Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования математической компетентности будущих учителей начальных классов'

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования математической компетентности будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕР / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COMPUTER / MATHEMATICAL COMPETENCE / PRIMARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажан Зинаида Ивановна

В данной статье автор раскрывает значение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы и делится опытом работы в применении компьютерных технологий на занятиях учебных дисциплин математического цикла профиля подготовки «Начальное образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FORMATION OF MATHEMATICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF INITIAL CLASSES

In this article, the author reveals the importance of information and communication technologies in the educational process of higher education and shares his experience in the use of computer technology in the classroom of the academic disciplines of the mathematical cycle of the profile of the preparation "Primary Education".

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования математической компетентности будущих учителей начальных классов»

5. Афзалова А.Н. Использование мобильных технологий для организации самостоятельной работы студентов // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)» - 2012. - V. 15. - №4. - С. 497-505. URL:http://grouper.ieee.org/groups/ifets/russian/depository/v15_i4/pdf/9.pdf (дата обращения: 01.11.18)

6. Голицына И.Н., Афзалова А.Н. Использование облачных вычислений в образовательном процессе [интернет] // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)» - 2014. - V.17. - №2. - С. 460-468. - ISSN 1436-4522. URL:http://ifets.ieee.org/mssian/depository/v17_i2/pdf/10.pdf (дата обращения: 01.11.18)

7. Торкунова, Ю.В. Методические рекомендации по развитию инновационно-образовательной деятельности в высшем учебном заведении. - 2014 - Казань: Юниверсум. - 64 с.

Педагогика

УДК: 371.13:51

старший преподаватель кафедры педагогического мастерства учителей

начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Бажан Зинаида Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в (г. Ялта)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В данной статье автор раскрывает значение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы и делится опытом работы в применении компьютерных технологий на занятиях учебных дисциплин математического цикла профиля подготовки «Начальное образование».

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, компьютер, математическая компетентность, начальное образование.

Annotation. In this article, the author reveals the importance of information and communication technologies in the educational process of higher education and shares his experience in the use of computer technology in the classroom of the academic disciplines of the mathematical cycle of the profile of the preparation "Primary Education".

Keywords: information and communication technologies, computer, mathematical competence, primary education.

Введение. На современном этапе развития нашего общества особое значение приобретает совершенствование системы высшего педагогического образования, ориентированного на мировое образовательное пространство. Это реформирование сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы, предлагаются иные подходы, методы обучения, требующие более совершенной подготовки педагогических кадров.

Модернизация учебного процесса в вузе требует перехода от пассивных способов освоения учебного материала к активным формам работы, которыми являются: индивидуальные и групповые формы работы, самостоятельная поисковая деятельность обучающихся. Это позволит готовить специалиста с выраженной индивидуальностью, специалиста, хорошо владеющего профессиональными умениями и навыками.

В связи с этим возникает необходимость широкого применения продуктивных инновационных технологий в учебном процессе, которые позволят быстрее, экономичнее и качественнее достигнуть цели профессионального образования. Одной из таких инновационных технологий на сегодняшний день являются информационно - коммуникационные технологии.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является раскрытие значения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе высшей профессиональной школы, в частности, на занятиях учебных дисциплин математического цикла профиля подготовки «Начальное образование».

Изложение основного материала статьи. Одной из основных частей информатизации образования в высшей школе является использование информационно-коммуникационных технологий в образовательных дисциплинах. Что же подразумевается под информационно-коммуникационными технологиями? Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшими современными устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией [1, с. 146].

Информационно-коммуникационные технологии позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности как для преподавателя, так и для обучающихся.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в вузе позволит повысить эффективность образовательного процесса, а, следовательно, и качество профессиональной подготовки обучающихся. Через использование в учебном процессе новых информационных и телекоммуникационных технологий обучающийся может получать учебный материал не только в печатном, но и в графическом, звуковом, анимированном виде, что позволит ему усвоить его на более высоком уровне.

