РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Внимание учёных-религиоведов к целевой комплексной программе «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» вызвано её особым теоретико-методологическим характером, соединившим дескриптивное, объективно-фактологическое знание с нормативно-мировоззренческим. На наш взгляд, авторам программы удалось сочетать объективный подход в изложении истории культуры и цивилизации, важнейшим духовным ядром которого является религия, с оценочным, где мировоззренческие системы начинают «конкурировать». Учитывая культурно-религиозную многоукладность и полиэтничность России, авторы опираются на универсальный характер Православия, обращённый ко всем народам и к каждому человеку прежде всего своей духовно-нравственной компонентой.
Сегодняшняя ситуация в глобализирующемся мире обращает наше внимание на проблему сохранения уникальной духовности и культуры нашей страны. Решение данной проблемы возможно при условии сотрудничества государства, общества и Церкви, что наглядно представлено не только в содержании, но и в самом факте создания программы.
Член научно-экспертного Совета национальной программы «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» Т.Г. ЧЕЛОВЕНКО
The interest of Religious Studies scholars to the comprehensive program «Spiritual and Moral Guidance for Russian Youth» is caused by its special theoretical and methodological contents, which combine descriptive and factual knowledge with beliefs and normative standards. In our view, the authors of the program managed to combine the objective approach in presenting the history of culture and civilization, the core of which is religion, with evaluative approach in giving assessment and comparing various systems of belief. Taking into consideration Russia’s multiethnicity and multiculturalism they rely upon the universal nature of Orthodoxy whose moral and spiritual component addresses all nations.
The present-day situation and globalization make us concerned about preserving the unique spirituality and culture of our country. It will become possible when state, Church and society join their efforts. The contents of the program and the very fact of its creation will definitely contribute to this end.
Member of Scientific and Expert Council of the National Program «Moral and Spiritual Culture of Russia”s Young Generation»
CHELOVENKO T.G.
КОНЦЕПЦИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»*
Проект «Духовно-нравственная культура» как новая научная и образовательная область» реализуется в рамках национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России (2006-2010 гг.)».
Программа осуществляется под духовным патронатом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА.
Председатель Попечительского Совета программы — С.В. МЕДВЕДЕВА.
Сопредседатели Программы — министр культуры РФ А. АВДЕЕВ и Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор МПДА Архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ.
Цель концепции «Духовно-нравственная культура» как новая научная и образовательная область» — обоснование и включение духовно-нравственной культуры как новой научной и образовательной области в систему российского образования.
1.1. Значимость включения образовательной области «Духовнонравственная культура» в базисный план
Образовательная область «Духовно-нравственная культура» (ДНК) обеспечивает реализацию приоритетов национальной доктрины образования, согласно которым «...система образования призвана обеспечить:
• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
• формирование культуры мира и межличностных отношений».
Национальная доктрина связывает главные цели развития образования со стратегическими целями развития страны, среди которых — поддержание статуса России как великой державы в сфере науки, культуры, технологий, образования; обеспечение высокого качества жизни для граждан страны; преодоление экономического и духовного кризиса.
Об актуальности изучения в школе духовнонравственной культуры и этики свидетельствуют такие кризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство, криминализация детской и молодежной среды, половая распущенность, низкий уровень общественной морали, утрата традиционных семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Преподавание основ духовно-нравственной культуры в школе будет способствовать нравственной ориентации учащихся, поможет им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию.
Духовно-нравственная культура — фундаментальная основа общего образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия на принципе единства свободы и ответственности. Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры поможет плодотворному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика и политика, и позволит решить одну из самых актуальных задач современной общеобразовательной школы: становление гармонически развитого гражданина, добросовестного труженика, преданного семьянина и патриота Отечества. Без укрепления духовных начал общественной жизни, ее нравственных основ невозможно поступательное развитие Российского государства, невозможны совершенствование личности, школьная и семейная жизнь, консолидация гражданского общества.
*© О.И. Артеменко, Е.В. Бондаревская, B.C. Воробьев, Л.П. Гладких, И.Ф. Гончаров, А.Я. Данилюк, Т.П. Довгий, М.В. Захарченко, Д.Д. Зуев, иеромонах Киприан (Ященко), А.В. Камкин, М.Н. Кузьмин, И.В. Кулаков, В.И. Курашов, О.Г. Леонова, Н.Ю. Новицкая, протоиерей Борис Пивоваров, протоиерей Олег Кобец, протоиерей Виктор Дорофеев, Т.И. Петракова, А.В. Пересыпкина, И.П. Рязанцев, И.В. Симонов, Н.Ю. Твардовская, Л.А. Харисова, Л.Л. Шевченко, игумен Георгий (Шес-тун), О.Л. Янушкявичене.
Освоение образовательной области «Духовнонравственная культура» призвано содействовать формированию нравственной культуры молодых поколений граждан России через восприятие социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений под влиянием истории, природы, географических особенностей территорий, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый как общность судьбы на родной земле. Они объединены верностью памяти предков, завещавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
Надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы народов, живущих в России более тысячи лет, являются духовно-этические принципы и социокультурные традиции православной цивилизации. Культурообразующее значение православия признано в нормах российского законодательства. Многовековая православная цивилизация является ценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашего Отечества. Она устанавливает прямую преемственность отечественной культурной традиции с цивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит в ряд мировых цивилизаций.
Духовно-нравственная культура личности — это культура свободы, культура самоопределения в традиции. Она обладает своей спецификой, которая не может в полной мере быть реализована средствами других областей учебного плана, в которых решаются свои специфические задачи. Отсюда вытекает необходимость вычленения духовнонравственного образования в особую образовательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями, способами реализации. Область «Духовно-нравственная культура» системно связана с другими образовательными областями и образует фундаментальную основу общего образования.
1.2. Теоретические основы духовнонравственной культуры
Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания населения необходима единая трактовка понятий духовность, нравственность,
культура. Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук.
Понятием культура (в переводе с латинского — «возделывание, воспитание, развитие») обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена философией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.
Русской национальной культуре присущи такие особенности, как: высокая нравственная направленность российской идеи; преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью; соборность и взаимопомощь; общность и потребность населения в коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
Понятием духовность обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере (В.И. Даль). Если более развернуто, духовность — это: 1) в этическом, политологическом и теологическом смысле — устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу — к какому-либо, им предпочтенному идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и тем самым одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности; 2) основа и главная причина любой веры и религиозности.
