Научная статья на тему 'Становлениеметодикилитературногообразованияшкольниковнабурятскомязыке'

Становлениеметодикилитературногообразованияшкольниковнабурятскомязыке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК / LITERARY EDUCATION / METHODOLOGY OF TEACHING / THE BURYAT LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замбулаева Наталья Гомбоевна

Автор в данной работе рассматривает историю становления и развития методики литературного чтения на бурятском языке в общеобразовательной школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замбулаева Наталья Гомбоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of literary education methodology in the Buryat language at schoolchildren

In this article the author considers the history of formation and development methodology of literary reading in the Buryat language in secondary school.

Текст научной работы на тему «Становлениеметодикилитературногообразованияшкольниковнабурятскомязыке»

служить основой активизации межкультурного взаимопонимания в силу его внутренней диалогичности. Кроме этого, он дает представление об отношении студентов к своему этносу.

Необходимо сделать замечание об автостереотипах и гетеростереотипах. Чаще всего автостереотипы бывают положительными, что вполне естественно. Однако резкое преобладание позитивных автостереотипов при почти полном отсутствии негативных нельзя считать хорошим фактом. Это свидетельствует о неадекватности самовосприятия, об активизации внутригрупповой суггестии. Вряд ли излишне восторженное отношение к собственному этносу будет способствовать пониманию чужой культуры. Но точно так же большое преобладание позитивных этнических гетеростереотипов при негативной оценке своей группы представляет опасность как для данного индивида (это потенциальный перебежчик), так и для всей группы (это свидетельство разрушения данной группы). Опти-

мальное соотношение положительных и отрицательных автостереотипов означает позитивную культурную идентичность, рассматриваемую как благоприятное условие развития кросскуль-турной грамотности. Таким образом, выраженность толерантности может быть измерена через автостереотипы.

Гетеростереотипы складываются на основе общественного мнения одной этнической группы о наиболее ярких характеристиках другой. В гетеростереотипах выделяют следующие компоненты: констатацию особенностей чужой этнической группы, отношение к этим особенностям, предполагающее их оценку; формирование определенного поведения по отношению к данной этнической группе. Надо признать, что они зачастую бывают искаженными, поэтому могут нести негативную, а также позитивную нагрузку. Все зависит от того, какими историческими и культурными условиями обусловлено их пояснение.

Литература

1. Абаев Н.В., Калмыков С.В. Методика психофизической тренировки цигун в боевых исскуствах ушу. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. пед. ин-та, 1993. - 198 с.

2. Балханов В.А. Философско-методологические основы математизации знания. - Улан-Удэ, 1986. - 176 с.

3. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.: Изд-во РОУ, 1995. - 586 с.

4. Зинченко В.П. Психологическая педагогика // Материалы к курсу лекций. - Ч.1: Живое знание. - Самара, 1998. - 216 с.

5. Знаков В.В. Понимание в познании. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1998. - 188 с.

6. Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт. - Псков, 1997. - 167 с.

7. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 287 с.

8. Хазова Л.В. Компетентность основы модернизации образования. - Красноярск, 1997. - 345 с.

Доржиева Лариса Геннадьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания БГУ; 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24 а, тел. 21-64-21, e-mail: lara.dorzhieva@vandex.ru

Dorzhieva Larisa Genadievna, senior lecturer, department of physical education, Buryat State University; 670000, Ulan-Ude, Smolin st., 24 а, tel. 21-64-21, e-mail: lara.dorzhieva@yandex.ru

УДК 372.8:821.512.31

© Н.Г. Замбулаева Становление методики литературного образования школьников на бурятском языке

Автор в данной работе рассматривает историю становления и развития методики литературного чтения на бурятском языке в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: литературное образование, методика преподавания, бурятский язык.

N.G. Zambulaeva Formation of literary education methodology in the Buryat language at schoolchildren

аннотация In this article the author considers the history of formation and development methodology of literary reading in the Buryat language in secondary school.

Keywords: literary education, methodology of teaching, the Buryat language.

Сегодня система литературного образования в современной школе основана на новой концепции, которая в качестве одной из важных ставит цель, связанную с развитием у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, формирования вкусов, потребностей, оценочных суждений. Следовательно, целью литературного образования является подготовка квалифицированного читателя, способного к самостоятельному пониманию литературного произведения, обладающего эстетическим вкусом, общей и читательской культурой.

Обобщение теоретического и практического опыта решения проблемы литературного образования школьников на современном этапе развития методики как науки позволит выявить объективную картину состояния данной проблемы в науке и практике.

В данной работе мы затронем вопросы методики литературного образования школьников на бурятском языке на всех ступенях обучения в школе.

