Научная статья на тему 'Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучнию в школе по линии психолого-педагогического направления развития преемственности между ступенями дошкольного и начального школьного образования'

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучнию в школе по линии психолого-педагогического направления развития преемственности между ступенями дошкольного и начального школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавичене В. Ю., Ефимов В. К.

В статье рассмотрен вопрос о подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению с использованием программы физических упражнений, применяемых в подвижных играх и затрагивающих интеллектуальную сферу ребенка в рамках обеспечения психолого-педагогического направления развитии преемственности между ступенями дошкольного и начального школьного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лавичене В. Ю., Ефимов В. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучнию в школе по линии психолого-педагогического направления развития преемственности между ступенями дошкольного и начального школьного образования»

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА К ОБУЧНИЮ В ШКОЛЕ ПО ЛИНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ СТУПЕНЯМИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Вайсвалавичене В.Ю.*, Ефимов В.К.*

Московский городской педагогический университет, г Москва

В статье рассмотрен вопрос о подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению с использованием программы физических упражнений, применяемых в подвижных играх и затрагивающих интеллектуальную сферу ребенка в рамках обеспечения психолого-педагогического направления развитии преемственности между ступенями дошкольного и начального школьного образования.

В настоящее время развитие преемственности между ступенями дошкольного и начального школьного образования идет по нескольким направлениям. Одним из них является психологическое направление, выдвигающее требования совершенствования форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и начальной школе с учетом общих возрастных особенностей, создания образовательной среды, способствующей познавательному, социально-личностному, эстетическому развитию ребенка.

Одним из главных аспектов преемственности ступеней дошкольного и начального школьного образования является готовность ребенка к обучению в школе.

Общую готовность к школьному обучению составляют физическая, психологическая, интеллектуальная готовность. Специальная готовность предполагает владение будущим учеником специальными умениями и навыками, связанными с развитием речи и элементарных математических представлений, формированием предпосылок к учебной деятельности в виде отдельных учебных умений и навыков [1, 5, 8].

Формирование специальной готовности у детей к школьному обучению, собственно, и составляет процесс подготовки, как правило, состоящий в простой подгонке социально-психологических приоритетов дошкольного учреждения к требованиям начальной школы, оставляя без внимания общую (физическую, психологическую, интеллектуальную) готовность дошкольника к систематическому обучению в школе [8, 13, 14].

* Аспирант кафедры «Спортивные игры» Педагогического института физической культуры.

* Доцент кафедры «Спортивные игры» Педагогического института физической культуры, кандидат биологических наук.

У «школьно-зрелого» ребенка помимо должного уровня развития психики и речи, должны быть хорошо развиты моторные функции, особенно мелкая моторика, определяющая тонкую координацию движений пальцев, от чего в значительной степени зависит освоение ребенком навыка письма [2, 5, 7]. Необходимость длительного пребывания за партой во время уроков требует выносливости мышц, поддерживающих рабочую позу. Особую значимость приобретает развитие двигательно-координационных и связанных с ними способностей у детей старшего дошкольного возраста как перспектива успешности подготовки к обучению в школе и успешности при систематическом обучении в ней [4, 6, 14]. Степень развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста во многом зависит от их способности восприятия, которому отводится особая роль как началу интеллектуального познания и как основе всего образовательного процесса [4, 6, 9, 12].

Учитывая выше сказанное, нами была разработана и апробирована на практике программа развивающих физических упражнений, проводимых в игровой форме, активно затрагивающих интеллектуальную сферу ребенка. Основное направление работы по программе - это подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе посредством развития у них физических, психомоторных и интеллектуальных способностей, способности восприятия.

Развитие координационных способностей у детей сложный и трудоемкий процесс, что обусловлено возрастными особенностями детей. Некоторые виды координационных способностей (например: способность сохранения равновесия) в своем развитии опережают другие (например: развитие мелкой моторики) [3, 4, 7]. Поэтому программа имеет своей целью, как дальнейшее развитие, так и подтягивание до необходимого уровня координационных и связанных с ними способностей.

Программа имеет циклический характер. Между циклами проводится мониторинг промежуточных результатов освоения воспитанниками программного материала по направлениям «Развитие движений» и «Проявление эмоциональных состояний».

Программа состоит из четырех модулей-блоков, каждый из которых, обладая общими признаками, имеет свою выраженную направленность на развитие определенного вида координационных и сопряженных с ними способностей, а так же вида восприятия.

1-й блок включает подвижные игры, игровые упражнения, эстафеты преимущественной направленности на развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации. 2-й блок включает подвижные игры и игровые упражнения преимущественной направленности на развитие слухового восприятия и слухо-моторной координации. В 3-й блок включены подвижные игры и игровые упражнения преимущественной направленности на развитие мелкой моторики и тактильного восприятия. 4-й блок вклю-

чает игровые упражнения преимущественной направленности на развитие способности ориентировки в пространстве.

