о
ZL
О
Оригинальная статья / Original article
УДК 330.35
http://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-5-430-438
Стратегическое развитие человеческого потенциала на региональном уровне
Инесса Витальевна Генчикова1' 2
1 Высшая школа государственного администрирования МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия, inessa_gench@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6245-2609
2 Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия
Аннотация
Цель. Структурировать документы стратегического планирования на глобальном и национальном уровне с точки зрения развития человеческого потенциала, выявить стратегические приоритеты развития человеческого потенциала.
Задачи. Рассмотреть развитие человеческого потенциала в советской и в современной России; систематизировать документы стратегического планирования, принятые на глобальном и национальном уровне; изучить глобальные и национальные цели развития, а также показатели человеческого развития ряда стран, включая Россию.
Методология. В настоящей статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены стратегические подходы к развитию человеческого потенциала. Исследование проведено на основе методологии стратегирования иностранного члена Российской академии наук (РАН), доктора экономических наук, профессора В. Л. Квинта.
Результаты. Выявлена доля человеческого потенциала в структуре капитала. Самый высокий показатель развития человеческого потенциала наблюдается в Скандинавских странах, США, Японии, в ряде развитых государств Западной Европы и СНГ. Рассмотрено развитие человеческого потенциала в советской и в современной России. Даны отличительные характеристики в применении показателя человеческого потенциала для российских регионов. При формировании документов установлена необходимость взаимосвязи программ на международном и национальном уровне. Подчеркивается важность этапа прогнозирования в области человеческого потенциала при разработке стратегических документов на региональном уровне. Человек и качество жизни населения являются самыми важными звеньями при принятии любого управленческого решения.
Выводы. Создание необходимой инфраструктуры для развития человеческого потенциала будет способствовать экономическому росту любого региона. Представляется целесообразным при формировании программ и планов каждого российского региона руководствоваться миссией, видением, целями и задачами, учитывающими существующие ресурсы, включая человеческий потенциал.
Ключевые слова: человеческий потенциал, индекс человеческого развития, стратегическое планирование, региональный прогноз, национальные цели, цели устойчивого развития
Для цитирования: Генчикова И. В. Стратегическое развитие человеческого потенциала на региональном уровне // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 5. С. 430-438. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-5-430-438
© Генчикова И. В., 2022
Strategic development of human potential at the regional level
Inessa V. Genchikova1' 2
1 Graduate School of Public Administration, Moscow, Russia, inessa_gench@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6245-2609
2 Ministry of Healthcar of Russian Federation, Moscow, Russia
Abstract
Aim. The presented study aims to structure strategic planning documents at the global and national levels in the context of human development and to identify strategic priorities for human development.
Tasks. The authors investigate the development of human potential in Soviet and modern Russia; systematize strategic planning documents adopted at the global and national level; examine global and national development goals and human development indices of several countries, including Russia.
Methods. This study uses general scientific methods of cognition to consider strategic approaches to human potential development in various aspects. The study also uses the strategiz-ing methodology developed by foreign member of the Russian Academy of Sciences (RAS), PhD in Economics, Professor V.L. Kvint.
Results. The share of human potential in the capital structure is determined. The highest human development index is observed in the Scandinavian countries, the USA, Japan, several developed countries of Western Europe, and the CIS. The development of human potential in Soviet and modern Russia is investigated. Differences in the application of the human potential index for Russian regions are identified. The need for the interconnection of programs at the international and national levels is established when preparing documents. The importance of human potential forecasting in the development of strategic documents at the regional level is emphasized. The people and the population's quality of life are the most important factors in making any management decision.
Conclusions. Creating the necessary infrastructure for the development of human potential will boost the economic growth of any region. When developing programs and plans for each Russian region, it seems appropriate to be guided by the mission, vision, goals, and objectives that make allowance for existing resources, including human potential. o
Keywords: human potential, human development index, strategic planning, regional forecast, national goals, sustainable development goals
For citation: Genchikova I.V. Strategic development of human potential at the regional level. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2022;28(5):430-438. (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-5-430-438
<
Введение
В условиях глобализации экономики внимание к сохранению человеческого потенциала растет в такой же пропорции, как и борьба за природные ресурсы, рынки сбыта, а также развитие и внедрение инновационных технологий в производство. В настоящей статье сформулируем и раскроем сущность терминов «человеческий капитал» и «человеческий потенциал».
