Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДО 2030 Г.: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДО 2030 Г.: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1503
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатов Дмитрий Анатольевич

Ннотация. Приведен анализ категории «экономическая безопасность», раскрыты ее правовая сущность и содержание. Анализ построен через рассмотрение экономической безопасности как объекта правового регулирования, ее связи с охраной и защитой прав и законных интересов государства, общества и личности в экономической сфере от внутренних и внешних угроз и опасностей, обеспечением стабильного и благоприятного развития экономики. Одновременно с этим дана характеристика основным нормативным правовым актам, затрагивающим правовую политику обеспечения экономической безопасности. Представлен критический анализ стратегических документов Российской Федерации в сфере национальной и экономической безопасности с точки зрения системности и полноты правовых мер. На основе анализа программных актов выявлены следующие направления правового обеспечения экономической безопасности: совершенствование доступа к правосудию и процессуальных основ защиты прав и законных интересов государства, общества, личности в экономической сфере, развитие условий для предпринимательской деятельности, совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере защиты конкуренции, реализация новых подходов в осуществлении государственного контроля (надзора), стабильность налоговой и правовой систем, направленная на защищенность государства, общества и личности в сфере частно-правового регулирования. В итоге предложено разработать план законопроектных работ и организовать мониторинг правоприменения исходя из корреляции положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. в части конкретизации и детализации мер по правовому обеспечению экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF ECONOMIC SECURITY UNTIL 2030: THEORETICAL-LEGAL ANALYSIS

The category of “economic security” revealing its legal nature and content is studied. The analysis is built through a consideration of economic security as an object of legal regulation, its link with security and protection of the rights and legitimate interests of the state, society and the individual in the economic sphere from internal and external threats and hazards, ensuring a stable and favourable development of the economy. At the same time the characteristic of the main normative legal acts affecting the legal policy of ensuring economic security is given. Critical analysis of strategic documents of the Russian Federation in the sphere of national and economic security from the point of view of consistency and completeness of legal action is made. Based on the analysis of policy documents the following areas of legal support of economic security are identified: improving access to justice and procedural framework for the protection of the rights and legitimate interests of the state, society and the individual in the economic sphere, the development of conditions for entrepreneurial activities, improvement of normative-legal regulation in the sphere of protection of competition, implementation of new approaches in the implementation of state control (supervision), the stability of the tax and legal systems aimed at protection of the state, society and individual in the sphere of private law regulation. In conclusion, it is proposed to develop a legislative work plan and to monitor the enforcement on the basis of correlation of the provisions of the National Security Strategy of the Russian Federation and Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period until 2030 in terms of specificity and detail of measures on legal economic security.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДО 2030 Г.: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

УДК 342+346

СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДО 2030 г.: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

© Д.А. Игнатов

Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие»

302004, Российская Федерация, г. Орел, ул. 3-я Курская, 15 E-mail: [email protected]

Аннотация. Приведен анализ категории «экономическая безопасность», раскрыты ее правовая сущность и содержание. Анализ построен через рассмотрение экономической безопасности как объекта правового регулирования, ее связи с охраной и защитой прав и законных интересов государства, общества и личности в экономической сфере от внутренних и внешних угроз и опасностей, обеспечением стабильного и благоприятного развития экономики. Одновременно с этим дана характеристика основным нормативным правовым актам, затрагивающим правовую политику обеспечения экономической безопасности. Представлен критический анализ стратегических документов Российской Федерации в сфере национальной и экономической безопасности с точки зрения системности и полноты правовых мер. На основе анализа программных актов выявлены следующие направления правового обеспечения экономической безопасности: совершенствование доступа к правосудию и процессуальных основ защиты прав и законных интересов государства, общества, личности в экономической сфере, развитие условий для предпринимательской деятельности, совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере защиты конкуренции, реализация новых подходов в осуществлении государственного контроля (надзора), стабильность налоговой и правовой систем, направленная на защищенность государства, общества и личности в сфере частно-правового регулирования. В итоге предложено разработать план законопроектных работ и организовать мониторинг правоприменения исходя из корреляции положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. в части конкретизации и детализации мер по правовому обеспечению экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность; национальная безопасность; правовое обеспечение экономической безопасности; стратегия экономической безопасности; вызовы и угрозы экономической безопасности

Анализ категории «экономическая безопасность» в рамках правового регулирования позволяет определить ее в качестве предмета регу-

лирования как общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав и законных интересов государства, общества и личности в экономической сфере от внутренних и внешних угроз и опасностей, обеспечением стабильного и благоприятного развития экономики.