Включенные в программу игры высокой, средней и малой подвижности с логическими заданиями проводятся в различных частях физкультурного занятия в зависимости от степени интенсивности игры. Разнообразные движения, выполняемые детьми в процессе игровой деятельности, оказывают комплексное воздействие на развитие физических и психических способностей у детей, обогащают арсенал их двигательных умений и навыков, развивают способность восприятия.

Применение подвижных игр и игровых упражнений на занятиях по физической культуре осуществляется по следующей схеме:

- 1-е занятие: подвижные игры и игровые упражнения преимущественной направленности на развитие слухо-моторной координации, мелкой моторики рук или способности ориентировки в пространстве;

- 2-е занятие: подвижные игры и игровые упражнения преимущественной направленности на развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук или способности ориентировки в пространстве;

- 3-е занятие: в комплексе подвижные игры и игровые упражнения преимущественной направленности на развитие слухо-моторной и зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук или способности ориентировки в пространстве. Комплексная двигательная разминка с включением различных видов ходьбы, бега, прыжков, заданий, направленных на развитие чувства ритма, внимания, памяти, выполняется на каждом занятии.

Для закрепления результатов и усиления воздействия на процесс развития у детей двигательных и психомоторных качеств, способности восприятия подбор заданий для занятий с детьми в условиях домашнего воспитания осуществляется по идентичной схеме.

Мониторинг промежуточных результатов освоения детьми программного материала по направлению «Развитие движений» выявил наибольший прирост показателей развития движений по тестам, характеризующим уровень развития координационных способностей. В частности по тестам «Прыжок в длину с места», «Челночный бег 3 х 10 м», «Подбрасывание и ловля мяча», «Сохранение статического равновесия», «Перекладывание двумя пальцами по одному группы мелких предметов в коробку», «Бег с преодолением препятствий «змейкой».

По направлению «Проявление эмоциональных состояний» была отмечена более высокая активность детей на занятиях по физической культуре. Дети проявляли большой интерес к выполнению двигательных заданий и спортивный азарт при выполнении заданий на этапах эстафеты. Так же наблюдалась большая концентрация внимания (особенно слухового) при выполнении

двигательных заданий. Усложнение заданий при выполнении игровых упражнений, способствующих развитию тактильных восприятий, давало возможность проявить детям воображение и сконцентрировать внимание на внутренних ощущениях и узнавании игровых образов. Игровые физические упражнения в сочетании с речью, вызывавшие у детей в начале некоторые затруднения, по мере освоения дети выполняли ритмично, согласовывая движения с ритмом стихотворного размера. Особо следует отметить способность к восприятию звуковых сигналов и быстрое реагирование на них.

Полученные результаты позволили сделать вывод о целесообразности продолжения использования разработанной нами программы для повышения уровня развития двигательных (особенно координационных) способностей у детей старшего дошкольного возраста в подготовке их к школьному обучению.

Список литературы:

1. Бададгулова Е. Дорога в школу // Обруч. - 2002. - № 1. - С. 3-6.

2. Безруких М., Филиппова Т. Ловкие пальчики // Мама, папа, я. - 2011. -№ 2. - С. 22-23.

3. Губа В.П., Солонкин А.А. Основы двигательного развития детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 88 с.

4. Дворкина Н.И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.И. Дворкина. - М.: Советский спорт, 2005. - 184 с.

5. Доронова Т.Н. Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - № 1. - С. 4-15.

6. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

7. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.

8. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное школьное образование - единый развивающий мир // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 6.

9. Мазепина Е.В. Эффективность применения игровых средств и методов физического воспитания для улучшения психофизического состояния детей 6-8 лет: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2001.

10. Майер А.А. Модернизация дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 2. - С. 16-20.

11. Методика подготовки детей к школе (упражнения, психологические тесты, основные требования) / Сост. Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова. - Волгоград: Изд. «Учитель». - 2000. - 44 с.

12. Стародубцева И.В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания: канд. дисс. -Тюмень, 2004.

13. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе: методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.

14. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований: методическое пособие / Под общ. ред. Н.В. Микляевой. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 152 с.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ КАК ФАКТОР ИХ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

© Видро Е.М.*

Университет Российской академии образования, г. Москва

Становление студента как специалиста-профессионала происходит в ходе учебной деятельности, при вовлечении в которую он входит с индивидуальными, только ему присущими, свойствами нервной системы, психофизиологическими показателями, уровнем развития физических качеств и работоспособности, состоянием здоровья. По единодушному мнению специалистов в области психологии и физиологии труда -средства физического воспитания являются наиболее эффективным «инструментом» для формирования физической и психической готовности профессионала [2, с. 112].

В качестве стратегической и методической задачи профессионального становления на первый план выдвигается проблема формирования и развития профессиональных компетенций будущих специалистов, т.е. активность знаний, умений, способностей, готовность применять их на практике.

Профессиональное становление будущих специалистов, по мнению Э.Ф. Зеера, есть формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграции, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельно-

* Аспирант УРАО, преподаватель физической культуры Политехнического колледжа № 39 (г. Москва).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.