Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СТРАТЕГИЯХ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ'

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СТРАТЕГИЯХ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИИ / РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Генчикова И.В.

Даются определения человеческого капитала, человеческого потенциала и стратегического развития региона. Систематизированы цели, задачи и приоритетные направления в части развития человеческого потенциала в утверждённых и разрабатываемых региональных стратегиях социально-экономического развития. Предметом анализа является использование основных направлений развития человеческого потенциала при формировании региональных стратегий России. Описан метод OTSW-анализа, определяющий факторы внутренних и внешних условий развития региона и разграничивающий их по группам. В статье использована методология стратегирования доктора экономических наук, профессора B. Л. Квинта. Выявлены недостатки при формировании региональных стратегий, снижающие эффективность их реализации. Проведённый анализ показал отсутствие единой методологии, необходимой для формирования стратегии. Предлагаются основные положения при формировании региональных стратегий в части развития человеческого потенциала в сфере здравоохранения, включая цели, задачи, приоритетные направления, результаты и основные этапы их реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HUMAN POTENTIAL IN THE STRATEGIES OF RUSSIAN REGIONS

Definitions of human capital, human potential and strategic development of a region are given in the article. The author systematizes the goals, objectives and priority areas in terms of human development in the approved regional strategies-in-development for social and economic growth. The use of the main fields of human development in the formation of regional strategies in Russia is the subject of the analysis. The method of OTSW-analysis is described, which allows to determine the factors of internal and external conditions for the development of a region and categorize them. The author uses the methodology of strategizing by Doctor of Economics, Professor V. L. Kvint. Flaws are revealed in the formation of regional strategies that reduce the effectiveness of their implementation. The above analysis showed the absence of a unified methodology necessary for the formation of a strategy. The main provisions are proposed for the advancement of regional strategies in terms of human development in the health sector, including goals, objectives, priority areas, results and main stages of their implementation

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СТРАТЕГИЯХ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ»

И. В. Генчикова1

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СТРАТЕГИЯХ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Даются определения человеческого капитала, человеческого потенциала и стратегического развития региона. Систематизированы цели, задачи и приоритетные направления в части развития человеческого потенциала в утверждённых и разрабатываемых региональных стратегиях социально-экономического развития. Предметом анализа является использование основных направлений развития человеческого потенциала при формировании региональных стратегий России. Описан метод OTSW-анализа, определяющий факторы внутренних и внешних условий развития региона и разграничивающий их по группам. В статье использована методология стратегирования доктора экономических наук, профессора В. Л. Квинта. Выявлены недостатки при формировании региональных стратегий, снижающие эффективность их реализации. Проведённый анализ показал отсутствие единой методологии, необходимой для формирования стратегии. Предлагаются основные положения при формировании региональных стратегий в части развития человеческого потенциала в сфере здравоохранения, включая цели, задачи, приоритетные направления, результаты и основные этапы их реализации. Ключевые слова: человеческий потенциал, стратегии, российские регионы, стратегическое планирование.

DOI: 10.37930/1990-9780-2022-1-71-155-162 УДК 330.352

Введение

Анализ различных аспектов человеческого потенциала и человеческого капитала выполнен в работах У Петти, А. Смита, А. Маршалла, Т. Шульца, Г. Беккера, П. Бурдье [1-7], Р. И. Капелюшникова, В. Л. Макарова [8, 9].

По мнению Р. И. Капелюшникова, человеческий капитал включает в себя знания, навыки и способности, используемые человеком в производственных и личных целях [8, с. 6]. Созданию теории человеческого потенциала при определении роли человека в экономике способствовало выявление личных человеческих качеств. А. Сен рассматривал расширение свободы как возможность развития. Он считал, что увеличение возможностей для выбора и снятие ограничений положительно отразятся на деятельности человека [10].

1 Инесса Витальевна Генчикова, заместитель директора департамента Минздрава России, соискатель ВШГА МГУ им. М. В. Ломоносова (119991, РФ, Москва, ул. Колмогорова, 1), e-mail: inessa_gench@mail.ru

Человеческий потенциал рассматривается как накопленный популяцией резерв здоровья, знаний, профессиональной и творческой деятельности, реализуемый в общественной и личной жизни2.