Формирование терминологии, связанной с анализом человеческого капитала, отражено в работах У. Петти, А. Смита, А. Маршалла [1; 2; 3]. Обоснование термина «человеческий капитал» оформилось в 1950-1960 гг. XX в. и предложено амери-
канским ученым-экономистом Т. Шульцем. Он утверждал: «Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом» [4]. По мнению Т. Шульца, недостаточный человеческий капитал является основополагающим фактором бедности, для повышения качества жизни необходимы инвестиции в здравоохранение и социальное обеспечение [5, с. 358]. Г. Беккер, последователь идей Т. Шульца, доказывал, что источником будущего удовлетворения потребностей общества выступает человек с его запасом знаний, навыков и мотиваций, а инвестиции в него дают отдачу в пять-шесть раз больше, чем инвестиции в материальное
о
ZL
О
Таблица 1
Взаимосвязь человеческого капитала и человеческого потенциала (авторское видение)
Table 1. Relationship between human capital and human potential (authors' perspective)
Сходство Различия
Человеческий потенциал и человеческий капитал принадлежат человеку Человеческий потенциал содержит врожденные способности, а человеческий капитал — это реализованный трудовой потенциал
При необходимости человеческий потенциал может трансформироваться в человеческий капитал (при создании экономических благ и при получении дохода) Человеческий потенциал содержит возможности, не имеющие экономической оценки до того времени, когда их можно реализовать в процессе труда. Человеческий капитал находится в распоряжении у собственника и имеет экономический запас благ, который можно оценить, посчитать
о
ZL
О
V CD
J
<
О
производство [6, р. 9]. Изложенный подход Г. Беккера известен современной науке как «экономический империализм».
Р. И. Капелюшников пишет: «Человеческий капитал — это запас способностей, знаний и навыков, которые есть у каждого человека и которые могут использоваться им как в производственных, так и в потребительских целях» [7, с. 6]. Впоследствии границы понятия «человеческий капитал» расширены. Так, Г. Беккер эмоциональное состояние человека считает одной из составляющих человеческого капитала [8, с. 84]. В структуру последнего П. Бурдье впервые в 1972 г. предложил включить и культурный капитал, который он разделил на три формы. К ним отнесены устойчивое состояние ума и тела, культурные ценности (картины, книги, машины, инструменты), в институционализированном государстве — форма объективации, которая придает оригинальные свойства культурному капиталу [9, р. 282]. Иными словами, культурный капитал предполагает наличие высшего образования или знание традиций культурной этики, или обладание предметами, имеющими культурную ценность.
Согласно теории человеческого потенциала, уровень развития экономики в стране и человеческий потенциал взаимосвязаны. Эти два понятия оказывают прямое воздействие друг на друга. А. Сен, основоположник данной теории, предлагал рассматривать в качестве основных средств развития человеческой личности расширение свободы путем устранения существующих ограничений, что обусловливает расширение возможностей для выбора [10]. В одном из исследований утверждается, что «человеческий потенциал — это накопленный популяцией запас здоровья, культуры, профессионализма, творческой, деловой
и гражданской активности, который находит применение в самых разных областях деятельности и в сфере потребления» [11].
Нами выполнен анализ взаимосвязи между человеческим капиталом и потенциалом, как видно из таблицы 1.
Основным источником дохода для большинства граждан служит их труд. Поэтому у каждого человека должна быть возможность продуктивно трудиться в достойных условиях и получать за это соответствующий доход. Тем самым становится очевидным, что развитие человеческого потенциала способствует увеличению производительности труда, вследствие чего наблюдается рост экономических показателей.
