном распределении нагрузки между следователями, а также в заблаговременном планировании по делу. Следователь, вынося постановление о приостановлении предварительного следствия, а также в случае начала работы по приостановленному делу, должен определить перспективы дела, запланировать и подготовить необходимые следственные и иные процессуальные действия с участием обвиняемого [2]. В дальнейшем это сэкономит время при возобновлении производства по уголовному делу при установлении местонахождения обвиняемого. Поэтому постановка задачи планирования дальнейших следственных и иных процессуальных действий должна быть также заложена в кейсе по установлению места нахождения лица.

Кейс должен быть сформулирован таким образом, чтобы активизировать аналитическую деятельность обучающегося [12].

Так, следователи в своей работе, в соответствии с методическими рекомендациями, строго выполняют программу периодической рассылки запросов, без учета специфики обстоятельств уголовного дела, а также личности обвиняемого. Данное обстоятельство является одним из факторов низкой эффективности такой деятельности. Именно глубокий анализ материалов уголовного дела, изучения личности обвиняемого, его контактов и связей дает возможность сконцентрировать усилия на нескольких направлениях поиска и сократить не только общее время розыска, но и рабочее время следователя. Наиболее оптимальными точками внимания при анализе материалов уголовного дела должны стать следующие данные о личности обвиняемого:

- возраст разыскиваемого

- состояние здоровья разыскиваемого

- личностные качества разыскиваемого

- окружение разыскиваемого.

Данные о личности по обозначенным позициям позволяют расставить пра-

вильные акценты, расширить список адресатов для направления запросов.

Поэтому в кейсе должны быть заложены данные о том, что предыдущая работа следователей в определенных направлениях результатов не принесла.

Содержание кейса должно быть достаточно сложным и трудоемким для решения.

Так, уголовные дела, приостановленные производством, как правило, - это дела прошлых лет, по которым в начале следствия, было оказано противодействие либо недобросовестность следователя. Поэтому, приступая к работе по такому делу, следует учитывать то, что в деле должны быть документы, содержащие информацию о том, что в какой-то момент производства по делу было оказано такое противодействие либо недобросовестность (несвоевременное объявление в розыск, наличие родственных связей в правоохранительных органах по месту жительства и др). Обнаружение данных обстоятельств может стать основанием для производства следственных действий, и, таким образом, возобновления производства по уголовному делу. И в таком случае важным является личное проведение следователем таких следственных действий, направление следователя в служебную командировку. Именно личное участие следователя, а не направление отдельного поручения, в таких ситуациях выступает наиболее эффективным и методическим элементом, и тактическим приемом одновременно.

В связи с этим, кейс должен включать в себя не только условие и постановку задачи, но и дополнительный материал в виде учебного уголовного дела, в котором имеются все документы и информация, необходимая для решения кейса [10].

Таким образом, кейс при освоении деятельности по приостановленным уголовным делам по установлению места нахождения подозреваемого и обвиняемого должен соответствовать таким требованиям:

- постановка задачи-вызова, предполагающей конкретный результат;

- формулировка дополнительных задач, например, планирование последующих следственных и процессуальных действий в случае установления места нахождения лица;

- условие должно предусматривать необходимость анализа материалов уголовного дела по ключевым моментам;

- условие должно быть усложнено, например, фактом противодействия следствию;

- помимо условия кейс должен предусматривать наличие материалов конкретного учебного уголовного дела (макет).

Подводя итог, можно сказать, что внедрение кейс-технологий в систему юридического образования достаточно трудоемкий процесс, требующий от преподавателя инициативы и существенные временные затраты. Однако, применение кейсов в значительной степени готовит студентов и слушателей к решению конкретных задач в будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава Г.А. Международный инновационный университет: новая методологическая платформа и современные образовательные технологии: научная статья / Г.А. Берулава, Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, И.К. Тординава, Л.П. Гулянова, Е.В. Беляева, И.К. Барагунова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2014. - №10. - С. 21-28.

