Научная статья на тему 'РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ДУХОВНОГО МИРА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ'

РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ДУХОВНОГО МИРА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
120
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / МУЗЫКА / АРМИЯ / ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР / РЕПЕРТУАР / ДУХОВНЫЙ МИР / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОЕННАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чупраков Кирилл Сергеевич

Музыка способна выполнять организующую и дисциплинирующую роль, музыка выступает сегодня важнейшим и обязательным компонентом воспитательного процесса военнослужащих российской армии и является неотъемлемой частью их жизни. Музыка выполняет ряд функций как воспитательного, так и просветительского характера, она способна усиливать патриотические чувства военнослужащего, укрепляя духовнонравственные основы его личности. Автор статьи приходит к выводу, что на сегодняшний день, военная музыка выступает в качестве действенного фактора формирования и развития духовного мира военнослужащего. В данной статье, автор, не углубляясь в структуру духовного мира военнослужащего российской армии, более подробно рассматривает вопросы важности музыки в военно-профессиональной деятельности и ее взаимодействии, влиянии на духовный мир военнослужащего. Музыка помогает выполнять организующую роль, дисциплинирующую, синхронизирующую и ритмизирующую роль, помогающую вырабатывать точные, четкие и согласованные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Чупраков Кирилл Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MUSIC IN THE DEVELOPMENT OF THE SPIRITUAL WORLD OF A SOLDIER: A SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Music is able to perform an organizing and disciplining role, music is today the most important and mandatory component of the educational process of Russian army servicemen and is an integral part of their lives. Music performs a number of functions of both educational and educational nature, it is able to strengthen the patriotic feelings of a serviceman, strengthening the spiritual and moral foundations of his personality. The author of the article comes to the conclusion that today, military music acts as an effective factor in the formation and development of the spiritual world of a serviceman. In this article, the author, without delving into the structure of the spiritual world of a serviceman of the Russian army, examines in more detail the importance of music in military professional activity and its interaction, influence on the spiritual world of a serviceman. Music helps to perform an organizing role, a disciplining, synchronizing and rhythmizing role that helps to develop precise, clear and coordinated actions.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ДУХОВНОГО МИРА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ»

Роль музыки в развитии духовного мира военнослужащего: социально-философский анализ

Чупраков Кирилл Сергеевич,

соискатель кафедры философии и религиоведения, Военный университет Министерства обороны РФ E-mail: joker.promo@mail.ru

Музыка способна выполнять организующую и дисциплинирующую роль, музыка выступает сегодня важнейшим и обязательным компонентом воспитательного процесса военнослужащих российской армии и является неотъемлемой частью их жизни. Музыка выполняет ряд функций как воспитательного, так и просветительского характера, она способна усиливать патриотические чувства военнослужащего, укрепляя духов-нонравственные основы его личности. Автор статьи приходит к выводу, что на сегодняшний день, военная музыка выступает в качестве действенного фактора формирования и развития духовного мира военнослужащего. В данной статье, автор, не углубляясь в структуру духовного мира военнослужащего российской армии, более подробно рассматривает вопросы важности музыки в военно-профессиональной деятельности и ее взаимодействии, влиянии на духовный мир военнослужащего. Музыка помогает выполнять организующую роль, дисциплинирующую, синхронизирующую и ритмизирующую роль, помогающую вырабатывать точные, четкие и согласованные действия.

Ключевые слова: военнослужащий, музыка, армия, военный оркестр, репертуар, духовный мир, нравственность, военная музыка.

Духовный мир человека - основа гармонии в жизни, это сфера субъективного внутреннего мира, в которой он проявляет свои способности: интеллектуальные, творческие и другие, которые выражаются в определенных видах деятельности, в системе ценностей. Критериями духовности человека являются его духовная деятельность, направленная на определение истины, самопознание, производство и потребление духовных ценностей, выраженных в идеях, образах, законах. В результате духовной деятельности (творчества) индивида формируется особый тип культуры - духовная культура.

Наиболее значимыми видами духовной культуры считаются религия, философия, музыка, наука и искусство, интеллектуальная, нравственная и художественная культура. Музыка, как социальное явление духовной культуры, оказывающее эстетическое воздействие на человека, представляет собой особую сферу человеческой деятельности, порожденную человеческим духом. Так, музыкальное искусство оказывает сильное воздействие на духовный мир и личность военнослужащего, запускает механизмы самосовершенствования.

Моральные и духовные ценности, как внутренние установки, представляют собой стержень человека, регулируют его чувства, эмоции, межличностное общение [2]. Уникальность музыки, как вида искусства связана с особенностью слухового восприятия, которая базируется на более общих образных связях.

