Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ'

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
развитие / двигательные действия / умственная отсталость / арт-терапия / пуантилизм / коррекция / development / motor actions / mental retardation / art therapy / pointillism / correction

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Штыренко Е.А., Шмонина О.Н.

В статье рассматриваются вопросы эффективности применения методики адаптивной физической культуры в комплексе с нетрадиционной методикой арт-терапии, В результате определено, что данная методика улучшают функциональное состояние дыхательного аппарата при бронхиальной астме у детей 10-12 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Штыренко Е.А., Шмонина О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MOTOR ACTIONS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MILD DEGR OF MENTAL RETARDATION

The article discusses the effectiveness of the adaptive physical culture technique in combination with an unconventional art therapy technique, as a result, it was determined that this technique improves the functional state of the respiratory apparatus in bronchial asthma in children 10-12 years old.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ»

УДК 37 Штыренко Е.А., Шмонина О.Н.

Штыренко Е.А.

Дальневосточная государственная академия физической культуры

(г. Хабаровск Россия)

Шмонина О.Н.

Дальневосточная государственная академия физической культуры

(г. Хабаровск Россия)

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы эффективности применения методики адаптивной физической культуры в комплексе с нетрадиционной методикой арт-терапии, В результате определено, что данная методика улучшают функциональное состояние дыхательного аппарата при бронхиальной астме у детей 10-12 лет.

Ключевые слова: развитие, двигательные действия, умственная отсталость, арт-терапия, пуантилизм, коррекция.

Актуальность:

На современном этапе развития общества увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. (Шипицина, Л.М. 2019).

По данным главного министерства просвещения Российской Федерации, в России зарегистрировано около 1,5 миллионов человек с умственной отсталостью, что составляет около 1% населения страны. Умственная отсталость встречается во всех возрастных группах, особенно часто среди детей. Около 70% всех случаев умственной отсталости выявляется у детей в возрасте до 18 лет (Минпросвещения России 25 января 2023).

В России насчитывается 370 учреждений, на базе которых обеспечивается реализация адаптированных общеобразовательных программ, 6 из них располагается в Хабаровском крае. 284 учреждения, из которых 4 располагается в Хабаровском крае, реализуют адаптированные программы профессионального обучения граждан с умственной отсталостью (Минпросвещения России 13 сентября 2021).

С самого начала обучения дети данной категории испытывают множественные затруднения, связанные не только с умственным развитием, но и с особенностями физического здоровья (Горская, И.Ю. 2018).

Психофизическое состояние определяет уровень здоровья, улучшаясь пропорционально развитию таких физических качеств как сила, скорость, выносливость, ловкость и гибкость (Ванюшкин, В.А. 2019, Козленко, Н.А. 2020).

В связи с этим, весьма актуальной и своевременной является теоретическая и практическая разработка новых методик формирования двигательных действий детей с лёгкой умственной отсталостью с целью восстановления сниженных функций организма и дальнейшей их успешной социализации.

Методология исследования базировалась на аналитическом обобщении известных научных результатов, обработке экспериментальных данных методами математической статистики, сопоставлении результатов педагогического эксперимента с соответствующими теоретическими результатами, а также с результатами полученными другими авторами.

В ходе работы было выявлено, что дети с лёгкой степенью умственной отсталости имеют отставание в формировании двигательных действий, требующее особого подхода для развития необходимых жизненных умений и навыков. Это делает актуальным поиски путей повышения эффективности существующих и создание более рациональных методик работы с такими детьми.

Определена целесообразность внедрения в программу физической подготовки детей с легкой степенью умственной отсталости усовершенствованной методики формирования двигательных способностей, включающей как традиционные средства адаптивной физической культуры, так и нетрадиционные воздействия.

В ходе нашего исследования был проведен теоретический анализ и обобщение литературных источников по вопросам выявления особенностей формирования двигательных действий у детей с умственной отсталостью. Были изучены и проанализированы методы и формы занятий адаптивной физической культурой с детьми с умственной отсталостью.