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности — любовь.
Нравственность — это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность — понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. В основе нравственности лежит безусловное и внеистори-ческое религиозное начало.
Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека:
— нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
— нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
— нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
— нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
1.3. Цели и задачи введения образовательной области «Духовно-нравственная культура»
Целью освоения образовательной области «Духовно-нравственная культура» является осознание школьниками ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, приобщение новых поколений к смыслам родной культуры, развитие внутреннего мира детей ради утверждения ими себя деятельными субъектами, сохранения и приумножения богатства национальной традиции в сфере духовно-нравственного и социокультурного опыта.
Духовно-нравственное воспитание детей осуществляется через решение следующих задач:
— служение своему Отечеству и народу;
— усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории;
— усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса;
— сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
— гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим;
— формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как к средству межнационального общения;
— усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни средствами массовой информации, активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия;
— объединение усилий семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и подростков;
— сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
— воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;
— развитие культуры межэтнических отношений.
В сфере личностного развития область «Духовно-нравственная культура» призвана раскрывать творческий потенциал детей, формировать в них чувство ответственности, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, бескорыстной любви к Отечеству, малой родине, семье и соотечественникам, способствовать выработке собственной жизненной позиции и мировоззрения, формировать ориентацию на базовые ценности российской культуры.
В сфере социализации область «Духовно-нравственная культура» предназначена для воспитания в учащихся достойных представителей своего Отечества, знающих, чувствующих и понимающих его идеалы и ценности, формирования у детей навыков толерантности (национальной, религиозной, личностной и социальной терпимости), сотрудничества в современном полиэтническом и поликуль-турном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.
В сфере подготовки к профессиональной деятельности область ДНК будет способствовать осознанию духовно-нравственных смыслов базовых видов человеческой деятельности, формировать добросовестное отношение к труду, развивать навыки совместной деятельности, кооперации и достижения согласия, соборности.
1.4. Методологические основы образовательной области «Духовно-нравственная культура»
Методология образовательной области «Духовно-нравственная культура» определяет связь целей, содержания и методов образовательной области.
Задача освоения смыслов и ценностей традиции предполагает кроме информационного элемента также поведенческий, эмоциональный, деятельностный и рефлексивный элемент. В процессе освоения содержания области «Духовно-нравственная культура» ученик приобретает навыки актуализации собственного опыта, различения добра и зла, осознания ценностных основ своего поведения, нравственной оценки поступков в контексте идеалов и образов совершенства, запечатленных в культурной традиции.
Качественная характеристика результатов образования в этой области предполагает учет пяти аспектов: содержательного (знания, представления), коммуникативного (отношения, взаимодействие, кооперация), управленческого (самоорганизация, организация деятельности в группе, выбор на основе нравственных ценностей), психологического (мотивация к самосовершенствованию, эмоциональное приятие другого в ситуациях взаимодействия), социокультурного (формирование стратегий социального поведения на основе осмысленных норм и ценностей традиции).
Развитие образовательной области «Духовно-нравственная культура» предполагает актуализацию современных педагогических методов и технологий, включающих в себя коллективные формы обучения, рефлексию, осмысление опыта, осознание смысловых переживаний, организацию социально значимой деятельности, взаимодействие с реальной жизнью традиции в открытом образовательном пространстве и др.
Методы работы с содержанием образовательной области должны способствовать определению собственной жизненной позиции и мировоззрения учащихся на основе осмысления ими педагогически организованного опыта ориентации на базовые ценности российской культуры. Они предполагают организацию диалога, позволяющего соотносить различные жизненные установки, социальный и личностный опыт, социокультурные и этноконфессио-нальные традиции с целью достижения оснований мира и согласия для жизни и труда на родной земле.
1.5. Принципы духовно-нравственного воспитания
Принципами духовно-нравственного воспитания являются:
— принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения;
— принцип ценностной ориентации, имеющий определяющую жизненную значимость для формирования системы ценностей подростка;
— принцип личностно ориентированного подхода в духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом психологических особенностей каждой возрастной, социальной группы школьников;
— принцип сохранения исторической памяти народа, который способствует становлению исторического самосознания населения, оказывает благотворное влияние на формирование высоконравственной социально активной личности, умеющей осуществлять социальный прогноз, исходя из понимания сущности настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего; осознавать историческую ответственность за свою деятельность;
— принцип воспитания на традициях: культурных (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов России); боевых (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране в военной, трудовой и культурной сферах, празднование великих для России событий и дат); трудовых (культура производства, сознательное отношение к труду в интересах человека, общества и государства);
— лингвистический принцип, требующий всемерного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа;
— принцип информационной защищенности. Суть этого принципа заключается в признании прав человека на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного и духовного здоровья.
Все названные принципы взаимосвязаны и реализуются в единой целостной системе всей совокупностью воспитательных средств в образовательной области «Духовно-нравственная культура».
Образовательная область «Духовно-нравственная культура» призвана сформировать духовнонравственный компонент образовательной деятельности современной российской школы и тем самым усилить воспитательный потенциал содержания образования. Ориентация образования на духовно-нравственное воспитание, в свою очередь, поможет развитию личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей, поможет также формированию правовой грамотности и гражданской ответственности школьников.
1.6. Компетенции образовательной области «Духовно-нравственная культура»
В ходе освоения основных образовательных программ образовательной области «Духовнонравственная культура» выпускник средней (полной) школы должен обладать следующими компетенциями:
Духовно-нравственные:
— иметь устойчивые представления о духовности и нравственности в рамках понятий добро—зло, свобода—ответственность, самопожертвование—эгоизм, совесть и долг, правда и ложь;
— с точки зрения указанных понятий уметь давать нравственную оценку поступкам и делам;
— уметь соотносить права человека и достоинство личности.
Социально-личностные:
— дорожить духовно-нравственным и культурно-историческим наследием России;
— уметь ориентироваться в системе духовнонравственных ценностей и учитывать особенности ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных и религиозных социальных групп;
— обладать навыками межкультурной коммуникации;
— быть способным занимать активную нравственную позицию в социально-конфликтных ситуациях и содействовать их разрешению;
— уметь ориентироваться в ситуациях, когда нужна срочная помощь человеку, попавшему в беду или нуждающемуся в социальной помощи и защите;
— владеть нормами и навыками здорового образа жизни;
— стремиться к духовно-нравственному совершенствованию.
