Научная статья на тему 'Развитие детского художественного творчества посредством русской народной тряпичной игрушки'

Развитие детского художественного творчества посредством русской народной тряпичной игрушки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
947
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ ИГРУШКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онучина Татьяна Владимировна

Целью данной статьи является распространение опыта использования русской народной тряпичной куклы как средства развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Современные тенденции социального развития общества ставят перед образованием новые задачи. И одной из них является создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления его потенциала. Так как ни компьютеризация, ни совершенное знание нескольких языков, а особый более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления, творчество будут являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации. Самым сензитивным периодом для развития способностей является дошкольное детство. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, потребность в умственной нагрузке. Продуктивная деятельность, которая является одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир, создавая новый для него продукт. Именно в продуктивной деятельности выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование творческой личности. Народное творчество, русская народная тряпичная игрушка, в которых из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусство игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте, связывают детей с опытом прошлого, с творчеством коллектива, с местной традицией, с национальной культурой. Условность образа, нацеленность на типическое, красочность и декоративность, выраженность эмоционального настроя, эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и детскому творчеству. Для решения задачи развития детского художественного творчества нами была организована образовательная деятельность по теме: «Ознакомление с историей русской народной игрушки. Куклы из бабушкиного сундука». Для реализации этой деятельности нами использовались игровые технологии, проблемные ситуации, проектная деятельность, посещение краеведческого музея, театрализованные инсценировки, досуги и т.д. Непосредственная образовательная деятельность проводилась по подгруппам (6-8) детей, что, в условиях специализированного помещения, позволяет систематически и последовательно решать задачи дифференцированного, индивидуального подхода. Подгруппы составлялись на основе уровня владения навыками работы с иглой и ножницами и в соответствии с целями определенного занятия. При необходимости имелась возможность проводить работу с одним, конкретно взятым ребенком. Задания для детей подбирались с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей На наших занятиях мы большое внимание уделяли работе с тканью и иглой. Работа с тканью способствует развитию креативных способностей, работа с иглой способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движения, гибкости, точности выполнения действий. Непосредственная образовательная деятельность была организована с учетом интеграции различных образовательных областей, видов деятельности воспитанников и видов народного творчества (песенное, игровое, малые фольклорные формы). Дети с удовольствием включаются «в придумки», сочиняют загадки. В основном, мы использовали коллективные формы работы, так как детей радует совместная деятельность по созданию одной общей композиции, особую радость доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с педагогом, а по завершении работы дети радуются совместной деятельности одни и те же чувства объединяют их. Поделки, которые делали дети на предыдущих занятиях, являются тематически дополняющими друг друга, что позволяет объединять их в единую, богатую по замыслу, композицию; помогают в процессе дальнейшей деятельности. В процессе работы над проектом «В некотором царстве, в некотором государстве...», дошкольники знакомились с основами проектной деятельности: погружение в проблему (подбор и изучение материалов по теме); планирование деятельности (определение этапов выполнения проекта); осуществление задуманного (изготовление проекта); оценка и презентация проекта (оформление выставки). Мы читали русские народные и литературные сказки (По щучьему велению, Конек-горбунок и др.), рассматривали иллюстрации дворцов и костюмов знатных людей, исторические фотографии и зарисовки, создавали собственные эскизы. В работе на этом этапе нам помогали родители и воспитатели. Итогом нашей работы стали поделки «На золотом крыльце сидели», «Царевна лебедь», «Золотая рыбка», «Петушок Золотой гребешок» Работы наших воспитанников принимали участие в городских, областных, региональных всероссийских конкурсах детского творчества На основе диагностических методик, разработанных Т.С.Комаровой, Е.К.Ривиной, О.А.Соломенниковой, мы определили критерии сформированности знаний, диагностические задания и вопросы детям, характеристику уровней знаний, критерии оценки. По итогам диагностики мы видим, увеличение количества детей с высоким уровнем сформированности знаний на 15 % Профессиональное и творческое мастерство педагога, создание педагогом атмосферы взаимопонимания, "психологического комфорта", эмоциональной поддержки, ситуации успеха, поощрения детей, даже за незначительную творческую находку, совместный творческий поиск. Эти "внешние" условия способствуют формированию "внутренних" условий для эффективного развития творческих способностей: внутренняя раскованность ребенка, самостоятельность и активность самого ребенка в продуктивных видах деятельности, способность к необычным сочетаниям из обычных элементов. Таким образом, простейшие текстильные игрушки тряпичные куклы связующее звено между прошлым, настоящим и будущим, живое средство общения и приобщения дошкольников к народному культурному и историческому опыту. Эти маленькие игрушки, а через них обширнейший пласт народного творчества, на наш взгляд несомненно, способствуют амплификации (обогащению) детского развития, позволяют создавать благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, его всестороннего личностного, моральнонравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие детского художественного творчества посредством русской народной тряпичной игрушки»

Развитие детского художественного творчества посредством русской народной

тряпичной игрушки

Онучина Татьяна Владимировна

МБДОУ "Детский сад № 5 "Семицветик", г.Протвино

Ключевые слова:

детское художественное творчество, русская тряпичная игрушка

Целью данной статьи является распространение опыта использования русской народной тряпичной куклы как средства развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Современные тенденции социального развития общества ставят перед образованием новые задачи. И одной из них является создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления его потенциала. Так как ни компьютеризация, ни совершенное знание нескольких языков, а особый - более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления, творчество будут являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

Самым сензитивным периодом для развития способностей является дошкольное детство. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, потребность в умственной нагрузке. Продуктивная деятельность, которая является одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир, создавая новый для него продукт. Именно в продуктивной деятельности выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование творческой личности.

