высших учебных заведений [Текст] / М. Н. Берулава. - М. - Сочи, 2004. - 399 с.
10. Ветров, Ю. П. Проблема профессиональной подготовки в вузе // Сб. научных трудов «Развивающаяся личность в системе высшего профессионального образования России [Текст] / Ю.П. Ветров / Под ред. И.Б. Котовой - Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2002. - Ч.2. - С.29-31.
11. Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Демидова Л.Н. Психологические основы конструирования учебной информации. // Психологический журнал . - 1993.-№6.- С. 35-46.
12. Голошумова, Г. С. Факторы формирования социальной компетентности подростков [Текст] / Г.С. Голошумова, С.Г. Ежов // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 6. - С. 211-218
13. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. 2-е изд. М., 2003.
14. Кагосян А.С. Реализация личностно-ориентированных технологий в условиях модернизации образования // Психолого-педагогические проблемы развития личности в системе многоуровневого профессионального образования : Монография. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - С.7-17.
15. Котова, И.Б. Психический ресурс личности как основа создания и реализации авторского проекта [Текст] / И.Б. Котова, А.М. Аветян // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 5. С. 65-71.
16. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. М.: РАГС, 2006. 308 с.
17. Шевкиев Б.А. Психологическое обеспечение личностно-развивающего образования в техническом колледже. Дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2004. - 179 с.
Е.В. Ветрила
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Метод кейсов активно применяется в обучении экономистов, менеджеров, маркетологов и предусматривает анализ конкретных практических ситуаций. В российское образование кейсы пришли вместе с программами МВА совсем недавно, но уже показали свою эффективность. В юридическом образовании кейсы применяются достаточно редко, и зачастую данное понятие подменяется решением
практических заданий, которые переписываются из года в год. Но к кейс-технологиям эти задачи не имеют никакого отношения. Изучение содержательной части кейсов говорит о существенном их отличии от практических заданий по юриспруденции в привычном их понимании.
Главным отличием задач от кейсов является то, что условия задач и формулировка самого задания «Проанализируйте ситуацию...», «кто прав в данной ситуации?...», «какое решение должен принять следователь.» и т.д. по своей сути предполагают лишь ответ на вопрос с использованием законодательства. В кейсах же ставится конкретная четко сформулированная задача, требующая достижения практического результата «Повысить продажи на 70% в течение месяца», «Снизить уровень утечки кадров с 50% до 5% в течение трех месяцев» и т.д. В таких ситуациях задачи-вызова активизируется творческое мышление, возникает необходимость анализа ситуации, более глубокое изучение темы, поиск дополнительных источников знаний.
В обучении юристов использование кейсов также может стать достаточно эффективным способом освоения практических навыков и теоретических знаний. Основным полигоном апробации кейсов может стать процесс изучения криминалистики при подготовке и повышении квалификации следователей.
В Российской Федерации на сегодняшний день существует проблема низкой эффективности работы следователей по приостановленным уголовным делам. Несмотря на то, что в соответствии со статьями 209, 210 УПК РФ работа по приостановленным делам должна продолжаться, фактически, деятельность следователя по приостановленным уголовным делам ограничивается регулярной рассылкой запросов в соответствии с методическими требованиями, а также подшивкой ответов на запросы в уголовное дело. Поэтому большинство уголовных дел так и остаются приостановленными многие годы, что не может свидетельствовать об эффективной работе следственных органов. О таком негативном аспекте в работе следователей в своей работе в 2007 году указал В.В. Гончар, отмечая, что следователи вовсе «самоустраняются» от дальнейшей деятельности по приостановленному уголовному делу [3].
Вопросу повышения эффективности работы по приостановленным делам в науке уделяется значительное внимание. И.Ю. Кулеева в 2010 году, как и многие, обратила внимание на неэффективность розыска, и одной из главных причин этому обозначила отсутствие налаженного взаимодействия следователя с органами дознания при выполнении поручений, а также в рамках следственно-оперативных групп [11]. В периодических изданиях можно встретить лишь единичные исследования, посвященные совершенствованию работы по розыску. Ключевыми предложениями выступают все то же совершенствование взаимодействия следователя с органами дознания, а также необходимость системной работы в данном направлении. Однако, представляется, что корни проблемы лежат в неэффективном обучении данному виду деятельности будущих следователей.
