Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ (2014-2021 ГОДЫ)'

РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ (2014-2021 ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устинова Юлия Дмитриевна, Дункевич Светлана Георгиевна

В статье предоставлены результаты исследования развития дополнительного профессионального образования педагогов в Республике Крым в 2014-2021 годах. Выделены ведущая организация, осуществляющая повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогов и руководящих кадров образовательных организаций Крыма, и критерии деятельности этой организации. Анализ выделенных критериев деятельности показал активное развитие дополнительного профессионального образования в регионе в исследуемый хронологический период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Устинова Юлия Дмитриевна, Дункевич Светлана Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF TEACHERS IN THE REPUBLIC OF CRIMEA (2014-2021)

The article presents the results of a study on the development of additional professional education of teachers in the Republic of Crimea in 2014-2021. It selects the leading organization, which carries out professional development and professional retraining of teachers and executive staff of educational organizations of Crimea, and the criteria for the activity of this organization were identified. The analysis of the highlighted performance criteria showed the active development of additional professional education in the region during the chronological period under study.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ (2014-2021 ГОДЫ)»

Максимальный объём скорости воздушного потока во время выдоха, л/с.

n Среднее значение X Стандартное отклонение S Критерий Стьюдента t Вероятность ошибки p Прирост результата %

До эксперимента 40 2,30 0,04 2,24 <0,05 24,35

После эксперимента 40 2,57 0,11 20,62

Следует заметить, что максимальная объемная скорость воздушного потока во время вдоха в конце эксперимента была достоверно выше и представляла 2,30±0,13 л/с в сравнении с входными данными 1,83±0,04 л/с.

Показатели максимальной объемной скорости воздушного потока во время выдоха в конце эксперимента имели тенденцию к росту 2,57±0,11 л/с в сравнении с начальными данными 2,30±0,04 л/с.

Выводы. Исследования показали, что под воздействием систематических занятий на основе предложенной нами педагогической технологии показатели жизненной ёмкости легких, максимального давления выдоха, времени максимальной задержки дыхания на вдохе, максимальной объемной скорости воздушного потока во время вдоха и максимальной объемной скорости воздушного потока во время выдоха имеют тенденцию к росту. Это свидетельствует о повышении функциональных возможностей респираторной системы курсантов и является одним из важных положительных показателей занятий.

Целесообразно проводить дальнейшие исследования влияния учебных занятий по рукопашной подготовке, на основе предложенной нами инновационной технологии, что в свою очередь позволит более комплексно и целенаправленно решать вопросы профессионального совершенствования будущих офицеров полиции.

Литература:

1. Гладников, А.В. Формирование специальной выносливости в процессе профессиональной рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД России / А.В. Гладников, С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: научный журнал. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2020. - В. 66. - Ч.1. -С. 241-247.

2. Дубилей, В.В. Физиология и патология системы дыхания у спортсменов: монография / В.В. Дубилей. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991. - 144 с.

3. Евдокимов, Е.И. Особенности изменений показателей функции внешнего дыхания под воздействием физической нагрузки / Е.И. Евдокимов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: научный журнал. - Харьков: ХГАДиИ, 2008. - №4. - С. 64-72.

4. Сергиенко, Л.П. Тестирование двигательных способностей школьников: монография / Л.П. Сергиенко. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 439 с.

5. Усков, С.В. Методики технико-тактической подготовки окинава-тэ для подразделений полиции специального назначения: учебно-методическое пособие / С.В. Усков. - Краснодар: КрУ МВД России (Акт внедрения ННТП. Протокол Совета КФ КрУ МВД России №5 от 17.07.15), 2015. - 28 с.

6. Усков, С.В. Формирование навыка сбалансированного дыхания - как инновация рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД России / С.В. Усков // Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 07.04.2017. - С. 306-308.

7. Устюжанинова, Н.В. Функциональное состояние внешнего дыхания здоровых студентов / Н.В. Устюжанинова // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - Новосибирск: Сибирское отделение РАМН, 2004. - №1. - С. 134-137.

