Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрухина Екатерина Александровна

В статье рассматривается вклад уроков литературного чтения в развитие коммуникативных умений младших школьников. Литературное чтение является одним из основных гуманитарных предметов в начальной школе. Одной из главных задач учителя младших классов является формирование коммуникативно-компетентной личности. Уроки литературного чтения позволяют способствовать развитию речевых умений младших школьников. В статье определяется понятие коммуникативной культуры младших школьников. В процессе формирования коммуникативной культуры младшие школьники учатся правильно употреблять язык, подстраивать общение под ситуацию, подбирать поведение, которое будет оптимальным для общения, то есть поможет решить задачи общения и вести его наиболее эффективным способом. Представлены основные коммуникативные действия, направленные на развитие коммуникативной культуры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE LESSONS OF LITERARY READING

The article examines the contribution of literary reading lessons to the development of communication skills of younger schoolchildren. Literary reading is one of the main humanities subjects in elementary school. One of the main tasks of a primary school teacher is the formation of a communicative and competent personality. Literary reading lessons can contribute to the development of speech skills of younger schoolchildren. The article defines the concept of communicative culture of younger schoolchildren. In the process of forming a communicative culture, younger schoolchildren learn to use language correctly, adjust communication to the situation, select behavior that will be optimal for communication, that is, it will help solve communication problems and conduct it in the most effective way. The main communicative actions aimed at developing the communicative culture of students are presented.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Развитие коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения

Петрухина Екатерина Александровна,

преподаватель кафедры иностранных и русского языков Академии Государственной противопожарной службы МЧС России

E-mail: petrukhina.ekat@yandex.ru

В статье рассматривается вклад уроков литературного чтения в развитие коммуникативных умений младших школьников. Литературное чтение является одним из основных гуманитарных предметов в начальной школе. Одной из главных задач учителя младших классов является формирование коммуникативно-компетентной личности. Уроки литературного чтения позволяют способствовать развитию речевых умений младших школьников. В статье определяется понятие коммуникативной культуры младших школьников. В процессе формирования коммуникативной культуры младшие школьники учатся правильно употреблять язык, подстраивать общение под ситуацию, подбирать поведение, которое будет оптимальным для общения, то есть поможет решить задачи общения и вести его наиболее эффективным способом. Представлены основные коммуникативные действия, направленные на развитие коммуникативной культуры учащихся.

Ключевые слова: литературное чтение, коммуникативная культура, система обучения, младшие школьники, образовательный процесс, образовательный стандарт.

о с

CJ

см см о см

03

2011 год считается началом реализации федеральных образовательных стандартов начального образования (ФГОС НОО) второго поколения. Если говорить о том, какие изменения произошли в системе обучения чтению в начальной школе, то можно отметить следующие:

1) В связи с внедрением федеральных образовательных стандартов начального образования изменились приоритеты. Ранее «знаниевая» составляющая являлась приоритетной, впоследствии она сменилась «развивающей» составляющей. Как следствие, стоит отметить, что именно развитие в настоящее время является приоритетным в процессе обучения детей. Что касается уроков литературного чтения в начальной школе, происходит изменения названия предмета. В более ранних стандартах предмет «литературное чтение» носил название «чтение», «литературное образование». Уходит из перечня уроков внеклассное чтение, в то время как внеурочная деятельность приобретает обязательный характер. В процессе изучения школьниками курса «литературное чтение» обязательным становится изучение литературоведческой терминологии, потому как для успешной сдачи итоговой аттестации в начальной школе ребенок должен владеть этими знаниями.

2) Особое внимание в процессе уроков литературного чтения уделяется формированию грамотного читателя. Необходимо отметить, что значимым является умение ученика добывать нужную информацию из текста, а также применять на практике данную информацию. Началом формирования читательской компетенции учащихся начальной школы считается период обучения грамоте в момент при обучении технике чтения. Без способности правильно понимать, интерпретировать текст ученик не будет способен изучать другие школьные предметы.