В этой связи представляется значимым при разработке региональной стратегии на этапе прогнозирования учитывать «тенденции в поведении потребителей, в уровнях жизни населения» [12, с. 385]. По мнению В. Л. Квинта, «прогнозирование и характе-ризация трудовых ресурсов и существующих производственных мощностей или же капитала» [12, с. 385] являются непременным этапом в прогнозировании внешней среды при разработке региональных прогнозов.
Человеческий потенциал на глобальном уровне
В докладе Всемирного банка «Изменение уровня благосостояния наций» (The Changing Wealth of Nations 2018) указано, что 70 % богатства составляет человеческий капитал, 25 % — материальный, 10 % — природные ресурсы. В странах со средними доходами доля природных ресурсов может достигать 25 %, в бедных — 47 %, как показано на рисунке 1. Речь идет и о том, что в странах, в которых в 1995 г. природные ресурсы составляли существенную
□ Материальный капитал
□ Человеческий капитал
□ Природные ресурсы
Рис. 1. Структура капитала, % [11] Fig. 1. Capital structure, % [11]
долю в формировании благосостояния населения, за последние 20 лет уровень дохода возрос с низкого до среднего. Такие изменения отчасти обусловлены вложением дивидендов, полученных за счет природных ресурсов, в образование и здравоохранение, что способствовало росту человеческого капитала [11].
На саммите Генеральной ассамблеи ООН, состоявшемся 25 сентября 2015 г., 193 странами — членами ООН приняты Цели в области устойчивого развития на период до 2030 г.: 17 целей, 169 задач и более 230 индикаторов. В частности, особое внимание заслуживают цели, направленные на обеспечение здорового образа жизни, всеобщего и качественного образования, возможности для всех обучения на протяжении жизни.
Оценка уровня человеческого развития
Вопрос об оценке уровня развития региона в области человеческого развития заслуживает отдельного рассмотрения. На международном уровне для такого оценивания используют среднеарифметическую сумму значений трех индексов: ожидаемой продолжительности жизни, образования и дохода в долларах США. Таким образом, получаем индекс человеческого развития (HDI), который публикуется с 1990 г. (до 2013 г. его называли индексом развития человеческого потенциала). Выборочно приведем данные в аспекте стран индекса человеческого развития, что отражено в таблице 2 [13; 14].
Из данных, приведенных в таблице 2, следует, что самый высокий индекс человеческого капитала наблюдается в Швейцарии, Скандинавских странах, США, Японии,
в ряде развитых государств Западной Европы, а также в странах СНГ. В нескольких государствах рейтинг ИЧР возрос: в Швейцарии — с 11 до 3, Дании — с 16 до 10, Финляндии — с 22 до 11, Великобритании — с 28 до 13, Беларуси — с 65 до 53, Турции — с 92 до 54. Российская Федерация (РФ), судя по рейтингу, переместилась с 66 до 52 места среди более 190 стран мира. Вместе с тем рейтинг ИЧР у Нидерландов снижен с 3 до 9, Японии — с 12 до 19, Италии — с 24 до 30.
По мнению Н. В. Зубаревич, применение ИЧР для российских регионов связано с проблемами оценки дохода [15]. В качестве одного из индикаторов дохода используется валовой региональный продукт (ВРП), который служит показателем производства, а не потребления и тем самым некорректно отражает оценку дохода.
К одной из важнейших национальных целей относится увеличение продолжительности жизни. Показатель ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) имеет значительные различия в регионах, от 64,87 лет в Чукотском автономном округе до 80,52 лет в Республике Ингушетия в 2021 г. При этом, как полагают демографы, максимально высокий показатель ОПЖ в Республике Ингушетия завышен из-за недоучета смертности. Включенный в индекс образования показатель грамотности также не является для России существенным.
Несмотря на статистические погрешности в данной области, сравнение регионов требуется в целях определения демографических тенденций и развития социальных процессов, что необходимо учитывать при формировании стратегии каждого региона.
<
со О
Таблица 2
Индекс человеческого развития (ИЧР) в 2011 и 2019 гг.
