Научная статья на тему 'Начальная спортивная подготовка детей дошкольного возраста'

Начальная спортивная подготовка детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2388
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагутин Андрей Борисович, Коченгина Екатерина Сергеевна

В работе представлено экспериментальное обоснование «Программы начальной спортивной подготовки», использованной с целью формирования у детей дошкольного возраста двигательных возможностей и желания продолжить систематические занятия спортом на этапе начального школьного образования. Двигательным содержанием «Программы» послужили упражнения основной («общеразвивающей») гимнастики, ориентированные на разностороннюю физическую подготовку, формирование «базовых» двигательных умений универсального характера и развитие способности быстро и прочно осваивать новые формы движений. При реализации программы широко использовались приёмы психолого-педагогического воздействия, формирующие мотивацию к систематическим занятиям спортивными упражнениями. Моторная составляющая результативности занятий по экспериментальной программе определялась тестами, оценивающими уровень технико-физической подготовленности детей, мотивационная методами практической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лагутин Андрей Борисович, Коченгина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Initial sports training of children at preschool age

The article presents the experimental validation of the "Program of initial sports training", used for the purpose of formation of the motor abilities at preschool children and willingness to continue the regular sports practice during the primary school education. Motor content of the “Program” has included the basic exercises ("all-developing") of gymnastics focused on the versatile physical training, the formation of "basic" motor skills of the universal character and development of the ability to quick and secure mastering of the new forms of movements. The program widely used the methods of psychological and pedagogical influence, forming the motivation to the regular sports exercises. Motor component of the effectiveness of training under the pilot program was determined with the tests assessing the level of technical and physical readiness of the children, motivational with the methods of practical psychology.

Текст научной работы на тему «Начальная спортивная подготовка детей дошкольного возраста»

3. Плавание / под ред. Б. Н. Никитского. - М. : Просвещение, 1967. - 295 с.

REFERENCES

1. Berdichevskaya, E.M. (2004), "Coordination characteristics of voluntary movements of human in connection with individual asymmetry profiles", Physical Culture, Sport - Science and Practice, No. 1-4, pp. 45-51.

2. Lavrentyeva, D.A.(2014), "Influence of individual profile asymmetry features on the choice of leg movements structure in the water of primary school children in initial teaching swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. Vol. 112, pp. 100-103.

3. Ed. Nikitskii B.N. (1967), Swimming, Prosvechenie, Moscow.

Контактная информация: Lavrdasha-lisa@mail.ru,

Статья поступила в редакцию 22.06.2015.

УДК 796.015

НАЧАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Андрей Борисович Лагутин, кандидат педагогических наук, профессор, Екатерина Сергеевна Коченгина, аспирантка, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В работе представлено экспериментальное обоснование «Программы начальной спортивной подготовки», использованной с целью формирования у детей дошкольного возраста двигательных возможностей и желания продолжить систематические занятия спортом на этапе начального школьного образования. Двигательным содержанием «Программы» послужили упражнения основной («общеразвивающей») гимнастики, ориентированные на разностороннюю физическую подготовку, формирование «базовых» двигательных умений универсального характера и развитие способности быстро и прочно осваивать новые формы движений. При реализации программы широко использовались приёмы психолого-педагогического воздействия, формирующие мотивацию к систематическим занятиям спортивными упражнениями. Моторная составляющая результативности занятий по экспериментальной программе определялась тестами, оценивающими уровень технико-физической подготовленности детей, мотивационная - методами практической психологии.

Ключевые слова: универсальные двигательные умения, двигательно-координационные способности, обучение двигательным действиям, формирование мотивации к занятиям спортом.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p118-124

INITIAL SPORTS TRAINING OF CHILDREN AT PRESCHOOL AGE

Andrey Borisovich Lagutin, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ekaterina Sergeyevna Kochengina, the post-graduate student, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The article presents the experimental validation of the "Program of initial sports training", used for the purpose of formation of the motor abilities at preschool children and willingness to continue the regular sports practice during the primary school education. Motor content of the "Program" has included the basic exercises ("all-developing") of gymnastics focused on the versatile physical training, the formation of "basic" motor skills of the universal character and development of the ability to quick and secure mastering of the new forms of movements. The program widely used the methods of psychological and pedagogical influence, forming the motivation to the regular sports exercises. Motor component of the effectiveness of training under the pilot program was determined with the tests assessing the level of technical and physical readiness of the children, motivational - with the methods of practical psychology.