3) Также стоит отметить появление «системы планируемых результатов». Что касается данной системы, в нее такие результаты, как предметные, метапредметные и личностные. Младшим школьникам необходимо овладеть системой универсальных учебных действий (УУД). Для различных школьных предметов существует своя система универсальных учебных действий. Одним из отличий стандарта второго поколения от первого является то, что стандарт второго поколения особое внимание уделяет характеристике деятель-

ности учащихся. Происходят изменения в традиционной модели общения ученика и учителя, общения ученика с группой. В соответствии с этим учителю необходимо помогать ученикам самим добывать нужную им информацию. Что касается ошибок учеников, учитель должен максимально способствовать, чтобы ученик понял, какую ошибку он совершил. Учителю следует поддерживать хорошую психологическую обстановку в классе, ни в коем случае не должно быть изгоев. Учитель должен стараться оказывать поддержку учащимся в их личностном развитии.

4) обязательным компонентом федерального государственного образовательного стандарта нового поколения является духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Такой предмет, как литературное чтение, особенно помогает развивать нравственную культуру школьников. Стоит отметить, что полезной является внеурочная деятельность, которая помогает развивать личность учеников. Литература помогает сохранить и передавать из поколения в поколение различные ценности и традиции. Благодаря изучению литературных произведений у детей в начальной школе складывается понятие о том, какие поступки являются хорошими, а какие плохими, что справедливо, а что нет.

5) Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ставит цель сформировать такие личностные характеристики учащихся, как любовь к своей Родине, родному краю, народу. Также важными качествами являются такие, как уважение к ценностям и семье, заинтересованность, любознательность. Учащимся начальной школы необходимо привить доброжелательность к другом людям и животным, умение общаться с собеседником, готовность действовать самостоятельно и умение организовывать собственную деятельность. Прививать детям данные качества можно в процессе уроков по литературному чтению и во время внеурочной деятельности. Читая и анализируя литературные произведения, учащиеся знакомятся с различными героями, их характерами, поступками. Младшие школьник пытаются узнать мотивы действий героев произведений. В процессе этого у детей формируется понимание того, как вести себя в обществе, как поступать в тех или иных ситуациях. Читая фольклорные произведения, школьники узнают об укладе жизни предков, об истории страны, традициях и обычаях. Благодаря чтению лирических произведений ученики могут задуматься о человеческих ценностях, перенестись в мир образов и чувств.

В становлении личности большое значение имеет развитие коммуникативной культуры. ФГОС НОО учитывает, что в младшем возрасте происходит развитие коммуникативной культуры детей.

Понятие «коммуникативная культура» тесно связано с понятием «коммуникативные умения».

Младший школьный возраст является подходящим для развития нравственных качеств ребенка.

В этом возрасте происходит формирование навыков культурного поведения. Дети в начальной школе учатся общаться между собой и со взрослыми.

Проблема коммуникативной культуры исследуется такими учеными, как Н.Ф. Голованоа, А.Г. Пашкова, А.В. Мудрик, И.А. Зимняя, В.С. Лед-нев, а также другими.

Развитие коммуникативной культуры младших школьников происходит на протяжении образовательного процесса. Среди других предметов литературное чтение занимает особое место в данном процессе.

Коммуникативная культура - это совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях, а также личностных коммуникативных качеств [4, с. 11].

В процессе развития коммуникативной культуры ребенка происходит формирование отношений с окружающим миром и с сами собой. Коммуникативная культура помогает создавать собственный внутренний мир, расширять и обогащать личностные качества и решать появляющиеся проблемы [4, с. 13].

В процессе формирования коммуникативной культуры младшие школьники учатся правильно употреблять язык, подстраивать общение под ситуацию, подбирать поведение, которое будет оптимальным для общения, то есть поможет решить задачи общения и вести его наиболее эффективным способом.

В состав коммуникативной культуры входит эмоциональная культура, культура мышления, культура речи.

Выделяются три этапа развития коммуникации младших школьников:

1) В процессе первого этапа ученики отвечают на заданные вопросы, сами учатся задавать вопросы по тексту. Учащиеся комментирую и дополняют ответы своих одноклассников. Также ученики делают сообщения, рассказывая текст логично и последовательно.

