Научная статья на тему 'Формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения в процессе постижения родной концептосферы'

Формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения в процессе постижения родной концептосферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / БУРЯТСКАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НА БУРЯТСКОМ ЯЗЫКЕ / ЧТЕНИЕ НА БУРЯТСКОМ ЯЗЫКЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ / THE BURYAT LANGUAGE / ELEMENTARY SCHOOL STUDENT / BURYAT CONCEPTUAL SPHERE / LITERARY WORK IN THE BURYAT LANGUAGE / READING IN THE BURYAT LANGUAGE / BUILDING OF READING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Содномов Сономбал Цыденович

Во введении к статье рассматриваются возможности концептуально-семантической системы бурятской родной культуры в литературном развитии младших школьников на бурятском языке. Материалы и методы. В целях литературного развития младших школьников на бурятском языке автор предлагает опираться на культурологическое осмысление истоков традиционной культуры бурят. Анализ трудов учёных этнографов и культурологов, характеризующих обряды жизненного цикла в бурятской традиционной культуре, работ, направленных на изучение бурятской традиционной одежды и частично телесности, по мнению автора, станет своеобразным основанием для отбора содержания концептосферы бурятской культуры. По мнению автора, знания, усвоенные в процессе чтения художественных текстов на уроках литературного чтения на бурятском языке, пропущенные через эмоциональный опыт, станут своеобразным разрешением проблемы изучения и сохранения основ традиционной культуры, введения школьника в пространство родной бурятской культуры. Именно в процессе постижения бурятской концептосферы у младших школьников формируется читательское умение выявить и охарактеризовать культурные концепты бурятского народа в художественном произведении для детей младшего школьного возраста на бурятском языке. Результаты исследования. Осуществлён отбор содержания литературного развития младших школьников на бурятском языке, который произвели в соответствии с отражением концептосферы в художественных произведениях. Содержание литературного развития на бурятском языке представлено областями: «Предметный мир», «Природа», «Внутренний мир личности», «Социально-нормативные отношения», представленные основными концептами, которые показаны на рисунке 1 и в таблице. Отобранное содержание позволяет младшим школьникам усваивать концептосферы бурятского народа и обусловливает формирование специального умения выявить и охарактеризовать культурные концепты бурятского народа в процессе анализа художественного произведения. Заключение. По мнению автора, отобранное содержание станет необходимым условием для реализации этнокультурного компонента и является условием изучения и сохранения основ традиционной культуры. Читательские умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно воспринимать литературу разных жанров на бурятском языке и получать от этого эстетическое удовольствие. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BUILDING OF READING SKILLS IN ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF ACQUIRING THE NATIVE CONCEPTUAL SPHERE

The introduction of the paper considers the possibilities of the conceptual-semantic system of the Buryat native culture in the literary development of younger schoolchildren in the Buryat language. Materials and methods. For the literary development of younger schoolchildren in the Buryat language, the author proposes relying on the culturological understanding of the sources of traditional culture. An analysis of the research conducted by scholars (ethnographers and culturologists) that characterize the rites of the life cycle in the Buryat traditional culture, and investigations aimed at studying the Buryat traditional clothes and partly corporeality will provide a ground for selecting the contents of the conceptual sphere of the Buryat culture. According to the author, the knowledge acquired in the process of reading literary texts in the classes of literary reading in the Buryat language, and the emotional experience gained will become a kind of solution to the problem of studying and preserving the basics of traditional culture and introducing students into the space of their native Buryat culture. In the process of acquiring the Buryat conceptual sphere, the elementary school children develop an ability to identify and characterize the cultural concepts of the Buryat people in a literary work in the Buryat language. The results of the study. The contents of the material in the Buryat language for the literary development of elementary school children was selected according to the reflection of the conceptual sphere in the literary works. The contents is represented by the topics “subject world”, “nature”, “the inner world of an individual”, “social and normative relations”, which are given through the basic concepts shown in Figure 1 and the table. The selected material allows younger students to acquire the conceptual spheres of the Buryat people and provides the formation of a special skill the ability to identify and characterize the cultural concepts of the Buryat people in the process of analysis of a literary work. Conclusion. According to the author, the selected contents will become a prerequisite for the implementation of the ethnic-cultural component and is a condition for the study and preservation of the foundations of traditional culture. Reading skills built in elementary school will be necessary and sufficient to enable the students to fully perceive the literature of different genres in the Buryat language and derive aesthetic pleasure from reading it in the next stages of their education. Moreover, it is precisely the reading skills that will provide the younger students with the opportunity to independently acquire new knowledge and create the basis for self-learning and self-education in the future.

