УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС; КРИМИНАЛИСТИКА; ОПЕРАТИВНО_РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ_
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОЗЫСКА ЛИЦ, СКРЫВШИХСЯ ОТ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДСТВИЯ И СУДА Мищенко А.С.
Мищенко Андрей Сергеевич — студент заочного отделения, юридический факультет, магистерская программа: юрист в сфере уголовного судопроизводства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Москва
Аннотация: большинство проблем организации поиска скрывающихся преступников относятся к досудебной стадии уголовного процесса. Недостатки, вызванные субъективными причинами, могут быть устранены до судебного разбирательства. Ключевые слова: скрывшийся, подозреваемый, обвиняемый, мера пресечения.
Под скрывшимися лицами понимаются подозреваемые, обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из изолятора временного содержания, из-под конвоя полиции, из исправительных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, СИЗО, а также уклоняющиеся от исправительных работ. 1
Исходная информация о лицах, исчезнувших из органов дознания, следствия, от суда, поступает в Департамент внутренних дел, а факты оперативного досмотра регистрируются дежурными подразделениями городского и районного отделений полиции по месту их получения.
Для эффективного осуществления начальных поисковых работ сотрудники поисковых подразделений должны иметь как можно больше информации о разыскиваемом лице, его связях, склонностях, характеристиках психики, поведении, методах сокрытия и тому подобное. Даже в первых нормативных актах НКВД РСФСР, касающихся поисковой деятельности, говорилось: «Поиск не может происходить, если не все необходимые данные имеются о личности запрашиваемого лица».
В поисках подследственных, которые исчезли из расследования, в отношении которых была избрана мера пресечения, которая не связана с лишением свободы (письменное обязательство не покидать места, личная гарантия, залог и т. д.), активно участвуют следователи, принимающие участие в уголовном деле. До начала розыска следователь составляет:
1) решение объявить разыскиваемое лицо;
2) копию решения о привлечении обвиняемого в качестве ответчика и выборе превентивной меры;
3) сведения о личности запрашиваемого лица.
Эти документы передаются в базу поиска и служат основой для первоначальной поисковой деятельности пропавших без вести лиц.
Чтобы избежать розыска, обвиняемый:
- меняет свое местожительство;
- выходит за пределы России;
- подделывает документы, удостоверяющие личность;
- меняет внешний вид;
- совершает в другом регионе менее серьезное преступление с целью попасть в места лишения свободы и тем самым избежать большей участи;
- укрывается у родственников, знакомых, в специально оборудованных укрытиях. 2
1 Антонова Л.Г. и др. Цели и задачи уголовного судопроизводства с позиций обеспечения безопасности личности, общества и государства // Юридический мир, 2016. № 10. С. 34.
2 Батюк В.И., Гончар В.В. Предварительное следствие в органах внутренних дел: Учебное пособие / Глава 10. Организация и производство розыска обвиняемого (подозреваемого). М.: МосУ МВД России, 2017. С. 55.
Первоначальные меры розыска направлены на оперативное обнаружение и задержание разыскиваемых лиц. С этой целью осуществляется преследование тех, кто бежал, по горячим следам, проводя поисковые работы на земле, создавая посты, барьеры на маршрутах наиболее вероятного движения и засады в местах, где могут находиться разыскиваемые лица, ориентируя персонал других отделов ОВД, чтобы искать человека по следам, в том числе и посредством СМИ (пресса, радио, телевидение).
Для информирования общественности возле зданий ОВД в доступных местах выставляют стенды «Их обыскивают сотрудники полиции», также используются телепрограммы «Петровка, 38», «Преступность», «Дежурная часть» и т. д.
В периодических изданиях также имеются криминальные разделы, заголовки («Криминальная хроника», «Обзор происшествий», «Внимание, поиск», «Следователь просит помощи» и т.д.), где размещаются сведения о лице, подлежащем розыску, и его фотографии. Публикации и телевизионные сообщения сопровождаются контактными телефонами дежурного сотрудника, сотрудников следственной и оперативной группы.
В практике следственной работы часто возникают ситуации, когда есть нехватка информации, которая позволяет идентифицировать личность и местонахождение человека, совершившего убийство, кражу, ограбление, грабеж, дорожно-транспортное происшествие. В этих случаях публикация или объявление специального информационного сообщения в средствах массовой информации используются для получения исходной информации о человеке.
