Научная статья на тему 'Институциональный анализ основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности'

Институциональный анализ основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
425
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / экономическая безопасность / институциональный / стратегия национальной безопасности РФ / стратегия экономической безопасности РФ / national security / economic security / institutional / National Security Strategy of the Russian Federation / Economic Security Strategy of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. Н. Литвиненко, Ю. А. Лозина

В статье проводится исследование механизма реализации основных направлений государственной политики в сфере экономической и национальной безопасности России на основе анализа нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность исполнительных органов государственной власти по её осуществлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional analysis of the main directions of the state policy in the economic security sphere

The article explains implementation mechanism of the main directions of state policy in sphere of economic and national security of Russia basis on analysis of normative legal acts regulating activities of the Executive bodies of state power for its implementation.

Текст научной работы на тему «Институциональный анализ основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности»

УДК 346.57

А.Н. Яитвиненко

доктор экономических наук, профессор

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1. E-mail: lanfk@mail.ru.

Ю.А. Яозина

кандидат юридических наук, доцент

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1. E-mail: 1612ulia.l@mail.ru.

Институциональный анализ основных направлений

государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности

В статье проводится исследование механизма реализации основных направлений государственной политики в сфере экономической и национальной безопасности России на основе анализа нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность исполнительных органов государственной власти по её осуществлению.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, институциональный, стратегия национальной безопасности РФ, стратегия экономической безопасности РФ.

Alexander N. Litvinenko

Dr. Sci. (Econ.), Professor

Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation. E-mail: lanfk@mail.ru.

Yuliya A. lozina

Сand. Sci. (Jurid.), Docent

Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation. E-mail: 1612ulia.l@mail.ru.

Institutional analysis of the main directions of the state policy in the economic security sphere

The article explains implementation mechanism of the main directions of state policy in sphere of economic and national security of Russia basis on analysis of normative legal acts regulating activities of the Executive bodies of state power for its implementation.

Keywords: national security, economic security, institutional, National Security Strategy of the Russian Federation, Economic Security Strategy of the Russian Federation.

Введение. В современных условиях развития экономической системы государства происходят структурные изменения, которые связаны с появлением новых и развитием существующих отраслей производства, импортозамещением, уменьшением зависимости российской экономики от мирового хозяйства. Это объясняет возникновение институциональных изменений как для, так и внутри управленческих структур, которые предопределяют стратегические направления трансформации экономической системы в целом, её формальные и неформальные

границы. При этом и руководство страны, и все субъекты-исполнители заинтересованы в своевременном и действенном институциональном сопровождении усилий органов государственной власти по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.

Собственно органы государственной власти являются субъектами, для которых обеспечение экономической безопасности России является одним из интегральных результатов деятельности. Принимая и исполняя нормативные правовые акты, они таким образом обеспечива-

ют безопасность личности, общества и государства в целом, создают условия для динамичного развития экономики, защищают государство от внутренних и внешних угроз, повышают статус Российской Федерации в мировом сообществе.

Принятые в последние годы нормативно-правовые акты в сфере экономической безопасности разноплановы, имеют широкий спектр реализации. При этом взаимодействие между органами исполнительной власти, которые реализуют принятые законодательные акты, во многом размыто, сферы ответственности поделены нечётко, что в конечном итоге снижает эффективность выполнения этими органами задачи по обеспечению экономической безопасности страны.

Цель работы состоит в исследовании механизма реализации основных направлений государственной политики в сфере экономической и национальной безопасности России на основе анализа нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность исполнительных органов государственной власти в этой сфере.

Методология исследования - на основе институционального анализа исследованы нормативные правовые акты, принятые в целях обеспечения экономической безопасности страны, последствия их реализации министерствами и ведомствами в рамках осуществления ими деятельности, указанной в положениях об их создании.

Гипотеза исследования состоит в том, что понятие «экономическая безопасность» не механистически встроено в более широкое понятие «национальная безопасность», а невыделимо из него, поэтому обеспечение экономической безопасности страны не является самостоятельной задачей государственной политики, не возлагается на отдельный орган исполнительной власти, а является неотделимой составной частью деятельности органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности страны.

