Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
литературоведческие понятия / младшие школьники / литературное чтение / формирование / система понятий / literary concepts / junior schoolchildren / literary reading / formation / system of concepts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарсекеева Ж.Е., Чилякова В.И.

В статье рассматривается проблема формирования литературоведческих понятий у младших школьников. Представлен анализ общих литературоведческих понятий. Продемонстрированы особенности формирования литературоведческих понятий у младших школьников в казахстанской системе начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LITERARY CONCEPTS OFYOUNGER SCHOOLCHILDREN AS PSYCHOLOGICALAND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article deals with the problem of the formation of literary concepts in younger schoolchildren. The analysis of general literary concepts is presented. The peculiarities of the formation of literary concepts among younger schoolchildren in the Kazakh primary education system are demonstrated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 373.3 Сарсекеева Ж.Е., Чилякова В.И.

Сарсекеева Ж.Е.

докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики начального обучения Карагандинский университет им. Е.А. Букетова (г. Караганда, Казахстан)

Чилякова В.И.

магистрант, образовательная программа 7М01301 -Педагогика и методика начального обучения Карагандинский университет им. Е.А. Букетова (г. Караганда, Казахстан)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования литературоведческих понятий у младших школьников. Представлен анализ общих литературоведческих понятий. Продемонстрированы особенности формирования литературоведческих понятий у младших школьников в казахстанской системе начального образования.

Ключевые слова: литературоведческие понятия, младшие школьники, литературное чтение, формирование, система понятий.

Вопросы формирования литературоведческих понятий у младших школьников исследовали такие ученые, как М.А. Рыбникова, Л.М. Крупчанов, М.П. Воюшина, И.Р. Николаева, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, Н.А. Менчинская, О.Ю. Богданова, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова. Основы современного понимания данных вопросов заложены в работах казахстанских

ученых, педагогов, методистов М.М. Аймагамбетовой, Е.В. Богатыревой, Р.А. Бучиной, Н.В. Регель, О.И. Трухановой, В.К. Павленко, Е.Д. Бражниковой, Н.С. Юсуповой, Е.В. Беляевой, Т. А. Толоконниковой, Е.А. Крыловой, И.В. Оспановой, К.К. Жапеновой, Е. Штукиной и других. В связи с этим проблема формирования литературоведческих понятий у младших школьников предполагает совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников.

Теория литературы, которая исследует природу словесного творчества, разрабатывает и систематизирует законы, общие литературоведческие понятия [2] (таблица 1).

Таблица 1. Общие литературоведческие понятия.

№ Группы Понятия

1 Понятие о предмете литературоведения учение о специфике художественной литературы как особой формы духовной деятельности людей

об общественной сущности литературного творчества

2 Понятие об общих закономерностях исторического развития литературы роды и жанры

направления и течения

принципы отражения жизни

художественный метод и стиль

3 Понятие о различных сторонах и элементах содержания и формы отдельных произведений образы

конфликты

сюжет и композиция

поэтический язык

стихосложение

Формирование литературоведческих понятий у младших школьников осуществляется в соответствии с действующими программами, утвержденными Министерством просвещения Республики Казахстан [3-5] по предметам: «Букварь», «Обучение грамоте», «Литературное чтение».

К примеру, в таблице 2 продемонстрированы литературоведческие понятия, которые изучаются во 2-ом классе.

Таблица 2. Литературоведческие понятия (2 класс).

период понятия

I Высказывание Рифма

четверть Рассказ Свободный стих

Образ, персонаж Алфавитный стих

Тема произведения Повесть-сказка

Стихотворение Текст-описание

II Лирической стихотворение Бытовые сказки

четверть Ритмический рисунок стихотворения Сказки о животных

Образ-переживание Пословица

Волшебные сказки Поговорка

Сравнение Загадка

Олицетворение Заклички

Эпитет Приговорки

Литературная загадка Считалки

Простые вопросы Прибаутки

Потешки Небылицы

Сказки Скороговорки

Докучная сказка Инсценирование

Преданье Прозаический текст

III четверть Научно-познавательный рассказ Поэтический текст

Художественный текст Выступление

Следует отметить, что литературоведческие понятия расширяются и закрепляются с каждым годом обучения. Формирование литературоведческих понятий у младших школьников реализуется через обучение литературному чтению. Согласно типовой учебной программе по учебному предмету «Литературное чтение» цель обучения литературному чтению - способствовать развитию личности ребенка средствами искусства слова, воспитывать потребность в общении с искусством, ввести школьника в мир художественной литературы, приобщая его к духовному опыту человечества, формировать в процессе читательской деятельности навыки функциональной грамотности младших школьников [5].

Л.С. Арсеньев, В.С. Библер, Б.М. Кедров считают, что понятие должно быть осмыслено как процесс взаимопроникновения его противоположных определений, что составляет важное условие научного отражения относительной сущности вещи в ее конкретной целостности [1].

Таким образом, литературоведческие понятия являются инструментом для постижения художественного произведения, составной частью школьного литературного образования и носят прикладной характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арсеньев А.С., Библер В.С., Кедров Б.М. Анализ развивающего понятия. -М.: Наука, 1987. - 439 с.;

2. Крупчанов Л.М. Введение в литературоведение. - М.: «Юрайт», 2013. -479 с.;

3. Типовая учебная программа по предмету «Букварь» для 1 класса уровня начального образования [Электронный ресурс]. URL:

https://adilet.zan.kz/rus/archive/docs/V2200029767/16.09.2022 (дата обращения: 20.11.23).;

4. Типовая учебная программа по предмету «Обучение грамоте» для 1 класса уровня начального образования [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/archive/docs/V2200029767/16.09.2022 (дата обращения: 20.11.23).;

5. Типовая учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2-4 классов уровня начального образования [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/archive/docs/V2200029767/16.09.2022 (дата обращения: 20.11.23).

SarsekeyevaZh.Ye., Chilyakova V.I.

Sarsekeyeva Zh.Ye.

Karaganda University named after. E.A. Buketov (Karaganda, Republic of Kazakhstan)

Chilyakova V.I.

Karaganda University named after. E.A. Buketov (Karaganda, Republic of Kazakhstan)

FORMATION OF LITERARY CONCEPTS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Abstract: the article deals with the problem of the formation of literary concepts in younger schoolchildren. The analysis of general literary concepts is presented. The peculiarities of the formation of literary concepts among younger schoolchildren in the Kazakh primary education system are demonstrated.

Keywords: literary concepts, junior schoolchildren, literary reading, formation, system of concepts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.