ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 796/799+334
РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ.
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Гаврилов Александр Евгеньевич.
Россия, г. Новосибирск, Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Спортивная школа по волейболу», директор, [email protected].
Чумак Иван Борисович.
Россия, г. Новосибирск, Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Спортивная школа по волейболу», начальник отдела спортивно-методической работы, [email protected].
Антоненко Дарья Александровна
Россия, г. Новосибирск, Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Спортивная школа по волейболу», заместитель начальника отдела спортивно-методической работы, e-mail: [email protected].
Аннотация. В статье рассмотрена современная ситуация в детско-юношеском спорте в Российской Федерации, рассмотрены понятия «детско -юношеский спорт», «государственно-частное партнерство», «возможные объекты соглашения о государственно-частном партнерстве». На примере анализа текста «Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской федерации до 2030 года» показаны потенциальные возможности государственно-частного партнерства для развития детско-юношеского спорта в России.
Ключевые слова: развитие детско-юношеского спорта, государственно-частное партнерство.
DEVELOPMENT OF CHILDREN AND YOUTH SPORT IN RUSSIA.
ANALYSIS OF OPPORTUNITIES PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
Gavrilov Alexander Evgenievich.
Russia, Novosibirsk, State Autonomous Institution of the Novosibirsk Region "Volleyball Sports School", Director, [email protected].
Chumak Ivan Borisovich.
Russia, Novosibirsk, Volleyball Sports School, State Autonomous Institution of the Novosibirsk Region, Head of the Department of Sports and Methodological Work, [email protected].
Antonenko Daria Alexandrovna
Russia, Novosibirsk, Volleyball Sports School, State Autonomous Institution of the Novosibirsk Region, Deputy Head of the Department of Sports and Methodological Work, e-mail: [email protected].
Одним из приоритетных направлений в социальной политике государства является поддержка и развитие детско-юношеского спорта. Во-первых, очевидно, что приобщение молодого поколения к спорту способствует увеличению продолжительности и повышению качества жизни российских граждан. Во-вторых, приобщение детей к систематическим занятиям спортом способствует формированию нового конкурентоспособного поколения россиян, которое сможет ответить на вызовы современности и обеспечить устойчивое развитие страны в будущем.
Однако, развитие детско-юношеского спорта долгое время сдерживало отсутствие такого понятия в законодательстве Российской Федерации. Определение «детско-юношеский спорт» было введено Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 2 июня 2016 г. № 153-ФЗ.
Тем не менее, в системе российского детско-юношеского спорта до сих пор сохраняется ряд проблем, которые требуют неотлагательного и комплексного решения.
Одни из них носят юридический характер. Например, отсутствие унифицированного правового регулирования в едином физкультурно -спортивном образовательном пространстве.
Для решения других - требуется научный подход. Например, к таким проблемам можно отнести неудовлетворительную обеспеченность детско-юношеского спорта научно обоснованными программами и несовершенство организации спортивной ориентации и отбора детей, с учетом их индивидуальных возможностей, для занятий конкретными видами спорта.
Решения многих административных, организационных и других вопросов требует третья группа проблем:
- недостаточная эффективность межведомственного и межуровневого взаимодействия;
- отсутствие единой федеральной цифровой системы и несовершенство существующего статистического учета численности детей, участвующих в физкультурных и спортивных мероприятиях, а также, детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- неравномерная доступность занятий физкультурой и спортом для различных категорий детей;
- непродуманность кадровой политики.
Оставляют желать лучшего уровень организации спортивных соревнований для детей и темпы обновления материально-технической базы, уровень финансирования организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, а также организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
В свете тематики настоящей статьи отдельной строкой выделим такую проблему развития современной системы детско-юношеского спорта, как недостаточное использование потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства.
Для комплексного решения перечисленных выше проблем была разработана и 28 декабря 2021 года утверждена Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года.
Согласно этому документу, целями развития детско-юношеского спорта на современном этапе являются:
- «обеспечение прав детей на физическое развитие и физическое воспитание, формирование и укрепление их здоровья, личностное самоопределение и самореализацию посредством создания подрастающему поколению доступных условий для занятий спортом;
- расширение возможностей для удовлетворения интересов детей и их семей в сфере детско-юношеского спорта, создание у них мотивации к ведению здорового образа жизни и обеспечение вовлечения в систематические занятия спортом не менее 90 процентов детей;
- создание надежного фундамента для повышения эффективности подготовки спортивного резерва». [1, с. 5]
При внимательном изучении многочисленного списка задач, которые необходимо решить для достижения целей развития детско-юношеского спорта, принципов государственной политики в этом направлении, перечня основных направлений и мероприятий реализации Концепции, становятся видимыми потенциальные возможности государственно-частного партнерства для развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации.
