О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Г. СЕЙРАНОВ, МГАФК, п.г.т. Малаховка, Московская обл., Россия;
Н.Ж. БУЛГАКОВА, РГУФКСМиТ, г. Москва;
С.П. ЕВСЕЕВ, НГУ им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются основные положения концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации и, в частности, понятия: школьный спорт, внешкольный спорт, студенческий спорт и «минспортовский» спорт, представленные на Научно-практической конференции по совершенствованию модели управления детско-юношеским спортом, проведенной Общественной палатой Российской Федерации 15 сентября 2020 года.
Ключевые слова: детско-юношеский спорт, школьный спорт, внешкольный спорт, студенческий спорт,
«минспортовский» спорт, понятия и термины.
ABOUT THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF CHILDREN'S AND YOUTH SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
S.G. SEYRANOV, RIIT MSAPC, Malakhovka, Moscow Region, Russia; N.Zh. BULGAKOVA, RSUPСSY&T, Moscow city;
S.P. EVSEEV, NSU named after P.F. Lesgaft, Saint Petersburg city
Abstract
The article examines the main provisions of the concept of the development of youth sports in the Russian Federation and, in particular, the concepts: school sports, out-of-school sports, student sports and "ministry of sports" sports, presented at the Scientific and Practical Conference on Improving the Management Model of Children and Youth Sports, held by the Public Chamber of the Russian Federation on September 15, 2020.
Keywords: children and youth sports, school sports, out-of-school sports, student sports, "ministry of sports" sports,
concepts and terms.
Данная статья является продолжением дискуссии, начатой статьей «К вопросу о недостатках и противоречиях системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации» [1], и посвящена рассмотрению фрагментов проекта концепции и модели управления детско-юношеским спортом в Российской Федерации, изложенных в публикации группы авторов доклада [2].
Понятие «детско-юношеский спорт» является, по существу, базовым (ключевым) понятием, «цементирующим» все элементы предлагаемой системы, поскольку впоследствии используется в качестве ближайшего
рода (основного термина) для таких понятий, как: школьный спорт, внешкольный спорт, студенческий спорт, «минспортовский» спорт. Подчеркнем, что предлагаемое авторами доклада понятие «детско-юношеский спорт» является альтернативным аналогичному понятию, использующемуся в ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [3].
Напомним, что в соответствии с правилами логики, понятие должно определяться через ближайший род и видовые отличия (основной и дополнительные термины).
В качестве ближайшего рода (основного термина) авторского понятия «детско-юношеский спорт» авторы доклада предлагают использовать: «элемент системы физической культуры и спорта Российской Федерации» или «элемент системы физической культуры и спорта». Другими словами, «детско-юношеский спорт» является элементом (частью, компонентом, видом) физической культуры и спорта [4].
При этом, критикуя целый ряд понятий, используемых в ФЗ № 329-Ф3, авторы не делают каких-либо замечаний по понятиям «физическая культура» и «спорт» из этого же закона и включают их в ближайший род своего понятия «детско-юношеский спорт». Однако эти понятия неоднократно подвергались критике, а замечания по ним направлялись в Минспорт России для включения в документ «Предложения по комплексному совершенствованию Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"».
В ФЗ № 329-Ф3 (Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе) даются следующие определения физической культуре и спорту:
- «12) спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним»;
- «26) физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития».
Именно в работах ученых НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (Пономарев Н.И., Выдрин В.М., Евстафьев Б.А., Николаев Ю.М., Курамшин Ю.Ф. и др.), спорт представляет собой вид (форму) не социально-культурной деятельности, а физической культуры, выступающей по отношению к нему ближайшим родом (основным термином).
Говоря о цитируемом из ФЗ № 329-Ф3 понятии «физическая культура», нельзя не заметить искажение смысла, широко используемого в науке и практике словосочетания: «развитие физических и интеллектуальных способностей человека», когда прилагательные «физические и интеллектуальные», характеризующие способности человека, переносятся на слово «развитие».
Двусмысленное выражение «физическое развитие способностей человека» нельзя признать удачным, поскольку не ясно, как конкретно осуществляется «физическое развитие» каких-либо способностей человека, например, интеллектуальных, эстетических и других способностей?
