Научная статья на тему 'Развитие духовно-нравственной культуры молодежи в системе современного российского педагогического образования'

Развитие духовно-нравственной культуры молодежи в системе современного российского педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
543
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / SPIRITUAL-MORAL UPBRINGING / EDUCATION / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меньшиков Владимир Михайлович

Автор размышляет о человеческом благополучии, выводы получаются одни и те же: за материальным началом лежит более глубокое, фундаментальное, определяющее духовно-нравственное начало. Определяет его оптимальное содержание, а также его организация в системе современного российского профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth spiritual-moral culture development in modern Russian pedagogic education system

The author reflects on people's wealth, the conclusions are all the same: behind the material base, there is something deeper, more fundamental, defining spiritual-moral base. Its optimal content as well as its organization in modern Russian professional education system are defined.

Текст научной работы на тему «Развитие духовно-нравственной культуры молодежи в системе современного российского педагогического образования»

тии нравственных чувств, выборе дальнейшего пути на свободе. Для этого необходимо объединение всех заинтересованных лиц, государствен-

ных учреждений и некоммерческих организаций в деле исправления осужденных, находящихся в местах лишения свободы.

УДК 37.02

Меньшиков Владимир Михайлович

доктор педагогических наук, профессор Курский государственный университет kurskgu@kursk-uni. т

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор размышляет о человеческом благополучии, выводы получаются одни и те же: за материальным началом лежит более глубокое, фундаментальное, определяющее — духовно-нравственное начало. Определяет его оптимальное содержание, а также его организация в системе современного российского профессионального образования.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, образование, культура.

Поиск путей совершенствования современного педагогического образования естественно требует анализа всего пространства его функционирования. В этой связи важнейшей задачей изучения проблемы профессионального образования учителя становится задача исследования духовно-нравственного аспекта его профессиональной подготовки, которая, в свою очередь, уходит в проблему организации духовно-нравственного воспитания в целом.

Сегодня много говорят и пишут о духовнонравственном воспитании. Есть его сторонники, есть и противники. При этом и среди сторонников нет единого мнения о его задачах и содержании, его методике и организации.

Словом, проблема совершенно открытая. И чтобы решить ее, вернее даже, чтобы приступить к решению ее, мы должны ответить на вопрос: а нужно ли вообще, и если нужно, то зачем, духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования?

Как и любую задачу, имеющую более чем два действия, решить ее можно разными способами и в разной системе координат.

Попробуем решить через поиск ответа на вопрос: а достаточно ли для благополучия человека физического здоровья, хорошего образования и профессиональной подготовки?

Ответ более чем очевиден - нет! Любой человек без труда расскажет о случаях, когда физически больной человек содержит не только себя своим трудом, но и других. В то же время любой че-

ловек без труда приведет примеры, когда здоровый человек, профессионал, но впавший в тот или иной грех, тот же алкоголизм, не может ни то что других, а самого себя содержать своим трудом.

Отсюда следует тот простой ответ, что для благополучия человека недостаточно только физического здоровья, прекрасного образования и профессиональной подготовки, но нужно еще что-то. Это что-то и именуется духовно-нравственным здоровьем.

Следовательно, игнорировать этот фактор нельзя. Хотя бы теоретически. Иное дело практически. Погиб человек от какого-нибудь свиного гриппа где-нибудь в южном штате Мексики, и весь мир на ушах стоит. Гибнут миллионы людей от наркотиков - и никто на это даже внимания не обращает. Парадокс. Но почему-то смерть одного человека от какого-нибудь свиного гриппа - это трагедия (может, потому, что на этом многим удается руки погреть?), а гибель миллионов - это статистика (может, опять же потому, что это кому-то выгодно?).

Рассмотрим же эту же проблему на уровне общества. Сегодня в качестве приоритетной национальной идеи и фактически в качестве национальной идеи объявлена задача создания инновационной экономики. Допустим, эта задача будет решена, то есть через 5 лет Китай поставит России такие лампочки, которые будут экономить половину ее электроэнергии. Следовательно, вторую половину продадут за рубеж. И можно с точностью до копейки сказать, куда будут потрачены вырученные деньги: значительная часть из них пойдет на

строительство новой яхты или подводной лодки для всем известного олигарха; не меньшая часть уйдет на покупку необитаемых островов в Тихом океане для олигархов поменьше; а остальные - на покупку 100 квартир для нужных людей в тонущем Лондоне. Вот и вся национальная идея.

