Научная статья на тему 'Развитие двигательно-координационных и связанных с ними способностей у детей старшего дошкольного возраста как перспектива успешности подготовки к обучению в школе'

Развитие двигательно-координационных и связанных с ними способностей у детей старшего дошкольного возраста как перспектива успешности подготовки к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
299
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вайсвалавичене В. Ю.

В статье рассмотрен вопрос о приоритетной направленности педагогического воздействия на развитие двигательно-координационных и связанных сними способностей у детей старшего дошкольного возраста как средства повышения уровня их общей и специальной готовности к обучению в школе по линии психолого-педагогического направления развития преемственности между ступенями дошкольного и начального школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вайсвалавичене В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие двигательно-координационных и связанных с ними способностей у детей старшего дошкольного возраста как перспектива успешности подготовки к обучению в школе»

Критериальной базой оценки предметных результатов служат планируемые результаты начального образования. Планируемые результаты носят обобщающий характер, тем не менее, они адекватно характеризуют освоение орфографии, что позволяет использовать их для текущей оценки результатов учебной деятельности.

В русском языке часто вывод о достижении результата может быть сделан, если ребенок неоднократно применяет проверяемый алгоритм или правило к ряду однородных объектов (как, например, при оценке освоения правил написания безударных гласных). Поэтому в ряде заданий по русскому языку дается набор специально подобранных слов или словосочетаний, а планируемый результат считается достигнутым, если правило или проверяемая орфограмма верно применяется ребенком не в одном, а в нескольких случаях [2]. Диагностика, коррекция и прогнозирование предметной обученно-сти, на наш взгляд, является эффективной, так как позволяет не только констатировать приобретенные умения и навыки, но помогает ликвидировать «пробелы» в обучении и планировать совместную деятельность учителя и ученика, прогнозировать результат предметной обученности.

Список литературы:

1. Васильева Е.А., Ващенко А.Д. Диагностика, коррекция, прогнозирование предметной обученности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rus.1september.ru.

2. Демидова С.В., Иванов С.В., Карабанова О.А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 3 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2011. - 215 с.

3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Автор-составитель М.Ю. Олешков. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - М., 2010. - 31 с.

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕРСПЕКТИВА УСПЕШНОСТИ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

© Вайсвалавичене В.Ю.*

Московский городской педагогический университет, г. Москва

В статье рассмотрен вопрос о приоритетной направленности педагогического воздействия на развитие двигательно-координационных и

* Аспирант кафедры «Спортивные игры» Педагогического института физической культуры.

связанных сними способностей у детей старшего дошкольного возраста как средства повышения уровня их общей и специальной готовности к обучению в школе по линии психолого-педагогического направления развития преемственности между ступенями дошкольного и начального школьного образования.

На современном этапе реформирования системы образования преемственность выступает как главное условие непрерывного образования, а приоритет личностного развития как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального школьного образования. Рассматривать преемственность ступеней дошкольного и начального школьного образования, как двусторонний процесс, следует при условии сохранения самой ценности дошкольного детства - периода формирования фундаментальных личностных качеств ребёнка, служащих основой успешности будущего школьного обучения, а школа, в свою очередь, как преемник дошкольной ступени, продолжает развивать накопленный ребёнком - дошкольником потенциал [6, 7]. Таким образом должна обеспечиваться непрерывность в развитии детей и образовании как системе. Реализация преемственности дошкольного и начального школьного образования сопровождается рядом проблем, некоторыми из которых являются: недостаточная согласованность в действиях различных образовательных подсистем и структур, несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой, неполное соблюдение психологической преемственности, недостаточная обеспеченность методическими материалами [9].В настоящее время развитие преемственности между ступенями дошкольного и начального школьного образования осуществляется по нескольким направлениям. Технологическое направление предполагает реализацию преемственности форм, методов и способов воспитания и обучения детей, создание новых методик и технологий обучения при разработке общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене школы. Психолого-педагогическое направление выдвигает требования совершенствования форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей: создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности [3, 10]. Наиболее зримые перемены произошли по управленческому и структурно-организационному направлению развития преемственности, определяющему необходимость общего руководства учебно-воспитательным процессом в детском саду и начальной школе, рационального установления вертикальных и горизонтальных связей в них. Так в Москве в 2012 г., сначала в качестве эксперимента в отдельных административных округах, а затем и по всему городу было проведено массовое объединение школ с детскими садами. В результате детские сады, утратив юридический статус

