Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ'

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЧНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ / БРОСКИ МЯЧА В ЦЕЛЬ / МЯЧИ РАЗНОГО ВЕСА И РАЗМЕРА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ МЫШЕЧНЫХ УСИЛИЙ / ШКОЛЬНИКИ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Правдов Д.М., Правдов М.А., Корнев А.В., Никифоров Ю.Б.

Цель исследования - экспериментальное обоснование технологии развития точности двигательных действий у школьников 12-13 лет с легкой степенью умственной отсталости на основе применения бросков мяча в цель разного веса и размера из различных положений тела в пространстве. Методика и организация исследования. В научном исследовании использовались методы: анализ и обобщение научных работ по развитию точности двигательных действий; наблюдение, тестирование точности попадания в цель; педагогический эксперимент, методы математической обработки данных. Результаты исследования и их обсуждение. Разработана технология развития точности двигательных действий у школьников с легкой степенью умственной отсталости. Предложен блок упражнений с бросками мячей разного веса и размера в цель, выполняемых из положений стоя, сидя и лежа. На занятиях использовались пять видов мячей с разным диаметром и весом: 1. D=50-70 см и 150-300 г; 2. D=5-10 см и 300-400 г; 3. D=5-10 см и 50-100 г; 4. D=20-30 см и 400-500 г; 5. D=27 см и 275 г. В результате педагогического эксперимента выявлена достоверно значимая разница в показателях точности попаданий мяча в цель у детей экспериментальной группы по сравнению с результатами школьников контрольной группы (p<0,05). Результаты точности бросков мяча в цель в ЭГ выросли в 2,15 раза, а в контрольной группе - в 1,3 раза по сравнению с исходными данными. Применение на занятиях со школьниками, имеющими легкую степень умственной отсталости, блока бросковых упражнений мячей разного веса и размера из различных положений тела в пространстве способствовало повышению точности двигательных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Правдов Д.М., Правдов М.А., Корнев А.В., Никифоров Ю.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTOR ACTION ACCURACY TRAINING TECHNOLOGY FOR SCHOOLCHILDREN WITH MINOR MENTAL RETARDATION

Objective of the study was to develop and test benefits of a new motor action accuracy training model for the 12-13 year-old minor-mental-retardation-diagnosed children, with a set of exercise balls varied in weights and sizes and postural control tools. Methods and structure of the study. We sampled the 12-13 year-old minor-mental-retardation-diagnosed children (n= 42) from a correctional boarding school in Shuya (Ivanovo Oblast) for a 5-month motor action accuracy training model testing experiment. The Experimental Group was training was complemented by the motor action accuracy advancement model using a set of exercise balls varied in weights and sizes with a special postural control toolkit geared to help improve the motor controls by exercises with spatial control requirements and limitations including fixations of limbs and other parts of the musculoskeletal system. The ball throwing exercises were grouped basically by the ball sizes and weights into five groups: see Table 1. The ball surfaces and elasticity (leather, plastic, rubber, pimpled etc.) were also different to excel the tactile sensations. Conclusion. The new motor action accuracy training model for the minor-mental-retardation-diagnosed 12-13 year-old schoolchildren was tested beneficial as verified by the Experimental Group making significant progress versus Reference Group in the motor control and balls throw on target tests. Thus the post-experimental target hitting accuracy tests with the 3/ 5/ 7m far targets yielded 89%/ 76%/ 74% accuracy rates for the Experimental Group, respectively, that were significantly higher than in the Reference Group.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ»

технология развития точности двигательных действий у школьников с легкой степенью умственной отсталости

УДК/UDC 796/799

Поступила в редакцию 24.03.2021 г.