Однако главная ошибка авторов доклада состоит в том, что, предлагая свою версию понятия «детско-юно-
шеский спорт», они фактически не применяют именно научный подход, законы, формы и приемы интеллектуальной (мыслительной) познавательной деятельности, нарушают практически все логические правила образования понятий (соразмерность, ясность, отсутствие порочного круга и тавтологии и др.). Прежде всего вызывает искреннее удивление выбор ими в качестве ближайшего рода (основного термина) не одного, а двух понятий: «физическая культура» и «спорт», да еще «Российской Федерации». Подчеркнем, что практически во всех научных публикациях физическая культура и спорт, безотносительно к национальной или государственной принадлежности, рассматриваются как соподчиненные понятия, где спорт является видом (формой) физической культуры. О чем высказываются и авторы доклада на с. 78 статьи «...с научно обоснованными представлениями о физической культуре и путях её формирования в рамках физического воспитания, спорта, физической рекреации, двигательной реабилитации...» [2].
О какой соразмерности или ясности понятия можно говорить, если в качестве ближайшего рода (основного термина) используются два, да ещё соподчиненных понятия? Причем эти понятия разведены и в ФЗ № 329-ФЗ, а спорт представлен еще и многочисленными дополнительными понятиями: детско-юношеский спорт, корпоративный спорт, массовый спорт, профессиональный спорт, спорт высших достижений, студенческий спорт, школьный спорт.
Прилагательное «детско-юношеский», относящееся к «спорту», прежде всего характеризует возрастные показатели «спорта».
Определение авторами доклада понятия «детско-юношеский спорт» становится еще более запутанным при рассмотрении его видовых отличий (дополнительных терминов).
Во-первых, утверждение о том, что «детско-юношеский спорт» - это «элемент системы физической культуры и спорта, направленный на вовлечение в систематические занятия спортом лиц возраста до 21 года включительно, ...» [2], является примером нарушения логического правила недопустимости круга.
Кроме того, ограничения лиц конкретным возрастом до 21 года вряд ли можно признать целесообразным, поскольку существуют различные, периодически уточняющиеся классификации возрастных периодов жизни человека. Однако если обратиться к международным документам (правилам и регламентам соревнований), национальным нормативно-правовым актам (Единой всероссийской спортивной классификации, правилам и регламентам национальных соревнований), то в подавляющем числе случаев детско-юношеский спорт ограничивается возрастом 18 лет и не включает в себя студенческий спорт.
Во-вторых, с точки зрения правила соразмерности определения понятий, не выдерживает критики включение в перечень видовых отличий (дополнительных
терминов) понятия «детско-юношеский спорт» таких выражений, как: «...для всестороннего духовно-нравственного и физического развития, спортивного совершенствования и воспитания граждан страны, формирования идеологии активного образа жизни как основы гармоничного развития личности и устойчивого развития общества, укрепления авторитета государства на международной арене» [2]. Это объясняется тем, что подобные или очень близкие к ним дефиниции используются в видовых отличиях (дополнительных терминах) таких понятий, как: «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание», «физическая подготовка», что неизбежно приводит к тавтологии или появлению в определяемом понятии порочного круга. Для того чтобы убедиться в этом, следует обратиться к рассмотрению табл. 1, в которой жирным шрифтом выделены видовые отличия понятий «физическая культура», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «спорт» в редакции ФЗ № 329-Ф3 и видовые отличия понятия «детско-юношеский спорт» в редакции авторов доклада. Нетрудно видеть, что видовые отличия (дополнительные термины), используемые авторами доклада в определении «детско-юношеский спорт», не только включают в себя почти все дополнительные термины, перечисленные в левом столбце табл. 1 понятий, но и превышают их, превращая определение понятия в более широкое, несоразмерное с его сущностью. Таким образом, сформулированное авторами базовое (ключевое) понятие «детско-юношеский спорт» не выдерживает критики, поскольку «заменяет отдельные термины без соотнесения с системой, элементом которой они являются» [2], о недопустимости чего они сами предупреждали.
