Научная статья на тему 'Роль воспитательного контента в инновационном образовательном процессе'

Роль воспитательного контента в инновационном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / EDUCATION / INNOVATIONS / PERSONALITY / SPIRITUAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухоруких Алексей Викторович

В статье рассмотрены содержательные критерии важнейшего для инновационной образовательной стратегии педагогического ресурса духовно-нравственного воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ATTAINING SPIRITUALITY IN INNOVATIVE EDUCATIONAL PROCESS

In the article the substantive criteria essential for innovative educational strategies pedagogical resource spiritually-moral education of the person.

Текст научной работы на тему «Роль воспитательного контента в инновационном образовательном процессе»

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Тзм 6 №6, Часть 1, 2014 Historical and social educational idea's Tom 6 #6, Part 1, 2014_

УДК 1.17. 37.014

СУХОРУКИХ Алексей Викторович, кандидат философских наук, Воронеж, Россия e-mail: sukhorukikh.al@yandex.ru

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассмотрены содержательные критерии важнейшего для инновационной образовательной стратегии педагогического ресурса - духовно-нравственного воспитания личности.

Ключевые слова: образование, воспитание, инновации, личность, духовная культура.

SUHORUKIKH Alexey Victorovich, Candidate for Doctorate in Philosophy, Voronezh city, Russia sukhorukikh.al@yandex.ru

THE ROLE OF ATTAINING SPIRITUALITY IN INNOVATIVE EDUCATIONAL PROCESS

In the article the substantive criteria essential for innovative educational strategies pedagogical resource - spiritually-moral education of the person.

Keywords: education, innovations, personality, spiritual culture.

Правомерно считать, что образование как один из глобальных системообразующих факторов, предопределяя социокультурную составляющую цивилизационного процесса, принципиально «формирует будущее», проявляя не только личностно-мировоззренческие качества человеческой личности, но и социально-экономические приоритеты общества, проецируя на перспективу «духовный резерв» его исторического бытия. Более того, как гарант социального согласия, нравственности и стабильности общества, как важнейший культурогенный фактор, образование в идеале именно своей воспитательной парадигмой должно быть интегрировано в лоно гуманистической и полинациональной общечеловеческой духовной культуры. И, наконец, подчёркивая значимость приоритетно воспитующего фактора в процессе обучения как в процессе формирования личностного мировоззрения, нельзя не согласиться с мнением Е.В. Бон-даревской о том, что «одной из важнейших задач воспитания как человекообразующего процесса является его возвращение в контекст культуры»[1, с.17-20].

Содержанием новых, по сути, онтологических качеств, следует наполнить и понятие «образовательное пространство»: речь идёт о пространстве воспитания человеческой культуры, о преемственности её фундаментальных ценностей и моральных парадигм. Оно должно мыслится в полной мере пространством культуры становящейся личности, стать «разворачивающейся» во времени и пространстве событийной стороной бытия, проецирующей на человека-субъекта экзистенциальную насыщенность событий-встреч - то есть, максимальную «включённость» человека в бытие, формирующую уникальные личностно-ценностные смыслы. Здесь во многом прослеживается концептуальная параллель с культурософией М. Бубера, в рамках онтологии которого каждое культурное действие рассматривается как «со-бытие»: бытие, наполненное определённым ценностным смыслом, а также несущее новый смысл [2].Так, не только культура творит человека, но и человек творит свою культуру. Именно поэтому образование как воспитательный процесс сегодня должно быть ориентировано на сущностные свойства человека, рассматривая его личностный императив перманентно нравственного существа.

Более того - в современном сверхнасыщеном информационном контенте чрезвычайно необходимо развить не просто индивидуальное мировоззрение личности, способности гносеологического поиска, но и духовную чуткость ученика. Это видится важнейшей и непосредственной педагогической задачей, причём в этом случае сам педагог, прежде всего, должен быть целостной, нравственно зрелой духовной личностью - то есть «ясно и твёрдо постигнуть, что есть духовное начало в человеке» [3], так как лишь богатство духовной культуры, преломленной в индивидуальном педагогическом творчестве, способно создать ту «ауру», которая притягивает ученика «нравственным полем», создающим условия для искреннего диалога. При этом отметим, что нравственное становление не может быть лёгким - высшее человеческое качество, духовность, будет подлинным, если сделается осознанно-органичным состоянием личности.

