Развитие договорных отношений в режиме электронного взаимодействия
Пятович ВА., ВНИИПВТИ
Введение
Развитие и широкое применение информационна и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение этих технологий имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Для товарных рынков России и стран СНГ в настоящее время характерны низкий уровень культуры рыночных отношений, несовершенное законодательно-правовое обеспечение, склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств по договору, значительное влияние криминальных структур, недостаточное развитие инфраструктуры товарных рынков, высокая степень монополизации экономики, несовершенство системы финансовых и кредитных отношений. Расширение и углубление интеграционных социально-экономических и общественно-политических связей между субъектами хозяйствования России и зарубежных государств, в том числе в сфере взаимных инвестиций, существенно сдерживаются отсутствием полной и достоверной информации. До настоящего времени не выработаны общая концепция и критерии обмена информацией на правовой основе в рамках СНГ, отсутствует единый правовой механизм его осуществления.
Современное развитие информационных технологий приносит в процессы гражданского оборота принципиально новые явления, вызывая необходимость правового урегулирования таких понятий, как электронный документ, электронный документооборот, электронные деньги и расчеты. Преимущества применения современных бездокументарных средств коммерции в процессе заключения и реализации гражданско-правовых договоров особенно ярко проявляются в связи с ростом числа крупных корпоративных клиентов на российских и международных рынках. Гражданско-правовые сделки (в том числе договоры) в электронной торговле могут совершаться как в рамках корпоративных информационных систем, так и в информационных системах общего пользования.
Несмотря на то, что Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи" № 1 -ФЗ от 10.01.2002 г. заложил правовые основы для функционирования информационных систем и применения электронной цифровой подписи в гражданском обороте, значительные пробелы в законодательном регулировании рассматриваемых отношений остаются главной причиной замедленного внедрения электронного документооборота в условиях рыночных отношений. Для категории электронного документа особое значение имеет четкое законодательное урегулирование его реквизитов, так как именно они придают информации на материальном носителе статус документа. Технология изготовления, хранения и передачи документов в электронном виде коренным образом отличается от письменных
документов. В отношении электронных документов только электронная цифровая подпись (ЭЦП) в полной мере может выполнять функции реквизита. Развитие законодательства в сфере регулирования электронного документооборота сделало возможным принятие в качестве доказательств документов, изготовленных и подписанных ЭЦП, при наличии в договоре процедуры согласования разногласий и порядка доказывания подлинности договора и достоверности подписей.
Основными проблемами, возникающими при заключении договоров в режиме электронного взаимодействия, являются трудность определения места заключения договора, доказуемость факта заключения договора, а также сохранность и неизменность данных, содержащихся в договоре, конфиденциальность сведений, содержащихся в договоре. Важной особенностью законодательства России является разделение систем электронного документооборота на две категории: информационные системы общего пользования, функционирование которых определяется условиями публичного договора, и корпоративные информационные системы, пользователями которых является ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников корпоративной системы.
Обзор правовых препятствий на пути развития электронной торговли
Среди правовых препятствий развитию электронной торговли в России следует назвать неразвитость, фрагментарность и противоречивость законодательства, регулирующего электронную торговлю. Кроме того, очевидным препятствием развитию электронной торговли служит отсутствие четких гарантий правового признания электронных сделок.
Во-первых, названные выше договорные конструкции могут не быть признаны юридически значимыми в случае судебного разбирательства, учитывая разную степень осведомленности об электронных сделках судов общей юрисдикции (рассматривающих споры с участием граждан) и арбитражных судов (действующих в сфере "Ьи$1пе$$4о-Ьи$1пе$$").
Во-вторых, в российских законодательных актах также сохраняются предписания об использовании традиционных бумажных документов, подписанных собственноручной подписью. Ряд сделок в силу требований гражданского законодательства следует заключать посредством составления традиционного письменного документа на бумаге, отражающего содержание сделки и заверенного собственноручной подписью — в противном случае возможно признание сделки недействительной и применение последствий недействительности сделки.
В-третьих, не все электронные сообщения или документы, подписанные при помощи ЭЦП участников электронной торговли, могут однозначно восприниматься судом как необходимые письменные доказательства. Однако в российском законодательстве не содержатся положения, на основании которых возможно определить, что является подлинником, а что — копией документа, полученного посредством электронной связи.
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
В-четвертых, за редким исключением отсутствуют четкие указания закона, относительно того, какие документы не могут использоваться в коммерческом обороте в виде электронного сообщения, подписанного электронной подписью. Например, остается открытым вопрос о том, могут ли совершаться в электронном виде и заверяться при помощи электронной подписи сделки, требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации.
