Развитие духовно-нравственных ценностей военнослужащего российской армии посредством военной музыки
Чупраков Кирилл Сергеевич,
соискатель кафедры философии и религиоведения, Военного университета Министерства обороны Российской Федерации E-mail: [email protected]
В настоящей статье рассматривается развитие духовно-нравственных ценностей военнослужащего Российской армии посредством военной музыки. Характеризуются понятия «духовный мир человека», «духовный мир военнослужащего», их элементы. Анализируется специфика и особенности военной музыки как фактора формирования духовного мира военнослужащего. Определяются основные направления формирования духовного мира военнослужащего Российской армии посредством военной музыки. Приведены примеры развития духовно-нравственных ценностей военнослужащего посредством военной музыки. Обращается внимание, что во время эмоционального исполнения военно-музыкального репертуара они осознают свою причастность к Родине, к своему народу, к своим истокам. У них формируются и развиваются духовно-нравственные ценности, трепетное отношение к своему Отечеству. Автор приходит к выводу, что взаимодействие музыкального искусства с духовным миром военнослужащего представляет собой сложный и многоплановый процесс, в ходе которого осуществляется непрерывное развитие его духовно-нравственных ценностей.
Ключевые слова: духовный мир военнослужащего, военная музыка, духовно-нравственные ценности, военно-музыкальный репертуар, военные песни.
Понятие «духовный мир военнослужащего» на сегодняшний день активно разрабатывается в научно-исследовательской литературе. Вместе с тем, следует указать, что оно неразрывно связано с такой философской категорией, как «духовный мир человека».
Так, по мнению П.В. Петрия, духовный мир человека представляет собой «систему идеальных образов, определяющих свойства, процессы и явления, обладающие социокультурной значимостью и реализующиеся в морально-нравственных качествах человека, проявляющихся преимущественно в его деятельности на благо общества» [1, с. 40].
А.К. Аверин под понятием духовного мира человека понимает «социально-идеальную сферу, т.е. внутреннюю форму отражения социального бытия» [2, с. 71].
Исследователи И.В. Востриков и С.И. Сулимов понятие духовного мира человека трактует как внутренний мир индивида, в который входят процессы и явления, которые представляют собой внутреннюю жизнь человека в условиях его принадлежности к определенному классу либо на конкретном уровне развития общества [3, с. 88].
Характеризуя духовный мир военнослужащего, всегда обращаются к его внутреннему, субъективному миру, включающему в себя такие составляющие, как разум, культуру мышления, уровень и качество знаний, эмоциональное и нравственное развитие и др. В тоже время духовный мир военнослужащего подчёркивает, в том числе, рациональное начало, важность просветительского процесса и образования его личности.
В содержании качеств и личного опыта, характеризующего духовный мир военнослужащего, важен сам
329
смысл имеющихся знании и осознание личностного духовного опыта. Сущность духовного мира военнослужащего составляют лишь те знания, которые являются осознанным средством постижения смысла внешнего и внутреннего мира человека, освоения таких философских категории, как истина, красота, добро и т.д.
К наиболее значимым элементам духовного мира военнослужащих относятся как общезначимые, так и непосредственно специфические духовно-нравственные ценности. К первым относятся: личностно-всеобщее отношение к предмету деятельности, социальная ответственность (как преодоление внутри профессиональнои изоляции, перевод знании в социальную плоскость) [4, с. 93].
В качестве специфических черт выступают такие ценности военно-профессиональнои деятельности как патриотизм, честь и достоинство, дисциплинированность, воисковое товарищество. Внешнее требование самопожертвования преобразуется в духовном мире военнослужащего во внутреннее сущностное качество. При этом, данные ценности не противоречат гуманистическим идеалам, а являются их особыми проявлениями в условиях воин-скоИ среды.
Военная музыка как фактор формирования духовного мира военнослужащего представляет собоИ духовно-практическое явление, включающее в себя совокупность средств, форм и методов, воздеиствующих на внут-реннии мир военнослужащего и служащая целям военного управления, строевого обучения, воинского и эстетического воспитания военнослужащих, патриотического воспитания всех граждан государства. Она предназначена для исполнения при строевом обучении воИск, военных и общественных торжественных церемониях, парадах и прочих торжественных мероприятиях.
