Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
793
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие детско-юношеского спорта / государственно-частное партнерство / development of children's and youth sports / public-private partnership

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаврилов Александр Евгеньевич, Чумак Иван Борисович, Антоненко Дарья Александровна

В статье рассмотрена современная ситуация в детско-юношеском спорте в Российской Федерации, рассмотрены понятия «детско-юношеский спорт», «государственно-частное партнерство», «возможные объекты соглашения о государственно-частном партнерстве». На примере анализа текста «Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской федерации до 2030 года» показаны потенциальные возможности государственно-частного партнерства для развития детско-юношеского спорта в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гаврилов Александр Евгеньевич, Чумак Иван Борисович, Антоненко Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CHILDREN AND YOUTH SPORT IN RUSSIA. ANALYSIS OF OPPORTUNITIES PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

The article considers the current situation in children's and youth sports in the Russian Federation, the concepts of "children's and youth sports", "public-private partnership", "possible objects of an agreement on public-private partnership" are considered. On the example of the analysis of the text "Concept for the development of children's and youth sports in the Russian Federation until 2030", the potential opportunities for public-private partnerships for the development of children's and youth sports in Russia are shown.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 796/799+334

РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ.

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Гаврилов Александр Евгеньевич.

Россия, г. Новосибирск, Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Спортивная школа по волейболу», директор, schoolvolley@mail.ru.

Чумак Иван Борисович.

Россия, г. Новосибирск, Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Спортивная школа по волейболу», начальник отдела спортивно-методической работы, i.chumak@volley-nso.ru.

Антоненко Дарья Александровна

Россия, г. Новосибирск, Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Спортивная школа по волейболу», заместитель начальника отдела спортивно-методической работы, e-mail: d.antonenko@volley-nso.ru.

Аннотация. В статье рассмотрена современная ситуация в детско-юношеском спорте в Российской Федерации, рассмотрены понятия «детско -юношеский спорт», «государственно-частное партнерство», «возможные объекты соглашения о государственно-частном партнерстве». На примере анализа текста «Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской федерации до 2030 года» показаны потенциальные возможности государственно-частного партнерства для развития детско-юношеского спорта в России.

Ключевые слова: развитие детско-юношеского спорта, государственно-частное партнерство.

DEVELOPMENT OF CHILDREN AND YOUTH SPORT IN RUSSIA.

ANALYSIS OF OPPORTUNITIES PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Gavrilov Alexander Evgenievich.

Russia, Novosibirsk, State Autonomous Institution of the Novosibirsk Region "Volleyball Sports School", Director, schoolvolley@mail.ru.

Chumak Ivan Borisovich.

Russia, Novosibirsk, Volleyball Sports School, State Autonomous Institution of the Novosibirsk Region, Head of the Department of Sports and Methodological Work, i.chumak@volley-nso.ru.

Antonenko Daria Alexandrovna

Russia, Novosibirsk, Volleyball Sports School, State Autonomous Institution of the Novosibirsk Region, Deputy Head of the Department of Sports and Methodological Work, e-mail: d.antonenko@volley-nso.ru.

Одним из приоритетных направлений в социальной политике государства является поддержка и развитие детско-юношеского спорта. Во-первых, очевидно, что приобщение молодого поколения к спорту способствует увеличению продолжительности и повышению качества жизни российских граждан. Во-вторых, приобщение детей к систематическим занятиям спортом способствует формированию нового конкурентоспособного поколения россиян, которое сможет ответить на вызовы современности и обеспечить устойчивое развитие страны в будущем.

Однако, развитие детско-юношеского спорта долгое время сдерживало отсутствие такого понятия в законодательстве Российской Федерации. Определение «детско-юношеский спорт» было введено Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 2 июня 2016 г. № 153-ФЗ.

Тем не менее, в системе российского детско-юношеского спорта до сих пор сохраняется ряд проблем, которые требуют неотлагательного и комплексного решения.

Одни из них носят юридический характер. Например, отсутствие унифицированного правового регулирования в едином физкультурно -спортивном образовательном пространстве.

Для решения других - требуется научный подход. Например, к таким проблемам можно отнести неудовлетворительную обеспеченность детско-юношеского спорта научно обоснованными программами и несовершенство организации спортивной ориентации и отбора детей, с учетом их индивидуальных возможностей, для занятий конкретными видами спорта.

Решения многих административных, организационных и других вопросов требует третья группа проблем:

- недостаточная эффективность межведомственного и межуровневого взаимодействия;

- отсутствие единой федеральной цифровой системы и несовершенство существующего статистического учета численности детей, участвующих в физкультурных и спортивных мероприятиях, а также, детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

- неравномерная доступность занятий физкультурой и спортом для различных категорий детей;

- непродуманность кадровой политики.

Оставляют желать лучшего уровень организации спортивных соревнований для детей и темпы обновления материально-технической базы, уровень финансирования организаций, реализующих дополнительные

общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, а также организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

В свете тематики настоящей статьи отдельной строкой выделим такую проблему развития современной системы детско-юношеского спорта, как недостаточное использование потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства.