Текст научной работы на тему «Формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения в процессе постижения родной концептосферы»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 821.161.1+372.41

Формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения в процессе постижения родной концептосферы

С. Ц. Содномов

Бурятский республиканский институт образовательной политики, г. Улан-Удэ

Аннотация. Во введении к статье рассматриваются возможности концептуально-семантической системы бурятской родной культуры в литературном развитии младших школьников на бурятском языке.

Материалы и методы. В целях литературного развития младших школьников на бурятском языке автор предлагает опираться на культурологическое осмысление истоков традиционной культуры бурят. Анализ трудов учёных - этнографов и культурологов, характеризующих обряды жизненного цикла в бурятской традиционной культуре, работ, направленных на изучение бурятской традиционной одежды и частично телесности, по мнению автора, станет своеобразным основанием для отбора содержания концеп-тосферы бурятской культуры. По мнению автора, знания, усвоенные в процессе чтения художественных текстов на уроках литературного чтения на бурятском языке, пропущенные через эмоциональный опыт, станут своеобразным разрешением проблемы изучения и сохранения основ традиционной культуры, введения школьника в пространство родной бурятской культуры. Именно в процессе постижения бурятской концептосферы у младших школьников формируется читательское умение выявить и охарактеризовать культурные концепты бурятского народа в художественном произведении для детей младшего школьного возраста на бурятском языке.

Результаты исследования. Осуществлён отбор содержания литературного развития младших школьников на бурятском языке, который произвели в соответствии с отражением концептосферы в художественных произведениях. Содержание литературного развития на бурятском языке представлено областями: «Предметный мир», «Природа», «Внутренний мир личности», «Социально-нормативные отношения», представленные основными концептами, которые показаны на рисунке 1 и

в таблице. Отобранное содержание позволяет младшим школьникам усваивать концептосферы бурятского народа и обусловливает формирование специального умения - выявить и охарактеризовать культурные концепты бурятского народа в процессе анализа художественного произведения.

Заключение. По мнению автора, отобранное содержание станет необходимым условием для реализации этнокультурного компонента и является условием изучения и сохранения основ традиционной культуры. Читательские умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно воспринимать литературу разных жанров на бурятском языке и получать от этого эстетическое удовольствие. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования.

Ключевые слова:

Для

цитирования:

бурятский язык, младший школьник, бурятская концеп-тосфера, художественное произведение на бурятском языке, чтение на бурятском языке, формирование читательских умений.

Содномов С. Ц. Формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения в процессе постижения родной концептосферы // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 133.-145.

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-133-145

Дата поступления статьи в редакцию: 30 октября 2019 г.

Введение

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования содержание начального регионального образования находится в поиске эффективных способов реализации этнокультурного компонента. Стандарт ориентирован на воспитание человека, любящего свой край и своё Отечество, знающего русский и родной бурятский языки, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества [15; 7]. Необходимым условием реализации этнокультурного компонента является изучение и сохранение основ традиционной культуры. В целях введения младшего школьника в про-

странство бурятской родной культуры в начальных школах с бурятским родным языком обучения необходимо менять подходы к разработке программ литературного чтения на бурятском языке, пересматривать содержание начального литературного образования на бурятском языке.

Чтение на бурятском языке в начальной школе с бурятским родным языком обучения рассматривалось как часть курса «Бурятский язык» и было направлено на развитие речи детей, формирование и совершенствование качества чтения. В связи с введением в учебный план общеобразовательных школ с бурятским родным языком обучения курса «ТYрэлхи хэлэн "Родная речь" -литературное чтение на бурятском языке» появилась необходимость сочетать обучение чтению на бурятском языке с литературным развитием, и это привело к осознанию специфики предмета «Литературное чтение на бурятском языке» в начальной школе с бурятским родным языком обучения, что требует соблюдения определённых подходов, учёта языковой ситуации в республике, состояния развития детской бурятской литературы [13, с. 34].

Методы и материалы исследования

В условиях глобализации, когда проблема сохранения бурятского языка является острой, важно знакомить младших школьников с традиционной культурой родного бурятского народа. Этнокультура любого народа характеризуется собственной, отличной от других, концептуально-семантической системой родной культуры (концептосферой). Термин «концептосфера» определяет совокупность концептов нации, представляет все потенции концептов носителей языка. Однако при отборе содержания литературного развития младших школьников на бурятском родном языке следует знать, что концептосфера народа шире семантической сферы, представленной значениями слов языка, и что она зависит от богатства представленных фольклорных, литературных, публицистических произведений, а также произведений изобразительного искусства и др., в которых отражается совокупный исторический опыт.