Согласитесь, от перспективы такой реализации национальной идеи только по волчьи выть хочется. Невольно вспоминается, как в конце 80-х годов российские либералы-демократы убеждали советский народ, что капиталист на двух машинах ездить не будет и три костюма носить не будет.

А чтобы стало возможно строительство школ, детских садов, больниц, категория «обогащайтесь» должна превратиться в категорию «справедливость».

Отсюда следует, что и на уровне общества материально-экономические факторы не являются решающими для его благополучного состояния, а определяющими в конечном итоге являются факторы духовно-нравственные.

Теперь посмотрим на эту же проблему с позиций социогенеза, но под углом зрения опасности гибели социума. Можно указать три главных группы таких опасностей.

Первая группа факторов - геологические. Она включает всю совокупность причин, начиная со стихийных катастроф и заканчивая нехваткой или избытком воды, тепла, энергии.

Это значимые факторы человеческого бытия, от них погибло и гибнет множество людей. Но едва ли какой-нибудь из них стал причиной гибели хоть одного крупного социума. Более того, оказывается, что группа геологических факторов является своего рода пирамидой, по крайней мере, на уровне сырья и энергии, открывающейся человеку все большими запасами и эффективностью: дрова, уголь, нефть, ядерная энергия.

Однако степень опасности этих факторов все время возрастает, начиная со все усиливающихся стихийных бедствий и заканчивая все более рискованной добычей источников энергии. Так, каждый новый уровень добычи сырья и энергии сопряжен со все возрастающим риском.

Вторая группа - биологические факторы, начиная с отсутствия хлеба насущного и заканчивая эпидемиями. Основные группы опасностей, скрывающиеся здесь:

а) голод то ли в силу неурожая, то ли в силу гибели скота. Однако голод нигде не стал причиной гибели социума в целом;

б) истощение почв; так, одной из причин угасания цивилизаций Междуречья стало засоление и заболачивание почв;

в) эпидемии; их появление неоднократно имело страшнейшие последствия для людей, но и они не уничтожили ни один социум в целом.

Эта группа факторов более опасная, нежели первая: голод страшнее холода. Поэтому они принесли не только больше смертей людям, но здесь скрыта и возможность гибели целых цивилизаций. Тем не менее, ни один крупный социум от них не вымер.

Наконец, третья группа - социальные факторы. Они включают:

а) экономические факторы, начиная с несправедливой экономики и неправильно организованного труда. Трудно сосчитать, сколько людей умерло от непосильного труда, голода, наступившего в силу не природных, а социальных катаклизмов и т.д.;

б) войны; в результате войн исчезали целые народы. Однако если только народ не гибнет полностью - он воспроизводит себя;

в) духовно-нравственные факторы. Духовнонравственная энергия - это не меньшая реальность, чем ядерная энергия. И когда кто-то утверждает, что он Бога не видел, и в Бога не верит, то это такое же безумие, как и утверждение: я ядерной энергии не видел, и потому ее нет. Такому человеку можно только посоветовать залезть в чернобыльский реактор. И сразу его безумие кончится. А безумцу, не верующему в Бога, можно посоветовать прожить зиму в современной русской деревне, а еще лучше - проехать по русским деревням и сравнить с описанием русской земли после похода Батыя.

И если мы посмотрим на погибшие цивилизации, то увидим, что причиной их угасания стала духовно-нравственная деградация. По сути дела - это «черная мельница», перемалывающая целые народы. В конце I в. до н.э. эта мельница заработала в Древнем Риме. А к концу II в. н.э. римляне остановились в своем продвижении во вне.

Следовательно, группа социальных факторов является наиболее опасной для жизни социума, жизни людей, а совокупность духовно-нравственных факторов является причиной абсолютной гибели человека и социума: если человек или общество поражены духовно-нравственным кризисом и не могут преодолеть его, то они не про-

сто гибнут, а не воспроизводят себя, то есть гибнут абсолютно.

Фактически мы приходим к выводу, к которому пришли и естественные науки, что смерть -это абсолютный закон для живого организма. Да, организм может погибнуть в силу бесчисленного количества причин, как внешних, так и внутренних, например повреждение того или иного органа. Но все это случайные причины. Между тем смерть абсолютна. И абсолютная смерть заложена в самих генах организма. Проходит определенное время, и запускается генная программа самоуничтожения организма. Не умереть организм не может. И, видимо, такой же абсолютный характер носит духовно-нравственная деградация человека и социума. Однако в отличие от биологического организма, где смерть абсолютно неизбежна, социальная смерть наступает только при стечении определенных социальных обстоятельств. В силу этого Древний Рим погиб, а Древний Китай нет.

