DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN AN INNOVATIVE ECONOMY
1 2 Abdurakhmanov K.Kh. , Gаfurzhаnova S.А. (Republic of Uzbekistan)
1Abdurakhmanov Kalandar Khodjaevich - Academician of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan, Doctor of
Economics, Professor; 2Gafurzhanova Saidakhon Amirtemirxon qizi- Scientific Competitor, DEPARTMENT OF LABOR ECONOMICS AND MANAGEMENT, TASHKENT BRANCH RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS NAMED AFTER G. V. PLEKHANOV,, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the development of human capital, namely, increasing its role in the formation of an innovative economy, labor and employment. The study is relevant in that the development of human capital and the development of innovations are provided by general legislative, institutional and social conditions, which is due to the global trend, when the development of the economy is determined by modern knowledge and innovations. The role of universities today is changing dramatically: they are moving from a closed system that provides four years of education to an open system based on cooperation that promotes the socialization of a person and develops the necessary skills in him. The article concludes that the theory of human capital accumulation considers education as the transfer of information and knowledge to new generations. The strategic need of the economy for a new class of personnel makes the principle of systematic reform of the education sector a priority.
Keywords: human capital, education, science, youth, preschool, school and higher education, labor market, employment.
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ИННОВАЦИОННОЙ
ЭКОНОМИКЕ 1 2 Абдурахманов К.Х. , Гафуржанова С.А.-Т. (Республика Узбекистан)
1Абдурахманов Каландар Ходжаевич - Академик АН Республики Узбекистан, доктор экономических наук,
профессор;
2Гафуржанова Саида Амир-Темур кизи - соискатель, кафедра экономики труда и управления, Ташкентский филиал Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается развитие человеческого капитала, а именно, повышение его роли в формировании инновационной экономики, труда и занятости. Исследование актуально тем, что развитие человеческого капитала и развитие инноваций обеспечиваются общими законодательными, институциональными и социальными условиями, что обусловлено глобальной тенденцией, когда развитие экономики определяется современными знаниями и инновациями. Роль вузов сегодня кардинально меняется: они переходят от закрытой системы, обеспечивающей четырехлетнее обучение, к открытой, основанной на сотрудничестве, способствующей социализации человека, развивающей в нем необходимые навыки. В статье сделан вывод, что теория накопления человеческого капитала рассматривает образование как передачу информации и знаний новым поколениям. Стратегическая потребность экономики в новом классе кадров делает принцип планомерного реформирования сферы образования приоритетным. Ключевые слова: человеческий капитал, образование, наука, молодежь, дошкольное, школьное и высшее образование, рынок труда, занятость.
Пробелы в ключевых навыках развития человеческого капитала в мире до сих являются востребованными, так как в будущем предстоит всеобщая трансформация требований к сотрудникам во всех индустриях. По мнению работодателей, наиболее востребованными навыками будущего во всем мире, которые станут обязательными к 2025 году, являются: критическое мышление и анализ, независимость и тайм-менеджмент, активное и непрерывное обучение, стрессоустойчивость, гибкость и способность адаптироваться к новым условиям. По оценкам компаний, около 40,0% работников во всем мире будут нуждаться в переподготовке в течение 6 месяцев или раньше. 94,0% руководителей компаний ожидают, что сотрудники будут обучаться новым навыкам на работе [7].
Теория человеческого капитала открывает нам возможность экстраполировать сложившиеся в западной экономической науке подходы и адаптировать те аспекты, которые наиболее соответствуют реальным тенденциям в сфере управления человеческим капиталом, а именно, повышению его роли в формировании инновационной экономики труда и занятости. Исследование актуально тем, что развитие человеческого капитала и развитие инноваций обеспечиваются общими законодательными, институциональными и социальными условиями, что обусловлено глобальной тенденцией, когда развитие экономики определяется современными знаниями и инновациями [2].
В годы независимости забота о молодежи возведена в ранг государственной политики. С учетом того, что в настоящее время более 60,0% населения страны составляют юноши и девушки, принимаются комплексные меры, направленные на гарантирование государством их жизненных интересов.
Исследование показало, что молодежь уверена в том, что человеческий потенциал может быть реализован, в первую очередь, за счет повышения уровня его образования. Рыночная экономика ставит свои условия: образование гарантирует высокую зарплату, карьерный рост, материальный достаток и финансовую стабильность. Образование ценится постольку, поскольку оно приносит доход и повышает статус. Молодежь понимает, что для того, чтобы быть конкурентоспособными и востребованными на рынке труда, необходимо получить хорошее образование, добиться успеха в своей профессиональной деятельности, почувствовать уверенность в себе в обществе и сформировать новые стратегии для достижения новых целей.