Обращаясь к истокам понятия «институциональный» как краеугольного камня работы, необходимо отметить, что оно имеет латинские корни и в Древнем Риме означало устройство, установление, обычай. Дословно - «в пределах учреждённого» [1]. Рецепция римского права странами романо-германской правовой системы позволила использовать термин во Франции, других европейских государствах, в том числе и России. Понятие «институт» сегодня в российских словарях и экономических трудах имеет несколько вариантов интерпретации: как совокупность правовых норм [2]; как распорядок, узаконенный какими-либо нормами [3]; как коллективное действие по контролю, осво-

бождению и расширению индивидуального действия [4]; и как «рамки», ограничения, в пределах которых взаимодействуют субъекты [5].

Данные рамки, по Б. Норту, включают в себя не только правовые основы деятельности этих субъектов, т.е. нормы и правила, но и обычаи, а также деятельность уполномоченных органов по обнаружению противоправного поведения и наказанию виновных лиц.

Как видим, понятие «институт» в экономической науке является заимствованным и не имеет своего, четко сформулированного термина. В целом все варианты этого понятия подводят нас к главному - и распорядок, и ограничения, и какой-либо вид деятельности субъектов должны иметь свою правовую оболочку, т.е. содержаться в нормах права и регулироваться ими.

Нормативные правовые акты отражающие вопросы экономической безопасности в работах современных ученых были структурированы, разделены на виды т.д. Например, в зависимости от узости и широты включения их в процесс регулирования вопросов безопасности Д.Б. Павлов в узкий подход объединил два главных документа - Стратегии национальной и экономической безопасности России, а также правоохранительное законодательство. В широком смысле все нормативные правовые акты поделены на три группы: регулирующие деятельность всех субъектов; регламентирующие деятельность субъектов, в задачи которых входит в т.ч. и обеспечение экономической безопасности; и нормы, устанавливающие механизм обеспечения экономической безопасности, определяющие его стратегию [6]. При анализе имеющихся правовых норм в области экономической безопасности такой подход показался интересным и позволил сделать авторам некоторые выводы, указанные ниже.

Институционная составляющая включает в себя не только нормы права, но и субъектов, органы государственной власти. Например, Е.Н. Майорова обращает внимание на субъектов, реализующих экономическую безопасность в рамках их функционирования. Так, работа по преодолению и недопущению национальных угроз, по мнению автора, является предметом деятельности Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, министерств и ведомств, которые одновременно являются субъектами и национальной, и экономической безопасности. В частности, МВД России, согласно ст. 12 Закона РФ «О безопасности» [7], как и другие, указанные ниже - субъект, обеспечивающий национальную безопас-

ность, а также некоторые направления в сфере экономической безопасности. Такие полномочия предоставлены Министерством Главному управлению экономической безопасности и противодействия коррупции. В службе внешней разведки РФ экономическая составляющая национальной безопасности в компетенции Управления экономической разведки, в Федеральной таможенной службе РФ - Управления по противодействию коррупции. В Федеральной налоговой службе действует целый ряд структурных подразделений, в т.ч. обеспечивающих экономическую безопасность, и т.д. [8]. Иными словами, субъекты, основными задачами которых является преодоление угроз национальной безопасности, решают аналогичные задачи и в экономической сфере.

Рассмотрим непосредственно правовые нормы как основу деятельности любого института и остановимся на блоке правовых актов, которые регулируют только вопросы экономической безопасности. Основополагающим источником для реализации государственной политики в этой области является Стратегия экономической безопасности РФ (далее - Стратегия) [9]. Базовым органом, определяющим выполнение комплекса мер, необходимых для её реализации, выступает Правительство РФ. Стратегия также включает в состав исполнителей иные органы государственной власти и местного самоуправления, Центробанк РФ, государственные корпорации и компании с преобладающим участием России в их уставном капитале. Итак, реализация Стратегии возложена на органы исполнительной и законодательной власти всех уровней, главный банк страны, институты гражданского общества, подразумевает два этапа выполнения и разделена на комплекс мер организационного, нормативно-правового и методического характера. Нельзя не отметить подход законодателя в этом вопросе: Правительство занимается вопросами и национальной, и экономической безопасности.