В то же время если духовно-нравственные факторы становятся причиной гибели народов, то они являются и причиной и условием выживания народов в самых сложнейших условиях, как это было, например, в истории древнееврейского народа и истории русского народа после монгольского разгрома и т.д.

Итак, анализ социума с точки зрения его выживания показывает, что в жизни человека и социума значительную опасность представляет вся совокупность факторов - от геологических до социальных, причем она возрастает от геологических факторов к социальным, но абсолютным поражающим эффектом обладает только один -фактор духовно-нравственный. Поэтому мы с полным правом можем сказать, что подобно тому как в организме все начинается с гена, запускающего программы жизни и смерти, так в жизни социума все начинается с духовно-нравственной сферы. Только в отличие от генов, действие которых подчинено природным законам необходимости, духовно-нравственная сфера, в силу ее свободы, позволяет социуму выбирать между жизнью и смертью, и поэтому смерть социума носит вероятностно-возможный характер, определяемый векторами его реального духовно-нравственного выбора.

Таким образом, в какой бы системе координат мы не просчитывали вопрос человеческого благополучия, выводы получаются одни и те же:

за материальным началом лежит более глубокое, фундаментальное, определяющее - духовнонравственное начало. Поэтому его разрушение, т.е. деградация, имеет более страшные последствия, чем деформация или разрушение материальной или экономической составляющей бытия человека и общества. Вот почему его никак нельзя игнорировать при всей неочевидности и отсро-ченности их разрушительного действия. Поэтому для благополучной жизни человеку и обществу необходимо заботиться не только о физическом, экономическом, интеллектуальном, социальном благополучии, но и духовно-нравственном здоровье.

А для этого человек и общество должны быть настроены на их постоянное развитие. И здесь мы сталкиваемся с проблемой понимания духовности. И на уровне человека, и на уровне общества.

Парадокс, но современная наука, начиная с эпохи Просвещения, стала терять подлинное представление о духовном начале в структуре человека и социума. И связано это с самим принципом теоретизирования европейской науки, когда определяющим стал декартовский постулат объяснения развития мира без участия Бога. Со временем этот постулат и стал определяющим в понимании человека.

Когда говорят о новоевропейском антропологическом принципе изучения человека, то надо иметь в виду, что здесь действительно исследуется природа человека. Однако какая? Обратим внимание, что при таком подходе человек изучается в его отношениях с физическим и социальным миром. Но здесь нет осмысления отношения человека к Богу. А как только теряется отношение человека к Богу, так скоро из осмысления, изучения выпадает и сама духовная сфера человека. Так, потеряв Бога, люди потеряли духовную составляющую человека, то есть, собственно, именно то, что делает человека человеком, или, говоря языком Фирса из «Вишневого сада», - «человека забыли».

И духовное начало в человеке развивается только во взаимодействии человека и социума с Богом. Вне этого духовное развитие человека и социума также невозможны, как невозможен труд, физическое развитие без взаимодействия с миром материальным. Невозможно добыть хлеб без обработки земли. Также невозможно добыть хлеб небесный без Бога. Отсюда следует, что духовность - это объективная, онтологическая харак-

теристика. В самом человеке - это дух; в мире -это Бог.

На уровне человека духовно-нравственное начало имеет свои характеристики.

Во-первых, духовность характеризуется духовной силой, духовной энергией, духовным здоровьем.

Во-вторых, нравственное начало, представленное соответствующим сознанием, отношением и поступком. Притом нравственные законы носят объективный характер. И они столь же онто-логичны, сколь и физические законы. Вот почему их нарушение имеет самые тяжелые последствия для человека.

В-третьих, определение смыслового начала. Благополучие человека начинается с понимания своего места и миссии в мире.

Отсюда следует, что и человек, и социум должны, с одной стороны, жить духовной жизнью, жить в Боге, а с другой - они должны целенаправленно формироваться: и духовно, и нравственно.

А это предполагает соответствующее духовно-нравственное воспитание. Поэтому оно должно осуществляться столь же системно и целостно, как и другие виды воспитания. Чтобы человек трудился, его надо научить трудиться, дать трудовое воспитание. Телесное развитие человека невозможно без физического воспитания, художественное - без эстетического.