Анализ стратегий и/или проектов стратегий российских регионов

В последнее время прослеживаются попытки увязать развитие демографической ситуации в России с территориальным планированием и стратегическим развитием субъектов Российской Федерации.

Социальному развитию регионов посвящены труды Н. В. Зубаревич, Т. О. Дюки-ной, Н. Ю. Лукьяновой, Ю. Н. Свинуховой [12-13] и других авторов.

Благодаря интенсивному развитию информационных технологий актуальная информация о мероприятиях различных направлений развития регионов, включая научно-образовательный потенциал, здравоохранение и социальную защиту населения России, размещается на портале РИА «Новости регионов России»3.

Как отмечает И. В. Новикова, с развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) интересы человека и его поведение существенно меняются. Работник в своё рабочее время имеет возможность выполнять задания другого работодателя [14, с. 183]. В связи с этим требуется создание комплексной системы мотивации, способствующей реализации стратегических целей как региона, так и отдельно взятого предприятия.

Поскольку развитие и сохранение человеческого потенциала, проведение демографической политики неразрывно связаны с развитием социальной сферы (в первую очередь образования, науки и здравоохранения), а также сферы услуг и жилищно-коммунального хозяйства; непосредственно зависят от уровня доходов и занятости, планирования регионального бюджета, необходимо рассматривать эту сферу в совокупности с другими областями развития региона. Данное утверждение находит отражение в формировании и реализации стратегии социально-экономического развития каждым субъектом Российской Федерации.

По мнению В. Л. Квинта, стратегия представляет собой результат анализа текущей ситуации, прогнозов будущих условий и требует стратегического мышления, глубоких знаний и интуиции [15, с. 353].

В российском законодательстве отмечено, что региональная стратегия социально-экономического развития определяет цели, задачи и приоритеты управления регионом на длительное время (более 6 лет)4.

Через три года после принятия вышеуказанного федерального закона были разработаны Методические рекомендации, предусматривающие этапы разработки, корректировки региональной стратегии и плана, включающего мероприятия по её реализации5. В рамках исследования нами проведён анализ утверждённых стратегий и/или проектов региональных стратегий социально-экономического развития.

2 The Changing Wealth of Nations. 2018. URL: https://www.eg- online.ru/article/365267/ (дата обращения: 10.03. 2021).

3 Портал РИА «Новости регионов России» https://regioninformburo.ru/ Сводный обзор 2020: «Развитие регионов России - сила государства!» https://regioninformburo.ru/category/ society/ (дата обращения: 12.04. 2021).

4 Федеральный закон 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

5 Приказ Минэкономразвития России 23.03.2017 № 132 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации».

Отмечено, что только в двух из 85 регионов (в Москве и Тульской области) отсутствуют утверждённые стратегии (есть только проекты стратегий). В 15 из 83 регионов, в которых приняты стратегии, разработаны новые проекты стратегий (Алтайский край, Волгоградская, Иркутская, Ивановская, Костромская, Кировская, Курганская, Магаданская, Омская, Псковская, Свердловская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республики Карелия, Удмуртия и Чечня).

По результатам анализа удалось выявить препятствия, снижающие эффективность стратегических документов регионов.

При формировании стратегических документов, направленных на развитие человеческого потенциала региона, не всегда отмечается взаимосвязь как со стратегическими и территориальными документами Российской Федерации, так и с международными. Зачастую отсутствует анализ текущего состояния в области человеческого потенциала и современной демографической политики. Смешиваются понятия цели, задачи и приоритетные направления.

В. Л. Квинт считает, что при разработке региональной стратегии важно выявить конкурентные преимущества и наметить приоритеты развития. Основной целью стратегии должно быть развитие социально-экономической системы, способствующее повышению качества жизни человека [16].