Но, прежде, чем рассмотреть эти возможности, считаем необходимым остановиться на двух понятиях: «детско-юношеский спорт» и «государственно-частное партнерство».
Итак, одним из основных элементов системы физической культуры и спорта в Российской Федерации является детско-юношеский спорт, который подразумевает физическое развитие и воспитание детей, формирование и укрепление их здоровья, патриотическое воспитание и формирование их гражданской идентичности через вовлечение в систематические занятия спортом и физкультурой.
В свою очередь, система детско-юношеского спорта включает в себя, во-первых, детей, которые занимаются физической культурой и спортом в различных организациях или самостоятельно и принимают регулярное участие в спортивных соревнованиях.
К основным элементам системы детско-юношеского спорта так же относятся:
- общеобразовательные организации, которые развивают школьный спорт, например, в рамках внеурочной деятельности;
- организации дополнительного образования (в том числе организации, осуществляющие спортивную подготовку до 1 января 2023 г.);
- физкультурно-спортивные организации, спортивные федерации.
Кроме вышеперечисленного, к элементам системы детско-юношеского спорта относят «дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации со специальными наименованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, образовательные организации, реализующие интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, нетиповые образовательные организации, иные государственные, муниципальные и негосударственные организации, осуществляющие деятельность в области детско-юношеского спорта» [1, с. 2].
Одной из составных частей системы детско-юношеского спорта является спортивная подготовка детей, в том числе в составе спортивных сборных команд Российской Федерации и профессиональных спортивных клубов.
Изучение вопроса о государственно-частном партнерстве показало наличие большого разнообразия трактовок этого понятия. Поскольку нас интересует, в том числе, юридическая сторона вопроса, мы обратились к Федеральному закону от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В статье 3 данного документа дается понятие государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства. Под ним понимается «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества»
[3].
При этом публичным партнером может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, а частным партнером - российское юридическое лицо, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключено соглашение.
В статье 5 Закона № 224-ФЗ говорится о том, что частными партнерами не могут являться государственные и муниципальные унитарные предприятия, и учреждения, а также различные организации, компании, товарищества, фонды и т.п., находящиеся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В статье 7 рассматриваемого Закона перечислены возможные объекты соглашения о государственно-частном партнерстве, в количестве 21. В ракурсе рассматриваемой в статье темы нас заинтересовало 5 из них:
- объекты здравоохранения (включая предназначенные для санаторно-курортного лечения и др.);
- объекты образования, культуры, спорта, социального обслуживания (в том числе для организации отдыха и туризма);
- объекты благоустройства территорий;
- объекты информационных технологий (программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы, сайты), технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий;
- центры обработки данных.
Далее был проведен анализ текста Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года с учётом вышеизложенных характеристик понятий «детско-юношеский спорт» и, особенно, «государственно-частное партнерство» и «возможные объекты соглашения о государственно-частном партнерстве». В ходе анализа выявлены некоторые положения, которые в совокупности можно рассматривать, как потенциальные возможности использования государственно-частного партнерства в целях развития детско-юношеского спорта.
Так, при анализе раздела IV. «Принципы государственной политики развития детско-юношеского спорта» можно выделить 2 направления возможностей. Во-первых, в привлечении в качестве частных партнеров представителей средств массовой коммуникации с целью обеспечения открытости и доступности информации, организации трансляции детских соревнований различного уровня, а также, обогащения репертуара детско-юношеских передач, программ, цифровой и печатной продукции, направленных на популяризацию спорта (в том числе, в социальных сетях) и возможности самоопределения, самореализации и позитивной социализации детей в спорте. Во-вторых, частными партнерами могут стать предприятия спортивной индустрии, которые производят качественный спортивный инвентарь и оборудование.
Значительное количество возможностей государственно-частного партнерства обнаружено при анализе раздела V. «Основные направления и мероприятия реализации Концепции». Среди них, например, привлечение частного сектора:
- к разработке и внедрению цифровой информационной системы учета детей, которые систематически занимаются спортом (в том числе, к сбору, хранению, обработке и своевременной актуализации информации);
- к разработке мер по совершенствованию организации статистического учета и отработке механизма, исключающего повторный учет детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- к разработке программ для создания медицинской базы и базы учета результатов участников детско-юношеского спорта.
