Научная статья на тему 'Развитие читательского интереса младших школьников'

Развитие читательского интереса младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2654
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС / READER INTEREST / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / ИСТОЧНИКИ / SOURCES / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна, Колесникова Анна Александровна

В статье проведен анализ процесса развития читательского интереса младших школьников. Методология исследования заключается в анализе научной литературы в данной области, а также отечественного и зарубежного опыта. В представленной работе предоставлены конечные результаты, в ходе которых достигнута основная цель статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна, Колесникова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE READING INTEREST OF YOUNGER STUDENTS

The article analyzes the development of the readers' interest in junior schoolchildren. The methodology of the study is to analyze scientific literature in this field, as well as domestic and foreign experience. The presented work provides the final results, during which the main goal of the article was achieved.

Текст научной работы на тему «Развитие читательского интереса младших школьников»

Только толерантная личность, способная грамотно разрешать конфликтные ситуации, а не избегать их, готова жить и работать в постоянно изменяющемся современном мире, способна умело разрабатывать собственные модели поведения, самостоятельно мыслить, не принося никому при этом вреда, делать правильный нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 568 с.

2. Клепцова, Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика коррекция / Е.Ю. Клепцова. - М.: Академический проект, 2015. - 192 с.

3. Макарова, Т.В., Ларионова, Г.Ф. Толерантнность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации / Т.В. Макарова, Г.Ф. Ларионова.- М.: Сфера, 2018. - 80 с.

4. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) [Текст]: сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т; под ред. С.К. Бондыревой. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Воронеж: МОДЭК, 2012. - 368 с.

5. Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: методические материалы / Л.Г. Федоренко. - СПб.: КАРО, 2017. - 128 с.

6. Чарльз Х.К. Человеческая природа и социальный порядок. - М., 2013. - 312 с.

7. Чимитова И.З. Межэтническая толерантность: сущность, характер и особенности проявления в Республике Бурятия [Текст] / И.З. Чимитова.- Улан-Удэ: Издательство БГСХА, 2011. - 135 с.

8. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности / Социальная психология. - СПб.: Питер. 2017. - 568 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); студентка Колесникова Анна Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье проведен анализ процесса развития читательского интереса младших школьников. Методология исследования заключается в анализе научной литературы в данной области, а также отечественного и зарубежного опыта. В представленной работе предоставлены конечные результаты, в ходе которых достигнута основная цель статьи.

Ключевые слова: читательский интерес, школьники, анализ, литература, источники, развитие. Annotation. The article analyzes the development of the readers' interest in junior schoolchildren. The methodology of the study is to analyze scientific literature in this field, as well as domestic and foreign experience. The presented work provides the final results, during which the main goal of the article was achieved. Keywords: reader interest, schoolchildren, analysis, literature, sources, development.

Введение. На данный момент насущной проблемой становится развитие интереса учащихся к чтению. Быстро развивающиеся современные компьютерные технологии отдаляют интерес к чтению обычной книге. Однако, не только они являются причиной снижения интереса к чтению. Во-первых, важно отметить, что современный школьник, зачастую, сильно перегружен учебой, что значительно сокращает его свободное время. Во-вторых, профессиональная ориентация в образовательных учреждениях может приводить, к так называемому, «профессиональному кретинизму».

Стремительное развитие общества в целом приводит к колоссальному информационному взрыву. Сегодня объемы информационных ресурсов, получаемых обществом, значительно превышают тот объем информации, который получали люди 10-15 лет назад. Это обусловлено стремительным развитием современных технологий. Важную роль в жизни современного человека играют телевидение, интернет, радиостанции, а также доступная разнообразная печатная продукция.

Стоит отметить, что изучением проблемы, представленной для анализа занимались такие авторы, как Поляшова Н.В., Бородина В.А., Чудинова В.П., Жукова И.Г., Евтюшкин C.B. и др.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является анализ процесса развития читательского интереса младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Психологи считают, что информационная революция значительно влияет и на детей школьного возраста. Дети получают большие информационные нагрузки, вследствие чего довольно быстро утомляются и при этом значительно снижается интерес к творческой активности и к чтению.