В-пятых, не определены права, обязанности и ответственность и условия освобождения от ответственности третьих лиц, так называемых информационных посредников между составителями и адресатами электронных документов или сообщений. Указанные лица, не будучи сторонами электронной сделки, тем не менее, могут оказать влияние на ее результат.
Юридические риски, препятствующие развитию электронной торговли
Исходя из вышесказанного, в настоящее время существуют следующие юридические риски, препятствующие развитию электронной торговли:
— несоответствие электронной сделки требованиям какого-либо закона или иного нормативного правового акта (риск незаконности) в силу противоречий в законодательстве или наличия невыполнимы 1х требований;
— недоверие к электронной подписи или отрицание наличия подписи в электронном документе, отрицание наличия документа;
— подписание электронного документа неуполномоченным лицом (несанкционированное использование средств ЭЦП);
— несоответствие технических и юридических условий совершения сделок;
— невозможность представить доказательства в суде в случае спора;
— невозможность полноценной судебной защиты прав и законных интересов участников электронной коммерции в силу отсутствия необходимых законодательных норм.
Порядок заключения электронных сделок
Требование соблюдения надлежащей формы сделки является принципиально важным при ее заключении. Юридическая проблема электронных сделок заключается, главным образом, в ее форме. Форма договора, заключаемого в электронном виде, определяется нормами гражданского права, содержащимися в статьях 158, 160162, 434 и ряде других статей ГК РФ.
Сделки могут совершаться устно, либо письменно. В свою очередь, письменная форма подразделяется на простую и нотариальную письменную форму. Некоторые сделки, в частности, сделки с недвижимостью, требуют государственной регистрации. Гражданский кодекс требует, чтобы в простой письменной форме заключались сделки между юридическими лицами, между юридическим и физическим лицом, а также между гражданами, если сумма сделки превышает 10 минимальных РОТ (статья 161 ГК РФ). При этом в пункте 2 статьи 434 ГК РФ установлено, что договор в письменной форме может быть заключен:
— путем составления одного документа, подписанного сторонами, либо
— путем обмена документами посредством почтовой, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Сегодня приемлемая степень такой достоверности при электронном обмене документами надежно обеспечивается практичес-
ки лишь технологией электронной цифровой подписи. Конкретные реализации других — например, биометрических, — методов идентификации на сегодняшний день не всегда удачны. Это практически означает, что использование ЭЦП является обязательным условием для соблюдения простой письменной формы.
Сделки, которые не могут быть совершены в электронном виде
Несмотря на широкие возможности применения ЭЦП в электронной торговле, некоторые сделки все же не могут совершаться в электронном виде, даже при условии использования ЭЦП. К таким сделкам, относятся, например:
— сделки, требующие государственной регистрации, в частности, сделки с недвижимым имуществом или договоры уступки патента;
— сделки, требующие нотариального удостоверения, например, договор ренты (статья 584 ГК РФ), составление завещания в обычном порядке (статья 1124 ГК РФ).
Расторжение электронных сделок и их недействительность
К электронным сделкам применимы те же самые основания недействительности, что и обычных, офф-лайновых сделок. Как правило, несоблюдение письменной формы сделки не отменяет ее юридической действительности. Стороны такой сделки лишены права в подтверждение сделки и ее условий ссылаться на свидетельские показания в случае возникновения спора (о самом факте заключения сделки, о недопоставке товара или его неоплате, либо неполной оплате и т.п.), но могут приводить письменные и другие доказательства. В то же время несоблюдение простой письменной формы влечет ничтожность некоторых сделок, в частности, таких как соглашение о неустойке (статья 331 ГК РФ), соглашение о поручительстве (статья 262 ГК РФ), кредитный договор (статья 820 ГК РФ), договор страхования (статья 940 ГК РФ). Кроме несоблюдения формы сделки, основаниями недействительности электронных сделок могут быть, например: совершение сделки с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности; совершение мнимой или притворной сделки; совершение сделки несовершеннолетним лицом; совершение сделки под влиянием заблуждения.
Правовое обеспечение развития электронных сделок
За последние четверть века в мире произошло принципиальное обновление технологий, применяемых в деловой практике, с целью обмена информацией, необходимой для заключения и исполнения сделок.