Если первоначальные меры не дают надлежащего результата, не позднее чем через 10 дней после получения розыска обвиняемого, за исключением срочных дел, сотрудник поисковой группы принимает решение о дальнейших действиях.
В случае побега социально опасных преступников, совершивших преднамеренные убийства, грабежи, террористические акты, вооруженные нападения, начальник полицейского управления может ввести в действие специальный план поиска «Сирена». Этот план позволяет координировать действия различных подразделений по размещению персонала, отображению постов и засад. Он определяет функциональные обязанности участников операции, систему экстренной связи, количество и состав поисковых групп и групп захвата и т. д. План позволяет надежно блокировать определенную территорию, контролировать транспортные коммуникации (станции, станции, аэропорты), проводят инспекции, чтобы установить разыскиваемых лиц для ориентации. В необходимых случаях план может вводиться и на территории нескольких административных образований или территорий субъекта Российской Федерации.
В то же время они могут использовать поддельные документы, проходить хирургические операции для изменения внешнего вида.
Организация поисковой активности скрывающихся преступников включает в себя набор поисковых, информационных и других мероприятий, проводимых субъектами поиска работы и направленных на обнаружение и физическое задержание правонарушителя.
Основными мерами по поиску преступников являются:
- проведение опроса родственников, соседей, коллег, знакомых с целью установления местонахождения, связей, маршрутов движения разыскиваемого лица;
- получение фотографий, видео, образцов почерка, групп крови желаемого;
- направление поисковых ориентиров на территории других ОВД, где может появиться желаемое лицо;
- проверка возможности обнаружения разыскиваемого лица среди задержанных и ареста;
- информирование других подразделений ОВД (патрульных и контрольно--пропускных пунктов, ГИБДД, паспортно-визовой службы) о признаках разыскиваемого лица;
- информирование о поиске места регистрации по месту рождения, в военкомате, жилищном отделе, финансово-кредитных структурах, в которые разыскиваемое лицо может обратиться за сменой имени, уходом с военной регистрации, продажей квартиры, выводом средств;
- анализ карточек отпечатков пальцев информационного центра с отпечатками пальцев и другой идентификационной информацией;
- обращение через средства массовой информации с просьбой о помощи в поиске искомого лица;
- в необходимых случаях наложение ареста следователем на почтовую и телеграфную корреспонденцию, адресованную лицу. 1
1 Кохан А.В. Взаимодействие следователя со сведущими лицами. Воронеж: Изд. полиграф. центр Воронеж. госуд. ун-та, 2016. С. 25.
В процессе осуществления основных видов деятельности может быть получена дополнительная ориентирующая информация о запрашиваемом лице, на основе которой предлагаются варианты и может быть разработан план дополнительных мер.
Наиболее эффективными и распространенными организационными формами поиска являются совместное планирование с подразделениями, участвующими в поиске, взаимное направление поисковых задач, ориентации, систематическое совместное проведение ОРМ (рейды, операции).
Поскольку поиск лиц, бежавших из органов дознания, расследования, суда и отбывания наказания, является сложным процессом, его эффективность во многом зависит от степени участия в нем различных подразделений, что в значительной мере проявляется в сложных операциях. Наиболее распространенными сложными операциями являются «Кочевник», «Кольцо», «Поиск» и т. д. Во всех этих операциях при оценке результатов учитывается количество искавших людей.
Целями оперативно-профилактической операции «Поиск» являются: интенсификация поиска лиц, исчезнувших из органов дознания, расследования, суда и наказания, пропавших без вести, идентификации по неопознанным трупам, личности пациентов и детей, по состоянию здоровья или возраста может предоставить информацию о себе.
Для поиска людей, которых обвиняют в совершении преступлений, вызывающих массовый общественный резонанс, операция «Поиск» может проводиться в межгосударственном масштабе.
Особой категорией лиц, подлежащих обыску, является человек, уклоняющийся от уголовного наказания. К ним относятся задержанные, которые находятся в СИЗО, и осужденные, отбывающие наказание по приговору суда в исправительных учреждениях и совершившие побег из них. В то же время побег из мест лишения свободы и уклонение от отбывания лишения свободы являются независимыми формами преступлений, за которые предусмотрена ответственность по ст. 313, 314 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В случаях уклонения от уголовного наказания арестованных и осужденных начальная поисковая деятельность осуществляется подразделениями пенитенциарных учреждений ФСИН. Детективные подразделения УВД оказывают им помощь в соответствии с ранее разработанными совместными планами и руководствуются документами, представленными для максимальной эффективности поиска.
