Научная статья на тему 'Основные принципы и аспекты дистанционного образования'

Основные принципы и аспекты дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
802
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / DISTANCE LEARNING / DISTANCE EDUCATION / QUALITY OF DISTANCE EDUCATION / SYSTEM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конев Ю. М., Горева Ольга Михайловна

Авторы статьи на основе теоретических знаний и эмпирических социологических исследований раскрывают интерпретацию ролевых функций, содержательных характеристик качества дистанционного обучения и дистанционного образования, их социальной направленности и целевых установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main principles and aspects of distance learning

The authors, on the basis of theoretical knowledge and empirical sociological studies reveal the interpretation of the role and functions, content characteristics of quality of distance learning and distance education, their social orientation and target systems.

Текст научной работы на тему «Основные принципы и аспекты дистанционного образования»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 91-94.

Ю. М. Конев, О. М. Горева

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы статьи на основе теоретических знаний и эмпирических социологических исследований раскрывают интерпретацию ролевых функций, содержательных характеристик качества дистанционного обучения и дистанционного образования, их социальной направленности и целевых установок.

Ключевые слова: дистанционное обучение; дистанционное образование; качество дистанционного образования; система образования.

Дистанционное обучение (ДО) стало приоритетным для мирового сообщества не только потому, что оно дешевле для потребителей и для организаторов этой формы обучения, но и вследствие того, что оно соответствует потребностям времени. Более того, дистанционное образование является важнейшей основой дальнейшего устойчивого развития мирового сообщества в рамках современной информационной цивилизации1.

Формального решения о формировании дистанционного обучения явно недостаточно для его эффективной реализации. Необходимо сформировать систему критериев качества данного вида образования. Философская традиция анализа качества связывает данную категорию с количественными характеристиками. Первым это рассмотрел Аристотель в своей работе «Органон», пятая глава которой «Категории» представляет собой его анализ взаимодействия различных парных категорий, в том числе качества и количества2. Эта тенденция прослеживается в работах И. Канта, который рассматривал «качество», существующее как бы в двух видах: качества априорные, связанные со спецификой познавательной деятельности сознания, и качества вторичные - апостериорные: «качества ощущения всегда имеют чисто эмпирический характер и никоим образом не могут быть представлены a priori (например, цвета, вкус и т.п.)»3.

Марксистско-ленинская философия подчеркивала диалектическую связь качества и количества вещей и процессов, выразив ее в законе качественно-количественных изменений, согласно которому вещь представляет собой единство определенных качественно-количественных характеристик. Любые вещи и процессы остаются тождественными себе, пока это единство существует. Процесс

динамики качества происходит путем постепенных изменений количества. Достигнув определенной границы, количественные изменения приводят к качественному, т. е. появлению иной вещи или процесса4.

Качество дистанционной формы обучения и дистанционного образования часто рассматривают как идентичные, что представляется не совсем точным, ибо обучение и образование имеют разную направленность, различное содержание и форму, в связи с чем, естественно, критерии качества различны: дистанционное обучение является средством и методом получения дистанционного об-разования5. Рассмотрим, прежде всего, различные теоретические трактовки качества дистанционного обучения и дистанционного образования.

Е. С. Полат раскрывает эти проблемы в статье «Методология определения эффективности дистанционной формы обучения», аргументируя положение о том, что дистанционное обучение является новой формой данного процесса, а не дистанционной технологией, как определяет данную форму обучения «Закон об образовании»6. Следовательно, переход к дистанционному обучению изменил форму подачи учебных материалов: от устной речи преподаватель перешел к комбинированной системе преподавания, включающей наряду с устной речью новейшую мультимедийную аппаратуру.

Подчеркивая направленность и своеобразие открытого дистанционного образования, С. А. Щенников и Л. П. Клеева отмечают непосредственную его связь с происходящими в современном обществе трансформациями, в том числе и превращением современной экономики в экономику знаний. Дистанционное образование дает возможность постоянно

повышать образовательный уровень работников на различных этапах своей профессиональной деятельности. По их мнению, новые экономические условия выдвигают требования постоянного повышения технико-экономического уровня производства, которые представляют собой базу экономического развития и конкурентоспособности предприятия. Реализовать эту задачу можно только при постоянном росте образовательного и квалификационного уровня работников, что и определяет необходимость изменения организации образовательной системы и критериев оценки ее качества7.

Однако существует и противоположное мнение в отношении дистанционного образования. Так, С. Сазонов отмечает, что эксперты предсказывают в будущем доминирование дистанционного образования, а затем и полное вытеснение ими традиционных образовательных форм8. Одновременно_А. С. Мин-зов ставит вопрос о том, какими свойствами должна обладать система дистанционного обучения. Фактически он ведет речь о функциональной направленности данного вида образования, которое должно решить многокомпонентные задачи9.

Проанализированные подходы в определенной мере раскрывают специфику и качество дистанционного обучения, но не дистанционного образования. Сводить качество такого вида образования к сумме знаний и умений, важных для исполнения профессиональных функций выпускника на производстве, в рамках современного информационного этапа развития мирового сообщества, в том числе и России, является нонсенсом. Результаты изучения мнения респондентов и экспертов по проблемам качества дистанционного образования, полученные авторами в процессе исследования, показали иное представление о сущности качества дистанционного образования.

