Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖА'

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ / ЧУВСТВО ЦВЕТА / ЦВЕТОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕЙЗАЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимина Екатерина Олеговна, Шешукова Екатерина Ивановна

Данная статья рассматривает проблему развития чувства цвета у младших школьников средствами пейзажа. Были рассмотрены понятия «цвет» и «чувство цвета». Также рассмотрена закономерность взаимосвязи цветового восприятия младшего школьника и его проявление эмоций. Учитывая возрастные особенности обучающихся данного периода были предложены методы развития чувства цвета через пейзаж, как один из самых понятных жанров ребенку. Были выявлены положительные стороны изучения пейзажа на эмоциональное, эстетическое и художественное развитие младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимина Екатерина Олеговна, Шешукова Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SENSE OF COLOR IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF LANDSCAPE

This article examines the problem of developing a sense of color in younger schoolchildren by means of landscape. The concepts of "color" and "color sense" were considered. The regularity of the relationship between the color perception of a younger student and his manifestation of emotions is also considered. Taking into account the age characteristics of students of this period, methods of developing a sense of color through landscape were proposed, as one of the most understandable genres for a child. The positive aspects of studying the landscape on the emotional, aesthetic and artistic development of younger schoolchildren were revealed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖА»

УДК 372.8

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖА

студентка Зимина Екатерина Олеговна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

ассистент кафедры искусств Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Стремительно быстрый технический прогресс в современном мире заставляет сферу образования решать большое количество проблем. Дети, находясь постоянно в цифровом пространстве теряют связь с живой природой, вследствие чего теряется навык распознавания и чувствования естественных цветов.

Чувство цвета как умение выделять, различать оттенки, уметь их группировать по разным основаниям, смешивать играет важную роль в художественно-эстетическом развитии ребенка. Развитое чувство цвета насыщает восприятие детей, помогает полнее воспринимать окружающий мир, развивает воображение, мышление, память. Цвет имеет большое значение и развития эмоциональной сферы ребенка, поскольку он является одним из главных средств выразительности при изображении рисунка. А ведь именно через рисунок ребенок передает свои чувства и эмоции. Таким образом, все эти факторы обуславливают необходимость развития чувства цвета, как одного из важнейших условий психического развития ребенка и его творческих способностей.

Изучением проблемы развития у детей чувства цвета занимались такие педагоги как H.H. Волков, З.М. Истомина, Т.С. Комарова, B.C. Мухина [1], [4], [5], [8]. Они считали, что развитие чувства цвета очень важно для полноценного развития ребенка и должно начинаться с малых лет и происходить постепенно, поэтапно.

Современные образовательные программы по изобразительному искусству B.C. Кузина, Б.М. Неменского, Б.П. Юсова, Т.Я. Шпикаловой [6], [7], [10], [9] направлены не только на усвоение художественных навыков, знаний и умений, но и на развитие эмоционально-чувственной сферы обучающихся. Это достигается за счет нескольких занятий по изучению основ цветоведения. Для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в цветовом богатстве, необходимо его научить осмысленному восприятию цвета, основам цветовой гаммы, правилам подбора нужных цветов, их смешения, пониманию связи цвета и эмоции. Все это можно успешно реализовать на уроках изобразительного искусства в процессе изучения пейзажа. Ведь именно пейзажная живопись раскрывает перед детьми бесконечное богатство цветов, красоту и глубину природы и окружающего мира. Помимо этого, нельзя не отметить и развитие устойчивого интереса и любви к природе, человеку, Родине.

Но несмотря на имеющиеся исследования в области формирования и развития чувства цвета, на практике в программах по изобразительному искусству в общеобразовательной школе существует направленность на получение знаний в области цветоведения, но не как эстетического качества личности, а также есть недостаточное рассмотрение проблемы с точки зрения педагогики.

Изложение основного материала исследования. Для большего погружения в проблему исследования рассмотрим понятия «цвет» и «чувство цвета».

С давних времен изучение цвета интересовало многих ученых, исследователей, но было затруднено в связи с субъективностью восприятия цвета. С точки зрения физики цвет - это световая волна, отражающаяся от предметов, длина которой и определяет сам цвет. Цвет имеет множество различных характеристик. К ним относятся оттенок, яркость, тон, смешение цвета в разных пропорциях с белым или черным, насыщенность, которая определяется степенью присутствия в оттенке чистого цвета и другие.

