Научная статья на тему '7. 3. Некоторые проблемы законодательной регламентации электронной коммерции в российской Федерации'

7. 3. Некоторые проблемы законодательной регламентации электронной коммерции в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1043
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / СДЕЛКИ / ИНТЕРНЕТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТИПОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / E-COMMERCE TRANSACTIONS / INTERNET / CIVIL-LEGAL REGULATION / MODEL LEGISLATION / E-COMMERCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соболь Игорь Александрович

Статья посвящена рассмотрению отдельных проблемных вопросов, возникающих в сфере электронной коммерческой деятельности при заключении сделок в сети Интернет. Автором статьи уделено внимание проблеме придания юридической силы документам, которыми обмениваются пользо-ватели информационно-коммуникационных сетей при заключении гражданско-правовых сделок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF ELECTRONIC COMMERCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers some problems arising in the field of e-business in transactions on the Internet. The author of the article paid attention to give legal effect to documents exchanged between users of information and communication networks at the conclusion of civil-legal transactions.

Текст научной работы на тему «7. 3. Некоторые проблемы законодательной регламентации электронной коммерции в российской Федерации»

7.3. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соболь Игорь Александрович, соискатель, кафедра гражданского и предпринимательского права, СевероОсетинский Государственный Университет Контакты автора: kvv179@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению отдельных проблемных вопросов, возникающих в сфере электронной коммерческой деятельности при заключении сделок в сети Интернет. Автором статьи уделено внимание проблеме придания юридической силы документам, которыми обмениваются пользователи информационно-коммуникационных сетей при заключении гражданско-правовых сделок. Ключевые слова: электронная коммерция, сделки, Интернет, правовое регулирование, типовое законодательство, электронная торговля

SOME PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF ELECTRONIC COMMERCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Sobol Igor Aleksandrovich, competitor, civil and enterprise right department, North Ossetia State University

Annotation: The article considers some problems arising in the field of e-business in transactions on the Internet. The author of the article paid attention to give legal effect to documents exchanged between users of information and communication networks at the conclusion of civil-legal transactions.

Keywords: e-commerce transactions, Internet, civil-legal regulation, model legislation, e-commerce

Информатизация отраслей российской экономики и освоение хозяйствующими субъектами информационно-коммуникативных технологий оказывают огромное влияние на развитие экономических отношений: возникают новые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов и изменяются информационно-организационные структуры управления бизнесом. Под влиянием стремительного распространения телекоммуникационных технологий происходят глобальные изменения, оказывающие огромное влияние на все сферы жизни современного общества. При этом следует учитывать не только сам факт появления новых технологий и тех возможностей, которые они предоставляют, но и их воздействие на социально-экономическое пространство: происходит виртуализация экономики. Эти процессы, несомненно, требуют надлежащего нормативно-правового регулирования.

Несмотря на положительные изменения, наметившиеся в законодательстве Российской Федерации, в сфере правового регулирования коммерческой деятельности в сети Интернет в настоящее время отсутствует единая сложившаяся правовая терминология. Неполнота правового закрепления основных понятий, используемых при регулировании общественных отношений в сети Интернет, может привести, как отме-

чают исследователи, к их неоднозначной трактовке и

вариативности прочтения отдельных норм законода-

1

тельства .

Проблемы выбора эффективного механизма правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления информационной деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей, становятся все более актуальными как для большинства индустриально развитых государств, в том числе в лице их контрольно-надзорных органов и международных организаций, так и для потребителей различных товаров, работ и услуг, распределяемых (осуществляемых и оказываемых) с использованием сети Интернет, а также для физических и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность с использованием сети Интернет2. Особое значение проблемы правовой регламентации указанных отношений приобретают для Российской Федерации с учетом фактического отсутствия эффективно функционирующего, закрепленного на законодательном уровне правового механизма обеспечения информационной безопасности, наличия существенного отставания России от большинства развитых государств и ряда государств с переходными экономиками по уровню внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Правовой проблемой первостепенной важности для обеспечения широкого использования в деловой сфере телекоммуникационных сетей, и в первую очередь, сети Интернет, следует признать проблему придания юридической силы документам, которыми обмениваются пользователи телекоммуникационных сетей. Техническим решением этой проблемы является использование электронной цифровой подписи3. Кроме того, к числу основных проблем, нуждающихся в нормативно-правовом регулировании, специалисты относят: обеспечение нормативной базы для электронной коммерции и определение порядка производства элек-

4

тронных платежей .