Буквальное значение слова «музыка» согласно любому словарю, это «искусство гармоничного или выразительного сочетания вокальных или инструментальных звуков». Однако, полагаем, что музыка имеет значение гораздо более широкое. Музыка не имеет границ, она означает саморасширение и единство. Музыка, это то искусство, без которого невозможно представить жизнь, для многих - это стало необходимостью. Музыка - это самая универсальная из всех форм искусства, с которым люди сталкиваются ежедневно.

Музыка используется для религиозных, эстетических, развлекательных, целей, в духовной жизни. Музыка - это форма искусства, состоящая из звука и тишины. Элементами звука в музыке являются высота, мелодия, гармония, ритм, масштаб, ноты и т.д. Она помогает духовному искателю идти глубоко внутрь, чтобы получить максимальное удовлетворение от жизни, от истины, от реальности. Духовная жизнь, в свою очередь, помогает музыке, предложить миру в целом, свою

сз о

о Л о

о сз о в

способность и свою силу, которая является светом души. Музыка помогает людям выразить свои чувства наиболее удобным способом.

Музыка является своеобразным «камертоном», выражающим эмоциональный дух эпохи и тонко реагирующим на все перемены, происходящие в духовной атмосфере общества.

В условиях духовного кризиса современного общества, музыка непосредственно влияет на эмоциональный дух людей. Духовный мир личности понимается как внутренняя форма отражения бытия, как нравственное устройство индивида. Духовный мир - это проявление сущности человека, которая выражается благодаря его пониманиям идеалов добра, истины, красоты.

В свою очередь, военная музыка, влияет на духовный мир военнослужащего. В связи с этим, духовный мир военнослужащего, можно представить, как комплекс морально-нравственных норм, которые помогают ему реализовывать свои внутренние возможности как гражданина своей страны.

К примеру, стоит сказать, что роль музыки и песни в годы войны была чрезвычайно высокой. Она складывалась обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души и воспевало великий подвиг русского народа. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Музыка поддерживала людей в трудные минуты, утешала их измучившиеся души. Она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело и находило в себе новые силы хранить надежду.

Стоит сказать, что музыка в армии действует как своеобразный ритуал, оказывающий магическое воздействие на военнослужащих. Музыка воспитывает высокий моральный и боевой дух армии. Так, один из самых лучших военачальников России, А. Суворов говорил: «Музыка в бою нужна и полезна. Музыка удваивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил». Музыка на войне учит бойцов выживать, вселяет силу и бодрость духа, не дает ожесточиться, ожесточить душу. Значение музыки и строевых песен в российской армии велико, все это потому, что музыка является катализатором человеческих эмоций, пробуждает самые сокровенные чувства человека, подчеркивает идейное и смысловое содержание исполняемых ритуалов. Именно эмоции отражают жизненный смысл предметов, явлений, ситуаций, и в них воплощается переживание того, что воспринимается. То есть эмоции непосредственно вырабатывают ценностную оценку, мобилизуют человека к действию.

Таким образом, музыка в процессе воспитания военнослужащих российской армии выступает е фактором формирования и развития их духовного е мира, корректирует и обогащает эмоциональному духовную сферу военнослужащего, особенно ° в процессе его профессиональной деятельности ^ в статусе защитника Отечества.

Стоит сказать, что в настоящее время, как отмечали Н.А. Фудин, О.П. Тараканов, С.Я. Клас-син, существуют научно обоснованные доказательства, демонстрирующие воздействие музыки на разнообразные физиологические реакции, обусловленные сложным механизмом механической рецепции. [1] Данный механизм непосредственно включает в себя несколько этапов, где первые два (акустический и физиологический) являются универсальными для всех людей.

Третий же, психологический этап восприятия -индивидуален для каждого, что обусловлено личностными факторами (жизненный опыт, музыкальность, уровень образованности и т.д.), способными вызвать реакции, характерные для конкретного человека в процессе прослушивания им музыкального произведения. Так, средства воздействия военной музыки на духовный мир военнослужащего представляют собой комплекс всех этих этапов, также стоит подчеркнуть специфические характеристики военной музыки, с помощью которых на личность военнослужащего оказывается воспитательное, назидательное, образовательное влияние.

Так, говоря важности музыки в военно-профессиональной деятельности и о взаимовлиянии музыки и духовного мира военнослужащего, некоторые авторы, выделяют средства исполнительского и содержательного характера воздействия военной музыки на духовный мир военнослужащего.