8. Чиженок, Т.М. Динамика изменения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем в течение учебного года / Т.М. Чиженок // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта: научный журнал. - Харьков: ХГАДиИ, 2007. - №6. - С. 299-301.

Педагогика

УДК 377. 018. 48

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Устинова Юлия Дмитриевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» (г. Симферополь); кандидат философских наук, доцент Дункевич Светлана Георгиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» (г. Симферополь)

РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ

КРЫМ (2014-2021 ГОДЫ)

Аннотация. В статье предоставлены результаты исследования развития дополнительного профессионального образования педагогов в Республике Крым в 2014-2021 годах. Выделены ведущая организация, осуществляющая повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогов и руководящих кадров образовательных организаций Крыма, и критерии деятельности этой организации. Анализ выделенных критериев деятельности показал активное развитие дополнительного профессионального образования в регионе в исследуемый хронологический период.

Ключевые слова: дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, дополнительные профессиональных программ профессиональной переподготовки, дополнительное профессиональное образование, Республика Крым.

Annotation. The article presents the results of a study on the development of additional professional education of teachers in the Republic of Crimea in 2014-2021. It selects the leading organization, which carries out professional development and professional retraining of teachers and executive staff of educational organizations of Crimea, and the criteria for the activity of this organization

were identified. The analysis of the highlighted Performance criteria showed the active development of additional professional education in the region during the chronological period under study.

Keywords: additional professional training programs, additional professional retraining programs, additional professional education, the Republic of Crimea.

Введение. Современный мир характеризуется нестабильностью, неопределенностью, сложностью и неоднозначностью. Особым трендом стало развитие цифровой экономики. В таких условиях развивается и система образования, вынужденная отвечать на следующие вызовы: воспитание и обучение подрастающего поколения в условиях неустойчивых ситуаций, непредсказуемых быстроизменяющихся обстоятельств, отсутствия необходимой информации при планировании действий и дальнейшем прогнозировании последствий, общеизвестного «цунами» информации, отсутствия полного понимания происходящего, цифровой трансформации образования. Такая ситуация приводит к необходимости решения проблемы переподготовки современного учителя, способного дать ответ на эти вызовы социума, в системе дополнительного профессионального образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ, статья 76 регламентирует дополнительное профессиональное образование (ДПО) как направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека [71. ДПО призвано обеспечить соответствие квалификации специалиста условиям профессиональной деятельности и требованиям социума.

ДПО осуществляется через реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, направленных на совершенствование и/или формирование новой компетенции, и дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки, позволяющих получить новые компетенции для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

В Республике Крым одним из ключевых направлений развития региональной системы образования является профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров через реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (ДПП ПК), дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки (ДПП ПП) [61, методическое сопровождение педагогов и управленческих кадров системы образования, происходящее в рамках реализации мероприятий национального проекта «Образование», федерального и проекта «Современная школа» [5].

Изложение основного материала статьи. Дополнительное профессиональное образование педагогов на современном этапе рассматривается учеными с разных позиций. Развитие профессиональных компетенций педагогов в системе ДПО рассматривалась в работах отечественных исследователей Жгенти И.В. [11, Федосеевой З.А. [151. Лебедева Ю.И. [31 рассматривала проблему формирования проектной компетентности педагога, Максимова Н.А. [41 - формирования профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования в системе ДПО. Исследования Ильиной Т.Г. [21 раскрывают вопросы подготовки педагога к работе с детьми-мигрантами. Проблема развития и управления полифункциональной национально-региональной системы ДПО рассмотрена Чоросовой Л.М. [161.

Целью нашего исследования являлось изучение состояния развития дополнительного профессионального образования педагогов в Республике Крым в период с 2014 по настоящее время. Хронологические рамки исследования связаны с историческим событием - воссоединением Крыма с Российской Федерацией, и обусловлены изменением правового поля в регионе и началом активного формирования и развития региональной системы непрерывного образования.