На современном этапе времени формирование новых школьных программ приводит к тенденции информационного, а не поискового обучения. Зачастую, данное обучение выстраивается на запоминании большого количества представленной информации и отказе от самостоятельной работы с литературой. Все это приводит к снижению языковой, коммуникативной и филологической компетенции выпускников.

Это доказано социологическими опросами, телевизионными программами «Кто хочет стать миллионером», "Что? Где? Когда?", когда выпускники не могут ответить на элементарные вопросы, которые касаются истории собственной страны, других государств и не только. Зачастую, современные дети не могут оценить всю важность и необходимость «правильной, нормативной» речи [1, c. 35].

Довольно большая часть современного поколения обладает бездуховностью, низкой нравственностью и апатриотизмом. Именно это обуславливает важную роль преподавателя словесности, основной задачей которого выступает возрождение интереса современной молодежи к чтению.

Сейчас в среде школьников главное место занимают компьютерные игры, фильмы, которые значительно снижают их интерес к чтению. Стоит отметить, что воспитание творческой личности будет невозможным без книги. Чтение способно развивать личную культуру человека, познавательные процессы, а также формировать восприимчивость.

Современная школьная программа по русскому языку и литературе выдвигает основной задачей обучение школьников 5,6,7 классов осмысленно, но бегло читать учебные тексты. В 8 и 9 классах обучение чтению не предусмотрено школьной программой. Однако, очень важно не просто научить ребенка читать, но и развить "умение читать", то есть не просто воспринимать информационные данные и прослеживать сюжет произведения, но и эмоционально чувствовать настроение писателя и его героев. Обучение чтению очень важный процесс, который должен быть непрерывным и начинаться с начальных классов. Ребенок должен не просто научиться читать, а видеть книгу как некое произведение искусства.

Стоит отметить, что практически всегда ознакомление с литературой берет начало в изучении фольклора. Это позволяет школьникам познакомиться с выразительными средствами литературного языка. Безусловно, именно фольклор выступает богатым материалом для изучения различных литературных приемов - метафора, сравнение, эпитеты, аллегория и не только.

Учитель литературы в процессе обучения чтению должен использовать различные интересные задания, к которым относят:

1) рассмотрение сказочных персонажей и определение их характера путем литературных средств;

2) прослеживание того, как имена героев связаны с их характером не только в отечественной, но и зарубежной литературе;

3) поиск схожести во многих народных сказках;

4) поиск литературных приемов (эпитеты, сравнения), которые описывают положительные и отрицательные качества персонажей;

5) определение по выявленным эпитетам и сравнениям характера и внешности сказочного героя;

6) описание характера персонажа с использованием красочным литературных приемов, а также выполнение творческого задание - рисунок иллюстрации к произведению;

7) создание презентации любимой сказки или ее персонажа;

8) подготовка учителем интересной викторины по изучаемом литературному произведению [2, с 11].

Вышеуказанные задания способны побуждать школьников к непосредственному интересу к тексту,

который выступает объектом исследования. Безусловно, элементы игры способны облегчить процесс восприятия, и развить навыки анализа литературных произведений. Развить у человека читательский интерес довольно сложно, именно поэтому стоит делать это с детства.

Читательский интерес является направлением личности, которое включает в себя выражение характера, нравственное отношение к действительности, а также культурный уровень личности и ее кругозор.

Читательские интересы личности являются более богатыми, в отличие от групповых, так как зависят от выполнения разнообразных ролей в обществе, принадлежности к различным социальным общностям, жизненный опыт, а также психологические особенности человека. При этом индивидуальное лицо читателя характеризуется неповторимым сочетанием читательского интереса и указанных свойств читательской психологии.