К средствам исполнительского характера, относятся инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония) и вокальные (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл). Данное средство воздействия на военнослужащих имеет акустическую природу [3]. Тембровое звучание военного оркестра или сигнальных инструментов военного оркестра способно в кратчайшие сроки мобилизовать внимание, поднять боевой дух военнослужащего, прослушанные или исполненные песни способны вызвать у военнослужащего определенный круг эмоций, чувств и переживаний.

К средствам содержательного характера, относится репертуар. Репертуар военного оркестра, имеет способность поднять боевой дух военнослужащих посредством музыкальной ритмики, слова (словесный метод), выразительности, коммуникационной ориентированности (сплочению коллектива для выполнения поставленной перед ним общей задачи). Художественная ценность репертуара для оркестра военных инструментов обусловила возможность реализации культурно-просветительской функции военной музыки.

Таким образом, музыка духовно облагораживают человека, формируют у него эстетическое отношение к окружающему миру, к прекрасному в жизни.

Закрепленная семантика определённых жанров прикладного репертуара вызывает у военнослужащих прилив энергии, сил, способна мобили-зировать их внимание, поднимать боевой дух.

Военная музыка воздействует на духовный мир военнослужащего российской армии специфическими средствами музыкального искусства, которое способно поднимать боевой дух и придавать силы.

Вышеперечисленное, также позволяет военнослужащим российской армии приобретать опыт музыкального восприятия, положительно отражающегося на формировании устойчивости к страху, умения владеть собой в непредвиденных, зачастую экстремальных ситуациях, обусловленных боевыми условиями выполнения профессиональной деятельности.

Литература

1. Бабич, Бабетта. "Музыкальная техника: Философская практика музыки у Платона, Ницше и Хайдеггера". Статьи, главы книг и т.д. Бабет-ты Бабич. Статья 23, 2005. р.172.

2. Карлин, Лоуренс. "О самом понятии Гармонии у Лейбница". Обзор метафизики № 54. - 2000, с. 125.

3. Чупраков К.С. Специфика воздействия военной музыки на духовный мир военнослужащего российской армии. // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 3. С. 325-330.

4. Финни Г. Л. "Гармония или восторг в музыке". Словарь истории идей, Том. 2. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1973.

5. Фудин Н. А., Тараканов О.П., Классин С.Я. Музыка как средство улучшения функционального состояния студентов перед экзаменами. - Физиология человека. 1996. Том 22. № 2. С. 1-9.

6. Хмелева А.П. Духовное поле музыки и духовный мир личности. // В сборнике: Шестнадцатый Славянский научный совет «Урал. Право-

славие. Культура"; Составитель О.В. Терехова. 2018. С.329-334.

THE ROLE OF MUSIC IN THE DEVELOPMENT OF THE SPIRITUAL WORLD OF A SOLDIER: A SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Chuprakov K.S.

Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

Music is able to perform an organizing and disciplining role, music is today the most important and mandatory component of the educational process of Russian army servicemen and is an integral part of their lives. Music performs a number of functions of both educational and educational nature, it is able to strengthen the patriotic feelings of a serviceman, strengthening the spiritual and moral foundations of his personality. The author of the article comes to the conclusion that today, military music acts as an effective factor in the formation and development of the spiritual world of a serviceman. In this article, the author, without delving into the structure of the spiritual world of a serviceman of the Russian army, examines in more detail the importance of music in military professional activity and its interaction, influence on the spiritual world of a serviceman. Music helps to perform an organizing role, a disciplining, synchronizing and rhythmizing role that helps to develop precise, clear and coordinated actions.

Keywords: soldier, music, army, military orchestra, repertoire, spiritual world, morality, military music.

Reference

1. Babich, Babette. "Mousike techne: The Philosophical Practice of Music in Plato, Nietzsche, and Heidegger." Articles, Book-Chapters, etc. by Babette Babich. Paper 23, 2005. р.172.

2. Carlin, Laurence. "On the Very Concept of Harmony in Leibniz." Review of Metaphysics N 54. - 2000, р. 125.

3. Chuprakov K.S. The specifics of the impact of military music on the spiritual world of a serviceman of the Russian army. // Social and humanitarian knowledge. 2021. No. 3. pp. 325-330.

4. Finney, G. L. "Harmony or Rapture in Music." Dictionary of the History of Ideas, Vol. 2. New York: Charles Scribner's Sons, 1973.

5. Fudin N. A., Tarakanov O.P., Klassin S. Ya. Music as a means of improving the functional state of students before exams. -Human physiology. 1996. Vol. 22. No. 2. pp. 1-9.

6. Khmeleva A. P. The spiritual field of music and the spiritual world of personality. // In the collection: The Sixteenth Slavic Scientific Council "Ural. Orthodoxy. Culture"; Compiled by O.V. Terekho-va. 2018. pp. 329-334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.