Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
чтение / развитие / младшие школьники / литературное чтение / прием / метод / форма / reading / development / primary schoolchildren / literary reading / technique / method / form

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарсекеева Ж.Е., Ульянычева И.Н.

В статье рассматривается проблема развития читательского интереса младших школьников через нестандартные уроки литературного чтения. Представлен анализ нестандартных уроков, направленных на активизацию интереса к чтению обучающихся на уроках литературного чтения. Продемонстрированы особенности развития читательского интереса младших школьников через нестандартные уроки литературного чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сарсекеева Ж.Е., Ульянычева И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL

Article examines the problem of developing the reading interest of younger schoolchildren through non-standard literary reading lessons. An analysis of non-standard lessons aimed at activating students' interest in reading during literary reading lessons is presented. The features of the development of reading interest of younger schoolchildren through non-standard literary reading lessons are demonstrated.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

УДК 373.3 Сарсекеева Ж.Е., Ульянычева И.Н.

Сарсекеева Ж.Е.

докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики начального обучения Карагандинский университет им. Е.А. Букетова (г. Караганда, Казахстан)

Ульянычева И.Н.

студент,

Карагандинский университет им. Е.А. Букетова (г. Караганда, Казахстан)

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития читательского интереса младших школьников через нестандартные уроки литературного чтения. Представлен анализ нестандартных уроков, направленных на активизацию интереса к чтению обучающихся на уроках литературного чтения. Продемонстрированы особенности развития читательского интереса младших школьников через нестандартные уроки литературного чтения.

Ключевые слова: чтение, развитие, младшие школьники, литературное чтение, прием, метод, форма.

Теоретические основы применения нестандартных уроков литературного чтения в начальной школе заложены в трудах таких ученых, педагогов-практиков, как Гриценко З.А. [1], Антонова Е.С. [2], Колесникова Т.М. [3], Козырь У.А. [4], Пахомова Н.Ю. [5], Михайленко Т.М. [6], Милованова Л.А. [7] и другие.

З.А. Гриценко, в своих исследованиях, подчеркивает, что формирование навыков чтения у ребенка происходит на двух этапах. Сначала ребенок пассивно слушает произведения, предлагаемые взрослыми, а затем активно проявляет интерес к определенным произведениям, которые он может хорошо запомнить, пересказать и использовать в своих играх [1]. Очевидно, что эта теория формирования читательских навыков у ребенка служит основой для его дальнейшего обучения в школе.

Для формирования любви к чтению, необходим интерес к познанию, который естественен для каждого любого психологически здорового ребенка. Познание материального мира является первым шагом в мир книжных познаний. Развивая устойчивые навыки чтения, учитель предоставляет ученику средство для более глубокого понимания реального мира, с целью развития высшего уровня понимания внутреннего мира. Эти ступени познания тесно связаны и взаимозависимы. Поэтому необходима система обучения, которая поддерживает переход от интереса к изучению после к формированию и закреплению интереса к чтению в процессе развития навыка чтения. Быстрое освоение навыка чтения дает уверенность в понимании прочитанного [2].

Читательский интерес, по мнению Т.М. Колесниковой, определяется как стремление к прочтению и желание понять его содержание. При этом в структуре читательского интереса выделяются несколько аспектов. Внутренние факторы включают в себя познавательный интерес к новым материалам и мотивацию, выражающую потребность в получении информации, соответствующей интересам читателя и других лиц. Внешние факторы включают привлекательное оформление книги и текста, содержание аннотаций и сообщений о содержании, а также мнения и эмоциональные реакции тех, кто уже ознакомился с произведением. Кроме того, Т.М. Колесникова выделяет деятельностные факторы, такие как высокий уровень навыков чтения, способность понимать текст без утраты основного смысла, а также развитие словарного запаса и понимание значения слов, фразеологизмов, поговорок, пословиц и других выражений, встречающихся в тексте [3].

Активизация младших школьников в мире произведений происходит с применением различных методов и приемов работы с книгами. Значительными являются интересное объяснение материала, внесение необычной информации, использование информационно-коммуникационных технологий. При традиционной форме работы с текстом внесение нетрадиционных методических форм, методов и приемов составляет собой результативный, образовательный процесс. Рассмотрим некоторые методы и приемы по развитию читательского интереса. «Уголки» - прием, который используется на уроках литературного чтения при анализе одного из персонажей класс разделяется на две группы. Одна из групп, опираясь на текст и свой личный опыт, подготавливает аргументацию, поддерживающую положительные характеристики героя, в то время как другая группа фокусируется на отрицательных чертах, обосновывая свои выводы цитатами из текста. Этот прием применяется после того, как весь литературный материал был изучен. По завершении урока проводится общая дискуссия для формулировки общих выводов [4].

Проблемный метод - это метод, основанный на проблемной ситуации или проблемном вопросе. При участии учащихся активизируется познавательная деятельность. Этот метод включает в себя поиск и решение сложных проблем, которые требуют актуализации знаний, анализа, а также способность видеть явление за пределами отдельных фактов. Особенности проблемных ситуаций на уроке литературы включают в себя следующее: каждый ученик воспринимает художественное произведение индивидуально, что приводит к разнообразию читательских трактовок текста и созданию проблемных ситуаций, различные варианты решения проблемного вопроса зависят от субъективного восприятия, поэтому выбор не всегда может быть окончательно решенным. Проблемные ситуации часто разрешаются путем совмещения различных мнений и позиций учащихся [5].

«Составление картинного плана текста». Этот прием, направленный на развитие осмысленного чтения, применим при работе с произведениями, где структура текста ясна и можно выделить этапы развития сюжета. Работа

проводится в парах или группах. Дети создают схематичное изображение последовательности событий, а затем представляют свои работы в виде кинопленки или книги. При использовании данного метода ученикам легче составлять план текста, выделять ключевые моменты в каждой части и более успешно проводить пересказ [6].

К примеру, прием «Нарисуй карту» был успешно использован на уроке-исследования. После того ученики прочитали произведение, класс разделился на группы и получил задачу- создать карту-схему событий. Для того чтобы создать карту учащиеся должны были внимательно читать текст, анализировать его, сопоставлять события. Победила та группа, которая наилучшим образом представила карту произведения.

Таким образом, использование разнообразных подходов к обучению позволяет создать условия для эффективного усвоения материала и развития интереса к чтению у обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гриценко З.А. Своеобразие читательского становления // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С. 15-21;

2. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге // Начальная школа плюс до и после - 2012. - № 12. - С. 27-28;

3. Колесникова Т. М. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. - М.: Ювента, 2012. - 64 с;

4. Козырь УА. Характеристика приемов технологии РКМЧП // Русский язык.

- 2009. - №7 - С. 5-10;

5. Бейзеров В.А. Проблемное обучение // Образование в современной школе.

- 2010. - № 12. - С. 48-52;

6. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий.

- М., 2011. - 140-146 с

Sarsekeyeva Zh. Ye., Ulyanycheva I.N.

Sarsekeyeva Zh.Ye.

Academician E.A. Buketov Karaganda University (Karaganda, Kazakhstan)

Ulyanycheva I.N.

Academician E.A. Buketov Karaganda University (Karaganda, Kazakhstan)

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL

Abstract: article examines the problem of developing the reading interest of younger schoolchildren through non-standard literary reading lessons. An analysis of non-standard lessons aimed at activating students' interest in reading during literary reading lessons is presented. The features of the development of reading interest of younger schoolchildren through non-standard literary reading lessons are demonstrated.

Keywords: reading, development, primary schoolchildren, literary reading, technique, method, form.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.