Keywords: universal motor skills, motor coordination abilities, training to motor actions, motivation to exercises.

«Первые шаги» начальной спортивной подготовки во многом определяют успешность адаптации ребёнка к дальнейшей систематической спортивной деятельности. Однако, как показывает спортивная практика, наиболее распространёнными причинами прекращения занятий уже на этапе начальной подготовки, являются недостаточный багаж индивидуального моторного опыта, не способность быстро и прочно усваивать новый двигательный материал, а также отсутствие мотивации к систематической двигательной активности.

Эта проблема усугубляется всё возрастающей конкуренцией видов спорта, вынуждающей тренеров делать набор юных спортсменов едва ли не с младшего дошкольного возраста, нарушая установленные нормативными актами возрастные ограничения, с последующим «натаскиванием» их на весьма ограниченный круг движений, характерных для данного вида спорта. При этом, задачи укрепления здоровья детей, постепенного повышения уровня их общей физической подготовленности, разностороннего развития двигательной сферы, отходят на второй план.

По мнению ряда авторов [1, 5] наиболее результативным средством физического воспитания дошкольников, позволяющим дать детям разнообразную общефизическую и общедвигательную подготовку, сформировать интерес к миру движений и потребность в двигательной активности, является основная или «общеразвивающая» гимнастика с её огромным многообразием упражнений, привлекательных и доступных детям, начиная с самого раннего возраста.

Гипотеза исследования - занятия начальной спортивной подготовкой с детьми дошкольного возраста с использованием доступных и привлекательных для них упражнений общеразвивающей гимнастики координационно-развивающей направленности, подобранных с учётом возрастных особенностей развития моторной функции, позволят детям в младшем школьном возрасте успешно адаптироваться к условиям начальной подготовки в избранном ими виде спорта.

Цель исследования - повышение эффективности дополнительного физкультурного образования детей 4-6 лет, осуществляемого государственными и общественными физ-культурно-спортивными структурами.

Задачи исследования:

1. Определить совокупность базовых двигательных умений универсального характера, позволяющих младшим школьникам успешно адаптироваться к требованиям этапа начальной подготовки в видах спорта со сложной координацией движений, циклических локомоциях, спортивных играх и единоборствах.

2. Экспериментально обосновать влияние гимнастических упражнений, подобранных в соответствии с физиологическими механизмами формирования двигательной координации, на способность детей дошкольного возраста к обучению спортивным упражнениям.

3. Изучить факторы, способствующие формированию у детей дошкольного возраста мотивации к систематической двигательной активности и экспериментально обосновать формирующие их приёмы педагогического воздействия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Одной из рабочих гипотез исследования, было предположение о том, что на этапе начальной подготовки в наиболее популярных у населения видах спорта востребована «базовая» совокупность моторных умений, носящих «универсальный» или «сквозной» характер. Уверенное владение этими двигательными умениями создаёт предпосылки для успешности дальнейшего спортивного прогрессирования ребёнка. Определение совокупности таких «универсальных» двигательных умений, было проведено с помощью анализа двигательного содержания программ ДЮСШ и СДЮШОР в видах спорта, основанных на сложной координации движений, циклических локомоциях, спортивно-игровой дея-

тельности и единоборствах, а также действующих государственных программ физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. На основании полученных результатов двигательные умения, имеющие «сквозной» универсальный характер, были структурированы следующим образом: разновидности передвижений, упражнения обще-развивающего характера, основные виды лазания, упражнения с включением вестибулярных нагрузок прогрессирующей сложности, упражнения начальной акробатической подготовки, гимнастические прыжки, упражнения с малыми и средними мячами.

С целью повышения результативности занятий по экспериментальной программе мы посчитали целесообразным дополнить её двигательное содержание заданиями, направленно формирующими двигательно-координационные способности (ДКС) занимающихся, так как, по мнению ряда исследователей [1, 2, 5], именно эти способности в значительной степени определяют возможность быстро и прочно накапливать индивидуальный моторный опыт. Двигательные задания были подобранны и структурированы в соответствии с физиологическими механизмами формирования двигательной координации, указанными в работах А.К. Москатовой и ряда авторов [1, 3, 4]: способность к реакции, способность к ориентации в пространстве, способность сохранять равновесие в статике и динамике, способность к приспособлению и перестроению двигательных действий, способность к дифференцированию параметров движения, способность к рациональному выполнению двигательных действий обеими конечностями, способность воспроизведению ритмической структуры двигательных действий, способность к произвольному расслаблению мышц.

