Научная статья на тему 'Развитие духовно нравственной личности в учебно-событийной деятельности'

Развитие духовно нравственной личности в учебно-событийной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE PERSON / SPIRITUALITY / MORALS / DEVELOPMENT OF THE DUKHOVNO-MORAL PERSON / EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева B. C.

В статье дается не только содержательная характеристика понятий «духовность», «нравственность», но и рассматривается специфика духовно-нравственного воспитания личности школьников в современной образовательной среде школы. Проведен анализ научных исследований Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.П. Зинченко и др., выполненных в русле культурно-исторической психологии и имеющих большое значение в практическом решении вопроса об условиях развития духовно-нравственной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SPIRITUALLY-MORAL PERSON IN EVENT-EDUCATION ACTIVITY

In article the author is given not only the substantial characteristic of concepts «spirituality», «morals», but also specificity of spiritually-moral education of the person of schoolboys in the modern educational environment of school is considered. The analysis of scientific researches of L.S. Vygotksky, by D.B. Elkonina, V.P. Zinchenko, etc., executed in the tideway of cultural-historical psychology and taking the important place in the practical decision of a question on conditions of development of the spiritually-moral person is carried out.

Текст научной работы на тему «Развитие духовно нравственной личности в учебно-событийной деятельности»

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНО-СОБЫТИЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.С. МОИСЕЕВА,

соискатель Ставропольского государственного университета

Аннотация. В статье дается не только содержательная характеристика понятий «духовность», «нравственность», но и рассматривается специфика духовно-нравственного воспитания личности школьников в современной образовательной среде школы. Проведен анализ научных исследований Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.П. Зинченко и др., выполненных в русле культурно-исторической психологии и имеющих большое значение в практическом решении вопроса об условиях развития духовно-нравственной личности.

Ключевые слова: личность, духовность, нравственность, развитие духовно-нравственной личности, образовательное пространство, учебная деятельность.

DEVELOPMENT OF THE SPIRITUALLY-MORAL PERSON IN EVENT-EDUCATION ACTIVITY

V.S. MOISEYEVA,

the competitor of Stavropol state university

The Summary. In article the author is given not only the substantial characteristic of concepts «spirituality», «morals», but also specificity of spiritually-moral education of the person of schoolboys in the modern educational environment of school is considered. The analysis of scientific researches of L.S. Vygotksky, by D.B. Elkonina, V.P. Zinchenko, etc., executed in the tideway of cultural-historical psychology and taking the important place in the practical decision of a question on conditions of development of the spiritually-moral person is carried out.

Key words: the Person, spirituality, morals, development of the dukhovno-moral person, educational space, educational activity.

Рассматривая понятия «духовность», «нравственность», нельзя обойти вопрос, связанный с понятием морали и теми противоречиями, которые возникают между двумя сторонами духовно-нравственного воспитания, — совестью, нравственностью и моралью. В философской и психологической литературе приводятся параметры, отличающие эти феномены. Если нравственность связывают с потенциальной универсальностью человека как бесконечно транс-цендентирующего существа и потому ее принципы безусловны и всеобщи, то мораль — с актуальной ограниченностью человека как члена общества той или иной социальной группы в их наличном бытии. Мораль есть нравственность, но приспособленная к сохранению социума, нравственность «с оговорками», ограничениями, которая может не всегда быть общечеловеческой, а являться групповой — сословной, классовой, национальной и т.д. Сделаем акцент на нравственной сфере качеств личности и общества.

Важное место в решении проблемы об условиях развития духовно-нравственной личности занимают научные исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.П. Зинченко и др., выполненные в русле

культурно-исторической психологии. Из результатов этих исследований понятно, что идеальная внешняя форма духовно-нравственной культуры (объективный дух) — не просто пространство, автоматически развивающее личность, и не просто детерминанта духовно-нравственного развития. Идеальная форма имеет своих реальных носителей, выступающих посредниками — медиаторами, или психологическим орудием. В качестве таковых выступают взрослый в процессе интериндивидуальной деятельности, знак и слово, символ, смысл и миф. Когда человек в ходе развития знаково-символической (семиотической) деятельности овладевает этими орудиями, его реальная (прежде всего натуральная) форма становится идеальной, идеализированной, культурной.

