Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ-ГРАФИКОВ'

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ-ГРАФИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОДГОТОВКА ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ / РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тютюнник Н.С., Чвала М. С.

В статье рассматривается проблема развития экологических компетенций будущих бакалавров профиля подготовки «Графический дизайн» в процессе обучения. Раскрыт потенциал проектной деятельности для развития экологической компетентности как условия становления творческой личности, осознающей всю серьёзность сложившейся экологической ситуации, способной к осуществлению деятельности, направленной на решение существующих экологических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL COMPETENCIES IN THE TRAINING OF FUTURE GRAPHIC DESIGNERS

The article considers the problem of the development of environmental competencies offuture bachelors of «Graphic Design» training profile in the educational process. There is the potential of project activities for the development of environmental competence as a condition for the formation of a creative personality who is aware of the seriousness of the current environmental situation, capable of carrying out activities aimed at solving existing environmental problems is revealed in the article.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ-ГРАФИКОВ»

УДК 378:7.05-051:74 ТЮТЮННИК Н.С.

студент, 4 курс, направление подготовки 54.03.01 «Дизайн», профиль подготовки «Графический дизайн», Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Ялте E-mail: nattie.tyutyunnik@gmail.com ЧВАЛА М. С.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Ялте E-mail: marina_chvala@mail.ru

UDC 378:7.05-051:74 TYUTYUNNIK N.S.

Student, 4rd year, training direction 54.03.01 «Design», training profile «Graphic design», Humanities and Education Science Academy (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta E-mail: nattie.tyutyunnik@gmail.com CHVALA M.S.

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Department of Fine Arts, Teaching Methods and Design, Humanities and Education Science Academy (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta E-mail: marina_chvala@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ-ГРАФИКОВ DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL COMPETENCIES IN THE TRAINING OF FUTURE GRAPHIC DESIGNERS

В статье рассматривается проблема развития экологических компетенций будущих бакалавров профиля подготовки «Графический дизайн» в процессе обучения. Раскрыт потенциал проектной деятельности для развития экологической компетентности как условия становления творческой личности, осознающей всю серьёзность сложившейся экологической ситуации, способной к осуществлению деятельности, направленной на решение существующих экологических проблем.

Ключевые слова: экологические компетенции, компетентностный подход, подготовка графических дизайнеров, развитие экологических компетенций.

The article considers the problem of the development of environmental competencies offuture bachelors of «Graphic Design» training profile in the educational process. There is the potential of project activities for the development of environmental competence as a condition for the formation of a creative personality who is aware of the seriousness of the current environmental situation, capable of carrying out activities aimed at solving existing environmental problems is revealed in the article.

Keywords: еnvironmental competence, competency-based approach, training of graphic designers, environmental competence development.

Существующие проблемы, связанные с современной экологической ситуацией, требуют перестройки мышления человечества. В мировом воспитании экологического мышления дизайн занимает далеко не последнюю нишу. Именно с помощью графического дизайна мировое сообщество привлекает внимание общественности к существующим проблемам. Возникает необходимость поиска наиболее эффективных методов формирования экологической компетентности у обучающихся, в частности, у будущих графических дизайнеров.

Главной целью исследования является определение путей развития экологических компетенций у будущих графических дизайнеров в процессе обучения.

Сложившийся экологический кризис, зарождаясь с, казалось бы, незначительных местных региональных экологических вопросов, прогрессировал до полномасштабных проблем, оказывающих колоссальное негативное влияние как на отдельного индивидуума и его здоровье, так и на всю нашу среду обитания. Сегодня перед человечеством стоит ряд открытых вопросов, которые требуют незамедлительных решений. По-прежнему актуальна реализация принципов устойчивого развития биосферы, развитие экономики и гражданского общества, сохране-

ние и восстановление природных ресурсов, регулирование их использования. Все это способен сделать человек, который понимает всю серьёзность ситуации, осознаёт значимость действий, предпринимаемых для решения существующих проблем.

Проблема развития экологической компетентности студентов - предмет исследования многих учёных. Аспекты экологической компетенции изучали А. А. Вербицкий, С. А. Глазачев, С. Д. Дерябко, В. А. Кобылянский, В. В. Пасечник, В. А. Ясвин и другие учёные. Большинство работ посвящено вопросам экологического образования и воспитания в рамках вузов. Однако, несмотря на актуальность, остаются недостаточно разработанными идеи реализации компетентностного подхода по отношению к проблеме формирования экологических компетенций студентов, в частности, будущих бакалавров профиля подготовки «Графический дизайн».