Для комплексного решения перечисленных выше проблем была разработана и 28 декабря 2021 года утверждена Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года.

Согласно этому документу, целями развития детско-юношеского спорта на современном этапе являются:

- «обеспечение прав детей на физическое развитие и физическое воспитание, формирование и укрепление их здоровья, личностное самоопределение и самореализацию посредством создания подрастающему поколению доступных условий для занятий спортом;

- расширение возможностей для удовлетворения интересов детей и их семей в сфере детско-юношеского спорта, создание у них мотивации к ведению здорового образа жизни и обеспечение вовлечения в систематические занятия спортом не менее 90 процентов детей;

- создание надежного фундамента для повышения эффективности подготовки спортивного резерва». [1, с. 5]

При внимательном изучении многочисленного списка задач, которые необходимо решить для достижения целей развития детско-юношеского спорта, принципов государственной политики в этом направлении, перечня основных направлений и мероприятий реализации Концепции, становятся видимыми потенциальные возможности государственно-частного партнерства для развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации.

Но, прежде, чем рассмотреть эти возможности, считаем необходимым остановиться на двух понятиях: «детско-юношеский спорт» и «государственно-частное партнерство».

Итак, одним из основных элементов системы физической культуры и спорта в Российской Федерации является детско-юношеский спорт, который подразумевает физическое развитие и воспитание детей, формирование и укрепление их здоровья, патриотическое воспитание и формирование их гражданской идентичности через вовлечение в систематические занятия спортом и физкультурой.

В свою очередь, система детско-юношеского спорта включает в себя, во-первых, детей, которые занимаются физической культурой и спортом в различных организациях или самостоятельно и принимают регулярное участие в спортивных соревнованиях.

К основным элементам системы детско-юношеского спорта так же относятся:

- общеобразовательные организации, которые развивают школьный спорт, например, в рамках внеурочной деятельности;

- организации дополнительного образования (в том числе организации, осуществляющие спортивную подготовку до 1 января 2023 г.);

- физкультурно-спортивные организации, спортивные федерации.

Кроме вышеперечисленного, к элементам системы детско-юношеского спорта относят «дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации со специальными наименованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, образовательные организации, реализующие интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, нетиповые образовательные организации, иные государственные, муниципальные и негосударственные организации, осуществляющие деятельность в области детско-юношеского спорта» [1, с. 2].

Одной из составных частей системы детско-юношеского спорта является спортивная подготовка детей, в том числе в составе спортивных сборных команд Российской Федерации и профессиональных спортивных клубов.

Изучение вопроса о государственно-частном партнерстве показало наличие большого разнообразия трактовок этого понятия. Поскольку нас интересует, в том числе, юридическая сторона вопроса, мы обратились к Федеральному закону от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В статье 3 данного документа дается понятие государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства. Под ним понимается «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества»

[3].

При этом публичным партнером может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, а частным партнером - российское юридическое лицо, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключено соглашение.

В статье 5 Закона № 224-ФЗ говорится о том, что частными партнерами не могут являться государственные и муниципальные унитарные предприятия, и учреждения, а также различные организации, компании, товарищества, фонды и т.п., находящиеся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В статье 7 рассматриваемого Закона перечислены возможные объекты соглашения о государственно-частном партнерстве, в количестве 21. В ракурсе рассматриваемой в статье темы нас заинтересовало 5 из них:

- объекты здравоохранения (включая предназначенные для санаторно-курортного лечения и др.);

- объекты образования, культуры, спорта, социального обслуживания (в том числе для организации отдыха и туризма);

- объекты благоустройства территорий;

- объекты информационных технологий (программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы, сайты), технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий;

- центры обработки данных.

Далее был проведен анализ текста Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года с учётом вышеизложенных характеристик понятий «детско-юношеский спорт» и, особенно, «государственно-частное партнерство» и «возможные объекты соглашения о государственно-частном партнерстве». В ходе анализа выявлены некоторые положения, которые в совокупности можно рассматривать, как потенциальные возможности использования государственно-частного партнерства в целях развития детско-юношеского спорта.

Так, при анализе раздела IV. «Принципы государственной политики развития детско-юношеского спорта» можно выделить 2 направления возможностей. Во-первых, в привлечении в качестве частных партнеров представителей средств массовой коммуникации с целью обеспечения открытости и доступности информации, организации трансляции детских соревнований различного уровня, а также, обогащения репертуара детско-юношеских передач, программ, цифровой и печатной продукции, направленных на популяризацию спорта (в том числе, в социальных сетях) и возможности самоопределения, самореализации и позитивной социализации детей в спорте. Во-вторых, частными партнерами могут стать предприятия спортивной индустрии, которые производят качественный спортивный инвентарь и оборудование.