Когда убегающие - лица, отбывающие наказание, не связанное с изоляцией (исправительная, обязательная работа), первоначальные меры проводятся инспекцией, на которой они зарегистрированы. Если в течение 30 дней в результате этих действий местонахождение лица не будет установлено, инспекция направляет в суд идею замены принудительного и исправительного труда более строгой формой наказания.
В последние годы в организации правоохранительных органов накопился ряд проблем по розыску лиц, бежавших из органов дознания, следствия и суда, а также прокурорского надзора в этой сфере. Некоторые из них могут быть решены доступными средствами, другие требуют законодательного урегулирования.
В то же время в организации правоохранительных органов остаются две группы проблем поиска лиц, бежавших из органов дознания, следствия и суда. Одна из них относится к этапу досудебного уголовного производства и включает вопросы взаимодействия следователя (дознавателя) с оперативными отделами органов внутренних дел. Другая - на стадии судебного разбирательства по уголовному делу и затрагивает вопросы взаимодействия суда, прокурора, оперативных подразделений органов внутренних дел и судебных приставов в случаях, когда ответчик сбежал из суда или по месту его жительства неизвестно. 1
В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 209 Уголовно-процессуального кодекса следователь определяет место нахождения подозреваемого (обвиняемого), а если он исчез, принимает меры к его обнаружению. Таким образом, роль следователей в организации и проведении розыска скрытых преступников на досудебной стадии уголовного дела является основополагающей. Однако сегодня мы все чаще сталкиваемся с их незаинтересованностью в поисках преступников во время расследования. Типичными недостатками в работе следователей по организации розыска лиц, скрывающихся от следствия, являются:
- непредоставление исчерпывающей информации о разыскиваемом лице подразделениям розыска органа внутренних дел;
1 Соловьев А.Б. Проблемы совершенствования общих положений уголовно-процессуального законодательства России / А.Б. Соловьев, М.Е. Токарева. М.: Юрлитинформ, 2014. С. 129.
72
- отсутствие документов, подтверждающих, что следователь принял меры по розыску подозреваемого (обвиняемого) и привлечению его к следственным действиям (повесток, постановления о дисквалификации, отчетов сотрудников органа внутренних дел);
- неспособность уведомить или несвоевременное уведомление органа, проводящего обыск, найти разыскиваемого преступника или получить информацию о его местонахождении;
- несвоевременное объявление в поиск;
- необоснованное объявление в поиск. 1
Существенной проблемой взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел со следователями и дознавателями в розыске скрытых преступников является невозможность предоставить исчерпывающую информацию о разыскиваемом лице, когда он находится в розыске. Зачастую информация о возможном местонахождении исчезнувшего лица, его связях, особых знаках, одежде правонарушителя, характеристиках человека (поведенческие особенности) не отправляется в оперативные подразделения, что отрицательно сказывается на своевременности комплекса оперативных результатов поиска. Постановления следователей о розыске подозреваемых (обвиняемых) в этих случаях характеризуются скудными неполными сведениями о таких лицах и местах их предполагаемого нахождения, что лишает оперативные подразделения возможности организовывать и эффективно выполнять свои поисковые мероприятия. Впоследствии материалы уголовных дел изучаются оперативным персоналом, и этот недостаток устраняется, но это требует времени. Но если на начальном этапе поиска имеется хотя бы некоторое взаимодействие между следователями и оперативными подразделениями (представление данных о личности запрашиваемого лица, обстоятельствах совершенного преступления, круге друзей и знакомых, установленных во время следствия), то в дальнейшем любое участие в обыске следователь, как правило, не принимает.
Не всегда законными являются решения следователей и следователей о приостановлении уголовных дел в связи с розыском подозреваемых и обвиняемых. Имеются факты несоблюдения требований части 5 ст. 208 КПК о производстве всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого. Материалы дела в этих случаях не включают ответы на запросы от медицинских учреждений, морга, кредитных учреждений, сотовых компаний, всех свидетелей не допрашивают, индивидуальные задания остаются без надлежащего исполнения.