Ведущей организацией, осуществляющей дополнительное профессиональное образование педагогов в Республике Крым согласно государственному заказу, нами обозначено ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного образования» (КРИППО). Деятельность данной организации ДПО направлена на удовлетворение потребностей педагогов и руководящих кадров образовательных организаций в непрерывном образовании через повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для формирования или совершенствования профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, профессионального стандарта педагога. На базе КРИППО реализуется следующая деятельность:

- повышение квалификации с целью совершенствования теоретических и практических знаний педагогических работников образовательных организаций Республики Крым;

- профессиональная переподготовка с целью формирования новых компетенций для профессиональной деятельности в сфере образования.

Разработка образовательных программ ориентирована на потребности педагогических и руководящих работников региональной системы образования, которые ежегодно подтверждаются поступающими заявками на оказание услуг ДПО.

Реализация ДПП ПК и ДПП ПП происходит в следующих формах: очная, очно-заочная, очная (с использованием дистанционных образовательных технологий), заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий). Занятия по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовке проходят в следующих видах: лекционные занятия, семинары, практикумы, практические занятия, тренинги, мастер-классы, проектная деятельность, моделирование занятий, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации, зачеты, экзамены [101.

Нами была изучена востребованность образовательных услуг повышения квалификации и профессиональной подготовки, предоставляемых КРИППО в период с 2014 по 2021 годы. Так, рассматривались следующие показатели деятельности:

- численность слушателей, обучившихся по ДПП ПК, в общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации;

- численность слушателей, обучившихся по ДПП ПП, в общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации;

- численность слушателей, направленных на обучение службами занятости, в общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации;

- количество реализуемых ДПП ПК;

- количество реализуемых ДПП ПП;

- количество разработанных ДПП ПК;

- количество разработанных ДПП ПП;

- удельный вес дополнительных профессиональных программ по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в общем количестве реализуемых дополнительных профессиональных программ.

В таблице 1 представлены данные численности слушателей, обучившихся по ДПП ПК и ДПП ПП, в общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации в исследуемый период [8; 9; 10; 11; 12; 13; 141.

Численность слушателей, обучившихся по ДПП ПК и ДПП ПП

Показатель Количество человек

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Численность слушателей, обучившихся по ДПП ПК, в общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации. 4470 5708 6249 9762 10071 11857 12425 План-заказ на 1 полугодие выполнен на 100%

Численность слушателей, обучившихся по ДПП ПП, в общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации. - - - - 557 627 514 -

Численность слушателей, направленных на обучение службами занятости, в общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации. - - - - - - 19 -

ИТОГО 4470 5708 6249 9762 10628 12484 12958 -

Как видно из таблицы 1, за 7 лет - с 2014 по 2020 год - количество слушателей ДПП ПК возросло в 2,8 раза, с 4470 человек в 2014 году до 12425 человек в 2020 году. Резкий скачок наблюдался в 2017 году. За год количество слушателей увеличилось на 64% по сравнению с 2016 годом, что численно составило 3513 человек. Так, в 2016 году ДПП ПК выбрали 6249 человек, а в 2017 году - 9762 человека.

В 2018 году КРИППО начал реализовывать программы профессиональной переподготовки и обучил за год 557 слушателей. В 2019 году по ДПП ПП обучено 627 человек, а в 2020 - 514 слушателей. В 2020 году служба занятости направила для обучения по ДПП ПП 19 человек с целью получения профессиональных компетенций в области «Образование и педагогика».

Таким образом, количество слушателей, освоивших программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки на базе КРИППО за 7 лет выросло в 3 раза, достигнув показателя в 2020 году - 12958 человек.

Как следует из анализа, представленного на плановом семинаре совещании, в 1 полугодии 2021 года государственный заказ на повышение квалификации педагогических работников выполнен на 100% [8].

