Научная статья на тему 'Информационные - коммуникационные технологии как средство формирования навыков самостоятельной работы у обучающихся начального звена образования'

Информационные - коммуникационные технологии как средство формирования навыков самостоятельной работы у обучающихся начального звена образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / КОМПЬЮТЕР / COMPUTER / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Позднякова Алёна Яновна

Статья посвящена раскрытию проблемы формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников. Информационные коммуникационные технологии, рассматриваются, как средство формирования данного навыка у обучающихся начального звена образования. В исследовании показано, насколько эффективна будет работа учителя, если он сумеет правильно воспользоваться всеми известными современными информационными коммуникационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Позднякова Алёна Яновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION - COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS MEANS OF FORMATION OF SKILLS OF INDEPENDENT WORK AT STUDYING ELEMENTARY EDUCATION

The article is devoted to the problem of formation of skills of independent work of junior schoolchildren. Information and communication technologies are seen here as a means of developing this skill in primary school students. The study shows how effective the work of the teacher will be if he can properly use all known modern information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Информационные - коммуникационные технологии как средство формирования навыков самостоятельной работы у обучающихся начального звена образования»

общего развития индивида, не навязывая, а увлекая развлекательно-досуговыми программами в учреждениях культуры; варьировании методов воспитания для самостоятельного выбора индивидом развлекательно-досуговых программ для молодежи в учреждениях культуры.

Выводы. Таким образом, вышеперечисленные рекомендации, направленные на совершенствование процесса использования воспитательного потенциала развлекательно-досуговых программ для молодежи, могут быть учтены при подготовке ряда молодежных развлекательно-досуговых программ, определяющих перспективное развитие культурно-досуговой деятельности учреждений культуры.

Литература:

1. Воронин, И.И. Развитие воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры |Гекст|: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Игорь Игоревич Воронин; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - М., 2011. - 213 е.: ил.

2. МБУК «Культурно-досуговый центр «Ладожский» Ладожского сельского поселения Усть-Лабинского района. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www.kdcladozhskiy.ru (дата обращения: 04.02.2018).

3. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособ. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.- 504 с.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Гордиенко Татьяна Петровна

ГБУОВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); студент Позднякова Алёна Яновна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена раскрытию проблемы формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников. Информационные - коммуникационные технологии, рассматриваются, как средство формирования данного навыка у обучающихся начального звена образования. В исследовании показано, насколько эффективна будет работа учителя, если он сумеет правильно воспользоваться всеми известными современными информационными - коммуникационными технологиями.

Ключевые слова: информационные - коммуникационные технологии, компьютер, младшие школьники, самостоятельная работа.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of skills of independent work of junior schoolchildren. Information and communication technologies are seen here as a means of developing this skill in primary school students. The study shows how effective the work of the teacher will be if he can properly use all known modern information and communication technologies.

Keywords: information and communication technologies, computer, junior schoolchildren, independent work.

Введение. Говоря об информационных - коммуникационных технологиях можно с уверенностью утверждать, что они в современном мире занимают огромное и незаменимое место, как в жизни современного человека, так и в образовательной среде. Перед учителями стоит одна из важнейших задач -научить младших школьников пользоваться информационными - коммуникационными технологиями с условием того чтобы они приносили пользу обучающимся, с опорой на то что эта информация будет добываться самостоятельно детьми и так же будет использована ими в дальнейшей учебной деятельности. Данный вопрос достаточно важен, так как необходимо с самых начальных ступеней обучения научить детей самосовершенствованию и самореализации.

Формулировка цели статьи. Показать что информационные - коммуникационные технологии являются эффективным средством формирования навыков самостоятельной работы у обучающихся начального звена образования.

Изложение основного материала статьи. В первую очередь для того, чтобы понять всю важность информационных - коммуникационных технологий для современного образовательного процесса необходимо понять само понятие «информационные - коммуникационные технологии». «Информационные технологии - это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г. Захарова) [5, с. 17].

Информационные и коммуникационные технологии - это понятие, которое обобщает, описывает различные устройства, механизмы и последовательность обработки информации. Компьютер же в свою очередь - это не что иное, как одно из главных и важных современных устройств информационных -коммуникационных технологий. На сегодняшний день современные компьютеры снабжены различным программным обеспечением, так же разработано огромное количество образовательных и развивающих программ для детей всех возрастов, в том числе и младших школьников, которые развивают самостоятельность обучающихся начального звена образования. Современная система образования рассматривает информационные - коммуникационные технологии как взаимосвязанный комплекс объектов, совершенных действий и правил. Все перечисленные компоненты связаны с подбором, некоторым изменением и преподнесением информации во время различных коммуникаций с различными участниками беседы. В соответствии с этим во время работы с информационными коммуникационными технологиями идет подбор, редактирование и применение с передачей информации. Данная информация оказывает

определенное психолого-педагогическое воздействие, которое подразумевает собой творческое развитие обучающихся, формирует у них знания, умения и навыки, которые необходимы будут детям в дальнейшем [6, с. 58].

