Научная статья на тему 'Развитие дистанционного обучения как условие модернизации системы образования'

Развитие дистанционного обучения как условие модернизации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горева Ольга Михайловна, Энвери Лилия Ахмедулловна

В статье освещены актуальные вопросы организации новой формы обучения студентов дистанционной. Проблемы контроля качества знаний, полученных в процессе дистанционного обучения, до сих пор являются предметом теоретического и практического анализа. Авторами рассмотрено методическое обеспечение повышения качества дистанционного образования, разработана система инновационных технологий контроля качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DISTANCE LEARNING AS A CONDITION OF EDUCATION SYSTEM MODERNIZATION

In the article current issues of organization of a new form of studying, distance learning, are highlighted. Problems of quality control of the knowledge gained in the course of distance learning are still a subject of theoretical and practical analysis. The authors investigated methodological support of quality increase of distance learning and worked out the system of innovative technologies of education control quality.

Текст научной работы на тему «Развитие дистанционного обучения как условие модернизации системы образования»

YAK 37.018.43 ББК 74.04

O.M. ГОРЕВА, РАЗВИТИЕ АИСТАНУИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

А.А. ЭНВЕРИ КАК УСЛОВИЕ МОАЕРНИЗАУИИ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

O.M. GOREVA, DEVELOPMENT OF DISTANCE LEARNING

L.A. ENVERY AS A CONDITION OF EDUCATION SYSTEM

MODERNIZATION

В статье освещены актуальные вопросы организации новой формы обучения студентов - дистанционной. Проблемы контроля качества знаний, полученных в процессе дистанционного обучения, до сих пор являются предметом теоретического и практического анализа. Авторами рассмотрено методическое обеспечение повышения качества дистанционного образования, разработана система инновационных технологий контроля качества образования.

In the article current issues of organization of a new form of studying, distance learning, are highlighted. Problems of quality control of the knowledge gained in the course of distance learning are still a subject of theoretical and practical analysis. The authors investigated methodological support of quality increase of distance learning and worked out the system of innovative technologies of education control quality.

Ключевые слова: система образования, профессиональное обучение, дистанционное обучение, информация, студенты, инновации.

Key words: education system, vocational training, distance learning, information, students, innovations.

Современный этап информационной цивилизации предъявляет новые требования к субъекту любого вида деятельности, среди качеств которого важнейшим является уровень образования. Не случайно все более оправданным для современности является принцип - интеллект и знание представляют собой основной механизм функционирования и развития общества. Современному человеку необходимо непрерывно пополнять имеющиеся знания, для того, чтобы уметь ориентироваться в новых условиях информационно-образовательной среды.

В настоящее время повысились требования к современному специалисту, и диплом уже не является гарантом приёма на работу. Проблема качества подготовки в системе профессионального обучения становится весьма актуальной. Возникает вопрос, каким образом эту проблему можно решить.

В эпоху информационных технологий, компьютеризации, автоматизации и виртуализации на повестке дня стоит задача переноса инновационной экспериментальной деятельности в виртуальное пространство. Контроль качества дистанционного образования является проблемой такого рода и вполне может быть осуществлён с применением новых технологий постановки и решения задач на виртуальных информационных полигонах.

Проблема формирования дистанционного обучения стала предметом исследования многих российских и зарубежных авторов. Следует отметить, что историческое возникновение дистанционного образования как эффективной формы обучения связывают с деятельностью Яна Амоса Коменско-го (XVI-XVII вв.). Но, отдавая дань «первооткрывателю», современные ученые (В.П. Тихомиров, А.В. Соловов, В.В. Кумарин) считают, что фактически дистанционное образование появилось в конце XIX века и получило широкое распространение в системе образовательных процессов XX века [1, 2, 3].

В настоящее время информацию трактуют, как правило, с позиций системно-кибернетического подхода, определяя её существенным признаком формирования информационной цивилизации.

Как подчёркивает О.И. Семенков, абсолютный характер информации «выражается в том, что нет таких материальных образований (объектов), которые не обладали бы таким свойством, как информация» [4]. Любой объект является источником информации.

И.В. Ладодо рассматривает информацию как сообщение, сведения, которые передаются людьми или СМИ. Наиболее привычным носителем информации является знак, слово, любой текст или устный или письменный. Более того, к носителям информации для человека можно отнести вообще любую вещь, жесты человека, мимику и др. [5].

