Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 6 (52). С. 122-133 Pedagogical Review. 2023, vol. 6 (52), pp. 122-133
Научная статья УДК 371
https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2023-6-122-133
Развитие человеческого потенциала как актуальный контекст трансформации системы образования России
Ирина Владимировна Волчкова1, Елена Анатольевна Суханова2, Светлана Николаевна Грузных3
1 Северский технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Северск, Россия
2 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия
3 Департамент труда и занятости населения Томской области, Томск, Россия
1 volchkovairina@bk.ru
2 esukhanova@mail.ru
3 gruznihkarg@mail.ru
Аннотация
Рассматриваются вопросы развития человеческого потенциала как важной задачи современного общества, в том числе системы образования. Раскрыто содержание документов стратегического планирования РФ в области развития человеческого потенциала. Обобщена сущностно-содержательная характеристика категории «человеческий потенциал». Обозначено экспертное мнение относительно роли образования в развитии человеческого потенциала. Представлен выборочный рейтинг стран по уровню человеческого развития и образования. Проанализированы стратегические приоритеты российских университетов в области устойчивого развития и развития человеческого потенциала. Показано, что перед университетами открывается уникальная возможность стать новаторами, моделирующими новую стратегию устойчивого развития страны, поскольку именно они вносят существенный вклад в устойчивое региональное развитие, формируют общество, обучают агентов перемен. Сделан ряд выводов, в частности, о том, что национальная политика в области развития человеческого потенциала в настоящее время переходит на качественно новый уровень. Происходит систематизация целей, задач и ресурсов. Университеты активно включаются в инициативы, направленные на ускорение достижения ЦУР ООН, продвижение ESG-ценностей, упрочняясь при этом в позициях ключевых акторов изменений в направлении устойчивого развития. Существенно возрастает спрос на специалистов, способных применять на практике принципы устойчивого развития в различных сферах народного хозяйства. В этой связи перед университетами ставится задача подготовки выпускников не только с необходимым набором компетенций, но и со сформированным пониманием новых ценностей в контексте устойчивого развития общества, центральным элементом которого выступает человек. Методологией исследования послужили отдельные положения концепции человеческого потенциала, изложенные в работах ведущих зарубежных и российских ученых. В исследовании применяются методы теоретического и сравнительного анализа, контент-анализ документов, а также материалов, представленных в базах данных открытого доступа. Материалами исследования послужили документы в области развития человеческого потенциала ООН, ЮНЕСКО, Всемирного банка, а также документы стратегического развития Российской Федерации, программы и стратегии развития ряда российских университетов.
Ключевые слова: человеческий потенциал, система образования, трансформация системы образования, документы стратегического планирования, уровень человеческого развития, стратегические приоритеты, устойчивое развитие, андрагогическая практика, рынок труда
Для цитирования: Волчкова И. В., Суханова Е. А., Грузных С. Н. Развитие человеческого потенциала как актуальный контекст трансформации системы образования России // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 6 (52). С. 122-133. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2023-6-122-133
© И. В. Волчкова, Е. А. Суханова, С. Н. Грузных, 2023
Original article
Development of human potential as an actual context for the transformation of the education system in Russia
Irina V. Volchkova1, Elena A. Sukhanova2, Svetlana N. Gruznykh3
1 Seversk Technological Institute - branch of State Autonomous Educational Institution
of Higher Education «National Research Nuclear University «MEPhI», Seversk, Russian Federation
2 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
3 Department of Labor and Employment of the Tomsk region, Tomsk, Russian Federation
1 volchkovairina@bk.ru
2 esukhanova@mail.ru
3 gruznihkarg@mail.ru
Abstract
The issues of human potential development as an important task of modern society, including the education system, are considered. The content of the strategic planning documents of the Russian Federation in the field of human development is disclosed. The essential-content characteristic of the category "human potential" is generalized. An expert opinion on the role of education in the development of human potential is indicated. A selective ranking of countries by the level of human development and education is presented. The strategic priorities of Russian universities in the field of sustainable development and human development are analyzed. It is shown that universities have a unique opportunity to become innovators who model a new strategy for the country's sustainable development, since it is they who make a significant contribution to sustainable regional development, shape society, and train agents of change. A number of conclusions are made, in particular, that the national policy in the field of human development is currently moving to a qualitatively new level. There is a systematization of goals, tasks and resources. Universities are actively involved in initiatives aimed at accelerating the achievement of the UN SDGs, promoting ESG values, while strengthening their positions as key actors of change towards sustainable development. The demand for specialists who are able to put into practice the principles of sustainable development in various areas of the national economy is growing significantly. In this regard, universities are faced with the task of preparing graduates not only with the necessary set of competencies, but also with a formed understanding of new values in the context of the sustainable development of society, the central element of which is a person. The research methodology was based on certain provisions of the concept of human potential, outlined in the works of leading foreign and Russian scientists. The study uses methods of theoretical and comparative analysis; content analysis of documents, as well as materials presented in open access databases. The materials of the study were documents in the field of human development of the United Nations, UNESCO, the World Bank, as well as documents on the strategic development of the Russian Federation; programs and development strategies of a number of Russian universities.