При отборе направленного на постижение бурятской концептосферы содержания литературного развития младших школьников следует опираться на культурологическое осмысление истоков традиционной бурятской культуры, описанных в работах В. Д. Бабуевой, Д. Б. Батоевой, Г. Р. Галдановой, Д. А. Николаевой, Т. Д. Скрынниковой, характеризующих обряды жизненного цикла в бурятской традиционной культуре, а также в работах Р. Д. Бадмаевой, К. В. Вяткиной, Л. В. Санжеевой, Г. Н. Потанина и др., направленных на изучение бурятской традиционной одежды и частично телесности. Научные публикации, монографии и статьи Н. Л. Жуковской, А. П. Окладникова, а также Л. Л. Абаевой, Р. Д. Бадмаевой, С. П. Балдаева, К. Д. Басаевой, Г. Р. Галда-новой, К. М. Герасимовой, Н. Б. Дашиевой, Д. С. Дугарова, Л. Л. Линхово-ина, Т. М. Михайлова, В. Ц. Найдаковой, Л. В. Санжеевой, С. Б. Самбуевой, Ю. А. Серебряковой, Т. Д. Скрынниковой, И. И. Соктоевой, А. В. Тумахани, И. Е. Тугутова, Ю. Ц. Тыхеевой и др. стали своеобразным основанием для отбора содержания концептосферы бурятской культуры.

Следует отметить, что бурятская концептосфера, заложенная в основу содержания литературного развития младших школьников на бурятском родном языке, в первую очередь является своеобразным разрешением проблемы изучения и сохранения основ традиционной культуры, введения

школьника в пространство родной бурятской культуры. Результат разрешения проблемы - возможность присвоения личностью младшего школьника культурного пространства.

В произведениях детской литературы на бурятском языке, включённых в программу начального образования, достаточно широко отображена концеп-тосфера. Поэтому содержание литературного развития учащихся начальных классов на бурятском языке формировалось в соответствии с её отображением.

В учебно-методических комплектах «ТYрэлхэ хэлэн "Родная речь"», «Лите-ратурна уншалга» "Литературное чтение" материалы по литературному развитию учащихся начальных классов на бурятском языке определены областями: «Внутренний мир личности», «Природа, предметный мир», «Социально-нормативные отношения». Они представлены следующими концептами:

Народ: 'буряад арад', 'буряад зон', ^н', 'хори', 'хонгоодор', 'сонгоол', 'сартуул', 'худари', 'ашабагад', 'табангууд', 'эхирид', 'булгад'.

Малая родина: 'Тоонто', 'ТYрэhэн дайда', 'ТYрэл нютаг', 'Эхэ орон', 'Ню-тагайм дэбисхэр'.

Родной язык: 'ТYрэлхи хэлэн', 'ТYрэл буряад хэлэмни'.

Семья: 'БYлэ', 'аба', 'эжы', 'эсэгэ', 'эхэ', 'xYбYYн', 'басаган', 'баабай', 'уб-гэн аба', 'нагаса баабай', 'хYгшэн эжы', 'нагаса эжы', 'аха', 'ахай', 'эгэшэ', 'дYY хYбYYн', 'дYY басаган', 'ууган', 'тээли', 'одхон'.

Родословная: 'Угай hарбаалжан', 'Угай бэшэг', 'элинсэг', 'хулинсаг', 'тYрхэмYYД', 'тYрэлхид', ^лэ аха', 'бYлэ эгэшэ', 'бYлэ дуу', 'Yеэлэ дуу', 'Yеэлэ аха', 'Yеэлэ эгэшэ', 'хаяала', 'хаяала аха', 'хаяала дуу', 'хаяала эгэшэ', 'база-нар', 'hабhяалан', 'нYхэр', 'бэри', 'хYрьгэн', 'абгайхан', 'хуряахай', 'нагаса', 'абга', 'нагаса абгай', 'абга эгэшэ'.