Культурные:
— знать достопамятные события отечественной истории, выдающиеся памятники литературы и художественной культуры;
— знать имена величайших просветителей, государственных деятелей и деятелей культуры и искусства, героев, педагогов России, а также уметь оценить их вклад в развитие российской истории и культуры;
— уметь раскрыть особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры.
1.7. Структура образовательной области
«Духовно-нравственная культура» и ее место в базисном учебном плане
Образовательная область «Духовно-нравственная культура» охватывает весь период общего образования детей от дошкольной ступени образования до старшей ступени общеобразовательной школы. Образовательная область «Духовно-нравственная культура» структурно включает в себя:
• систему преемственно связанных базовых курсов;
• элементы содержания в других базовых областях учебного плана (межпредметные связи, интеграция);
• систему воспитательной деятельности;
• дополнительные курсы, выполняющие роль углубления и расширения содержания образовательной области.
Базовый курс строится на единой методологии с общим содержательным стандартом, предполагающим возможность вариативности на отдельных этапах обучения, варианты в выборе материала с учетом региональных особенностей и эт-ноконфессионального разнообразия страны. Базовый курс способствует осознанию учащимися цивилизационной традиции России, образующей культурно-историческую основу ее государственно-территориального и гражданского единства.
Дополнительные курсы, выполняющие роль углубления и расширения содержания образовательной области, способствуют эффективной интеграции учащихся в локальные традиции России, в том числе этноконфессиональные. Обучение религии осуществляется в соответствии с законодательством, за рамками учебного плана. Образовательная область позволяет учащимся глубже осознавать связь веры, религиозного исповедания и творческой культурной активности человека, духовную основу социального действия, гражданских свобод и ответственности.
Межпредметные связи строятся на принципах методологического единства познавательной и аксиологической составляющей деятельности. Реализация межпредметных связей на основе объединяющей функции ДНК способствует выработке целостного мировосприятия и современного научного мировоззрения у учащихся, формированию у них интегрированных представлений о различных формах духовной активности человека, выраженной в науке, религии, искусстве, социальной практике, во взаимопроникновении гуманитарных и естественных дисциплин в развивающееся самосознание учеников.
Воспитательная система реализует социально ориентированные проекты, позволяющие практически осуществлять в укладе школьной жизни и в деятельности школьных коллективов ценностные установки и традиции, а также обеспечивает взаимодействие с живыми явлениями и событиями традиции в открытом образовательном пространстве.
1.8. Программа реализации образовательной области «Духовнонравственная культура»
Реализация образовательной области «Духовно-нравственная культура» в составе общего образования в системе общеобразовательных школ России осуществляется на принципах целостности, системности, этапности.
Принцип целостности реализуется на основе единства методологических оснований разработки и практического внедрения всех элементов образовательной области.
Принцип системности осуществляется через единство цели и форм организации и управления, обеспечивающих согласованность в реализации аспектов:
1. Содержательный аспект системного подхода включает в себя методологию образовательной области «Духовно-нравственная культура», формирование системы общественного духовнонравственного воспитания и образования.
2. Институциональный аспект системного подхода предполагает одновременное привлечение духовно-нравственных компонентов к воспитательной деятельности всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений и общественных организаций.
3. Кадровый аспект предусматривает поэтапную подготовку и переподготовку специалистов различного уровня (представителей вла-
сти, управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры) в образовательной области «Духовно-нравственная культура».
4. Организационно-правовой аспект имеет в виду разработку и принятие нормативно-правовой базы по осуществлению системной деятельности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
5. Информационный аспект обеспечивает активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана, целенаправленное и творческое освещение духовнонравственных установок.
Принцип этапности осуществляется на основе реализации единства научно-исследовательской, организационно-педагогической, экспертноаналитической, мониторинговой, проектно-программной деятельности.
Программа поэтапного включения образовательной области «Духовно-нравственная культура» в содержание общего образования рассчитана до 2025 года — срок действия Национальной доктрины образования.
Механизм поэтапного включения образовательной области «Духовно-нравственная культура» в содержание общего образования состоит из следующих этапов:
1. Изучение, общественная оценка и обобщение опыта преподавания отдельных элементов образовательной области.
2. Описание и предъявление методологии образовательной области «Духовно-нравственная культура», организация подготовки и переподготовки кадров, осуществление разработки учебнометодических комплексов, их профессиональной и общественной экспертизы на основе единых концептуальных положений.
3. Разработка стандарта образовательной области «Духовно-нравственная культура».
4. Организация мониторинговых исследований изменений качества образования под влиянием системного включения образовательной области в содержание образования.
Внедрение в учебный процесс образовательной области «Духовно-нравственная культура» предполагает соответствующее обеспечение:
— нормативно-правовое — включает в себя нормативно-правовые акты всех уровней государственной власти, регулирующие деятельность по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения;
— теоретико-методологическое означает организацию научных исследований в образовательной области «Духовно-нравственная культура» применительно к духовно-нравственному воспитанию и использование их результатов в практической деятельности, а также разработку методических рекомендаций;
— программное и учебно-методическое — это разработка учебно-методических комплексов, учебных и специальных программ, методик преподавания предметов в образовательной области «Духовно-нравственная культура». Кроме того, необходимы организация издания периодических журналов, освещающих эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта, проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных авторских программ;
— кадровое — предусматривает поэтапную реализацию системы мер по подготовке и переподготовке специалистов различного уровня в вопросах образовательной области «Духовно-нравственная культура»;
— финансово-экономическое — предполагает финансирование из бюджетных и внебюджетных средств.
1.9. Нормативно-правовое обеспечение образовательной области «Духовнонравственная культура»
Нормативно-правовое обеспечение образовательной области «Духовно-нравственная культура» представлено следующими документами.
КОНСТИТУЦИЯ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 г.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (с изменениями от 26.03.2000 г., 21.03,
25.07. 2002 г., 08.12.2003 г., 29.06.2004 г., 06.07.2006 г.).
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период 2000-2025 гг.