Keywords: human potential, education system, transformation of the education system, strategic planning documents, human development level, strategic priorities, sustainable development, andra-gogical practice, labour market
For citation: Volchkova I. V, Sukhanova E. A., Gruznykh S. N. Development of human potential as an actual context for the transformation of the education system in Russia [Razvitie chelovecheskogo potentsiala kak aktual'nyy kontekst transformatsii sistemy obrazovaniya Rossii]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2023, vol. 6 (52), pp. 122-133. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-6-122-133
Вступление человечества в эпоху антропоцена, в которой преобладающим эволюционным фактором выступают человеческие изменения, обусловило парадигмальный сдвиг в концепции человеческого потенциала. Переход человечества на новый уровень ментального развития запускает трансформационные процессы не только на уровне базовых способностей человека, но и существенно влияет на развитие общественного сознания, экономической, социальной, трудовой и поли-
тической сфер жизни общества, которое, в свою очередь, обеспечивает устойчивость национальной социально-экономической системы. При этом именно потенциал человека выступает центральным фактором, определяющим эффективность использования ресурсов и устойчивость национальной экономики.
В начале XXI в. категория «человеческий потенциал» стала все чаще упоминаться в качестве объекта российской государственной политики, а с принятием в России приоритетных национальных проектов прочно укрепилась в повестках стратегических документов федерального и регионального уровней. О том, что управление развитием человеческого потенциала становится важной концептуальной задачей современного общества, в том числе системы образования, можно проследить по содержанию основополагающих документов стратегического планирования России. В частности, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. определено, что к предстоящим долгосрочным вызовам относятся: во-первых, усиление глобальной конкуренции, охватывающей в том числе и системы развития человеческого потенциала; во-вторых, возрастание роли человеческого капитала как драйвера экономического развития страны [1]. Необходимость сосредоточения усилий на создании благоприятной среды для развития человеческого капитала, где важным условием является прогрессивное развитие системы образования, акцентируется в основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 г.
[2]. В Концепции внешней политики РФ отмечается, что в современном мире большое значение имеют задачи повышения уровня инвестиций в человека, обеспечения благосостояния общества
[3]. Стратегия экономической безопасности РФ определяет, что одним из ключевых направлений политики в сфере обеспечения экономической безопасности России является развитие потенциала человека [4]. При этом в части развития человеческого потенциала предполагается не только совершенствование общего, профессионального, непрерывного образования, но и развитие системы профессиональной ориентации и содействия занятости граждан [4]. В Бюджетном прогнозе РФ на период до 2036 г. подчеркивается, что вектор среднесрочной бюджетной политики будет направлен на расширение человеческого потенциала [5]. В Стратегии научно-технологического развития РФ определено, что целью научно-технологического развития является обеспечение конкурентоспособности России за счет создания системы использования интеллектуального потенциала нации [6]. В Едином плане по достижению национальных целей развития России на период до 2024 г. отмечается, что достижение опережающих темпов экономического роста невозможно без увеличения продолжительности жизни и повышения качества человеческого капитала [7].
Исходя из вышеизложенного, следует констатировать, что потенциал человека в настоящее время обретает смысл фундаментальной категории, предопределяющей стратегические цели и основные приоритеты государственной политики России, становится эффективным инструментом устойчивого развития государства и общества.
Сегодня многообразие смыслов и трактовок человеческого потенциала существенно затрудняет исчерпывающую структуризацию элементов данного феномена, а также его измерителей. Отметим, что на сегодняшний день понятие «человеческий потенциал» чаще всего употребляется в экономических и социальных исследованиях, при этом трактуется совершенно по-разному. В экономическом аспекте человеческий потенциал связан с теорией «человеческого капитала», смысл которой заключается в том, что инвестиции в образование служат основанием формирования человеческого капитала ровно так же, как затраты на приобретение оборудования формируют основной капитал. Данное исследование было бы содержательно неполным, если бы не была представлена точка зрения исследователей на сущность и природу человеческого потенциала. Не ставя пред собой цель подробного содержательного анализа термина «человеческий потенциал», обобщим некоторые имеющиеся трактовки. Так, академик Т. И. Заславская связывает понятие потенциала человека с «готовностью и способностью социума к активному саморазвитию, своевременному и адекват-
ному ответу на многочисленные вопросы внешней среды и усиленной конкуренции с другими обществами» [8]. Известный экономист Р. И. Капелюшников под потенциалом человека понимает «запас знаний, навыков и способностей, которые есть у каждого человека и которые могут использоваться им как в производственных, так и в потребительских целях» [9]. Профессор О. И. Иванов отмечает, что потенциал человека может рассматриваться как «сформированная совокупность систем универсальных и специфических потребностей, способностей и готовностей различных социальных акторов выполнять общественно необходимые деятельности, социальные роли и функции» [10].