Выше приведённые характеристики категории «информация» подтверждает авторская схема этапов формирования дистанционной формы образовательных процессов (рис. 1).

I этап

От появления людей на нашей планете

до возникновения письменности (прим. 12 млн лет назад до V в. до н.э.)

)

II этап

От появления письменности до формирования и развития образования как социального института (V в. до н.э. - середина XIX в.)

III этап

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу (вторая половина XIX в. - XXI в.)

Рис. 1. Этапы формирования формы дистанционного обучения

Спецификой современного этапа постиндустриального общества является процесс становления информационной цивилизации. В этой связи в системе образования важнейшей становится дистанционная форма вузовского образования. На основе выше приведённых характеристик информации, знания, образования и культуры, авторы пришли к выводу, что становление и развитие человека изначально проходило на основе получения знаний в процессе различных форм образования, в том числе и дистанционного. Современная информационная цивилизация ускоряет различные социальные процессы, меняет приоритетность тех или иных ценностей и ролевых функций социальных групп в обществе, основным капиталом которого становятся образованность, знания, интеллект человека.

К.Г. Барбакова, О.М. Барбаков трактуют глобализацию как «взаимообусловленность и взаимозависимость всех существующих в мире государств, стран друг от друга», которые представляют собой «результат особой фазы развития цивилизации, не просто постиндустриальной (хронологический аспект), а информационной (содержательный) с новейшими технологиями, с постоянно прогрессирующей динамикой научных открытий, знаний и мобильностью их субъектов» [6].

На данной стадии развития человечества меняются приоритеты ценностей, обуславливающих прогресс общества. Резко меняются социальные функции системы образования: от развития памяти и передачи определённых знаний к формированию творческого интеллекта и нравственной зрелости на основе знаний.

Система ролевых функций системы высшего профессионального образования постоянно расширяется, поскольку с развитием общества возрастают многогранные потребности, предъявляемые к образовательным структурам. По мнению Г.Е. Зборовского, в процессе образования идёт «не только обучение и воспитание других, но и формирование самого себя» [7].

Важное место в процессе получения образования занимает самообразование. И в этой связи весьма наглядно Г.Е. Зборовский раскрыл специфику форм образовательного процесса: «если образование охватывает реализацию потребностей общества и его структур, то самообразование имеет сугубо индивидуально личностный характер и связано с самореализацией, самоосуществлением человека, его саморазвитием» [7].

Можно выделить два доминирующих вида самообразования:

- самообразование как получение знаний в процессе индивидуальной образовательной деятельности личности;

- самообразование в системе, например, вузовского по дистанционной форме обучения.

Под дистанционной формой обучения понимается новая организация образовательного процесса, которая базируется на принципе самостоятельного обучения, при котором обучающиеся отдалены от преподавателя в пространстве, времени, но, тем не менее, имеют постоянную возможность поддерживать с ним диалог в виртуальном пространстве [8].

Развитие дистанционного обучения в XIX - начале XX вв. было представлено появлением частных корреспондентских школ, а также созданием в классических университетах подразделений дистанционного обучения. Это были учреждения дополнительного профессионального образования, предлагающие различные курсы предэкзаменационной подготовки и краткосрочные профессионально-технические курсы повышения квалификации. Активное внедрение в образовательную систему дистанционных форм обучения в XIX-XX вв. обусловлено развитием индустриальной цивилизации, предъявившей новые требования к работникам различных сфер производства.

Наиболее интенсивно стала развиваться дистанционная форма обучения в 30-60-х гг. двадцатого столетия в связи с развернувшейся в мире научно-технической революцией, существенными чертами которой стали: 1) превращение науки в непосредственную производительную силу; 2) соз-

дание новой производственной техники и технологий; 3) выход человека в космос. Все это потребовало не только новых форм и видов обучения и образования, но и повышения квалификации специалистов, изменения образовательных технологий, создания соответствующих новому этапу развития человечества инновационных форм образовательных учреждений, в том числе и режиме дистанционного обучения.