Применение информационных - коммуникационных технологий на уроке дает множество преимуществ. В первую очередь данные технологии позволяют направить обучающихся начального звена образования на добывание знаний самостоятельно, однако немаловажно и то, что информационные - коммуникационные технологии помогают повысить познавательную активность, индивидуализировать процесс обучения, повышают возможность выполнить, как можно больше заданий и так же позволяют школьникам получать различного рода информацию используя сеть Интернет [3, с. 134].

На уроке использование - коммуникационных технологий вызывает у младших школьников достаточно большой интерес. В соответствии с этим используя компьютер на уроке мы можем достаточно прочно заинтересовать школьников, при этом не стоит забывать и о том, что компьютер это всего лишь «помощник», который необходимо использовать соблюдая определенные рамки, а не бездумно включая во все части урока. Чтобы организуемая работа на уроке была продуктивной, и младшие школьники из нее что-то вынесли необходимо показать обучающимся, что информационные - коммуникационные технологии это не игра, а способ и средство, с помощью которого можно получить качественную информацию и при этом, не используя помощь взрослых. На сегодняшний день существует огромная необходимость в научении обучающихся начального звена образования работать с компьютером правильно, что включает в себя осуществлять поиск информации, подбирать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать [7, с. 68].

В Федеральном образовательном стандарте начального общего образования так же прописано использование информационных - коммуникационных технологий на уроке. Так обучающиеся начального звена образования должны научится в процессе обучения и воспитания пользоваться компьютерным технологиями. Дети должны получить навык в умении анализировать информации, которую они получили в результате использования информационных - коммуникационных технологий, для того чтобы во время дальнейшей своей деятельности суметь найти информацию самостоятельно и тем самым развивать у себя такой важный навык как самостоятельность в результате чего будет происходить самообразование. Тем самым становится очевидной необходимость использования информационных - коммуникационных технологий во время учебного процесса.

Главная особенность многих новых информационных-коммуникационных технологий это то, что они базируются на использовании современных новейших персональных компьютерах. Так в соответствии с вышесказанным компьютер на сегодняшний день это некое средство, которое является одним из важнейших составных частей для того чтобы личность ребенка развивалась всесторонне и гармонично. Не смотря на это, процесс внедрения компьютеров в образовательный процесс сталкивается с определенным торможением, что связано с тем, что не все учителя хорошо владеют современными информационными - коммуникационными технологиями [6, с. 157].

Информационные - коммуникационные технологии это отличное средство для формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников, которое так же дает возможность учителю младших классов организовать различные формы учебно - познавательной деятельности, при этом самостоятельная работа детей несет более активный и целенаправленный характер. Используя информационные -коммуникационные технологии для повышения качества учебного материала и поднятия образовательного эффекта необходимо также и помнить то, что весь процесс учебной деятельности на использовании компьютера или иного подобного источника строить не стоит, так как данными действиями мы можем получить совершенно противоположное действие.

Младшие школьники более качественно усваивают информацию, если материал преподносимый им, достаточно наглядный, яркий и так же, что немаловажно вызывает у обучающихся начального звена образования хорошие, положительные эмоции, что является залогом повышения навыков самостоятельной работы. Таким образом, очевидным становится тот факт, что использование медиаресурсов в учебном процессе повысит эффективность образовательного процесса. Мультимедийная презентация на уроке является одной из самых удачных форм преподнесения учебной информации. Так, используя мультимедийную презентацию, мы можем оказывать влияние на обучающегося с нескольких сторон - на зрение и на слух ребенка, а тем самым повысить возможность формирования в дальнейшем навыка самостоятельной работы. Формирование навыков самостоятельной работы при этом зависит от того на сколько качественно выполнена презентация и насколько она учит этому навыку [2, с. 20].

Использование мультимедиа предоставляет возможность младшим школьникам самостоятельно поработать над учебным и познавательным материалом, а так же решить без взрослого, как и в каком направлении, изучать материал. Так постепенно младшие школьники становятся активными участниками учебного процесса, умеющие работать самостоятельно. В процессе использования мультимедиа обучающиеся начального звена образования могут сами управлять своим процессом приобретения знаний, и соответственно развивать свои навыки самостоятельной работы [6, с. 224].

Во время использования информационных - коммуникационных технологий в учебно - воспитательном процессе начальной школы необходимо чтобы данная работа была направлена на интенсификацию процесса обучения, необходимо, чтобы шла реализация идей системно - деятельностного подхода, усовершенствование форм и методов обучения, которые давали бы возможность не механического запоминания, а овладение умением самостоятельно добывать информацию. В течении всего процесса обучения учитель должен формировать у обучающихся наличие собственной точки зрения, которая показывала бы самостоятельность мышления младших школьников [4, с. 26].