На основании изученного теоретического материала был разработан цикл специальных упражнений, способствующих формированию двигательных действий для детей младшего школьного возраста, имеющих отклонения в умственном развитии, который был реализован в ходе нашего эксперимента. В результате, которого была подобрана методика занятий адаптивной физической культуры на основе дифференцирования двигательной активности. Основная суть разработанной методики заключается в использовании дифференцированных средств адаптивной физической культуры совместно с нетрадиционной методикой арт-терапии.

В эксперименте приняло участие 14 школьников 8-10 лет с лёгкой степенью умственной отсталости, которые были поделены на контрольную и экспериментальную группы, не имеющие статистически значимых различий на начало эксперимента.

Занятия проводились три раза в неделю. Методика включала три этапа: начального разучивания действия, углубленного разучивания действия, результирующей обработки действий. Каждый этап содержал упражнения различного уровня сложности.

В частности: упражнения для коррекции ходьбы, упражнения для коррекции бега, упражнения для коррекции прыжков, лазанья и перелазания, упражнения для метания, освоение предметных действий с мячом.

Постепенное введение сложных упражнений на развитие координационных способностей сочеталось с нетрадиционной методикой -«пуантилизм», направленной на развитие мелкой моторики, ориентирования в пространстве и зрительно-моторной координации.

Занятия «пуантилизмом» проводились сразу же после урока адаптивной физической культуры, в течение 20 мин, когда дети с лёгкой степенью умственной отсталости рисовали помощью пальцев рук и с использованием ватных палочек. В результате комплексного воздействия у детей развивались не только физические качества, но и самостоятельность, настойчивость, усидчивость, инициатива, создавались положительные эмоции.

На начальном этапе рисунки были примитивные, лёгкие для восприятия: различные геометрические фигуры.

На второй неделе эксперимента примитивность рисунка сохранялась, но появлялась четкая цветовая гамма в соответствии с тематикой рисунка: один фрукт либо один овощ и т.д.

С каждым последующим занятием рисунки усложнялись. В конце эксперимента детям сами выбирали рисовать по шаблону или сочинять собственный рисунок.

В конце эксперимента практически по всем контрольным испытаниям наблюдались достоверные различия. Так, в пробе Ромберга различия составили почти 39%, Метание теннисного мяча в цель - 26%, в Челночном беге- 16%, простой зрительно-моторной реакции - 15% прохождении по гимнастической скамье - 12%.

Таблица 1. Сравнительная характеристика показателей экспериментальной группы до начала и после эксперимента.

Контрольные Испытания До эксперимента После Эксперимента Различие * Р

ед. %

Проба Ромберга (сек) 10=5— 1 5 9,4 47,24% 2,37В РХ),05

Челночный бег 3*10 ы (сек) 11.Ш.19 9,7=0,12 2,1 21,65% 1,743 РО0,05

Метание теннисного мяча в цель (кол-во раз) 2,31=0,27 3,5=0,25 1,19 34% 3.57Е РХ),05

Прохождение по гимнастической скамье (сек) 5,2=0,43 4,8=0,23 0,4 3,33% РО0,05

ПЗМР (см) 27,12=0,6 33,0=0,45 5,38 17,82% 7,327 РХ),05

При сравнении показателей экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента, три из пяти контрольных тестов имеют статистически достоверные различия.

Наиболее значительные изменения произошли в пробе Ромберага 47% и метание теннисного мяча в цель 34%.

Экспертная оценка выполнения общеразвивающих упражнений выявила по Гуцыковой С.В. - более значимые изменения отучаются в экспериментальной группе. Где средний балл вырос на 22%.

Так физические качества на конец эксперимента в экспериментальной группе значительно улучшились, когда в контрольной группе положительная динамика была незначительной, что говорит об эффективности разработанной методики.