Особое внимание привлекли такие, запланированные в Концепции, мероприятия, как:
1) «привлечение малого и среднего бизнеса к управлению объектами спорта и оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению» [1,
с. 10];
2) «внедрение механизма субсидирования создания объектов спортивной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства» [1, с. 10];
3) «разработка и внедрение механизмов совместного использования образовательными и иными организациями, реализующими дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, объектов спорта для обеспечения реализации таких программ, а также для предоставления таких объектов детям, занимающимся спортом самостоятельно либо в группах, без образования юридического лица» [1, с. 12].
Содержание всех трех, приведенных выше, цитат напрямую согласуются с планами (раздел V. «Основные направления и мероприятия реализации Концепции»):
- создания по всей России сети центров раннего физического развития детей;
- реализации межведомственной программы «Плавание для всех»;
- разработки и использования российских инновационных технологий при создании равномерной для всех субъектов Российской Федерации обеспеченности спортивной инфраструктурой (по месту учебы, работы, жительства и отдыха, в том числе в труднодоступных районах со слаборазвитой транспортной инфраструктурой и в сельской местности);
- создания школьных спортивных лиг, объединяющих школьные спортивные клубы, спортивных клубов по месту жительства и организации системы соревнований между такими клубами;
- создания и функционирования по всей России детских спортивно -оздоровительных лагерей, обеспеченных необходимой спортивной инфраструктурой.
Так, частные партнеры могут быть привлечены к организации и повышению эффективности деятельности центров раннего физического развития детей, к участию в реализации программы "Плавание для всех", к разработке инновационных технологий для строительства спортивных объектов, к созданию спортивной инфраструктуры, к открытию и развитию школьных спортивных клубов, спортивных клубов по месту жительства и спортивных лагерей.
Опора на научно-педагогическое направление в государственно-частном партнерстве могла бы быть полезной:
- при разработке, апробации и внедрении системы спортивной ориентации детей на занятия определенным видом (видами) спорта с учетом их индивидуальных особенностей;
- при разработке и реализации специальных программ повышения квалификации и переподготовки кадров для детско-юношеского спорта (в том числе, медицинских);
- при организации качественной, регулярной и своевременной работы по повышению квалификации и профессионального уровня тренеров-преподавателей;
- при организации Всероссийского конкурса педагогического мастерства работников физкультурно-спортивного профиля и подготовке его участников;
- при разработке примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки (с учетом требований федеральных стандартов при их наличии).
Государственно-частное партнерство с предприятиями и организациями здравоохранения содержат в себе следующие потенциальные возможности формирования системы медицинского сопровождения участников детско-юношеского спорта, запланированного в Концепции:
- гарантированное обеспечение детских спортивных организаций и учреждений профильными медицинскими специалистами,
- расширение возможностей использования современного медицинского оборудования при регулярном наблюдении за состоянием здоровья детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- создание и ведение единой базы данных медицинского наблюдения за такими детьми;
- организация медицинского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов - участников детско-юношеского спорта.
На стыке медицинского и научно-педагогического направлений для частных партнеров открываются новые возможности:
- организация и проведение исследований по различным вопросам спортивной медицины и развития детско-юношеского спорта, в том числе по вопросам медицинского обеспечения, профилактики травм и заболеваний детей, занимающихся спортом;
- участие в разработке и реализации инновационных и экспериментальных программ, направленных на отбор спортивно одаренных детей, на обеспечение научно-методического сопровождения детско-юношеского спорта, на повышение качества и разнообразия отечественной спортивной продукции (инвентаря, оборудования, экипировки);
- участие в разработке профессионального стандарта «Врач по спортивной медицине» и др.;
Одним из результатов работы над такими исследованиями и экспериментальными и инновационными программами может стать, например, усовершенствование нормативно-правового регулирования безопасного проведения тренировочных и спортивных мероприятий для детей.
Таким образом, мы определили потенциальные возможности использования государственно-частного партнерства в целях развития детско-юношеского спорта. Такое партнерство может способствовать широкому
167
вовлечению детей и юношества в систематические занятия физической культурой и спортом, укреплению их здоровья, развитию спортивных способностей и талантов, а в перспективе - повышению конкурентоспособности российского спорта, активному долголетию россиян, росту обороноспособности страны и её устойчивому развитию.
Библиографический список.
1. Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3894-р). [Электронный ресурс]. — URL: https://www.zakonrf.info/rasporiazhenie-pravitelstvo-rf-3894-r-28122021/ (дата обращения 30.03.2022).
2. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 2 июня 2016 г. № 153-ФЗ. [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/71412018/ (дата обращения 28.03.2022).
3. Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения 31.03.2022).