В педагогике и психологии чаще употребляется термин «личностный потенциал», отличающийся, по мнению Д. А. Леонтьева, от человеческого потенциала «акцентом на его непредзадан-ность и индивидуальное своеобразие». При этом под личным потенциалом профессор Д. А. Леонтьев понимает «системную характеристику личности, положенную в основу способности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в жизнедеятельности индивида и сохранять стабильность деятельности в условиях изменения внешней среды» [11]. Согласно профессору В. Н. Маркову, личностный потенциал человека выступает «самоуправляемой системой внутренних возобновляемых ресурсов личности, которые проявляются в ее деятельности, связанной с получением социально значимых результатов» [12]. Доктор искусствоведения О. И. Генисаретский констатирует, что человеческий потенциал - это «способность индивида к реализации разного рода социальных действий» [13]. Однако он делает вывод, что необходимо переосмыслить данное понятие применительно к разным сферам функционирования и развития общества. Согласно О. И. Ге-нисаретскому, «в экономическом горизонте потенциал человека переосмысляется как человеческий капитал, а в экзистенциальной сфере как личностный потенциал» [13].
Таким образом, человеческий потенциал как научная категория становится все более интересен не только для экономистов и социологов. Относясь к числу общенаучных дефиниций, категория «потенциал» имеет важное методологическое значение, в том числе и для педагогической науки, поскольку выступает одной из категорий педагогической антропологии. Рассмотрение потенциала человека через призму антропологического подхода наделяет человеческий потенциал гуманистическим педагогическим смыслом, который, на наш взгляд, должен быть положен в основу разработки стратегий и программ развития системы образования.
Важно отметить, что система образования играет ключевую роль в развитии человеческого потенциала, выступая одним из главных рычагов ускорения человеческих изменений, появления качественно новых носителей человеческого потенциала. Усилия, прилагаемые системой образования по развитию человеческого потенциала, выступают залогом обеспечения устойчивого развития национальной экономики. Нами систематизированы некоторые точки зрения российских исследователей относительно роли системы образования в развитии человеческого потенциала. Так, В. И. Слободчиков отмечает, что «необходимость решения проблемы воспроизводства потенциала человека выступает одним из вызовов современного мира и, бесспорно, то, что именно образование пытается решать данную проблему» [14]. Исследователи Н. Г. Яковлева и А. Е. Шпилевая констатируют, что «человеческий потенциал формируется в процессе всестороннего и гармоничного развития личности, в первую очередь в сфере образования как единства обучения, воспитания [15]. Профессор Х. М. Хаджалова подчеркивает, что «определяющая роль в формировании потенциала человека отводится образованию, а задача образования состоит в раскрытии данного потенциала через развитие способности к обучению» [16]. Специалист в области философской антропологии В. П. Веряскина в качестве приоритетной задачи для всех уровней образования выделяет «формирование практик, способствующих реализации потенциала человека» [17]. По мнению Г. В. Леонидовой, «институциональной средой для формирования качественного потенциала человека выступают образовательные институты, включающиеся в процесс социализации личности» [18]. Таким
образом, эксперты сходятся во мнении, что одна из ключевых ролей в формировании, развитии и воспроизводстве человеческого потенциала отводится системе образования.
Затрагивая вопросы развития человеческого потенциала, стоит обратиться к Концепции устойчивого развития ООН, а именно к перечню глобальных целей устойчивого развития (ЦУР). Стоит отметить, что Россия принимала активное участие в разработке ЦУР и в настоящее время некоторые из них положены в основу приоритетов национального развития (например, SDG3 Здоровье и благополучие, SDG4 Качественное образование, SDG8 Экономический рост и достойная работа и др.). Для достижения национальных приоритетов социально-экономического развития в России был разработан ряд национальных проектов. В блок проектов по направлению «Человеческий капитал» вошли такие проекты, как «Образование», «Здравоохранение», «Демография» и «Культура». Отметим, что общность задач указанных национальных проектов с задачами ЦУР вытекает из ориентации на повышение доступности ресурсов человеческого развития, прежде всего ресурсов системы образования и здравоохранения.
При этом одним из индикаторов, используемых для оценки достижения ЦУР, является индекс человеческого развития (ИЧР), представляющий собой комбинированный показатель. В состав ИЧР входит индекс уровня образования (Education Index), включающий индекс совокупной доли учащихся, и индекс грамотности взрослого населения. Согласно рейтингу стран по уровню человеческого развития, Россия в 2020 г. занимала 52 место из 189, входя в группу стран с высоким уровнем развития (ИЧР - 0,824), при этом значение индекса уровня образования позволило России подняться в соответствующем рейтинге на 39 место (значение индекса - 0,823) [19, 20].