Как отмечают Ж.С. Фомина и Н.А. Гуторов, понятие экономической безопасности как объект, на который направлено правовое регулирование, непосредственно связано с выявлением системы противоречивых отношений и интересов по поводу поддержания и достижения экономической безопасности на различных уровнях: национальной экономики в целом, экономики региона, интересов отдельной личности [1, с. 123].

Л.И. Абалкин при рассмотрении структуры экономической безопасности как правовой категории предлагает рассматривать в качестве ее основных объектов личность, общество, государство (одновременно являющиеся объектами национальной безопасности в целом), а также различные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений государственного регулирования экономической деятельности [2, с. 15]. На наш взгляд, отнесение общества, государства и личности к объектам экономической безопасности не совсем корректно, так как объектами являются их права и законные интересы, а также, как отмечено Л.И. Абалкиным, элементы институциональных отношений государственного регулирования экономической деятельности, как например: конкуренция, собственность, рынок, свободное экономическое пространство.

Обоснованным и конкретным видится предложение В.В. Злобина по определению правового обеспечения экономической безопасности частных предпринимателей: «установленная законом и реализуемая государственными, общественными организациями и гражданами система дозволительно-диспозитивных, охранительных и защитных юридических средств, создающих благоприятную социальную среду для осуществления экономической деятельности в условиях рыночных отношений» [3, с. 8].

Полагаем, что такая постановка вполне приемлема для экономической безопасности не только предпринимателей, но и других субъектов общественных отношений, то есть правового обеспечения экономической безопасности в целом. Учитывая универсальную направленность теоретических и практических разработок в рамках данного исследования, необходимо отметить, что определение правового обеспечения экономической безопасности не должно ограничиваться условиями

рыночных отношений, так как очевидно, что экономическая безопасность не менее значима и в административно-командной и других экономических системах.

Кроме того, рассматривая экономическую безопасность в целом, следует расширить систему охранительных и защитных юридических средств средствами императивного характера (обязывание, запрет), которые не могут не влиять на нормальное развитие ценностей, прав и законных интересов государства, общества и личности в экономической сфере. Поэтому другой аспект, требующий отражения в определении объекта правового регулирования, заключается в выделении не только регулятивных, но и охранительных юридических средств, что вытекает из функций права.

В экономической теории отмечаются различные подходы к исследуемой категории. Во-первых, во главу угла ставится защищенность от внутренних и внешних угроз. Во-вторых, экономическая безопасность раскрывается через эффективное удовлетворение общественных потребностей на межнациональном и международном уровнях. В-третьих, экономическую безопасность связывают с таким состоянием экономики, которое позволит защищать ее первостепенные интересы [4, а 12-29].

Правовое регулирование экономической безопасности предполагает обеспечение правовыми средствами состояния защищенности государства, общества и личности в экономической сфере. Таким путем в нормативных актах определяются разнообразные экономические ценности (свобода экономического пространства, собственность, конкуренция и т. д.), средства и меры, направленные на их охрану и защиту.

Обеспечение защищенности территории, суверенитета, граждан является органичным предназначением любого государства, начиная с его возникновения и становления. Значение безопасности заключается в состоянии, исключающем какие-либо угрозы и опасности как внешнего, так и внутреннего характера. Безопасность становится основанием для развития карательных функций и силовых структур любой страны, охватывая со временем разнообразные сферы жизнедеятельности.

Новый виток в развитии экономической безопасности произошел с прогрессированием международных конфликтов в 2014-2015 гг., потребовавших проведения новой правовой политики, отвечающей современным вызовам в сфере политики и экономики.