В юридической литературе неоднократно обращалось внимание на трудность соблюдения требований законодательства при заключении сделок в сети Интернет5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»6 (далее - «Закон №149-ФЗ»), казалось бы, устранил все препятствия к использованию электронных документов при совершении сделок в сети Интернет, предусмотрев общее правило о том, что электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью (ЭЦП) или иным аналогом собст-

1 Бабарыкин П.В. Гражданско-правовое регулирование создания и использования сайтов в сети Интернет: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2005. С. 4.

2 Тедеев А.А. Теоретические основы правового регулирования информационных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей: Автореф. дисс. ...докт. юрид. наук. - М., 2007. С. 3.

3 Гарькуша М.С. Электронные деньги как феномен виртуальной экономики: функции и способы институционализации: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - Ростов-на-Дону, 2010. С. 18.

4 См.: Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики) / под ред. М.М. Рассолова, В.Д. Элькина. - М., 2007.

5 См.: Наумов В.Б. Право и Интернет: очерки теории и практики.

- М., 2002; Степанов В.С. Договоры в сети Интернет: теория и практика // Цивилистические записки: Межвуз. сб. научн. трудов. Вып. 2. - М., 2002.

6 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. №31 (Часть I). Ст. 3448.

Соболь И.А.

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ

венноручной подписи (АСП), признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе (п.3 ст. 11 Закона №149-ФЗ).

Применительно к заключению договоров или оформлению иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, «обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами» (п.4 ст. 11 Закона №149-ФЗ).

Вместе с тем, с сожалением приходится констатировать, что перечисленные законодательные положения являются весьма значимыми для электронного документооборота, но не для совершения сделок в электронной форме в сети Интернет. Пунктом 3 ст. 160 ГК РФ установлено требование к реквизитам письменной сделки: использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Случаи и порядок использования аналогов собственноручной подписи на законодательном уровне установлены только Федеральным законом от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»7 (далее - «ФЗ об ЭЦП»), а на уровне подзаконных актов такие случаи и порядок устанавливаются временным положением ЦБР от 10 февраля 1998 г. № 17-П «О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями»8. Поэтому хотя электронное сообщение, подписанное ЭЦП или АСП, и признается теперь равнозначным традиционному документу, использование ЭЦП и АСП для совершения сделок в письменной форме по-прежнему связано или с соблюдением неудобной процедуры, установленной ФЗ об ЭЦП, или с наличием соглашения сторон о порядке использования ЭЦП или иных АСП. Сама же по себе равнозначность документов не имеет значения, если эти документы не допустимы при совершении сделки в письменной форме.

Представляется необходимым проанализировать основные положения Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, принятого 28 мая 1996г. - 14 июня 1996г. в Нью-Йорке, который является своеобразным эталоном для национального законодательства различных стран (далее - Типовой закон). Типовой закон состоит из двух частей и четырех глав. В первой части «Электронная коммерция в целом» раскрывают-

7 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (с изменениями от 8 ноября 2007 г.) // СЗ РФ. 2002. №2. Ст. 127.

8 Временное Положение ЦБР от 10 февраля 1998 г. № 17-П «О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями» //

Вестник Банка России. 18 февраля 1998 г. № 10.

ся определения используемого терминологического и понятийного аппарата, регламентируются вопросы признания юридической силы сообщений и передачи данных.