5. Доктрина информационной безопасности
Российской Федерации (Москва, 09.09.2000 г.).
6. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 08.11.2000 № 3200 «О частичном изменении Приказа Минобразования России от 02.03.2000 № 686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»» (о включении теологии в перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования).
7. Приложение к письму Минобразования России от 22.10.2002 г. № 14-52-876 ин/16 о примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура».
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
8. Социальная концепция Русской Православной Церкви (Москва, август 2000 г., Архиерейский Собор).
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
9. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
10. Итоговый документ Венской встречи госу-дарств—участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после совещания (Вена, 15.01.1989 г.).
11. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12. 1966 г.
12. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.
13. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 25.11.1981 г.
14. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960 г. (вступление в силу 22.05.1962 г.).
15. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. (с изменениями от 21.09.1970 г., 20.12.1971 г., 01.01, 06.11.1990 г.,
11.05.1994 г.).
16. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20.03.1952 г. с изменениями от 11.05.1994 г.).
17. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 01.08 1975 г.).
18. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989 г.).
УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
КИПРИАН (ЯЩЕНКО), иеромонах, кандидат педагогических наук, ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, декан педагогического факультета ПСТГУ,
доцент МДА и ПСТГУ
А.Я. ДАНИЛЮК, профессор кафедры педагогики Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова,
член-корреспондент РАО
КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Распад СССР, развенчание коммунистической идеологии и советской системы ценностей, в нач. 90-х гг. XX в. воспринимавшиеся как условия утверждения долгожданной свободы, на самом деле стали источником затяжного, не преодоленного до сих пор духовного кризиса. Разрушение привычных мифологем в сознании людей привело к острому дефициту национальной идеи, так как девальвация советских идеалов не сопровождалась закладкой нового идейного фундамента.
Кризис национального самосознания особенно опасен для молодого поколения. В нач. 90-х гг. прошлого века система коммунистического воспитания была целенаправленно разрушена, а вместе с ней под сомнение было поставлено и воспитание как таковое. С ним стали связывать покушение на духовную свободу личности, на ее уникальность, самобытность. Воспитание казалось столь же недопустимым, сколь и непродуманные генетические эксперименты. Однако последствия такого радикализма не замедлили сказаться. В отсутствие одного из факторов социализации — воспитания — гипертрофированных масштабов достигает другой — среда. А она в современной России не просто неблагоприятна, но откровенно враждебна по отношению к детям.
Слабость институтов воспитания привела к тому, что основным источником ценностей для молодежи стали СМИ, где свобода слова обернулась произволом и вседозволенностью. В отсутствие цензуры и общественного контроля СМИ создают свой миф, антагонистический по отношению к традиционным нравственным идеалам. Любовь к ближнему, прощение врагов, завещанные Христом, уступили место всеобщему ожесточению, недоверию, подозрительности. Деньги превратились в доминирующую ценность современного мира. Достижение материального благополучия и комфорта рассматривается как образец недаром прожитой жизни, показатель успешности и реализованности человека.
Идейное бездорожье, размытость нравственных ориентиров, преобладание негативных социальных практик, утверждение рыночных отношений, разрыв естественных связей между людьми — все это симптомы духовного кризиса, который имеет серьезные последствия и для общества в целом, и для личности. Следствием его является болезненное состояние души человека, утрата смысла жизни, радости бытия, истин-
1. Введение
© Киприан, А.Я. Данилюк
ной любви, созидательного труда. Материальные блага очень быстро обесцениваются, иллюзии рассеиваются, и человек остается один на один с пустотой.
В настоящее время приходит все более отчетливое понимание того, что единственный путь выхода из сложившейся ситуации — обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны. «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности, — подчеркивал Президент РФ В.В. Путин, — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров».
Установка современного образования на самоопределение личности, ее самореализацию, сформулированная на основе идей гуманистической педагогики, предполагает перманентный процесс духовно-нравственного воспитания, ибо в бездуховном обществе человек, его жизнь перестают быть абсолютными ценностями («Если Бога нет, то все позволено»). Это значит, что современная Россия, в первую очередь российское воспитание, нуждается в Боге как в идеале, в вере как смыслогенерирующей форме общественного сознания.
В связи с этим первоочередными задачами становятся преодоление возникшего начиная с 1917 г. отчуждения от отечественной культурной традиции, возращение к исконным духовным ценностям российского народа, возрождение системы социального воспитания с учетом современных реалий и на основе новейших достижений педагогики.
Духовное совершенствование общества — это процесс многотрудный и долгосрочный. Успешное решение этой проблемы зависит от духовного развития каждого отдельного человека. Приобщение людей, прежде всего молодого поколения, к нравственному опыту народа — залог возрождения России. Судьба страны сегодня решается в школе, за партой, в детской душе.
2. Духовная цивилизация России как
перспективный социально-политический проект
Возрождение воспитания в нашей стране возможно только на прочной идейной основе. Этот процесс предполагает осмысление места России в мире, специфики национального самосознания и его истоков, восстановление прерванной реформами 90-х гг. прошлого века преемственности
поколений в российской культуре и, соответственно, в российском воспитании.
Мировоззренческим фундаментом духовнонравственного воспитания в нашей стране, перспективным идейным концептом может послужить понятие «духовно ориентированная цивилизация». Определению понятия «цивилизация» посвящена обширная литература. Несмотря на то, что этот термин трактуется неоднозначно, важнейшим признаком цивилизации называют формирование социокультурной общности на основе универсальных, сверхлокальных ценностей, получивших выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства. Это означает, что любая цивилизация предполагает следование определенным нравственным ориентирам, общепринятым и признаваемым большинством людей.
