Научная статья на тему 'К вопросу о практической составляющей в процессе обучения в вузах юристов-бакалавров'

К вопросу о практической составляющей в процессе обучения в вузах юристов-бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / COMPETENCE-BASED APPROACH IN HIGHER EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / СТУДЕНТЫ-ЮРИСТЫ / LAW STUDENTS / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / БАКАЛАВРИАТ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / EDUCATIONAL PRACTICE / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / INDUSTRIAL PRACTICE / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / LEGAL CLINIC / ПРАВОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ ЮРИСТОВ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ELECTRONIC DOCUMENT FLOW / BACHELOR PROGRAMME / LEGAL COUNSELLING / ELECTRONIC PROFESSIONAL CLUB OF LAWYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружинина Анна Валентиновна

В статье исследуется практическая составляющая в процессе обучения в вузах юристов-бакалавров. Прохождение учебной и производственной практик в вузах имеет целью освоение студентами всех необходимых компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат). Практика юристов-бакалавров может проводиться как в структурных подразделениях вуза, так и на базе внешних профильных организаций, с которыми у вуза есть договоры о сотрудничестве. Особое внимание в статье уделяется юридической клинике, правовому консультированию, включая консультирование в рамках электронного профессионального клуба юристов на официальном сайте Международного инновационного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PRACTICAL COMPONENT IN THE PROCESS OF EDUCATION OF LAW BACHELORS AT UNIVERSITIES

The article studies the practical component in the training process of Law Bachelors at universities. Conducting educational and industrial practices in higher education establishments aims at the development of all the necessary competences in students in compliance with the federal state educational standards in the profile «Law» (Bachelor). Practice of Law Bachelors can take place either in the structural departments of the university, and on the basis of external specialized organizations with which the university has cooperation agreements. Particular attention is paid to the legal clinic, legal counseling, including counseling within the e-club professional lawyers on the official website of the International Innovative University.

Текст научной работы на тему «К вопросу о практической составляющей в процессе обучения в вузах юристов-бакалавров»

педагогика

Дружинина А.В.

к вопросу о практической составляющей в процессе обучения в вузах юристов-бакалавров

Практическая составляющая в процессе обучения юристов-бакалавров в вузах занимает весомое место в соответствии с требованиями феодального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат) (далее - стандарт). Идеи о значимости практического компонента и необходимости формирования компетенций в системе высшего образования неоднократно высказывались в трудах отечественных и зарубежных ученых [1,2,3,4].

Компетентностный подход в высшем образовании в своей основе предполагает, что студент-юрист в процессе обучения должен освоить определенную совокупность компетенций, что позволит ему стать профессионалом в сфере юриспруденции и быть востребованным на рынке труда после получения диплома бакалавра [6].

В процессе обучения в вузе студенты-юристы проходят учебную и производственную (включая преддипломную) практики. Непосредственно виды, сроки прохождения учебной или производственной практики регламентируются внутренними локальными документами вуза на основе требований стандарта. Учебная практика, как правило, в соответствии с графиком учебного процесса проходится студентами на 1-2 курсах. Учебную практику студенты могут проходить как в структурных подразделениях вуза, так и на внешних базах практик. Производственную практику (включая преддипломную) студенты чаще всего проходят на 3-4 курсах на базе сторонних профильных организаций.

Программами практик должно быть четко установлено, какие компетенции должен усвоить студент-юрист в процессе прохождения практики. Вузы для реализации требований стандарта должны обеспечить обручающимся (как на своей базе, так и на базе профильных организаций) возможность прохождения ими

практики и освоения необходимых компетенций. Данное условие достигается путем создания в вузах юридических клиник, бизнес-инкубаторов, электронных правовых консультационных центров, а также путем заключения договоров о сотрудничестве в сфере прохождения практики с профильными внешними организациями и др. [15].

Юридическая клиника как неотъемлемый элемент в практической подготовке студентов уже давно и успешно применяется вузами, осуществляющими подготовку юристов-бакалавров [8].

Наиболее важной составляющей клинического юридического обучения является непосредственно сам процесс правового консультирования студентами граждан [9]. здесь на обучающихся и их наставниках лежит особая ответственность за качество консультации, которое позволяет сделать вывод о профессиональной подготовке студентов и об организации процесса клинического обучения в целом, так как консультирование представляет собой завершающий этап обучения студентов в юридической клинике: ему предшествует изучение законодательства, судебной практики, научной литературы [11]. Важными для процесса правового консультирования являются и занятия по психологии общения, русскому языку и культуре речи, профессиональной этике.

Процесс правового консультирования включает в себя не только непосредственно само консультирование по правовым вопросам, но и подготовку различных юридических документов: договоров, жалоб, претензий, исков и т.д. Поэтому так и важна должная теоретическая подготовка по гуманитарным и специальным дисциплинам.

В настоящее время классическое правовое консультирование граждан при личном приеме граждан постепенно утрачивает свою преобладающую роль. Все большее значение приобретают электронные консультации по правовым вопросам с помощью интернет ресурсов [12]. По интересующему юридическому вопросу в любой поисковой системе в сети Интернет, граждан готовы проконсультировать сотни юридических контор. Однако за качество полученной консультации при таком обращении ответственности никто не несет.