Народное творчество, русская народная тряпичная игрушка, в которых из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусство игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте, связывают детей с опытом прошлого, с творчеством коллектива, с местной традицией, с национальной культурой. Условность образа, нацеленность на типическое, красочность и декоративность, выраженность эмоционального настроя, - эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и детскому творчеству.

Для решения задачи развития детского художественного творчества нами была организована образовательная деятельность по теме: «Ознакомление с историей русской народной игрушки. Куклы из бабушкиного сундука». Для реализации этой деятельности нами использовались игровые технологии, проблемные ситуации, проектная деятельность, посещение краеведческого музея, театрализованные инсценировки, досуги и т.д.

Непосредственная образовательная деятельность проводилась по подгруппам (6-8) детей, что, в условиях специализированного помещения, позволяет систематически и последовательно решать задачи дифференцированного, индивидуального подхода. Подгруппы составлялись на основе уровня владения навыками работы с иглой и ножницами и в соответствии с целями определенного занятия. При необходимости имелась возможность проводить работу с одним, конкретно взятым ребенком. Задания для детей подбирались с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей

На наших занятиях мы большое внимание уделяли работе с тканью и иглой.

Работа с тканью способствует развитию креативных способностей, работа с иглой способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движения, гибкости, точности выполнения действий. Непосредственная образовательная деятельность была организована с учетом интеграции различных

образовательных областей, видов деятельности воспитанников и видов народного творчества (песенное, игровое, малые фольклорные формы). Дети с удовольствием включаются «в придумки», сочиняют загадки.

В основном, мы использовали коллективные формы работы, так как детей радует совместная деятельность по созданию одной общей композиции, особую радость доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с педагогом, а по завершении работы дети радуются совместной деятельности - одни и те же чувства объединяют их. Поделки, которые делали дети на предыдущих занятиях, являются тематически дополняющими друг друга, что позволяет объединять их в единую, богатую по замыслу, композицию; помогают в процессе дальнейшей деятельности.

В процессе работы над проектом «В некотором царстве, в некотором государстве...», дошкольники знакомились с основами проектной деятельности: погружение в проблему (подбор и изучение материалов по теме); планирование деятельности (определение этапов выполнения проекта); осуществление задуманного (изготовление проекта); оценка и презентация проекта (оформление выставки). Мы читали русские народные и литературные сказки (По щучьему велению, Конек-горбунок и др.), рассматривали иллюстрации дворцов и костюмов знатных людей, исторические фотографии и зарисовки, создавали собственные эскизы. В работе на этом этапе нам помогали родители и воспитатели.

Итогом нашей работы стали поделки «На золотом крыльце сидели», «Царевна — лебедь», «Золотая рыбка», «Петушок — Золотой гребешок» Работы наших воспитанников принимали участие в городских, областных, региональных всероссийских конкурсах детского творчества

На основе диагностических методик, разработанных Т.С.Комаровой, Е.К.Ривиной,

0.А.Соломенниковой, мы определили критерии сформированности знаний, диагностические задания и вопросы детям, характеристику уровней знаний, критерии оценки. По итогам диагностики мы видим, увеличение количества детей с высоким уровнем сформированности знаний на 15 %

Профессиональное и творческое мастерство педагога, создание педагогом атмосферы взаимопонимания, "психологического комфорта", эмоциональной поддержки, ситуации успеха, поощрения детей, даже за незначительную творческую находку, совместный творческий поиск. Эти "внешние" условия способствуют формированию "внутренних" условий для эффективного развития творческих способностей: внутренняя раскованность ребенка, самостоятельность и активность самого ребенка в продуктивных видах деятельности, способность к необычным сочетаниям из обычных элементов.

Таким образом, простейшие текстильные игрушки - тряпичные куклы - связующее звено между прошлым, настоящим и будущим, живое средство общения и приобщения дошкольников к народному культурному и историческому опыту. Эти маленькие игрушки, а через них обширнейший пласт народного творчества, на наш взгляд несомненно, способствуют амплификации (обогащению) детского развития, позволяют создавать благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М.: Мозаика-Синтез, 2006.-144с.

2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 272с.: ил.- (Воспитание и доп. образование детей).

3. ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. Кн. для учителя. 3-е изд.-М., 1991.-230с.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии, -С.-Петербург: Издательство "Союз", 2006.-226с.

5. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.- 192с.: ил.

6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2004.- 304с.:ил.

7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. -М.: Мозаика-Синтез, 2006.-128с.: цв. вкл.

8. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для фил. спец. унтов. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: Высш. шк., 1983.-448с.: ил.

9. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. -М.,1983

10. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании.// Дошкольное воспитание. Вып. 12/Под. ред. , 2005.-К 12; 2006.-^ 1,4

11. Теплов Б.М. «Способности и одаренность» Ученые записки ГНИИ психологии, т. II, Москва, 1941.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.