Информация для связи с автором: pravdov@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Д.М. Правдов1 Доктор педагогических наук, профессор М.А. Правдов1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Корнев1 Кандидат педагогических наук, доцент Ю.Б. Никифоров2

1 Российский государственный социальный университет, Москва

2 Армавирский государственный педагогический университет, Армавир

MOTOR ACTION ACCURACY TRAiNiNG TECHNOLOGY FOR SCHOOLCHiLDREN WiTH MINOR MENTAL RETARDATION

PhD, Associate Professor D.M. Pravdov1 Dr. Hab., Professor M.A. Pravdov1 PhD, Associate Professor A.V. Kornev1 PhD, Associate Professor Y.B. Nikiforov2

1 Russian State Social University, Moscow

2 Armavir State Pedagogical University, Armavir

Аннотация

Цель исследования - экспериментальное обоснование технологии развития точности двигательных действий у школьников 12-13 лет с легкой степенью умственной отсталости на основе применения бросков мяча в цель разного веса и размера из различных положений тела в пространстве. Методика и организация исследования. В научном исследовании использовались методы: анализ и обобщение научных работ по развитию точности двигательных действий; наблюдение, тестирование точности попадания в цель; педагогический эксперимент, методы математической обработки данных.

Результаты исследования и их обсуждение. Разработана технология развития точности двигательных действий у школьников с легкой степенью умственной отсталости. Предложен блок упражнений с бросками мячей разного веса и размера в цель, выполняемых из положений стоя, сидя и лежа. На занятиях использовались пять видов мячей с разным диаметром и весом: 1. D=50-70 см и 150-300 г; 2. D=5-10 см и 300-400 г; 3. D=5-10 см и 50-100 г; 4. D=20-30 см и 400-500 г; 5. D=27 см и 275 г. В результате педагогического эксперимента выявлена достоверно значимая разница в показателях точности попаданий мяча в цель у детей экспериментальной группы по сравнению с результатами школьников контрольной группы (р<0,05). Результаты точности бросков мяча в цель в ЭГ выросли в 2,15 раза, а в контрольной группе - в 1,3 раза по сравнению с исходными данными. Применение на занятиях со школьниками, имеющими легкую степень умственной отсталости, блока бросковых упражнений мячей разного веса и размера из различных положений тела в пространстве способствовало повышению точности двигательных действий.

Ключевые слова: точность двигательных действий, броски мяча в цель, мячи разного веса и размера, дифференцирование мышечных усилий, школьники с легкой степенью умственной отсталости.

Abstract

Objective of the study was to develop and test benefits of a new motor action accuracy training model for the 12-13 year-old minor-mental-retardation-diagnosed children, with a set of exercise balls varied in weights and sizes and postural control tools.

Methods and structure of the study. We sampled the 12-13 year-old minor-mental-retardation-diagnosed children (n= 42) from a correctional boarding school in Shuya (Ivanovo Oblast) for a 5-month motor action accuracy training model testing experiment. The Experimental Group was training was complemented by the motor action accuracy advancement model using a set of exercise balls varied in weights and sizes with a special postural control toolkit geared to help improve the motor controls by exercises with spatial control requirements and limitations including fixations of limbs and other parts of the musculoskeletal system. The ball throwing exercises were grouped basically by the ball sizes and weights into five groups: see Table 1. The ball surfaces and elasticity (leather, plastic, rubber, pimpled etc.) were also different to excel the tactile sensations. Conclusion. The new motor action accuracy training model for the minor-mental-retardation-diagnosed 12-13 year-old schoolchildren was tested beneficial as verified by the Experimental Group making significant progress versus Reference Group in the motor control and balls throw on target tests. Thus the post-experimental target hitting accuracy tests with the 3/ 5/ 7m far targets yielded 89%/ 76%/ 74% accuracy rates for the Experimental Group, respectively, that were significantly higher than in the Reference Group.

Keywords: motor action accuracy, ball throws on target, exercise balls varied in weights and sizes, muscular control, schoolchildren with minor mental retardation.

Введение. Проблема развития точности двигательных действий у школьников с легкой степенью умственной отсталости является одной из актуальных для теории и практики адаптивного физического воспитания [1-3]. Для школьников коррекционных образовательных учреждений,

имеющих недостатки в интеллектуальном развитии, занятия игровыми видами спорта вызывают определенные сложности, которые обусловлены низким уровнем точности движений руками и недостаточной степенью развития у них способности дифференцировать мышечные усилия. Анализ

исследований показывает, что разработке технологий, направленных на развитие точности бросковых действий руками в теории и практике адаптивного спорта не уделяется должного внимания. Отсутствуют специальные технологии развития этого качества у школьников с легкой степенью умственной отсталости [5, 7].