Table 2. Human Development Index (HDI) in 2011 and 2019
Рейтинг по ИЧР 2011/2019 Страна 2011 2019
1/1 Норвегия 0,943 0,957
2/8 Австралия 0,929 0,944
3/9 Нидерланды 0,910 0,944
4/17 США 0,910 0,926
9/6 Германия 0,905 0,947
10/7 Швеция 0,904 0,945
11/3 Швейцария 0,903 0,955
12/19 Япония 0,901 0,919
16/10 Дания 0,895 0,940
20/26 Франция 0,884 0,901
21/22 Словения 0,884 0,917
22/11 Финляндия 0,882 0,938
23/25 Испания 0,878 0,904
24/30 Италия 0,874 0,892
28/13 Великобритания 0,863 0,932
29/32 Греция 0,861 0,888
34/29 Эстония 0,835 0,892
38/40 Венгрия 0,816 0,854
40/34 Литва 0,810 0,882
65/53 Беларусь 0,756 0,823
66/52 Российская Федерация 0,755 0,824
68/51 Казахстан 0,745 0,825
75/61 Грузия 0,733 0,812
76/77 Украина 0,729 0,779
84/84 Бразилия 0,718 0,765
86/81 Армения 0,716 0,776
91/88 Азербайджан 0,700 0,756
92/54 Турция 0,699 0,820
101/85 Китай 0,687 0,761
102/112 Туркменистан 0,686 0,715
111/90 Молдова 0,649 0,750
115/106 Узбекистан 0,641 0,720
126/120 Кыргызстан 0,615 0,697
127/125 Таджикистан 0,607 0,668
134/131 Индия 0,547 0,645
179/188 Центральноафриканская Республика 0,343 0,397
Стратегические приоритеты развития человеческого потенциала в России
В России в аспекте развития человеческого потенциала представляет интерес вопрос проведения демографической политики. В советский период существовало несколько взглядов относительно проведения дифференцированной демографической политики. Рассмотрим три основные точки зрения.
Так, Б. Ц. Урланис и Т. В. Рябушкин выступали за необходимость проведения дифференцированной демографической политики, обосновывая свою точку зрения тем, что процессы воспроизводства в российских регионах существенно различались [16]. В. Е. Маневич, напротив, полагал принципиально ошибочным отстаивание дифференцированной демографической политики [17]. Л. Л. Рыбаковский в середине 70-х гг.
XX в. писал о том, что принцип должен быть дифференцированным, объясняя это тем, что принцип дифференциации по-разному применяется к рождаемости, смертности и миграции [18].
Нельзя не обратить внимание на роль социального стимулирования в развитии человеческого потенциала. Особенно это стало заметным при распаде Советского Союза, когда наблюдалась нехватка продуктов жизнеобеспечения населения. Как отмечал в 1994 г. В. Л. Квинт, при высоком уровне инфляции компаниям, помимо зарплаты, следует обеспечивать работников, говоря современным языком, социальным пакетом, то есть продуктами, медицинскими услугами, квартирами [19].
Среди стратегических приоритетов развития трудовых ресурсов И. В. Новикова выделяет проведение социальной политики, направленной на повышение качества труда населения, основанной на применении информационно-коммуникационных технологий [20, с. 124]. Особенно значимой в контексте развития человеческого потенциала представляется реализация данного приоритета в сфере образования, здравоохранения.
После распада СССР и ухудшения демографической ситуации, в первую очередь снижения рождаемости, внедрены определенные меры по улучшению ситуации в этой области, в том числе принят ряд документов, обусловливающих нормативно-правовое регулирование демографических процессов в регионах и их встраивание в стратегическое развитие региона. В 2007 г. принимают Концепцию демографической политики России до 2025 г. [21], в 2008 г. — Концепцию социально-экономического развития страны до 2020 г. [22], в 2012 г. утверждены меры, направленные на проведение демографической политики в России [23], в 2014 г. принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [24], в 2018 г. утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ до 2024 г. [25].