Пять драгоценностей: 'Табан хушуун мал'. 'Тэмээн', 'ботогон', 'тором', 'тайлаг', 'эрэ мал', 'гунан', 'дртэн', 'буура', 'атан', 'эмэ мал', 'гунжан', 'дрт-жэн', 'энгин'. 'Морин', 'унаган', 'дааган', 'эрэ морин', 'гунан', ^еэ', Ъоёо-лон', 'hоёо hунгама', 'эмн^эн морин', 'азарга', 'гунжан', 'шYДЭлэн', 'хизаа-лан', 'гYYн'. '^хэр', 'тугал', 'буруун', 'хашараг', 'эрэ Yxэр', 'гунан', 'дртэн', 'сар (эмниhэн Yxэр)', 'буха', 'эмэ Yxэр', 'гунжан', 'дYнжэн', 'Yнеэн'. 'Хонин', 'эрэ хонин', 'тYлгэ', 'шYлгэ', 'хизаалан', 'хуса', 'эмэ хонин', 'тYлгэ', 'зуhаг', 'hагли', 'хонин'. 'Ямаан', 'шYДлэн', 'эрэ ямаан', 'hиинаг hэрxэ', 'шYлxэ', 'тэхэ hэрxэ', 'эмэ ямаан', 'зуhаг', 'ямаан'.

Гэсэр, 'баатар', 'тэнгэришYYл', 'Нюhата-Нюургай', 'мэргэн', 'Орголи эреэн гYрввhэн', 'абарга', 'хаан', 'хатан', 'мангадхай', 'Шэрэм-Минаата'.

Белый месяц: 'Сагаалган', 'сагаан', 'Сагаан hара', 'Шэнэ жэл', 'магтаал', 'дYгжYYбэ', 'hайндэр', 'хадаг', 'найр', 'хурал', 'дасан', 'бYTYY YДэр', 'заншал', 'золгохо ёhо', 'амаршалга', 'гурим', 'ёhо', 'бэлэг', 'буян', 'нYгэл', 'сагаан эдеэн табаг', 'тараг', 'Yрмэн', 'айраг', 'аарсан', 'айрhан', 'ээзгэй', 'уураг', 'зввхэй', 'хоймог', 'брынзэ', 'сэгээ', 'тибhэн', 'салмаад', 'шанаhан зввхэй', 'мяхан табаг', 'бYxэли мяхан', 'бууза', 'хушуур', 'орёомог', 'шудхаИан шуhан', 'эреэ-лжэ', 'хошхоног', 'хирмаса', 'YбсYYн', 'шэхэр табаг'.

Лирика

Рис. 1. Содержание литературного развития на бурятском языке

Fig. 1. The contents of the material for literary development in the Buryat language

Байкал: 'Байгал', 'баялиг', 'сэнхир ЗYрхэн', 'олтирог', 'Ойхон', 'Сэлэнгэ', 'Баргажан', 'Дээдэ Ангар', 'Туурхэ'.

Обычаи и традиции: 'ЁЙо заншал', 'обоо тахиха', 'хYндэлхэ ёhо', 'угтаха ёhо', 'уреэл тогтоохо', 'милаан', 'Yhэ хайшалха', ^лгыдэ оруулха', 'байгаа-лида нарин хандаха', 'угай заншалнууд', 'бYлэдвв сахиха ё^нууд', 'бYлын сэ-нтэй ЗYЙлнYYд', 'тYрэ', 'хурим', 'амга абаха', 'хадмда ошохо', 'андаляата'.

Времена года: 'жэлэй дYрбэн саг', 'хэшэгээр баян байгаали', ^бгэн буурал Yбэл', 'айлшан хабар', 'сэсэгтэ зун', береза 'хуhан' и др.

Эти концепты представлены в разделах: «Аман Y^rn абдарhаа» "Из сокровищницы устного народного творчества", «Сагаалган - манай hайндэр, саг Yедэ мандаха болгтогой!» "Сагаалган - традиционный праздник", «Арадай баялиг - табан эрдэни» "Пять драгоценностей", «Арадай баатар - Гэсэр» "Героический эпос "Гэсэр", «Буряад нааданууд» "Народные игры", "Турэл хэлэн, тYрэhэн дайда", "Хэшэгээр баян намар", "Арадай аман зохёол", '^бгэн буурал Yбэлнай", "Уран зохёолшод YхибYYДтэ" и др. [14, с 41].

В новых программах по литературному чтению отбор содержания осуществлён с учётом представления родов литературы: эпос, лирика, драма - и жанров бурятской литературы (рисунок 1).

Примерная программа начального общего образования по литературному чтению на бурятском языке составлена на основе интеграции этнокультуроло-гического, литературоведческого, деятельностного подходов. Данные принципы позволили выделить систему концептов, которую должны изучить и освоить обучающиеся в начальных классах (таблица).