Действительно, без соотнесения нового содержания понятия «детско-юношеский спорт» с понятиями «физическая культура», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «спорт», «массовый спорт» и другими понятиями, используемыми в ФЗ № 329-ФЗ [3], включение в него всего и вся, вплоть до контекста национальных целей и стратегических задач, приводит к эклектике, нарушению правил образования понятий, искажению смысла категорий диалектики: единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, система, элемент, структура и др.
Трудно представить, через сколько ступеней, отображающих грани действительности, надо «перешагнуть», чтобы утверждать о том, что, например, внешкольный спорт, являясь элементом системы детско-юношеского спорта Российской Федерации, влияет на устойчивое развитие общества и укрепление авторитета государства на международной арене.
Нельзя, конечно, говорить о том, что между выделенными факторами нет никакой связи, она, безусловно, есть, но она так опосредована, что говорить о ней на уровне одного понятия некорректно.
Признав несостоятельность понятия «детско-юношеский спорт», необходимо признать некорректность понятий всех четырех его элементов: школьный спорт,
внешкольный спорт, студенческий спорт, «минспортов-ский» спорт, которые имеют принципиально важное значение в предлагаемой авторами «модели системы детско-юношеского спорта».
Для каждого из выделенных элементов системы детско-юношеского спорта, по мнению авторов, должно состояться «учреждение Всероссийских спортивных обществ (ВСО), имеющих самостоятельный календарный план спортивных мероприятий, объединяющих детей и юношей по признаку их принадлежности к организации, которая обеспечивает вовлечение в систематические занятия детско-юношеским спортом как инструмента сквозной идентификации участника детско-юношеского спорта» (см. презентацию доклада, где представлено четвертое противоречие [4]).
Поскольку дополнительной информации авторы доклада не представили, можно предположить, что классификационными признаками или основаниями разделения детско-юношеского спорта на четыре элемента (класса, вида, компонента) являются: 1) «.признак принадлежности детей и юношей к организации, которая обеспечивает вовлечение в систематические занятия детско-юношеским спортом как инструмента сквозной идентификации участника детско-юношеского спорта» и 2) наличие у каждого из четырех элементов детско-юношеского спорта «...Всероссийских спортивных обществ (ВСО), имеющих самостоятельный календарный план спортивных мероприятий...» [4] (табл. 2).
Анализ понятий всех четырех элементов системы детско-юношеского спорта, предложенных авторами доклада [2, 4], дает основания для высказывания ряда суждений по выделенным элементам и самой «системе детско-юношеского спорта».
1. В предложенные понятия включен не один, а два классификационных признака, что является недопустимым в делении общего объема понятия на частные объемы. Причем формулировка признака «...принадлежности детей и юношей к организации, которая обеспечивает вовлечение в систематические занятия детско-юношеским спортом. » в самих понятиях изложена очень неудачно, а именно - «..вовлечение в систематические занятия спортом детей и юношей, занимающихся спортом...» и далее: «.в образовательных организациях общего образования,.» (школьный спорт), «.в организациях дополнительного образования. » (внешкольный спорт), «. в организациях профессионального образования. » (студенческий спорт), «.в физкультурно-спортивных организациях ведомственной подчиненности Минспорту России...» («минспортовский спорт). Возникает резонный вопрос - а зачем необходимо вовлечение в систематические занятия спортом детей и юношей, уже занимающихся спортом? Может быть, авторы имеют в виду поддержание интереса детей и юношей к систематическим занятиям спортом? Или все-таки вовлечение в занятия спортом тех, кто еще не занимается спортом? В любом случае все четыре рассмотренные понятия требуют редакции.
Таблица 1
Видовые отличия понятий «физическая культура», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «спорт» (согласно ФЗ № 329-ФЗ [3]) и «детско-юношеский спорт»
в редакции авторов доклада [2]
Видовые отличия понятий «физическая культура», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «спорт» [3] Видовые отличия понятия «детско-юношеский спорт» [2]
«Физическая культура» - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития». «Физическое воспитание» - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека, с высоким уровнем физической культуры». «Физическая подготовка» - процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик». «Спорт» - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним» «Детско-юношеский спорт» - элемент физической культуры и спорта Российской Федерации, направленный на вовлечение в систематические занятия спортом лиц возраста до 21 года включительно, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях для всестороннего духовно-нравственного и физического развития, спортивного совершенствования и воспитания граждан страны, формирования идеологии активного образа жизни как основы гармоничного развития личности и устойчивого развития общества, укрепления авторитета государства на международной арене»
Примечание: жирным шрифтом выделены видовые отличия понятий.