В 2020 г. определены национальные цели ®
развития России до 2030 г. [26], одной из о
которых является сохранение населения, ^
здоровье и благополучие людей. Для дости- °
жения указанной цели требуется принять I
все меры, способствующие росту числен- *
ности населения, а также повышению до 78 ^
лет ожидаемой продолжительности жизни а
к 2030 г. ™
го
При формировании целей и задач демо- £
графической политики каждого региона | следует учитывать не только имеющиеся
стратегические документы, индикативные ^
и директивные планы Правительства РФ, ^
но и основополагающие документы между- о
народного уровня: доктрины, декларации ^
со
и т. п. О
Заключение ^
По итогам проведенного анализа можно £
заключить, что сохранение и развитие т
человеческого потенциала должно просле- *
живаться во всех сферах жизни. Это об- ®
условлено тем, что, например, по мнению ^
В. Л. Квинта, главным и конечным ориен- ™
тиром всех стратегических преобразований £
является человек, создание условий для т
его интеллектуального, эмоционального х
развития и материального благополучия 5
[27, с. 290]. 2
Ключевой ориентир о том, что в качестве =г
самого важного звена выступает человек, ш качество жизни населения, необходимо принимать во внимание при принятии любого управленческого решения. Обеспечение экономического роста — приоритетная задача любого региона. Если не будут созданы условия для развития человеческого потенциала, то сделать это будет некому. Соответственно, представляется целесообразным при формировании программ и планов руководствоваться миссией, видением, целями и задачами как развития человеческого потенциала региона в целом, так и обеспечения решения насущных проблем каждого человека.
Список источников
1. Петти В. Экономические и статистические работы / пер., под ред. М. Смит. М.: Соцэкгиз, 1940. 324 с.
2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / пер. с англ. М.: Эксмо, 2016. 1056 с.
3. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т. Т. 1 / пер. с англ. М.: Прогресс; Универс, 1993. 414 с.
J
<
о
4. Shultz T. Human Capital // International Encyclopedia of the Social Sciences / ed. D. L. Sills. Vol. 6. New York: The Macmillan Co.; The Free Press, 1968. P. 67-74.
5. Лауреаты Нобелевской премии по экономике: Автобиографии, лекции, комментарии / под ред. В. В. Окрепилова. Т. 1. 1969-1982. СПб.: Наука, 2007. 478 с.
6. Becker G. S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. 1962. Vol. 70. No. 5. Pt. 2. P. 9-49. DOI: 10.1086/258724
7. Капелюшников Р. И. Сколько стоит человеческий капитал России? (препринт WP3/2012/06). М.: Высшая школа экономики, 2012. 76 с. URL: https://www.hse.ru/data/2012/10/10/ 1247084655/WP3_2012_06_f.pdf (дата обращения: 10.03.2022).
8. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / пер. с англ. М.: Высшая школа экономики, 2003. 670 c.
9. Bourdieu P. The Forms of Capital // Handbook of Theory and Research for Sociology of Education / ed. J. G. Richardson. New York: Westport, Connecticut; London: Greenwood Press, 1986. P. 241-258. URL: https://www.marxists.org/reference/subject/philosophy/ works/fr/bourdieu-forms-capital.htm (дата обращения: 10.03.2022).
10. Сен А. Об этике и экономике / пер. с англ. А. В. Малишевского. М.: Наука, 1996. 160 с.
11. Changing Wealth of Nations 2018: Building a sustainable future / eds. G.-M.Lange, Q. Wodon, K. Carey. Washington, DC: World Bank Group, 2018. 255 p. URL: https://openknowledge. worldbank.org/bitstream/handle/10986/29001/9781464810466.pdf (дата обращения: 10.03.2022).
12. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке: учеб. пособие. М.: Бизнес Атлас, 2012. 627 с.
13. Устойчивое развитие и равенство возможностей: Лучшее будущее для всех. Доклад о человеческом развитии 2011. Резюме / пер. с англ. Нью-Йорк: ПРООН, 2011. 26 с. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2011_ru_summary.pdf (дата обращения: 25.03.2022).
14. Следующий рубеж: Человеческое развитие и антропоцен. Доклад о человеческом развитии 2020. Резюме / пер. с англ. Нью-Йорк: ПРООН, 2020. 36 с. URL: http://hdr.undp.org/ sites/default/files/hdr_2020_overview_russian.pdf (дата обращения: 19.03.2022).