На основании анализа данных таблицы 1, мы можем сделать вывод о том, что педагогические работники и руководящие кадры образовательных организаций Республики Крым имеют потребность в ДПП ПК и ДПП ПП, реализуемых КРИППО. Результаты выполнения плана-заказа в 1 полугодии 2021 года позволяют предположить, что показатели численности слушателей не будут ниже прошлых лет.

Развитие дополнительного профессионального образования в регионе предусматривает разработку и реализацию ДПП ПК и ДПП ПП на основании потребностей и запросов педагогических работников Республики Крым. Нами был изучен такой показатель как количество реализуемых программ в исследуемый период. Результаты представлены в таблице 2 [9; 10; 11; 12; 13; 14].

Талица2

Количество реализуемых ДПП ПК и ДПП ПП

Показатель Количество программ

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Количество реализуемых ДПП ПК - 44 48 80 144 182 192 -

Количество реализуемых ДПП ПП - - 14 17 25 25 25 -

ИТОГО - 44 62 97 169 207 217 -

Представленные в таблице 2 результаты свидетельствуют о высоком росте количества реализуемых ДПП ПК и ДПП ПП. Так, в 2015 году было реализовано 44 программы, а в 2020 году - 217 программ. Таким образом, количество реализуемых КРИППО программ за 7 лет выросло в 4,5 раза.

Данные результаты позволяют говорить о росте запроса тематик ДПП ПК и ДПП ПП среди педагогического сообщества Республики Крым.

Результаты такого показателя деятельности КРИППО как количество разработанных ДПП ПК и ДПП ПП представлены в таблице 3 [9; 10; 11; 12; 13; 14].

Количество разработанных ДПП ПК и ДПП ПП

Показатель Количество программ

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Количество разработанных ДПП ПК - - - - 237 65 97 -

Количество разработанных ДПП ПП - - - - 48 25 10 -

ИТОГО - - - - 285 90 107 -

Как видно из таблицы 3, активная разработка ДПП ПК и ДПП ПП началась в 2018 году. Суммарное количество разработанных программ составило 285. Срок реализации 1 программы составляет 3 года, в связи с этим в 2019 и 2020 году было разработано небольшое количество программ по сравнению с 2018 годом - 90 и 107 программ, соответственно. Удельный вес дополнительных профессиональных программ по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в общем количестве реализуемых дополнительных профессиональных программ составил в 2019 году 1%, а в 2020 - 10,3%. Эти цифры свидетельствуют о том, что запрос новые тематики ДПП ПК и ДПП ПП растет с каждым годом. Примером запроса ДПП ПК с новыми тематиками служит тот факт, что в 2020 году на основании потребностей педагогических работников образовательных организаций Республики Крым были разработаны и реализованы программы с целью формирования и совершенствования профессиональных компетенций в области применения в учебно-воспитательном процессе современных цифровых сервисов при реализации дистанционного обучения:

- «Электронные средства обучения в образовательном процессе» для педагогических работников всех образовательных организаций (36 часов);

- «Компьютерная графика и цифровой дизайн для педагога: Adobe Photoshop» (36 часов);

- «Использование цифровых ресурсов для реализации дистанционного обучения в общеобразовательных организациях» (36 часов);

- «Использование 3D-технологий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС» (36 часов);

- «Формирование ИКТ-компетенции педагогического работника для организации дистанционного обучения в образовательном учреждении» (36 часов) [10].

Лидирующие позиции по востребованности занимают следующие ДПП ПП: «Теория и методика дошкольного воспитания» - 24,7%, «Теория и методика дополнительного образования детей» - 18,9%, «Специальное (дефектологическое) образование», «Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ» - 18,5%, Теория и методика преподавания учебных предметов - 17,5%, «Педагогика и методика начального образования - 10,5% [10].