Согласно отчету о человеческом развитии [20], в рамках достижения SDG4 «Качественное образование» к 2030 г. необходимо, чтобы все молодые люди и значительная часть взрослого населения научились грамоте и счету. Россия по данному показателю за минувшее десятилетие не показала динамики - уровень грамотности взрослых в 2020 г. относительно 2010 г. остался на прежнем уровне - 99,7% [19]. Кроме того, отметим, что единой международной методики оценки числа грамотных людей в стране не выработано и страны по-разному исчисляют данный индикатор. Поэтому оценка уровня грамотности, приведенная в рамках настоящего исследования, носит сугубо информативный характер.
Еще одной задачей в рамках достижения SDG4 «Качественное образование», о которой бы хотелось упомянуть, выступает задача обеспечения к 2030 г. равного доступа для всех женщин и мужчин к недорогому и качественному техническому, профессиональному и высшему образованию, включая университетское. По оценкам ООН, уровень охвата высшим образованием населения соответствующего возраста за минувшее десятилетие в России увеличился на 6 % и составил 82 % [19].
Заметим, что, как правило, страны с высоким уровнем охвата населения высшим образованием, равно как и более богатые страны, имеют высокий индекс образования. Однако имея достаточно высокий индекс образования, по уровню ВВП на душу населения в 2021 г. Россия, согласно данным Международного валютного фонда [21], находилась лишь на 51 месте из 190 (показатель составил 30431 $), тем самым являясь некоторым исключением. Кроме того, в мировом рейтинге по уровню расходов на образование, построенном на основе базы данных Всемирного банка «World Development Indicators», аккумулируемых Институтом статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics) на международном уровне, в 2016 г. Россия находилась на 120 месте из 217 [22]. В рейтинге национальных систем высшего образования Universitas 21 (U21 Rankingof National Higher Education Systems) по состоянию на 2020 г. Россия занимала 35 место из 50 [23].
Рейтинг университетов Impact Rankings [24], публикуемый британским журналом Times Higher Education (THE), оценивает университеты с позиции их вовлеченности в достижение ЦУР и эффективности проектов, которые университеты реализуют в рамках этой миссии. По мнению экспертов, именно университеты выступают локомотивами в решении некоторых из самых крупных мировых
проблем. Среди российских университетов в тройке лидеров рейтинга 2022 г. - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Алтайский государственный университет, Казанский федеральный университет. Рейтинг позволяет оценить приверженность университетов всего мира положительному социальному и экономическому воздействию посредством их работы по достижению ЦУР ООН: от искоренения нищеты до укрепления здоровья и благополучия.
Стоит отметить, что в настоящее время высшее образование играет особую роль в формировании потенциала человека, выступающего важным стратегическим ресурсом для повышения качества жизни населения и роста национальной экономики. Подобные выводы содержатся не только в российских, но и в современных зарубежных исследованиях. Сегодня именно перед высшим образованием ставится задача подготовки специалистов, обладающих знаниями, общественно полезными профессиональными навыками и ценностями, необходимыми для улучшения качества жизни и решения глобальных проблем человеческого развития. Откликаясь на проблемы общества, университеты могут быть двигателями реформ, выступать катализаторами и драйверами социальных изменений, оказывая существенное влияние на развитие общества, трансформацию системы образования, тем самым расширяя вклад высшего образования в глобальную повестку развития человеческого потенциала.
В этой связи для повышения эффективности национальной системы образования в мае 2021 г. в России постановлением Правительства РФ утверждены меры по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» [25]. Целью программы выступает формирование широкого круга университетов-лидеров, способных создавать новое научное знание и технологий для внедрения в экономику и социальную сферу России. Ключевыми приоритетами программы выступают создание благоприятных условий для развития и успешной реализации личностного потенциала обучающихся, повышение качества жизни и создание условий для самореализации обучающихся, формирование у выпускников образовательных учреждений компетенций, необходимых для работы в условиях экономики знаний. По замыслу разработчиков программы, университеты-участники будут вырабатывать и распространять лучшие практики образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, способствовать повышению привлекательности жизни и работы в регионах России.
Стоит отметить, что сегодня одним из приоритетов национального развития становится гуманитарное направление, предусматривающее реализацию человекоцентричного подхода не только в бизнесе, но и на государственном уровне. Данный подход предполагает достижение баланса между экологией и экономикой, что, в свою очередь, позволит сохранить природное наследие России, повысить качество жизни и привлекательность российских регионов для проживания и работы. Стратегическое развитие университетов в контексте ESG-ценностей1 (Environmental, Social, and Corporate Governance), безусловно, будет способствовать развитию регионов и повышению качества человеческого потенциала. Сегодня ESG-повестка становится все более актуальной. Поколение Y, которое в самое ближайшее время выйдет на рынок труда, более требовательно к ESG-ценностям. При этом тренд на повышение социальной ответственности, бережное отношение к природным и человеческим ресурсам прочно входит повседневную жизнь миллениа-лов [26].