Проверкой эффективности экспериментальной программы послужили результаты педагогического эксперимента, в котором приняли участие 44 ребёнка-дошкольника в возрасте 4-5 лет. Контрольная группа численностью 21 человек занимались на базе детского сада № 2053 г. Москвы по государственной программе. Вторая группа 23 человека, идентичная контрольной по стартовым параметрам технико-физической подготовленности, занималась в гимнастическом клубе «Тривим» г. Москвы по экспериментальная программе. По завершению эксперимента был проведён контроль уровня физической подготовленности детей.

На рис. 1 представлены результаты выполнения тестов 1 и 2 группы на силовые и связанные с ними способности, а также общую гибкость, которые использовались для определения показателей динамики физической подготовленности испытуемых в ходе эксперимента. Анализ полученных данных даёт основание говорить о превалировании результатов, показанных детьми экспериментальной группы во всех видах испытаний, однако проверка на однородность средне групповых показателей двух групп методами математической статистики не подтвердила достоверность различий, за исключением теста «наклон вперед сидя».

12 3 5

нКонтр. Группа и: Эпсперир. группа

1. Прыжок в длину

2. Наклон вперед сидя

3. ЧБ 2x10 р

4. Повторне сгибание туловища за 30"

Рис. 1. Динамика результатов, показанная детьми в ходе эксперимента (в процентах от исходного уровня)

Иная картина наблюдалась при выполнении тестов третьей группы на ДКС, показанных на рисунке 2.

100 о,

80

60

40

20

12 3 I Контрольная группа

1. Пробегание по скамейке (с).

2. Прыжки в цель (с).

3. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами (с).

4. ЧБ 2x3 м (с).

5. Ползание восьмеркой (с).

6. Прыжки вниз на разметку (см).

7. Метани мача в горизонтальную

4 5 6 7 8 Цель (см).

И Экспериментальная группа 8. "Парные картинки" (с).

0

Рис. 2. Динамика результатов, показанная детьми в ходе эксперимента (в процентах к исходному уровню)

На рисунке видно, что дети, занимавшиеся по экспериментальной программе, наиболее выражено в сравнении с детьми контрольной группы улучшили свои результаты в способности к реакции и ориентации в пространстве, определённых тестами № 2, 4, 5, 8 (рисунок 2.). При этом во всех тестах различия между обеими группами оказались статистически достоверны. Менее выражено изменились показатели способности управлять субдоминантными конечностями и дифференцировать параметры двигательных действий, о чем свидетельствуют результаты выполнения тестов № 6 и 7, где были зафиксированы статистически достоверно не различаемые результаты обеих групп.

Обобщённые результаты тестирования динамики уровня технико-физической подготовленности детей, позволяют сделать вывод о том, что занятия по экспериментальной программе оказали положительное влияние на моторику и физическую подготовленность детей-дошкольников участвовавших в эксперименте.

Важной задачей исследования явилось изучение влияния занятий по экспериментальной программе на способность осваивать новые формы движения. Для решения этой задачи, в конце трёхгодичного цикла занятий по экспериментальной программе был проведён педагогический эксперимент, позволивший дать сравнительную оценку способности испытуемых к обучению двигательным действиям. Для этого использовались следующие двигательные задания: прохождение полосы препятствия с включением ранее не известных детям разнообразных по характеру и структуре двигательных заданий, выполнение упражнений общеразвивающего характера по показу, самостоятельное разучивание переворота в сторону ("колесо"), с использованием видео материала.

На рисунке 3 представлены результаты детей обеих групп, полученных в ходе эксперимента, наглядно демонстрирующие преимущество детей экспериментальной группы.

15 10 5 0

12,24 и

9,05 1—1 8,05

^3'07 2'34 6,45

Полоса препятствия (сек) ОРУ по показу (кол-во упр.) "Колесо" (баллы)

в Контрольная группа и Экспериментальная группа

Рис. 3. Результатов испытуемых контрольной и экспериментальной группы

Ещё одной задачей исследования явилось определение приёмов педагогического воздействия, позволяющих формировать мотивацию к занятиям спортом у детей дошкольного возраста. Зная, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие

мотивы лежат в основе действий, можно разработать эффективную систему методов тренировочной деятельности [4, 6].