Значительное количество возможностей государственно-частного партнерства обнаружено при анализе раздела V. «Основные направления и мероприятия реализации Концепции». Среди них, например, привлечение частного сектора:

- к разработке и внедрению цифровой информационной системы учета детей, которые систематически занимаются спортом (в том числе, к сбору, хранению, обработке и своевременной актуализации информации);

- к разработке мер по совершенствованию организации статистического учета и отработке механизма, исключающего повторный учет детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

- к разработке программ для создания медицинской базы и базы учета результатов участников детско-юношеского спорта.

Особое внимание привлекли такие, запланированные в Концепции, мероприятия, как:

1) «привлечение малого и среднего бизнеса к управлению объектами спорта и оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению» [1,

с. 10];

2) «внедрение механизма субсидирования создания объектов спортивной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства» [1, с. 10];

3) «разработка и внедрение механизмов совместного использования образовательными и иными организациями, реализующими дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, объектов спорта для обеспечения реализации таких программ, а также для предоставления таких объектов детям, занимающимся спортом самостоятельно либо в группах, без образования юридического лица» [1, с. 12].

Содержание всех трех, приведенных выше, цитат напрямую согласуются с планами (раздел V. «Основные направления и мероприятия реализации Концепции»):

- создания по всей России сети центров раннего физического развития детей;

- реализации межведомственной программы «Плавание для всех»;

- разработки и использования российских инновационных технологий при создании равномерной для всех субъектов Российской Федерации обеспеченности спортивной инфраструктурой (по месту учебы, работы, жительства и отдыха, в том числе в труднодоступных районах со слаборазвитой транспортной инфраструктурой и в сельской местности);

- создания школьных спортивных лиг, объединяющих школьные спортивные клубы, спортивных клубов по месту жительства и организации системы соревнований между такими клубами;

- создания и функционирования по всей России детских спортивно -оздоровительных лагерей, обеспеченных необходимой спортивной инфраструктурой.

Так, частные партнеры могут быть привлечены к организации и повышению эффективности деятельности центров раннего физического развития детей, к участию в реализации программы "Плавание для всех", к разработке инновационных технологий для строительства спортивных объектов, к созданию спортивной инфраструктуры, к открытию и развитию школьных спортивных клубов, спортивных клубов по месту жительства и спортивных лагерей.

Опора на научно-педагогическое направление в государственно-частном партнерстве могла бы быть полезной:

- при разработке, апробации и внедрении системы спортивной ориентации детей на занятия определенным видом (видами) спорта с учетом их индивидуальных особенностей;

- при разработке и реализации специальных программ повышения квалификации и переподготовки кадров для детско-юношеского спорта (в том числе, медицинских);

- при организации качественной, регулярной и своевременной работы по повышению квалификации и профессионального уровня тренеров-преподавателей;

- при организации Всероссийского конкурса педагогического мастерства работников физкультурно-спортивного профиля и подготовке его участников;

- при разработке примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки (с учетом требований федеральных стандартов при их наличии).

Государственно-частное партнерство с предприятиями и организациями здравоохранения содержат в себе следующие потенциальные возможности формирования системы медицинского сопровождения участников детско-юношеского спорта, запланированного в Концепции:

- гарантированное обеспечение детских спортивных организаций и учреждений профильными медицинскими специалистами,

- расширение возможностей использования современного медицинского оборудования при регулярном наблюдении за состоянием здоровья детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

- создание и ведение единой базы данных медицинского наблюдения за такими детьми;

- организация медицинского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов - участников детско-юношеского спорта.

На стыке медицинского и научно-педагогического направлений для частных партнеров открываются новые возможности:

- организация и проведение исследований по различным вопросам спортивной медицины и развития детско-юношеского спорта, в том числе по вопросам медицинского обеспечения, профилактики травм и заболеваний детей, занимающихся спортом;

- участие в разработке и реализации инновационных и экспериментальных программ, направленных на отбор спортивно одаренных детей, на обеспечение научно-методического сопровождения детско-юношеского спорта, на повышение качества и разнообразия отечественной спортивной продукции (инвентаря, оборудования, экипировки);

- участие в разработке профессионального стандарта «Врач по спортивной медицине» и др.;

Одним из результатов работы над такими исследованиями и экспериментальными и инновационными программами может стать, например, усовершенствование нормативно-правового регулирования безопасного проведения тренировочных и спортивных мероприятий для детей.

Таким образом, мы определили потенциальные возможности использования государственно-частного партнерства в целях развития детско-юношеского спорта. Такое партнерство может способствовать широкому

167

вовлечению детей и юношества в систематические занятия физической культурой и спортом, укреплению их здоровья, развитию спортивных способностей и талантов, а в перспективе - повышению конкурентоспособности российского спорта, активному долголетию россиян, росту обороноспособности страны и её устойчивому развитию.

Библиографический список.

1. Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3894-р). [Электронный ресурс]. — URL: https://www.zakonrf.info/rasporiazhenie-pravitelstvo-rf-3894-r-28122021/ (дата обращения 30.03.2022).

2. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 2 июня 2016 г. № 153-ФЗ. [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/71412018/ (дата обращения 28.03.2022).

3. Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения 31.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.