В методике преподавания бурятской литературы, как и в педагогике, длительное время основным методом являлось изучение и обобщение опыта передовых учителей. В 50-е годы XX в. начали публиковаться сборники «Проблемы бурятской филологии или литературы», где учителям бурятского языка и литературы предлагались теоретические материалы и методические разработки к урокам в свете современных требований того времени. Наиболее часто публиковались В.Ж. Хамаганов, Б-Д.Б. Батоев, Ц-Ж.Ц. Цыдыпов и др.

А.И. Уланов в истории методики преподавания бурятской литературы первым защитил кандидатскую диссертацию по теме «Родной фольклор как предмет преподавания в бурят-монгольской школе». Автор в своей работе теоретически обосновал роль устного народного творчества в речевом развитии учащихся, в нравственном воспитании подрастающего поколения; предложил включать в программы по бурятской литературе фольклорные тексты для более глубоко изучения [1].

Поддерживая идеи А.И. Уланова, методист В.Ж. Хамаганов обратился к проблеме изучения фольклора в системе школьного образования, определил задачи его изучения, предложил эффективные методы и приемы ознакомления учащихся с жанрами фольклора в основной школе [2]. Автор детально рассмотрел методики изучения народных и литературных сказок, пословиц, загадок, народных песен в 4-8 классах.

Работа В.Б. Махатова представляет собой первый и очень удачный опыт внедрения в практику разработанной методики изучения бурятской литературы в национальных школах Республики Бурятия, способствующей общему литературному развитию учащихся, обогащению их знаний, читательской культуры, патриотическому воспитанию. Несомненным достоинством этого труда является то, что методические рекомендации, предложенные в работе, активно используются в практике преподавания бурятской литературы учителями средней школы, студентами-филологами при подготовке к урокам в общеобразовательных классах, проведении различных форм внеклассной работы по изучению культуры родного края для повышения интереса к литературе [3].

В работах О.Б. Бадмаевой по методике преподавания бурятской литературы раскрыты возможности использования теоретического материала и практических рекомендаций в работе учителей бурятских школ, составлены программы, учебно-методические пособия, необходимые для подготовки учителей бурятского языка и литературы.

Впоследствии в диссертационной работе «Духовно-нравственное образование учащихся бурятских национальных школ» удалось доказать, что при изучении произведений бурятской литературы решаются не только задачи культурно-национальной самореализации личности, но и формируются духовно-нравственные качества гражданина, происходит усвоение национальных ценностей, что способствует успешному вхождению личности в современные мировые процессы; разработаны и предложены оптимальные формы и приемы работы с литературными источниками на уроках [4].

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) задачи предметной области «Филология» реализуются на уроках литературного чтения и русского/родного языка. Известно, что основной задачей этой предметной области является формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Родная речь познается младшими школьниками на образцах литературных произведений, доступных учащимся данного возраста и открывающих им мир и красоту родного слова

Обратившись к истории методики литературного чтения в начальной школе, мы узнаем, что в школе с родным (бурятским) языком обучения

чтение традиционно рассматривалось как часть курса «Бурятский язык» и было направлено на развитие речи детей, формирование и совершенствование качества чтения. С 2000г. в учебных планах общеобразовательных школ с родным (бурятским) языком обучения на начальном этапе появился курс «ТYрэлхи хэлэн» - литературное чтение на бурятском языке. Необходимость сочетать обучение чтению на бурятском языке с литературным развитием привела к осознанию специфики предмета «Литературное чтение» на бурятском языке в начальной школе с родным (бурятским) языком обучения, который требует соблюдения определенных подходов, учета языковой ситуации в республике, состояния развития детской бурятской литературы [5].

Методика начального литературного образования - наука молодая, процесс приобретения ею самостоятельного статуса в кругу методических дисциплин еще не завершен.

Методика обучения чтению являлась составной частью методики изучения бурятского языка, поэтому естественно, что и в науке, и в школьной практике превалировали задачи языкового образования, речевого развития, формирования навыка чтения на бурятском языке и общеучебных умений.

Начальной школе отводилась пропедевтическая роль. Уроки чтения проводились методом объяснительного чтения. Это система приемов обучения, направленная на развитие у учащихся начальных классов навыков сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения, их мышления и речи. Объяснительное чтение предполагает также сообщение учащимся в связи с прочитанным первоначальных знаний о природе и обществе. В современной школе отдельные приемы объяснительного чтения используются при работе с художественными и чаще научно-популярными текстами в начальных классах.

Проект регионального стандарта по литературному чтению на бурятском языке был разработан в 2002 г. на основе проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта, в котором наряду с известными разделами «Тематика чтения», «Техника чтения» появились новые разделы «Круг чтения на бурятском языке», «Первоначальное литературное образование» [6].