С помощью использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий можно решить ряд важных задач обучения, а именно:

- повысить мотивацию обучающихся к учебно-познавательной деятельности в изучении своей специальности;

- повысить интенсивность учебного процесса;

- обеспечить высокую степень дифференциации и индивидуализации учебного процесса;

- интенсифицировать самостоятельную работу обучающихся;

- проводить мониторинг достижений обучающихся;

- возможность обучающимися осуществлять самоконтроль за степенью усвоения учебного материала.

Все это способствует реализации первостепенной задачи, которая стоит перед высшей школой - это

повышение качества образования.

Главной задачей своей работы как преподавателя математики в институте считаю формирование, прежде всего, математической компетентности у обучающихся, которые связали свою дальнейшую трудовую деятельность с работой учителя в начальной школе. Математическая компетентность по Ходыревой Н.Г. определяется, как «интегральное свойство личности, выражающееся в наличии глубоких и прочных знаний по математике, в умении применять имеющиеся знания в новой ситуации, способности достигать значимых результатов и качества в деятельности. Иначе говоря, математическая компетентность предполагает наличие высокого уровня знаний и опыта самостоятельной деятельности на основе этих знаний» [2, с. 3].

Для реализации поставленной задачи стараюсь самосовершенствоваться и в практике своей работы применять инновационные технологии, в частности, компьютерные технологии, которые, как выше было сказано, имеют ряд преимуществ. В нашем институте есть возможность применения ИКТ в учебном процессе, так как имеются аудитории, специально оборудованные компьютерной техникой, и есть аудитории с установленными интерактивными досками. На своих занятиях по курсу «Математика» и «Методика преподавания математики в начальной школе» применяю разнообразные формы работы с использованием компьютерной техники, а именно:

- создание презентаций к лекционным и практическим занятиям;

- организация просмотра готовых обучающих видеофильмов, видео уроков из начальной школы по математике с последующим их анализом;

- использование готовых программ, позволяющих проводить контрольные тесты по изученному материалу.

Наличие компьютера и принтера позволяет создавать раздаточные материалы по читаемым дисциплинам: тексты контрольных работ, тематических практических работ, тесты для индивидуального опроса обучающихся, составленные лично.

Использование компьютера с целью презентации учебного материала является его наиболее распространенной функцией сегодня. Поэтому более подробно остановимся на этой форме работы. Для создания презентаций использую разнообразные программные средства, среди которых общеизвестны Microsoft PowerPoint или OpenOffice Impress. Заранее подготовленная презентация к занятию появляется в нужное время, в эстетичной форме, в продуманном объеме. Презентация помогает сконцентрировать внимание обучающихся на главном, зафиксировать данный материал в свой конспект в сжатом виде, т.е. в виде опорного конспекта прослушанной лекции. Презентация также позволяет сделать занятие интересным и насыщенным, так как время, сэкономленное на занятии за счет готовых иллюстраций, схем и графики, может использоваться для увеличения объема подачи информации или для разбора и выполнения практических заданий по теме.

Приведу несколько примеров использования ИКТ из личной практики. Так на лекционном занятии по «Методике преподавания математики в начальной школе» (4 курс) на тему: «Использование приема моделирования при решении текстовых арифметических задач» презентация включала ряд последовательно составленных слайдов, раскрывающих по плану содержание лекции. Представим выборочно содержание некоторых слайдов данной презентации. Итак, в слайде 1 раскрывалась суть понятий «моделирование» и «модель текстовой задачи»: «Моделирование - это процесс построения и использования определенной модели. Модель текстовой задачи - это компактная запись, которая полностью заменяет ее формулировку». Затем в следующем за ним слайде 2, была представлена схема, которая дает наглядное представление о классификации моделей, используемых в работе над текстовыми задачами:

На примере одной из текстовых задач иллюстрирую применение различных моделей краткой записи ее текста, вместе со студентами анализируем модели и выявляем преимущества одной модели перед другой, делаем соответствующие выводы. На следующем слайде представлены знаковая и графическая модель типовой задачи на нахождение неизвестного по двум разностям: «Питомник отпустил по одинаковой цене одной школе 360 саженцев, другой 440. Вторая школа уплатила за них на 20 руб. больше, чем первая.