Анализ литературных источников, педагогические наблюдения, беседы с педагогами-дошкольниками и тренерами групп начальной подготовки, позволили выделить факторы, побуждающих детей 5-6 лет заниматься организованной двигательной активностью, а также совокупность приёмов педагогического воздействия их формирующих. К приёмам такого рода относятся следующие: приёмы, создающие положительный эмоциональный фон занятий; педагогические воздействия, акцентирующие внимание на положительных примерах; положительная оценка итогов каждого занятия с акцентом на особо отличившихся детей; рассказ и демонстрация положительных изменений; создание благоприятного психологического климата в детском коллективе; активизация досуговой деятельности; проведение индивидуальные и групповые беседы с родителями.

С целью изучения динамики мотивационного профиля детей-дошкольников, принимавших участие в эксперименте, было проведено анкетирование. Детям экспериментальной группы был предложен формализованный опросник, в котором под руководством педагога необходимо было выбрать из предложенных вариантов десять наиболее значимых причин, побуждающих ребёнка систематически посещать занятия начальной спортивной подготовкой.

Анализ результатов анкетирования показал, что ведущими факторами на начальном этапе социологического исследования, определяющими желание детей систематически заниматься физическими упражнениями, являлись:

- потребность в одобрении со стороны родителей, родственников, друзей за достигнутые результаты, посещения спортивной секции;

- стремление к самосовершенствованию, выраженное в желании стать сильным, ловким, быстрым, выносливым;

- повышение престижа, желание славы, выраженные привлечением к себе особого внимания, признанием любой ценой, жаждой успеха (в том числе незаслуженного).

Выявленные мотивы на начальном этапе исследования не являются осознанными побудителями к тренировочной деятельности и характерны для детей, не владеющих необходимыми знаниями о полезности занятий, об их влиянии на развитие личности.

В ходе эксперимента, длившегося в течение 3-х лет, мы использовали перечисленные выше приемы педагогического воздействия, направленные формирование мотивации к занятиям спортом.

Для выявления динамики результатов, полученных в ходе эксперимента, было проведено повторное анкетирование, результаты которого показали следующее.

1. У детей, занимавшихся по экспериментальной программе, повысилась потребность в занятиях физическими упражнениями, связанная с получением новых ощущений и эмоциональных переживаний, возникающих при освоении новых упражнений и двигательных заданий (прирост показателя на уровне 260% от исходного уровня).

2. Значительная положительная динамика отмечена также в отношениях с педагогом, являющихся важным фактором формирования у ребёнка устойчивой мотивации к занятиям спортом (прирост показателя составил 145% к исходному уровню). В значительной степени это может быть объяснено разумным и уместным применением различных видов поощрений и наказаний, своевременной помощью в ситуациях, связанных с затруднениями в обучении, а также личной демонстрацией педагогом разучиваемых упражнений.

3. Значимым фактором для формирования потребности в занятиях спортивными упражнениями явилась организованная педагогом вне тренировочная деятельность детей (поездки на соревнования, экскурсии, участие в мероприятиях клуба с показательными выступлениями и т.п.), показатели которой, как мотивирующего фактора, увеличились в ходе эксперимента на 80% к исходному уровню.

4. Приобретения для жизни полезных умений и знаний (+44% от исходного уровня), стремление к самосовершенствованию (+23%), дружеские отношения в коллективе (+17%), также послужили факторами, формирующими мотивацию к систематическим посещениям занятий.

5. Напротив, такие факторы как: получение материальных благ (на 15% ниже исходного уровня), повышение престижа и желание спортивной славы (на 39% ниже исходного уровня) оказались значительно менее выражены, что на наш взгляд, связано с более отчётливым пониманием детьми полезности двигательной активности для своего физического развития.

6. Средне групповые мотивационные профили испытуемых в начале и по окончанию эксперимента представлены на рисунке 4.

1,0

0,8

¥ 0,6

¡8 0,4 X

ш

а 0,2

0,0

ГП1ВГ11

123456789 1 До эксперимента -I После эксперимента

1. Общение в коллективе.

2. Отношение к тренеру.

3. Познавательный мотив.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Внетренировочная деятельность.

5. Стремление к самосовершенствованию.

6. Материальных благ.