Специфика военноИ музыки как фактора формирования духовного мира военнослужащего заключается в выполнении ею ряда функ-
ции (общественно-церемониальноИ, служебно-строевоИ, культурно-просве-тительскоИ), которые в свою очередь реализуются посредством таких форм работы как: строевая подготовка, ритуальные деИствия, военные парады, концерты, просветительские мероприятия, конкурсы-смотры художествен-ноИ самодеятельности. Средствами воздеИствия военноИ музыки на внут-ренниИ мир военнослужащих являются: средства исполнительского характера (инструментальные и вокальные), средства содержательного характера (репертуар) [5, с. 184].
Динамика военноИ музыки как фактора формирования духовного мира военнослужащего современноИ Рос-сиИскоИ армии обусловлена влиянием на него разнообразных условиИ и факторов объективного и субъективного характера, наличием социальных противоречиИ, что предопределяет выбор и обоснование некоторых направлениИ формирования духовного мира военнослужащего РоссиИскоИ армии посредством военноИ музыки.
К числу основных направлениИ формирования духовного мира военнослужащего РоссиИскоИ армии посредством военноИ музыки относятся:
- сохранение и развитие духовно-нравственных ценностеИ воинского служения посредством трансляции военно-музыкального репертуара;
- развитие военно-музыкального творчества в контексте его влияния на духовныИ мир военнослужащих РоссиИскоИ армии;
- укрепление и развитие духовных связеИ между военнослужащими армиИ «дружественных стран» в рамках организации и проведения международного фестивального движения;
- подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере военно-музыкального искусства;
- разработка форм и методов патриотического воспитания россиИского молодого поколения, а также военнослужащих армии и флота с помощью военноИ музыки и др.
330
Формирование и развитие духовно-нравственных ценностей военнослужащих посредством военной музыки в настоящее время осуществляется в рамках двух основных направлений [6, с. 12]:
1) музыка воинских ритуалов, концертная деятельность военных оркестров и ансамблей,специальные музыкальные радио и телевизионные программы;
2) музыкальная художественная самодеятельность, исполнение строевых песен, организация и проведение дискотек, самостоятельное музицирование воинов в часы досуга.
В основе благоприятного воздействия музыки на духовный мир и развития духовно-нравственных ценностей военнослужащих посредством военной музыки лежит свойство порождаемых ею положительных эмоций оптимизировать психо-физиологические процессы в организме и деятельность центральной нервной системы. Но, этим влияние музыки не ограничивается. Ее объективное содержание позволяет совместить процесс формирования высоких духовно-нравственных ценностей военнослужащих, идейно-политических, морально-боевых и других важных для военнослужащего качеств, приобретаемых в ходе различного вида занятий, с развитием эстетических вкусов и потребностей военнослужащих, повышением их общего культурного уровня.
Важную роль в системе формирования и развития духовно-нравственных ценностей военнослужащих посредством военной музыки играет эффективное использование всех возможных форм включения военной музыки в процесс службы войск, в воспитание личного состава.
Изложенное позволяет сделать вывод, что военная музыка развивает духовно- нравственные качества личности военнослужащего, чувство любви к Родине, гордость за героические подвиги народа, способствуют сплочению коллектива, воспитанию взаимопомощи и дружбы. Посредством военной музыки в целом, а в частности - военных
песен, военнослужащие познают историю нашей Родины.
Военная музыка развивает такие духовно-нравственные ценности военнослужащих как любовь к Родине, выдержку, взаимопомощь, мужество.
В качестве примера развития духовно-нравственных ценностей военнослужащего посредством военной музыки приведем следующий. Большая часть военно - музыкальной культуры связана с периодом Великой Отечественной войны. Изначально в начале войны широкое распространение получили песни - призывы и песни - мобилизации, которые постепенно заменили лирические военные песни. Посредством такого военно-музыкального репертуара выказывались самые сокровенные чувства и заветные мысли.
Целью военно-музыкального репертуара рассматриваемого периода было не столько настроить воинов на победу, сколько продемонстрировать, что они могут потерять в случае поражения. С помощью военной музыки напоминалось то, для чего следует воевать. Поэтому к категории Родина, в данном случае добавлялись такие категории духовно-нравственных ценностей как любовь, возлюбленная, семейное счастье, родной дом [7, с. 24]. По своему эмоционально-духовному содержанию военно-музыкальный репертуар периода Великой Отечественной войны превзошел все другие, существовавшие до войны и написанные после войны военно-музыкальные произведения.