Рассмотрим реализацию данных мер органами государственной власти с точки зрения принятых нормативно-правовых актов. Отметим, что до сих пор Правительством эти меры не сформулированы и не конкретизированы, с учётом того, что Стратегией предусмотрена их реализация до 2019 года.

В приведённой ниже таблице авторами сделана попытка выделить такие меры в действующих нормативных правовых актах.

Разделение приведенных в таблице нормативных правовых актов условно, некоторые из

них отражают все три направления. И если в целом принятые во исполнение организационных мер документы устанавливают ответственные органы, программы и порядок их финансирования, то их реализация с точки зрения юридических лиц и граждан могла бы быть более прозрачной. Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности носит декларативный характер. Складывается впечатление, что имеющееся законодательство идеально и не нуждается в дальнейшем совершенствовании. Что касается третьей составляющей, методической, то принимаемые органами исполнительной власти, в большей степени Минэкономразвития, приказы и рекомендации сводятся в основном к вопросам служебного поведения государственных служащих, свободным экономическим зонам и информатизации самого министерства, т.е. носят уточняющий, структурирующий характер, как бы предоставляя возможность ответственному исполнителю «разложить по полочкам» поставленные перед ним задачи в основных законодательных актах, регулирующих вопросы национальной безопасности.

Возвращаясь к основному документу -Стратегии экономической безопасности - остановимся на основных восьми направлениях развития в сфере обеспечения экономической безопасности, по каждому из которых конкретизированы задачи. И здесь необходимо отметить, что на их реализацию направлена работа всех ветвей власти различного уровня.

Первое направление посвящено развитию системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики. Правительство РФ как основной исполнитель за последние годы разработало и приняло программы стратегического планирования всех уровней власти, в частности, полномочия органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования, в соответствии с законом о стратегическом планировании [24]; определило форму нормативного правового акта (закон) и орган, в компетенцию которого входит разработка и корректировка такого акта на уровне субъекта и представительного органа муниципального образования. В ст. 16 закон останавливается на Стратегии социально-экономического развития РФ, а в ст. 18 - на Стратегии национальной безопасности РФ. Стратегия экономической безопасности в нормативном акте не выделена. При этом в функции Департамента планирования территориального развития Минэкономразвития РФ

Меры по реализации Стратегии экономической безопасности, выраженные в нормативных правовых актах

Организационные Нормативно-правовые Методические

Согласно п. 13 Стратегии, ВЫЗОВЫ и у ¡розы экономической безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации

Меры включают: - планирование; - реструктуризацию ответственный органов: - субсидии и гарантии; контроль. Это. например: ■ Федеральный закон «О стратегическом планировании к Российском Федерации» [10], - Постановление Правшель-ства Российский Федерации «Об утверждении государственной программ Российской Федерации (¿Экономическое развитие и инновационная экономика» [11], - Приказ Минэкономразвития России О внесении [вменений в План информатизации Министерства экономического развития Российской Федерации на 20172019 годы [12], - Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении положения о Денартаменге проектного у правл е нив Мииэ коноыр азв итш Российрвой Федерации» [13] После нрншпня Стратегии вступили в си.гу или находятся на утверждении: - Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федервшш на период до 2024 года» (14]; - Концепция внедрения рпск-ориентнроваииого подхода к регулированию страхового сектора в Российской Федерации [ ! Проект Указа Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и Проект подготовлен Министерством сельского хозяйства России [16] Документы, указанные ниже, приняты до вступления в силу Стратегии. Изменения в них по реализации Стратегии не внесены: - Стратегия экологической безопасности РФ [17], - Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года [1S], - Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [19] и другие. Меры включают: - внедрение зарубежного опыта: - научно-исследовательскую ропоту по выявлению угроз и их предотвращению. - методику оценки деятельности; - мониторинг. Это, например - Постановление правительства Российской Федерации «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ РФ» [20]; Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении Методических рекомендащш по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной пли муниципальной собственности» [21]: - Приказ Минэкономразвития Рос-син «Об утверждении методических рекомендаций по внедрению системы оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и территориальных органов государственных внебюджетных фондов» [22]., - Приказ Минэкономразвития России, утверждающий Методические рекомендации по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочного про гноза сош ia лыно-зко но м ическо го развития РФ, п др. [23].