Многие учёные в своих трудах обращались к изучению вопросов формирования и развития экологических компетенций обучающихся, однако существующие определения экологической компетенции, как и характерные особенности её развития в процессе профессиональной подготовки представлены разноаспектно. Согласно

© Тютюнник Н.С., Чвала М.С. © Tyutyunnik N.S., Chvala M.S.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Д. С. Ермакову, экологическая компетенция - это «осознанное, осмысленное овладение теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решения, нравственными нормами, ценностями, традициями в ходе личностно и социально значимой экологической деятельностью и приобретение на этой основе опыта решения экологических проблем» [4]. Им выделены ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и практически-деятельностный компоненты компетенции и выявлены особенности её формирования [5, с. 86-90]. Глазачева А.О. определяет экологическую компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков), необходимых для осуществления различных видов практической деятельности с позиций ее экологической целесообразности» [2, с. 8]. Она определила критерии (эмоционально-оценочный и мировоззренческий) и показатели экологической компетентности студента-дизайнера - мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический, рефлексивный. Л.Е. Пистуновой выделены критерии (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический) и ряд показателей сформированности экологической компетентности [7]. Среди компонентов экологической компетентности, выделенных В.А. Даниленковой, -эколого-когнитивный, этически-социальный, эколого-мотивационный, профессионально-поведенческий

[3]. Ф.С. Гайнуллова выделила мотивацион-ную, эмоционально-волевую, интеллектуальную и предметно-практическую подструктуры экологической компетентности [1]. А.И. Новик-Качан в процессе исследовательской деятельности выявила следующие компоненты: мотивационно-ценностный, методологический, познавательно-информационный и прогностический [6]. Из этого следует вывод, что понятие «экологическая компетенция» различными учёными понимается по-разному. Однако можно выделить основную черту компетенции - осознание человеком смысла социальной и личностной значимости во внесении посильного вклада в решение различных экологических проблем. Опираясь на труды учёных, можно судить о структурной неоднородности экологической компетенции. Развитие экологической компетентности студентов раскрывается учёными, в основном, через освоение специально разработанных экологизированных курсов.

Согласимся с Н.Н. Моисеевым в том, что экологическое образование должно стать фундаментом любого современного образования. Повышение эффективности образования предполагает систему взаимодействия аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов.

Основная цель формирования экологических компетенций напрямую зависит от педагогической деятельности в воспитании экологической личности. Новое поколение должно быть носителем экологического сознания экоцентрического типа, обладать экологическим мышлением.

В процессе развития экологических компетенций обучающихся можно выделить две линии решения эко-

логический проблем: первая показывает сущность экологических противоречий и проблем, которые направлены на улучшение качества жизни; вторая включает в себя теоретические и практические способы определения и решения актуальных экологических проблем.

В процессе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров педагогами может использоваться фаси-литационный подход к обучению. При таком подходе преподаватель является проводником метода кейс-стади. Его деятельность должна быть направлена на повышение творческой активности при помощи дискуссий или за счёт использования игровых форматов, метода дерева решений, метода мозгового штурма.

Большой потенциал для развития экологической компетентности студентов-дизайнеров заложен в проектной деятельности, когда ведётся работа над разработкой и внедрением экологических проектов, направленных на решение существующих экологических проблем. Обязательным этапом проектной деятельности является работа с литературой, что позволит обучающимся сделать самостоятельные заключения для дальнейшей разработки проектных предложений. Затем в процессе практической работы студенты учатся определять проблему, требующую поиска решения, планировать и осуществлять научно-исследовательскую, проектную деятельность. Могут использоваться как индивидуальная, так и групповые формы работы. Решение проектных задач позволяет студентам реализовать их творческие способности, интересы, внести посильный вклад в улучшение окружающей среды. В процессе работы могут использоваться следующие методы: «Мозговой штурм», «Brainsketching», «Brain-netting». Результатами проектной деятельности могут стать серия экологических плакатов, концептуальные арт-объекты, изделия из природных материалов, фирменные экологические сувениры, план реализации мероприятия на экологическую тематику; буклеты, комиксы по основам экологичного поведения; гайды и чек-листы для формирования экологически ответственное поведения населения; пособия, информационный сайт и электронные презентации о существующих региональных проблемах и способах их решения; система визуальных коммуникаций экологического мероприятия.

Такая работа способствует повышению мотивации обучающихся к участию в мероприятиях по улучшению качества окружающей среды, становлению ценностных ориентаций, осознанию смыслов экологической деятельности, развитию личностных качеств, умений и навыков, ориентированных на бережное использование ресурсов, готовность к участию в мероприятиях, направленных на сохранение природной среды. Деятельность дизайнера «способна сформировать гармоничную визуально-коммуникативную среду, преобразовать экономическую, социальную, культурную, образовательную и другие сферы жизни» [8, с. 37]. Грамотно обученный дизайнер-график со сформированными экологическими компетенциями может нести информацию миру таким образом, чтобы каждый человек смог задуматься о

вопросах экологии. Ведь экологическая неграмотность, неосведомлённость основной части населения, неумение предвидеть последствия вмешательства человечества в природу - основные причины того, что происходит сейчас с экологической ситуацией в мире.

Сегодня всё больше компаний принимают участие в поиске путей решения существующих проблем, ставя перед дизайнерами ряд задач, среди которых поиск оптимальных средств для повышения эффективности посыла фирмы, мотивации социума к активному участию в будущем планеты [9, с. 239]. С каждым годом всё больше дизайнеров применяют экологические принципы в своей работе. Отметим, что важным фактором эффективности обучения студентов-дизайнеров служит интеграция образовательной и творческой деятельности. В настоящее время растёт активность и заинтересованность будущих дизайнеров в области экологии, что помогает формировать новые ценности и корректировать нравственные установки студентов.