Основным условием усвоения человеком общественно выработанных духовно-нравственных особенностей является его включенность в «живую» событийную деятельность, которая направляется соответствующими потребностями, мотивами или аффективно-смысловыми образованиями. Целью такой деятельности является воспроизведение в человеке сложившихся духовно-нравственных способностей в социокультурном пространстве.

В процессе психического развития у человека возникает именно эта (событийная) деятельность, и на ее основе происходит воспроизведение и развитие сущностных, актуальных и потенциальных духовно-нравственных способностей. В таком деятельностно-посредническом акте заключается тайна развития, превращение реальной формы в идеальную и идеальной — в реальную. Последние приобретают вид предметных, орудийных, знаковых, вербальных, экспрессивных, символических, инструментальных, психических операций и действий.

Все три формы явления духовности — идеальная, реальная и медиаторная — это живые формы, имеющие общую природу и совместимые друг с другом. Отношения между идеальной (надиндивидуальной) и реальной (индивидуальной) формами могут описываться как взаимное порождение реальной формы из идеальной и идеальной формы — из реальной. Однако это происходит в условиях «живой» событийной деятельности, предполагающей актуализацию у человека со-присутствия, со-действия, со-чувствия, со-переживания, со-участия, чувствования в сокровенное, которое есть в природе, людях, произведениях искусства и даже в вещах и утвари.

Анализ технологий развития личности показал, что организация педагогического процесса, структура программ, приемы и методы преподавания и развития следуют логике «вещных» отношений. При традиционно устоявшемся подходе развивающая работа заключается в организации оптимальных условий усвоения духовно-нравственного опыта, формировании соответствующих знаний о духовно-нравственной культуре, которая берется в ее устоявшихся формах как продукт, внешний объект, заранее расчлененный на разные ценности, а не в ее целостности и развитии, становлении, истории ее трансформации, которые культура претерпевает в сознании человека по мере ее усвоения. Возникает вопрос: в какой форме следует передавать знания, чтобы развивались духовно-нравственные способности учащихся? Если передавать духовно-нравственные знания в логике «вещных» отношений, то будут формироваться отдельные умения и навыки, но не способность к творчеству, пристрастным преобразованиям.

Можно предположить существование двух путей формирования и развития духовной (нравственной) личности: 1) становление индивида как культурно-исторического субъекта событийной деятельности, воспринимающего историю как свое прошлое и чувствующего ответственность перед будущим как перед своим будущим, которое зависит от его действия в настоящем; 2) непосредственное общение с духовно-нравственной личностью, являющейся мерилом собственного поведения, этических оценок и суждений индивида.

Первый путь может быть реализован в преподавании учебных предметов путем отбора содержания и

способов подачи учащимся учебного материала, отбора и построения соответствующей структуры воспитательных учебных программ. Этот путь должен быть связан с развертыванием и решением проблемы взаимоотношения естественно-научного и гуманитарного знаний. Практическое разрешение этой проблемы связано с принципом иерархизации целей — превращением «вещной» цели во вторичную, рассмотрением ее в качестве средства по отношению к цели «невещной» (духовно-личностной). Второй путь может быть воплощен в личностном общении преподавателя, семьи учащихся как индивидуально, так и через коллектив.

В ходе предварительного изучения литературы и анализа практики было установлено, что социокультурное образовательное пространство должно ра-сматриваться, с одной стороны, как система влияний и условий развития духовно-творческой личности, а с другой — как система возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении. В качестве таковых были обозначены:

природное окружение (собственно природное и предметное окружение, оказывающее психологическое, психофизиологическое, физическое и т.д. воздействие) — архитектура учебного здания, степень открытости (закрытости) внутреннего и внешнего дизайна, размеры и пространственная структура учебных кабинетов, библиотек, читальных залов, возможность для пространственных и временных перемещений в них субъектов;

# общественное или социальное окружение, связанное с характером взаимодействий социальных объектов;

# личностные переменные (особенности) деятельности и жизнедеятельности студентов;

# профессиональные и личностные переменные (особенности) деятельности преподавателей, воспитателей;

личностные переменные жизнедеятельности членов семьи;

технология развития — деятельностная структура, стиль преподавания и характер психологического контроля, содержание программ обучения, форм их практической реализации.

