Научная статья на тему 'Формирование нравственных качеств личности у младшего школьника в процессе обучения'

Формирование нравственных качеств личности у младшего школьника в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2566
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / АНАЛИТИКО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / MORALITY / MORAL QUALITIES / THE TARGET COMPONENT / THE COMMUNICATIVE COMPONENT / THE CONTENT-PROCEDURAL COMPONENT / THE ANALYTIC-EFFECTIVE COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казиева Зарема Магаметовна

В статье представлена теоретическая модель формирования и развития нравственных качеств личности у младших школьников; описана технология практической реализации предложенной модели, дана интерпретация полученных результатов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the theoretical model of formation and development of moral qualities of the personality of younger schoolchildren is determined; describes the technology of practical implementation of the proposed model, given the interpretation of the results.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственных качеств личности у младшего школьника в процессе обучения»

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

УДК 373:37.034

Казиева Зарема Магаметовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия 385000, Майкоп, Первомайская, 208, +7 (772) 57-02-73 e-mail: zarema_khutiz@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Zarema M. Kaziyeva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Adygeya State University» 208, Pervomayskaya, 385000, Maikop, Russia e-mail: zarema_khutiz@mail.ru

FORMATION OF MORAL QUALITIES OF THE PERSONALITY OF THE JUNIOR SCHOOLCHILD IN THE LEARNING PROCESS

Аннотация. В статье представлена теоретическая модель формирования и развития нравственных качеств личности у младших школьников; описана технология практической реализации предложенной модели, дана интерпретация полученных результатов.

Ключевые слова: нравственность, нравственные качества, целевой компонент, коммуникативный компонент, содержательно-процессуальный компонент, аналитико-результативный компонент.

Abstract. In the article the theoretical model of formation and development of moral qualities of the personality of younger schoolchildren is determined; describes the technology of practical implementation of the proposed model, given the interpretation of the results.

Key words: morality, moral qualities, the target component, the communicative component, the content-procedural component, the analytic-effective component.

© Казиева З.М., 2017

На этапе развития современного общества в условиях сложной социально-политической ситуации и распада сложившихся нравственно-этических норм проблемы нравственности и нравственной культуры личности являются особенно актуальными. Вопросы сохранения, возрождения и совершенствования нравственных ориентиров и представлений выступают в качестве одной из главнейших целей в системе образования, современную парадигму которого ставят как нравственно-духовно-центристскую.

Нравственный мир подрастающего человека - это фундамент, который на протяжении всей последующей жизни обусловливает направленность личности, формирование интеллектуальных процессов, постижение окружающей действительности, управляет совершаемыми поступками. Важная роль отводится младшему школьному возрасту как сензитивному по отношению к влияниям и воздействиям нравственного характера (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). Для данного возраста характерны высокая чувствительность нервной системы, доминирование эмоциональной сферы в восприятии мира, что сопряжено с формированием нравственных чувств, развитием способности к осознанию своих чувств и переживаний окружающих. В этой связи необходимо закрепление нравственного опыта, основанного на внутренних представлениях ребенка об общечеловеческих нравственных ценностях в современном обществе. Главная роль в нравственном воспитании обучающихся отводится начальной школе, потому что ее деятельность, по сравнению с другими образовательными институтами, носит целенаправленный характер.

В словаре русского языка [3] нравственность рассматривается как внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Понятие «нравственность» может толковаться как нравы, практикуемые формы поведения, как мораль, которая закреплена традицией и вековой привычкой и на уровне ее общественных проявлений. Ценности, идеалы, нравственные нормы выступают в нравственном воспитании в качестве культурного образца, определяют мотивацию и являются регуляторами общественного поведения. Исследуя проблему формирования нравственных качеств младшего школьника, мы изучили следующие компоненты формирования нравственных основ личности: когнитивный, поведенческий, эмоциональный, взаимосвязь которых показана на рисунке.

Перечисленные компоненты и их взаимодействие учитывались при проектировании модели формирования и развития нравственных качеств у младшего школьника.

Гп ВЕСТНИК ПГТПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

Рис. Структура процесса формирования нравственных качеств личности младшего

школьника

Проведенный нами теоретический анализ научной литературы и педагогической практики начальной школы позволил выделить в наибольшей степени характерные для младшего школьника нравственные качества, такие как доброта, доброжелательность, готовность прийти на помощь, сопереживание, сочувствие, взаимопонимание, трудолюбие, честность. Названные выше нравственные качества личности существуют не изолированно одно от другого, они дополняют друг друга. Для формирования этих нравственных качеств мы брали за основу закономерности развития ребенка, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сторон его личности (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, К.В. Гавриловец, И.А. Княжева, В.А. Лыкова, В.С. Мухина, Е.А. Шовкомуд, В.А. Шутова).

