Научная статья на тему 'Развитие доброты у современных школьников'

Развитие доброты у современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1369
133
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА / ДОБРОТА / ШКОЛЬНИКИ / КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ / РОДИТЕЛИ / УЧИТЕЛЯ / CHARACTER / KINDNESS / PUPILS / CLASS TEACHERS / PARENTS / AND TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лучина Татьяна Ивановна

Поднимается вопрос о воспитании доброты у современных школьников путём взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Приводятся примеры методов и приёмов воспитательной работы со школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лучина Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MODERN STUDENTS’ KINDNESS

The article deals with the relevance of the development of kindness in modern students, the forms and methods of work with them. Examples of methods and techniques of educational work with students are given.

Текст научной работы на тему «Развитие доброты у современных школьников»

Сибири во второй половине XIX - начале ХХ века // Русское музыкальное общество 1859-1917. История отделений. М. : Языки славянской культуры, 2012.

7. Белокрыс М.А. Омское филармоническое общество: к истории становления регионального музыкального образования // Культурное пространство русского мира : электрон. журн. 2018. № 1 (5). URL : www.omsu.ru/russianworld.

8. Белокрыс М.А. К проблеме музыкального образования в Сибири (1917- 1920-е годы) // История музыкального образования: новые исследования : материалы междунар. сем. шестой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / ред.-сост. В.И. Адищев. К.В. Зенкин; Науч. совет по проблемам истории муз. образования; Все-рос. музейное объедин. муз. культуры им. М.И. Глинки; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. М. : Пермь, 2017. 210 с.

9. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. М. : МГУКИ, 2008. 284 с.

vtoroy polovine XIX - nachale KhKh veka // Russkoe muzykal'noe obschestvo 1859-1917. Istoriya otdeleniy. M. : Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2012.

7. Belokrys M.A. Omskoe filarmonicheskoe obschestvo: k istorii stanovleniya regional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya // Kul'turnoe prostranstvo russkogo mira : elektron. zhum. 2018. № 1 (5). URL : www.omsu.ru/russianworld.

8. Belokrys M.A. K probleme muzykal'nogo obrazovaniya v Sibiri (1917-1920-e gody) // Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya: novye issledovaniya : mate-rialy mezhdunar. sem. shestoy sessii Nauchnogo soveta po problemam istorii muzykal'nogo obrazovaniya / red.-sost. V.I. Adischev. K.V. Zenkin; Nauch. sovet po problemam istorii muz. obrazovaniya; Vseros. muzeynoe ob'edin. muz. Kul'tury im. M.I. Glinki; Mosk. gos. kon-servatoriya im. P.I. Chaykovskogo; Perm. gos. gumanit.-ped. un-t. M. : Perm', 2017. 210 s.

9. Flier A.Ya., Poletaeva M.A. Tezaurus osnov-nykh ponyatiy kul'turologii. M. : MGUKI, 2008. 284 s.

Белокрыс Михаил Алексеевич - кандидат культурологии, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования и сольного пения, профессор, заслуженный работник культуры России и Бурятии, член-корреспондент ПАНИ.

Belokrys Mikhail Alekseevich - Cand. Sc. {Culture Science}, Professor, Head of the Choral Conducting and Soloistic Singing Department, Honoured Cultural Worker of Russia and Buryatia, Associate Member of PASA

Статья поступила в редакцию 20.11.2018 г.

УДК 371.8 ГРНТИ 14.25.05

РАЗВИТИЕ ДОБРОТЫ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Т.И. Лучина

Омский государственный педагогический университет Россия, 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14

Поднимается вопрос о воспитании доброты у современных школьников путём взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Приводятся примеры методов и приёмов воспитательной работы со школьниками.

Ключевые слова: качества характера, доброта, школьники, классные руководители, родители, учителя.

DEVELOPMENT OF MODERN STUDENTS' KINDNESS

T.I. Luchina

Omsk State Pedagogical University Russia, 644099, Omsk, nab. Tukhachevskogo, 14

The article deals with the relevance of the development of kindness in modern students, the forms and methods of work with them. Examples of methods and techniques of educational work with students are given. Keywords: character, kindness, pupils, class teachers, parents, and teachers.

© Лучина Т.И., 2018_

Нужно ли развивать доброту у современных школьников? Какова роль доброты в совершенствовании человека? Вот вопросы, которые не теряют своей актуальности никогда, однако в последние годы им меньше уделяется внимание в педагогическом сообществе.

