И. В. Толстоухова
(Тюмень)
Дистанционное обучение как современная педагогическая
технология
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования - дистанционному обучению. Автором рассматривается и уточняется понятие «педагогическая технология», даны результаты опроса, выявляющего степень доверия к дистанционному обучению.
В связи с осознанием важности интеллектуальных ресурсов как фактора конкурентоспособности государства Российская система образования поставила цель обеспечить конкурентное преимущество на мировом рынке посредством повышения уровня высшего образования и развития интеллектуальных ресурсов страны.
Это обусловило ряд модернизационных преобразований в последующие годы, в частности, подписание Болонской декларации, внедрение системы ФГОС, государственных программ развития образования. Основной целью государственных программ является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны [3].
В связи с ростом конкуренции и экономической ситуацией на рынке выросли требования работодателя к выпускникам учебных заведений. Выпускники вузов рассматриваются как интеллектуальный ресурс, обеспечивающий конкурентоспособность за счет выполнения необходимых рабочих алгоритмов.
Повышенные запросы со стороны работодателей отразились на изменении требований потребителей образовательных услуг, которые рассматривают получение образования как ключ к профессиональной карьере и личностному росту.
В связи с подобными трансформациями в обществе перед образовательными структурами возникла необходимость повышения эффективности и качества образования, а также адаптации его к формирующимся требованиям общества.
Учебным заведениям необходимо ориентироваться на требования и ожидания потребителей, сохраняя при этом установленные Министерством образования и науки нормативы. Результатом предоставляемых услуг является совокупность профессиональных компетенций выпускников вуза, которую впоследствии оценивает работодатель. Следовательно, от вузов в настоящее время ожидают большую вовлеченность в жизнь обучающихся, предоставление не только качественно насыщенных по объему информации дисциплин, но и набора образовательных элементов, развивающих студента в личностном и социальном плане.
И одним из решений поставленной задачи стали разработка и внедрение современных педагогических технологий, в том числе дистанционного обучения.
Основной особенностью данной технологии является осуществление процесса обучения с сохранением определенной дистанции или расстояния. Как правило, для дистанционного обучения как основное средство коммуникации используется сеть Интернет, общение в которой возможно как в реальном времени, так и с использованием электронных площадок для коммуникации и передачи информации, необходимой для изучения дисциплины.
О. Б. Епишева [4] раскрывает основные элементы дистанционного обучения: физическое разделение преподавателей и некоторой части обучаемых, по крайней мере на большую часть учебного процесса; использование образовательных мультимедийных средств и электронных ресурсов как удаленных, так и находящихся в непосредственном приближении.
Ученым-социологом Ф. У. Тейлором [9] была предложена классификация дистанцион-
ного обучения по пяти стадиям развития: классическое заочное образование; применение различных односторонних (без обратной связи] средств передачи учебных материалов: печатные информационные материалы, прямой эфир или записи на носителях информации; двустороннее, синхронное дистанционное обучение с использованием аудио- или видео-конференцсвязи; асинхронное обучение в режиме онлайн в сочетании с интерактивным мультимедиа; интеллектуальное гибкое обучение, которое предоставляет высокую степень автоматизации и управления асинхронным онлайн-обучением студентов и интерактивные мультимедиа.
Наибольшую популярность в последнее время набирает получение диплома через Интернет в качестве источника дистанционного образования. Чтобы выяснить степень доверия к такой технологии дистанционного обучения и причины роста популярности, был проведен пилотажный социологический опрос, в котором приняли участие 147 человек в возрасте от 17 до 30 лет.
По результатам опроса удалось выяснить, что 41% опрошенных пока не используют Интернет-технологии в качестве источника образования, 16% опрошенных просматривают видеоуроки и онлайн-лекции, 21% регулярно пользуется образовательными Интернет-порталами, а оставшиеся 10% скачивают обучающие компьютерные программы.
На вопрос о цели использования компьютера и Интернета для обучения наиболее популярным оказался ответ «для личного развития и самообразования» (59%); для получения дополнительного образования использовали Интернет-ресурсы 25% опрошенных, и 16% дали ответ «в качестве помощника в получении высшего образования».
Выбор образовательного ресурса у респондентов в наибольшей степени зависел от следующих критериев: содержательная часть материала (26%), репутация тренера или преподавателя (20%), возможность получить документ об образовании, а также получение образования бесплатно или за небольшую оплату (29%).
П. Л. Пеккер [7] считает, что спрос на дистанционное обучение пока не сформирован, поскольку это новый формат, преимущества и качество которого пока трудно оценить из-за недостаточной статистики. Также ряд вузов использует дистанционный формат обу-
чения как вспомогательный элемент в процессе заочного получения диплома.