Характеризуя качество образования, 67 % опрошенных студентов считают, что, прежде всего, дистанционное образование дает хорошую квалификацию, 41 % - российское дистанционное обеспечивает нужную квалификацию, а 12 % отмечают, что оценивать качество и эффективность дистанционного образования в целом нельзя: данные показатели зависят от образовательного заведения и мотивации учащегося. Аналогичную оценку качества дистанционного образования дают

и выпускники, считая, что дистанционное образование дает хорошую квалификацию (77 %), российское дистанционное обеспечивает нужную квалификацию (74 %), оценивать качество и эффективность дистанционного образования в целом нельзя: данные показатели зависят от образовательного заведения и мотивации учащегося (60 %) (рис. 1).

Преподаватели отмечают, что российское дистанционное образование обеспечивает нужную квалификацию (48 %), что оно может быть качественным только при сочетании дистанционных технологий с очным обучением (30 %) и оно подходит не для всех: учащийся должен обладать высокой дисциплиной и развитыми навыками самостоятельной работы (18 %) (рис. 1).

Несколько иную оценку дистанционному образованию дают работодатели: они считают, во-первых, что при дистанционном образовании существуют проблемы с контролем приобретенных знаний и умений (88 %); во-вторых, что оценивать качество и эффективность дистанционного образования в целом нельзя: данные показатели зависят от образовательного заведения и мотивации учащегося (52 %); в-третьих, дистанционное образование подходит не для всех: учащийся должен обладать высокой дисциплиной и развитыми навыками самостоятельной работы (52 %).

Студенты, выпускники, обучающиеся по дистанционной форме образования, и преподаватели, обеспечивающие их обучение, считают данную образовательную форму перспективной и в связи с этим дали бы рекомендацию своим друзьям и знакомым воспользоваться услугами российского дистанционного образования. Такие ответы дали 90 % студентов, 72 % выпускников и 79 % преподавателей. В отличие от них 72 % работодателей не дали бы таких рекомендаций своим друзьям и знакомым. Отвечая на вопрос о престиже ДО, студенты, выпускники и преподаватели продемонстрировали уникальную солидарность: по их мнению, дистанционное образование является современным (студенты 73 %, выпускники 94 %, преподаватели 52 %); данный тип образования представляет собой образование среднего уровня для тех, кто не имеет средств для очного обучения (студенты 22 %, выпускники 43 %, преподаватели 18 %); престижность дистанционного образования признали 16 %

Основные принципы и аспекты дистанционного образования

93

□ работодатели

Рис. 1. Ответы на вопрос о качестве дистанционного образования, в %

студентов, 37 % выпускников и 21 % преподавателей.

В то время как большинство работодателей отметило, что дистанционное образование рассчитано на тех, кто не имеет достаточных способностей, чтобы получить обычное образование (76 %); данный тип образования, по их мнению, представляет собой образование среднего уровня для тех, кто не имеет средств для очного обучения (52 %); и технологии дистанционного обучения ориентированы на массовое предоставление обра-

зовательных услуг, поэтому дистанционное образование не может быть элитным (45 %) (рис. 2.).

Ответы респондентов и экспертов на вопрос о престижности, впрочем как и о качестве дистанционного образования, свидетельствуют о факте непризнанности в России этой формы образования. Существующий российский консерватизм по отношению к системе образования в определенной степени является результатом общегосударственного управления, которое фактически не приняло

Рис. 2. Мнения респондентов о престижности дистанционного образования, в %

нормативно-законодательного акта, признающего приоритетность дистанционного образования в современном и перспективном развитии интеллектуально-творческого потенциала личности и общества.

Таким образом, можно подчеркнуть, что дистанционное обучение представляет технологическую основу дистанционного образования, т. к. представляет единственную - дистанционную - форму учебного процесса и может совмещать ее с непосредственным взаимодействием с преподавателем, наставником, тьютором.

Примечания

1 Осипова, Л. Б. Дистанционное обучение : возможности и перспективы / Л. Б. Осипова, Ю. П. Минзова // Вестн. Орловс. гос. ун-та. Сер. Новые гуманитар. исслед. 2014. № 2 (37). С. 42-45.

2 Аристотель. Антология мировой философии. / ред.-сост. В. В. Соколов. М. : Мысль, 1969. Т. 1, ч. 1. С. 407-475.

3 Кант, И. Критика чистого разума. М. : Мысль, 1994. 591 с.

4 Маркс, К. Сочинения : в 39 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Изд. 2-е. Т. 3. М. : Гос. изд-во полит. лит., 1955. С. 19.

5 Барбаков, О. М. Управленческий контроль качества дистанционного образования в виртуальном пространстве / О. М. Барбаков, О. М. Горева // Изв. высш. учеб. заведений. Социология. Экономика. Политика. 2014. № 1. С. 110-113.

6 Полат, Е. С. Методология определения эффективности дистанционной формы обучения [Электронный ресурс]. ЦКЬ : http://www. ioso.ru/distant/library/publication/voprosef.htm.

7 Щенников, С. А. Оценка качества открытого дистанционного образования / С. А. Щенни-ков, Л. П. Клеева // Доп. проф. образование. 2004. № 7 (11). С. 11-16.

8 Сазонов, С. Дистанционное образование [Электронный ресурс] // Библиотека учебной и научной литературы Русского гуманитарного Интернет-университета (РГИУ). ЦКЬ : www.i-u.ruhttp://www.i-u.ru/biblio/archive/ do_sbornik/16.aspx.

9 Минзов, А. С. Дистанционное обучение -шаг вперед // Профессионал. 1999. № 3. С. 21-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.