По мнению В. В. Каюкова и Ю. Л. Мельчаковой, существует прямая зависимость экономических параметров от демографических: на процесс производства и распределения производимых обществом благ существенное влияние оказывает возрастно-по-ловой состав населения. Следовательно, на экономику прямо влияют демографические проблемы [17]. В стратегиях в лучшем случае отражена текущая демографическая обстановка, но далеко не всегда показаны изменения параметров численности и естественного движения населения, включающего показатели рождаемости, смертности, а также половозрастной структуры населения и миграционного движения. То есть -зачастую отсутствуют элементы прогнозирования.

Не всегда отражены показатели (индикаторы) как текущего состояния, так и планируемые. Включение показателей весьма важно - они являются сигнальными точками достижения национальных целей развития Российской Федерации6 как на промежуточном этапе (что позволяет корректировать план реализации стратегии), так и на конечном.

Для улучшения демографической ситуации необходимо выполнить анализ текущей ситуации: тенденции рождаемости, смертности, состояния здоровья населения, а также причины и направления миграционных потоков. По результатам анализа следует определить задачи и приоритетные направления. Итогом должна стать разработка программы действий. Правильность выбора приоритетов и разработки плана конкретных мероприятий на краткосрочный и долгосрочный периоды во многом зависят от степени детализации.

На основе документов стратегического планирования регионов предлагается анализ основных положений, которые должны учитывать демографические тенденции и их развитие при формировании стратегии социально-экономического развития каждого субъекта Федерации.

Один из основоположников создания методологии разработки стратегий В. Л. Квинт использует не общепринятый SWOT-анализ, а метод ОТБ'^анализа, согласно которо-

6 Указ Президента Российской Федерации 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

му сначала рассматривают возможности и угрозы и в зависимости от них выявляют сильные и слабые стороны. По мнению В. Л. Квинта, необходимо оперативно использовать новые возможности и непредсказуемые обстоятельства, способствующие развитию региона [15, с. 387]. Проанализировав 85 утверждённых стратегий (или проектов) субъектов Российской Федерации, отметим, что только 53 региона (62,3 % от всех стратегий) использовали SWOT-анализ, 32 (37,7 %) использовали его частично или не использовали вовсе и лишь в двух стратегиях (Санкт-Петербурга и Кемеровской области - Кузбасса) применяется метод OTSW-анализа.

Анализ показал, что при составлении стратегии социально-экономического развития наибольшим числом регионов были учтены текущие показатели и тенденции последних 3.. .5 лет.

Показатели численности населения и естественного движения приводят 78 регионов, пять из них отразили в стратегиях менее актуальные данные (показатели 8.. ,11-лет-ней давности). Показатели рождаемости и смертности учли в своих стратегиях 70 регионов, половозрастной структуры населения - 58, миграционного движения - 74 региона.

В разделе «Вызовы и угрозы» 60 регионов отметили процесс старения населения и столько же - отток квалифицированных кадров из региона; 45 субъектов отмечают увеличение нагрузки на трудоспособное население, в большинстве случаев связанное со старением населения. Снижение уровня образования в различной степени фиксируют 25 регионов. Показатель роста/снижения доходов населения и уровня бедности частично или полностью включён в стратегии 60 регионов.

Таким образом, приведённый анализ показал отсутствие единой методической платформы, необходимой для формирования стратегии.

Предложения по учёту развития человеческого потенциала при формировании стратегий регионов в сфере здравоохранения

При формировании стратегии предлагается выделить следующие разделы в части развития человеческого потенциала и демографической ситуации в целом:

1. Текущее современное состояние, тенденции последних 3.5 лет.

2. Вызовы и угрозы (например, постарение населения).

3. Цели и задачи региона должны корреспондироваться с национальными целями и задачами.

Цели стратегии в развитии человеческого потенциала - рост численности населения, продолжительности жизни и снижение смертности.

Задачи (в качестве примера): обеспечить условия для повышения доступности и качества медицинской помощи; профилактические меры по предупреждению заболеваний; совершенствование системы контроля и надзора в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (актуально при неблагоприятной эпидемиологической ситуации, обусловленной новой коронавирусной инфекцией).