15. Зубаревич Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М.: Editorial URSS, 2018. 264 с.
16. Урланис Б. Ц. Проблемы динамики населения СССР. М.: Наука, 1974. 335 c.
17. Демографическая политика. М.: Статистика, 1974. 211 с.
18. Территориальные особенности народонаселения РСФСР / под ред. Л. Л. Рыбаковского. М.: Статистика, 1976. 232 с.
19. Kvint V. Don't give up on Russia // Harvard Business Review. 1994. Vol. 72. No. 2. P. 62-70.
20. Новикова И. В. Стратегическое развитие трудовых ресурсов Дальнего Востока России: монография. М.: Креативная экономика, 2019. 157 с.
21. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 // Администрация Президента России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26299 (дата обращения: 19.03.2022).
22. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в ред. от 28.09.2018) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 19.03.2022).
23. О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации: указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 // Администрация Президента России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35270 (дата обращения: 19.03.2022).
24. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: https://base.garant. ru/70684666/ (дата обращения: 19.03.2022).
25. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года: утв. Правительством РФ 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_ 307872/ (дата обращения: 19.03.2022).
26. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // Администрация Президента России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 19.03.2022).
27. Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. C. 290-299. DOI: 10.17073/2072-1633-2020-3-290-299
References
1. Petty W. The economic writings of Sir William Petty together with the Observations upon the bills of mortality more probably by captain John Graunt. Cambridge: Cambridge University Press; 1899. 422 p. (Russ. ed.: Petty W. Ekonomicheskie i statisticheskie raboty. Moscow: Sotsekgiz; 1940. 324 p.).
2. Smith A. An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations. London: Methuen & Co., Ltd.; 1904. 1152 p. (Russ. ed.: Smith A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogat-stva narodov. Moscow: Eksmo; 2016. 1056 p.).
3. Marshall A. Principles of economics. London: Macmillan and Co.; 1920. 627 p. (Russ. ed.: Marshall A. Printsipy ekonomicheskoi nauki (in 3 vols.). Vol. 1. Moscow: Progress; Univers; 1993. 414 p.).
4. Shultz T. Human capital. In: Sills D.L. ed. International encyclopedia of the social sciences. Vol. 6. New York: The Macmillan Co.; The Free Press; 1968:67-74.
5. Okrepilov V.V., ed. Nobel laureates in economics: Autobiographies, lectures, commentaries. Vol. 1. 1969-1982. St. Petersburg: Nauka; 2007. 478 p. (In Russ.).
6. Becker G.S. Investment in human capital: A theoretical analysis. Journal of Political Economy. 1962;70(5. Pt. 2):9-49. DOI: 10.1086/258724
7. Kapeliushnikov R. Russia's human capital: What is its value? HSE Working Paper WP3/2012/06. Moscow: HSE Publ.; 2012. 76 p. URL: https://www.hse.ru/data/2012/10/10/1247084655/ WP3_2012_06_f.pdf (accessed on 10.03.2022). (In Russ.).
8. Becker G.S. The economic approach to human behavior. Chicago: University of Chicago Press; 1978. 320 p. (Russ. ed.: Becker G.S. Chelovecheskoe povedenie: ekonomicheskii pod-khod. Izbrannye trudy po ekonomicheskoi teorii. Moscow: HSE Publ.; 2003. 670 p.).
9. Bourdieu P. The forms of capital. In: Richardson J.G., ed. Handbook of theory and research for sociology of education. New York, Westport, CT: Greenwood Press, Inc.; 1986:241-258. URL: https://www.marxists.org/reference/subject/philosophy/works/fr/bourdieu-forms-capital.htm (accessed on 10.03.2022).
10. Sen A. On ethics and economics. Oxford, New York: Basil Blackwell; 1987. 131 p. (Russ. ed.: Sen A. Ob etike i ekonomike. Moscow: Nauka; 1996. 160 p.).