Основным программным документом этого периода стал Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии националь-

ной безопасности Российской Федерации»1. В 2017 г. Президентом РФ была утверждена Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. Из этих двух документов вытекает установленное положение о том, что экономическая безопасность является частью национальной. С принятием Стратегии экономической безопасности до 2030 г. официально утратила силу Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях) 1996 г., формально имевшая юридическую силу с момента принятия вплоть до утверждения новой стратегии в 2017 г.

Правовая политика в сфере обеспечения экономической безопасности прослеживается в таких направлениях социально-экономической политики, указанных в пункте 62 Стратегии национальной безопасности РФ, как: «повышение привлекательности российской юрисдикции, совершенствование условий для предпринимательской деятельности, развитие конкуренции, выработка новых подходов к деятельности органов государственного контроля (надзора), обеспечение стабильности налоговой и правовой систем, гарантированная защита права частной собственности и выполнения договоров»4.

Полагаем, что эти направления характеризуют в первую очередь цели и задачи правовой политики по обеспечению экономической безопасности. При этом их реализация не может быть не взаимосвязанной между собой, они не могут развиваться изолированно и призваны производить единый эффект - повышение и обеспечение высокого уровня экономической безопасности как части национальной безопасности личности, общества, государства. Так, повышение привлекательности российской юрисдикции по рассмотрению споров с участием иностранного элемента находится в зависимости от обеспечения стабильности правовой системы, гарантий защиты права частной собственности и выполнения договоров. Или совершенствование условий для предпринимательской деятельности должно стать следствием развития конкуренции.

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (Ч. 2). Ст. 212.

2 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.: указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.

3 О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 (утратил силу) // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2117.

4 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (Ч. 2). Ст. 212.

По итогам исследования теоретико-правовых аспектов Стратегии экономической безопасности до 2030 г., проведенного на основе анализа программных направлений государственной деятельности, были выявлены следующие направления правового обеспечения экономической безопасности:

- совершенствование доступа к правосудию и процессуальных основ защиты прав и законных интересов государства, общества, личности в экономической сфере;

- развитие условий для предпринимательской деятельности;

- совершенствование мер по защите конкуренции;

- реализация новых подходов в осуществлении государственного контроля (надзора);

- стабильность налоговой и правовой систем, направленная на защищенность государства, общества и личности в сфере частно-правового регулирования.

Формами реализации рассматриваемой политики являются правотворчество и правоприменительная практика, где средствами выступают систематизация законодательства, устранение дефектов, пробелов и коллизий в нем, установление регулятивных и охранительных мер по обеспечению защищенности, реализации прав и законных интересов личности, общества и государства в экономической сфере, обобщение правоприменительной практики, обеспечение ее единообразия, судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Средства реализации правовой политики выражаются в мерах регулятивного и охранительного, отраслевого и межотраслевого характера, осуществляемых субъектами правовой политики в рамках их полномочий.

Стратегия экономической безопасности до 2030 г. имеет такие направления, как противодействие угрозам и вызовам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в различных сферах, а также недопущение снижения качества жизни.

С практической точки зрения значимым является выделение критериев экономической безопасности, способных отразить ее реальное состояние. Такие критерии непосредственно соотносятся с существующими угрозами или опасностями.

В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации 1996 г. для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности, предлагалось, например, учитывать способность экономики функционировать в ре-

жиме расширенного воспроизводства, приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения, устойчивость финансовой системы, рациональную структуру внешней торговли, создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов5.

Экономическая безопасность определяется в Стратегии экономической безопасности до 2030 г. следующим образом: «Экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации»6. Учитывая территориальные компоненты обеспечения экономической безопасности, полагаем, что правовая политика в рассматриваемой сфере должна содержать задачу по усилению координации федеральных, региональных и местных структур, развитию правовых основ их взаимодействия, формированию условия для функционирования системы уполномоченных субъектов правовой политики по обеспечению экономической безопасности.

Стратегия экономической безопасности до 2030 г. называет 40 показателей экономической безопасности, среди которых преимущественно экономические критерии (уровень инфляции, уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации, доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте и др.), но нашлось место и такому показателю, как уровень преступности в сфере экономики.