В этом смысле проблема молодежи в Узбекистане является одним из приоритетных направлений государственной политики. От того, насколько высоким будет доход от этого, зависит то, насколько большое внимание будет уделяться всесторонней поддержке молодежи, воспитанию психически зрелого и физически здорового молодого поколения, защите их прав и интересов. В нашей стране создана солидная правовая база для защиты прав и интересов молодежи, создания необходимых условий и возможностей, и сегодня эта система совершенствуется, исходя из требований времени. Принято более 40 нормативно-правовых документов, касающихся молодежи, ратифицировано более 30 международно-правовых документов.
В частности, неблагоприятное социально-экономическое положение родителей во время беременности приводит к ухудшению условий рождения их детей. В свою очередь, эти неблагоприятные исходы родов отрицательно сказываются на когнитивном развитии детей, здоровье и накоплении человеческого капитала, а также на здоровье и экономическом статусе взрослых. Затем эти эффекты передаются следующему поколению, когда дети становятся взрослыми и заводят собственных детей. Взаимосвязь развития человеческого капитала и общества носит многоуровневый характер и отражается в каждом его элементе. (табл. 1).
Инновационный подход к пониманию значению человеческого капитала в формировании инновационной экономики учитывает его структурные элементы во взаимосвязи и взаимодействии, а также их влияние на общество и экономику.
Таблица 1. Взаимосвязь развития человеческого капитала и общества
Элементы общества Элементы человеческого капитала Индивид Предприятие Государство
Воспитание и образование Получение дохода и удовлетворенности -моральной и материальной Качество человеческих ресурсов - ответственность, дисциплина, качество выполняемых работ Развитие современного гражданского общества, рост спроса и затрат на образование
Навыки и опыт Карьерный рост, Самореализация, повышение уровня и качества жизни Рост производительности труда, формирование корпоративных ценностей, наставничество, имидж и прибыль Совершенствование структуры и конъюнктуры рынка труда, увеличение доходов госбюджета за счет налогообложения
Здоровье и физическая подготовка Повышение конкурентоспособност и и трудоспособности индивида, стрессоустойчивости Снижение сбоев в производственном цикле, текучести кадров, повышение конкурентоспособности предприятия Инвестиции в развитие здравоохранения, спорта и физкультуры
Внутренняя мотивация и целевые установки Стремление к достижению индивидуальных целей, осознанное планирование личной жизненной траектории Баланс корпоративных целей, применение современных инструментов мотивации на основе КР1, повышение качества командной работы Стимулирование развития предпринимательства, поддержка малого бизнеса, повышение доступности образовательных услуг, инвестиции в здравоохранение
Предприимчивость Экономическая активность, поиск идей для стартапа и их реализация, организация собственного дела, Эффективный менеджмент, стратегический подход, успешная реализация проектов, устойчивая конкурентоспособность Привлечение иностранных и частных инвестиций в экономику, поддержка стартапов, стимулирование проектного подхода
Инновационные способности Способность генерировать полезные идеи, инициировать их, создавать новшества Формирование инновационной среды как конкурентного преимущества в виде уникальных товаров и технологий Формирование инновационной экономики
Сегодня важно не только определить компетентностные характеристики как основу для систематизации бизнес-процессов, но и учитывать влияние некогнитивных компетенций как совокупности характеристик поведенческого аспекта, составляющих систему субъективных целей, а отношения иногда могут разрушить положительные тенденции, если их не регулировать.
По данным ЮНЕСКО, охват высшим образованием в мире вырос с 18,0% в 2000 году до 40,0% в 2020-м, а в Центральной Азии - с 22,0% до 35,0% за последние 20 лет. В частности, значительный рост наблюдается в Узбекистане. Так, за пять лет уровень охвата узбекской молодежи высшим образованием увеличился втрое. Расширилось участие представителей зарубежных и негосударственных образовательных услуг: количество вузов увеличилось в 2,4 раза, в том числе негосударственных. Актуальным вопросом остается качество процесса обучения, на которое особое влияние оказала пандемия.
Роль вузов сегодня кардинально меняется: они переходят от закрытой системы, обеспечивающей четырехлетнее обучение, к открытой, основанной на сотрудничестве, способствующей социализации человека, развивающей в нем необходимые навыки. Тем самым вносится вклад в устойчивое развитие.
По данным ЮНЕСКО, во всем мире обучаются 235 миллионов студентов. За последние двадцать лет их число увеличилось более чем вдвое, и в ближайшее десятилетие эта цифра удвоится. Поэтому важно работать над расширением доступа к высшему образованию, обеспечив его высокое качество.