С целью выявления степени эффективности форм и методов дистанционного обучения авторами были проведены пилотажные исследования мнений студентов, выпускников, преподавателей и работодателей. В анкетировании приняли участие респонденты - студенты (95 чел.) Института дистанционного образования Тюменского государственного университета, Тюменской государственной академии искусств и культуры, а также выпускники (42 чел.) различных образовательных учреждений дистанционного образования (Тюменского государственного нефтегазового университета, Института развития дополнительного профессионального образования (Москва), Института управления и экономики (Санкт-Петербург), Новосибирского государственного университета, Интернет-университета информационных технологий «ИНТУИТ»). В качестве экспертов выступили преподаватели Тюменского государственного университета, Тюменского государственного нефтегазового университета и Тюменской государственной академии искусств и культуры (39 чел.) и работодатели - директора, руководители отделов по работе с персоналом различных фирм и предприятий города Тюмени (33 чел.).

Так, при ответе на вопрос: «Ваша цель получения профессионального образования в режиме дистанционного обучения?» результаты оказались следующими (рис. 2):

100 -1 80 -60 -40 -20 -

57

59

47

И

14

72

личная производственная воля родителей интеллектуалвное иметв диплом о

заинтересованноств необходимоств содержание времени высшем

досуга

абитуриента в

ввгапем образовании

образовании

□ выпускники В студенты

Рис. 2. Мнения респондентов о получении образования в режиме дистанционного обучения, %

Студенты, отвечая на этот вопрос, в основном указали на личную заинтересованность в получении высшего образования (59%) и на производственную необходимость (47%), в то время как выпускники подчеркнули производственную необходимость как важнейший фактор приобретения дистанционного образования (83%) и 57% - личную заинтересованность в высшем профессиональном образовании. Данный вывод не противоречит результатам исследований, проведённых под руководством Хайруллиной Н.Г. в начале 2000-х годов [9].

Одновременно, никто из студентов не отметил волю родителей и интеллектуальное содержание времени досуга, достаточное количество выпускников показали, что данные стимулы были значимы для них (25%). Показательно различие в таком факторе при поступлении на дистанционную форму обучения, как желание иметь диплом о высшем образовании - 71% выпускников и только 22% обучающихся. Это свидетельствует о том, что высшее образование для работающих уже стало явной необходимостью, а для студентов ещё весьма гипотетично.

Разительная разница в ответах на этот вопрос прослеживается при анализе результатов опроса преподавателей и работодателей. По мнению работодателей, главный фактор - производственная необходимость (70%) и наличие диплома о высшем образовании (55%). Среди преподавателей только 18% отметили производственную необходимость, но получение диплома о высшем образовании - 85% (рис. 3):

личная заинтересованность абитуриента в высшем образовании

производственная необходимость

воля родителей

интеллектуальное иметь диплом о высшем

содержание времени досуга образовании

зпреподаватели

(работодатели

Рис. 3. Мнения преподавателей и работодателей в отношении получения образования с применением дистанционного обучения, %

При ответе на вопрос «Кто является целевой аудиторией высшего образования с применением дистанционных образовательных технологий?» результаты ответов распределились следующим образом (рис. 4, 5):

инвалиды и другие лица с ограниченной способностью к передвижению

граждане иностранных государств, желающие получить образование на русском языке

работающие граждане РФ

все желающие получить высшее образование

I студенты

□ выпускники

Рис. 4. Мнения студентов о целевой аудитории получения образования с применением дистанционных технологий, %

Как видно на рис. 4, студенты отдали предпочтение всем желающим получить высшее образование (61%), а выпускники - 91%. У выпускников на втором месте работающие граждане РФ (89%), а у студентов - 18%. И на третьем месте у студентов пенсионеры (12%), у выпускников - инвалиды и другие лица с ограниченной способностью к передвижению (57%), а пенсионеры - 43%.

К основным препятствиям на пути развития дистанционного обучения студенты относят: недостаточную популярность такого обучения в России (31%); недостаточный уровень материальной базы обучающихся и потенциальных студентов (24%). Выпускники - отсутствие в нормативно-законодательных документах признания дистанционного обучения как са-

мостоятельной формы высшего образования (66%); недостаточную популярность данного вида обучения в России (54%), новизну данной формы обучения (37%).

недостаточный уровень материальной базы обучающихся и потенциальных студентов

недостаточный уровень материальной базы вузов

отсутствие в нор ттивно-законодательных доку ментах признания дистанционного обучения как самостоятельной формы ВО

отсутствие соответствующей подготовки преподавателей недостаточная популярность такого обучения в России новизна данной формы обучения

Е9 студенты

□ выпускники

Рис. 5. Ответы студентов и выпускников о наличии препятствий в развитии дистанционного обучения, %

Ответы на вопрос «Что, по Вашему мнению, препятствует развитию дистанционного обучения в России?» представлены на рис. 5, 6.