дошкольного образовательного учреждения, стали дошкольными отделениями или ступенями школ. Прошло совсем немного времени, чтобы делать какие бы то ни было выводы о влиянии таких перемен на развитие преемственности между ступенями дошкольного и начального школьного образования.

Ключевым моментом преемственности является определение как общей, так и специальной готовности ребёнка к началу систематического школьного обучения. Составляющими общей готовности являются физическая, личностная и интеллектуальная готовность, а специальной - подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы, которая должна обеспечивать и общее развитие, и приобретение первоначальных навыков чтения, письма и счёта [5, 10]. Чтение и письмо рассматривается как единый синхронный процесс, в котором координируется работа слуха, зрения, голоса и движения. Обучение грамоте базируется на всех доступных ребёнку видах деятельности, в которых у детей вырабатывается координация движений, ритмические, темповые, пространственные, мышечные и языковые навыки. Поэтому при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе следует уделить особое внимание психомоторному развитию детей, протекающему в тесной связи с моторным развитием, для чего в арсенале средств физической культуры имеются широкие возможности.

Овладев специфическими детскими видами деятельности, прежде всего игрой, ребёнок проявляет сознательность и произвольность. Эти качественно новые образования делают возможным планирование и контроль, осознание и обобщение способов решения самых разных задач, что является важнейшими предпосылками учебной деятельности. Свойство произвольности приобретает и такая важнейшая для обучения психическая функция, как память, характеризующееся выраженной мнемонической направленностью (установкой на запоминание) [1, 2].

В определении готовности детей к обучению в школе имеет значение уровень развития воображения, как основы творчества. Ребёнок, обладающий творческими способностями, как правило, любознателен, активен, может находить нестандартные решения поставленных задач. Исследованиями показано, что воображение тесно связано с функцией развития речи. Внимание является одним из важных показателей при оценке психического развития детей. В дошкольном возрасте внимание имеет ряд специфических особенностей, знание и учёт которых важны для оптимальных условий обучения и воспитания, а так же для диагностики готовности ребёнка к школьному обучению. В старшем дошкольном возрасте под влиянием новых видов деятельности и новых требований происходит формирование нового уровня внимания, памяти, воображения, восприятия, характеризующихся произвольностью и опосредованностью. Для детей дошкольного возраста характерны три основных вида мышления: наглядно-действенное, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, наглядно-образное, в котором решение задач происходит в результате внутренних дей-

ствий с образами, словесно-логическое (абстрактно-логическое), которое характеризуется абстрактными понятиями и рассуждениями. Важным в психическом развитии ребёнка является отношение мышления к речи с одной стороны, и к практическому действию - с другой [2, 9, 10].

Степень готовности дошкольников к школьному обучению, условно называемая «школьной зрелостью» во многом определяет успешность и продолжительность адаптации организма ребёнка к новым для него условиям и требованиям. Она обусловлена созреванием организма ребёнка: его нервной системы, степенью сформированной личности, уровнем развития психических процессов - восприятия, мышления, памяти, воображения, внимания. У «школьно зрелого» ребёнка помимо должного уровня развития психики и речи, должны быть хорошо развиты моторные функции, особенно мелкие мышцы кисти, определяющие тонкую координацию движений пальцев, от чего в значительной степени зависит освоение ребёнком навыка письма. Необходимость длительного пребывания за партой во время уроков требует выносливости мышц, поддерживающих рабочую позу [8, 9, 11].

