Научная статья на тему 'Эффективность инновационных технологий в процессе дистанционного обучения'

Эффективность инновационных технологий в процессе дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
680
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / INFORMATION / DISTANCE LEARNING / DISTANCE EDUCATION / THE QUALITY OF DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барбаков Олег Михайлович, Вольский Александр Станиславович

Авторами в статье дано определение научных категорий ‘информация’, ‘дистанционное образование’; раскрыто содержание инновационных образовательных процессов; представлены результаты авторского исследования с целью выявления мнения респондентов о степени эффективности форм и методов дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of innovative technologies in the distance learning

The authors of the article provides a definition of scientific categories of ‘information’, ‘Distance education’; reveals the content of innovative educational processes; the author presents the results of research in order to identify the respondents’ opinions about the effectiveness of forms and methods of distance education.

Текст научной работы на тему «Эффективность инновационных технологий в процессе дистанционного обучения»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19 (374). Философия. Социология. Культурология. Вып. 37. С. 172-177.

УДК 316.34

ББК 60.5

О. М. Барбаков, А. С. Вольский

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Авторами в статье дано определение научных категорий 'информация', 'дистанционное образование'; раскрыто содержание инновационных образовательных процессов; представлены результаты авторского исследования с целью выявления мнения респондентов о степени эффективности форм и методов дистанционного образования.

Ключевые слова: система образования; информация; дистанционное обучение; дистанционное образование; качество дистанционного образования.

Перемены в общественной жизни и культуре требуют перестройки системы подготовки специалистов, выработки новых технологий в образования, реализующих обучение человека необходимыми социальными и профессиональными компетенциями. С развитием новых информационных технологий расширяется спектр информационных ресурсов услуг, создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства, а в связи с этим становится иной система образования. Дистанционное образование является одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. Учитывая, что знание человека непосредственно связано с его практической жизнедеятельностью, целесообразно ввести в структуру познавательного процесса еще одну категорию - 'информация', которая представляет собой базовую основу знания.

В настоящее время информацию трактуют, как правило, с позиций системно-кибернети-ческого подхода, определяя ее существенным признаком формирования информационной цивилизации. Но такое понимание информации недостаточно полно раскрывает сущностные содержательные ее характеристики. Как подчеркивает О. И. Семенков, абсолютный характер информации «выражается в том, что нет таких материальных образований (объектов), которые не обладали бы таким свойством, как информация» [4]. При этом любой объект является источником информации, имея отношение к другому определенному и взаимодействующему с ним субъекту, который способен в конкретных условиях использовать эту информацию в своих целях [4].

В свою очередь, И. В. Ладодо рассматривает информацию как сообщение, сведения о чем-либо, которые передаются людьми или средствами массовой информации. Наиболее привычным носителем информации является знак, слово, любой текст, устный или письменный. Более того, к носителям информации для человека можно отнести вообще любую вещь, жесты человека, мимику и др. [2]

Вышеприведенные характеристики категории 'информация' подтверждает авторская схема этапов формирования дистанционной формы образовательных процессов (рис. 1).

Спецификой современного этапа постиндустриального общества является процесс становления информационной цивилизации. Вузовское образование по целевой установке является многовариантным, ибо удовлетворяет потребности личности, общества и государства в формировании социально активной, адаптирующейся к реалиям жизни личности, в подготовке профессионально компетентного, эффективного работника в различных сферах жизнедеятельности и социально активного гражданина страны. В этой связи в системе образования важнейшей становится дистанционная форма вузовского образования. В социально-политической жизнедеятельности общества принимает активное участие не только вузовская молодежь, приобретающая первое высшее образование, но и студенты системы послевузовского непрерывного образования, получающие его, как правило, в рамках дистанционного обучения.

Дистанционное обучение (далее - ДО) -это совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподава-

/

I этап

От появления людей на нашей планете до возникновения письменности (прим. 12 млн лет назад до V в. до н.э.)

\

Информация Знание Образование

Способ и результат практической жизнедеятельности человека

II этап

От появления письменности до формирования и развития образования как социального института (V в. до н.э. — середина XIX в.)

Информация Знание Образование

Взаимодействие социальных институтов в процессе развития духовного производства общества

III этап

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу (вторая половина ХЕХ в. - XXI в.)

Информация Знание Образование

Образовательные процессы меняют свою целевую направленность -от знаниевой парадигмы к творческо-интеллектуальной

Рис. 1. Этапы формирования дистанционной формы образовательных процессов

теля осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения. Основными дистанционными образовательными технологиями являются: кейсовая (портфельная) технология, интер-нет-технология, телевизионно-спутниковая технология.