входит реализация комплекса мер в сфере стратегического и территориального планирования, а также мониторинг и контроль за реализацией документов в случаях, предусмотренных всё тем же законом о стратегическом планировании и актами Правительства РФ [25].

Действуют нормативные правовые акты, касающиеся порядка государственной реги-

страции документов и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования, оценки эффективности государственных программ; имеются правила мониторинга и контроля за реализацией основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, нормы, посвящённые осуществлению мониторинга стратегий соци-

ально-экономического развития макрорегионов, государства в целом и другие [26]. В апреле Минэкономразвития усовершенствовало федеральную информационную систему территориального планирования [27]. Иными словами, работа по структурированию, определению так называемых «рамок», в пределах которых должны функционировать органы, возложена на Министерство экономического развития как базовый орган в данной сфере. Основанием для этого является прямо прописанная в Положении о Министерстве функция [28].

В качестве примера регионального уровня реализации этого направления приведем Санкт-Петербург, где тоже действует Закон субъекта «О стратегическом планировании», приведённый в соответствие с одноименным федеральным законом, а также Стратегия экономического и социального развития города до 2030 года, подготовлен проект Стратегии развития до 2035 года [29]. В документе сформированы три сценария развития Северной столицы, направления социально-экономической политики города, сформулированы цели социально-экономической политики: развитие сегментов экономики с высокой добавленной стоимостью; формирование условий для устойчивого экономического роста; благоприятного предпринимательского климата, развития конкурентной среды; инновационно-технологического развития промышленности; поддержки сферы туризма и рационального использования трудовых ресурсов города.

Обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики - второе направление Стратегии. Здесь для снижения угроз экономической безопасности государства особо были выделены такие отраслевые приоритеты, как оборонно-промышленный комплекс, автостроение и ракетно-космический комплекс, электронная, атомная промышленность и другие. Рост обрабатывающего производства в январе 2018 г. составил 4,7 % [30]. Во исполнение Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [10] на очередном заседании Правительства РФ Д.А. Медведев отметил, что доля российской продукции в фармацевтике, транспортном и нефтегазовом машиностроении выросла более чем на 10 процентов в 2017 г. Основными направлениями работы становятся высокотехнологичный сектор экономики в обрабатывающих отраслях и цифровая экономика [31].

Из нормативных правовых актов здесь можно назвать Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [32] и постановление Правительства РФ, утвердившее программу «Цифровая

экономика РФ» [33]. Программа должна быть реализована в чётком взаимодействии государства, бизнеса и науки, её статус носит федеральный характер. С точки зрения соотношения её с другими документами, в Программе прослеживается связь со Стратегиями научно-технологического развития [34] и развития информационного общества в Российской Федерации [35]. Документ выделяет пять основных направлений, одно из которых - нормативное регулирование, предполагающее выработку и реализацию концепции первоочередных мер по совершенствованию работы всеми заинтересованными лицами. К концу 2018 г. должны быть определены базовые понятия и институты для развития цифровой экономики. Ответственные за реализацию программы структуры не определены.

Третье направление Стратегии - создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере. Согласно представленному Минэкономразвития официальному отчёту, в настоящее время по данному направлению реализуется 18 программ, при этом по 14 программам ответственными исполнителями предоставлены отчёты за три квартала 2017 г., одна программа является секретной [36].

Актуальной проблемой на сегодняшний момент продолжает оставаться отсутствие компетентной научно-технической базы, и здесь особую роль должен играть Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» [36], программы государственной поддержки талантливых учёных - например, постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы» [38], Указ Президента РФ от 7 декабря 2015 г. «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» [39] и другие.