Исследование и анализ элементов техники действий при бросках мячей в цель в баскетболе, различных подвижных играх у детей с легкой степенью умственной отсталости позволил определить комплекс ошибок, которые возникают по причине недостаточного самоконтроля за пространственно-временными параметрами движений и степенью дифференцирования мышечных усилий [5, 7]. Естественно, что этот факт связан с особенностями болезни, которая оказывает негативное влияние на параметры выполняемых действий у детей с легкой степенью умственной отсталости. В работах ряда авторов, занимающихся проблематикой технической и физической подготовки юных спортсменов в адаптивных игровых видах спорта, показана возможность корректировки двигательных действий в соответствии с требуемыми параметрами, обусловленными игровой ситуацией [1, 4].

Поиск и разработка средств коррекции погрешностей в технике бросков мяча, а также для развития способности дифференцировать мышечные усилия при выполнении точностных действий у школьников с легкой степенью умственной отсталости является актуальным направлением научного поиска.

Цель исследования - экспериментальное обоснование технологии развития точности двигательных действий у школьников 12-13 лет с легкой степенью умственной отсталости на основе применения бросков мяча в цель разного веса и размера из различных положений тела в пространстве.

Методика и организация исследования. В исследовании участвовали 42 подростка 12-13 лет с легкой степенью умственной отсталости. Педагогический эксперимент проводился в течение пяти месяцев в коррекционной школе-ин-

тернате г. Шуи Ивановской области. Занятия с подростками экспериментальной группы проводились на основе применения технологии для развития точности бросков мяча в цель с использованием мячей разного размера и веса, обеспечивающих условия для способности к дифференцированию мышечных усилий из разных положений тела в пространстве, в том числе при ограничении степеней свободы отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата. Все броско-вые упражнения, в зависимости от параметров мячей, были сгруппированы в пять групп (табл. 1).

Наряду с этим, для усиления воздействия на тактильные рецепторы, применялись мячи с разной степенью упругости и разным покрытием: кожаные, пластиковые, резиновые, пупырчатые.

Бросковые упражнения с мячами выполнялись в разных плоскостях пространства: в правую и левую стороны, вперед и назад; в большие и малые цели на расстояние до 1-2 м. По мере достижения точности попадания в цель размеры мячей и их вес изменялись, а расстояние до цели увеличивалось. При этом на завершающем этапе при повышении степени точности движений использовался стандартный размер игровых мячей (баскетбольного, волейбольного, теннисного).

Кроме того, постепенно, по мере повышения результативности увеличивалось и количество бросковых упражнений с максимальным полетом мяча к цели. Упражнения выполнялись как одной (доминантной и недоминантной) рукой, так и двумя руками вместе.

При выполнении упражнений, направленных на развитие способности дифференцировать мышечные усилия, предлагалось выполнять броски мяча в цель, как со зрительным контролем, так и без него. Объем таких упражнений на каждом занятии распределялся в соотношении 65 % и 35 % соответственно. При выполнении бросков стандартного мяча на дальность у детей вначале определялся максимальный результат. Относительно него рассчитывалось расстояние равное 1, ЛА и % от максимальной дальности. Соответствую-

Таблица 1. Варианты использования мячей разного веса и размера для развития точности бросков в процессе занятий

Варианты бросков, направление и условия выполнения Диаметр мячей, см Вес, г Объем повторения за тренировку, %

Броски: правой и левой рукой; двумя руками В вертикальную и горизонтальную цель, на дальность С закрытыми и открытыми глазами из разных исходных положений (сидя, стоя, лежа на спине и животе) 50-70 150-300 10-15

5-10 300-400 25-30

5-10 50-100 30-40

20-30 400-500 20-25

27 275 15-20

Таблица 2. Точность бросков мяча в цель у школьников с легкой степенью умственной отсталости до начала и по окончании педагогического эксперимента (max=10 попаданий)