Отметим, что еще в конце 20-х гг. прошлого столетия в учении о ноосфере В. И. Вернадский изложил схожие с современной мировой повесткой ESG-принципы. Он полагал, что в ноосфере -«сфере соприкосновения общества и естественной окружающей среды» [27] основным фактором становится разумная деятельность человека.
1 Ценности, основанные на принципах экологической, социальной и корпоративной ответственности в интересах текущего и будущих поколений, а также на практической реализации инициатив для достижения целей устойчивого развития и других общественно значимых ценностей .
В последние годы российские университеты активно включаются в повестку ESG-ценностей, о чем свидетельствуют результаты всемирного экологического рейтинга высших учебных заведений (UI GreenMetric). В настоящее время UI GreenMetric является одним из ведущих рейтингов, целью которого является количественная оценка усилий, направленных на поддержание устойчивого развития высших учебных заведений. По итогам 2021 г. в рейтинг UI GreenMetric вошли 54 российских университета [26].
Российские университеты активно участвуют в международном движении по развитию социальной ответственности, внедрению принципов социально ответственного управленческого образования - PRIME-принципов (principies of responsible management education), поддерживают международную инициативу ООН по распространению опыта социально ориентированного бизнес-образования. Благодаря ESG-проектам университеты имеют возможность участвовать в социально-экономической повестке региона, улучшая качество человеческого потенциала. Кроме того, ESG-повестка в полной мере соответствует реализации «третьей миссии» университета.
По мнению А. Г. Асмолова, успешность модернизации образования «обусловлена сменой методологической оптики, а именно переходом к преадаптивной модели человеческого потенциала, в основу которой положены принципы гуманизма, приоритетность категорий достоинства человека, качество его повседневной жизни» [28].
Для понимания современной повестки системы высшего образования в области развития человеческого потенциала в рамках настоящего исследования были проанализированы ключевые приоритеты, обозначенные в стратегиях и программах развития ряда российских университетов, в том числе участвующих в проекте «Приоритет-2030». Проведенный анализ показал, что развитие человеческого потенциала (капитала) выступает одним из приоритетных направлений развития университетов, более того, становится их миссией. Так, например, Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) в своей деятельности направлен на консолидацию образовательного, научного и кадрового потенциалов в целях развития педагогического образования, что позволяет сформулировать миссию университета как содействие накоплению человеческого капитала региона и страны средствами педагогического образования. В сентябре 2021 г. в ТГПУ создан научно-образовательный междисциплинарный центр педагогических технологий развития человеческого потенциала как прецедент обновления в логике ценностей развития человеческого потенциала. Целью деятельности Центра является укрепление и развитие организационно-управленческих и научно-методических механизмов, направленных на выработку и овладение новыми научными знаниями в области развития человеческого потенциала и капитала средствами педагогического образования. Сотрудники Центра активно вовлечены в формирование и расширение повестки педагогического знания и проведение научно-педагогических исследований, необходимых для становления новой образовательной модели университета и нового качества университетского образования. Коллектив проводит фундаментальные и прикладные исследования в области формирования и развития человеческого потенциала и капитала средствами педагогического образования, трансформации системы образования, в том числе в контексте перехода к цифровым инструментам, потенциала соиспользования формального и неформального образования, индивидуализации образовательных траекторий и др. На базе Центра разработана и успешно реализована программа повышения квалификации «Управление изменениями в образовательной системе региона: контекст развития человеческого потенциала» в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография». Заметим, что в последние годы российские университеты активно включились в реализацию данного проекта. Так, Томский государственный университет выступил одним из субъектов выработки механизмов повышения конкурентоспособности человека на рынке труда через внедрение новых форматов организации обучения в программах дополнительного профессионального образования (ДПО), создание новых сервисов на базе учебных центров при вузах
и центрах занятости населения и построение модели взаимодействия между университетами и структурами содействия занятости в регионах. Практика показывает, что такие разработки, как, например, андрагогическая технология «Акселератор карьерных смыслов», а также модель регионального проектного офиса, отвечающего за конструктор образовательных программ под задачи карьерного сценария конкретного человека, не только повышают эффективность индивидуальных, образовательных и профессиональных траекторий в рамках программ ДПО, но и потенциально влияют на решение задач развития человеческого потенциала региона и качества жизни населения.