В современном мире развитого телевидения и интернета мы моментально узнаём о жестоких поступках (терактах, издевательствах, насилии и др.), происходящих по всему миру (в том числе и в школах), реже узнаём о добрых поступках. Один из законов народной педагогики гласит: что поливаем, то и воспитываем, то есть на что больше делаем акцент, то и увеличивается. Воспитание во всех народах велось с опорой на идеал (мужской и женский), изучались качества характера, поведение образцов для подражания, и сейчас важно находить положительные примеры для воспитания школьников.

В нашей жизни возникает множество отношений: с родителями, детьми, друзьями, соседями, коллегами, со знакомыми и малознакомыми людьми (сантехник, продавец, водитель и т. п.) - со всеми, с кем встречаемся и взаимодействуем. Мы хотим, чтобы эти отношения были гармоничными, но порой они бывают очень непростыми даже в семье. Все люди хотят, чтобы по отношению к ним проявляли доброту, но не всегда сами её проявляют. Добрым быть трудно. Большинство считает себя незлыми, добрыми людьми, но являются ли такими.

Доброту, как и любое другое качество характера, нужно развивать. В школе в большей степени этим занимается классный руководитель.

Обратимся к определению, данному Г. Чепменем: «Доброта - это умение замечать других людей и понимать их потребности. Это умение ценить каждого человека» [6, с. 28]. Хочется добавить, что доброта включает чуткость, милое сердце, альтруизм, способность видеть в людях хорошее, несмотря на недостатки, которые есть у каждого.

«Когда мы проявляем доброту, несмотря ни на что, то сразу замечаем, как изменяется наша жизнь. Доброта - радость от способности поставить потребности другого выше собственных ради укрепления отношений» [6, с. 31].

Добрый и добродетельный - слова-синонимы, добродетельный - это тот, кто де-

лает добро. Мало не делать зла, надо ещё делать добро.

Мы согласны с Г. Чепменом, что «доброта - это не политическая проблема. Это вопрос выживания человечества. В мире, где человек человеку волк, в конце концов, останется один единственный волк. Без доброты мир превратится в мрачную и одинокую тюрьму для каждого из нас. Только доброта даёт нам возможность помогать друг другу выжить» [6, с. 36]. В современном городе мы можем работать добровольцами (волонтёрами) в самых разных местах (домах престарелых, детских домах, приютах для животных и т. д.) и можем привлекать к этой деятельности школьников с согласия их родителей.

Хотя всеобщая доброта очень важна, особенно в моменты катастроф, гораздо важнее проявлять личную доброту, которая может и должна стать образом жизни. «Практически любой человек может откликнуться на зов о помощи в кризисной ситуации. Но только по-настоящему любящий и заботливый человек сможет проявить доброту в повседневной жизни» [6, с. 38].

Что мешает нам проявлять доброту? Дурные привычки. По мнению психологов, человек осуществляет по привычке 80 % всех действий, поэтому они - источник наших успехов и неудач.

Приведём примеры привычек, которые нужно развивать у школьников.

Привычка видеть хорошее: наблюдайте за тем, как окружающие проявляют доброту по отношению к вам и другим людям; обратите внимание, как доброта меняет характер взаимодействия и взаимоотношения. Очень часто мы воспринимаем такие поступки как должное, а ведь это проявления любви человека к человеку. Когда мы видим и учимся ценить их, то у нас растёт желание проявлять доброту. Большие и малые проявления доброты к человеку как бы говорят ему: «Ты важен и ценен для меня».

Привычка благодарить за добрые поступки.

Привычка продлевать доброе дело: когда к вам проявили доброту, проявите её по отношению к кому-то ещё.

Привычка видеть тех, кто нуждается в помощи: наблюдайте за теми, кто слабее вас (детьми, людьми с ограниченными возможностями, животными и др.).

Привычка не копить обид: подумайте, кого нужно простить и сделайте это от всего сердца.

Привычка осознавать свои эмоции.

Привычка осознавать свои проблемы и не оставлять их нерешенными.

Привычка анализировать свои слова и поступки.

Привычка думать перед сном о добрых делах, которые могу совершить, и о том, что мне для этого нужно.