Во время эмоционального исполнения военно-музыкального репертуара военнослужащие осознают свою причастность к Родине, к своему народу, к своим истокам. Такой репертуар обуславливает эмоциональное переживание принадлежности военнослужащих к своей стране, своему гражданству, традициям. У них формируются и развиваются духовно-нравственные ценности, трепетное отношение к своему Отечеству.
Таким образом, предназначение военной музыки как фактора формирования духовного мира военнослужа-
331
щего заключается в целенаправленном, систематическом влиянии на все компоненты духовности военнослужащего, с наибольшей силой воздействуя на эмоционально-чувственную сферу в процессе его военно-профессиональной деятельности.
В заключении отметим, что взаимодействие музыкального искусства с духовным миром военнослужащего представляет собой сложный и многоплановый процесс, в ходе которого осуществляется непрерывное развитие духовно-нравственных ценностей военнослужащих.
Литература
1. Петрий П.В. Синергия общества и армии в аксиологическом пространстве современной России: монография. М., 2013. С. 40.
2. Аверин А.К. Структура духовного мира человека // Вестник Воронежского государственного университета. 2008. № 1. С. 71.
3. Востриков И.В., Сулимов С.И. Структура духовного мира человека // Вестник Воронежского института МВД России, 2010. № 3. С. 88.
4. Коновалов Д.В., Ишимская Е.В. Сущность и специфика духовного мира военной интеллигенции // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2015. -С.93-95.
5. Мацукевич О.Ю., Герасимова И.А., Герасимов А.П. Педагогический потенциал военно-музыкальных традиций в системе кадетского образования // Вестник МГУКИ. 2016. № 4 (72). С. 182-189.
6. Гарбарь В.К. Музыка в системе средств массовой информации и ее роль в воспитании советских воинов: автореф. дисс. кандид. философ. наук. М. 1989. 25 с.
7. Колесникова Н.А. Военная песня в духовной жизни российского общества: автореф. дисс. ... кандид. культурол. наук. - М. 2002. - 25 с.
DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF A SERVICEMAN OF THE RUSSIAN ARMY THROUGH MILITARY MUSIC
Chuprakov K.S.
Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
This article discusses the development of spiritual and moral values of a serviceman of the Russian army through military music. The concepts of "spiritual world of a person", "spiritual world of a serviceman", their elements are characterized. The specifics and features of military music as a factor in the formation of the spiritual world of a serviceman are analyzed. The main directions of the formation of the spiritual world of a serviceman of the Russian army through military music are determined. Examples of the development of spiritual and moral values of a serviceman through military music are given. Attention is drawn to the fact that during the emotional performance of the military musical repertoire, they realize their involvement in their Homeland, their people, and their origins. They form and develop spiritual and moral values, a reverent attitude towards their Fatherland. The author comes to the conclusion that the interaction of musical art with the spiritual world of a soldier is a complex and multifaceted process, during which the continuous development of his spiritual and moral values is carried out.
Keywords: spiritual world of a serviceman, military music, spiritual and moral values, military musical repertoire.
References
1. Petri P.V. Synergy of society and the army in the axiological space of modern Russia: monograph. M., 2013. p. 40.
2. Averin A.K. The structure of the spiritual world of man // Bulletin of the Voronezh State University. 2008. No. 1. p. 71.
3. Vostrikov I.V., Sulimov S.I. The structure of the spiritual world of man // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010. No. 3. p. 88.
4. Konovalov D.V., Ishimskaya E.V. The essence and specificity of the spiritual world of the military intelligentsia // Modern technologies for ensuring civil defense and eliminating the consequences of emergency situations. - 2015. -pp.93-95.
5. Matsukevich O. Yu., Gerasimova I.A., Ger-asimov A.P. Pedagogical potential of mili-
332
tary musical traditions in the system of cadet education // Bulletin of MGUKI. 2016. No.4 (72). pp. 182-189.
6. Garbar V.K. Music in the mass media system and its role in the education of Soviet
soldiers: abstract. diss ... candide. philosopher of Sciences. M. 1989. 25 p.
7. Kolesnikova N.A. Military song in the spiritual life of Russian society: abstract. diss . candide. cultural sciences. - M. 2002. - 25 p.
333