Развитие человеческого потенциала осознается ведущими университетами Сибирского федерального округа как важнейшая национальная и региональная стратегическая задача. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет предполагает внести существенный вклад в развитие кадрового потенциала научных центров мирового уровня, созданных в рамках НП «Наука». Национальный исследовательский Томский государственный университет рассматривает «повышение качества человеческого капитала территории путем формирования среды по модели «Город-университет».
Сегодня перед университетами открывается уникальная возможность стать новаторами, моделирующими новую стратегию устойчивого развития страны, поскольку именно они вносят существенный вклад в устойчивое региональное развитие, формируют общество, обучают агентов перемен. Стоит отметить, что программа «Приоритет-2030», реализуемая Минобрнауки России с 2021 г., в полной степени соответствует мировой повестке в области устойчивого развития. Создание в России сети центров устойчивого развития на базе ведущих университетов, а также реализация проекта «Устойчивое развитие университетов России» позволяют университетам вносить вклад в развитие экосистемы региона, включаться в решение важных социально-экономических региональных проблем и реализовывать проекты под запросы социально ориентированных НКО. Особое внимание университетов направлено на реализацию таких ЦУР, как обеспечение тендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин, содействие поступательному и устойчивому экономическому росту, производительной занятости и достойной работе, сокращение неравенства внутри стран, содействие построению открытого общества в контексте устойчивого развития и др.
Анализ отчетов о достижении целей устойчивого развития российских университетов позволяет заключить, что сегодня идеология устойчивого развития (в центре которой находится человек и ради которого формируется социальная повестка) адаптируется в стратегиях развития и образовательной деятельности российских университетов. В рамках устойчивого развития большое значение отводится образованию - реализуются магистерские программы и программы дополнительного профессионального образования в области ESG, устойчивого развития и управления человеческим капиталом; создаются ESG-смены для студентов и школьников в целях популяризации опыта достижения регионом ЦУР. Помимо образовательной деятельности, научная повестка университетов в разрезе ESG-ценностей из года в год существенно расширяется. В логике ESG-повестки университеты также активно занимаются социализацией студентов, реализацией социальных и экологических проектов (например, «здоровое поколение», «комфортная окружающая среда» и др.). Таким образом, реализация ESG-повестки идет в разрезе трех миссий университета: образование, наука и вклад в жизнь общества.
Обобщая вышеизложенное, сделаем ряд выводов:
1. Развитие потенциала человека на современном этапе развития общества предполагает системно-концептуальные преобразования, направление на повышение качества жизни населения России. Формирование, воспроизводство и развитие человеческого потенциала напрямую зависят от реализуемой в нашей стране государственной политики в области развития человеческого потенциала, которая сегодня, по нашему мнению, переходит на качественно новый уровень. Происходит систематизация целей, задач и ресурсов.
2. Анализ стратегической повестки российских университетов позволяет констатировать, что осознание важности развития человеческого потенциала посредством высшего образования в последние годы заметно возрастает и находит отражение в стратегических документах развития образовательных учреждений. Этому способствует и то, что государство ставит перед российскими университетами все более амбициозные задачи в достижении социально-экономических эффектов. Университеты активно включаются в инициативы, направленные на ускорение достижения ЦУР ООН, продвижение ESG-ценностей, упрочняясь при этом в позициях ключевых акторов изменений в направлении устойчивого развития. Ориентиры на глобальные цели устойчивого развития все чаще отражаются в стратегиях и практиках ведущих университетов России.
3. В последние годы существенно возрастает спрос на специалистов, способных применять на практике принципы устойчивого развития в различных сферах народного хозяйства. В этой связи перед университетами ставится задача подготовки выпускников не только с необходимым набором компетенций, но и со сформированным пониманием новых ценностей в контексте устойчивого развития общества, центральным элементом которого выступает человек.
Список источников
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/902130343?marker=656010 (дата обращения: 04.12.2022).
2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/554168464 (дата обращения: 04.12.2022).
3. Концепция внешней политики Российской Федерации. URL: https://docs.cntd.ru/document/420384312 (дата обращения: 04.12.2022).
4. Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года. URL: https://docs.cntd.ru/ document/420398070 (дата обращения: 04.12.2022).
5. Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года. URL: https://docs.cntd.ru/ document/554041117 (дата обращения: 04.12.2022).
6. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. URL: https://docs.cntd.ru/ document/420384257 (дата обращения: 04.12.2022).
7. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/554587356 (дата обращения: 04.12.2022).
8. Заславская Т. Н. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность, 2005. № 3. С. 13-25.
9. Капелюшников Р. И. Сколько стоит человеческий капитал России? М.: Высшая школа экономики, 2012. 76 с.
10. Иванов О. И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование). ИПРЭ РАН, СПбГУ СПб.: Скифия-принт, 2013. 336 с.
11. Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 680 с.
12. Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М.: РАГС, 2001. 264 с.