Второй классификационный признак (основание деления) для выделения предложенных четырех элементов детско-юношеского спорта и предусматривающий наличие ВСО и, главное, - «самостоятельный календарный план спортивных мероприятий», формулируется авторами в своих понятиях следующим образом -«...участие таких граждан в спортивных соревнованиях, в которых спортсмены являются основными участниками...» и далее перечисляются особенности этих спортсменов: «.обучающиеся в образовательных организациях общего образования...» (школьный спорт), «.обучающиеся в организациях дополнительного образования...» (внешкольный спорт), «...обучающиеся в организациях профессионального образования...» (студенческий спорт), «.занимающиеся спортом в физкультурно-спортивных организациях ведомственной подчиненности Минспорту России...» («минспортовский» спорт).
2. Обращает на себя внимание тот факт, что для всех четырех выделенных элементов детско-юношеского спорта предлагается абсолютно одинаковая цель, состоящая из трех подцелей: а) решение задач развития физической культуры и спорта, б) подготовка квалифицированных спортсменов, в) подготовка значкистов «Готов к труду и обороне», что вряд ли можно признать правильным. Для каждого из четырех структурных элементов детско-юношеского спорта подцель «решение задач развития физической культуры и спорта» очень широка и неконкретна; подцель «подготовка квалифицированных спортсменов» для одного элемента (школьный спорт) слишком амбициозна, а для другого («минспор-товский» спорт) явно недостаточна; а подцель «подго-
товка значкистов «Готов к труду и обороне» вообще вряд ли целесообразно рассматривать как подцель любого из рассматриваемых элементов детско-юношеского спорта, это, скорее, одна из его задач. Однако главное здесь в другом - зачем создавать четыре структурных элемента детско-юношеского спорта, имеющих абсолютно одинаковую цель? И это при использовании столь несущественных для понятий структурных элементов детско-юношеского спорта классификационных признаков (оснований деления), как: принадлежность детей и юношей к организации, обеспечивающей их вовлечение в спорт (какая разница в том, кто вовлек спортсмена в спорт, главное - где и как он занимается), и наличие самостоятельного календарного плана спортивных мероприятий. Особое недоумение вызывает второй классификационный признак. Зачем, например, для детей одного возраста, вовлеченных в школьный или внешкольный, или в «минспортовский» спорт, нужны отдельные самостоятельные календарные планы спортивных мероприятий? И как это будет способствовать «сквозной идентификации участника детско-юношеского спорта»?
3. Как видно из таблицы 2, несмотря на маскирующие попытки авторов доклада, основным классификационным признаком, правда, для трех, а не четырех его элементов, является ведомственная подчиненность организаций, в которых дети (до 18 лет) и юноши (до 21 года) занимаются спортом. В «минспортовском» спорте авторы доклада прописали это в явном виде, а в других - завуалировано, поскольку ведомственная подчиненность школьного и внешкольного спорта относится к Министерству просвещения Российской Федерации,
а студенческого спорта - к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации. Имеются и вполне успешно функционируют и развиваются соответствующие им Всероссийские спортивные организации: Всероссий-
Понятия элементов детско-юношеского
Однако и этот классификационный признак разделения детско-юношеского спорта, правда, уже на три отдельных элемента (вида, части и др.), и классификационные признаки, разделяющие его на четыре структурных элемента, нельзя признать удачным, поскольку и тот, и другие не охватывают в полной мере всего разнообразия организаций, в которых дети и юноши занимаются спортом. К таким неохваченным организациям относятся: частные школы, число которых постепенно будет увеличиваться, детско-юношеские спортивные школы ЦСКА, Динамо, других силовых ведомств и клубов.
По нашему мнению, единственным правильным классификационным признаком разделения детско-юношеского спорта на элементы (виды, части) является особенность цели, приводящая к достижению планируемых
ская федерация школьного спорта, Российский студенческий спортивный союз и около 160 Всероссийских спортивных федераций (ассоциаций, союзов и др.) по видам спорта.