11. Lange G.-M., Wodon Q., Carey K., eds. Changing wealth of nations 2018: Building a sustainable future. Washington, DC: World Bank Group; 2018. 255 p. URL: https://openknowledge. worldbank.org/bitstream/handle/10986/29001/9781464810466.pdf (accessed on 10.03.2022).
12. Kvint V.L. The global emerging market: Strategic management and economics. Moscow: Business Atlas; 2012. 627 p. (In Russ.).
13. Sustainability and equity: A better future for all. Human development report 2011. Summary. New York: United Nations Development Programme; 2011. 26 p. URL: https://hdr.undp. org/sites/default/files/hdr_2011_en_summary.pdf (accessed on 25.03.2022).
14. The next frontier: Human development and the Anthropocene. Human development report 2020. Overview. New York: United Nations Development Programme; 2020. 36 p. URL: https://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2020.pdf (accessed on 19.03.2022).
15. Zubarevich N.V. Social development of Russian regions: Problems and trends in the transition period. Moscow: Editorial URSS; 2018. 264 p. (In Russ.).
16. Urlanis B.Ts. Problems of population dynamics in the USSR. Moscow: Nauka; 1974. 335 p. (In Russ.).
17. Demographic policy. Moscow: Statistika; 1974. 211 p. (In Russ.).
18. Rybakovskii L.L., ed. Territorial features of the population of the RSFSR. Moscow: Statistika; 1976. 232 p. (In Russ.).
19. Kvint V. Don't give up on Russia. Harvard Business Review. 1994;72(2):62-70.
20. Novikova I.V. Strategic development of labor resources in the Russian Far East. Moscow: Kreativnaya ekonomika; 2019. 157 p. (In Russ.).
21. On the approval of the Concept of the demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025. Decree of the President of the Russian Federation of October 9, 2007 No. 1351. Official website of the Administration of the President of Russia. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/26299 (accessed on 19.03.2022). (In Russ.).
22. On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020. Decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r (as amended on September 28, 2018). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/ (accessed on 19.03.2022). (In Russ.).
23. On measures to implement the demographic policy of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 No. 606. Official website of the Administration of the President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35270 (accessed on 19.03.2022). (In Russ.).
24. On strategic planning in the Russian Federation. Federal law of June 28, 2014 No. 172-FZ. URL: https://base.garant.ru/70684666/ (accessed on 19.03.2022). (In Russ.).
< CO
O
g 25. Main activities of the Government of the Russian Federation for the period up to 2024.
1 Approved by the Government of the Russian Federation on September 29, 2018 No. 8028p-§ P13. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ (accessed on w 19.03.2022). (In Russ.).
26. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030. v Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474. Official website
2 of the Administration of the President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ ° bank/45726 (accessed on 19.03.2022). (In Russ.).
27. Kvint V.L. Theoretical basis and methodology of strategizing of the private and public sec-cd tors of the Kuzbass region as a medial subsystem of the national economy. Ekonomika K promyshlennosti = Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(3):290-299. (In Russ.). Ej DOI: 10.17073/2072-1633-2020-3-290-299
| Сведения об авторе
Инесса Витальевна Генчикова
соискатель1, заместитель директора Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения2
1 Высшая школа государственного администрирования МГУ имени М. В. Ломоносова
119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 61
2 Министерство здравоохранения Российской Федерации
127994, Москва, Рахмановский пер., д. 3/25
Поступила в редакцию 04.05.2022 Прошла рецензирование 23.05.2022 Подписана в печать 08.06.2022
Information about Author
Inessa V. Genchikova
applicant1, deputy director of the Department of Monitoring, Analysis and Strategic Development of Healthcare2
1 Graduate School of Public Administration Moscow State University M. V. Lomonosov
1, bldg. 61, Leninskiye Gory, Moscow 119991, Russia
2 Ministry of Healthcar of Russian Federation
3/25 Rakhmanovskiy Lane, Moscow 127994, Russia
Received 04.05.2022 Revised 23.05.2022 Accepted 08.06.2022
Конфликт интересов: автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Conflict of interest: the author declares no conflict of interest related to the publication
of this article.