Довольно важно отличать истинные интересы от ложных. Важной отличительной особенностью выступает то, как отражены читательские интересы в сфере объективной значимости печатной продукции -верно или искаженно.

Ложным интересам очень подвержены ученики младших классов, так как, зачастую, им навязывается то, что необходимо прочесть.

Важно отметить, что на современном этапе времени задача образования и задача обучения имеют определенные различия.

Суть первой заключается в самом понятии «образование» и «развитие», которые предполагают то, что сам школьник должен создавать образ по различным культурным и нравственным образцам (моделям). Данные образцы имеют место в искусстве и жизни в целом, познавая которые школьник может усваивать нравственные ценности [3, ^ 78].

Именно поэтому литературное чтение играет очень важную роль в решении образовательных задач, развития и воспитания школьников. Это особенно актуально на современном этапе времени, когда СМИ могут разрушать нравственные ценности подрастающего поколения. Педагоги и психологи считают проблему детского чтения очень актуальной, особенно на современном этапе времени.

Многие родители не имеют понятия, какими книгами интересуются и увлекаются их дети. Также стоит отметить, что не каждый родитель выписывает своему ребенку полезные и интересные периодические издания. Школьники же предпочитают в большинстве случаев не познавательную литературу, а модные журналы или сканворды.

На современном этапе времени выявляют несколько причин снижения читательского интереса у современного подрастающего поколения:

- усиленное влияние СМИ, предпочтение телевидения и компьютеров;

- незаинтересованность некоторых родителей в воспитании нравственных ценностей ребенка посредством познавательной и интересной литературы;

- изменение тенденции совместного чтения взрослого и ребенка, при поступлении ребенка в первый класс, тем самым снижая полноценное и систематическое общение между родителями и детьми посредством книги [4, ^ 86].

Довольно часто ребенок может услышать от родителей следующую фразу: «Ты теперь взрослый, читай сам». Однако, это совсем неправильный подход, так как интерес ребенка к чтению должен развиваться не только в школе, но и дома.

Важнейшей целью современной школы выступает формирование культурной и образованной личности. Для эффективного достижения указанной цели необходимо введение школьников в культуру, а также

освоение нравственных образцов, которые были выработаны человечеством в целом и народом своей родины.

Развитие читательского интереса у детей всегда остро стоял среди преподавателей начальных классов. Нельзя не отметить то, что читательский интерес формируется под влиянием некоторых важных причин, к которым относят возрастные особенности учеников. Важным направлением деятельности преподавателя начальных классов является формирование условий, способных развивать читательский интерес у своих подопечных.

Для достижения видимого эффекта важно решить актуальные задачи:

- развитие читательского интереса (потребности в чтении) посредством применения различных форм на классном занятии и при внеклассной деятельности;

- развитие читательской компетентности школьников посредством литературных викторин, и реализации творческих конкурсов;

- стимулирование творческого проявления у школьников.

Развитие интереса к чтению среди школьников младших классов можно представлять в виде определенной схемы:

- урок литературного чтения;

- внеклассные дополнительные занятия;

- работа с библиотекой;

- работа с родителями [5, ^ 52].

Самыми важными путями и инструментами формирования читательского интереса выступают новизна учебных материалов, применение инновационных методов в учебном процессе, создание наглядных ситуаций на уроке, увлеченное преподавание и не только. Данные средства реализуются посредством внедрения в обучающий процесс нестандартных методик работы с книгой.

Детское чтение является задачей не только преподавателей, которые должны научить детей элементарным навыкам чтения, но и родителей, которые должны заинтересовать ребенка различными познавательными пособиями. Немаловажную роль играют и библиотекари, важной задачей которых является предоставление лучших книг.

Известный философ и критик И. Ф. Карякин, говорил: «Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё, пока не обожжётся этим открытием — до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём».