4. Приоритеты:

• создание мотивации населения к ведению здорового образа жизни, особенно в детском и трудоспособном возрасте;

• обеспечение оптимальной транспортной доступности медицинской помощи для населения, включая жителей труднодоступных населённых пунктов;

• обеспечение качественной и своевременной медицинской помощи пациентам с неинфекционными заболеваниями, в первую очередь с патологией сердечно-сосудистой системы и страдающим онкологическими заболеваниями;

• совершенствование мер по укреплению здоровья работающего населения, включая предупреждение развития профессиональных заболеваний.

5. Механизмы реализации (на примере реализации конкретной региональной стратегии социально-экономического развития, приоритетных национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография», утверждённых 24 декабря 2018 г.). В проект «Здравоохранение» включены 8 федеральных проектов, наиболее важными из них, по нашему мнению, являются проекты, направленные на совершенствование системы первичного звена здравоохранения; предупреждение, выявление и лечение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний; улучшение здоровья детей, сокращение младенческой и детской смертности; укрепление кадрового состава и развитие цифро-визации отрасли.

Цели проекта «Демография» - увеличение численности граждан, ведущих здоровый образ жизни, и рост до 67 лет ожидаемой продолжительности здоровой жизни. Структуру данного проекта составляют 5 федеральных проектов, наиболее значимым из них является проект, направленный на поддержку семей при рождении детей. Реализация проекта позволит внедрить к 2024 г. финансовый механизм, способствующий созданию благоприятных условий жизнедеятельности для семей с детьми; минимизации последствий изменения материального положения семьи в связи с появлением детей. Мероприятия другого проекта, связанные с укреплением здоровья на производстве, в длительной перспективе обеспечат уменьшение случаев временной нетрудоспособности; приведут к снижению бедности и повышению доходов населения. С учётом старения населения реализуется проект, направленный на создание к 2024 г. условий для улучшения качества жизни пожилых людей, способствующий активному долголетию и мотивации к ведению здорового образа жизни.

6. Результаты и основные этапы реализации стратегии. В результате реализации проектов «Здравоохранение» и «Демография» к 2024 г. планируется снизить смертность населения в трудоспособном возрасте, младенческую, а также смертность от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. При этом линейка показателей рассчитывается для каждого региона индивидуально с учётом тенденций и прогнозов численности населения.

К 2030 г. планируется обеспечить рост продолжительности жизни до 78 лет (в 2018 г. - 72,9 года).

7. Мониторинг и контроль за реализацией стратегии, её корректировка при необходимости осуществляются уполномоченными органами в регионе. По мнению В. Л. Квинта, мониторинг показателей обеспечивает возможность выполнения корректирующих действий [18, с. 9].

Заключение

При разработке региональных стратегий социально-экономического развития необходимо руководствоваться принципами, обеспечивающими приоритет национальных интересов России, соблюдение баланса интересов, нацеленных на достижение наилучших результатов с применением всех необходимых мер, с учётом ресурсных возможностей и «обязательным применением индикаторов оценки», ставящих во главе человека и знание социально-экономического развития [19, с. 290, 291].

Важнейшим, по мнению В. Л. Квинта, являются сбалансированные ресурсы и достижимые цели [20, с. 60].

Вместе с тем проведённый анализ показал, что в целом, несмотря на то, что в названии стратегий фигурирует социально-экономическое развитие, социальный аспект в них зачастую слабо выражен. В ряде регионов при разработке стратегии отсутствует

понимание, что самыми важными являются человек и качество жизни населения. Безусловно, обеспечение экономического роста важно для любого региона, но без создания условий для развития человеческого потенциала сделать это будет просто некому. Соответственно представляется целесообразным при формировании стратегий руководствоваться миссией, видением, целями и задачами с учётом развития человеческого потенциала в регионе в целом и решения насущных проблем каждого человека.