Зачастую розыск обвиняемого не основывается на факте уклонения подозреваемых и обвиняемых лиц от явки следователю или следователю, а до окончания предварительного следствия, что приводит к несвоевременному началу обыска и фактически дает лицу от 2 - 3 недель до 2 месяцев, чтобы вырваться из органов предварительного следствия.
В ходе осуществления надзорной деятельности прокуроры также раскрывают факты необоснованного объявления лиц, не имеющих статуса подозреваемых или обвиняемых в нарушениях закона органами предварительного расследования. В результате мер, принятых прокуратурой, такие нарушения закона больше не допускаются.
Также имеется недостаток в поиске людей, которые бежали из органов дознания, следствия и суда, проводимом сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел. Ведомственные акты МВД России перед органами внутренних дел ставили задачу выявления и пресечения намерений отдельных лиц бежать из следственных и судебных органов. В то же время такая работа действительно проводится только с лицами, содержащимися под стражей в одиночных камерах. Оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления и пресечения намерений исчезнуть с лицами, в отношении которых в ходе предварительного следствия были избраны другие превентивные меры, на практике не выполняются. Случаи возбуждения оперативными подразделениями в следственных органах лишения свободы лиц, привлеченных к уголовной ответственности, являются едиными и свидетельствуют об отсутствии систематической работы в этом направлении.
Есть необходимость констатировать факт, что ведомственный контроль со стороны руководства органов внутренних дел не всегда адекватен требованиям поиска скрытых преступников, что влияет на эффективность поиска. Работа по поиску этой категории людей не является приоритетной задачей в работе полиции, где основное внимание уделяется раскрытию преступлений, прежде всего тех, которые относятся к категориям тяжких и особо тяжких.
Случаи поиска руководителей территориальных органов внутренних дел изучаются не на систематической основе, а не в полном объеме. В случаях, когда даются инструкции для
1 Уголовный процесс: учебник для вузов / отв. ред. А.В. Гриненко. 3-е изд., перераб. М.: Норма, 2013. С. 199.
выполнения конкретных мер, их выполнение, как правило, не контролируется. Зачастую инструкции по делам о розыске руководителей органов внутренних дел приводятся в форме изложения фактов нарушений, совершенных сотрудниками уголовного розыска или формально - «активируют работу», «принимают меры к розыску» и игнорируются сотрудниками отдела уголовного розыска. Отсутствие постоянного контроля со стороны руководства органов внутренних дел за деятельностью подчиненных на практике приводит к хаотическому и бессистемному поиску.
Обращает на себя внимание тот факт, что из года в год доля нерешенных проблем по поиску людей остается примерно на том же уровне (20 - 25%). Несоответствия в организации обыска сотрудниками правоохранительных органов и недостатках прокурорского надзора в этом направлении, безусловно, влияют на конечный результат. В то же время анализ ситуации позволяет сделать вывод о том, что основной причиной нынешней ситуации являются ограниченные средства, предоставленные законодателем органам, ищущим скрытых преступников.
Согласно ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» независимыми основаниями проведения оперативно-розыскной деятельности являются сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или об уклонении от уголовных санкций, ставших известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В то же время, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и других сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища, разрешается на основании решения суда. 1
Таким образом, информация о лицах, скрывающихся от органов дознания, расследования и суда, которые стали известны органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не может служить оправданием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. Это означает, что при поиске сбежавших преступников эффективные средства, такие как прослушивание телефонных разговоров и управление корреспонденцией, неприменимы. Кроме того, часть 9 ст. 8 Закона содержит прямой запрет на использование этих видов оперативно-розыскной деятельности с целью отслеживания. Выход из этого - внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», который расширит перечень оснований для проведения оперативно -розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, в том числе поиск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда.
Наиболее эффективными мерами по поиску скрывающихся преступников из оперативных подразделений, имеющихся в настоящее время в арсенале, являются гражданские опросы, запросы, компиляция карт поиска информации и других оперативных справочных документов. В этом случае использование других операционных документов и поисковых систем позволяет найти не более 12-15% требуемых предметов. Использование такой оперативно-розыскной деятельности, как наблюдение, на практике крайне редко.