13. Генисаретский О. И., Носов Н. А., Юдин Б. Г. Концепция человеческого потенциала: исходные соображения // Человек. 1996. № 4. С. 5-17.
14. Слободчиков В. И. Человеческий потенциал в пространстве антропологии образования // Психология обучения. 2009. № 1. С. 4-24.
15. Яковлева Н. Г., Шпилевая А. Е., Ильенков Э. В. О человеке, человеческом потенциале и образовании // Философия хозяйства. 2022. № 1 (139). С. 241-252.
16. Хаджалова Х. М. Непрерывное образование в формировании человеческого потенциала // РППЭ. 2020. № 8 (118). С. 111-118.
17. Веряскина B. П. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 29-37.
18. Леонидова Г. В. Формирование человеческого потенциала детского населения в системе общего образования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 3. С. 172-188.
19. Human Development Report 2020. URL: https://hdr.undp.org/en/content/human-development-report-2020 (дата обращения: 08.12.2022).
20. Global Knowledge Index 2020 URL: https://www.undp.org/publications/global-knowledge-index-2020 (дата обращения: 08.12.2022).
21. IMF: Report for Selected Countries and Subjects: October 2021. URL: https://www.imf.org/en/Publications/ WE0/weo-database/2021/0ctober/weo-report (дата обращения: 08.12.2022).
22. UNESCO Institute for Statistics. URL: http://uis.unesco.org/ (дата обращения: 08.12.2022).
23. U21 Ranking of Higher Education Systems 2020. URL: https://universitas21.com/agm-2020/u21-rankings (дата обращения: 08.12.2022).
24. Times Higher Education. Impact Rankings 2022. URL: https://www.timeshighereducation.com/impactrankings (дата обращения: 08.12.2022).
25. Постановление Правительства РФ от 13 мая 2021 г. № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства „Приоритет-2030"» URL:https://docs.cntd.ru/document/603609969 (дата обращения: 18.12.2022).
26. UI GreenMetric World University Ranking - 2022. URL: https://greenmetric.ui.ac.id/rankings/ranking-by-country-2021/Russia (дата обращения: 18.12.2022).
27. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 519 с.
28. Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. Генерирование возможностей: от человеческого капитала - к человеческому потенциалу // Образовательная политика. 2019. № 4 (80). С. 6-17.
Referenсes
1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020] (in Russian). URL: https://docs.cntd.ru/document/902130343?marker=6560I0 (accessed 4 December 2022).
2. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 g. [Main areas of activity of the Government of the Russian Federation for the period up to 2024] (in Russian). URL: https://docs. cntd.ru/document/554168464 (accessed 4 December 2022).
3. Kontseptsiya vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii [The concept of foreign policy of the Russian Federation] (in Russian). URL: https://docs.cntd.ru/document/420384312 (accessed 4 December 2022).
4. Strategiya ekonomicheskoy bezopasnosti RF na period do 2030 goda [Economic security strategy of the Russian Federation for the period up to 2030] (in Russian). URL: https://docs.cntd.ru/document/420398070 (accessed 4 December 2022).
5. Byudzhetnyy prognoz Rossiyskoy Federatsii na period do 2036 goda [Budget forecast of the Russian Federation for the period up to 2036] (in Russian). URL: https://docs.cntd.ru/document/554041117 (accessed 4 December 2022).
6. Strategiya nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation] (in Russian). URL: https://docs.cntd.ru/document/420384257 (accessed 4 December 2022).
7. Edinyy plan po dostizheniyu natsional'nykh tseley razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda [A unified plan to achieve the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2024] (in Russian). URL: https://docs.cntd.ru/document/554587356 (accessed 4 December 2022).
8. Zaslavskaya T. N. Chelovecheskiy potentsial v sovremennom transformatsionnom protsesse [Human potential in the modern transformational process]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' - Social Sciences and Contemporary World, 2005, no. 3, pp. 13-25 (in Russian).
9. Kapelyushnikov R. I. Skol'ko stoit chelovecheskiy kapitalRossii? [How much is Russia's human capital worth?] Moscow, Vysshaya shkola ekonomiki Publ., 2012. 76 p. (in Russian).
10. Ivanov O. I. Chelovecheskiy potentsial (formirovaniye, razvitiye, ispol'zovaniye) [Human potential (formation, development, use)]. Saint Petersburg, Skifiya-print Publ., 2013. 336 p. (in Russian).
11. Lichnostnyypotentsial. Struktura i diagnostika [Personal potential. Structure and diagnostics]. Pod redaktsiyey D. A. Leontyeva. Moscow, Smysl Publ., 2011. 680 p. (in Russian).
12. Markov V. N. Lichnostno-professional'nyypotentsial upravlentsa i ego otsenka [The personal and professional potential of a manager and his assessment]. Moscow, RAGS Publ., 2001. 264 p. (in Russian).