Добрые дела можно разделять на группы: 1) для себя (изучение чего-то полезного, соблюдение режима дня, прощение обидчиков и т. д.); 2) для семьи (помощь по дому, физическая и моральная поддержка членов семьи и т. д.); 3) для друзей; 4) для знакомых (например, пожилой соседке по подъезду, малышу из соседней квартиры); 4) для незнакомых людей (уступить место в автобусе, улыбнуться, сказать доброе слово и др.). Вместе со школьниками полезно обсудить возможные способы проявления доброты. Приведём некоторые способы проявления доброты:

- придержите дверь перед тем, кто идёт за вами;

- пропустите вперёд того, кто стоит в очереди за вами;

- посетите пожилого человека или позвоните ему;

- сделайте комплимент грустной женщине;

- простите того, кто вас обидел.

Доброта связана с другими качествами

характера: терпением (трудно быть добрым, когда не хватает терпения выслушать); уважением (жестокого человека не уважают); самостоятельностью и трудолюбием (добрый в первую очередь думает, чем он может помочь). Без доброты невозможно стать сострадательным и милосердным.

Доброта связана со знанием, что такое добрый поступок и как правильно совершать добрые поступки.

Быть добрым и добреньким - это не одно и то же. Доброта - это проявление силы, а не слабости. Доброта определяется пользой для того, в отношении кого её совершают. Добренький человек является слабохарактерным, он думает о пользе для себя, о том, как ему будет проще (легче согласиться, чем отстаивать точку зрения; легче сказать «делайте, что хотите, это ваша жизнь», легче не делать добрых поступков, а вдруг не получится).

Зачем быть добрым?

Во-первых, без доброты невозможно стать счастливым, потому что без нее не бывает ни дружбы, ни любви.

Во-вторых, доброта связана с самоуважением, а самоуважение есть основа достоинства человека, поэтому необходимо её развивать в себе и в детях, её никогда не поздно развивать.

В-третьих, добрые поступки заставляют нас верить в добро, доверять людям, то есть страх жить становится меньше, а радость больше. Доброта - один из признаков нравственного воспитания человека.

В мире есть всего две позиции, с которых мы смотрим на мир: позиция потребителя и позиция ученика. Во всех народах позиция потребителя осуждалась, так как он хочет лишь наслаждаться жизнью, предъявляет миру обвинения, критику, проявляет агрессивность, страх (чего-нибудь не хватит); он везде видит проблемы. Сравните: средства массовой информации и реклама целенаправленно воспитывают из нас потребителей.

Позиция ученика воспевалась в народных культурах (народные сказки, легенды, песни), так как ученик проявляет благодарность, уважение, смирение, доброту, задаёт вопросы и ищет ответы; трудности понимает как задачи, которые способствуют развитию. В отношении со старшими он учится смиряться и принимать, учится терпению, благодарности и уважению, так как старшие помогают ему разобраться в сущностных проблемах. С равными он учится дружить, они помогают ему решать насущные проблемы. С младшими -учится бескорыстно заботиться и покровительствовать. Он не ожидает, какими должны быть люди (это почва для критики и обиды), а думает о том, каким должен стать сам.

Нравственное воспитание основано на изучении и соблюдении двух законов. Всё самое дорогое мы получили бесплатно: жизнь, любовь, дружбу, солнечный свет и многое другое, то есть в мире действует закон бескорыстия и любви, поэтому и люди должны быть бескорыстными и любящими. По закону всеобщей взаимосвязи не только флора и фауна связаны, но и все люди, поэтому во всех народах был закон гостеприимства. С древности известно: что посылаем в мир, то к нам и возвращается. Кто такие свои, а кто чужие, если мы все связаны? В народных сказках герой всегда общается со старшими, с равными и

младшими, и если соблюдает названные законы и правила общения со всеми, то становится победителем.

Таким образом, ученик понимает жизнь как школу, в которой у каждого своё расписание уроков: у кого-то - урок доброты, у кого-то - терпения, смелости, смирения, ответственности, самостоятельности и т. п. Главный урок - урок любви. Когда урок выучен, появляется свобода и желание делать хорошее, доброе, потому что знание - это желание бескорыстной деятельности, этим оно отличается от информации. Знание - это личностно принятая информация. Без рефлексии информация знанием стать не может, поэтому знание нельзя дать [2, с. 30-37].

Представим несколько приёмов и методов, которые способствуют развитию у школьников доброты.