Реализация воспитательного потенциала в процессе обучения эффективна на основе разработанной модели, которая предусматривает целенаправленное развитие нравственных качеств личности младших школьников. Представленная модель состоит из следующих компонентов: целевой (определение цели и задач формирования нравственных качеств), коммуникативный (построение взаимодействия в системах «родитель -ученик», «учитель - ученик», «ученик - ученик» на основе субъектно-объектных отношений), содержательно-процессуальный (определение содержания и способов деятельности (принципов и методов)) и аналитико-результативный (контроль и самоконтроль выполнения деятельности).

Процесс формирования нравственных качеств у младших школьников представляет собой сложную систему, которая может функционировать и развиваться при определенных условиях. В качестве педагогических условий выдвинуты следующие: усвоение нравственных ценностей через их

переживание детьми в едином ценностно-смысловом поле с педагогом, в общении с ним и в совместной деятельности; обращение к жизненным ценностям не только как к отражающим реальный социальный опыт детей, но и как к предопределяющим их дальнейшую социализацию, выбор жизненных позиций; ориентация образовательного процесса на социальный опыт ребенка, представляющий значимый потенциал его нравственного развития и совершенствования; целостность педагогического процесса, выражающаяся в единстве обучения и воспитания [2]. Апробация разработанной модели была осуществлена в ходе опытно-экспериментальной работы.

Анализируя нравственное движение личности, учитывая возрастные особенности детей, мы разработали систему работы по формированию нравственных качеств, которая проявляется в системе субъектно-объектных отношений:

1) ребенок - родители, ученик - учитель, ученик - ученик;

2) отношение ребенка к самому себе;

3) отношение ребенка с социумом: ребенок - земля, ребенок - общество, ребенок - город, ребенок - родной край, ребенок - Родина, ребенок - народ;

4) отношение ребенка с природой: животными, растениями.

Составляя исследовательскую программу по формированию

нравственных качеств у младших школьников, мы воспользовались рекомендациями В.А. Караковского [1] и других, в которых указаны ведущие принципы воспитания: природосообразности, культуросообразности и системности воспитательного подхода.

Организация данного направления тесно связана с другими направлениями в системе урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Урок является основной формой целенаправленного воспитательного процесса, часть которого составляет нравственное воспитание. Выявляя эффективные формы и методы формирования нравственных качеств, мы апробировали: интегрированные уроки, получившие достаточно широкое применение в организации учебного процесса; объяснение, рассказ, беседу; наблюдение, сравнение и сопоставление (поступков, явлений, событий); творческо-поисковые работы: сочинения, изложения, работу, составление предложений по опорным словам и т.д.; классные часы, внеклассные мероприятия.

Для определения результативности нами были определены критерии и уровни ориентации младших школьников на нравственные качества. В качестве критериев выделены следующие: степень усвоения нравственных понятий, отношение к нравственным качествам (позитивное, нейтральное, отрицательное), психологическая готовность к нравственному поступку, личностная рефлексия. На основании критериев установлены: высокий, средний, ниже среднего, низкий уровни ориентации младших школьников на нравственные качества.

Проводимое нами исследование опиралось на 3 этапа эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный. В ходе исследования нами были задействованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование,

Гп ВЕСТНИК ПГТПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

сравнение и сопоставление поступков, беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у детей низок процент понимания эмоционального настроения другого ребенка. Они не могут правильно вести себя при общении со сверстниками, поведение их противоречит нормам этикета. Обучающиеся не всегда способны внимательно выслушивать собеседника, задавать вопросы, проявлять внимание. Многие отрицательные качества поведения обнаруживаются потому, что у детей нет соответствующих знаний, а для выполнения установленных правил необходимо наличие определенных личностных качеств: терпения, внимания, честности, исполнительности, добросовестности и т.д. Целью экспериментальной части исследования явилась апробация разработанной модели и была ориентирована: 1) на просвещение, трансляцию опыта; 2) формирование нравственных качеств.

Сравнение результатов, полученных в ходе исследования, позволяет говорить о том, что разработанная модель заостряет внимание на воспитательном аспекте в учебном процессе, инспирирует целенаправленное обращение к нравственному опыту, которым обладает ребенок, и содействует осмыслению ценностей, дифференциации позитивного и негативного в поведении людей, самоанализу и анализу чужих поступков. Проведение занятий в рамках данной модели положительно влияет на поведенческий и эмоциональный аспекты в нравственном становлении личности младших школьников, содействует формированию нравственных мотивов поведения, развивает способность понимать и считаться с другими людьми, порождает желание оказывать им помощь и поддержку, т.е. благоприятствует повышению уровня ориентации младших школьников на нравственные качества. При этом общение с людьми содействует переходу сформированных нравственных знаний (когнитивного аспекта нравственного становления) в активные формы его проявления (поведенческого аспекта).

Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, показал, что использованная совокупность педагогических средств, форм и методов способствовала успешному формированию нравственных качеств.

Список литературы

1. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / под ред. Н.Л. Селивановой. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., 2000.

2. Королева Н.М. Проблема становления духовно-нравственных основ личности // Актуальные проблемы современного иноязычного образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Курск, 2005. - С. 50-52.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс: Мир и Образование, 2007. -1200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.