Соответственно и духовно-нравственное развитие не может обойтись без духовно-нравственного воспитания. А когда говорят, что и без воспитания люди могут быть нравственными, то это утверждение от лукавого. На самом деле человек все получает в воспитании. Иной вопрос - какова успешность воспитания? Мы всех учим математике, но может получиться так, что кого-то не научим считать и до десяти. Следует ли из этого, что мы должны запретить системное преподавание математики? Но что легче: обучение математике или нравственности? Но если обучение математике требует системности, то почему без системного воспитания можно развивать человека духовно и нравственно. И из того факта, что не все изучающие курс православной культуры станут нравственными, не следует, что он не нужен. Он нужен именно потому, что он развивает человека духовно и нравственно, подобно тому как наука - интеллектуально, а искусство - эстетически.

При этом ни один вид воспитания не может заменить другой, но каждый развивает свою сторону в человеке, а вместе они создают синергетический эффект, который и дает возможность успешного развития человека.

Таким образом, на уровне человека необходимо его системное духовно-нравственное воспитание, и, соответственно, на уровне социума в системе российского образования - системное духовно-нравственное воспитание.

И с этим, наверное, никто не спорит. Споры начинаются, как только совершается переход к вопросу о том, на каком содержании мы будем воспитывать? Или, другими словами, какое содержание ляжет в основу духовно-нравственного воспитания? Это вопрос принципиальный и это вопрос центральный. И как только мы так ставим вопрос, сразу же начинаются весьма существенные разногласия. Нетрудно увидеть, что сегодня в качестве содержания духовно-нравственного воспитания предлагается самый широкий спектр ценностей - от религиозных до эстетических.

Однако самый простой и самый элементарный анализ показывает, что если в основе духовного отношения к миру лежит отношение человека к Богу, то и в основе духовно-нравственного воспитания должна лежать религия, подобно тому, как в основе содержания интеллектуального воспитания лежит наука, эстетического - искусство, трудового - труд и т.д. И это вовсе не исключает и других ценностей, подобно тому, как интеллектуальное воспитание не строится только на науке, но включает в свое содержание и ценности других сфер.

Следовательно, на уровне российского общества и образования в качестве содержательной основы духовно-нравственного должна быть православная культура.

Это объясняется следующими причинами:

1. В силу того что православие стало основой, матрицей нашей российской цивилизации, оно определяет все сферы развития нашего общества - от воинского служения до семьи. Поэтому знания о православной религии необходимы каждому российскому человеку, независимо от личных веровании и воззрений каждого человека. Заметим, что эту цивилизацию строил не только русский народ. Ее строили все народы России. И не приведи Господи нам сегодня разрушить это единство, как разрушили в безумии своем Советский Союз.

2. Православие определяет духовно-нравственное состояние российского общества и человека. Без православия угасает наша духовность, и вместе с нею и нравственность, так как с уничтожением духовности более менее быстро угасает и нравственность, потому что она может существовать только в определенных условиях.

Чтобы не говорить о своей стране, посмотрим на Запад, который сегодня стремительно уходит от христианства, но еще быстрее от нравственности. А уход от нравственности - это путь в бездну. Можно ли предложить «живую этику», «работающую этику», построенную не на религиозных основаниях? Вопрос чисто теоретический. По крайней мере, в истории человечества никому такой эксперимент не удавался. Напротив, хорошо известно, что всякая серьезная попытка сделать это обрекала на моральную деградацию любой народ, который рисковал такой эксперимент провести.

Может быть, самое важное в православии состоит в том, что это религия любви. А создать что-то можно не только и не столько на расчете и уж тем более не на ненависти, а на любви. Человек, любящий страну, всегда найдет, как сделать для нее что-то полезное. Человек, ненавидящий страну, разрушит ее.