1. Рассказ. Доброе дело можно сделать для другого, можно - для себя, для животных и растений. Есть ли у вас план добрых дел? А у ваших друзей, родителей? О своих добрых делах не принято рассказывать, но поведайте о добрых делах ваших знакомых.

2. Письмо. Напиши письмо тайному другу, чтобы поднять ему настроение. Напиши письмо благодарности родителям, бабушкам, дедушкам, друзьям.

3. Размышление над словами известных людей. Например, Сенеки: «Совершенство духа нельзя ни взять взаймы, ни купить, а если бы оно и продавалось, всё равно, я думаю, не нашлось бы покупателя».

4. Придумывание окончания фраз. Например: а) высказывания Гэри Чепмена: «Единственный способ испытывать подлинное удовлетворение от жизни - это <...> (окончание фразы у Гэри Чепмена: любить других людей); б) Александра Суворова: «Победителю прилично <...> (окончание фразы у автора: великодушие); в) Николая Шелгунова: «Мужество идёт обыкновенно рядом с <.> (у автора: мягкостью характера), и мужественный человек более других способен на <...> (у автора: великодушие).

5. Анализ притч. Понимание смысла, придумывание окончания притчи. Общеизвестно, что притчи влияли на формирование нравственных законов общества. Например, можно взять евангельские притчи.

6. Анализ стихов. Например, предлагаем ученикам прочитать стихотворение Александра Кушнера «Времена не выбирают.»

или стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя.» и определить свою жизненную позицию с их помощью.

7. Этический диалог. Считаем, что этический диалог является эффективным средством развития нравственной культуры учеников. Определяем следующие условия такого общения:

- безусловно-позитивное отношение учителя к школьнику;

- конгруэнтность учителя, проявление человеческих качеств во взаимодействии со школьниками;

- квалификация педагога, коммуникативный норматив речевой культуры, авторитетность, самопрезентация;

- самоактуализация и степень активности субъектов коммуникации;

- доверие ученика к преподавателю, уверенность в праве на ошибку, праве на творчество, праве отказаться от общения;

- направленность содержания общения на жизненные проблемы школьника [1, с. 47-48; 2, с. 30-37; 3, с. 81-87; 4, с. 71-74.].

8. Дискуссии, диспуты по важным для школьников сущностным проблемам, например, на тему «Истинная и ложная доброта».

9. Подключение личностного потенциала школьников через следующие виды заданий:

- попробуйте проанализировать свои детские чувства, когда вам сделали доброе дело (простили).

- попробуйте проанализировать то, чему вы радуетесь.

10. Совместное чтение художественных и философских текстов.

11. Просмотр и обсуждение кинофильмов, например:

- «Чучело» (1983) по повести В.А. Же-лезникова «Чучело»,

- «Движение вверх» (2018) по повести С. Белова «Движение вверх»,

- «Поллианна» (2003) по роману Элинор Портер «Поллианна»,

- «Тарас Бульба» по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»,

- «Два капитана» по роману В. А. Каверина «Два капитана»,

- «Судьба человека» по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».

12. Анализ поговорок о доброте, например:

Доброе слово сказать — посошок в руку

дать.

Доброе дело два века живёт.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь

мила.

Доброе дело питает и душу и тело.

Сделав добро, не кайся.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе братство лучше богатства.

Свет не без добрых людей.

От добра добра не ищут.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доброта без разума пуста.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Добро делать спешить надобно.

Добрый конец всему делу венец.

Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

Добро не лихо - бродит тихо.

Добро помни, а зло забывай.

Доброго не бегай, а худого не делай.

13. Поиск ответов на вопрос: «Удивительный вопрос. У большинства людей есть руки, но часто ли они обнимают других? Почему? Вместе с ребятами вспомним Ника Вуй-чича (или познакомим с ним), у которого нет рук, а он всех обнимает и делится счастьем. У него нет ног, но он везде путешествует. У вас есть и руки, и ноги, но чувствуете ли вы благодарность и счастье? А ведь счастье - это правильное взаимоотношение с миром».

14. Тайна. Чудо. Игра. Детям во все времена интересно таинственное. Тайна и доброта могут стать помощниками в воспитании доброты. Можно взять пример из книги А.П. Гайдара «Тимур и его команда» и стать для кого-то тайным другом (может быть, для одинокой старушки в подъезде).