Несмотря на разграничение вызовов и угроз в понятийном аппарате Стратегии экономической безопасности до 2030 г., в содержательной части этого программного документа они не разделены. Преимущественно это обстоятельства экономического характера, из них непосредственно с правом соприкасаются такие угрозы, как высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, установление избыточных требований в области экологической безопасности.

5 О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 (утратил силу)...

6 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.: указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208...

Проведя анализ действующей Стратегии национальной безопасности РФ и Стратегии экономической безопасности до 2030 г., следует отметить взаимосвязь положений пункта 62 первого документа, отмеченных выше и характеризующих правовую политику в сфере экономической безопасности, с положениями второй стратегии. Так, в Стратегии экономической безопасности до 2030 г.:

- в задачах по реализации направления развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования говорится о повышении привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности;

- среди государственной политики по обеспечению безопасности экономической деятельности указано о снижении рисков ведения предпринимательской деятельности, а также раскрыты эти риски в контексте формальных оснований и избирательного правоприменения для негативного влияния на нее;

- в качестве одного из направлений развития управления, прогнозирования и планирования называется совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе на основе широкого внедрения риск-ориентированного подхода и развития практики страхования ответственности субъектов экономической деятельности;

- к стабилизации налоговой системы может быть отнесено такое положение стратегии, как оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, требующая учета устойчивого развития экономики страны в условиях модернизации производственно-технологической базы;

- относительно раскрытия такого направления Стратегии национальной безопасности РФ, как стабильность правовой системы, из Стратегии экономической безопасности до 2030 г. частично можно выделить совершенствование нормативно-правовой базы в сфере внедрения современных технологий и стимулирования инновационного развития.

О правовых мерах в сфере защиты конкуренции в Стратегии экономической безопасности до 2030 г. не упоминается, за исключением предотвращения картельных сговоров в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Вместе с этим из Стратегии экономической безопасности до 2030 г. нельзя выделить конкретных положений, детализирующих подчеркнутый в Стратегии национальной безопасности РФ компонент стабильности налоговой и правовой систем,

выраженный в гарантированности защиты права частной собственности и выполнения договоров.

Одновременно с указом Президента РФ, утвердившим Стратегию экономической безопасности до 2030 г., Правительству РФ было предписано в 3-месячный срок разработать вместе с организационными и методическими мерами меры нормативно-правового характера, необходимые для реализации указанного программного документа. В самой стратегии указано, что разработка и реализация указанных мер составляют первый этап всей реализации стратегии, который намечен вплоть до 2019 г. Однако на настоящий момент о разработке таких мер неизвестно.

Подводя итоги, отметим, что правовое обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации, его проблемы и перспективы имеют непосредственную зависимость от их научной обоснованности, а также последовательности воплощения и реализации мер, предусмотренных Стратегией национальной безопасности РФ, и мер, указанных в Стратегии экономической безопасности до 2030 г., их синхронизации. Проведенный анализ продемонстрировал недостаточную взаимосвязь двух актов как в целом, так и относительно правового обеспечения экономической безопасности с обозначенными направлениями правовой политики по обеспечению национальной безопасности в сфере экономического роста. Таким образом, одним из проблемных аспектов, который в перспективе предстоит разрешить, является взаимопроникновение двух стратегий, связанное с недостаточностью им-плементации правовых мер, средств и иного правового инструментария в обеспечении направлений экономической безопасности. Реализация положений стратегий видится в разработке и воплощении плана законопроектных работ, предусмотренных стратегиями, а также в организации мониторинга правоприменения положений о правовом обеспечении экономической безопасности.

Доработка требуется в части гармоничного сочетания положений о направлениях правовой политики по обеспечению экономического роста в Стратегии национальной безопасности РФ и выработки в Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г. правовых мер, направленных на продолжение положений первого документа. Исходя из данного обстоятельства, может быть разработан план законопроектных работ по правовому обеспечению экономической безопасности, а также организован мониторинг правоприменения в сфере обеспечения экономической безопасности.

Список литературы

1. Фомина Ж.С., Гуторов Н.А. Проблемы обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Юриспруденция. 2015. № 1. С. 122-126.

2. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 3. С. 14-18.

3. Злобин В.В. Субъективное гражданское право и экономическая безопасность частных предпринимателей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 23 с.

4. Экономическая безопасность / под ред. В.А. Богомолова. М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2009. 295 с.

Поступила в редакцию 18.05.2017 г. Отрецензирована 23.06.2017 г. Принята в печать 18.09.2017 г.

Информация об авторе

Игнатов Дмитрий Анатольевич - арбитражный управляющий. Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие», г. Орел, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Для цитирования

ИгнатовД.А. Стратегия экономической безопасности до 2030 г.: теоретико-правовой анализ // Актуальные проблемы государства и права. 2017. Т. 1. № 2. С. 115-124.

UDC 342+346

THE STRATEGY OF ECONOMIC SECURITY UNTIL 2030: THEORETICAL-LEGAL ANALYSIS

© D.A. Ignatov

Interregional Self-Regulating Organization of Arbitration Managing Directors "Assistance" 15 3-ya Kurskaya St., Orel, Russian Federation, 302004 E-mail: [email protected]

Abstract. The category of "economic security" revealing its legal nature and content is studied. The analysis is built through a consideration of economic security as an object of legal regulation, its link with security and protection of the rights and legitimate interests of the state, society and the individual in the economic sphere from internal and external threats and hazards, ensuring a stable and favourable development of the economy. At the same time the characteristic of the main normative legal acts affecting the legal policy of ensuring economic security is given. Critical analysis of strategic documents of the Russian Federation in the sphere of national and economic security from the point of view of consistency and completeness of legal action is

made. Based on the analysis of policy documents the following areas of legal support of economic security are identified: improving access to justice and procedural framework for the protection of the rights and legitimate interests of the state, society and the individual in the economic sphere, the development of conditions for entrepreneurial activities, improvement of normativelegal regulation in the sphere of protection of competition, implementation of new approaches in the implementation of state control (supervision), the stability of the tax and legal systems aimed at protection of the state, society and individual in the sphere of private law regulation. In conclusion, it is proposed to develop a legislative work plan and to monitor the enforcement on the basis of correlation of the provisions of the National Security Strategy of the Russian Federation and Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period until 2030 in terms of specificity and detail of measures on legal economic security.

Keywords: economic security; national security; legal economic security ensuring; economic security strategy; challenges and threats to economic security

References

1. Fomina Zh.S., Gutorov N.A. Problemy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii [The problems of guaranteeing an economic security in the Russian Federation]. Nauchnyy vestnik Volgogradskogo filiala RANKHiGS. Seriya: Yuri-sprudentsiya [Scientific Bulletin of the Volgograd Branch of RANEPA. Series: Law], 2015, no. 1, pp. 122-126. (In Russian).

2. Abalkin L.I. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: ugrozy i ikh otrazhenie [Economic security of Russia: threats and their reflection]. Voprosy ekonomiki [Issues of Economics], 1994, no. 3, pp. 14-18. (In Russian).

3. Zlobin V.V. Subektivnoe grazhdanskoe pravo i ekonomicheskaya bezopasnost' chast-nykh predprinimateley: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Subjective Civil Law and Economic Security of Private Entrepreneurs. Cand. jurid. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2003, 23 p. (In Russian).

4. Bogomolov V.A. (ed.). Ekonomicheskaya bezopasnost' [Economic Security]. Moscow, YUNITI-DATA Publ., 2009, 295 p. (In Russian).

Received 18 May 2017 Reviewed 23 June 2017 Accepted for press 18 September 2017

Information about the author

Ignatov Dmitriy Anatolyevich - Arbitration Manager. Interregional Self-Regulating Organization of Arbitration Managing Directors "Assistance", Orel, Russian Federation. E-mail: virtualkid@yandex. ru

For citation

Ignatov D.A. Strategiya ekonomicheskoy bezopasnosti do 2030 g.: teoretiko-pravovoy ana-liz [The strategy of economic security until 2030: theoretical-legal analysis]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2017, vol. 1, no. 2, pp. 115-124. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.