Устойчивое развитие национальной финансовой системы является четвёртым направлением, указанным в Стратегии. Базовый документ этого блока - Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» [40]. Государственные приоритеты следующие: финансирование экономики, выделение денежных ресурсов на национальную безопасность и решение социальных обязательств государства. Так, например, в 2018 г. на государственные программы в сфере развития образования выделено 502,3 млрд рублей; на инновации и развитие экономики - более 96 млрд рублей.

Финансирование осуществляется и в рамках государственной программы «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы». На её реализацию запланировано 174,4 млрд рублей в 2018 г. (175,0 млрд рублей и 176,1 млрд рублей в двух последующих). Ответственным исполнителем по программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» является Минэкономразвития России, которое ежеквартально проводит и мониторинг по выполнению контрольных пунктов программ другими министерствами. Согласно представленным в Минэкономразвития данным, анализ реализации ряда программ показывает нарушение сроков выполнения контрольных пунктов, а также низкую эффективность использования бюджетных средств. По результатам мониторинга за 1-111 кварталы 2017 г. в качестве одного из выводов проведённого анализа, касающегося разработки нормативных правовых актов ответственными лицами, Минэкономразвития выделяет высокую неопределённость выполнения задачи, поскольку исполнителем и соисполнителем программы является широкий перечень заинтересованных лиц. Основная причина - неопределённость выполнения задачи по сроку, т.е. недостаточная проработка механизмов межведомственной координации [36].

Сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства её экономического пространства в качестве направления, указанного в Стратегии, имеет нормативную основу в виде постановления Правительства РФ о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации [41].

Повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики - данное направление с учетом санкций изменило вектор развития с запада на восток - Китай и Индию. Основные субъекты реализации - Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Комиссии по экспортному контролю РФ и по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с зарубежными странами [42]. Внесены изменения в Государственную программу Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», ответственным исполнителем по которой является Минэкономразвития России. Срок реализации программы - 31 декабря 2020 г. [43].

Обеспечение безопасности экономической деятельности и развитие человеческого потенциала как ещё одно направление Стратегии в

виде целей и задач закреплено в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [44].

Базовым документом этого направления является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [18]. В соответствии с ней исполнителями являются все те же федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Например, государственная программа РФ «Развитие здравоохранения» включает распространение стандартов здорового образа жизни, внедрение инновационных технологий в здравоохранение и образование, а также решение проблемы их кадрового обеспечения. Ответственный исполнитель - Министерство здравоохранения Российской Федерации. Программа по основным направлениям пересекается с Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором Правительству необходимо подготовить национальный проект в сфере здравоохранения, решающий такие же задачи.

По оценке специалистов, для выполнения Указа Президента РФ капиталовложения в здравоохранение, образование и инфраструктуру должны увеличиться вдвое, но либо за счёт уменьшения расходов на оборону, повышения НДФЛ или пенсионного возраста. Окончательное решение ещё не принято. Конкурентами вложения денег в человеческий капитал являются пострадавшие от санкций компании, которые просят оказать им необходимую поддержку [45].

Исследовав институциональное обеспечение государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, следует отметить, что принятые нормативные правовые акты федерального уровня являются краеугольным камнем для всех направлений обеспечения национальной безопасности, что подтверждается не только одними и теми же ответственными исполнителями, но и тем, что принимаемые этими исполнителями постановления, приказы, методические рекомендации лишь конкретизируют федеральные законы в более узкой сфере деятельности.

Важность экономической составляющей в правовом обеспечении национальной безопасности отслеживается во всех нормативных актах - федерального, ведомственного, регионального уровня и подтверждается возложением обязанности на проведение мониторинга по

выполнению государственных программ на Минэкономразвития России.

Имеющиеся Концепции, основы, доктрины и стратегии, а также программы развития, разработанные министерствами в связи с начальным этапом формирования нормативно-правовой базы, во многом не позволяют решать комплексные задачи национальной безопасности, поэтому не обеспечивают координации различных ведомств, в т.ч. в области её экономического обеспечения.