Таким образом, разработанная методика положительно повлияла на освоение двигательных действий детьми младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости.

По нашему мнению, необходимо дальнейшее изучение вопросов, связанных с поиском эффективных средств коррекции двигательной активности школьников с умственной отсталостью и созданием условий для эффективной коррекции физического и психического состояния обучающихся коррекционных школ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. На первых занятиях необходимо обучить ребенка правильному выполнению задания, с каждым последующим занятием напоминать о технике выполнения упражнения (например, обучение «ласточке» - объяснить технику выполнения упражнения, обаятельно показать и на каждом последующем уроке перед началом выполнения элемента, проговаривать технику и четко следить за ее выполнением).

2. Упражнения следует выполнять совместно с детьми, показывая пример, вовлекая в учебный процесс.

3. При выполнении упражнений с повышенной сложностью следует по мере необходимости страховать ребенка, так что бы ребенок ощущал поддержку, но старался выполнять двигательное действия самостоятельно.

4. В занятиях адаптивной физической культурой рекомендуем использовать больше игр («Лови - бросай!», «Гуси - лебеди!», «День - ночь», «Пятнашки», «Морозка») и соревновательной деятельности («Кто точней», «Кто быстрей», эстафеты с использованием мячей, обручей, скамеек).

5. В подготовительной части урока по адаптивной физической культуре рекомендуем использовать подвижные игры направленные «заводные человечки», «руки - ноги», «карлики - великаны».

6. После занятия адаптивной физической культурой следует применять нетрадиционные методы реабилитации (арт-терапию «пуантилизм»). Во время занятия арт-терапией «пуантилизм» рекомендуется дать ребенку полную свободу действий. На начальном этапе занятий арт-терапии «пуантилизм» следует использовать лёгкие, понятные рисунки. С каждым последующим занятием следует усложнять рисунки при помощи использования более

сложных предметов. Также следует усложнять применение арт-терапии «пуантилизм» при помощи добавления в цветовую палитру, так называемых, «лишних» цветов не соответствующих тематике рисунка, что бы ребенок учился выбирать правильный цвет. В конце занятий рекомендуем обаятельно похвалить ребенка, вне зависимости от полученного результата, так как арт-терапия «пуантилизм» направлена не на результат, а на развитие мышления, фантазии, самореализацию и самозначимость, что особенно важно для детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

7. Рекомендуем использовать «пуантилизм» и другие формы арт-терапии в домашних условиях, занимаясь совместно с родителями.

8. Для улучшения аэробного воздействия рекомендуем 3-4 раза в неделю прогулки с детьми с лёгкой умственной отсталостью совместно с родителями.

9. Во время прогулок можно испиливать подвижные игры («Не урони мяч», «Не попадись», «Не урони шарик», «Морская фигура замри»).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гуцыкова, С.В. Метод экспертных оценок: теория и практика. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 144 с.;

2. Наумова, Е.В. и др. Влияние двигательной активности на физическую подготовленность обучающихся с нарушением интеллекта / Е.В. Наумова, Т.В. Фендель // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 3. - С. 72-74;

3. Сидорова В.В. Танец рисунка, голос линии, поэзия жизни. Интермодальная терапия экспрессивными искусствами. - М.: Генезис, 2020. -424 с.

Shtyrenko E.A., Shmonina O.N.

Shtyrenko E.A.

Far Eastern State Academy of Physical Culture (Khabarovsk, Russia)

Shmonina O.N.

Far Eastern State Academy of Physical Culture (Khabarovsk, Russia)

DEVELOPMENT OF MOTOR ACTIONS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MILD DEGR OF MENTAL RETARDATION

Abstract: the article discusses the effectiveness of the adaptive physical culture technique in combination with an unconventional art therapy technique, as a result, it was determined that this technique improves the functional state of the respiratory apparatus in bronchial asthma in children 10-12 years old.

Keywords: development, motor actions, mental retardation, art therapy, pointillism, correction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.