Ключевым факторов низкой активности следователя по установлению места нахождения подозреваемого или обвиняемого выступает неготовность следо-
вателя к такого рода деятельности. В специализированных ВУЗах, тему методики установления места нахождения скрывшегося подозреваемого или обвиняемого изучают теоретически. В данном контексте эффективным будет как раз применение кейсов на основе данных положительного опыта следственных органов. Такие обзоры, информационные письма регулярно рассылаются в следственные органы на места, но очень полезным будет направление такой информации и в учебные заведения. Именно на основе уже сложившихся практических ситуаций, их положительных результатов целесообразно составлять кейсы для обучения.
В рамках данного кейса помимо решения основной задачи - установить место нахождения лица, можно поставить дополнительные задачи.
Как показывает практика, работающему следователю «не выгодно» установить местонахождение лица, особенно в случаях, когда такой обвиняемый находится в отдалении от места производства следствия [13]. В случае возобновления производства по делу, снова пойдут сроки, встанет необходимость производства следственных и иных процессуальных действий, к чему следователь не готов, имея в производстве другие уголовные дела. Решение данной проблемы видится в грамотном распределении нагрузки между следователями, а также в заблаговременном планировании по делу. Следователь, вынося постановление о приостановлении предварительного следствия, а также в случае начала работы по приостановленному делу, должен определить перспективы дела, запланировать и подготовить необходимые следственные и иные процессуальные действия с участием обвиняемого [2]. В дальнейшем это сэкономит время при возобновлении производства по уголовному делу при установлении местонахождения обвиняемого. Поэтому постановка задачи планирования дальнейших следственных и иных процессуальных действий должна быть также заложена в кейсе по установлению места нахождения лица.
Кейс должен быть сформулирован таким образом, чтобы активизировать аналитическую деятельность обучающегося [12].
Так, следователи в своей работе, в соответствии с методическими рекомендациями, строго выполняют программу периодической рассылки запросов, без учета специфики обстоятельств уголовного дела, а также личности обвиняемого. Данное обстоятельство является одним из факторов низкой эффективности такой деятельности. Именно глубокий анализ материалов уголовного дела, изучения личности обвиняемого, его контактов и связей дает возможность сконцентрировать усилия на нескольких направлениях поиска и сократить не только общее время розыска, но и рабочее время следователя. Наиболее оптимальными точками внимания при анализе материалов уголовного дела должны стать следующие данные о личности обвиняемого:
- возраст разыскиваемого
- состояние здоровья разыскиваемого
- личностные качества разыскиваемого
- окружение разыскиваемого.
Данные о личности по обозначенным позициям позволяют расставить пра-
вильные акценты, расширить список адресатов для направления запросов.
Поэтому в кейсе должны быть заложены данные о том, что предыдущая работа следователей в определенных направлениях результатов не принесла.
Содержание кейса должно быть достаточно сложным и трудоемким для решения.
Так, уголовные дела, приостановленные производством, как правило, - это дела прошлых лет, по которым в начале следствия, было оказано противодействие либо недобросовестность следователя. Поэтому, приступая к работе по такому делу, следует учитывать то, что в деле должны быть документы, содержащие информацию о том, что в какой-то момент производства по делу было оказано такое противодействие либо недобросовестность (несвоевременное объявление в розыск, наличие родственных связей в правоохранительных органах по месту жительства и др). Обнаружение данных обстоятельств может стать основанием для производства следственных действий, и, таким образом, возобновления производства по уголовному делу. И в таком случае важным является личное проведение следователем таких следственных действий, направление следователя в служебную командировку. Именно личное участие следователя, а не направление отдельного поручения, в таких ситуациях выступает наиболее эффективным и методическим элементом, и тактическим приемом одновременно.
В связи с этим, кейс должен включать в себя не только условие и постановку задачи, но и дополнительный материал в виде учебного уголовного дела, в котором имеются все документы и информация, необходимая для решения кейса [10].
Таким образом, кейс при освоении деятельности по приостановленным уголовным делам по установлению места нахождения подозреваемого и обвиняемого должен соответствовать таким требованиям:
- постановка задачи-вызова, предполагающей конкретный результат;
- формулировка дополнительных задач, например, планирование последующих следственных и процессуальных действий в случае установления места нахождения лица;
- условие должно предусматривать необходимость анализа материалов уголовного дела по ключевым моментам;
- условие должно быть усложнено, например, фактом противодействия следствию;
- помимо условия кейс должен предусматривать наличие материалов конкретного учебного уголовного дела (макет).