Основным понятием документа являются: «сообщения данных (data message)» - информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными (ЭДИ), электронную почту, телеграмму, телекс или телефакс, и иные сходные технологии. Также вводится понятие «электронного обмена данными» (ЭДИ, electronic data interchange, EDI), под которым понимается электронная передача с одного компьютера на другой информации с использованием согласованного стандарта структуризации информации9.

Типовой закон включает в себя основополагающие принципы международной торговли с учетом развития сети Интернет. К таким принципам можно отнести признание юридической силы сообщений данных, включающее в себя условие о том, что информация не может быть лишена юридической силы лишь на том основании, что она составлена в форме сообщения данных (ст. 5 Типового закона). В случаях, когда национальное законодательство требует, чтобы информация была представлена в письменной форме, это требование считается выполненным путем представления сообщения данных, если содержащаяся в нем информация является доступной для ее последующего использования (ст. 6).

Сообщения данных могут быть идентифицированы любым «надежным и соответствующим цели образом», который представляет аналог подписи, требуемой национальным законодательством (ст. 7). Данное положение напрямую относится и к проблеме электронной цифровой подписи.

Поскольку использование ЭЦП в Интернете затрагивает и сферу международных отношений, в международных договорах и соглашениях вводятся специальные нормативные положения о сотрудничестве в этой области. Особо следует выделить Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях, принятый в г. Вене 5 июля 2001г. на 34-й сессии ЮНСИТРАЛ. По своей юридической силе и возможности применения он во многом схож с Типовым законом ЮНСИТРАЛ об электронной торговле 1996г. Учитывая, что в различных странах будут использованы различные законодательные подходы в отношении электронных подписей, требовалась подготовка унифицированных законодательных положений, которые заложили бы основу базовых норм регулирования этого, по сути дела, международного явления в целях достижения правовой согласованности технической совместимости 0

В Типовом законе ЮНСИТРАЛ об электронных подписях используется нейтральный в отношении технологии подход, с тем чтобы избежать отдания предпочтения использованию какого-либо конкретного технического продукта. В дополнение к этому в Типовом законе об электронных подписях устанавливаются базовые правила поведения, которые могут служить руководящими принципами для оценки возможных обязанностей и ответственности в отношениях между

9 Дашян М.С. Право информационных магистралей (Law of Information highways): вопросы правового регулирования в сфере Интернет. - М.: Волтерс Клувер, 2007.

10 Шелепина Е.А. Международная унификация законодательства об электронном документообороте // Журнал российского права. 2007. №7.

подписавшим, полагающейся стороной и доверенными третьими сторонами, участвующими в процессе подписания. Законодательство, основанное на Типовом законе ЮНСИТРАЛ об электронных подписях, было принято в следующих государствах: Гватемала (2008 год), Кабо-Верде (2003 год), Китай (2004 год), Мексика (2003 год), Таиланд (2001 год), Объединенные Арабские Эмираты (2006 год), Вьетнам (2005 год). Законодательство, на разработку которого оказали влияние Типовой закон и лежащие в его основе принципы, было принято в Коста-Рике в 2005 году.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях определяет важное для международной торговли положение: электронная подпись, созданная или используемая за пределами принимающего государства, обладает такой же юридической силой в принимающем государстве, как и электронная подпись, созданная или используемая в принимающем государстве, если она обеспечивает по существу эквивалентный уровень надежности (п. 1-5 ст. 12). Согласно ст. 2 Типового закона, электронная подпись - это данные в электронной форме, которые содержатся в сообщении, приложены к нему или логически ассоциируются с ним и которые могут быть использованы для идентификации подписавшего в связи с сообщением данных и указания на то, что подписавший согласен с информацией, содержащейся в сообщении.