Таблица

№ Концептосфера бурят в культурном поле младшего школьника Разделы УМК «Литературное чтение» на бурятском языке Условное подразделение концептуально-семантической системы

1 Предметный мир Эхэ орон Мэндэ амар, Иургуули! 'буряад арадай хубсайан' "бурятская национальная одежда", 'сагаан эдеэн' "белая пища", 'аяга шанага' "домашняя утварь", 'ажалай хэрэгсэл' "орудие труда", 'гоёолто' "украшения"'эрдэм Иургаал' "наука", 'Иургаал' "учение", 'уран зохёол' "произведение"

2 Природный мир ХYн - байгаалиин YPи Байгал далай Арадай баялиг -табан эрдэни! 'байгаали' "природа", 'байгаалиин Yри' "дитя природы", 'булаг' "исток", 'тала' "степь", 'уИан' "вода", 'модон' "дерево", 'табан эрдэни' "пять драгоценностей"

3 Социально- нормативные отношения ТYрэл хэлэн -турэИэн дайда Аман Yгын абдарИаа Уран зохёолшод YxибYYДтэ Арадуудай хани барисаан Урда Yеын Иургаал захяал 'ёИо заншал' "традиции и обычаи", 'буян' "благодеяние", 'нугэл' "грех", 'хадаг', 'дасан' "дацан", 'лама', 'Иайн' "хорошо", 'муу' "плохо", 'тэгшэ тэнюун' "развитый со всех сторон", 'уурлаха' "злиться", 'гомдол' "обида", 'залхуу' "ленивый",'гал' "огонь, очаг", 'наран' "солнце", 'Гэсэр', 'Сагаалган' "Белый месяц", 'обоо', 'бурхан', 'тайлган', 'бвв шажан мургэл'

4 Внутренний мир личности ХYн болохо багаИаа 'тоонто нютаг' "малая родина ", 'буряад хэлэн' "бурятский язык", 'буряад арад' "бурятский народ", 'хани барисаан' "дружба", 'xYбYYн' "мальчик", 'басаган' "девочка", 'гэр бYлэ' "семья", 'уг гарбал', 'уг изагуур' "родословная

Результаты

Работая с текстами художественного произведения, представленными в данных разделах, учащиеся начальной школы постигают художественный мир этих произведений, что, безусловно, помогает детям адекватно воспринимать культуру бурятского народа.

Произведения детских писателей, представленные в учебно-методических комплектах «Литературна уншалга "Литературное чтение"» по литературному развитию младших школьников на бурятском языке в целях формирования

читательских умений, разнообразны. Они отличаются по тематике, по авторам, авторским позициям, формам художественной речи, и мы считаем, что это весьма успешно позволяет формировать читательские умения.

Читательские умения как одно из основных умений, формируемое на уроках литературного чтения на бурятском языке в начальной бурятской школе, направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения. Читательское умение - это умение читателя выполнять ряд операций в соответствии с поставленной перед ним целью.

В процессе чтения и анализа художественного произведения на бурятском языке младший школьник должен постичь ценностные и иные установки кон-цептосферы народа, это является целью полноценного восприятия произведения. При этом на первый план выходит операциональная сторона умения: выявлять, характеризовать, эмоционально «проживать» идейное содержание произведения, эмоционально откликаться на него, принимать или отрицать авторскую позицию и понимание им мира.

Нами было разработано специальное умение по постижению концептосфе-ры бурятского народа: выявить и охарактеризовать культурные концепты бурятского народа в процессе анализа художественного произведения [14, с. 44]. В целях формирования названного умения необходимо научить обучающихся осуществлять последовательно следующие действия и операции:

- отбирать концепт в художественном произведении, одним из маркеров его отбора может стать и частотность употребления слова, называющего его;

- устанавливать содержание концептов, раскрытое в произведении одного или нескольких авторов;

- обобщать контексты, в которых использовался данный концепт;

- определять характерные для концепта свойства, его выражение: возможные ассоциаты, в том числе образные;

- соотносить концепт с особенностями его выражения у данного автора;

- анализировать семантику названия произведения и семантический радиус его воплощения в тексте;

- соотносить собственно фактологический и концептуальный уровни;

- моделировать структуру концептосферы: базовые образы, основные лексические репрезентации, номинативно совмещённые и ассоциативно-образные репрезентации, и субъектно-модальные смыслы.

Безусловно, это умение не должно рассматриваться в отрыве от читательских умений, систематизированных М. П. Воюшиной применительно к начальному образованию.

Все читательские умения, систематизированные М. П. Воюшиной, позволяют овладеть способами анализа и синтеза художественного произведения, элементарными литературоведческими понятиями.