В разные периоды времени Россия оказывалась перед необходимостью выбора этих ориентиров. В прежние времена новые ценностные основания, приводившие к историческому рывку, российская цивилизация получала извне, адаптируя чужой культурный опыт. Так произошло и в момент принятия христианства в его византийской традиции, и в период Петровских реформ, и тогда, когда «призрак коммунизма», блуждавший по Европе, решил материализоваться в России. На эту особенность культурно-исторического пути России указывал Н. Бердяев: «Россия невестится, ждет жениха, который должен прийти из какой-то выси, но приходит не суженый, а немец-чиновник и владеет ею. В жизни духа владеют ею то Маркс, то Кант, то Штейнер, то иной какой-нибудь иностранный муж. Россия, столь своеобразная, столь необычайного духа страна, постоянно находилась в сервилистическом отношении к Западной Европе. Она не училась у Европы, что нужно и хорошо, не приобщалась к европейской культуре, что для нее спасительно, а рабски подчинялась Западу...» [1:19-20]. Подобный механизм выбора направления развития использовался и в течение последних 15 лет отечественной истории. В качестве перспективных целей рассматривались либеральные ценности. Один из вариантов национальной идеи определялся прозападной, либерально-американской цивилизацией. По-прежнему под правилами, нормами, идеалами, способными упорядочить общественные структуры, отграничить цивилизацию от варварства и дикости, понимаются исключительно западные образцы. Однако наличие характерных черт, отличных от тех, что присущи странам Запада, вовсе не должно рассматриваться как свидетельство отсталости. Общецивилизационные ценности либерализма ни у кого не
вызывают сомнений, однако в современных российских условиях их утверждение сопровождается распространением мифа об ущербности России и русского народа, его идейной несамостоятельности. Очередное заимствование, происходившее на фоне национального самоуничижения, привело к торжеству псевдолиберализма и варварского капитализма, культурно-исторической смуте и культурной дезориентации. Единственный способ обретения истинного пути для современной России — возвращение к себе самой, к своей собственной почве. Вновь обратимся к мысли Н. Бердяева: «Из этого безвыходного круга есть только один выход: раскрытие внутри самой России, в ее духовной глубине, мужественного, личного, оформляющего начала, овладение собственной национальной стихией, имманентное пробуждение мужественного, светоносного сознания» [1:20].
Духовно ориентированная цивилизация как особая форма социально-культурного организма обладает признаками, отличающими ее от предшествующих периодов. Остановимся на них подробнее. Прежде всего, она характеризуется само-значимостью, опорой на собственные силы и предполагает выбор идейных оснований не на основе заимствования, а на основе возвращения к собственным корням. Отказываясь от копирования «чужих» идеалов, мы невольно оказываемся перед вопросом: где искать источник новых ценностей? Таким источником становится сегодня отечественная культурно-историческая традиция. Возвращение к прошлому в его целостности и многообразии предполагает не механическое воспроизведение, а качественное развитие собственных культурных оснований. В этом случае возникает прецедент диалога культур как единственно возможной формы их существования. Если раньше в развитии России определяющим был закон отрицания отрицания (один этап отбрасывался другим, при этом разрывались естественные связи и исключалась преемственность), то теперь процедура гегелевского снятия заменяется процедурами взаимообогащения и взаимобоснования различных периодов развития культуры. В связи с этим создаются условия для становления подлинной духовности как стремления к открытию и порождению смыслов. Человек обретает духовную свободу, становится субъектом социального и культурного созидания.
Движение России к духовно ориентированной цивилизации отвечает общемировой тенденции повышения роли личности в социуме, экономике, культуре, гуманизации общественных отноше-
ний. Современный человек не просто носитель определенного объема знаний, а духовный работник, который из информации творит культуру, переводит объективные значения в личностные смыслы и ценности. Человек культуры воспринимает ее не как сферу готовых продуктов, а как живое пространство духовных произведений, которые ему предстоит «прочитать», осмыслить, научиться творить.
Становление духовно ориентированной цивилизации, опирающейся на отечественный культурно-исторический опыт, определяет особую роль православия как важнейшей культурной традиции и нравственного фундамента. Его историческое значение для России неоспоримо, масштабы воздействия на российское общество, российскую государственность, культуру, интеллектуальное и нравственное воспитание россиян огромны. Не случайно А.С. Пушкин писал: «Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер». Православие определило феномен «русского духа», сделало ключевыми для российской ментальности не утилитарные, материальные, а духовные ценности. Не индивидуализм и прагматизм определяют наше национальное самосознание, а нестяжательная самореализация, идея служения людям. Н.О. Лосский в книге «Характер русского народа» перечисляет основные черты русской души: религиозность, способность к высшим формам духовного опыта и связанное с ним искание абсолютного добра, органическое соединение чувства и воли, доброта, даровитость, мессианство и миссионерство, готовность заботиться не о личном благе, а о благе других людей. Американец Г. Ласки в книге «Дух Америки» выделяет некоторые особенности американского характера: страсть к величию, чувство достоинства, дух первопро-ходчества, индивидуализм, гибкость, эмпирический подход и приоритет практических интересов, стремление к благополучию и преуспеянию, вера в собственные силы, уважение к труду и частной собственности. Сопоставление этих рядов качеств показывает своеобразие российской ментальности, ее отличие от западного склада мышления и жизненной позиции. Об этом же пишет Н. Бердяев: «Русский народ в глубоких явлениях своего духа — наименее мещанский из народов, наименее детерминированный, наименее прикованный к ограниченным формам быта, наименее дорожащий установленными формами жизни... Западные люди... более прикреплены к усовершенствованным формам своей ци-
вилизации, более дорожат своим настоящим, более обращены к благоустройству земли» [2:236].
Православие является фундаментом русской культуры. Оно оказало влияние на народный характер, искусство и философию в России. Не случайно А. Тойнби назвал российскую цивилизацию православно-христианской. Н.Я. Данилевский, в свою очередь, подчеркивал, что православие соответствует психологическому складу славян.
Среди традиционных православных ценностей наиболее значимыми для российской культуры стали:
— идея соборности: человек принадлежит миру, мир принадлежит человеку;
— нестяжательство;
— непрерывное нравственное совершенствование отдельного человека как источник духовного преображения мира;
— самоотречение, самоотверженное служение благородной цели: Творцу, человечеству, ближнему;
— тоска по вселенской гармонии, устремленность к Царствию Небесному;
— идея всемирной отзывчивости русской души, сострадание как главнейший закон жизни;
— высшая ценность христианской любви.