Следует отметить, что допускается сочетание указанных технологий. Достоинства интеграции новых методов обучения в учебный процесс это:

• возможность сочетания логического и образного способов освоения информации;

• активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности;

• интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном простран-

стве, которое позволяет студенту познавать новое и, вместе с тем, реализовывать свои потенциальные возможности.

А. С. Минзов ставит вопрос о том, какими свойствами должна обладать система дистанционного обучения. Фактически он ведет речь о функциональной направленности данного вида образования, которое должно решить многокомпонентные задачи [3]. Характерными чертами дистанционного обучения можно назвать:

• Гибкость: организация учебного процесса представляет большое преимущество для студентов, в частности: удобное время, удобное место и удобный темп.

• Модульность: в основу программ дистанционного образования заложен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

• Экономическая эффективность: дистанционное образование обходится на 50 % дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного образования показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60 % от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного образования на большое количество обучающихся.

• Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др.

• Специализированный контроль качества обучения: в качестве форм контроля в дистанционном обучении используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.

• Использование специализированных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения — это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определенного массива знаний. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного образования.

С целью выявления степени эффективности форм и методов дистанционного образования авторами были проведены пилотажные исследования мнений студентов и выпускников Тюм-ГНГУ. Наибольшее количество студентов представлены молодежью от 22 до 3 5 лет в количестве 150 человек. Данный факт представляет собой результат сложившейся в Тюменском регионе ситуации, когда первое образование не предоставило возможность молодежи реализовать свои потребности, а, следовательно, возникла необходимость в новых навыках, знаниях, умениях, связанных с постоянной динамикой социально-экономических и социокультурных процесов.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

83

72

57

59

47

11

14

22

личная производственная воля родителей интеллектуальное иметь диплом о

заинтересованность необходимость содержание высшем

абитуриента в времени досуга образовании

высшем образовании

□ выпускники ■ студенты

Рис. 2. Мнения респондентов о получении образования в форме дистанционного обучения, в %

Следует отметить, что Тюменский государственный нефтегазовый университет подошел к решению этой проблемы с позиции системности, включив различные виды непрерывного образования в общую систему подготовки специалистов, взяв за основу процесс реализации стандарта образования. Исходным моментом данного подхода является изучение мнения различных групп молодежи по поводу имеющихся в университете направлений, видов, методов, программ, форм различных специальностей вузовской, довузовской и послевузовской подготовки в режиме постоянно действующего мониторинга.

Современным достижением является создание единого информационного пространства университета для организации в этом пространстве эффективного информационного взаимодействия между кафедрами института и студентами, формирование в этом пространстве единого учебного поля института. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

> создание единой корпоративной сети университета;

> создание и ведение единого \¥еЬ-сайта университета;

^ централизованное подключение к глобальной сети Интернет всех структур университета;

> создание электронных баз данных учеб-но-методических материалов по всем направлениям обучения студентов в университете;

> организация безопасности в базах данных;

> компьютеризация библиотеки, организация в ней современной поисковой системы;

> формирование единого подхода к обучению информационным технологиям в университете;

^ создание концепции дистанционного обучения студентов.

Так, на вопрос: «Цель получения данного вида образования?», ответы оказались следующие:

Студенты, отвечая на этот вопрос, в основном указали на личную заинтересованность в получении высшего образования (59 %) и на производственную необходимость (47 %), в то время как выпускники подчеркнули производственную необходимость как важнейший фактор приобретения дистанционного образования (83 %) и 57 % - личную заинтересованность в высшем образовании. В то время как

никто из студентов не отметил волю родителей и интеллектуальное содержание времени досуга, достаточное количество выпускников показали, что данные стимулы были значимы для них (25 %). Показательно различие в таком факторе при поступлении на дистанционную форму обучения, как желание иметь диплом о высшем образовании, - 71 % выпускников и только 22 % обучающихся. Это подтверждение тому, что высшее образование для работающих молодых людей стало явной необходимостью, а для студентов еще весьма гипотетично.

Результаты изучения мнения респондентов в отношении качества дистанционного образования показали следующее представление о сущности качества дистанционного образования: 67 % опрошенных студентов считают, что, прежде всего, дистанционное образование дает хорошую квалификацию, 41 % - российское дистанционное обеспечивает нужную квалификацию, а 12 % - заявляют, что данные показатели зависят от образовательного заведения и мотивации учащегося. Аналогичную оценку качества дистанционного образования предоставляют и выпускники вуза. Так, 77 % респондентов утверждают, что оно дает хорошую квалификацию, 74 % - обеспечивает нужную квалификацию, 60 % заявляют, что данные показатели зависят от образовательного заведения и мотивации учащегося [1].