13. Genisaretsky O. I., Nosov N. A., Yudin B. G. Kontseptsiya chelovecheskogo potentsiala: iskhodnye soobrazheniya [The concept of human potential: initial considerations]. Chelovek, 1996, no. 4, pp. 5-17 (in Russian).
14. Slobodchikov V. I. Chelovecheskiy potentsial v prostranstve antropologii obrazovaniya [Human potential in the space of anthropology of education]. Psikhologiya obucheniya - Psychology of education, 2009, no. 1, pp. 4-24 (in Russian).
15. Yakovleva N. G., Shpilevaya A. E., Il'enkov E. V. O cheloveke, chelovecheskom potentsiale i obrazovanii [About a person, human potential and education]. Filosofiya khozyaystva, 2022, no. 1 (139), pp. 241-252 (in Russian).
16. Khadzhalova Kh. M. Nepreryvnoye obrazovaniye v formirovanii chelovecheskogo potentsiala [Continuing education in the formation of human potential]. RPPE, 2020, no. 8 (118), pp. 111-118 (in Russian).
17. Veryaskina V. P. Dinamika razvitiya chelovecheskogo potentsiala i prioritety vysshego obrazovaniya [Dynamics of human potential development and priorities of higher education]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2005, no. 2, pp. 29-37 (in Russian).
18. Leonidova G. V. Formirovanie chelovecheskogo potentsiala detskogo naseleniya v sisteme obshchego obrazovaniya [Formation of the human potential of the child population in the system of general education]. Ekonomicheskiye i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz - Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2019, vol. 12, no. 3, pp. 172-188 (in Russian).
19. Human Development Report 2020. URL: https://hdr.undp.org/en/content/human-development-report-2020 (accessed 18 December 2022).
20. Global Knowledge Index 2020. URL: https://www.undp.org/publications/global-knowledge-index-2020 (accessed 08 December 2022).
21. IMF: Report for Selected Countries and Subjects: October 2021. URL: https://www.imf.org/en/Publications/ WE0/weo-database/2021/0ctober/weo-report (accessed 08 December 2022).
22. UNESCO Institute for Statistics. URL: http://uis.unesco.org/ (accessed 08 December 2022).
23. U21 Ranking of Higher Education Systems 2020. URL: https://universitas21.com/agm-2020/u21-rankings (accessed 08 December 2022).
24. Times Higher Education. Impact Rankings 2022. URL: https://www.timeshighereducation.com/impactrankings (accessed 18 December 2022).
25. Postanovleniye Pravitel 'stvaRFot 13 maya 2021 g. № 729 «O merakhpo realizatsiiprogrammy strategicheskogo akademicheskogo liderstva "Prioritet-2030"» [Decree of the Government of the Russian Federation of May 13, 2021 No. 729 "On measures to implement the program of strategic academic leadership "Priority-2030""] (in Russian). URL: https://docs.cntd.ru/document/603609969 (accessed 18 December 2022).
26. UI GreenMetric World University Ranking - 2022. URL: https://greenmetric.ui.ac.id/rankings/ranking-by-country-2021/Russia (accessed 18 December 2022).
27. Vernadsky V. I. Neskol'ko slov o noosfere [A few words about the noosphere]. Filosofskiye mysli naturalista [Philosophical thoughts of a naturalist]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 519 p. (in Russian).
28. Asmolov A. G., Guseltseva M. S. Generirovaniye vozmozhnostey: ot chelovecheskogo kapitala - k chelovecheskomu potentsialu [Generation of Opportunities: From Human Capital to Human Potential]. Obrazovatel'naya politika, 2019, no. 4 (80), pp. 6-17 (in Russian).
Информация об авторах
Волчкова И. В., кандидат экономических наук, доцент, Северский технологический институт-филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (пр. Коммунистический, 65, Северск, Россия, 636036). E-mail: volchkovairina@bk.ru
Суханова Е. А., кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: esukhanova@mail.ru
Грузных С. Н., начальник, Департамент труда и занятости населения Томской области (ул. Киевская, 76, Томск, Россия, 634041). E-mail: gruznihkarg@mail.ru
Information about the authors
Volchkova I. V., Candidate of Economic Sciences, Seversk Technological Institute - branch of State Autonomous Educational Institution of Higher Education «National Research Nuclear University «MEPhI» (pr. Kommunistichesky, 65, Seversk, Russian Federation, 636036). E-mail: volchkovairina@bk.ru
Sukhanova E. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: esukhanova@mail.ru
Gruznykh S. N., head of the Department of Labor and Employment of the Tomsk region (ul. Kiyevskaya, 76, Tomsk, Russian Federation, 634041). E-mail: gruznihkarg@mail.ru
Статья поступила в редакцию 21.01.2023; принята к публикации 30.10.2023 The article was submitted 21.01.2023; accepted for publication 30.10.2023