Подводя итог, можно сказать, что внедрение кейс-технологий в систему юридического образования достаточно трудоемкий процесс, требующий от преподавателя инициативы и существенные временные затраты. Однако, применение кейсов в значительной степени готовит студентов и слушателей к решению конкретных задач в будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава Г.А. Международный инновационный университет: новая методологическая платформа и современные образовательные технологии: научная статья / Г.А. Берулава, Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, И.К. Тординава, Л.П. Гулянова, Е.В. Беляева, И.К. Барагунова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2014. - №10. - С. 21-28.
2. Ветрила Е.В. Процессуальные особенности организации расследования преступлений, отдельные акты которых или действия соучастников совершены в разных местах // В книге: Актуальные проблемы борьбы с преступностью на современном этапе. Ветрила Е.В., Кассихина В.Е., Сплавская Н.В., Юрова К.И., Пация Д.В. Коллективная монография. Сочи, 2015. С. 186-201.
3. Гончар В.В. Деятельность следователя по розыску подозреваемых и обвиняемых. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.09. М., 2007. 17 с.
4. Довгаль Л.С. Внутривузовское электронное пространство как основа новых образовательных технологий университета/ Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, В.П. Алексеев // Научно-методический журнал «Концепт». 2014. №12. С. 21-25.
5. Дружинина А.В., Сплавская Н.В. Реализация сетевой концепции развития личности студентов-юристов в международном инновационном университете // Вестник СевКавГТИ. 2014. № 18. С. 126-129.
6. Дружинина А.В. Инновационные образовательные технологии, применяемые в процессе обучения бакалавров-юристов в НОУ ВПО «Международный инновационный университет» // Гуманизация образования. 2015. №1. С. 39-43.
7. Дружинина А.В. Инновационные образовательные технологии, применяемые при обучении юристов в высшей школе / А.С. Кагосян, А.В. Дружинина // Наука и современность. 2014. №2(2). С. 115-119.
8. Дружинина А.В. Инновационные подходы к обучению юристов в гуманитарном вузе / А.С. Кагосян, А.В. Дружинина // Научные исследования и образование. 2015. № 19. С. 140-143.
9. Дружинина А.В. Электронные образовательные технологии при реализации компетентностного подхода в подготовке юристов-бакалавров // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные тенденции в образовании и науке», Тамбов, 28 ноября 2014 г. Тамбов, 2014. С. 46-47.
10. Дружинина А.В. Формирование компетенций в процессе обучения студентов-бакалавров в юридической клинике // Научно-исследовательские публикации. 2014. №8(12). С. 78-82.
11. Кулеева И.Ю. Правовое регулирование и криминалистическое обеспечение расследования нераскрытых преступлений прошлых лет: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.09. Челябинск, 2011. 23 с.
12. Сплавская Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. 2012. № 2. С. 42-47.
13. Сплавская Н.В., Ветрила Е.В. Проблемы организации расследования уголовных дел о преступлениях, отдельные акты которых или действия соучастников совершены в разных местах // Science Time. 2016. № 2 (26). С. 535-538.
14. Яковлева-Чернышева А.Ю. Инновационная структура организации научно-исследовательской деятельности вуза / А.Ю. Яковлева-Чернышева, Е.В. Беляева, И.Ю. Якунина // Управление и экономика в XXI веке. - 2014. - №1. - С. 51-58.
Разливинская Н.А.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Являясь одной из важных составляющих процесса формирования личности будущего специалиста, образование подразумевает не только усвоение знаний, но и развитие гармонично развитой личности. Данный постулат гуманистической педагогики реализуется в формировании особой образовательной среды, активизирующей познавательные процессы обучающихся, создающей наиболее оптимальные условия для усвоения знаний, где в процессе образования происходит формирование жизненной позиции человека, осуществляется ее самореализация, самоутверждение и саморазвитие [1]. Особую остроту данная проблема приобретает в высших учебных заведениях экономической направленности, которые готовят специалистов, в будущем имеющих ключевое влияние на развитие и процветание страны.
С точки зрения построения гармонично развитой личности в образовательной среде ВУЗа основной целью педагогов становится формирование междисциплинарных связей между узкоспециальными дисциплинами и дисциплинами гуманитарного цикла, создавая оптимальные условия для развития студентами основных компетенций [2]. Только комплексное использование данных различных наук позволяет сформировать стойкие знания и повысить мотивацию обучающихся. Целью изучения дисциплины «Английский язык» в экономическом вузе является изучение практических аспектов владения разговорной речью и языком специальности как средства учебы в контексте межкультурной компетенции и профессионального общения. А эффективная работа по специальности на уровне мировых стандартов невозможна без знания специализированной лекси-