Физическая готовность ребёнка - дошкольника к обучению в школе включает состояние здоровья будущего школьника, хорошую осанку, своевременное развитие двигательных навыков и качеств, физическую и умственную работоспособность, а так же достаточный уровень развития у него культурно-гигиенических навыков, соответствующие возрастным нормам антропометрические данные, способность сопротивляемости организма ребёнка неблагоприятным воздействиям окружающей среды [5, 10].

Развитие двигательной (моторной) сферы у ребёнка неотделимо от необходимости параллельного развития его нервной и психической сферы составляющих целостный процесс развития ребёнка. В дошкольном возрасте происходит выраженное формирование основных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения и внимания. При нарушении или отставании психомоторного развития осуществляется неполный или неправильный анализ ощущений различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных, равновесия, кинестетических и др.), которые являются для человека средством познания окружающего мира - первой ступенькой к интеллектуальному познанию[2, 4]. Особая роль отводится восприятию как началу интеллектуального познания, как основе всего образовательного процесса. Степень развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста во многом зависит от их способности восприятия. Чем выше у ребёнка способность к восприятию, тем выше его способность к обучению. Исследованиями учёных были определены три основные сенсомо-торные координации в развитии организма: зрительно-моторная координация закладывает основу последующего формирования письма и чтения, слу-хо-моторная - основу чтения и устной речи, ритм движений - основа ритма речи и письма [4]. На этом фоне особую значимость приобретают координационные и связанные с ними способности, степень развития которых во

многом может определить успешность освоения детьми в дальнейшем школьном обучении основ математики, чтения, письма, грамотности, построения логического мышления. В практике дошкольного образования возможности средств физической культуры для развития психических процессов у детей, именно при подготовке к систематическому обучению в школе, либо не используются, либо используются в недостаточной мере. Поэтому нами был определён курс на преимущественное развитие координационных и связанных с ними способностей у детей старшего дошкольного возраста как перспективы формирования у них школьно-значимых функций.

В рамках темы « Структура средств, методов и условий развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет» было проведено пилотажное исследование, в результате которого были определены блоки основных направлений развития школьно-значимых функций у детей старшего дошкольного возраста. 1-й блок, наиболее объёмный, имеет преимущественную направленность на развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации. Направлением 2-ого блока, такого же ёмкого по наполнению, является развитие слухового восприятия и слухо-моторной координации. Менее объёмны по содержанию 3-ий и 4-ый блоки. 3-ий блок направлен на развитие тактильного восприятия и мелкой моторики, 4-ый - на развитие способности ориентировки в пространстве.

По итогам предварительного педагогического эксперимента был определён более высокий прирост показателей развития движений у испытуемых в экспериментальных группах по сравнению с приростами тех же показателей у испытуемых в контрольных группах. Так по тесту «Прыжок в дину с места» результат в контрольных группах у детей 5-6 лет в среднем составил 93,2 ± 1,68 см и 109,6 ± 1,55 см у детей 6-7 лет, в экспериментальных группах соответственно 99,4 ± 1,09 см и 112,6 ± 1,62 см. По тесту «Челночный бег 3 х 10 м» результат в экспериментальных группах у детей 5-6 лет составил 12,53 ± 0,08 секунд и 11,0 ± 0,19 секунд у детей 6-7 лет, в контрольных группах соответственно 12,73 ± 0,11 секунд и 11,37 ± 0,13 секунд. По тесту «Перекладывание по одному двумя пальцами группы мелких предметов в коробку» у испытуемых экспериментальной группы в возрасте 6-7 лет средний показатель времени составил 19,84 ± 0,44 секунд, в контрольной группе - 21,91 ± 0,45 секунд. Положительная динамика прироста показателей координационных способностей у детей, дала основания думать о правильности направления пути нашего исследования.