Сколько уплатила за саженцы каждая школа?» (4 класс). Сначала предлагаю студентам самостоятельно решить данную задачу, пройдя все основные этапы работы в ходе ее решения. Как правило, студенты записывают кратко текст задачи, используя знаковую модель, т.е. табличную форму краткой записи ее текста. Однако, приступая к оформлению решения задачи арифметическим способом, многие студенты допускают грубые ошибки, производя действия с числовыми характеристиками величин (цена, количество и стоимость) неверно. Такую же ошибку можно наблюдать в тетрадях по математике и у младших школьников. Числа подобраны в условии данной задачи так, что решающий не замечает, что выполненное им действие нарушает правило нахождения нужной величины (в данном случае цену товара). Неверное решение этой задачи представляют, как правило, так:

1) 440 - 360 =80 (с.) - больше купила вторая школа, чем первая;

2) 80 : 20 = 4 (руб.) - цена саженца;

3) 4-360 = 1440 (руб.) - заплатила за саженцы первая школа;

4) 4-440 = 1760 (руб.) - заплатила за саженцы вторая школа.

А все дело в том, что табличная запись текста задачи - это тоже модель задачи, но более абстрактная, чем схема или чертеж. Она уже предполагает хорошее знание обучающимися взаимозависимостей пропорциональных величин, так как сама таблица этих взаимозависимостей не показывает. Поэтому таблица мало помогает обучающимся представить математическую ситуацию и выбрать нужное действие.

Для устранения ошибочного решения предлагаю обучающимся выполнить проверку способом соотнесения данных задачи и ответа, полученного в ходе ее решения. Обучающиеся замечают в ходе выполнения проверки (1760 - 1440=320 (руб.)), что полученный ответ не удовлетворяет одному из данных условия задачи, так как разница в оплате за саженцы, которые приобретены первой и второй школой составляет 320 рублей, а не 20 рублей. Тогда предлагаю студентам смоделировать краткую запись текста задачи по-другому, в виде графической модели, которая вместе со знаковой моделью представляется им на слайде 3.

Сравнивая эти две модели, обучающиеся делают вывод, что графическая модель позволяет ученику более качественно проанализировать текст задачи и определиться со способом решения задачи. По такой модели путь решения задачи становится им более понятным и правильное решение задачи арифметическим способом они оформляют так:

1) 440-360=80 (с.)3) 25 • 360=9000 (к.) или 90 руб.

2) 2000 : 80=25 (к.)4) 25 • 440=11000 (к.) или 110 руб.

Тот же способ проверки (110-90=20 руб.) доказывает правильность их рассуждений в поиске решения задачи.

Презентации мной используются не только на лекционных, но и на практических занятиях. Например, практическое занятие по теме предыдущей лекции включало в себя взаимосвязанные между собой три этапа: первый этап - констатирующий - теоретический блок; второй этап - формирующий - практический блок и третий этап - контрольный - аналитический блок. На первом слайде были представлены этапы работы и раскрыты обучающимся дидактические цели каждого этапа:

Этап 1 - констатирующий - теоретический блок. На этом этапе проверяется ваша теоретическая подготовка, т.е. насколько вы владеете информацией о разных видах моделей, которые применяются в краткой записи текста задачи.

Этап 2 - формирующий - практический блок.Здесь будем применять на практике знания теории. Форма работы на этом этапе коллективная, т.е. будем совместно решать вопрос о выборе модели и ее построении.

Этап 3 - контрольный - аналитический блок. На этом этапе вас ждет самостоятельная работа по решению текстовых задач из курса начальной математики с применением приема моделирования и ее защита.

Работая по плану, на первом этапе беседовали с обучающимися и вспоминали из теории, какие бывают модели и особенности их построения. Устный опрос проводился фронтально в сочетании с элементами программированного опроса. Вопросы, на которые должны были отвечать обучающиеся, следующей направленности:

- На какие две группы принято делить модели краткой записи текста задачи?

- Какие виды моделей относятся к схематизированным?

- Когда мы обращаемся к предметному моделированию? (когда задача решается практическим способом).