Таблица 2
спорта, предложенные авторами [2, 4]
результатов. Это - либо подготовка резерва спортивных сборных команд страны, либо всестороннее развитие личности детей и юношей. Разумеется, и в первом, и во втором случаях очень важны вопросы воспитания полноценного гражданина нашей страны.
4. Завершая рассмотрение таблицы 2, где приведены основные понятия элементов модели системы детско-юношеского спорта [2, 4], необходимо констатировать, что они не имеют достаточного научного обоснования и не дают возможности говорить даже об основах какой-либо концепции развития детско-юношеского спорта, содержат большое количество ошибок и редакционных погрешностей и поэтому не могут служить ориентиром для каких-либо срочных преобразований существующей системы спортивной подготовки.
Школьный спорт Внешкольный спорт Студенческий спорт «Минспортовский» спорт
«- элемент детско-юношеского спорта Российской Федерации, «- элемент детско-юношеского спорта Российской Федерации, «- элемент детско-юношеского спорта Российской Федерации, «- элемент детско-юношеского спорта Российской Федерации,
направленный на вовлечение в систематические занятия спортом детей и юношей, направленный на вовлечение в систематические занятия спортом детей и юношей, направленный на вовлечение в систематические занятия спортом детей и юношей, направленный на вовлечение в систематические занятия спортом детей и юношей,
занимающихся спортом в образовательных организациях общего образования, занимающихся спортом в организациях дополнительного образования, занимающихся спортом в организациях профессионального образования, занимающихся спортом в физкультурно-спортивных организациях ведомственной подчиненности Минспорту России,
а также на участие таких граждан в спортивных соревнованиях, а также на участие таких граждан в спортивных соревнованиях, а также на участие таких граждан в спортивных соревнованиях, а также на участие таких граждан в спортивных соревнованиях,
в которых спортсмены, обучающиеся в образовательных организациях общего образования, являются основными участниками в которых спортсмены, обучающиеся в организациях дополнительного образования, являются основными участниками в которых спортсмены, обучающиеся в организациях профессионального образования, являются основными участниками в которых спортсмены, занимающиеся спортом в физкультурно-спортивных организациях ведомственной подчиненности Минспорту России, являются основными участниками
в целях решения задач развития физической культуры и спорта, подготовки квалифицированных спортсменов, подготовки значкистов «Готов к труду и обороне» в целях решения задач развития физической культуры и спорта, подготовки квалифицированных спортсменов, подготовки значкистов «Готов к труду и обороне» в целях решения задач развития физической культуры и спорта, подготовки квалифицированных спортсменов, подготовки значкистов «Готов к труду и обороне» в целях решения задач развития физической культуры и спорта, подготовки квалифицированных спортсменов, подготовки значкистов «Готов к труду и обороне»
Президентом Российской Федерации утвержден перечень поручений [5] по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 6 октября 2020 года, в котором первоочередными задачами установлены: совершенствование понятийного аппарата, используемого в законодательстве Российской Федерации, в том числе уточнения понятий «детско-юношеский спорт» и «спортивная подготовка» в связи с необходимостью учета всех несовершеннолетних граждан, занимающихся спортом, с одновременным внесением
в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации проекта федерального закона в части гармонизации законодательства о физической культуре и спорте и законодательства об образовании.
Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрена разработка концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации, ориентированной на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года [6].
Заключение
В широко развернувшихся дискуссиях специалистов и спортивной общественности по итогам прошедших конференции и заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 6 октября 2020 года, высказываются опасения об устойчивой тенденции преобразовать организации, осуществляющие спортивную подготовку, в образовательные организации спортивной подготовки; тренировочную деятельность - в образовательную деятельность по дополнительным программам спортивной подготовки, а программы спортивной подготовки - в дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.