Для подтверждения гипотезы мы продолжили исследования в основном педагогическом эксперименте на четырёх группах испытуемых (двух экспериментальных и двух контрольных). Всего в эксперименте приняли участие 72 человека, 36 испытуемых в возрасте 5-6 лет и 36 испытуемых в возрасте 67 лет. Были получены следующие результаты. Более высоким стал прирост показателей развития движений у испытуемых в экспериментальных группах по сравнению с приростами тех же показателей у испытуемых в контрольных

группах. По тесту «Прыжок в дину с места» результат в контрольных группах у детей 5-6 лет в среднем составил 103,89 ± 2,43 см и 104,72 ± 2,17 см у детей 6-7 лет, в экспериментальных группах соответственно 108,94 ± 2,27 см и 116,83 ± 1,94 см. По тесту «Челночный бег 3 х 10 м» результат в экспериментальных группах у детей 5-6 лет составил 11,27 ± 0,18 секунд и 10,08 ± 0,38 секунд у детей 6-7 лет, в контрольных группах соответственно 11,69 ± 0,25 секунд и 11,25 ± 0,14 секунд. По тесту «Перекладывание по одному двумя пальцами группы мелких предметов в коробку» с нормативными показателями справились 82 % испытуемых в возрасте 6-7 лет в экспериментальной группе, где средний результат составил 18,41 ± 0,5 секунды и 56 % испытуемых того же возраста в контрольной группе, где средний результат составил 21,31 ± 0,5 секунд. Положительная динамика наибольшего прироста показателей развития движений у испытуемых в экспериментальных группах по сравнению с тем же приростом в контрольных группах убедительно доказала эффективность нашего подхода в подготовке дошкольников к обучению в школе.

По результатам выполнения контрольного упражнения «Ритмичное подбрасывание и ловля мяча» можно оценить динамику развития координационных и связанных с ними способностей освоения детьми блоков преимущественной направленности на развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации, слухового восприятия и слухо-моторной координации. В экспериментальных группах отмечен наибольший прирост у испытуемых в возрасте 6-7 лет, составивший в среднем 26 подбрасываний против 16 в контрольной группе. Это иллюстрирует не только уровень развития зрительно-моторной координации, но и уровень развития чувства ритма. Дополнительно с испытуемыми 6-7-летнего возраста экспериментальной и контрольной групп был проведён тест на определение вазомоторной активности (соотнесение зрительного восприятия и двигательного навыка, развитие пространственной ориентации). Прирост показателей при сравнении исходного и итогового уровней вазомоторной активности у испытуемых экспериментальной группы оказался гораздо выше, чем у испытуемых в контрольной группе. Из максимальных 3 баллов средний показатель в экспериментальной группе составил 2,7 баллов против 2,1 балла в контрольной группе. Результаты написания испытуемыми графического диктанта сделали возможным выявить у них умение внимательно слушать, действовать по правилам, точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Высокий балл получили 72% испытуемых в экспериментальной группе против 56 % в контрольной группе. Освоение детьми блока, преимущественной направленности на развитие тактильного восприятия и мелкой моторики, можно оценить по тесту «Перекладывание мелких предметов по одному двумя пальцами в коробку». Данное контрольное испытание, результаты которого наиболее ярко характеризуют уровень развития мелкой моторики, успешнее прошли испытуемые экспериментальной группы в возрасте 6-7 лет.

Положительная динамика развития движений по тестам, характеризующим уровень развития у детей координационных и связанных с ними способностей, даёт основания говорить не только о повышении уровня готовности детей к обучению в школе, но и о успешности процесса подготовки дошкольников к систематическому обучению в ней.