2. Ветрила Е.В. Процессуальные особенности организации расследования преступлений, отдельные акты которых или действия соучастников совершены в разных местах // В книге: Актуальные проблемы борьбы с преступностью на современном этапе. Ветрила Е.В., Кассихина В.Е., Сплавская Н.В., Юрова К.И., Пация Д.В. Коллективная монография. Сочи, 2015. С. 186-201.

3. Гончар В.В. Деятельность следователя по розыску подозреваемых и обвиняемых. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.09. М., 2007. 17 с.

4. Довгаль Л.С. Внутривузовское электронное пространство как основа новых образовательных технологий университета/ Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, В.П. Алексеев // Научно-методический журнал «Концепт». 2014. №12. С. 21-25.

5. Дружинина А.В., Сплавская Н.В. Реализация сетевой концепции развития личности студентов-юристов в международном инновационном университете // Вестник СевКавГТИ. 2014. № 18. С. 126-129.

6. Дружинина А.В. Инновационные образовательные технологии, применяемые в процессе обучения бакалавров-юристов в НОУ ВПО «Международный инновационный университет» // Гуманизация образования. 2015. №1. С. 39-43.

7. Дружинина А.В. Инновационные образовательные технологии, применяемые при обучении юристов в высшей школе / А.С. Кагосян, А.В. Дружинина // Наука и современность. 2014. №2(2). С. 115-119.

8. Дружинина А.В. Инновационные подходы к обучению юристов в гуманитарном вузе / А.С. Кагосян, А.В. Дружинина // Научные исследования и образование. 2015. № 19. С. 140-143.

9. Дружинина А.В. Электронные образовательные технологии при реализации компетентностного подхода в подготовке юристов-бакалавров // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные тенденции в образовании и науке», Тамбов, 28 ноября 2014 г. Тамбов, 2014. С. 46-47.

10. Дружинина А.В. Формирование компетенций в процессе обучения студентов-бакалавров в юридической клинике // Научно-исследовательские публикации. 2014. №8(12). С. 78-82.

11. Кулеева И.Ю. Правовое регулирование и криминалистическое обеспечение расследования нераскрытых преступлений прошлых лет: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.09. Челябинск, 2011. 23 с.

12. Сплавская Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. 2012. № 2. С. 42-47.

13. Сплавская Н.В., Ветрила Е.В. Проблемы организации расследования уголовных дел о преступлениях, отдельные акты которых или действия соучастников совершены в разных местах // Science Time. 2016. № 2 (26). С. 535-538.

14. Яковлева-Чернышева А.Ю. Инновационная структура организации научно-исследовательской деятельности вуза / А.Ю. Яковлева-Чернышева, Е.В. Беляева, И.Ю. Якунина // Управление и экономика в XXI веке. - 2014. - №1. - С. 51-58.

Разливинская Н.А.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Являясь одной из важных составляющих процесса формирования личности будущего специалиста, образование подразумевает не только усвоение знаний, но и развитие гармонично развитой личности. Данный постулат гуманистической педагогики реализуется в формировании особой образовательной среды, активизирующей познавательные процессы обучающихся, создающей наиболее оптимальные условия для усвоения знаний, где в процессе образования происходит формирование жизненной позиции человека, осуществляется ее самореализация, самоутверждение и саморазвитие [1]. Особую остроту данная проблема приобретает в высших учебных заведениях экономической направленности, которые готовят специалистов, в будущем имеющих ключевое влияние на развитие и процветание страны.

С точки зрения построения гармонично развитой личности в образовательной среде ВУЗа основной целью педагогов становится формирование междисциплинарных связей между узкоспециальными дисциплинами и дисциплинами гуманитарного цикла, создавая оптимальные условия для развития студентами основных компетенций [2]. Только комплексное использование данных различных наук позволяет сформировать стойкие знания и повысить мотивацию обучающихся. Целью изучения дисциплины «Английский язык» в экономическом вузе является изучение практических аспектов владения разговорной речью и языком специальности как средства учебы в контексте межкультурной компетенции и профессионального общения. А эффективная работа по специальности на уровне мировых стандартов невозможна без знания специализированной лекси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.