Результат воспитания, как известно, отсрочен во времени, плоды своей деятельности классный руководитель может и не увидеть, но такова наша педагогическая доля. Подобное воспитывается подобным, поэтому родители и учителя прежде всего должны заниматься самовоспитанием и сотрудничеством.

Проведение родительских собраний, посвящённых развитию и самосовершенствованию личности, актуально и в наши дни. На таких собраниях классный руководитель может рассказывать о привычках (например, смотри названные выше), которые полезно развивать у детей; о методах и приёмах воспитания (названные выше приёмы могут применяться и в семейном воспитании); о методах наказания (наказывать можно только с добрым сердцем, не случайно однокоренное слово «наказ»); может анализировать педаго-

гические ситуации, где гипотетический родитель ведёт себя как добрый или как добренький, где проявляется истинная или ложная доброта; может провести «круглый стол», на котором родители поделятся своим опытом воспитания качеств характера. Целесообразно включать родителей в совместную деятельность во внеурочное время. Полезно приглашать родителей на классные часы для бесед о главном в жизни. Можно порекомендовать родителям педагогические книги, в список, очевидно, войдут книги А.П. Макаренко, В.А. Су-хомлинского, Ш.А. Амонашвили, Г. Чепмена и др. В современных условиях можно предложить посмотреть в интернете семинары, например:

• Амонашвили Шалва. Смысл жизни и цели человека, взрослая педагогика видео урок-тренинг // https://www.youtube.com/ ■№а1сЬ?у=8к7'№ОеГр931;

• Ш. Амонашвили. 2) Духовная суть ребенка. Ч. 1 // https://www.youtube.com/

• О воспитании дочери // https:// www.youtube.com/watch?v=OBJzTt1ZvyE;

• Шалва Амонашвили. Мужские вопросы. https://www.youtube.com/watch?v=YvJIB УпЬУкУ;

• Как погасить агрессию у ребенка (Ш.А. Амонашвили) // https://www.youtube.com/ watch?v=Y05pnQixbGE;

• 2016.03.09. П. Амонашвили. Романтика семейного воспитания. 01 // https://www.youtu-be.com/watch?v=Uto-FEeP488;

• 2016.03.11. В. Арвасевичус. Воспитание детей без наказания. Как это возможно? 01 // https://www.youtube.com/watch?v=oAbp8TX9 БуМ;

• Алексей Бабаянц. Видеотренинг «7 навыков высокоэффективных подростков». Ч. 1 // https://www.youtube.com/watch? v=9wgbAtzco1Q;

• Счастливые родители - счастливые дети. Ч. 1. Алексей Бабаянц // https: //www.youtube.com/watch?v=NsevW0UHy9c;

• О семье и воспитании детей. Алексей Бабаянц // https://www.youtube.com/watch?v= 6hvtEpNpZps.

Классный руководитель, учителя осуществляют педагогическое управление (целенаправленное и педагогически целесообразное создание условий для развития школьников). Управлять людьми можно или с помощью

заботы (доброты, любви), или с помощью страха, что выбираем, то и порождаем. К сожалению, имеются случаи, когда детей уже с начальной школы запугивают ЕГЭ. Страх, как известно, парализует ум, поэтому плохая память у современных детей; и у него глаза велики, поэтому они начинают нападать на учителей (лучшая защита - это нападение).

Особенно трудно воспитывать детей в XXI веке, потому что всё больше людей (в том числе школьников) живут внешней жизнью, порой виртуальной, много говорится о гаджето-зависимости и селфи, внушающих эгоизм и не способствующих развитию рефлексии и самовоспитания, которое и является настоящей це-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лучина Т.И. Духовно-нравственное воспитание будущих педагогов в современном вузе // «Аз есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14,6). Православное бла-говестие и паломнический туризм: традиции и современность / под ред. Н.Я. Безбородовой, Н.В. Стюф-ляевой // Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения : материалы 9-го Междунар. форума. Липецк : ООО «Типография «Липецк-Плюс», 2014. 306 с.

2. Лучина Т.И. Нравственный аспект поликультурного образования // Региональный подход к поликультурному образованию детей и молодёжи: материалы Всерос. науч.-практ. конф. в рамках V Откр. регион. науч.-метод. симпоз. «Наш мир - мир детства» 21 апреля 2016 г. / под общ. ред. Е.В. Клюевой, Т.В. Наумовой. Арзамас : Арзамасский ф-л ННГУ, 2016. 604 с.