Таблица 1

Динамика развития двигательных способностей за исследуемый период

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Тест Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа

В начале периода По окончании периода В начале периода По окончании периода В начале периода По окончании периода В начале периода. По окончании периода

Бег 30 м с высокого старта (сек) 7,5±0,1 7,23±0,08 7,83±0,14 7,75±0,13 7,53±0,009 6,81±0,05 7,53±0,08 7,2±0,09

Бег 90 м (сек) 26,26±0,67 21,97±0,54 26,59±0,81 23,57±0,76 25,5±0,3 19,76±0,32 25,48±0,3 21,01±0,43

Бег 3 х 10 м (сек) 11,73±0,2 11,27±0,18 11,73±0,25 11,69±0,25 11,18±0,19 10,08±0,09 11,36±0,14 11,25±0,14

Бег 10м с препятствиями (сек) 6,47±0,08 5,87±0,08 6,56±0,07 6,29±0,08 6,03±0,04 5,34±0,06 6,03±0,03 5,91±0,03

Прыжок в длину с места (см) 95,39±2,43 108,94±2,3 98,94±2,95 103,89±2,4 106,17±2,7 116,8±1,94 102,67±2,1 104,7±2,17

Сохранение равновесия (сек) 17,5±0,67 24,08±0,79 18,67±0,59 17,9±0,54 17,78±0,49 27,06±0,47 16,61±0,59 18,37±0,63

Подбрасывание и ловля мяча (кол-во раз) 14,72±1,07 21,11±0,93 15,72±0,77 15,89±0,65 17,72±0,56 27,06±0,88 15,89±0,53 16,89±0,5

Бросок мяча весом 1 кг (см) 179,4±7,65 204,7±6,64 171±5,58 185,6±5,21 233,3±10,7 263,9±9,3 217,22±6,8 228,1±6,1

Подъём тулови-

ща в сед из положения, лёжа за 30 сек (кол. раз) 13,06±0,48 14,3±0,55 13,1±0,48 13,06±0,52 14,83±0,75 15,83±0,5 14,11±0,49 14,4±0,5

Наклон туловища, сидя (см) 7,33±0,95 7,56±1,09 6,44±0,76 6,67±0,84 7,39±1 7,33±1,02 6,44±1,29 6,22±1

Перекладывание мелких предметов по одному двумя пальцами (сек) 23,51±0,51 20,92±0,56 23,26±0,54 23±0,53 20,34±0,75 18,41±0,5 22,12±0,49 21,31±0,5

Список литературы:

1. Губа В.П. Основы двигательного развития детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / В.П. Губа, А.А. Солонкин. - М., 2009. - 88 с.

2. Дворкина Н.И. Методика сопряжённого развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.И. Дворкина. - М.: Советский спорт, 2005. - 184 с.

3. Доронова Т.Н. Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе / Т.Н. Дронова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - № 1. - С. 4-15.

4. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 336 с. - (Здоровьесберегающая педагогика).

5. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л.А. Парамоновой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 320 с.

6. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное школьное образование - единый развивающий мир / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 2001. -№ 6. - С. 58-72.

7. Майер А.А. Модернизация дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 2. - С. 16-20.

8. Методика подготовки детей к школе (упражнения, психологические тесты, основные требования) / Сост. Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова. - Волгоград: Изд. «Учитель», 2000. - 44 с.

9. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе: Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с. -(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

10. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований: метод. пособие / Под общей ред. Н.В. Микляевой. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 152 с.

11. Ягловская Е.К., Бурлакова И.А. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. Рекомендации для воспитателей старшей и подготовительной группы детского сада и учителей начальной школы / Е.К. Ягловская, И.А. Бурлакова. - М.: МГППУ 2010. - 32 с.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

© Солякова Е.О.*, Шишкова Л.И.*

Самарский государственный технический университет, г. Самара

«Делай сегодня то, что другие не хотят, завтра будешь жить так, как другие не могут».

Джаред

На сегодняшний день во всем мире существует острая нехватка инженерно-технических кадров. Это обусловлено в том числе тем, что обучение на технических специальностях кажется более сложным, чем на гуманитарных и творческих. Малый процент молодежи в возрасте 17-19 лет заинтересован в изучении точных наук. По статистике, большинство абитуриентов предпочитает такие специальности, как «дизайн» или «юриспруденция».

Для данной статьи было опрошено 2 группы людей.

* Студент кафедры «Автоматизированные электроэнергетические системы и сети».

* Старший преподаватель кафедры «Автоматизированные электроэнергетические системы и сети».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.