М.М. Безруких говорил о том, что необходимо объяснять ребенку правильные методы перехода от чтения вслух на чтение «про себя». Безусловно, данный процесс требует определенного времени и усилий. Чтение «про себя» предполагает молчаливое чтение глазами. Шевеление губами, шепот не будет считаться чтением «про себя». Необходимо начинать обучение элементам молчаливого чтения в конце первого класса, когда ребенок имеет представление о чтении в полной мере. Посредством различных упражнений по чтение «глазами», ребенок осваивает основные элементы чтения «про себя». Как чтение «вслух», так и чтение «про себя» должны представлять собой неторопливы и обстоятельный процесс, в котором абсолютно не важна скорость чтения, а довольно важно само понимание текста. Быстрая скорость чтение может приводить к искажению слов, повторам и другим свойственным ошибкам [6, с 31].

Именно поэтому важно уделять внимание чтению «про себя». Это обусловлено социальными условиями к качественным и количественным требованиям к способу восприятия информационных данных.

При чтении «про себя» значительно упрощаются психофизиологические механизмы, так как весь процесс чтения ориентируется на читающем, без выдачи информации вслух. Это позволяет значительно увеличивать процесс понимания и осмысливания прочитанного, запоминать и усваивать информацию становится намного проще. Чтение «молча» обеспечивает у детей развитие интереса к литературе.

При этом можно сравнивать результаты «молчаливого» чтения и чтения «вслух», так как каждый учащийся может анализировать свои результаты и стимулировать ребенка на достижение лучших результатов. При этом ребенок должен понимать, что чтение «молча» является более быстрым и эффективным [7, ^ 52].

Стремительное развитие эмоциональной сферы (чувственного интеллекта) происходит в младшем школьном возрасте. Именно в этот момент преподаватель способен добиться желаемых и эффективных результатов в области формирования интереса к чтению. Дети такого возраста могут закреплять определенные потребности и интересы, которые для них являются более полезными и приоритетными, а также накапливать различные чувства и переживания.

Для учащихся начальных классов чтение является занимательным и сильно эмоциональным переживанием. Интересные сюжеты, подвиги героев захватывают их воображение. Очень важно представлять детям такую литературу, которая способна научить их удивляться событиям, людям, явлениям. Это формирует у ребенка жажду познаний, умение видеть не только положительные, но и отрицательные стороны.

Выводы. Важным моментом при формировании положительного отношения к чтению учащихся младших классов выступает правильное и четкое построение учебного процесса и разнообразие его форм и методов. Для этого необходимо применять наглядные пособия, методические техники и приемы не только на уроках, но и на дополнительных внеурочных занятиях. Чтение способно научить ребенка развивать речь, правильно формировать литературный язык, выражать собственные эмоции, мысли и чувства как устно, так и письменно [8, с 43].

Внимание школьников должно быть направлено на понимание все значимости чтения для личного развития, для успешного и эффективного обучения по всем школьным предметам, формирование потребности в систематическом чтении.

Безусловно, для этого требуются новые формы работы. Разнообразные методы работы с книгой с первых дней пребывания детей в школе позволят активно приобщать школьников в увлекательный и познавательный мир чтения.

Литература:

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пособие / под ред. Г. И. Щукиной. -М, 2014.

2. Бородина, В. А. Судьба чтения - судьба образования / В. А. Бородина, С. М. Бородин // Личность и культура. - 2015. - №6. - С. 38-43. - URL: http://lichnost-kultura. ru/2005/20056/2005617/2005617. htm

3. Воспитание интереса к чтению // Ум@ники. - URL: http://bestklass. ucoz. net/publ/metodika_obuchenija/ tekhnika_chtenija/vospitanie_interesa_k_chteniju/6-1-0-2

4. Галактионова, Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: дис. ... д-ра пед. наук / Т. Г. Галактионова. - СПб., 2014.

5. Гербарт, И. Ф. Избранные педагогические сочинения / И. Ф. Гербарт. - М., 2013. - Т. 1.

6. Добрынина, Н. Слоеный пирог искусства чтения / Н. Добрынина // Библиотека. - 2014. - №9. - С. 52-54.