2) На втором этапе происходит выработка умений делать свое высказывание понятным любому человеку. Высказывания должны быть четкими и простыми. Учащему необходимо уметь использовать примеры для подтверждения своего высказывания. Умение задавать риторические вопросы также является очень важным.

3) На третьем этапе развития коммуникации происходит формирование умения вести беседу в паре и группе. На данном этапе учащийся должен применить навыки, полученные на первых двух этапах. Ему следует строить конструктивный диалог с партнером, вести дискуссию, участвовать в командных играх конференциях.

В процессе уроков литературного чтения учителя придерживаются данных этапов развития коммуникации младших школьников. Особый акцент стоить делать на правилах и нормах культурного общения между людьми.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Коммуникативная активность, адаптирован-ность к социальной действительности и способность к успешному взаимодействию с другими людьми являются очень важными в современном мире. В любой профессии коммуникация является приоритетным направлением, так как без эффективного общения с коллегами, начальством, подчиненными человеку сложно выполнять непосредственные рабочие задачи.

Как следствие, учитель по литературному чтению в начальной школе должен уделять особое вниманию не то только развитию образованной личности ребенка, но и развитию личности коммуникативно-компетентной.

Коммуникативная культура учащихся начальной школы имеет свои особенности. Начиная учебную деятельность, учащиеся изучают новые правила поведения в коллективе, в обществе. Учащему приходится взаимодействовать как с одноклассниками, так и со взрослыми людьми- учителями. Постепенно постигается система деловых отношений.

На уроках литературного чтение учащиеся младших классов расширяют и обогащают свой словарный запас. Учащиеся приобретают способность мыслить словесно-художественными образами и говорить литературным языком. Речь младших школьников обогащается за счет расширения активного и пассивного словаря. Также школьники учатся употреблять сравнения, метафоры и другие художественные тропы в устной и письменной речи. Школьники приобретают навык конструирования собственных семиотических единиц (высказываний, текстов), которые определяются культурным контекстом и коммуникативными целями [1, с. 49].

Литература

1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.

2. Жинкин Н.И. Язык-речь-творчество. Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике: избр.тр. М.: Лабиринт, 1998. - 366 с.

3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 432 с.

4. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников. Москва: ИСМО РАН; Новокузнецк: КузГПА, 2010. - 141 с.

5. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985. - 450 с.

6. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. От 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011.№ 12.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE LESSONS OF LITERARY READING

Petrukhina E.A.

Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia

The article examines the contribution of literary reading lessons to the development of communication skills of younger schoolchildren. Literary reading is one of the main humanities subjects in elementary school. One of the main tasks of a primary school teacher is the formation of a communicative and competent personality. Literary reading lessons can contribute to the development of speech skills of younger schoolchildren. The article defines the concept of communicative culture of younger schoolchildren. In the process of forming a communicative culture, younger schoolchildren learn to use language correctly, adjust communication to the situation, select behavior that will be optimal for communication, that is, it will help solve communication problems and conduct it in the most effective way. The main communicative actions aimed at developing the communicative culture of students are presented.

Keywords: literary reading, communicative culture, learning system, primary school students, educational process, educational standard.

References

1. Alekseeva M.M., Yashina V.I. Theory and methodology of children's speech development. Moscow: Publishing center «Academy», 2013. - 448 p.

2. Zhinkin N.I. Language-speech-creativity. Research on semiotics, psycholinguistics, poetics: selected works. Moscow: Labyrinth, 1998. - 366 p.

3. Zimnaya I.A. Linguopsychology of speech activity. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute. Voronezh: NGO "MODEK", 2011. - 432 p.

4. Lozovan L. Ya. Formation of communicative skills of younger schoolchildren. Moscow: ISMO RAS; Novokuznetsk: KuzGPA, 2010. - 141 p.

5. Ltov M.R. Methods of speech development of younger schoolchildren. M.: Enlightenment, 1985. - 450 p.

6. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 373 dated 06.10.2009 "On approval and introduction of the Federal State educational Standard of primary general education" (ed. Dated 18.12.2012) // Bulletin of normative acts of federal executive authorities. 2011. № 12.

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.