С точки зрения психологии в основном рассматривается значение цвета, его восприятие и влияние на человека. В психологии восприятия каждый цвет имеет свои ассоциации и воздействие. В исследовании педагога С.И. Игнатьева под чувством цвета понимается сложное, обогащенное восприятие цвета, когда возникают определённые образы, связанные с ними воспоминания, эмоции, психические состояния [3].

С физиологической стороны чувство цвета предполагает цветовые чувствительность и восприятие зрительного аппарата, его способность воспринимать и преобразовывать световое излучение цветов определённого спектра, при этом формируется целостное цветовое ощущение.

Таким образом, в основе этих определений лежит именно физиологическая особенность зрительного аппарата к восприятию различных цветов и их характеристик, физических свойств, а также способность психики к эмоциональному восприятию цвета. Как мы выяснили, недостаточно определяется чувство цвета с педагогической стороны.

Великий педагог Я.А. Коменский один из первых педагогов, который обратил внимание на необходимость формирования у обучающихся чувства цвета. Данный процесс он предлагал рассматривать через восприятие детьми произведений изобразительного искусства. Он отмечал, что благодаря художественным образам ребенок лучше воспринимает цвета, при этом получая эстетическое удовольствие [2].

Итальянский педагог Мария Монтессори также считала, что развитое чувство цвета влияет на психофизическое развития ребенка. В методике по обучению цветам она выделяла четыре этапа: сенсорный опыт ребенка через действие, восприятие через ассоциацию цвета, узнавание цвета по названию, запоминание цвета [2]. Знание цветов являлось основой выразительного языка рисунков детей.

Из исследований B.C. Мухиной можно сделать вывод о том, что дети выбирают цвета по своему предпочтению, что нравится, а что нет, то есть цветовые решения детских рисунков не подкреплены определенным замыслом цветового решения [8].

Педагог Т.С. Комарова пишет о том, что «чувство цвета - это умение различать, называть и использовать различные цвета и их оттенки; умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний» [5, С. 54]. В данном определении уже предпринята попытка охарактеризовать его не просто как физиологическое свойство, но и как категорию эстетики.

Таким образом, в процессе воспитания и обучения необходимо не просто давать детям знания о цвете, но и через цвет научить созерцать природу, образы окружающего мира. К примерам хорошо развитого чувства цвета у ребенка может послужить умение натуралистично передавать цветовую гамму природы в зависимости от времени года или же состояния природы.

Таким образом, проанализировав проблему, нами было уточнено понятие «чувство цвета обучающихся» - это способность детей, с физиологической стороны, различать цвета, оттенки, умения называть их, группировать на основе их

сходства, контраста, в процессе чего возникают художественные образы и связанные с ними эмоциональные и психические состояния.

Пейзаж является одним из эффективных средств развития чувства цвета у учащихся младшего школьного возраста. Это особый жанр, где ребенок активно знакомится с цветом. Пейзаж также бывает разным: городской, архитектурный, сельский, но детям проще знакомиться с цветом через природный. Наблюдая за природой, дети могут увидеть множество цветовых ассоциаций. Например, они могут классифицировать по временам года, времени суток, состояния природы.

Например, для зимы характерны светлые оттенки голубого, синего, белый цвет. Цветовая палитра весны более нежная, пастельные оттенки, розовые, голубые. Для лета характерно буйство красок, это и всевозможные оттенки зеленого, желтого, синие, малиновые и другие более сложные сочетания. Осень приобретает оттенки охры, оранжевые, красные.

Помимо непосредственного наблюдения за природой, на уроках изобразительного искусства можно использовать и другие методы развития чувства цвета.

Рассматривание репродукции картин известных художников-пейзажистов К.А. Коровина, И.И. Левитана,

A.К. Саврасова, их цветовой анализ. С помощью учителя можно провести анализ живописных приемов, выразительных средств цвета, помогающих более полно раскрыть состояние природы и эмоции художника. Например, с помощью простых наводящих вопросов. Цветовой анализ картины строится над определением общего колорита картины.

Нравится ли Вам картина? Как Вы думаете, какое настроение автор хотел показать в этой картине? Как Вы поняли, что именно это настроение отражено? Какими цветовыми решениями художнику удалось передать это настроение? Далее можно обсудить соотношения цветов в картине: Какой цвет самый яркий? Какой самый бледный? (контраст-нюанс). Какие сочетания цветов встречаются?