Оговоримся, что понятие «духовность» относится к категориям всё меньше актуальным для методологии образования «постмодерна», но между тем, оно не перестаёт быть объективным условием становления человеческой личности, прогресса общества, развития культуры и, в силу этого, не может не привлекать повышенное внимание подлинно инновационной педагогики, отражаясь в первую очередь в её аксиологических приоритетах.

Акцентируясь на проблематике воспитания как центральной для отнологически преемственной образовательной концепции в России, особо подчеркнём позицию родоначальника педагогической классики, К.Д. Ушинского, убеждённого: чтобы достичь основной цели воспитания - а это есть становление человека, формирование, прежде всего, его духовных качеств,

Философские науки и культурология

Philosophical sciences and cultural science

-и для того, чтобы передать детям самое ценное знание: что же такое есть человек в мире, в котором он существует,- необходимо в первую очередь истинное, всестороннее знание о человеке: «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях она должна, прежде всего, знать его тоже во всех отношениях», видеть его духовным существом, она должна, кроме того, «заняться распространением ... разнообразнейших антропологических знаний» [4,с.23,33]и, наконец, должна всецело быть направленной на развитие души ребёнка через «вечную, по возможности полную, широкую, поглощающую её деятельность» - через нравственное творчество, «труд душевный, свободный, наполняющий» смыслом каждодневное бытиё [5 , с. 373].

В этой связи актуализируя социокультурную значимость гуманистического подхода в современном образовании, к примеру, О.С. Газман подчёркивает многомерность человеческой личности, соотнося, собственно «человеческое» непосредственно с «духовностью», с поиском человеческой души своего выражения в высших нравственных смыслах и высочайших идеалах культуры: «это высшая ступень эмоционально-нравственного развития человека, гармония его идеалов с общечеловеческими ценностями»... [6, с.25].Причём, как дополняет В.В. Медушев-ский, духовность для педагогического творчества - это проекция метафизическая и, как не парадоксально, именно в силу этого (педагогика - культура творчества) она наиболее доступна иррациональному пониманию ребёнка, его первому сущностному отклику: «духовность и постигается духовно, откликом всего существа и преображением своей жизни» [7, с.31].

В этой иррациональности, полагаем, заключается важнейший аспект возрастания инклюзивной значимости образования как процесса всесторонней самореализации личности, её самораскрытия в процессе обучения-постижения мира, событийного соучастия в нём: в диалоговой ли форме или же посредством сотворчества как глубокого духовного отклика учащегося -«синтетический» интеллектуально-эмоциональный вектор «прочувствованного» знания предстаёт в этом случае актуальнейшей гностической составляющей процесса обучения-воспитания. Радость понимания здесь соотносима с этико-эстетическим восхищением и дополняется непреходящим удивлением, вдохновением и творческим озарением познающего субъекта, выводит его на высокий онтологический уровень сущностного сопричастия миру, пробуждая индивидуальные, личностно обретённые основания нравственного соответствия ему: «образовательное пространство» здесь поистине соотносимо с мирозданием.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бондаревская Е.В. Воспитательный потенциал базового учебного курса «Духовно-нравственная культура» / Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана. - Ростов-на-Дону, 2009.

2. ЛифинцеваТ.П. Диалог как структура бытия в религиозном экзистенциализме Мартина Бубера // История философии. - 1997. - №1.

3. Ильин И.А.Путь к очевидности. - М., 1993.

4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр.соч.: В 10 т.,Т.8. -М.-Л.,1950.

5. Ушинский К.Д. Собр.соч.: В 10 т.,Т.10.

6. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / Новое педагогическое мышление. - М, 1989.

7. Ермакова Г.Г. Духовность как метапринцип культуры педагогической деятельности. - Оренбург, 2001.

Информация об авторе

Сухоруких Алексей Викторович, кандидат философских наук, научный секретарь Воронежского филиала РФО,

г. Воронеж, Россия

е-таП: sukhorukikh.al@vandex.ru

Получена: 01.11.2014

Information about the author

Suhorukikh Alexey Victorovich, Candidate for Doctorate in Philosophy, Research Secretary, Voronezh city Branch of the Russian Philosopher Society.

Voronezh city, Russia sukhorukikh.al@yandex.ru

Received: 01.11.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.