Согласно Стратегии экономической безопасности, взаимодействие федеральных органов исполнительной власти по этому вопросу должно определить Правительство. Порядок взаимодействия пока не определён. Последствием этого является в т.ч. несогласованность заинтересованных органов в выполнении программ развития по направлениям деятельности.

Правительству поручено в трёхмесячный срок разработать меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение. Выработка таких мер позволила бы скорректировать работу всех заинтересованных лиц.

Эффективность институционального обеспечения национальной безопасности предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение органом своих обязанностей. Исполнители в своих нормативных правовых актах не предусматривают реаль-

ной ответственности за неэффективное исполнение программ, стратегий развития, планов федерального, регионального и местного уровня, им не предоставлены специальные полномочия, а в необходимых случаях силы и средства для их реализации.

Вывод. С позиции анализа действующих правовых актов представляется, что нет необходимости в создании ещё одной системы органов, обеспечивающих экономическую безопасность страны. Оценка состояния национальной безопасности с учётом экономических показателей возложена на Совет Безопасности Российской Федерации, межведомственная комиссия которого ежегодного готовит предложения по экономической и социальной составляющим национальной безопасности. Они касаются и экономической политики, и вопросов структурной перестройки экономики, и оптимизации роли государственных органов в её модернизации.

Проведенное в статье исследование приводит к выводу о невозможности разделения понятий «национальная» и «экономическая безопасность» и, соответственно, о неразделимости направлений государственной политики по обеспечению экономической и национальной безопасности. При этом представляется корректным говорить о механизме экономического обеспечения национальной безопасности как совокупности экономических структур и системы отношений, необходимых для работы всех подсистем национальной безопасности.

Список литературы

1. Большой юридический словарь / [В.А. Белов и др.] ; под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2003. - 703 с.

2. Епишкин, Н. И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: ЭТС, 2010. - 5140 с.

3. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Альта-Пресс, 2005. - 1216 с.

4. Commons, J. R. Institutional Economics // The American Economic Review. - 1931. - Vol. 21. -No. 4. - P. 648-657.

5. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. -М: Фонд экономической книги «Начала», 2013. - 180 с.

6. Павлов, Д. Б. О правовом обеспечении экономической безопасности // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2006. - № 4.

7. О безопасности : закон РФ от 5 марта 1992 г. (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ).

8. Майорова, Е. Н. Государственные органы как основные субъекты обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. - 2004. - № 1. - С. 16-22

9. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // СЗ РФ. - 2017. - № 20. - Ст. 2902.

10. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (с изм. от 31 декабря 2017 г) // Российская газета. - 2014. - 3 июля.

11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» : постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2018 г. № 316 (в ред. от 31 марта 2018 г. № 381 [Электронный ресурс] // Офи-

циальный сайт Минэкономразвития РФ. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/documents/ vostrebdocs/201820041 (дата обращения: 25.06.2018).

12. О внесении изменений в План информатизации Министерства экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 июня 2017 г. № 299 : приказ Минэкономразвития России от 13 декабря 2017 г. № 675 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития РФ. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depupravdelami/201713124 (дата обращения: 25.06.2018).

13. Об утверждении положения о Департаменте проектного управления Министерства экономического развития Российской Федерации : приказ Минэкономразвития России от 22 августа 2017 года № 431 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития РФ. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depproject/201730105 (дата обращения: 28.06.2018).

14. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента России от 7 мая 2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 26.05.2018).

15. Концепция внедрения риск-ориентированного подхода к регулированию страхового сектора в Российской Федерации (Утверждена Банком России, текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России. - Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения: 21.08.2017).

16. Проект Указа Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (по состоянию на 15.01.2018). Проект подготовлен Министерством сельского хозяйства России). - Справочная система «Гарант». - URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/56641501/ (дата обращения: 21.08.2017).

17. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 // СЗ РФ. - 2017. - № 17. - Ст. 2546.

18. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489 (с изм., вст. в силу 23.02.2017).

19. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации») // СЗ РФ. - 2016. - № 50. - Ст. 7074.