7. Получение удовольствия и новых ощущений.

8. Приобретение для жизни полезных умений и знаний.

10 9. Потребности в одобрении.

10. Повышение престижа желание славы.

Рис. 4. Результаты анкетирования детей до и после эксперимента.

Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что наиболее эффективно действующими факторами, способствующими формированию у детей дошкольного возраста мотивации к систематической двигательной активности, является систематически передаваемая детям в процессе занятий информация о пользе занятий и важности двигательной активности в физическом развитии человека; поддержание позитивного эмоционального фона занятий, а также использование большого разнообразия доступных детям двигательных заданий, позволяющих получать новые двигательные ощущения. Способы и методические приёмы, формирующие эти факторы, должны использоваться педагогами в процессе занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с целью создания мотивации к дальнейшим систематическим занятиям начальной спортивной подготовкой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.

2. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям: биомеханика, методология, дидактика / Ю.К. Гавердовский. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - 930 с.

3. Москатова, А.К. Спортивная физиология : учебно-методическое пособие / А.К. Москатова ; Рос. гос. ун-т физ. культуры. - Москва : [б.и.], 2007. - 110 с.

4. Лях, В.И. Важнейшие для различных видов спорта координационные способности и их значимость в техническом и технико-тактическом совершенствовании / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 2. - С. 57-59.

5. Родионов, А.В. Психология физической культуры и спорта : учебник для вузов / А.В. Родионов. - М. : Академический проект : Фонд "Мир", 2004. - 576 с.

6. Яковлев, Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности : учебное пособие / Б.П. Яковлев. - М. : Советский спорт, 2014. - 312 с.

REFERENCES

1. Bernstein, N.A. (1991), About of dexterity and its development, Physical culture and sport, Moscow.

2. Gaverdovsky, Yu.K. (2007), Training in sports exercises: biomechanics, methodology, didactics, Physical culture and sport, Moscow.

3. Moskatova, A.K. (2007), Sports physiology: educational and methodical grant, publishing house "RIO RGUFK", Moscow.

4. Lyakh, V.I. (1988), "The most important for different types of sport coordination abilities and their importance in technical and technical and tactical improvement", Theory and practice of physical culture, 1988, No. 2, pp. 57-59.

5. Rodionov, A.V. (2004), Psychology of physical culture and sport: the textbook for higher education institutions, Academic project, Moscow.

6. Yakovlev, B. P. (2014), Motivation and emotions in sports activity: manual, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: Katy_Koch@mailru

Статья поступила в редакцию 10.06.2015.

УДК 378

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ФИЛИАЛОВ ВУЗОВ РОССИИ

Инна Васильевна Лаухина, кандидат педагогических наук, Анжелика Валерьевна Белозерских, кандидат педагогических наук, Елена Михайловна Николаева, кандидат педагогических наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

Алексеевский филиал

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию требований, предъявляемых к образовательной среде филиалов вузов России. Авторы отмечают, что эффективность профессиональной подготовки студентов в филиалах вузов России зависит от целого комплекса возможностей образовательной среды. К ним относятся: возможности образовательной среды удовлетворить потребности студентов, обеспечить приоритет максимальной практической реализации индивидуальности в процессе их обучения, а также обеспечить эффективное самостоятельное саморазвитие студентов. Сюда же авторы относят: возможности образовательной среды филиалов вуза по обеспечению студентов разносторонней научной и учебной информацией, а также по учету их индивидуальных интересов. Кроме того, большое значение, для профессиональной подготовки студентов имеют возможности образовательной среды филиалов вуза по формированию ценностных ориентаций и высокой мотивации у студентов при освоении профессии, а также по формированию у них убеждений и установок в правильности выбора профессии.

Ключевые слова: требования; филиалы вузов России; образовательная среда.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p124-127

REQUIREMENTS IMPOSED TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF BRANCHES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF RUSSIA

Inna Vasilyevna Laukhina, the candidate of pedagogical sciences, Anjelica Valeryevna Belozerskikh, the candidate of pedagogical sciences, Elena Mikhaelovna Nikolaeva, the candidate of pedagogical sciences, Belgorod State National Research University, Alekseevka branch

Annotation

The article presents the results of researches on justification of requirements imposed to the educational environment of the branches of higher education institutions of Russia are presented. Authors note that efficiency of the vocational training of students in branches of higher education institutions of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.