Список литературы

1. Петти, В. Экономические и статистические работы / В. Петти. - М.: Соцэкгиз, 1940. -

324 с.

2. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М.: Экс-мо, 2016. - 168 с.

3. Маршалл, А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. - М., 1993. - 401 с.

4. Schultz Theodore William / Investingin People: The Economics of Population Quality. Berkeley: University of California Press. 1981. P. 173.

5. Becker G. Crime and Punishment: An Economic Approach. «Journal of Political Economy». 1968. vol. 76. №. 2.

6. Беккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход / Г. Беккер. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 336 с.

7. Bourdieu P. The Forms of Capital // Handbook of Theory and Research for Sociology of Education / ed. J. G. Richardson. New York: Westport, Connecticut, London: Greenwood Press. 1986. P. 241-258.

8. Капелюшников, Р. И. Сколько стоит человеческий капитал России? / Р. И. Капелюшни-ков. - М.: Высшая школа экономики, 2012. - 76 с.

9. Макаров, В. Л. Проблемы оценки и измерения человеческого капитала в образовании и науке / В. Л. Макаров. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 240 с.

10. Сен, А. Об этике и экономике / А. Сен. - М.: Наука, 1996. - 160 с.

11. Зубаревич, Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода / Н. В. Зубаревич. - М.: ЛЕНАНД, 2018. - 264 с.

12. Дюкина, Т. О. Оценка социально-экономического развития регионов России: инвентаризация подходов / Т. О. Дюкина, Н. Ю. Лукьянова // Вестник Балтийского федерального ун-та им. Э. Канта. - 2018. - №. 2. - С. 61-69.

13. Свинухова, Ю. Н. Социальное развитие региона: теоретико-методологические аспекты / Ю. Н. Свинухова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - С. 254-262. URL: http://е-koncept.ru/2018/183052.htm (дата обращения: 12.04. 2021).

14. Новикова, И. В. Стратегическое управление трудовыми ресурсами предприятия в индустрии 4.0 / И. В. Новикова // Экономическое возрождение России. - 2019. - № 3 (61). - С. 181-184.

15. Квинт, B. JI. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке / B. JI. Квинт. - М.: Бизнес Атлас, 2012. - 626 с.

16. Квинт, B. Л. Стратегирование в России и мире: ставка на человека / B. Л. Квинт // Экономика и управление. - 2014. - № 11. - С. 15-17.

17. Каюков, В. В. Взаимосвязь демографических процессов с состоянием экономики / В. В. Каюков, Ю. Л. Мельчакова // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 177-180.

18. Квинт, В. Л. Роль качества в зарождении и развитии глобального формирующегося рынка / В. Л. Квинт, В. В. Окрепилов // Экономика и управление. - 2011. - № 5. - С. 3-21.

19. Квинт, B. Л. Стратегирование транформации общества: знание, технологии, нооно-мика / B. Л. Квинт, С. Д. Бодрунов. - СПб.: ИНИР им. С. Ю. Витте, 2021. - 351 с.

20. Квинт, В. Л. Глобальный формирующийся рынок - влияние на стратегию России и стратегическое развитие российских компаний / В. Л. Квинт // Эффективное антикризисное управление. - 2012. - № 3 (72). - С. 50-61.

References

1. Petty W. (1940) Writings in Economy and Statistics. M.: Sotsekgiz [State Social and Economic Publishing House]. 324 p.

2. Smith A. (2016) An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Moscow: Eksmo. 168 p.

3. Marshall A. (1993) Principles of Economics. Moscow. 401.

4. Schultz Theodore William (1981) Investing in People: The Economics of Population Quality. Berkeley: University of California Press, p. 173.

5. Becker G. (1968) Crime and Punishment: An Economic Approach. «Journal of Political Economy», vol. 76. №. 2.

6. Becker G. (2003) The Economic Approach to Human Behavior. M.: Higher School of Economics, 336 p.

7. Bourdieu P. The Forms of Capital (1986) Handbook of Theory and Research for Sociology of Education / ed. J. G. Richardson. New York: Westport, Connecticut, London: Greenwood Press, pp.241-258.