- Что нам дает применение предметного моделирования? А в чем его существенный недостаток?

- Какая модель считается предметной (вещественной)? (соотнесите вид модели со второй колонкой таблицы).

- Что применяют в построении графической модели? (соотнесите вид модели со второй колонкой таблицы).

- В чем сходство (отличие) графика и схемы?

- Каковы преимущества графического моделирования текста задачи?

- На какие две группы делим знаковые модели?

- Что представляет собой словесная модель текста задачи? (соотнесите вид модели со второй колонкой таблицы).

- Как выглядят математические (символические) модели?

На слайде были пронумерованы готовые ответы на предложенные вопросы, а обучающиеся должны были указать номера правильных ответов, затем соотнести номер из первой колонки таблицы с выборкой с номером (номерами) во второй колонке таблицы:

Виды моделей С чем производится действие, в процессе построения модели

1. графические 2. знаковые 3. предметные (или вещественные) 4. схематизированные 5. словесные (на естественном языке) 6. математические (символические) 1. макеты, модели, муляжи, т.е. предметы о которых идет речь в задаче 2. схема (или схематический чертеж) 3. рисунок (предметный или условный) 4. числовое выражение или уравнение 5. таблица 6. заменители предметов, о которых говорится в задаче 7. чертеж 8. краткая запись текста задачи

К этому же этапу относится следующий слайд, который назвала «Распознай модель?!». Обучающиеся должны сориентироваться и указать, под каким номером представлены графические модели простой текстовой задачи: «У мамы было 6 конвертов. 2 конверта она израсходовала для пересылки писем. Сколько конвертов у нее осталось?» (текст задачи им зачитывается).

На втором этапе - формирующем (практический блок) с обучающимися коллективно обсуждали решение составных текстовых задач с применением приема моделирования. Текстовые задачи были подобраны таким образом, чтобы обучающиеся свой выбор сделали именно на построении графической модели и указали ее преимущество перед остальными. Тексты задач в виде графической модели были представлены на последующих слайдах. После того, как обучающиеся построили графическую модель к тексту задачи, им предлагалось сравнить ее с образцом на слайде, чтобы избежать неточностей, которые возможно могли быть допущены ими при ее построении. Каждый раз, решая с обучающимися ту или иную текстовую задачу с применением приема графического моделирования, мы отмечали, что дает им такая краткая запись текста задачи. Так, построение графической модели при работе с одной текстовой задачей позволило обучающимся более качественно проанализировать текст задачи и определиться со способом ее решения. При решении другой текстовой задачи выбранная графическая модель позволяла ответ задачи получить гораздо быстрее, так как давала наглядное представление для выбора более рационального способа ее решения. А в третьей задаче построение графической модели создавало предпосылки для активной мыслительной деятельности обучающихся в поисках разных арифметических способов ее решения.

Третий этап - контрольный (аналитический блок) назван так потому, что идет самостоятельный анализ текста задач обучающимися и перевод их словесной модели в иную модель, помогающую им в поиске их решения. На этом этапе использовалась групповая форма работы. Обучающиеся получали инструктаж по выполнению самостоятельной работы на одном из слайдов презентации. Для выполнения ими поставленной задачи инструкция давалась в виде алгоритмических действий:

1. Внимательно прочитайте задачу.

2. Составьте удобную для поиска решения модель задачи.

3. Определите, какой теоретический материал нужен для её решения (определения, правила, формулы).

4. Решите задачу и подготовьте ее защиту.

5. Оцените индивидуально свою работу в группе, совпадает ли Ваша самооценка с оценкой группы?

Самостоятельная работа включала решение двух составных текстовых задач с применением графического моделирования. На выполнение самостоятельной работы было выделено 20-25 минут, после чего студенты каждой группы отчитывались о проделанной работе.

