Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеева И.В.

В статье представлен обзор институционального механизма развития человеческого потенциала как важнейшей стратегической задачи экономической безопасности. Рассмотрены цели и задачи приоритетных национальных проектов России. Показана их взаимосвязь с национальными интересами и приоритетами страны в сфере национальной безопасности, а также с одним из направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN DEVELOPMENT AS A STRATEGIC OBJECTIVE OF ECONOMIC SECURITY: INSTITUTIONAL ASPECT

The article presents an overview of the institutional mechanism of human development as the most important strategic task of economic security. The goals and tasks of priority national projects of Russia are considered. Their interrelation with national interests and priorities of the country in the sphere of national security, and also with one of directions of the state policy in the sphere of ensuring economic security of the state is shown.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 338.1

Моисеева И.В., ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»,

г. Саранск, Россия

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье представлен обзор институционального механизма развития человеческого потенциала как важнейшей стратегической задачи экономической безопасности. Рассмотрены цели и задачи приоритетных национальных проектов России. Показана их взаимосвязь с национальными интересами и приоритетами страны в сфере национальной безопасности, а также с одним из направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности государства.

Ключевые слова: человеческий потенциал, институциональный механизм, нормативно-правовой акт, приоритетные национальный проект, стратегия национальной безопасности, стратегия экономической безопасности.

Moiseeva I.V., lecturer, National Research Mordovia State University

HUMAN DEVELOPMENT AS A STRATEGIC OBJECTIVE OF ECONOMIC SECURITY: INSTITUTIONAL ASPECT

Abstract. The article presents an overview of the institutional mechanism of human development as the most important strategic task of economic security. The goals and tasks of priority national projects of Russia are considered. Their interrelation with national interests and priorities of the country in the sphere of national security, and also with one of directions of the state policy in the sphere of ensuring economic security of the state is shown.

Key words: human potential, institutional mechanism, legal act, priority national project, national security strategy, economic security strategy.

Современный этап экономического развития отличается возрастанием роли человека в системе факторов производства, что в свою очередь означает переход к так называемой «новой экономике» («неоэкономике»), базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, основным источником роста в которой выступает производство знаний, развитие сферы НИОКР, накопление человеческого потенциала. Таким образом, в центр социально-экономической системы ставится обеспечение возможно более полного развития и реализации человеческого потенциала. Человеческий потенциал характеризует население во всем богатстве его способностей, знаний, навыков и личностных характеристик [5].

Человеческий потенциал представляет собой величину, включающую количественные и качественные параметры человеческого капитала. По мнению некоторых исследователей человеческий потенциал и выступает человеческим капиталом в его реальном значении в контексте социально-экономических условий развития государства, создания, развития и использования человеческого потенциала. При этом качество человеческого капитала, возможности его развития выступает одним из наиболее значимых факторов эффективности национальной экономики. Человеческий потенциал представляет собой системообразующий фактор экономического роста и развития, конкретизирующийся в инвестициями в образование, здравоохранение, фундаментальную и прикладную науку, информационную и социальную инфраструктуру, культуру, искусство [6].

При таком подходе берется во внимание не только экономический аспект вложения инвестиций в человека, но и характеристика институциональной и социальной среды, формирующей целостную личность с ее ценностями и преимуществами, что объясняет необходимость изучения институционального

механизма регулирования человеческого потенциала в системе экономической безопасности.

Изучая институциональные аспекты развития человеческого потенциала следует отметить Концепцию человеческого потенциала, разработанную лауреатом Нобелевской премии по экономике индийским ученым Амартии Сеном. В данной концепции А. Сен акцентировал внимание на том, что активность, творчество, ценности населения являются неотъемлемыми компонентами производства, от которого во многом зависит эффективность производства в целом, поскольку вложения носителей человеческого потенциала являются не затратами, а долговременными инвестициями [6].

Классическими базовыми структурными элементами человеческого потенциала выступают образование, здоровье, опыт работы и культура, от развития и реализации которых можно в полной мере охарактеризовать потенциал каждого человека и общности в целом, а, следовательно, будет зависеть политическое, социально-экономическое, культурное развитие государства и общества [1]. Поэтому характеристику институционального механизма развития и управления человеческим потенциалом страны необходимо, на наш взгляд, представить через данные составляющие.

В России человеческий потенциал объектом серьезной государственной политики в России становится только в начале XXI века с разработкой приоритетных национальных проектов (ПНП) - программы по росту «человеческого капитала» в России, реализующаяся с 2006 г. Данная программа была сформулирована Президентом РФ 5 сентября 2005 г. в обращении к Правительству РФ, парламенту и руководителям регионов и предполагала реформу социального блока.