Также можно применить методы сравнения нескольких репродукции, например, на осеннюю тематику. И сравнить, какая осень у разных или одного художника по цветовому решению. Восприятие детьми творчества различных художников обогащает их духовную культуру, прививает эстетический вкус, а также способствует развитию собственных художественных навыков.

Метод показа. Такие занятие можно проводить в форме мастер-класса, направленного на отработку навыка смешения цветов. Такое занятие должно предполагать практику по смешиванию на палитре различных цветов, затем рисование простых, затем сложных элементов, и как итог усвоения темы выполнение итоговой композиции на заданную тему. Во-первых, на занятии мы непосредственно знакомимся с инструментом художника - палитрой, во-вторых, обозначаем главные правила смешивания цветов, например, убирать излишки воды с кончика кисти, а также постоянное тщательное промывание кисточки для получения более чистого цвета. Таким образом, таким методом мы решаем сразу несколько задач: расширение представление обучающихся о свойствах цвета, обогащение сенсорного опыта восприятия цвета, формирование навыков смешения цветов.

Метод упражнений. Для развития чувства цвета необходимо не только сформировать у обучающихся устойчивый интерес к работе с цветом, но и научить их цветовой грамотности, а также важно развивать их творческие способности, воображение и способствовать самостоятельной инициативе решать творческие задачи. Примерами таких упражнений могут быть работы с карточками, которые направлены на закрепление навыков по различению цветов и их оттенков. Например, ребенку предлагается семь карточек одного цвета, но разной интенсивности. Ему нужно разложить карточки от самого светлого до самого темного. Или десять карточек разного цвета, нужно выбрать только те, которые имеют синий оттенок.

Выводы. Пейзаж является одним из самых эмоциональных жанров изобразительного искусства, поскольку за счет цвета, композиции, контрастных отношений художник может показать всю красоту и гармонию природы. Нельзя не отметить, что знакомство младших школьников с этим жанром способствует обогащению их духовной культуры за счет художественно-эстетического развития, формирования ценностного отношения к природе, людям, родному краю.

Аннотация. Данная статья рассматривает проблему развития чувства цвета у младших школьников средствами пейзажа. Были рассмотрены понятия «цвет» и «чувство цвета». Также рассмотрена закономерность взаимосвязи цветового восприятия младшего школьника и его проявление эмоций. Учитывая возрастные особенности обучающихся данного периода были предложены методы развития чувства цвета через пейзаж, как один из самых понятных жанров ребенку. Были выявлены положительные стороны изучения пейзажа на эмоциональное, эстетическое и художественное развитие младших школьников.

Ключевые слова: цвет, чувство цвета, цветовое восприятие, младший школьный возраст, пейзаж.

Annotation. This article examines the problem ofdeveloping a sense of color in younger schoolchildren by means of landscape. The concepts of "color" and "color sense" were considered. The regularity of the relationship between the color perception of a younger student and his manifestation of emotions is also considered. Taking into account the age characteristics of students of this period, methods of developing a sense of color through landscape were proposed, as one of the most understandable genres for a child. The positive aspects of studying the landscape on the emotional, aesthetic and artistic development of younger schoolchildren were revealed.

Keywords: color, color sense, color perception, primary school age, landscape.

Литература:

9. Волков, H.H. Цвет в живописи / H.H. Волков. - Москва: Искусство, 1985. - 480 с

10. Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / О.М. Газина,

B.Г. Фокина. - Москва: Прометей, 2013. -254 с.

11. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. -Москва: Академический Проект, 2020. - 155 с.

12. Истомина, З.М. Восприятие и называние цвета / З.М. Истомина. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 110 с.

13. Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова, A.B. Размыслова. - Москва: Пед. о-во России, 2007. - 144 с.

14. Кузин, B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе / B.C. Кузин. - Москва: Просвещение, 1972. -270 с.

15. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы / под ред. Б.М. Неменского. - Москва: Просвещение, 2005. - 191 с.

16. Мухина, B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / B.C. Мухина. -Москва: Педагогика, 1981. -240 с.

17. Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя / Под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Нар. асвета, 1992. - 191 с.

18. Шпикалова, Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2015. -254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.