В заключение отметим: в современной России не существует отдельной отрасли законодательства, регулирующей экономические отношения в сети Интернет. Кроме того, нельзя назвать обширной существующую судебную практику, складывающуюся в связи с использованием сети Интернет, является низкой правоприменительная активность органов государственной власти и органов местного самоуправления в указанной сфере. Подобно законодательным системам других государств (включая США и страны ЕС) российское специальное законодательство в области Интернет находится на начальном этапе развития. При этом в значительной степени можно говорить об отсутствии эффективно действующей нормативной базы в данной области, несмотря на наличие общих норм гражданского права. Причинами этого являются недостаточная теоретическая проработка отдельных фундаментальных нормативных положений.

На сегодняшний день работа по совершенствованию законодательной базы в данной сфере далеко не завершена. Предстоит принять еще не один нормативноправовой акт, регулирующий правоотношения в сфере электронной коммерции, электронного документооборота и использования электронных подписей. При этом следует ориентироваться на опыт ведущих стран и на типовое международное законодательство.

Список литературы:

1. Бабарыкин П.В. Гражданско-правовое регулирование создания и использования сайтов в сети Интернет: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2005.

2. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. - СПб., 2001.

3. Боршевский А.П. Электронная торговля в Молдове // Реклама и право. 2009. №1.

4. Гаврилов Н.К. Нормативно-правовая база электронной торговли в России // Право и политика. 2009. №1.

5. Гарькуша М.С. Электронные деньги как феномен

виртуальной экономики: функции и способы

институционализации: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. -Ростов-на-Дону, 2010.

6. Дашян М.С. Право информационных магистралей (Law of information highways): вопросы правового регулирования в сфере Интернет. - М.: Волтерс Клувер, 2007.

7. Ефремкина О.В. Электронная торговля в ЕС (основные правовые аспекты) / Глобалистика: Энциклопедия. - М., 2003.

8. Наумов В.Б. Право и Интернет: очерки теории и практики.

- М., 2002.

9. Рассолов И.М. Электронный документооборот в банковской сфере: правовые проблемы // Банковское право. 2009. №6.

10. Степанов В.С. Договоры в сети Интернет: теория и практика // Цивилистические записки: Межвуз. сб. научн. трудов. Вып. 2. - М., 2002.

11. Тедеев А.А. Теоретические основы правового

регулирования информационных отношений,

формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей: Автореф. дисс. ...докт. юрид. наук. - М., 2007.

12. Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики) / под ред. М.М. Рассолова, В.Д. Элькина. - М., 2007.

13. Шелепина Е.А. Международная унификация законодательства об электронном документообороте // Журнал российского права. 2007. №7.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье анализируются вопросы, касающиеся отдельных проблемных вопросов, возникающих в сфере электронной коммерческой деятельности при заключении сделок в сети Интернет. Автором статьи уделено внимание проблеме придания юридической силы документам, которыми обмениваются пользователи Интернета при заключении гражданско-правовых сделок.

Автором отмечается, что современное состояние общества и особенно его экономической сферы характеризуется процессами глобализации и информатизации, которые предопределили трансформацию всей социально-экономической жизни. Нынешняя практика ведения электронной коммерции и заключения сделок в глобальной информационной сети Интернет опережает правовое регулирование указанных процессов.

Автором статьи проведен анализ законодательства, регламентирующего отдельные проблемные вопросы, возникающие при заключении гражданско-правовых сделок в сети Интернет, в частности, вопросы использования электронной цифровой подписи и аналогов собственноручной подписи.

В статье достаточно обоснованно показано, что работа по совершенствованию законодательной базы в данной сфере далеко не завершена, законодателю предстоит принять еще не один нормативно-правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере электронной коммерции, электронного документооборота и использования электронных подписей. При этом следует ориентироваться на опыт ведущих стран и на типовое международное законодательство.

Статью можно рекомендовать к публикации, поскольку в ней обстоятельно исследованы вопросы, возникающие при ведении хозяйствующими субъектами электронной коммерческой деятельности и заключения гражданско-правовых сделок в сети Интернет.

Владикавказский Институт Управления

кафедра гражданского права,

Доцент, к.ю.н. И.В. Кундухова

12А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.