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и п Н

Виды бросков КГ ЭГ

До После До После

С 3 м Со зрит. контр. 3,9±1,2 4,3±1,1 3,8±1,2 8,9±1,3

Без зрит. контр. 0,5±0,8 1,1±0,9 0,6±0,9 3,7±1,1

С 5 м Со зрит. контр. 3,6±1,1 3,9±1,2 3,5±1,2 7,6±1,2

Без зрит. контр. - 0,3±0,9 - 3,1±1,1

С 7 м Со зрит. контр. 3,1±0,7 4,2±1,2 3,2±1,1 7,4±1,3

Без зрит. контр. - 0,2±0,7 - 2,3±1,1

62

http://www.teoriya.ru

2021 Июнь | Juпe

щие ориентиры рассчитывались от размеров волейбольной и баскетбольной площадки и соответствовали расстояниям 3, 6, 9, и 18 м и на высоте от 1 до 3 м. Броски мяча выполнялись в цель, расположенную на каждой ориентировочной линии соответственно по 20-35 раз сериями от пяти-семи бросков.

Поэтапно, с шагом по 50 см, изменялись расстояние и высота для бросков мяча разного размера и веса до цели от 3 до 18 м. Кроме того, по мере повышения результатов точности величина изменения шага постепенно уменьшалась от 1 м до 50 см (с шагом по 10 см). Частота выполнения бросков и подводящих упражнений со стандартным весом мяча (волейбольным, баскетбольным и теннисным) увеличивалась от 15-20 до 30-40 раз за одно занятие.

Секционные занятия со школьниками проводились два раза в неделю по 60 мин. Объем занятий по экспериментальной технологии составил 40 % от общего их количества в году. Причем на начальном этапе занятий он составил 25 %, на этапе детализированного обучения - 36 % и на третьем этапе закрепления и дальнейшего совершенствования - 39 %.

Для проверки эффективности экспериментальной технологии использовались специально разработанные тесты. Броски мяча выполнялись в горизонтально расположенные цели, которые располагались на 3, 5 и 7 м от линии броска и на высоте от поля 1 м. Тесты выполнялись как со зрительным контролем, так и без него. Каждый испытуемый выполнил по 10 бросков с открытыми и 10 бросков с закрытыми глазами. В качестве цели использовалось кольцо диаметром 30 см.

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что применение технологии направленного развития точности и способности к дифференцированию мышечных усилий у детей с легкой степенью умственной отсталости способствовало повышению результатов точности бросков мяча в цель. С расстояния 3 м у занимающихся ЭГ показатели точности выросли в 2,3 раза, а с 5 и 7 м - в 2,2, и в 2,13 раза соответственно. При этом динамика прироста результатов в точности бросков у детей КГ менее значительна и достоверно хуже, чем в ЭГ (р<0,05).

Эффективность применения бросков мяча разного веса и размера без зрительного контроля способствовала развитию у подростков экспериментальной группы не только способности дифференцировать мышечные усилия, но и чувства пространства. По окончании педагогического эксперимента точность бросков в цель без зрительного контроля значительно выросла и составила соответственно: с 3 м - 37 %, с 5 м - 31 % и с 7 м - 23 % попаданий в цель, также достоверно различается с результатами школьников из КГ (р<0,05) (табл. 2).

Анализ результатов соревнований по баскетболу, пионерболу, подвижной игре «охотники и утки», проведенных в конце педагогического эксперимента, позволил установить преимущество школьников ЭК по отношению к их оппонентам из КГ, как по точности выполняемых бросков, так и по итогам пяти встреч, которые закончились в пользу детей, тренировавшихся по специальной технологии.

Вывод. Применение специальной технологии, основанной на использовании упражнений с мячами разного веса и размера, обеспечивающей условия для развития способности дифференцировать мышечные усилия у школьников 12-13 лет с легкой степенью умственной отсталости, обусловило повышение результатов в показателях точности бросков мяча в цель. Установлено, что точность попаданий игровым мячом в заданные цели с расстояния 3, 5 и 7 м у школьников ЭГ достоверно выше, чем в КГ, и составляет 89, 76 и 74 % соответственно.

Литература

1. Казакова Т.Е. Формирование техники бросков мяча в игре бочча у спортсменов классов BC1 и BC2: монография / Т.Е. Казакова, А.С. Махов. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. - 112 с.

2. Правдов М.А. Методика развития и коррекции психофункциональных и физических способностей детей с ограниченными возможностями здоровья / М.А. Правдов, Е.А. Шмелева, А.В. Корнев / Здоровье нации - основа процветания России. - Материалы IX Всероссийского форума, 2015. - С. 269-273.