Следует разделить регулирования среды на две группы: особенности, неизменные по отношению к действующим механизмам правового регулирования сделок, и особенности, которые такими механизмами регулироваться не могут и нуждаются в создании нового. К первой группе относится все, что, собственно, определяет содержание сделки. Применительно к электронной коммерции во вторую группу входят те свойства "электронной" сделки, которые делают возможным признание ее законной в рамках действующего правового механизма (подтверждение самого факта заключения сделки, подтверждение воли сторон, подтверждение добровольности заключения сделки и т.п.). Проблема заключается в том, что скорость изменения технологий заключения сделки значительно опережает скорость модификации этих технологий в действующем законодательстве. К решению этой проблемы есть три подхода, которые, впрочем, не исключают, а дополняют друг друга:
— во-первых, это перенос на сделки, заключаемые с использованием новых технологий, норм действующего законодательства по
аналогии. При этом используются нормы, применяемые к сделкам, наиболее похожим по своим свойствам на "новые" сделки;
— во-вторых, может быть использовано регулирование сделок с помощью "обычаев делового оборота" — способ, широко применяемый в подавляющем большинстве зарубежных стран. Именно таким способом сформулирован в настоящее время основной принцип электронной коммерции: стороны, заключившие сделку, не вправе ставить ее под сомнение только на том основании, что она заключена в электронном виде.
Третий подход к решению проблемы регулирования сделок, использующих новые технологии, состоит в детальном согласовании между сторонами того, что они считают нормой для данной сделки. Для сделок, заключаемых в пределах юрисдикции одного государства, все эти подходы дают вполне удовлетворительный способ решения проблемы новых технологий. Но ведь одно из основных свойств электронной коммерции, вытекающее именно из факта использования Интернета в качестве среды для заключения сделки, — это глобализация сделок. Трансграничные сделки в электронной коммерции не только не исключение, — это норма. В этом случае ни один из трех вышеописанных подходов не может быть вполне эффективен, так как нет гарантии единообразного понимания прав, обязанностей и ответственности всеми сторонами сделки, если они находятся под юрисдикцией разных государств, в особенности, если в этих государствах используются разные правовые системы. Защита интересов сторон при трансграничной сделке — выше возможностей национального государства. Для единообразного обеспечения такой защиты необходимо принятие международного законодательства.
В числе национальных приоритетов правового регулирования находятся положения, регулирующие электронный документооборот. В этой связи требуется законодательное закрепление электронного документооборота в виде отдельного правового акта, который решал бы следующие юридические вопросы:
— признание существования электронного документа;
— установление правил его создания, обращения и хранения;
— признание сделки надлежаще заключенной при использовании ЭЦП;
— регулирование центров, сертифицирующих ЭЦП;
— определение механизма представления документов в качестве судебных доказательств.
В числе наиболее важных юридических проблем следует также назвать: налогообложение сделок в Интернет, порядок производст-
ва электронных платежей, поставку заказанного (оплаченного) товара. Налогообложение — в связи с глобальностью сети Интернет должны быть установлены единые международные правила налогообложения сделок при электронной коммерции, обязательные для всех стран. Однако уже на данный момент необходимо в национальном законодательстве четко определить, какие налоги и таможенные пошлины требуется взимать при совершении сделки в Интернет и кто является налоговым резидентом.
Порядок производства электронных платежей — основной задачей здесь является создание единой электронной платежной системы на основе международно-правовых актов и мирового опыта существования таких систем. Такая система должна включать в себя законодательное признание различных видов электронных платежей (чеки, кредитные карты, Бтаг^карты, электронная наличность); механизм осуществления электронных платежей; государственные гарантии охраны прав и законных интересов граждан и организаций, общественных интересов, государственных интересов. Необходимо выработать единые правовые нормы для электронной коммерции, которые охватят защиту интеллектуальной собственности, защиту баз данных, авторского права, торговые знаки и имена доменов Интернета. Законодательство в этой сфере существует и действует, однако необходимо создать механизм, позволяющий осуществлять эффективную защиту интеллектуальной собственности, авторских прав и торговых знаков в сети Интернет. На данный момент можно вполне определенно сказать, что лишь некоторые из этих вопросов пока не получили никакого специального правового регулирования — это доменные имена. Также существуют проблемы по правовому регулированию отношений, возникающих в связи с использованием Интернета как среды ведения электронной коммерции:
— обеспечение свободного подключения к Интернету и обмена информацией в сети;
— определение правового режима информации, размещаемой в Интернете или передаваемой через предоставляемые в Интернете средства обмена;
— защита персональных данных, в частности тех данных о пользователях Интернета, которые собираются в процессе их взаимодействия между собой и с операторами услуг;
— обеспечение информационной безопасности, недопущение несанкционированного доступа к информации, установление порядка применения криптозащитных средств.