Одной из задач, реализуемых КРИППО, является реализация регионального сетевого проекта «Повышение качества образования школ, имеющих низкие результаты, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях». Для решения этой задачи, на основании запроса образовательных организаций Республики Крым, была разработана ДПП ПК «Система работы педагогических работников по повышению качества образования в образовательных организациях с низкими образовательными результатами». Эта программа является адресной и имеет высокий спрос у педагогических работников Республики Крым. Обучение проводится очно с выездом в районы Крыма, а во время пандемии COVID-19 -очно с применением дистанционных образовательных технологий, по согласованию с органами управления образованием и образовательными организациями. Также в рамках данного сетевого проекта было разработано 4 ДПП ПП «Особенности преподавания в школах с низкими образовательными результатами» для учителей русского языка, биологии, математики, истории. Эти программы являются «репарирующими» - восстанавливающими и совершенствующими профессиональные компетенции педагогов Республики Крым [8].

Выводы. Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что дополнительное профессиональное образование (ДПО) педагогов в Республике Крым находится в состоянии активного развития. Такое состояние обусловлено постоянным, в течение всего исследуемого хронологического периода, увеличением численности слушателей, обучившихся в КРИППО по ДПП ПК и ДПП ПП, количеством реализуемых и разрабатываемых программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, обновлением базы реализуемых программ на основании запроса педагогов Республики Крым, повышением удельного веса дополнительных профессиональных программ по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в общем количестве реализуемых дополнительных профессиональных программ.

Литература:

1. Жгенти, И.В. Дополнительное профессиональное образование педагогов искусства в условиях интеграционных процессов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Жгенти Инга Вахтанговна. - М., 2018. - 246 с.

2. Ильина, Т.Б. Подготовка педагогов к работе с детьми-мигрантами в дополнительном профессиональном образовании: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ильина Татьяна Борисовна. - Омск, 2018. - 213 с.

3. Лебедева, Ю.И. Формирование проектной компетентности педагога инклюзивного образования в системе дополнительного профессионального образования: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Лебедева Юлия Игоревна. - Орел, 2020. - 203 с.

4. Максимова Н.А. Формирование компетентности педагогов в процессе дополнительного профессионального образования для осуществления инклюзивного образования: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Максимова Наталья Алексеевна. - Кемерово, 2021. - 194 с.

5. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/

6. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10 сентября 2019 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/413906885, свободный. -Загл. с экрана.

7. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный. - Загл. с экрана.

8. Официальный сайт КРИППО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.krippo.ru/

9. Показатели деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский институт постдипломного

педагогического образования за 2019 год [Электронный ресурс]. - Режим https://www.krippo.ru/files/orgdata/slfrsch.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

10. Показатели деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский институт

дополнительного постдипломного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогического образования за 2020 год [Электронный https://www.krippo.ru/files/orgdata/publicreport2020.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

11. Публичный отчет за 2015 год [Электронный https://www.krippo.ru/files/orgdata/pubreport.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

12. Публичный отчет за 2016 год [Электронный https://www.krippo.ru/files/orgdata/pubreport16.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

13. Публичный отчет за 2017 год https://www.krippo.ru/files/orgdata/pubreport17.pdf, свободный,

14. Публичный отчет за 2018 год https://www.krippo.ru/files/orgdata/pubreport18.pdf, свободный,

15. Федосеева, З.А. Развитие профессиональной

ресурс]. -ресурс]. -ресурс]. -

[Электронный ресурс]. -

- Загл. с экрана.

[Электронный ресурс]. -

- Загл. с экрана. компетентности педагогов

Режим

Режим

Режим

Режим

Режим

доступа:

доступа:

доступа:

доступа:

доступа:

в системе

дополнительного

канд. пед. наук: 13.00.08 / Федосеева Зинаида Александровна. - Екатеринбург,

профессионального образования: дис 2006. - 216 с.

16. Чоросова, О.М. Развитие полифункциональной национально-региональной профессионального образования педагогов (на примере Республики Саха (Якутия): дис. Чоросова Ольга Марковна. - М., 2009. - 456 с.