Идеи русской философии (Н. Данилевский,
И. Ильин, И. Киреевский, В. Соловьев, Г. Федотов и др.), художественные образы русской литературы, созданные в произведениях Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Распутина, В. Белова и др., опыт социально-экономического и политического развития нашей страны свидетельствуют о том, что путь к «потребительскому обществу» является для России тупиковым. Подтверждением этому является то, что «маятник» общественного сознания, уставшего от пропаганды примитивных потребностей, секса, насилия, качнулся в сторону нравственных ценностей. Духовно ориентированная цивилизация в современной России должна выстраиваться на идейном основании Православия, постулаты которого уже давно вышли за пределы сугубо религиозных ценностей и приобрели статус культурно-исторических. Православие имеет необходимый духовный потенциал и многовековой положительный опыт духовно-нравственного просвещения. При этом, безусловно, должна быть открыта возможность для диалога и сотрудничества Православной Церкви с другими традиционными для России конфессиями в деле духовно-нравственного воспитания россиян.
3. Цели, задачи и метод духовнонравственного воспитания молодых россиян
Среди всех возможных стратегий движения к духовно ориентированной цивилизации: экономической, политической, социальной, культурной и др. — особая роль принадлежит воспитанию как научно обоснованному, педагогически организованному процессу. Духовность, понимаемая как устремление человека к высшим ценностям, путь преображения себя, своего внутреннего и внешнего мира, не может существовать вне личности. Духовная цивилизация создает разнообразные условия, благоприятствующие совершенствованию, развитию, преображению человека, преодолению им порока, зла, греха, смерти. Воспитание как процесс поддержки и помощи в духовном становлении и совершенствовании личности должно рассматриваться как решающий фактор построения духовно ориентированной цивилизации. Она состоит из людей, идущих путем духовного совершенствования, стремящихся к нему и нуждающихся в нем. Духовная цивилизация есть по сути цивилизация соборного православного типа.
Исходя из вышеизложенного, цель духовнонравственного воспитания — становление и развитие человека духовного. Обычно светское и религиозное понимание духовности разделяются. В научной традиции духовность, как правило, отождествляется с понятиями сознания, мышления, с развитием интеллекта и эрудиции. С этой точки зрения духовный человек — это тот, кто получил необходимые в жизни систематизированные знания, умения и навыки, усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе, и принял их как основания собственного поведения. Духовно-нравственное воспитание в таком случае рассматривается как процесс, результатом которого должен стать человек, умеющий жить в соответствии с общепринятыми нормами и производительно трудиться. С позиций православия духовным считается тот, в ком действием Божественной энергии — благодати — душа достигла достаточной чистоты и силы. Термин «воспитание» связывается с «взращиванием» души. Человек сотворен по образу Божию, задача воспитателя и самого человека — раскрыть в себе этот образ, способность к внешнему и внутреннему преображению.
Религиозная и антропоцентрическая трактовки человека во многом совпадают и позволяют получить более широкое толкование духовности
как движения личности к главным ценностям, возвышающим ее до состояния преображения. Духовная личность — это личность преображенная и преображающая. Духовность — это всегда результат самовоспитания (внутренняя интенция личности) и воспитания (создание условий, способствующих непрерывному совершенствованию). Духовность проявляется в стремлении человека к душевной гармонии и внутренней чистоте, в желании и умении строить отношения с другими людьми на основе добра, истины, красоты, совершенствовать мир и себя в нем. Один из важнейших источников духовности — любовь, ибо без любви творение невозможно.
Понятие «духовность» тесно связано с понятием «нравственность», которую обычно определяют как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. В связи с этим нравственность можно рассматривать как социальный аспект духовности. Этические нормы не могут навязываться человеку. Один из парадоксов нравственных правил, в отличие, скажем, от правовых норм, в том, что они не требуют точности исполнения каких-то предписаний. Да и предписаний никаких нет. Человек самостоятельно решает, как поступить в той или иной ситуации, чтобы это было нравственно. Причем нравственная ценность поступка зависит от степени самостоятельности решения человека.
Выбор нравственных ценностей не может быть результатом давления и принуждения. Подлинно нравственный человек принимает законы морали как личностные смыслы, как часть своего субъективного пространства. Он придерживается правил не из страха наказания или осуждения, не из корысти и желания получить вознаграждение, а потому, что иначе поступить не может, потому что глубоко убежден в справедливости и истинности нравственного императива. Иными словами, нравственному выбору должен соответствовать нравственный мотив: «если добро имеет причину, то это уже не добро» (Л. Толстой).
Такое понимание нравственной личности подводит к очень важной мысли: нравственность без духовности лишена оснований. Нравственным может быть только человек духовно развивающийся, творящий, а не выполняющий чьи-либо предписания и указания. Если нравственность не подкрепляется духовной жизнью, то она рано или поздно вырождается в свою противоположность. Не существует нравственности «в чистом виде». Она всегда имеет духовную окрашенность.
Духовно-нравственное воспитание оказывает педагогическую поддержку человеку в процессе его духовного саморазвития, преображения, реализации духовного потенциала применительно к различным сферам жизнедеятельности.
Цель духовно-нравственного воспитания предполагает постановку следующих задач:
— восстановление исторической преемственности национального образования, нацеленного на воспитание личности, которой присущи творческая энергия, совестливость, доброделание, трудолюбие, почитание старших, чувство долга, жертвенное служение, патриотизм;
— обеспечение нравственной ориентации молодого поколения, побуждение его к развитию и совершенствованию;
— содействие формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения;
— формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
— воспитание бережного отношения к отечественному культурному наследию, природе страны, истории и традициям своего края;
— достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации молодежи;
— воспитание культуры межэтнических взаимоотношений;
— развитие творческих способностей личности через создание условий для нравственно ориентированной социализации;
— обеспечение становления учащихся деятельными субъектами сохранения и приумножения культурного наследия;
— укрепление физического и духовно-нравственного здоровья молодого поколения и общества в целом.
Решение поставленных задач предполагает опору на известные методы воспитания, а также придание им дополнительных смысловых оттенков, их творческое развитие. Сохраняют свою актуальность основные группы методов воспитания:
методы воспитания сознания, убеждений и методы воспитания привычного поведения. Первая группа носит просветительский характер и предполагает знакомство молодых людей с духовными ценностями и нравственными ориентирами. Вторая — предполагает организацию особого рода деятельности. В настоящей концепции ей придается особое значение. Особого внимания заслуживает такой метод, как социально-культурные практики. Для того, чтобы понять его сущность, необходимо признать, что процесс духовно-нравственного воспитания не может протекать исключительно в школе и ограничиваться ее стенами. Он реализуется в открытом социально-воспитательном пространстве, которое предполагает активное включение учащихся в решение социальных и культурных проблем.