7. Евтюшкин, С. В. Изучение учебного предмета «Чтение» как фактор социализации младших школьников: дис. ... канд. пед. наук / С. В. Евтюшкин. - Пенза, 2016.

8. Жукова, И. Г. Педагогическая система развития читательского интереса младших школьников средствами этнопедагогики: дис. ... канд. пед. наук / И. Г. Жукова. -Саратов, 2014.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Головина Галина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар);

старший преподаватель Кулебякина Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ «КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР «ЛАДОЖСКИЙ»»: АСПЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассматривается практика применения развлекательно-досуговых программ в воспитании молодежи в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Культурно-досуговый центр «Ладожский»», который в настоящее время сохраняет свою уникальность и востребованность в качестве пространства реализации разнообразных социокультурных технологий.

Ключевые слова: развлекательно-досуговые программы, воспитание, молодежь, учреждение культуры, социокультурные технологии.

Annotation. The article deals with the practice of entertainment and leisure programs in the éducation of youth in the Municipal budget institution of culture "cultural and leisure center "Ladogscii", which currently retains its uniqueness and relevance as a space for the implementation of various socio-cultural technologies.

Keywords: entertainment and leisure programs, education, youth, cultural institution, socio-cultural technologies.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Особенности воспитательного потенциала культурно-развлекательных программ заключается, прежде всего, в создании ими педагогических условий для удовлетворения потребностей в общении и совместной досуговой деятельности; воспитания социальной активности; участия в позитивно направленной деятельности молодежи, в них содержится возможность для перевода внешних требований общества к культуре досуга во внутренние потребности представителей молодого поколения, что, несомненно, актуально в современных условиях развития общества.

Деятельность учреждений культуры в обозначенном направлении связана как минимум с решением задач социализации личности. Однако, противоречия между сложившимся уровнем деятельности данных учреждений, потребностью в развлекательно-досуговых проектах и возможностью их применения в практике воспитания молодежи диктуют необходимость изучения тематики, заявленной в настоящей статье.

Изложение основного материала статьи. В огромном разнообразии культурных учреждений Усть-Лабинского района Краснодарского края Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Культурно-досуговый центр «Ладожский» Ладожского сельского поселения (далее МБУК «КДЦ «Ладожский») выделяется самобытным, незаштампованным подходом к организации досуговой, познавательной и развлекательной деятельности; старается каждый год внедрять инновационные развлекательно-досуговые программы или проекты в масштабах поселения и района, края. Именно поэтому опыт МБУК «КДЦ «Ладожский» по применению развлекательно-досуговых программ в процессе воспитания молодежи взят за основу рассмотрения в настоящей статье.

Дадим краткую характеристику МБУК «КДЦ «Ладожский». Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Культурно-досуговый центр «Ладожский» с 2007 года находится в административном подчинении Ладожского сельского поселения. Оно одно из самых крупных и деятельных учреждений культуры в Усть-Лабинском районе, что заслуженно ставит его в ряд ведущих досуговых объектов района. МБУК «КДЦ «Ладожский» является некоммерческой организацией и создано без ограничения срока деятельности, которая направлена на организацию досуга и приобщение жителей Ладожского сельского поселения к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремеслам, проведение культурно -досуговых мероприятий, воплощение социально - значимых проектов и программ, проведение фестивалей и конкурсов, а также для организации работы кружков, студий, клубов по интересам, творческих объединений.» (2).

С января 2010 года деятельность МБУК «КДЦ «Ладожский» направлена на выполнение муниципального заказа по оказанию услуг населению Ладожского сельского поселения по организации досуга, работы кружков и любительских объединений. Материальная база МБУК «КДЦ «Ладожский» служит наиболее полному использованию всех материальных фондов и трудовых ресурсов для развития самодеятельного народного творчества.

«Согласно Уставу, основной деятельностью МБУК «КДЦ «Ладожский» является предоставление услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, создание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.