Вузы призваны государством решать вопросы качественного оказания правовых услуг населению на безвозмездной основе. Поэтому идя в ногу со временем, на официальных сайтах вузов, осуществляющих подготовку студентов-юристов, необходимо открывать электронные центры правового консультирования, где обучающиеся будут выступать и в роли учеников (обучаясь процессу консультирования и составления необходимой правовой документации) и в роли наставников при консультировании. И здесь особая роль должна отводиться качеству оказываемых услуг: к правовому консультированию должны допускаться только наиболее теоретически и практически подготовленные обучающиеся под руководимом опытного преподавателя-наставника.

При такой организации особую роль приобретает электронный документооборот и так называемая ситуация «одного окна», которую уже не один год внедряют в России в различные структуры власти.

Система электронного документооборота должна учитывать потребности и населения и вуза и находить свое четкое закрепление в локальных актах вуза.

В качестве инновационного примера создания необходимых условий для прохождения студентами-юристами всех видов практик является деятельность электронного профессионального клуба юристов, созданного на сайте Международного инновационного университета [5]. Данный клуб представляет собой уникальную возможность для студента-юриста в любое удобное ему время проявить себя как в роли ученика, так и в роли наставника, оказывая правовые консультационные услуги его посетителям [7]. Круг обсуждаемых в клубе вопросов достаточно обширен. Для того, чтобы общение между участниками клуба было действительно профессиональным с соблюдением необходимых правил профессиональной этики, каждое сообщение в клубе проходит модерацию со стороны опытного преподавателя-наставника. В роли такого наставника выступают, прежде всего, специалисты-практики [13]. Общение в профессиональном клубе юристов является важным не только для студента, но и для представителей работодателей, так как позволяет им более тщательно подойти к выбору будущих сотрудников из числа студентов вуза.

Важную роль при прохождении практики играет должная теоретическая подготовка студентов-юристов: необходимо, чтобы студенты владели основными категориями и понятиями в сфере юриспруденции [14].

Для прохождения учебной практики вполне достаточно знаний из таких курсов, как: «Теория государства и права», «Правоохранительные органы», «Римское право», «Конституционное право», «Гражданское право», «Уголовное право», «Судебная система России», «Профессиональная этика», «Русский язык и культура речи», «Основы саморазвития личности» и других дисциплин, изучаемых в вузе на 1-2 курсах бакалавриата по направлению подготовки «Юриспруденция». Для освоения же студентами профессиональных компетенций в процессе прохождения ими производственной практики нужны более углубленные теоретические знания из иных материальных, а так же процессуальных отраслей права [10].

Важно отметить, что, только сочетая теоретические знания и практические умения и навыки можно говорить об освоении необходимых компетенций студентами-юристами.

литература

1. Берулава Г. А., Сагилян Э.М. Развитие коммуникативного потенциала студента / Г. А. Берулава, Э.М.Сагилян / Высшее образование в России. - 2014. - № 12. - С. 103-108.

2. Берулава Г.А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе / Г.А. Берулава // Вестник Университета Российской академии образования. - 2009. - № 1. - С. 21-35.

3. Берулава Г.А., Берулава М.Н. теория сетевого образования как новая методологическая платформа высшего образования / Г. А. Берулава, М.Н. Берулава

// Гуманизация образования. - 2012. - № 4. - С. 8-19.

4. Берулава М.Н. Принципы гуманизации образования / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2001. - № 1.

5. Дружинина A.B., Устинов Р.А. Инновационная образовательная среда вуза как основа формирования компетенций у студентов-бакалавров / В сборнике: Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. III Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 18-35.

6. Дружинина A.B. Некоторые аспекты становления и развития российского юридического образования // Education Sciences and Psychology.2016. № 3 (40). С. 112-116.

7. Дружинина A.B., Сплавская Н.В. Реализация сетевой концепции развития личности студентов-юристов в Международном инновационном университете // Право и образование. 2015. № 3.С. 63-67.

8. Дружинина A.B. Роль юридической клиники в подготовке востребованных специалистов-юристов на рынке труда / В сборнике: Современные научные достижения и инновационные технологии в гуманитарной и технических сферах: материалы внутривузовской научно-практической конференции для преподавателей и аспирантов. Международный инновационный университет. 2016. С. 187-192.

9. Дружинина A.B. Электронные образовательные технологии при реализации компетентностного подхода в подготовке юристов-бакалавров / B сборнике: Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 46-47.

10. Дружинина A.B., Сплавская H.B. Юридическая клиника как неотъемлемый элемент в практической подготовке юристов-цивилистов // Aктуальные проблемы гражданского права. 2016. № 1 (7). С. 240-237.

11. Дружинина A.B. Юридическое образование: вчера и сегодня // Гуманизация образования. 2016. № 2. С. 18-24

12. Кагосян A.Q, Дружинина A.B. Инновационные подходы к обучению юристов в гуманитарном вузе // Научные исследования и образование. 2015. № 19. С. 140-143.

13. Сплавская H.B. Aктивизация самостоятельной работы студентов средствами интернет-технологий в условиях реализации теории сетевого образования // Гуманизация образования. 2016. № 2. С. 19-23.

14. Сплавская H.B. Когнитивные стереотипы в правовой жизнедеятельности субъекта // Гуманизация образования. 2010. № 8. С. 28-31.

15. Яковлева-Чернышева A^. Некоторые проблемы системы высшего образования в России / B сборнике: Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях. 2015. С. 161-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.