В результате опроса выяснилось, что дистанционное образование рассматривается как дополнительный источник получения знаний и навыков. Выбор в пользу получения такого типа образования совершается благодаря его доступности, удобству использования. В профессиональной среде такой формат распространен.
В 2009 г. к созданию Интернет-среды на уровне образовательного учреждения приступил Тюменский государственный нефтегазовый университет (ТюмГНГУ). Было положено начало внедрению дистанционных технологий в обучение специалистов, занятых в сфере деятельности, которая является базовой для Тюменской области. С 2010 учебного года университет начал реализацию обучения студентов заочной формы с использованием дистанционных технологий [1]. Электронное образование осуществляется при помощи дистанционных образовательных технологий, в университете создана электронная среда «Eduшn», которая позволяет системно, без отрыва от производства реализо-вывать подготовку бакалавров и магистров.
Директор центра дистанционного образования [6, с. 53] отмечает сложность становления такого центра. Проблемы были в основном со стороны профессорско-преподавательского состава. Это побудило открыть курсы повышения квалификации по направлению «Преподаватель (тьютор) дистанционного образования». На сегодня студенты самостоятельно проходят обучение, тестирование, получают консультации у преподавателей, сдают экзамены и зачеты в интерактивном режиме в уникальной электронной среде университета «Educon».
Отметим, что все виды цифровых технологий не вступают в противоречие с традиционными формами образования. Они дополняют, изменяют его качественно, придают новый вектор развития и формирования инновационных подходов, где возможны и смешанные варианты применения образовательных технологий.
Современные образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии, в настоящий момент находятся в условиях необходимости установления взаимовыгодного социального взаимодействия, которое будет способствовать достижению стра-
тегических целей. Формирование конструктивных партнерских связей, нацеленных на переориентацию деятельности в соответствии с потребностями субъектов сотрудничества в электронном образовании, позволит сохранить и усилить свои конкурентные преимущества.
В целом применение технологий дистанционного обучения позволяет расширить возможности обучения по многим критериям: становится возможна организация обучения одновременно для обучающихся разного профиля, специализации и направления; повышается профессионализм и компетентность учащихся посредством использования информации в рамках дисциплины в «домашних» условиях; формируется единое инфор-
мационное пространство; появляется возможность обучения без отрыва от рабочего процесса (для работающих студентов), снижаются расходы на материальные ресурсы -аренду помещения, электричество, оплата часов преподавателя.
К выбору современных средств обучения необходимо подходить весьма основательно, так как это важный момент преподавательской деятельности. Применяемая в работе педагогическая технология направлена на решение определенных дидактических задач. Поэтому необходимо обоснованно и творчески оценивать возможности конкретной технологии обучения, знать ее сильные и слабые стороны и знать, где ее лучше применить.
Литература
1. Абраева А. Т., Бакирова А. Б. Технология работы с территориальными пунктами доступа ЦДО ТюмГНГУ // Информационно-коммуникационные технологии в реальном и виртуальном образовательном пространстве: материалы Междунар. науч.-практ. видеоконф. (г. Тюмень, 21 ноября 2014 г.) / под ред. В. В. Майера, С. М. Моор. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. - С. 8-9.
2. Актуальные вопросы современного образования : моногр. / под ред. Д. Ю. Трушникова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 404 с.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы : утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р // Мин-во образования и науки Российской Федерации : [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. - URL: Ы^р://минобрнауки.рф/докумен-ты/2882 (дата обращения 14.05.2013)
4. Епишева О. Б. Технологические проблемы современной дидактики : учеб. пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 160 с.
5 Майер В. В., Моор С. М. Некоторые вопросы организации электронного образования // Тенденции и перспективы развития электронного образования : материалы Междунар. науч.-практ. видеоконф. (г. Тюмень, 22 ноября 2013 г.) / под ред. В. В. Майера, С. М. Моор, С. В. Соколковой. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. -С. 46-51.
6. Майер В. В., Моор С. М. Электронное образование: инновационная обучающая модель Тюменского государственного нефтегазового университета // Информационно-коммуникационные технологии в реальном и виртуальном образовательном пространстве : материалы Междунар. науч.-практ. видеоконф. (г. Тюмень, 21 ноября 2014 г.) / под ред. В. В. Майера, С. М. Моор. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. - С. 53-55.
7. Пеккер П. Л. Дистанционное обучение: опыт московских вузов // Человек и образование. - 2015. - № 2 (43). - С. 66-71.
8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : В 2 т. Т. 2. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
9. Taylor, J. (2001). Fifth Generation Distance Education. Higher education, Report No. 40, 1-8.