4. Социальная организация системы
духовно-нравственного воспитания школьников
Духовно-нравственное воспитание должно носить непрерывный, всеобъемлющий характер. Оно может осуществляться только в условиях возрождения на новой основе целостной системы социального воспитания. Дореволюционная и советская Россия имела богатый опыт его организации. В основу системы воспитания закладывались принципы иерархичности и централизации, актуальные и сегодня. Однако на современном этапе в этот перечень необходимо включить принцип полисубъектности. Учет этого принципа — отличительная особенность организации воспитания в России XXI в. Прежние системы были моносубъектными, их функционирование определяла либо Церковь, либо партия. Сейчас такая организация невозможна. В современном поликультурном мире работа системы социального воспитания обеспечивается государственными, общественными, религиозными, военными, спортивными организациями, бизнес-структурами и пронизывает все стороны жизни — социально-экономическую, политическую, культурно-педагогическую, правовую. С этим связан еще один новый принцип — государственно-общественного управления системой воспитания.
На основе вышеобозначенных принципов разработана предполагаемая организационная структура системы духовно-нравственного воспитания (схема 1).
Ведущим субъектом политического управления воспитанием может стать Государственный Совет
по духовно-нравственному воспитанию. В него входят видные государственные и общественные деятели, представители различных религиозных конфессий, научных и общественных организаций. Возглавляет Совет Президент РФ, он же назначает его членов. Совет разрабатывает цели и задачи государственной политики в области воспитания, методы и формы их реализации, оценивает эффективность действующей системы государственно-общественного управления воспитанием,состояние нравственного здоровья населения России, определяет общие подходы к решению общенациональных проблем воспитания. Исполнительным органом Государственного Совета становится Федеральный центр духовно-нравственного воспитания. Кандидатура его руководителя вносится Президентом РФ и утверждается Советом. Бюджетное финансирование деятельности Федерального центра духовно-нравственного воспитания осуществляется через Министерство образования и науки, в которое он входит в качестве структурного подразделения.
В областях, краях и республиках РФ учреждаются Региональные советы по духовно-нравственному воспитанию, возглавляемые руководителями регионов. Исполнительные функции выполняют Региональные центры духовно-нравственного воспитания. В их подчинении находятся городские и районные центры.
Федеральный центр духовно-нравственного воспитания координирует работу региональных центров, разрабатывает федеральные воспитательные программы, организует их выполнение, проводит всероссийские конференции по вопросам социального воспитания, готовит программные документы и выполняет иные виды деятельности по обеспечению единого общероссийского воспитательного пространства. Региональные центры:
— разрабатывают и осуществляют комплексные воспитательные программы с учетом особенностей региона;
— организуют систему повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров для региональных воспитательных систем;
— проводят анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса духовно-нравственного воспитания в регионе;
— осуществляют своевременную корректировку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;
— организуют работу городских и районных центров духовно-нравственного воспитания.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
1>сш
Схема 1
Организационная структура государственно-общественной системы духовно-нравственного воспитания
Основная работа по духовно-нравственному воспитанию осуществляется на региональном, городском, районном уровнях, наиболее близких к школе — ядру системы социального воспитания. Ниже представлена подробная структура Регионального центра духовно-нравственного воспитания (схема 2).
Региональный центр духовно-нравственного воспитания объединяет деятельность социальных субъектов и специальных отделов. Социальные субъекты представлены Церковью, общественными организациями, организациями социальной защиты и опеки, спортивными, военными, ветеранскими организациями, СМИ, школой. Совместно с отделами Регионального центра духовно-нравственного воспитания, состав которых определяется Региональным советом
по духовно-нравственному воспитанию, социальные субъекты участвуют в разработке воспитательных программ, в их реализации,обеспечивают проведение социальных и культурных практик.
В подготовке и осуществлении программ духовно-нравственного воспитания важна роль всех социальных субъектов, но особое значение имеет деятельность Церкви. На выбор православных идеалов добра, милосердия, сострадания, помощи ближнему в социальном поведении мощное влияние оказывает духовный пример, наставление не только словом, но и делом. В связи с этим неоценимую роль в воспитании молодого поколения может оказать постоянное взаимодействие со священнослужителями и иными воцерковленными лицами.
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Схема 2
Организационная структура Регионального центра духовно-нравственного воспитания
К числу отделов Регионального центра духовно-нравственного воспитания относятся следующие: военно-патриотического воспитания,социальной благотворительности,экологического воспитания, туристско-краеведческой работы, паломническо-труднического служения, художественно-эстетического воспитания. Работа служб Регионального центра осуществляется по программному принципу. Все отделы разрабатывают воспитательные программы, рассчитанные на различные возрастные категории (от дошкольников до студентов); положения об организации и проведении конкурсов школьных ученических работ, работ молодых ученых по вопросам духовно-нравственного воспитания. Список отделов может быть расширен с учетом особенностей и интересов региона
Статус самостоятельных подразделений имеют также «родительская школа», служба духовно-нравственного просвещения, служба научнометодического обеспечения образовательной области «Духовно-нравственная культура», служба мониторинга нравственного здоровья населения.
Базовым социальным субъектом Регионального центра духовно-нравственного воспитания является образовательное учреждение, прежде всего — общеобразовательная школа. Именно она становится главной площадкой реализации всех воспитательных программ, ядром системы духовно-нравственного воспитания.
5. Интегративное содержание духовнонравственного воспитания
Система духовно-нравственного воспитания выстраивается как открытое социальновоспитательное пространство, которое имеет два уровня организации: школу и социум.
В общеобразовательной школе вводится с 1 по 11 класс предмет «Духовно-нравственная культура». Он строится на культурологической основе, не нарушая научного характера школьного государственного образования. С каждым классом возрастает значение межпредметных связей, и в старшей школе духовно-нравственная культура становится образовательной областью, интегральным гуманитарным образовательным пространством, воссоздающим в целостности культурно-исторический мир России, ее духовные ценности (прежде всего ценности православной культуры, а также других традиционных для России конфессий). Новый предмет в интеграции с другими гуманитар-
ными дисциплинами не только передает ребенку систему научных знаний о культуре, но выполняет главную миссию образования — учит его быть человеком, россиянином, бережно хранить и творчески умножать наследие предков, осознанно принимать как высший дар свою жизнь, судьбу, Отечество.