Если проанализировать научно - педагогическую литературу, то можно сделать вывод, что можно выделить три цели использования информационных - коммуникационных технологий в учебно -воспитательном процессе:

1. Развитие личности младшего школьника и его непосредственная подготовка к самостоятельной приносящей результат деятельности в условиях информационного общества через:

1.1 развитие конструктивного и алгоритмического мышления;

1.2 уменьшения репродуктивной деятельности, в результате чего будет происходить развитие творческого мышления у обучающихся начального звена образования;

1.3 формирование умений подбора и отбора информации.

2. Воплощение заказа общества:

2.1 подготовка младших школьников к самостоятельной работе в результате использования информационных - коммуникационных технологий.

3. Создание мотивации обучающихся во время учебно - воспитательного процесса:

3.1 повышение результата обучения за счет информационных - коммуникационных технологий;

3.2 использование различного рода стимулов в процессе работы с обучающимися, для повышения познавательной деятельности.

Когда учитель использует информационные - коммуникационные технологий во время учебной, воспитательной и самостоятельной работы обучающихся начального звена образования это:

1. Дает возможность осуществить индивидуальный подбор различного рода заданий и провести соответственно анализ;

2. Повышает качество обучения;

3. Погружает обучающихся в работу;

4. Делает младших школьников более направленными на работу и заинтересованными;

5. Создает мотивацию для обучающихся;

6. Повышает успеваемость детей, в результате многократного выполнения заданий;

7. Создает у младших школьников адекватную самооценку, путем контроля себя с помощью компьютера;

8. Создает подходящую среду для самостоятельной работы, когда помощь взрослых минимальна;

9. Формирует информационно - коммуникационную компетентность обучающихся начального звена образования [1, с. 32].

Если затрагивать тему непосредственной самостоятельной работы обучающихся начального звена образования посредством использования информационных - коммуникационных технологий для расширения не только интеллектуальных способностей, но и навыков самостоятельной работы, то здесь уместным будет использование метода учебных проектов. Данный метод позволяет развить умение самостоятельно получать и добывать знания. Во время погружения обучающихся в такую работу они учатся самостоятельно подбирать информацию, выбирают самое главное, делать выводы и оценивать проделанную работу.

Абсолютно все учебные проекты помогают детям проявить творчество, помогают раскрыть его личные способности и показывают насколько хорошо ребенок может работать самостоятельно, без помощи взрослых. Данный метод обладает преимуществом еще и в том, что учитель может предложить выполнять проект не одному школьнику, а группе, и данный вид деятельности не отнимет у младшего школьника возможности работать самостоятельно, а наоборот научит организовывать свою деятельность.

Когда мы формируем самостоятельность обучающихся начального звена образования посредством использования информационных - коммуникационных технологий не стоит забывать что данный навык можно сформировать и во внеурочной деятельности, например организовав кружок. Там необходимо младших школьников познакомить с методом проектов, и с информационными - коммуникационными технологиями, показав при этом школьникам, как можно использовать информационные технологии, донести до детей, что добывать информацию самостоятельно достаточно познавательно и интересно. Залог желания детей работать самостоятельно - это формирование интереса, то есть их мотивация. Метод проектов развивает не только навыки самостоятельной работы, но и инициативность, которая находится рядом с самостоятельностью. Информационные - коммуникационные технологии в этом процессе служат средством добычи информации, а так же средством ее преподнесения остальным.

Информационные - коммуникационные технологии в образовательном процессе позволяют организовывать разные формы учебно-познавательной деятельности на различных уроках, а так же сделать данную деятельность более активной, целенаправленной и самостоятельной. Учитель может разрабатывать интегрированные уроки, например литературного чтения и окружающего мира, на которых обучающиеся имели возможность самостоятельно подготовить сообщения и презентации с использованием информационных - коммуникационных технологий. Так же можно научить обучающихся начального звена образования создавать брошюры на компьютере, после чего всем желающим раздать различные темы и они бы выполнили небольшие сообщения.

Когда учитель правильно использует информационные -коммуникационные технологии, то это дает ему возможность привлечь детей, обеспечить обучающимся хорошую мотивация, которая в дальнейшем будет стимулом работать самостоятельно, в процессе чего будет повышаться творчество школьников и эффективность обучения. Также когда учитель использует информационные - коммуникационные технологии в процессе своей деятельности он не должен производить разделение на ученик и учитель, так как здесь работа должна носить совместный характер.

Информатизация процесса образования является весьма мощным инструментом. Компьютер, как неотъемлемое средство добычи знаний в современном мире, можно использовать на всех дисциплинах для повышения навыков самостоятельности - это и тренажеры, и тесты, и электронные учебники, и мультимедийные энциклопедии, и развивающие программы, и приложения и многое другое.