3. Без веры теряет свое созидательно-человеческое значение труд. Согласно К.Д. Ушинскому вне труда нет человека. В то же время, как писал он, труд - это деятельность, согласованная с христианской нравственностью. Это очень важно понять, человеческий труд должен быть сопряжен с верой. Иначе труд убивает. Убивает не труд сам по себе, каким бы он не был - монотонный, неинтересный, нетворческий, если он не за пределами человеческих сил, а убивает труд без веры, без смысла, труд бесцельный, т.е. труд, превращающий человека в машину, в орудие. Раб - говорящее орудие. В этом определении очень точно схвачено главное - раб, это человек, который не имеет цели своей деятельности - это уже поняли в Древнее время. Ежедневный труд при постройке монастыря монахами, труд осмысленный, труд во славу Божию возводит их на вершину святости; бессмысленный механический труд, все равно чей, раба или рабочего, ведет к их деградации. И любой труд без молитвы, без цели, без смысла превращается в средство деградации человека. Повторимся, не труд сам по себе, а труд, лишенный смысла, цели, духовной основы, пре-

вращает человека в машину, в существо, которому только нужны хлеб и зрелища. И не менее страшен труд, не сопряженный с нравственностью, труд, сведенный исключительно к получению и достижению прибыли.

4. Православие определяет и создает особую российскую ментальность. Это, в частности, выражается в том, что православие развивает особый тип русского мышления - целостное, или интуитивное. Этот тип мышления на своих вершинах делает ученого или художника гением.

5. Вне православия непонятна и непостижима вся наша колоссальная культура - от художественной до бытовой. Разве только какие-то ее крохотные сегменты, именуемые постмодернистской и существующие последние два-три десятилетия. Но говорить о ней как о культуре как-то не представляется возможным.

6. Без православия абсолютно непонятна и необъяснима наша история - по крайней мере, начиная с X века. Почему Владимир Великий принял православие? За что боролись и что утверждали наши великие предки? Почему Борис, который был наследником своего отца, не повел свою дружину на Киев? Процитируем А. Тойнби: «Однако мои наиболее почитаемые русские герои -это два средневековых персонажа, Борис и Глеб, которые добровольно обрекли себя на смерть вместо того, чтобы сражаться за свои права и свои жизни. Это была высшая степень кеносиса, а ке-носис (если я правильно интерпретирую традиционное теологическое значение этого слова) есть добродетель, наиболее редкая на Западе. Мы дали поработить себя жажде богатства и силы,

и, к несчастью, наша наука и технологии (в которых мы, как и вы, русские, добились блестящих успехов) предоставили нам средства для достижения этих ложных целей» [1, с. 417]. А разве не стали великими святыми многие воины, начиная с Владимира Великого? Почему всегда и во всех испытаниях с нами была наша церковь? И т.д., и т.д., и т.д.

7. Величайшее значение имеет православие для развития всей системы российского образования. Российская система образования - это лучшая система образования в мире, в силу академического характера его содержания. И православие - величайшая культура в истории человечества - по определению задает самые высокие критерии содержания образования российской школы.

8. Без православия невозможно и плодотворное развитие современной педагогики. Процитируем К.Д. Ушинского: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и результатов впереди» [2, с. 452].

Таким образом, духовно-нравственная сфера жизни общества - это е важнейшая сфера, а духовно-нравственное воспитание - это важнейшая часть российского образования, вне которого его просто не может быть. Поэтому необходима системная организация духовно-нравственного воспитания, что предполагает:

Первое. Организовать полное, системное изучение курса основ православной культуры на всех уровнях образования, аналогично тому, как мы системно изучаем науку и искусство. Без этого мы ее так же не будем знать, как не будем знать вне системного изучения математику или литературу.

Второе. Интегрировать соответствующие идеи православия во все учебные предметы, особенно гуманитарного цикла, в том числе и как их смысловое начало.

Третье. Включить ценности православной культуры в воспитательную работу, начиная с семейного воспитания, потому что воспитание без своего смыслового начала - это просто набор воспитательных мероприятий, а не живая органическая система.

Четвертое. Ввести традиционные духовнонравственные ценности во внеклассную и внешкольную работу.

Пятое. Организовать изучение православной культуры в системе дополнительного образования, созданного как церковью, так и светскими структурами.

Шестое. Создать систему духовно-нравственного воспитания в системе профессионального образования. При этом в нем необходимо выделить две составляющие: общеобразовательную и профессиональную.

Общеобразовательный аспект в определенной мере сопоставимый с общеразвивающим аспектом интеллектуального и физического воспитания, должен также занять свое место в системе общеобразовательной подготовки в профессиональной школе. В этой связи заметим, что сокращение сроков обучения в высшей школе на год уменьшит время не только на профессиональную,

но и на общеобразовательную подготовку в целом, что, естественно, сократит и время, которое можно было бы выделить на духовно-нравственное воспитание. Поэтому необходимо настоятельно ставить проблему восстановления оптимального пространства общеобразовательной подготовки в системе профессионального образования и духовно-нравственного воспитания как ее важнейшей составляющей.