Анализ научных трудов показал, что остаются разрозненными структура, уровни, критерии сформиро-ванности экологической компетентности, что связано с активным научным поиском этой категории. Существуют различные взгляды на пути её формирования. Развитие

компетенции зачастую предполагает изучение специальных интегративных образовательных модулей. Таким образом, необходимо актуализировать программы учебных дисциплин, добавив компоненты, направленные на целенаправленное развитие экологических компетенций.

Обучение должно включать в себя не только теоретическую часть, но и практическую, направленную на работу над реальными проектами, в которой студенты-дизайнеры смогут продемонстрировать полученные знания, пропущенные сквозь призму собственного творческого видения мира. При проектной деятельности необходимо повышать заинтересованность обучающихся за счёт постановки эмоционально привлекательных целей работы над реальными экологическими проектами, поддерживая намерения, стимулировать к активной деятельности, что позволит им сформировать экологические компетенции, экологическое мировоззрение, и экологическую культуру.

Интеграция экологической составляющей в образовательной системе и развитие экологической компетентности у студентов-дизайнеров позволит улучшить качество образования, поспособствовать принятию эффективных решений, учитывая экологические факторы.

Библиографический список

1. Гайнуллова Ф. С. Формирование экологической компетентности у будущих учителей начальных классов в условиях вуза : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гайнуллова Фазиля Салиховна. М., 2004. 163 с.

2. Глазачева А. О. Формирование экологической компетентности будущих дизайнеров в профессиональной подготовке : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Глазачева Алина Олеговна. М., 2009. 24 с.

3. Даниленкова В. А. Формирование экологической компетенции у студентов технического вуза : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Даниленкова Валентина Анатольевна. Калининград, 2005. 122 с.

4. Ермаков Д. С. Формирование экологической компетенции учащихся : монография / Д. С. Ермаков. М. : РУДН, 2008. 159 с.

5. Ермаков Д. С. Экологическая компетенция учащихся: содержание, структура, особенности формирования / Д. С. Ермаков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 1. С. 86-91.

6. Новик-Качан А. И. Формирование экологической компетентности студентов в системе дополнительной квалификации «преподаватель» : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Новик-Качан Александр Иванович. Ставрополь, 2005. 196 с.

7. ПистуноваЛ.Е. Формирование экологической компетентности студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Пистунова Лариса Евгеньевна. Кемерово, 2006. 233 с.

8. ЧвалаМ. С. Формирование конкурентоспособности будущих бакалавров в области графического дизайна : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Чвала Марина Станиславовна. Ялта, 2019. 219 с.

9. ЧвалаМ. С. Экологичность в визуальной айдентике фирм / Н. С. Тютюнник, М. С. Чвала // Актуальные проблемы дизайн-образования в вузе : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (г. Орёл, 20 декабря 2018 г.). Под редакцией Е. А. Чертыковцевой. Орёл: Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева. С. 239-243.

References

1. Gaynullova F. S. Formation of environmental competence of future primary school teachers in higher education institutions: dis. ... PhD of рed. sciences: 13.00.08 / Gaynullova Fazilya Salikhovna. M., 2004. 163 p.

2. Glazacheva A. O. Formation of ecological competence of future designers in professional training: dis. ... PhD of рed. sciences: 13.00.08 / Glazacheva Alina Olegovna. M., 2009. 24 p.

3. Danilenkova V. A. Formation of ecological competence of students of technical higher education : dis. ... PhD of рed. sciences: 13.00.08 / Danilenkova Valentina Anatolyevna. Kaliningrad, 2005. 122 p.

4. ErmakovD. S. Formation of students' ecological competence: monograph / D. S. Ermakov. M.: RUDN, 2008. 159 p.

5. Ermakov D. S. Ecological competence of students: content, structure, features of formation / D. S. Ermakov // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics. 2008. № 1. Pp. 86-91.

6. Novik-KachanA. I. Formation of ecological competence of students in the system of additional qualification «teacher»: dis. ... PhD of рed. sciences: 13.00.08 / Novik-Kachan Alexander Ivanovich. Stavropol, 2005. 196 p.

7. Pistunova L. E. Formation of ecological competence of university students: dis. ... PhD of рed. sciences: 13.00.08 / Pistunova Larisa Evgenievna. Kemerovo, 2006. 233 p.

8. ChvalaM. S. Formation of competitiveness of future bachelors in the field of graphic design: dis. ... PhD of рed. sciences: 13.00.08 / Chvala Marina Stanislavovna. Yalta, 2019. 219 p.

9. Chvala M. S. Ecology in the visual identity of firms / N. S. Tyutyunnik, M. S. Chvala // Actual problems of design education in higher education : collection of materials of the all-Russian scientific and practical conference (Orel, December 20, 2018). Edited by E. A. Chertykovtseva. Orel: Orel State University named after I. S. Turgenev, Pp. 239-243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.