На наш взгляд, это неизбежно приведет к передаче финансовых средств федерального, регионального и муниципального уровней, направленных на подготовку спортивного резерва, на код бюджетной классификации (КБК) в сфере образования (0703); будет осуществлен перенос целевых индикаторов по спортивному резерву и, как следствие, части финансирования Федерального проекта «Спорт - норма жизни» в Национальный проект «Образование»; к необходимости получения всеми организациями, осуществляющими спортивную подготовку, лицензии на образовательную деятельность; уменьшению заработной платы тренеров (поскольку в 2019 г. она составляла 41 342 руб. - 87,2% от средней зарплаты по экономике в России, в то время как у тренеров-преподавателей - 33 678 руб. и 71,25% соответственно); необходимости внесения изменений в федеральное законодательство в сфере физической культуры и спорта и образования, переработки 108 федеральных стандартов спортивной подготовки и десятков приказов Минспорта России и многое другое.
Предложение по учреждению четырех Всероссийских спортивных организаций (ВСО) и обеспечения каждой из них отдельным календарным планом спортивных мероприятий приведет к необходимости пересмотра Единого календарного плана межрегиональных, всерос-
сийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с целью изыскания финансовых средств для вновь вводимых календарных планов спортивных мероприятий четырех ВСО или поиску дополнительных источников финансирования; к необходимости большой организационно-методической работы по координации традиционно проводимых физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и вновь вводимых спортивных мероприятий.
Переход на подготовку в специалитете универсальных специалистов для работы как в системе физической культуры и спорта, так и образования, может привести к ликвидации укрупненной группы специальностей и направлений 49.00.00 - «Физическая культура и спорт» -из-за утраты специфики подготовки кадров для области физической культуры и спорта и передаче образовательных организаций высшего образования из Министерства спорта Российской Федерации в Министерство просвещения Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время отрасль физической культуры и спорта стоит у развилки двух дорог:
первая - реализация предлагаемых революционных преобразований сформировавшейся в течение последних лет системы подготовки спортивного резерва, которая претерпела значительные изменения в лучшую сторону, но, к сожалению, имеющая и на сегодняшний день проблемы и недостатки (недостаточная социальная защищенность тренеров, организация обязательной работы с занимающимися на спортивно-оздоровительном этапе в учреждениях дополнительного образования детей и ряд других);
вторая - совершенствование действующей системы подготовки спортивного резерва и доработка концепции развития массового спорта.
Только консолидация усилий ученых, тренеров и специалистов в области управления позволит найти оптимальные решения для безусловного выполнения поручений Президента.
С*)
Литература
1. Сейранов, С.Г. К вопросу о недостатках и противоречиях системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации / С.Г. Сейранов, Н.Ж. Булгакова, С.П. Евсеев, Т.Г. Фомиченко // Вестник спортивной науки. - 2020. - № 6. - C. 29-37.
2. Двейрина, О.А. О концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации / О.А. Двейрина, Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 9 (187). - С. 77-84.
3. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (Ред. от 31.07.2020) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
4. Общественная палата Российской Федерации. Научно-практическая конференция по совершенствованию модели управления детско-юношеским спортом, 15 сентября 2020 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=RpG50umHpv8
5. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 6 октября 2020 года, от 30 октября 2020 г. № 1760.
6. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р.
References
1. Seyranov, S.G., Bulgakova, N.Zh., Evseev, S.P. and Fomichenko, T.G. (2020), On the shortcomings and contradictions of the sports reserve training system in the Russian Federation, Vestnik sportivnoy nauki, no. 6, pp. 29-37.
2. Dveyrina, O.A., Terekhina, R.N. and Viner-Usmano-va, I.A. (2020), About the concept of development of children and youth sports in the Russian Federation, Uchenye zapiski universitewta imeni P.F. Lesgafta, no. 9 (187), pp. 77-84.
3. Government of Russian Federation (2007), Federal Law of 04.12.2007 No. 329-FZ (Revised from 31.07.2020) "On physical culture and sports in the Russian Federation".
4. Public Chamber of the Russian Federation (2020), Scientific and Practical Conference on Improving the Management Model for Children and Youth Sports, September 15, 2020 [Online], URL: https://www.youtube.com/ watch?v=RpG50umHpv8
5. President of the Russian Federation (2020), The list of instructions of the President of the Russian Federation following the meeting of the Council for the Development of Physical Culture and Sports, held on October 6, 2020, dated October 30, 2020 No. 1760.
6. Government of the Russian Federation (2020), Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030: approved by order of the Government of the Russian Federation of November 24, 2020 No. 3081-r.