Таким образом, дух — «дух земли», «ноосфера», «семио-сфера», «поле предметных значений», «идейное содержание произведений искусства», «всеобщий характер чего-либо», «объективный дух» и т.п. — характеризует оттенки особого слоя общественной жизни. Он, непрерывно видоизменяясь, реально существует и является корнем (основой) духовности индивида, ее источником. Духовность, душа в отличие от объективного духа — совокупность, тесно связанная с организмом (не анатомическим) психических явлений, в частности с аффектами, переживаниями (эмоциями), чувствами, страстями. Это родовое определение внешнего способа жизни, связанного с открытием самоценного, очевидного и необходимого

смысла собственного существования. Термин «нравственность» в контексте «духовно-нравственных» качеств человека означает внешнюю (экспрессивно-поведенческую) форму проявления высших духовных (внутренних форм) качеств личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аболин Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности. — Казань, 2002.

2. Аминев Г.А. Синектика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы. — Уфа, 1994.

3. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. Философское размышление о жизненных проблемах. — М., 1998.

4. Каверин С.Б. Акмеологическая теория потребностей. — Тамбов, 2004.

5. Карпова Г.Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. — Ростов н/Д, 1994.

6. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. — М., 1985.

7. Никольская А.А. Основные этапы развития русской педагогической психологии // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 28—46.

ЛИЧНОСТЬ ОФИЦЕРА-ВОСПИТАТЕЛЯ И ЕГО НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА

В.И. ПАШКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены человеческие нравственные качества с их краткой характеристикой. Ключевые слова: истинная любовь, истинная живая вера, терпение и справедливость.

THE PERSONALITY OF AN OFFICER AND HIS QUALITIES

The Summary. The article contains the description of moral qualities must be possessed bu an officer-educator. Key words: true love, true live faith, patience and fairness.

Офицер-воспитатель имеет дело с душой подчиненного, и, чтобы воздействовать на душу, самому офицеру следует иметь такие качества, которые он хочет воспитать в подчиненных. Некоторые военнослужащие еще не научились самостоятельному образу действий и потому заимствуют у командиров-воспитателей слова и действия. Поэтому огромную роль в учебно-воспитательном деле играет личность офицера.

Основные качества, необходимые офицеру-воспитателю:

Ь благодарность Богу и людям, без которой невозможно установить правильное отношение с окружающими;

Ь целомудрие, т.е. внутренняя целостность человека;

справедливость, добросовестность, твердость, последовательность и личная ответственность за свои мысли, дела, поступки и т.д.;

стремление и навык оказания помощи сослуживцам, подчиненным, друзьям в самых различных обстоятельствах;

Ь послушание, т.е. умение подчиняться; Ь сострадание к больным, страждущим и нуждающимся людям;

умение просить прощение и прощать — необходимо критически подходить к себе и уважать других;

приветливость, благожелательность ко всем людям — не обижать никого и не осуждать; Ь патриотизм, любовь к Отечеству, готовность встать на его защиту;

# работоспособность (трудолюбие) — способность много и производительно работать;

# выносливость — способность много вынести, выдержать, вытерпеть; способность преодолевать тяготы и лишения воинской службы;

хозяйственность — бережное отношение к своему и окружающему имуществу;

дисциплинированность — точное знание и беспрекословное выполнение предъявляемых требований; высокая исполнительность, инициативное и творческое выполнение служебных обязанностей;

исполнительность — своевременное и творческое выполнение приказов и приказаний, беспрекословное повиновение;

порядочность — способность в любых условиях исполнять установленные правила, нормы, установки;

самообладание — умение взять на себя ответственность; смелость в решении всех задач; умение довести любое дело до конца.

Очень важно, конечно, призвание офицера-воспитателя; качество, которое отличает офицера-воспитателя по призванию, — это его добросовестность. Он не только ревностно исполняет свои обязанности, не только тщательно готовится к каждому занятию, но постоянно совершенствуется, потому что к этому его побуждает совесть. Кроме научных и профессиональных знаний, необходимых в его деятельности, он постоянно обдумывает занятие, чтобы сделать его более понятным, доступным и интересным для усвоения. Офицер должен быть подвижни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.