Обучающиеся нашего института также подготовлены к разработке и созданию презентаций. Они готовят презентации к выступлению с докладом на научно-практических конференциях, к защите курсовых и дипломных проектов. Обучающиеся также практикуют использование презентаций на производственной практике в начальной школе при проведении пробных уроков, в частности, по математике. Использование презентаций на уроке математики на сегодняшний день почти незаменимо. У учителя есть возможность эмоционально и образно подать учебный материал детям. А зрительное восприятие изучаемых математических объектов позволяет младшим школьникам быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации в виде слайдов помогают сконцентрировать внимание младших школьников на различных этапах урока математики, будь это объяснение нового материала или закрепление пройденного. Презентации можно подбирать к отдельным темам, к разным урокам. Урок с использованием презентаций становится значительно интереснее. Например, при проведении устного счета на уроке математики в 1 классе студентка использовала презентацию «Вальс цветов». Целью проведения данной формы работы было закрепление табличных случаев сложения и вычитания чисел в пределах 10. На каждом отдельном слайде фея цветом предлагала детям решить пример на сложение или вычитание. К каждому примеру давались три ответа, один из которых был правильный и дети должны были на него указать. Правильно решив все примеры, школьники имели возможность составить из этих цветов большой букет, который и был представлен на последнем слайде презентации.

Приведем еще один пример фрагмента урока по математике с применением ИКТ. При объяснении новой темы «Килограмм» в 1 классе мы знакомили детей с прибором, измеряющим массу различных предметов, которым являются весы. И помимо чашечных весов, с которыми младшие школьники имели дело во время практической работы, проводя взвешивание предметов с точностью до килограмма, их познакомили с другими весами и классифицировали их по видам. Для этого мы подготовили для них слайды «Такие разные весы», на которых были изображены: механические, электронные, лабораторные, медицинские весы и даже те, которыми люди пользуются в домашних условиях (напольные, кухонные, безмен), кратко охарактеризовали каждый вид весов. Этим самым мы расширили общий кругозор детей, вызвали интерес к изучению новой темы, повысили мотивацию обучения. Практика показала нашим студентам, что использование компьютерных технологий в начальной школе может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала младшими школьниками.

Выводы. Таким образом, для обеспечения качества образовательного процесса в вузе преподаватель должен быть хорошим специалистом не только в своей области, но и быть компетентным в области информатики, что позволит ему разрабатывать собственную оригинальную методику и использовать ее в процессе обучения.

Литература:

1. Довгопол И.И., Ивкова Т.А. Современные образовательные и педагогические технологии / И.И. Довгопол, Т.А. Ивкова - С., мсп «Ната», 2007 - с. 336

2. Ходырева Н.Г. Становление математической компетентности будущего учителя при подготовке в педагогическом вузе / Н.Г. Ходырева // http://borytko.nm.ru/papers/subject6_1/hodireva.htm

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент, директор Базаров Цырен Раднаевич

Санаторная школа-интернат № 28 (г. Улан-Удэ);

кандидат педагогических наук, доцент Базарова Елена Гармаевна

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Бурятия "Бурятский республиканский институт образовательной политики" (г. Улан-Удэ)

МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В связи возрастанием требований рынка труда к образованию выпускника, а, следовательно, - к авторитету учебного заведения, аттестат которого предъявляется выпускником потенциальному работодателю, проблема совершенствования управления мониторингом качества образовательной деятельности в сельской школе становится весьма актуальным.

Ключевые слова: сельская школа, мониторинг, направления, цели, задачи, принципы, формы мониторинга в сельской школе.

Annotation. To the increasing demands of the labour market to the education of the graduate, and, consequently, to the authority of the institution, which certificate shall be presented to the graduate the potential employer, the problem of improving the management of quality monitoring of educational activities in rural schools is very important.

Keywords: rural school, monitoring, direction, goals, tasks, principles, forms of monitoring in a rural school.

Введение. Процессы, происходящие в системе образования России, нуждаются в анализе результатов деятельности, оценки и самооценки труда участников образовательного процесса, руководителей образовательных учреждений как единого образовательного сообщества.

Каждый руководитель образовательной организации, в том числе, сельской школы должен иметь ясное представление о том, как развивается организация, как реализуется образовательная деятельность, поэтому руководитель должен быть информирован обо всех сферах жизнедеятельности педагогического коллектива, создать работающую обратную связь. Полную достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженной обратной связи и мониторинга деятельности образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.