Выводы. В соответствии со всем вышесказанным можно сделать вывод, что использование информационных - коммуникационных технологий позволяет качественно формировать навыки самостоятельной работы у обучающихся начального звена образования. Учитель имеет возможность организовать самостоятельную работу обучающихся, научить их мыслить самостоятельно, однако навык самостоятельной работы будет привит младшим школьникам лишь при условии того, что изначально ребенку будет интересно добывать знания, делиться ими с окружающими и использовать при этом информационные -коммуникационные технологии. Таким образом, если учитель организует свою работу правильно, то в конечном итоге он сумеет заложить навыки самостоятельной работы у обучающихся начального звена образования, и получить качественные результаты.

Литература:

1. Анкудинова С.А. Непочатых И.А. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего возраста с помощью информационно - коммуникационных технологий // Инновационная наука.-2016. - №12. - С. 31 - 36.

2. Вострикова, Е.Л. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе / Е.Л. Вострикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 2. - С. 19-22.

3. Гордиенко Т.П., Смирнова О.Ю. Классификация информационно-коммуникационных технологий в образовании / Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 1. - С. 130-140.

4. Евдокимова В. Е. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». - 2017. - №1. - С. 23-29.

5. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

6. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы [Текст]: монография Гордиенко Т.П., Горбунова Н.В., Смирнова О.Ю., ХрулеваА.А.; Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» в г. Ялте. 2016. - 232 с.

7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. 3. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009 - 120 с.-(Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-021058-4.

Педагогика

УДК 372.881.111.1 + 811.11-112

кандидат педагогических наук, доцент Дмитриева Елена Викторовна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Садыкова Гузель Зуфаровна

Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ: НОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ И

СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ WEB 2.0.

Аннотация. Широкое использование мультимедийных технологий и Интернета оказало влияние на систему образования, что привело к значительным изменениям в содержании и методах преподавания иностранных языков. В статье доказано, что использование ИКТ в учебном процессе имеет ряд преимуществ: создаются дополнительные возможности для развития творческих способностей, внедряется интерес к научной деятельности. В представленной статье изучается использование ИКТ для оптимизации учебного процесса обучения иностранному языку. В статье рассматривается использование технологий Web 2.0 в преподавании иностранных языков, которое становится неотъемлемой частью в преподавании иностранного языка.

Ключевые слова: образовательные технологии, учебный процесс, коммуникативные навыки, дидактическая ценность, образовательный процесс, образовательные блоги, интерактивные модели.

Annotation. The widespread use of multimedia technologies and the Internet has had an impact on the education system, causing significant changes in the content and methods of teaching foreign languages. It is proved that the use of ICT in the educational process has the number of advantages: additional opportunities are created for the development of creative skills, interest in the scientific activity is being inculcated. The presented article studies the use of ICT to optimize the learning process for teaching the foreign language. The article considers the use of Web 2.0 technologies in the foreign language teaching which becomes an integral part of foreign language classes.

Keywords: educational technologies, learning process, communicative skills, didactic value, educational process, educational blogs, interactive models.

I. INTRODUCTION.

At the present time, in the framework of changing the education system, the introduction of information and computer technologies in the educational process is being actively implemented. The use of Web 2.0 services, and microblogging, in particular, in the process of foreign languages teaching, is an indispensable resource for the formation of communicative skills. At the moment there are several works devoted to teaching foreign languages through microblogging.

No less popular way of using computer technology is the creation of multimedia PowerPoint presentations. The use of computer presentations in the studying process allows the implementation of the new lexical, regional material in the fascinating form, the visualization principle is implemented, which contributes to a lasting assimilation information. Independent creative learners' work in the creation of computer presentations is the best way to expand the active vocabulary [1, 10].

The use of multimedia presentations is effective for visual support of speech learning. The advantages of multimedia presentations include the following: a combination of text, audio and video; the possibility of using an interactive, a multimedia board that allows more clearly to semantic the new lexical, grammatical and phonetic material, as well as provide support for learning all types of speech activity; the ability to use individual slides as a handout (supports, tables, diagrams, graphs, charts); activating the learners' attention; ensuring the effectiveness of perception and memorization of the new educational material; control over assimilation and systematization of the new and studied material; saving study time; formation of computer multimedia competence [1, 5, 9]. Using PowerPoint presentations in the learning process makes it easy to practice the various types of language and speech exercises: imitative, substitution, transformation, reproductive [1, 3].

Practically anyone who possesses the basic skills of working on the Internet has the opportunity to find or independently create a curriculum with educational materials that would be in full compliance with the written goals and objectives of the study [16, 15]. There are specially designed educational electronic plots prepaid for educators, who would like to create an open campus for learners. One of the first and most popular patch tops of this type is Moodle [20].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.