Таким образом, было определено два направления обучения чтению на бурятском языке:

1. Собственно обучение чтению на бурятском языке, которое предполагает три уровня - рабо-

та по формированию и совершенствованию навыка чтения; обучение чтению и восприятию художественного текста на бурятском языке; формирование читательской самостоятельности.

2. Обеспечение литературного образования и литературного развития младших школьников.

Возникла необходимость объединения этих двух направлений в учебном процессе. Учебным пространством, в рамках которого возможно решение этой проблемы, является урок литературного чтения на бурятском языке. Обновилась программа по литературному чтению для начальной школы, появились учебно-

методические комплексы для всех классов.

Таким образом, мы вслед за Содномовым подчеркиваем, что в системе среднего и вузовского образования созданы направления подготовки, в содержание которых входит изучение бурятской литературы, бурятского фольклора, истории и культуры бурят, разработаны программы и курсы, направленные на их сохранение и популяризацию, выпускаются специализированные сборники, посвященные вопросам изучения языка, литературы, культуры, истории бурятского народа. Все это послужило основанием для развития не только теоретических исследований, но и исследований прикладного направления (разработка учебно-методических комплексов по изучению бурятской литературы и бурятского фольклора на разных ступенях образования) и заложило базу для разработки и описания методической системы в новом аспекте - развитии личности.

В соответствии с содержанием школьного образования литературное чтение на бурятском языке как учебный предмет в младших классах предшествует курсу «Бурятская литература» в основной школе, который, в свою очередь, продолжается в старших классах курсом на историко-литературной основе. Такой подход позволяет видеть литературное чтение на бурятском языке начальным этапом изучения бурятской литературы в непрерывном литературном образовании школьника, охватывающим практически весь период пребывания ребенка в школе, со 2-го по 11-й класс, исключая период обучения бурятской грамоте в первом классе. Непрерывный процесс литературного образования обеспечивает развитие ученика, его восхождение по ступени читательской зрелости, целенаправленно формирует его квалифицированную читательскую деятельность. Необходимость сочетать обучение чтению на бурятском языке с обязательным первоначальным литературным обра-

зованием заставляет задуматься об особенностях предмета «Литературное чтение на бурятском языке» в начальной школе с родным (бурятским) языком обучения.

К вопросам методики литературного чтения на бурятском языке в начальной школе в разные годы обращались ученые-методисты Д.Д. Ошо-ров, С.Ц. Содномов.

Д.Д. Ошоровым разработана методика развития речи младших школьников на бурятском языке. Автор в работе «Хэлэлгэ хYгжeeлгын методико» (Методика развития речи) показал систему работы по развитию речи младших школьников на уроках литературного чтения на бурятском языке: определил цель, задачи, охарактеризовал принципы, предложил основные методы и приемы, а также обратил внимание на ряд особенностей работы учителя, преподающего в условиях местного диалекта [8]. Ошоров считает, что учителям начальных классов на уроках литературного чтения при объяснении материала обязательно надо опираться на материнский диалект детей.

Большую роль в перестройке начального литературного образования сыграли труды С.Ц. Содномова. Им были опубликованы следующие монографии: «Эхин Ьургуулида буряад хэлэ за-аха методико» раздел «Уншалгада hургалгын эрдэмэй YндэhэнYYД» (2000), «Бага наhанай hурагшадай аман хэлэлгэ хYгжeeлгэ: hургалгын теори болон практика» (Развитие устной речи младших школьников: теория и практика обучения) (2005), «Эхин hургуулида арадай аман зо-хеол Yзэлгэ» (Изучение устного народного творчества в начальной школе) (2008), «Методическая система литературного развития младших школьников в процессе обучения литературному чтению на бурятском языке» (2012).

В подготовленной им программе «Литературное чтение. Программа для национальной школы» (2005), рекомендованной Министерст-

вом образования и науки РБ, повышение теоретического уровня знаний по теории литературы способствовало не только улучшению качества литературного развития учащихся начальных классов, но и облегчило усвоение программного материала. Осознание реально существующих связей между рассматриваемыми явлениями и фактами, как известно, всегда способствует более сознательному и успешному усвоению учебного материала.

В последние годы в трудах С.Ц. Содномова по методике обучения чтению на бурятском языке все чаще стала звучать мысль о необходимости эстетического подхода к изучению художественного произведения в начальной школе, о приобщении младших школьников к литературе как искусству. Появились экспериментальные методические исследования под его руководством, учебно-методические комплекты по литературному чтению на бурятском языке «ТYрэлхи хэлэн» (2003, 2005, 2006, 2009, 2010, 2011), предлагающие принципиально новый подход к введению младших школьников в мир литературы.