Анализ случаев поиска позволяет выделить следующие наиболее характерные нарушения закона в работе сотрудников уголовного розыска в поисках скрытых преступников:
- несвоевременное установление случаев поиска;
- необоснованное прекращение поиска;
- другие нарушения (отсутствие ведомственного контроля, незавершенность и несвоевременные меры поиска), которые составляют подавляющее число обнаруженных нарушений. 2
Наиболее всего по эффективности - это федеральный и международный поиск, потому что заявленные в нем лица, появляются на всех оперативно-справочных и поисковых записях. В то же время розыск лиц, для которых была выбрана мера пресечения, не связанная с задержанием, менее эффективна, поскольку в этом случае при выявлении лица, к которому обращена просьба, оперативный сотрудник может лишь объяснить причины и последствия за неявку лица, обязанного явиться в следственные органы или в суд. Это, однако, не решает задачу
1 Батюк В.И., Гончар В.В. Предварительное следствие в органах внутренних дел: Учебное пособие / Глава 10. Организация и производство розыска обвиняемого (подозреваемого). М.: МосУ МВД России, 2017. С. 56
2 Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. М.: ИНФРА-М, 2015. С. 47.
74
поиска, которая заключается в обеспечении реального присутствия человека на судебном заседании или следственных действиях.
Для решения проблемы установления местонахождения подсудимых, уклоняющихся от явки в суд, представляется необходимым внести соответствующие изменения в законодательство, согласно которым на начальном этапе розыска подсудимых (проверка возможных мест пребывания, наведение справок и т.д.) В то же время целесообразно искать подсудимых - это одна из приоритетных задач службы судебных приставов.
Таким образом, большинство проблем организации поиска скрывающихся преступников относятся к досудебной стадии уголовного процесса. Недостатки, вызванные субъективными причинами, могут быть устранены мерами, принятыми прокурорами. Об этом свидетельствуют положительные тенденции, наблюдаемые в стране по количеству разыскиваемых лиц, эффективность работы органов предварительного следствия. Однако некоторые из проблем, как упоминалось выше, требуют совершенствования правового регулирования и вмешательства в законодательство.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Собр. законодательства Рос. Федерации, 2017. № 4. Ст. 445.
2. Алешкина Т.Н. Использование научно-технических средств и методов в розыскной деятельности следователя. Дис. канд. юр. наук. М., 2013. 189 с.
3. Антонова Л.Г. и др. Цели и задачи уголовного судопроизводства с позиций обеспечения безопасности личности, общества и государства. Юридический мир, 2016. № 10. С. 34 - 37.
4. Абрамочкин В.В., Коршунов С.Л. Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда и отбывания наказания: учеб. пособие. 2-е изд. Брянск, 2012. 111 с.
5. Батюк В.И., Гончар В.В. Предварительное следствие в органах внутренних дел: Учебное пособие. Глава 10. Организация и производство розыска обвиняемого (подозреваемого). М.: МосУ МВД России, 2017. С. 55 - 68.
6. Дубягин Ю.П., Дубягина О.П. Проблемы розыска без вести пропавших. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2013. 218 с.
7. Кохан А.В. Взаимодействие следователя со сведущими лицами. Воронеж: Изд. полиграф. центр Воронеж. госуд. ун-та, 2016. 50 с. Руководство для следователей. Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. М.: ИНФРА-М, 2015. 147 с.
8. Соловьев А.Б. Проблемы совершенствования общих положений уголовно-процессуального законодательства России. А.Б. Соловьев, М.Е. Токарева. М.: Юрлитинформ, 2014. 304 с.
9. Уголовный процесс: учебник для вузов. Отв. ред. А.В. Гриненко. 3-е изд., перераб. М.: Норма, 2013. 576 с.
ПОЧЕМУ СБЫТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ХОДЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СЧИТАЕТСЯ ОКОНЧЕННЫМ СОСТАВОМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ? Каданцев В.А.
Каданцев Вячеслав Александрович — магистрант, кафедра уголовного права, Международный юридический институт, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы квалификации сбыта наркотических средств, совершенного в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Ключевые слова: покушение на сбыт наркотических средств, оконченный состав преступления, проблемы квалификации при сбыте наркотических средств.
Начну свою статью с теории. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 30 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» [1, 2] законодатель дополнил пункт 13.1, указав, что диспозиция части 1 статьи 228.1 УК РФ [3] не предусматривает в качестве