3. Правдов Д.М. Развитие точности движений звеньями тела у детей 5-7 лет при использовании упражнений с лазерной указкой / Д.М. Правдов, М.А. Правдов, Л.В. Правдова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). -С. 297-301.

4. Правдов М.А. Влияние занятий играми с мячом на физическую подготовленность детей с умственной отсталостью / М.А. Правдов, С.Ф. Шамуратов, Е.В. Тюкавкина // Адаптивная физическая культура. - 2017. - № 3 (71). - С. 18-19.

5. Правдов М.А. Игра «бочча» как средство развития способностей к дифференцированию мышечных усилий у детей с умственной отсталостью / М.А. Правдов, С.Ф. Шамуратов // Школа будущего.

- 2017. - № 4. - С. 248-254.

6. Правдов М.А. Модель формирования двигательных умений и навыков у детей с легкой умственной отсталостью на основе развития способности к дифференцированию мышечных усилий / М.А. Правдов, С.Ф. Шамуратов, Д.М. Правдов // Научный поиск.

- 2017. - № 4. - С. 49-52.

7. Шамуратов С.Ф. Средства формирования и коррекции трудовых действий у детей с легкой степенью умственной отсталости на основе развития способности к дифференцированию мышечных усилий / С.Ф. Шамуратов, М.А. Правдов, Д.М. Правдов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153).

- С. 291-295.

8. D.M. Pravdov, pravdov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1374-9638.

9. M.A. Pravdov, pravdov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5864-3901.

10. A.V. Kornev, av-kornev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0635-5147.

References

1. Kazakova T.E., Makhov A.S. Formirovanie tekhniki broskov myacha v igre bochcha u sportsmenov klassov BC1 i BC2 [Formation of ball throwing technique in boccia game in class BC1 and BC2 athletes]. Shuya: Shuya branch IvSU publ., 2017. 112 p.

2. Pravdov M.A., Shmeleva E.A., Kornev A.V. Metodika razvitiya i kor-rektsii psikhofunktsionalnykh i fizicheskikh sposobnostey detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya [Methodology for development and correction of psycho-functional and physical abilities of children with disabilities]. Zdorovye natsii - osnova protsvetaniya Rossii [National health - the basis of Russia's prosperity]. Proceedings IX national forum, 2015. pp. 269-273.

3. Pravdov D.M., Pravdov M.A., Pravdova L.V. et al. Razvitie tochnosti dvizheniy zvenyami tela u detey 5-7 let pri ispolzovanii uprazhneniy s lazernoy ukazkoy [Building accuracy of body movements in 5-7 year-olds when using laser pointer exercises]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 9 (187). pp. 297-301.

4. Pravdov M.A., Shamuratov S.F., Tyukavkina E.V. Vliyanie zanyatiy igrami s myachom na fizicheskuyu podgotovlennost detey s umstven-noy otstalostyu [Ball game practices and physical fitness of children with mental retardation]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2017. No. 3 (71). pp. 18-19.

5. Pravdov M.A., Shamuratov S.F. Igra «bochcha» kak sredstvo razvitiya sposobnostey k differentsirovaniyu myshechnykh usiliy u detey s umstvennoy otstalostyu [Boccia game to develop muscle efforts differentiating ability in children with mental retardation]. Shkola budus-chego. 2017. No. 4. pp. 248-254.

6. Pravdov M.A., Shamuratov S.F., Pravdov D.M. Model formirovaniya dv-igatelnykh umeniy i navyikov u detey s legkoy umstvennoy otstalostyu na osnove razvitiya sposobnosti k differentsirovaniyu myshechnykh usiliy [Model of formation of motor skills and abilities in children with mild mental retardation based on development of muscle efforts differentiating ability]. Nauchny poisk. 2017. No. 4. pp. 49-52.

7. Shamuratov S.F., Pravdov M.A., Pravdov D.M. Sredstva formirovaniya i korrektsii trudovykh deystviy u detey s legkoy stepenyu umstvennoy otstalosti na osnove razvitiya sposobnosti k differentsirovaniyu myshechnykh usiliy [Means of formation and correction of labor actions in children with mild mental retardation based on development of muscle efforts differentiating ability]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 11 (153). pp. 291-295.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.