Важно отметить, что читательские умения:

- воспринимать изобразительно-выразительные средства языка;

- воссоздавать в своём воображении картины жизни, созданные писателем;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- определять логику развития действия в эпосе, динамику эмоций в лирике;

- видеть авторскую позицию (отношения, оценка) во всех элементах произведения по отношению к действиям и операциям по определению и харак-

теристике концептов - являются первичными, позволяют осуществлять полноценное восприятие произведения. Затем сам процесс анализа соотносится с выявлением концептов бурятской культуры.

Понимание роли концептов как средства создания художественного образа и выражения авторского отношения - это главное и необходимое, что формирует читательские умения в процессе чтения и анализа художественного произведения на бурятском языке и концептов, использованных в этих текстах, способствует пониманию и восприятию концепта в соответствии с его функцией в данном контексте.

Поэтому важно, чтобы младшие школьники осознали роль концепта в структуре образа и текста.

Чтобы младший школьник научился постигать композицию произведения, он должен размышлять над связью между эпизодами, видеть динамику эмоций, прослеживать за рождением и развитием конфликта, устанавливать связь между поступками персонажа и его характером. Также он должен научиться осмысливать роль пейзажа, портрета в произведении, речевой характеристики героев. В процессе читательской деятельности у младшего школьника формируется воссоздающее и творческое воображение. В этом случае разработанное умение позволит юному читателю понять, как прозаик, поэт использует концепт, и с помощью этих концептов, словесных знаков создаёт вымышленные образы.

Постижение концепта позволит младшему школьнику научиться понимать внутренний мир героя художественного произведения через принятие его мыслей, забот, задач, переживание и определённые действия, свойственные ему. Предполагается эмоциональное отношение, сопереживание вымышленной жизни придуманного героя.

Младшие школьники третьего и четвёртого классов на более сложной ступени развития этого умения научатся (или сформируется у них умение) видеть характер, мотивы поведения персонажа. При условии, когда читатель не столько целиком поглощён переживаниями персонажей, сколько воспринимает авторскую оценку событий и героев, то есть связывает образ-персонаж с художественной идеей произведения, можно говорить о целостном эмоциональном восприятии. Сформированное умение соотносить концепт с названием художественного произведения позволит младшему школьнику осмыслить само понятие об авторе, разную степень его присутствия в эпических и лирических произведениях. Здесь очень важно помнить, что юный читатель не должен слепо следовать авторской мысли, а вырабатывать собственное отношение к мнению и оценке автора. Иначе вместо диалога автора и читателя литературное развитие станет представляться как проецирование авторского сознания в сознание ребёнка или подмена авторского сознания сознанием учителя.

Исследования М. П. Воюшиной, Г. Н. Кудиной, З. Н. Новлянской, Л. И. Са-раскиной, Л. Е. Стрельцовой, С. Ц. Содномова и др. актуализируют значимость специальных методов и приёмов, способствующих формированию умений видеть авторское отношение к героям, авторскую оценку событий и умений, сопоставить их со своим восприятием.

Умение юного читателя выявлять концепт из произведения позволяет через обобщение, абстрагирование выйти на вычленение. Освоение идеи - основное условие реализации задачи литературного развития младших школьников на

родном бурятском языке, поскольку представляет собой синтез перечисленных как общих, так и частных читательских умений.

Поэтому нельзя в отдельности формировать читательские умения, потому что они формируются только в системе и должны быть взаимосвязанными, тем не менее необходимо, чтобы доминировало определённое умение, в частности умение выявлять и характеризовать культурные концепты бурятского народа в процессе анализа художественного произведения, и задание в системе развития читательских умений может быть одним из крохотных шагов в овладении учеником соответствующего умения.

Заключение

Таким образом, значение читательских умений в жизни человека и в учебно-познавательной деятельности младшего школьника определяет одну из важнейших целей обучения литературному чтению на бурятском родном языке в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для того чтобы научить младших школьников работать с художественным произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения, которые будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно воспринимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров на бурятском языке. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Абаева Л. Л. Традиционные обряды предбайкальских родов селенгинских бурят // Традиционная культура народов Центральной Азии (материалы и исследования). Новосибирск, 1986. С. 112-131.

2. Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ : Центр сохранения и развития культур, 2004. 226 с.

3. Батоева Д. Б., Галданова Г. Р., Николаева Д. А., Скрынникова Т. Д. Обряды в традиционной культуре бурят. М. : Восточная литература, 2002. 224 с.

4. Басаева К. Д. Семья и брак у бурят, вторая половина XIX - начало XX века. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1991. 193 с.