Научно-исследовательская деятельность А.И. Уланова, В.Ж. Хамаганова, Б.В. Махатова, О.Б. Бадмаевой, Д.Д. Ошорова, С.Ц. Содномова и других ученых-педагогов способствовала теоретической разработке, становлению методики преподавания бурятской литературы в школе.

Однако полученные результаты недостаточны для разработки современной концепции литературного образования школьников на бурятском языке и создания методики изучения литературы на бурятском языке в контексте культуры, стимулирующей становление культурного поля ученика, формирование литературнотворческих или коммуникативных умений. Все эти и другие проблемы ждут своего решения. Попытку ответить на поставленные вопросы мы предпримем в дальнейшем исследовании.

Литература

1. Уланов А.И. Родной фольклор как предмет преподавания в бурят-монгольской школе: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1948.

2. Хамаганов В.Ж. Изучение бурятского фольклора в 4-8 классах. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1983. - 120 с.

3. Махатов В.Б. Методика преподавания бурятской литературы в средней школ. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1998. - 180 с.

4. Бадмаева О.Б. Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 1989. - 21 с.

5. Содномов С.Ц. Бага наИанай Иурагшадай аман хэлэлгэ хугжеелгэ: Иургалгын теори болон практика (Развитие устной речи младших школьников: теория и практика обучения). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. - 160 с.

6. Содномов С.Ц. Эхин Иургуулида арадай аман зохеол узэлгэ (Изучение устного народного творчества в начальной школе). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008. - 164 с.

7. Содномов С.Ц. Методическая система литературного развития младших школьников в процессе обучения литературному чтению на бурятском языке. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. - 268 с.

S. Содномов С.Ц. Уншалгада hyргалгын эрдэмэй YИДэhэиYYД (Научные основы обучения чтению) // Эхин їіургуулида буряад хэлэ зааха методико / Э. Р. Раднаев и др. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2QQQ. - С. 7S-12Q.

9. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. - М., 2QQ2.

1Q. Ошоров Д.Д. Хэлэлгэ хугжеелгьш методико (Методика развития речи). - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 19S7. - 13б с.

Замбулаева Наталья Гомбоевна, кандидат педагогических. наук, старший преподаватель Боханского филиала Бурятского государственного университа. п.Бохан, Иркутская область, тел.раб. S 3953S 25541,e-mail: zambalai@mail.ru

Zambulaeva Natalia Gomboevna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bokhan Branch, Buryat State University. Bokhan, Irkutsk region, tel. S 3953S 25541,e-mail: zambalai@mail.ru

УДК 371.3

© ЕИ Коновалова Элективный курс как фактор реализации индивидуальной образовательной траектории школьников

В статье автор анализирует структуру профильного обучения, уточняет роль и место в ней элективного курса, приводит классификацию элективов. Автор делает вывод о значимой роли элективных курсов как способа построения индивидуально-образовательной траектории учащихся в системе профильной подготовки в школе.

Ключевые слова: профильное обучение, индивидуальная образовательная траектория, элективный курс.

E.I. Konovalova

The elective course as a factor of individual student’s educational trajectory realization

In the article the author analyses the structure of profile education, specifies the role and place of the elective course, defines the classification of the electives. The author draws a conclusion on the important role of elective courses as a method of designing student’s individual educational trajectory in the system of profile training in school.

Keywords: profile education, individual educational trajectory, elective course.

В настоящее время в значительном числе общеобразовательных учреждений Российской Федерации реализуется система профильного обучения старшеклассников как основа для профессионального самоопределения. Необходимость перехода на профильное обучение была определена Правительством Российской Федерации в Концепции модернизации российского образования еще в 2001 г. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» от 29 декабря 2001 г. № 1756-р в старших классах общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <...>». В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. одним из целевых ориентиров развития системы образования является предоставление возможностей всем обучаю-

щимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку. Очевидно, что одними из смысловых доминант современного иноязычного образования являются личностная самореализация учащихся, становление и развитие самообразовательного потенциала, формирование самодостаточного мировоззрения как условие последующей профессиональной самореализации в современном мире. Как следствие, построению индивидуальной образовательной траектории уделяется внимание в школьном образовании, в частности, в рамках профильного обучения. Данная статья является попыткой обобщить потенциал построения такой траектории на основе элективного курса в системе профильной подготовки учащихся.

Как известно, тот или иной профиль складывается из курсов трех типов: базовые общеобразовательные предметы, профильные общеобразовательные предметы, элективные предметы (курсы по выбору). Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.