Однако, это не значит, что данная проблема не изучалась до 2005 г. Необходимость в реализации проектов возникла давно, но воплотить их удалось только к указанному периоду после решения страной основных проблем конца 1980-х - начала 1990-х гг. К данному периоду российская Федерация в достаточной мере решила наиболее острые проблемы обеспечения

безопасности и национального суверенитета: укреплено внешнеполитическое положение, достигнута внутриполитическая стабильность, существенно улучшилась макроэкономическая ситуация.

В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» были выделены здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. В результате были приняты и началась реализация следующих национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК». Для разработки мероприятий, направленных на реализацию указанных ПНП и демографической политики был образован «Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике». Далее тема развития человеческого потенциала постоянно обсуждалась на заседаниях Правительства РФ, в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, стала предметом научных исследований политологов, экономистов и т. д.

Работа по ПНП продолжается и в настоящее время. Так, 7 мая 2018 г. Президентом России был подписан указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», 24 декабря 2018 г. Правительство РФ завершило работу над формированием 12 национальных проектов и комплексного плана по развитию инфраструктуры (рисунок 1).

По указанным 12 стратегическим направлениям определены цели и задачи на период до 2024 г. ПНП направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны, увеличения численности населения России, повышения уровня жизни, создания комфортных условий для проживания, условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. В частности, предусматривается:

- ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере, обеспечение возможности широкополосного доступа к интернету в 97 % домохозяйств и на всех социально значимых объектах инфраструктуры;

«Безопасные и качественные автомобильные дороги»

«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательско й инициативы»

«Производител ьность труда и поддержка занятости»

Рисунок 1 - Приоритетные национальные проекты

- увеличение объёма жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год;

- кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза;

- рост производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевого сектора на 105 %;

- увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 миллионов человек, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;

- обеспечение присутствия России в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития;

- достижение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; увеличение до 50 % доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям; доведение доли экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и услуг в ВВП до 20 % [2].

Реализация целей и задач в рамках приоритетных национальных проектов способствует развитию человеческого потенциала и также прямо связана с национальными интересами государства для обеспечения национальной безопасности.

Место человеческого потенциала в системе экономической безопасности определено ролью человеческого капитала в производственном процессе экономики государства. Основные направления развития человеческого потенциала определены в Стратегии национальной безопасности российской Федерации (утв. Указом Президента РФ № 683 от 31.12.2015 г.) через национальные интересы страны, связанные с:

- повышением качества жизни, укреплением здоровья населения, обеспечением стабильного демографического развития страны;

- сохранением и развитием культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

- повышением конкурентоспособности национальной экономики.

Обозначенные национальные интересы находят свою реализацию чрез

следующие стратегические национальные приоритеты:

- повышение качества жизни российских граждан;

- экономический рост;

- наука, технологии и образование;

- здравоохранение;

- культура;

- экология живых систем и рациональное природопользование [3].

Также отдельно проблема развития человеческого потенциала как одно из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности определена в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (указ президента РВ № 208 от 13.05.2017 г.). Направление, касающееся развития человеческого потенциала, предполагается реализовать через решение следующих задач, определенных в стратегии: совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений; развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства; развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях; профессиональная ориентация граждан; снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения; содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов; совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды [4].

Как можем отметить, данные задачи также представлены через отмеченные ранее приоритетные национальные проекты.

Исследуя институциональный аспект развития человеческого потенциала как важнейшей стратегической задачи экономической безопасности можно сделать следующий вывод: в сложившейся социально-экономической ситуации основные усилия государства должны быть направлены на сохранение и восстановление человеческого потенциала - как основу перехода страны на инновационную модель развития. Человеческий потенциал, как и его базовые компоненты, являются важнейшим фактором решения существующих проблем в социально-экономической, политической и культурной сферах, а также обеспечения национальной безопасности. Сохранение и развитие человеческого потенциала способствует предотвращению оттока из страны как финансового капитала, так и элитных человеческих ресурсов. Решение этих

задач требует пересмотра всего институционального механизма, т.е. как места социальной политики в системе государственных приоритетов, так и ее общей концепции, а, следовательно, предлагаемых форм и методов реализации.

Библиографический список

1. Гарифуллина Э. Ф. Развитие человеческого потенциала как стратегическое направление современной государственной политики России / Э. Ф. Гарифуллина, Т. Р. Ханнанова // Право и политика. - 2012. - № 9(153). -С. 1565-1570.

2. Правительство России [Электронный ресурс] : официальный сайт. -Режим доступа : http://government.ru/news/34166/.

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».

4. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 13.05.2017 № 208. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».

5. Экономическая безопасность России : Общий курс : учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - 815 с.

6. Яхонтова М. В. Человеческий потенциал в системе экономической безопасности : теория, проблемы, государственная политика / М. В. Яхонтова // Управление инвестициями и инновациями. - 2016. - № 3. - С. 116-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.