системы . докт. пед

дополнительного наук: 13.00.08 /

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук Файзуллина Лилия Радифовна

Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский Государственный университет» (г. Сибай)

ДРУЖБА КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ В УЧЕБНИКЕ ДЛЯ БАШКИР В.В. КАТАРИНСКОГО

Аннотация. Статья является продолжением цикла исследований, посвященных вопросам реализации задач духовно-нравственного воспитания детей в «Букваре для башкир» В.В. Катаринского. Автор учебника подборкой текстов, обладающих как доступностью и легкостью для понимания их детьми башкирской национальности, не владеющих русским языком, так и воспитательной ценностью, доказывает свою методическую подкованность, глубокое понимание психологии ребенка, начинающего овладевать азами второго языка, значимости и необходимости своевременного педагогического воздействия на учеников с целью формирования у них нравственных качеств, понятий «дружба», «друг», умения дружить, беречь дружбу.

Ключевые слова: «Букварь для башкир», воспитание, друг, дружба, пословицы, поговорки.

Annоtation. The article is a continuation of series for studies devoted to the implementation of the tasks of spiritual and moral education for children in the "The abc-book for Bashkirs" by V.V. Katarinsky. The author of the textbook, by a selection of texts that have both accessibility and easy of understanding by children of Bashkir nationality who does not speak Russian, and educational value, proves his methodological savvy, a deep understanding of the psychology of a child beginning to master the basics of a second language, the importance and necessity of timely pedagogical influence on students in order to form their moral qualities, the concepts of "friendship", "friend", the ability to be friends, cherish friendship.

Keywords: «The abc-book for bashkirs», education, friend, friendship, proverbs, sayings.

Введение. Каждому человеку в жизни приходится общаться с другими людьми. Общение - одно из ключевых потребностей человека, формирующее межличностные отношения, одним из видов которых является дружба.

Как же эта серьезнейшая тема педагогики, литературы, философии нашла свое отражение в маленьком по объему, но уникальном по содержанию букваре В.В. Катаринского?

Изложение основного материала статьи. Анализируя первый учебник для башкир нельзя не восхититься тому, как автор сумел охватить в нем столь большое количество сторон нравственного воспитания, начиная с семейных отношений и заканчивая дружбой в обществе, удачно подбирая доступные для понимания первоклассников - башкир тексты и отдельные слова - примеры.

Дружба - понятие историческое, на различных этапах общественного развития она приобретала все новые качества и реализовывалась в различных формах. Люди всех времен и народов почитают дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью, которая символизирует возвышенные человеческие отношения и рассматривается как воплощение подлинной добродетельности и мудрости. Дружба - это отношение самоценное, само по себе являющееся благом; друзья помогают друг другу бескорыстно «не в службу, а в дружбу».

В отличие от кровно-родственной связи, где люди связаны узами кровной или родственной солидарности, дружба индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.

И тут возникает вопрос: нужно ли детей воспитывать в духе дружбы, если да, то где и когда, с какого возраста и какими средствами? На этот вопрос автор учебника дает однозначный ответ: «Да!». И чувство дружбы надо закладывать в душу ребенка уже в раннем детстве и развивать его в последующем как любую другую нравственную ценность, элементарный вкус, воображение, мышление, уважение к старшим, трудолюбие, добродетельность и справедливость.

В.В. Катаринский составил свой «Букварь для башкир» в период ликвидации неграмотности в России (XIX век) посредством введения всеобщего образования, тесно связанного с развитием производительных сил страны. Однако еще в конце XIX века положение народного просвещения было крайне тяжелым: по данным всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, только 21% населения России умело читать. Особенно низкой была грамотность среди нерусского населения, например, 17,5% башкир владели грамотой на языке «Тюрки» и 0,58% - на русском языке. Многие народы не имели своей письменности [3, С. 169].

«Букварь для башкир» В.В. Катаринского, основанный на языке усерганских башкир, был первым опытом создания современной башкирской письменности на основе русской графики, приспособленной к фонематическому строю башкирского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.