3. Лучина Т.И. Нравственное воспитание современных школьников // IV Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве в свете цивилизованного выбора крещения Руси : материалы педагогических чтений 26 марта 2015 г. /отв. ред. О.Р. Каюмов. Омск : Полиграфический центр КАН, 2015. 171 с.

4. Лучина Т.И. Мировоззрение и нравственное воспитание современных школьников // V Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: традиционные ценности как стратегические национальные приоритеты : материалы пед. чт. / отв. ред. О.Р. Каюмов. Омск : Амфора, 2016. 168 с.

5. Сухомлинский В.А. О воспитании. М. : Политиздат, 1973. 272 с.

6. Чепмен Г. Любовь как образ жизни. М. : Эксмо, 2012. 384 с.

Лучина Татьяна Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства факультета начального, дошкольного и специального образования Омского государственного педагогического университета, член Петровской академии наук и искусств; t.i.luchina@omgpu.ru.

SPIN 3441-6206

лью воспитания, по В.А. Сухомлинскому [4]. Воспитание всегда происходит во внутреннем мире ребёнка, только доброта открывает эти двери. «Многие современные учителя не хотят "быть Макаренками", им себя жалко», - так сказал Ш.А. Амонашвили на одном из своих семинаров, полагаю, что он прав.

Совершенствуя свою нравственную культуру, учитывая возрастные особенности школьников, организуя эффективное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, педагогически оптимально проектируя воспитательное пространство современной школы, учитель может создать условия для развития доброты.

REFERENCES

1. Luchina T.I. Duhovno-nravstvennoe vospi-tanie budushchih pedagogov v sovremennom vuze // «Az esm' put' i istina i zhizn'» (In.14,6). Pravoslavnoe blago-vestie i palomnicheskij turizm: tradicii i sovremennost' / pod red. N.Ya. Bezborodovoj, N.V. Styuflyaevoj : mate-rialy 9-go Mezhdunar. foruma «Zadonskie Svyato-Tihonovskie obrazovatel'nye chteniya. Lipeck : OOO «Tipografiya «Lipeck-Plyus», 2014. 306 s.

2. Luchina T.I. Nravstvennyj aspekt polikul'-turnogo obrazovaniya // Regional'nyj podhod k polikul'turnomu obrazovaniyu detej i molodyozhi: materi-aly Vseros. nauch.-prakt. konf. v ramkah V Otkr. region. nauch.-metod. simpoz. «Nash mir - mir detstva» 21 aprelya 2016 g. / pod obshch. red. E.V. Klyuevoj, T.V. Naumovoj. Arzamas : Arzamasskij f-l NNGU, 2016. 604 s.

3. Luchina T.I. Nravstvennoe vospitanie sov-remennyh shkol'nikov // IV Sil'vestrovskie pedagog-icheskie chteniya. Duhovnost' i nravstvennost' v obra-zovatel'nom prostranstve v svete civilizovannogo vybora kreshcheniya Rusi : materialy pedagogicheskih chtenij 26 marta 2015 g. /otv. red. O.R. Kayumov. Omsk : Poligraficheskij centr KAN, 2015. 171 s.

4. Luchina T.I. Mirovozzrenie i nravstvennoe vospitanie sovremennyh shkol'nikov // V Sil'vestrovskie pedagogicheskie chteniya. Duhovnost' i nravstvennost' v obrazovatel'nom prostranstve: tradicionnye cennosti kak strategicheskie nacional'nye prioritety : materialy ped. cht. / otv. red. O.R. Kayumov. Omsk : Amfora, 2016. 168 s.

5. Suhomlinskij V.A. O vospitanii. M. : Politizdat, 1973. 272 s.

6. Chepmen G. Lyubov' kak obraz zhizni. M. : Eksmo, 2012. 384 s.

Luchina Tatiana Ivanovna - Cand. Sc. {Pedagogy}; Associate Professor of the Pedagogy and Psychology of Childhood Department of the Faculty of Primary, Pre-school and Special Education at Omsk State Pedagogical University; Member of Petrovsky Academy of Sciences and Arts; t.i.luchina@omgpu.ru.

SPIN 3441-6206

Статья поступила в редакцию 26.10.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.