5. Воюшина М. П. Формирование умения анализировать художественное произведение как средство литературного развития младших школьников. СПб., 1989. 20 с.

6. Воюшина М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. СПб. : Сударыня, 2007. 320 с.

7. Герасимова К. М. Традиционная культура бурят. Улан-Удэ : Бэлиг, 2000. 144 с.

8. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск : Наука, 1987. 116 с.

9. Жуковская Н. Л. Заметки о монгольской антропонимии // Ономастика Востока. М. : Наука, 1980. С. 13-19.

10. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Информационно-методическое письмо о программе курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Начальная школа.

1997. № 87. С. 59-63.

11. Николаева Д. А. Семантика женских украшений восточных бурят // Этнические процессы и традиционная культура. Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2005, C. 223-205.

12. Скрынникова Т. Д. Два варианта картины мира в традиционной культуре бурят // Культура народов Сибири: мат-лы Третьих Сибирских чтений. СПб. : 1997. С. 139-148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Санжеева Л. В. Традиционная одежда как элемент этнической культуры бурят: проблемы исследования. Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2002. 113 с.

14. Самбуева С. Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2004. 92 с.

15. Содномов С. Ц. Методическая система литературного развития младших школьников при изучении курса «Литературное чтение» на бурятском языке : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. Улан-Удэ, 2012. 374 с.

16. Содномов С. Ц. Литературное развитие младшего школьника средствами фольклора. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2018. 178 с.

17. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 23.04.2019).

1. Abaeva L. L. Traditsionnye obryady predbaikal'skikh rodov selenginskikh buryat // Traditsionnaya kul'tura narodov Tsentral'noi Azii (materialy i issledovaniya) [Traditional Rites of the Baikal Clans of the Selenga Buryat]. Novosibirsk, 1986, pp. 112-131. (in Russian)

2. Babueva VD. Material'naya i dukhovnaya kul'tura buryat. [Material and spiritual culture of the Buryat]. Ulan-Ude: Tsentr sokhraneniya i razvitiya kul'tur[Center of Preservation and Development of Cultures], 2004, 226 p. (in Russian)

3. Batoeva D. B. Obryady v traditsionnoi kul'ture buryat. [Rites in the traditional culture of the Buryat]. Moscow: Dobrosvet, 2002, 224 p. (in Russian)

4. Basayev K.D. Sem'ya i brak u buryat, vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka [Family and marriage in the Buryat, second half of the 19th - the beginning of the 20th century]. Ulan-Ude: Buryatskoye Knizhnoye Izdatelstvo [Buryat Book Publisher]. 1991, 193 p. (in Russian)

5. Voyushina M.P. Formirovanie umeniya analizirovat' khudozhestvennoe proizvedenie kak sredstvo literaturnogo razvitiya mladshikh shkol'nikov [Building the ability to analyze a literary work as a means of literary development of younger schoolchildren]. S.-Pb.Saint Petersburg, 1989, 20 p. (in Russian)

6. Voyushina M.P. Modernizatsiya literaturnogo obrazovaniya i razvitie mladshikh shkol'nikov [Modernization of literary education and the development of younger schoolchildren] S.-Pb:Sudarynya [SudarSPb Publishing], 2007, 320 p. (in Russian)

7. Gerasimova, K. M. Traditsionnaya kul'tura buryat [Traditional Culture of the Buryat]. Ulan-Ude: Belig, 2000, 144 p. (in Russian)

8. Galdanova G.R. Dolamaistkie verovaniya buryat [Dolamaist beliefs of the Buryat]. Novosibirsk: Nauka, 1987, 116 p. (in Russian)

9. Zhukovskaya N. L. Zametki o mongol'skoi antroponimii[Notes on Mongolian anthro-ponomy]. Onomastika Vostoka [Onomastics of the East]. Moscow, 1980, pp. 13-19. (in Russian)

10. Kudina G. N. Informatsionno-metodicheskoe pis'mo o programme kursa «Literatura kak predmet esteticheskogo tsikla» [Informational-methodological letter about the syllabus of the course "Literature as a subject of the aesthetic cycle"], Moscow, Nachal'naya shkola

References

[Elementary School]. 1997, no. 87, pp. 59 - 63. (in Russian)

11. Nikolayeva D. A. Semantika zhenskikh ukrashenii vostochnykh buryat[Semantics of female decorations in the eastern Buryat]. Ehtnicheskie protsessy i traditsionnaya kul'tura [Ethnic processes and traditional culture]. Ulan-Ude: IPK VSGAKI [PPC ESSIC], 2005, pp. 223-205. (in Russian)