Второй же аспект - это место духовно-нравственного воспитания, которое должно соответствовать каждому виду профессиональной деятельности в собственно профессиональной подготовке.

Наибольшее значение духовно-нравственное воспитание имеет в профессиональной подготовке учителя, которая предполагает следующие его аспекты: а) духовный аспект профессиональной подготовки в контексте духовно-нравственного бытия человека; б) этический аспект, предполагающий набор нравственных понятий, определяющих общее пространство профессиональной этики; в) мотивационно-смысловой аспект - выявление пространства смыслов и мотивации профессиональной педагогической деятельности.

Духовный аспект имеет два главных направления: практическое и мировоззренческое.

Первое - это молитва учителя о своих учениках. Она крайне важна в педагогической деятельности, потому что в любом деле, а в воспитании особо важно не только усилие самого человека, но и содействие Божие. А для этого и нужна молитва о своих учениках. И это ни в коей мере не снимает ни личную ответственность, ни необходимость личного труда учителя, но усиливает их.

Второе направление. Это формирование нового «педагогического мировоззрения», «педагогического видения», понимание, что человек -это не биологическое, с разной степенью социальной надстройки существо, а человек. И этот момент очень четко фиксируется в понятии человек как Образа Божия. А правильное понимание человека является непременным условием и основой его правильного воспитания.

Важнейшим сопутствующим положительным фактором христианского видения человека становится понимание христианской педагогики в ее историческом развитии, а это колоссальное педагогическое наследие, в которое входит и византийская, и западноевропейская, и наша отечественная педагогика.

Нравственный аспект. Феофан Затворник пишет об учителях, что «это должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых», потому что «воспитание из всех дел самое святое».

В этих словах заключается важнейшая педагогическая истина, состоящая в том, что правильно воспитать другого человека может только человек сам нравственный. Человек, отягощенный грехами, свои грехи волей-неволей передает своим ученикам. Поэтому учитель, чтобы совершенствовать других, прежде всего, должен быть нравственно-совершенным человеком. А для этого необходим постоянный нравственный рост самого учителя.

Но как только мы ставим так проблему, то сразу сталкиваемся с той ситуацией, что по сути дела само видение нравственного развития, сложившееся в европейской культуре, не дает возможности нравственного развития. Система взглядов на нравственность, сложившаяся в европейской философии, высочайшим выражением которой, может быть, является категорический императив Канта - «поступай согласно такой максиме, чтобы она стала всеобщим законом», оказывается замкнутой самой в себе. Согласно ей в человеке должна быть сформирована некая нравственная понятийная константа, с позиций которой он оценивает и регулирует свои нравственные понятия, чувства и поведение. И хотя это вполне работающая система, но это механическая система, система, всегда равная самой себе, потому что в ней нет развития.

Между тем, то важнейшее понимание, которое внес Иисус Христос, состоит в принципиально новом понимании духовности человека, со-

стоящем в утверждении принципа постоянного развития духовно-нравственной сферы человека. Иисус Христос как важнейшую истину сообщил человечеству, что Царство Небесное не есть только некое внешнее пространство. Но «Царствие Божие внутрь вас есть». И самое главное, что это «Царствие Божие» все время развивается. Иисус Христос сравнивает его с «горчичным зерном»; «закваской», которой требуется мало, чтобы «взошло все тесто».

Соответственно, вопрос профессиональной этики - это вопрос постоянного нравственного развития учителя: его профессионального нравственного сознания и поведения в общем пространстве его духовного развития.

Третий аспект - понимание высшей, в том числе и духовной предназначенности воспитания, а значит и высочайшей ответственности учителя перед Богом и обществом за своих учеников и формирование на этой основе мотивационной обоснованности его педагогической деятельности.

Таким образом, сегодня мы можем не только ответить на вопрос, зачем нужно духовно-нравственное воспитание в России, но и определить его оптимальное содержание, а также его организацию, в том числе и в системе современного российского профессионального образования.

Библиографический список

1. Конрад Н.И. Неопубликованные работы. Письма - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. - 544 с.

2. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Собр. соч.: В 11 т. Т. 2. -М.: АПН РСФСР, 1948. - С. 425-488.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.