Принципиальная новизна предлагаемой нами концепции состоит в том, что духовнонравственное воспитание не ограничивается только знаниевой составляющей. Нравственные идеалы превратятся из объективных значений в личностные смыслы, если будут востребованы детьми, войдут в их мир, в их субъективное пространство. Импульсом к этому может стать интеграция приобретенных знаний и разнообразных форм социокультурной деятельности. На внешкольном уровне организации воспитательного пространства учащиеся включаются в проведение социальных и культурных практик, организуемых центрами духовно-нравственной культуры совместно с основными субъектами социального воспитания. К числу таких практик относятся: военно-патриотические мероприятия, па-ломническо-труднические службы, экологическая работа, участие в оказании социальной помощи нуждающимся и т.д.
Каждый компонент духовно-нравственного воспитания (курс «Духовно-нравственная культура» и социально-культурные практики) должен сохранять свою внутреннюю структуру и специфику. Но необходимо найти некий интегрирующий механизм, позволяющий сопрягать полученные знания и конкретные поступки, нравственные выборы, на этих знаниях основанные. Этим интегрирующим механизмом выступает педагогически организованная учебная деятельность учащегося. Проблема, поставленная в рамках изучения курса духовно-нравственной культуры, получает более глубокое решение при обращении к непосредственным социально-культурным практикам. Так, например, организации паломничества в монастырь предшествует знакомство с феноменом монашества, монастырской культурой, традициями паломничества. После посещения монастыря ранее полученные представления углубляются, расширяется диапазон эмоциональных переживаний, возникает живое чувство, искренний интерес к православным ценностям.
Создание открытого пространства духовнонравственного воспитания позволяет форми-
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
ровать у молодого поколения деятельное и ответственное отношение ко всему, что происходит в стране и мире,способность к творческому преображению действительности на различных уровнях. Православная ориентация предлагаемой концепции не предполагает познания всей полноты вероучительных догматов и канонов Православия, невозможного в светской школе. Речь идет о системе традиций, жизненных ценностей и норм, которые сложились в нашем Отечестве на православной основе, обусловив единство и преемственность поколений.
6. Управление организацией проекта «Духовно-нравственное воспитание молодого поколения россиян»
Возрождение системы социального воспитания, организацию ее инфраструктуры целесообразно осуществлять в рамках ПНП «Образование». Общей задачей национальных проектов является повышение качества жиз-
ни россиян. Оно не сводится к материальным благам — «не хлебом единым жив человек». Возможности ПНП «Образование» далеко не исчерпаны. В настоящее время он предусматривает в основном, распределение финансовых ресурсов, но пока не позиционируется в общественном сознании как поддерживаемая властью общенациональная стратегия развития образования, обеспечивающая воспитание нового человека для новой России. Концепция духовно-нравственного воспитания молодых россиян может стать идейным основанием ПНП «Образование» и поднять его на качественно новую ступень. В свою очередь, для системы духовно-нравственного воспитания включение в приоритетный государственный проект означает полноценную реализацию, так как в этом случае она приобретает общероссийское значение. Как возможный вариант модели государственно-общественного взаимодействия в области духовно-нравственного воспитания приводится нижеследующая схема.
Алгоритм создания инфраструктуры государственно-общественной системы духовно-нравственного воспитания
№ этапа Мероприятия Примерные сроки
1 2 3
1. Организация Федерального центра духовно-нравственного воспитания (ФЦДНВ) в структуре Минобрнауки. Назначение исполняющего обязанности руководителя ФЦДНВ приказом министра
2. Подготовка ФЦДНВ программных документов, нормативной документации, согласование организационных вопросов с органами государственной власти на федеральном и региональных уровнях. Подготовка Общероссийского съезда (совещания) по организации духовно-нравственного воспитания
3. Проведение Общероссийского съезда (совещания) по организации духовнонравственного воспитания с участием представителей государства, научнопедагогической общественности, российских церквей, политических партий и общественных организаций. Обсуждение и принятие программных документов, в том числе «Концепции (Национальной доктрины) духовнонравственного воспитания» и обращения к Президенту и Правительству РФ с предложением расширить ПНП «Образование» путем включения в него нового направления: «Духовно-нравственное воспитание молодого поколения россиян»
4. Принятие Президентом и Правительством РФ предложений съезда
5. Создание Совета по духовно-нравственному воспитанию при Президенте РФ
6. Утверждение Советом по предложению Президента РФ кандидатуры руководителя ФЦДНВ
7. Организация Советов и Центров в регионах России
7. Заключение
В современной России и мире в целом складывается понимание образования как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, экономической, культурной ценностью является человеческий ресурс. Модернизация общества не может осуществляться за счет недооценки его приоритетного значения. Не случайно в Законе РФ «Об образовании» и ряде последующих документов интересы личности поставлены на первое место. Цель современной школы — создание условий, обеспечивающих полноценную реализацию каждого ребенка.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» в качестве важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое место поставлены те черты, которые в российском сознании всегда почитались как главные. Это свидетельствует о назревшей потребности в возрождении традиций отечественного воспитания. Начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно-нравственных ориентиров в политику государства, с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных про-
блем неразрывно связаны с воспитанием человека высокой культуры.
Духовно-нравственное воспитание — это реальная возможность восстановления социального института, преемственного по отношению к лучшим педагогическим традициям прошлого и способного ответить на вызовы времени. Духовно-нравственное воспитание, восходящее к отечественному культурному, прежде всего православному, наследию, обеспечивает условия для становления человека, готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, культуру, самого себя. Эта цель достигается только тогда, когда усилиями различных социальных субъектов создается открытое воспитательное пространство. Оно позволяет преодолеть конфликт между школой и средой, противоречия между ценностями, декларируемыми педагогами и диктуемыми логикой реальной жизни. Интеграция возможностей государства, Церкви, общественных организаций, школы, семьи в решении проблем воспитания молодых россиян будет способствовать гражданской консолидации, национальному единению.
Духовно ориентированная цивилизация может стать приоритетной национальной идеей, а духовно-нравственное воспитание — важнейшим общенациональным делом, которое сплотит народ и позволит России выйти на новые исторические рубежи.
Библиографический список
1. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990.
2. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и нач. XX в. / Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В 2 т. М., 1994. Т. 2.