12. Skrynnikova T.D. Dva varianta kartiny mira v traditsionnoi kul'ture buryat[Two versions of the worldview in the traditional culture of the Buryat]. Kul'tura narodov Sibiri: mat-ly Tret'ikh Sibirskikh chtenii [Culture of the Peoples of Siberia: a collection of papers]. S.-Pb.1997, p. 139-148. (in Russian)

13. Sanzheeva L.V. Traditsionnaya odezhda kak element etnicheskoi kul'tury buryat: problemy issledovaniya [Traditional clothes as an element of the Buryat ethnic culture: research problems]. Ulan-Ude: IPK VSGAKI [PPC ESSIC], 2002, 113 p. (in Russian)

14. Sambuyeva S. B. Simvolika traditsionnogo buryatskogo zhenskogo kostyuma [Symbolism of the traditional Buryat female costume]. Ulan-Ude: Buryat State University Publishing House, 2004, 92 p. (in Russian)

15. Sodnomov S. Ts. Metodicheskaya sistema literaturnogo razvitiya mladshikh shkol'nikov pri izuchenii kursa «Literaturnoe chtenie» na buryatskom yazyke [Methodological system of literary development of younger schoolchildren in the process of learning the Literary reading course in the Buryat language]. Ulan-Ude: Buryat State University Publishing House, 2012, 268 p. (in Russian)

16. Sodnomov S. Ts. Literaturnoe razvitie mladshego shkol'nika sredstvami fol'klora [Literary development of a younger schoolchild by folklore]. Ulan-Ude: Buryat State University Publishing House, 2018, 178 p. (in Russian)

17. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [Federal State Educational Standard]. Moscow: Publishing House "Prosveshchenie", 2009. (in Russian)

The Building of Reading Skills in Elementary School Children in the Process of Acquiring the Native Conceptual Sphere

Sonombal Ts. Sodnomov

Buryat Republican Institute for Educational Policy, Ulan-Ude

Abstract. The introduction of the paper considers the possibilities of the conceptual-semantic system of the Buryat native culture in the literary development of younger schoolchildren in the Buryat language.

Materials and methods. For the literary development of younger schoolchildren in the Buryat language, the author proposes relying on the culturological understanding of the sources of traditional culture. An analysis of the research conducted by scholars (ethnographers and culturologists) that characterize the rites of the life cycle in the Buryat traditional culture, and investigations aimed at studying the Buryat traditional clothes and partly corporeality will provide a ground for selecting the contents of the conceptual sphere of the Buryat culture. According to the author, the knowledge acquired in the process of reading literary texts in the classes of literary reading in the Buryat language, and the emotional experience gained will become a kind of solution to the problem of studying and preserving the basics of traditional culture and introducing students into the space of their native Buryat culture. In the process of acquiring the Buryat conceptual sphere, the elementary school children develop an ability to identify and characterize the cultural concepts of the Buryat people in a literary work in the Buryat language.

The results of the study. The contents of the material in the Buryat language for the literary development of elementary school children was selected according to the reflection of the conceptual sphere in the literary works. The contents is represented by the topics "subject world", "nature", "the inner world of an individual", "social and normative relations", which are given through the basic concepts shown in Figure 1 and the table. The selected material allows younger students to acquire the conceptual spheres of the Buryat people and provides the formation ofa special skill - the ability to identify and characterize the cultural concepts of the Buryat people in the process of analysis of a literary work.

Conclusion. According to the author, the selected contents will become a prerequisite for the implementation of the ethnic-cultural component and is a condition for the study and preservation of the foundations of traditional culture. Reading skills built in elementary school will be necessary and sufficient to enable the students to fully perceive the literature of different genres in the Buryat language and derive aesthetic pleasure from reading it in the next stages of their education. Moreover, it is precisely the reading skills that will provide the younger students with the opportunity to independently acquire new knowledge and create the basis for self-learning and self-education in the future.

Keywords: the Buryat language, elementary school student, Buryat conceptual sphere, literary work in the Buryat language, reading in the Buryat language, building of reading skills.

Содномов Сономбал Цыденович

доктор педагогических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства

ORCID https://orcid.org/0000-0002-9276-0925

Бурятский республиканский институт образовательной политики

670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 30

тел.: +7(3012)216113 e-mail: sodnomov65@mail.ru

Sodnomov Sonombal Tsydenovich

Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood

ORCID https://orcid.org/0000-0002-9276-0925

Buryat Republican Institute for Educational Policy

30 Sovetskaya St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000

tel.: +7(3012)216113 e-mail: sodnomov65@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.