20. О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242 [Электронный ресурс] // Сайт Минэкономразвития РФ. - Режим доступа: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/govprograms/201711117 (дата обращения: 18.07.2018).

21. Об утверждении Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 с изм. на 29.12.2017 : приказ Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 г. № 710 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития РФ. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/documents/vostrebdocs/201817016 (дата обрщения: 26.06.2018).

22. Об утверждении методических рекомендаций по внедрению системы оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структуры подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) : приказ Минэкономразвития России от 12 марта 2018 г. № 120 г. (на 12.03.2018) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития РФ. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depgosgv/201813027 (дата обращения: 16.07.2018).

23. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 30 ноября 2009 г. № 492 : приказ Минэкономразвития России от 30 июня 2016 г. № 423 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития РФ. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/20171 (дата обращения: 19.06.2018).

24. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон // СЗ РФ. - 2014. -№ 26 (часть I). - Ст. 3378.

25. Департамент стратегического и территориального планирования Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития РФ. - Режим доступа: http:// economy.gov.ru/minec/about/structure/depstrateg/index (дата обращения: 16.06.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Нормативное регулирование стратегического планирования [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Минэкономразвития РФ. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/strategicPlanning/regulation (дата обращения: 07.01.2018).

27. Минэкономразвития усовершенствовало федеральную информационную систему территориального планирования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития РФ. - 2018. - 23 апр. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depstrateg/201823042 (дата обращения: 18.08.2018).

28. О Министерстве экономического развития РФ : постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 // СЗ РФ. - 2008. - № 24. - Ст. 2867 (с изм. от 8 сентября 2018 г.).

29. О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года : проект закона Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития РФ. - URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/61269e43-fc4d-4bd3-ab91-6d2be0864b8b/strateg_ spb.pdf?mod=ajperes&cacheid=61269e43-fc4d-4bd3-ab91-6d2be0864b8b (дата обращения: 18.08.2018).

30. Петлевой, В., Синицина, И., Штанов, В. Мы старались справиться с майскими указами // Ведомости. - 2018. - 18 февраля.

31. Белов, С. Технологии роста // Российская газета. - 2018. - 13 мая. - № 7564 (101) [Электронный ресурс] // Сайт «Российской газеты». - Режим доступа: https://rg.ru/2018/05/13/dmitrij-medvedev-provel-soveshchanie-po-promyshlennoj-politike.html (дата обращения: 18.08.2018).

32. О промышленной безопасности опасных производственных объектов : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (в ред. от 7 марта 2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25 марта 2017 г. // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3588.

33. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, утвердившее программу «Цифровая экономика РФ». [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Правительства РФ. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf. (дата обращения: 24.06.2018).

34 О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации : Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 03.07.2018).

35. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения 15.07.2018).

36. Отчёт о выполнении контрольных событий государственных программ Российской Федерации по итогам I—III кварталов 2017 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития РФ. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/estimation/201720118 (дата обращения 23.07.2018).

37. О науке и государственной научно-технической политике : федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4137 (с изм. от 23 мая 2016 г. № 149-ФЗ).

38. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы : постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2017 г. № 1710) // СЗ РФ. - 2011. - № 5. - Ст. 739.

39. О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности : Указ Президента РФ от 7 декабря 2015 г. № 607 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40269 (дата обращения: 17.07.2018).

40. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов : федер. закон от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ // Российская газета. - 2017. - 8 дек. - № 279.

41. О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 г. № 870 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития РФ. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/planning/sd (дата обращения: 12.07.2018).

42. Данько, Я. В. Сущность внешнеэкономического комплекса РФ // Экономика, управление, финансы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015.- С. 14-17.

43. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330 // Российская газета. - 2014. 24 апреля.

44. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 24.06.2018).

45. Базанова, Е., Ломская, Т. Новые указы Президента могут обойтись бюджету в 10 трлн. рублей за шесть лет // Ведомости. - 2018. - 24 апр.

© Литвиненко А.Н., Лозина Ю.А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.