8. Kapelyushnikov, R.I. (2012). Skol'ko stoit chelovecheskii kapital Rossii? [How much is the human capital of Russia?]. M.: Higher School of Economics, 76 p.

9. Makarov V. L. (2014) Problems of Evaluation and Measurement of Human Capital in Education and Science: Collective Monograph. M.; СПб.: Nestor-Istoriya [Nestor-History]. 240 p.

10. Sen A. (1996) On Ethics and Economics. M.: Nauka [Science]. 160 p.

11. Zubarevich N. V. (2018) Social Development of Russian Regions: Problems and Trends of Transition Period. M.: LENAND. 264 p.

12. Dyukina T., Lukyanova N. (2018) Otsenka sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii: inventarizatsiya podkhodov [Assessment of the Socio-economic Development of Russian Regions: An Overview of Approaches]. IKBFU's Vestnik, №. 2. pp. 61-69.

13. Svinukhova Y. N. (2018) Sotsial'noye razvitiye regiona: teoretikometodologicheskiye aspekty [Social Development of a Region: Theoretical and Methodological Aspects]. Scientific-methodological electronic journal "Koncept", № 9 (September), pp. 254-262. URL: http://е-koncept. ru/2018/183052.htm (Access date: 12.04.2021).

14. Novikova I. V. (2019) Strategic Enterprise Resource Management in Industry 4.0. Economic Revival of Russia, № 3 (61). pp. 181-184 (Access date: 19.04. 2021).

15. Kvint V. L. (2012) Strategic Management and Economy in the Global Emerging Market. Moscow: Business. Atlas. 626 p.

16. Kvint V. L. (2014) [Strategic Planning in Russia and the World: Importance of Human Interactions]. Economics and Management, № 11. pp. 15-17.

17. Kayukov, V. V., Melchakova, Y. L. (2014) The Relationship of Demographic Processes

with the State of the Economy. Economics, Management, Finance: Proceedings of the III International Conference. Perm: Mercury. pp. 177-180.

18. Kvint V. L., Okrepilov V. V. (2011) Rol' kachestva v zarozhdenii i razvitii global'nogo formiruyushchegosya rynka [The Role of Quality in the Birth and Development of Global Emerging Market]. Economics and Management, № 5. pp. 3-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Kvint V. L., Bodrunov S. D. (2021) Strategizing Societal Transformation: Knowledge, Technologies, Noonomy. St. Petersburg: S.Y. Witte INID. 351 p.

20. Kvint V. L. Global'nyy formiruyushchiysya rynok - vliyaniye na strategiyu Rossii i strategicheskoye razvitiye rossiyskikh kompaniy [Global Emerging Market - Influence on Russia's Strategy and Strategic Development of Russian Companies]. Effective Crisis Management, № 3 (72). pp. 50-61.

I. V. Genchikova7. Development of human potential in the strategies of Russian regions.

Definitions of human capital, human potential and strategic development of a region are given in the article. The author systematizes the goals, objectives and priority areas in terms of human development in the approved regional strategies-in-development for social and economic growth. The use of the main fields of human development in the formation of regional strategies in Russia is the subject of the analysis. The method of OTSW-analysis is described, which allows to determine the factors of internal and external conditions for the development of a region and categorize them. The author uses the methodology of strategizing by Doctor of Economics, Professor V. L. Kvint. Flaws are revealed in the formation of regional strategies that reduce the effectiveness of their implementation. The above analysis showed the absence of a unified methodology necessary for the formation of a strategy. The main provisions are proposed for the advancement of regional strategies in terms of human development in the health sector, including goals, objectives, priority areas, results and main stages of their implementation.

Keywords: human potential, strategies, Russian regions, strategic planning.

7 Inessa V. Genchikova, Deputy Director of the Department of the Ministry of Healthcare of Russia, Candidate in Higher School of State Audit of MSU (1 Kolmogorova Street, Moscow, 119991, Russia), e-mail: inessa_gench@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.