недостаточный уровень материальной базы обучающихся и потенциальных студентов

недостаточный уровень материальной базы вузов

отсутствие в нормативно-законодательныхдокументах признания дистанционного обучения как самостоятельной формы ВО

отсутствие соответствующей подготовки преподавателей

недостаточная популярность такого обучения в России новизна данной формы обучения

■ преподаватели

О 10 20 30 40 50 60 70 80 □ работодатели

Рис. 6. Ответы преподавателей и работодателей о наличии препятствий в развитии дистанционного обучения, %

Преподаватели называют в качестве существенных препятствий к распространению дистанционной формы обучения: новизну данной формы обучения (48%); отсутствие в нормативно-законодательных документах признания дистанционного обучения как самостоятельной формы высшего образования (39%); недостаточную популярность такого обучения в России (21%). Работодатели отметили: отсутствие в нормативно-законодательных докумен-

тах признания дистанционного обучения как самостоятельной формы высшего образования (70%); недостаточную популярность такого обучения в России (58%); новизну данной формы обучения (42%).

Для развития и совершенствования российского дистанционного образования, по мнению большинства респондентов (83%), необходим строгий контроль качества дистанционного образования со стороны государства. К тому же необходимо повышать престиж дистанционного образования (41%/83%), отметили значимость участия в разработке образовательных программ работодателей (66%/47%), считают важным, чтобы документы об образовании, полученном дистанционно, официально признавались (80%/24%), дистанционное образование нуждается в более интенсивной рекламе (54%/35%) (примечание: студенты/выпускники).

По мнению преподавателей, для развития и совершенствования российского дистанционного образования необходимо усилить практические составляющие в дистанционном образовании (67%), сочетать дистанционное образование с очной формой обучения (39%), а также необходимо, чтобы документы о дистанционном образовании официально признавались (36%). К мнениям работодателей дополнены следующее: развитию дистанционного образования в России должен способствовать контроль качества дистанционного образования со стороны государства (88%), необходимо сочетание дистанционного образования с очной формой обучения (83%), отметили значимость признания документов о дистанционном образовании (76%).

Таким образом, проведённое исследование показало, что чрезвычайно важным при организации дистанционного обучения становится реализация программы контроля за его результативностью. Использование современных средств обработки, анализа и передачи информации может возвести процесс управления на новый качественный уровень и предоставит возможность эффективной организации любых форм жизнедеятельности людей, обусловив тем самым перспективное развитие человеческого сообщества.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Барбаков, О.М. Международное научно-образовательное пространство: новое видение проблемы [Текст] / О.М. Барбаков, К.Г. Барбакова // Вестник ТюмГНГУ. Региональные социальные процессы. - Тюмень : ТюмГНГУ. -2006. - № 1. - С. 50-52.

2. Зборовский, Г.Е. Образование: от XX к XXI веку [Текст] / Г.Е. Зборовский. -Екатеринбург : УрО РАН, 2000. - 302 с.

3. Карпенко, М.П. Будущему образованию - технологию будущего [Текст] / М.П. Карпенко // Обозреватель - Observer. - 1999. - № 6. - С. 69-72.

4. Кумарин, В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы [Текст] /

B.В. Кумарин. - М. : Народное образование, 2004. - 376 с.

5. Ладодо, И.В. Информация. Социологическая энциклопедия [Текст] / рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. - М. : Мысль, 2003. - 864 с.

6. Семенков, О.И. Информация [Текст] / О.И. Семенков // Всемирная энциклопедия. Философия ; гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М. : АСТ, 2001. -

C. 428-430.

7. Соловов, А.В. Мифы и реалии дистанционного обучения [Текст] / А.В. Соло-вов // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С. 121-126.

8. Тихомиров, В.П. Технологии дистанционного образования в России [Текст] / В.П. Тихомиров // Дистанционное образование. - 1998. - № 1. - С. 4-9.

9. Хайруллина, Н.Г. Региональный университет в условиях модернизации образования [Текст] / Н.Г. Хайруллина, Ю.Р. Юмачикова. - Тюмень : Изд-во ТюмГНГУ, 2004. - 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.