На вопрос: «Кто является целевой аудиторией получения образования с применением дистанционных технологий?», 61 % респондентов отдали предпочтение просто желающим получить высшее образование, выпускники - 91 %. На второе место выпускники поместили работающих граждан (89 %), у студентов - 18 %. На третьем месте у студентов - пенсионеры (12 %), у выпускников - инвалиды и лица с ограниченными возможностями (57 %), а также пенсионеры - 43 %.

Ответы на вопрос: «Что препятствует развитию дистанционного обучения в России?», представлены на рис. 3.

Препятствием развития дистанционного обучения студенты считают, во-первых, недостаточную популярность такого обучения в России (31 %); во-вторых, недостаточный уровень материальной базы обучающихся и потенциальных студентов (24 %). Выпускники - во-первых, отсутствие в нормативно-зако-нодательных документах признания дистанционного обучения как самостоятельной формы высшего образования (66 %); во-вторых, не-

достаточную популярность такого обучения в России (54 %), и в-третьих, новизну данной формы обучения (37 %).

недостаточный уровень материальной базы обучающихся и потенциальных студентов

недостаточный уровень материальной базы вузов

отсутствие в нормативно-законодательных доку ментах признания дистанционного обучения как самостоятельной формы ВО

отсутствие соответствующей подготовки преподавателей

недостаточная популярность такого о бучения в Р о ссии

новизна данной формы обучения

>

10 20 30 40 50 60 70

двоякие возможности их использования в системе высшего образования. С одной стороны, они позволяют охватить новые категории студентов, преодолев существующие временные и пространственные ограничения, с другой стороны - предоставляют новые средства обучения, открывают новые горизонты преподавания, обучения и оценки знаний, усиливают исследовательские возможности, позволяют внедрить инновационные, эффективные модели администрирования и управления. Образование должно стать таким социальным институтом, который способен предоставить человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования.

■ студенты □ выпускники

Рис. 3. Мнения респондентов о препятствиях в развитии дистанционного образования, в %

Студенты и выпускники считают, что повышению престижа дистанционного образования, прежде всего, может обеспечить заинтересованность работодателей в данной форме обучения потенциальных и работающих сотрудников: студенты 46 %, выпускники 63 %. На втором месте - рост популярности данной формы высшего образования (студенты 30 %), выпускники — 15 % и также они оценивают введение разнообразных форм дистанционного обучения (15 %) [1].

Таким образом, новые информационно-коммуникационные технологии открывают

Список литературы

1. Горева, О. М. Основные принципы и аспекты дистанционного образования / Ю. М. Конев, О. М. Горева // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2014. - № 24. - Философия. Социология. Культурология. - Вып. 34. - С. 91-95.

2. Ладодо, И. В. Информация. Социологическая энциклопедия / И. В. Ладодо; рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин. - Т. 1. - М.: Мысль, 2003.-864 с.

3. Минзов, А. С. Дистанционное обучение - шаг вперед / А. С. Минзов // Профессионал. - 1999. - № 3. - С. 21-22.

4. Семенков, О. И. Информация / О. И. Се-менков // Всемирная энциклопедия. Философия / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М.: ACT, 2001.-1312 с.

Сведения об авторе

Барбаков Олег Михайлович - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой бизнес-информатики и математики Тюменского государственного нефтегазового университета.

mii_omb@tsogu.ru

Вольский Александр Станиславович — кандидат социологических наук, генеральный директор ООО «Стройновация».

Lev1026@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 19 (374). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 37. Pp. 172—177.

EFFECTIVENESS OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE DISTANCE LEARNING

O. M. Barbakov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tyumen State Oil and Gas University. Levl026@yandex.ru

A. S. Volsky

General Director of "Stroynovatsiya". Levl026@yandex.ru

The authors of the article provides a definition of scientific categories of 'information', 'Distance education'; reveals the content of innovative educational processes; the author presents the results of research in order to identify the respondents' opinions about the effectiveness of forms and methods of distance education.

Keywords: education; information; distance learning; distance education; the quality of distance education.

References

1. Goreva O.M., Konev M.Y. Osnovnye principy i aspekty distancionnogo obrazovanija [Basic principles and aspects of distance education]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk state University], 2014, no 24, vol. 34, pp. 91-95. (In Russ.).

2. Ladodo I.V. Informacija. Sociologicheskaja jenciklopedija [Information. Sociological encyclopedia], vol. 1. Moscow, Mysl' Publ., 2003. 864 p. (In Russ.).

3. Minzov A.S. Distancionnoe obuchenie - shag vpered [Distance learning - a step forward]. Professional [Professional], 1999, no. 3, pp. 21-22. (In Russ.).

4. Semenkov O.I. Informacija [Information]. Vsemirnaja jenciklopedija. Filosofija [World encyclopedia. Philosophy] / ed. and comp. A. A. Gritsanov. Moscow, AST Publ., 2001. 1312 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.