К слову, шесть миллионов студентов по всему миру обучаются за границей. Ожидается, что к 2025 -му эта цифра достигнет восьми миллионов. Если в 2015-м обучающихся в других странах узбекистанцев насчитывалось 28 тысяч, то сегодня их число достигло 53 тысяч. Увеличилось в несколько раз и число иностранных студентов, обучающихся в наших вузах. Однако этот показатель остается низким. Например, в 2016/2017 учебном году высшее образование в нашей стране получили 603 иностранных студента, а в текущем учебном году их количество достигло 5140 [3].
Повышение качества и охвата образования на всех уровнях является главным фактором, которая позволяет развивать систему непрерывного образования, гарантирует гибкость системы подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда, усиление научного потенциала и эффективности научные исследования и разработки, - создать эффективные механизмы интеграции образования, науки и предпринимательства в целях широкого внедрения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Соответственно, утверждена Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, и в соответствии с ней планируется постепенный переход к внедрению передовых стандартов высшего образования. Концепция определяет стратегические цели, приоритеты, задачи и этапы развития высшего образования в Республике Узбекистан на среднесрочную и долгосрочную перспективу и служит основой для разработки сетевых программ и комплексных мероприятий в этой связи.
На сегодняшний день в республике насчитывается 119 высших учебных заведений, из них 93 местных, 21 иностранных высших учебных заведений и их филиалов (Рис. 1).
15000
200
160
12357
170
10000
5000
50
150
100
0
0
2016/2017 2019/2020 2020/2021
Число школьных учреждений
Число общеобразовательных учреждений
2021/2022 (Прогноз)
Число средних специальных, профессиональных образовательных учреждений
Рис. 1. Динамика численности образовательных учреждений1
329 направлений образования и 582 специальности магистратуры включены в классификацию направлений и специальностей высшего образования на основании предложений заказчиков кадров. Только в 2022 году увеличился квоты прием в вузы в 2,5 раза по сравнению с 2016 годом, а уровень охвата молодежи вузами увеличился с 9,0% до 25,0%. До недавнего времени в республике в практике не было, чтобы девушек из низкообеспеченных семей принимали в вузы по специальному государственному гранту.
Еще одно международное признание наших реформ - в Индексе экономической свободы наша страна поднялась на 26 позиций. Данные демонстрируют устойчивый рост численности дошкольных и образовательных учреждений, кроме численности средних, профессиональных образовательных учреждений.
Количество студентов, обучающихся по программам бакалавриата высших учебных заведений республики, составляет 410 тысяч, а по специальностям магистратуры - 13 тысяч, и за последние 3 года увеличилось в 1,7 раза.
«По направлениям гуманитарно-педагогической сферы обучается 54,8% студентов, 25,2% -производственно-технической, 5,2% - по направлениям социальной сферы, экономики и права, 5,9% -сельского и водного хозяйства, 4,4% - здравоохранения и социального обеспечения, 4,5% - сферы услуг»
Вследствие сокращения численности средних специальных, профессиональных образовательных учреждений уменьшилось количество студентов академических лицеев и профессиональных колледжей. Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях увеличилась за счёт ввода 11-летнего образования, что подразумевает создание тысячи дополнительных ученических мест (рис. 2).
Результативность процессов модернизации в системе образования Узбекистана, успех реформ и преобразований зависят от школьного образования и подготовки кадров новой формации. Согласно официальным данным, в 2019/2020 учебном году общеобразовательные школы окончили 9 и 11 классов 466395 и 14623 детей соответственно.
[1].
7000000 6000000 5000000 4000000 3000000 2000000 1000000 0
268281 101339
2016/2017
5850852
60204
71809 2018/2019
6168198 — ■ ■
6287885 ■ •
440991
-43193 2019/2020
571500
—19820 — 2020/2021
6304586 -•
608210 —•
—19010 2021/2022 (Прогноз)
• Численность студентов профессиональных колледжей
• Численность студентов академических лицеев
• Численность студентов высших учебных зафедений
• Численность учащихся общеобразовательных учреждений
Рис. 2. Динамика численности учащихся и студентов образовательных учреждений2
Несмотря на довольно большое количество общеобразовательных школ, этот высокий охват обеспечивается за счет организации обучения в 67,2% школ в две смены, а в 0,1% школ - в три. В настоящее время система общего среднего образования также находится в процессе коренного реформирования. Это обусловлено, прежде всего тем, что в 2017 году после проведения широкого опроса родителей выпускников 9-х классов и получения их поддержки, правительством было принято решение о переходе с 2017/2018 учебного года на систему 11-летнего обязательного общего среднего образования (рис. 3).
В республике образовываются образовательные учреждения с углубленным изучением ИКТ, точных наук, а также аэрокосмонавтики и астрономии. Так, соответствующими постановлениями Президента Республики Узбекистан в Ташкенте образованы Специализированная школа имени Мухаммада ал-Хоразмий и Государственная специализированная общеобразовательная школа-интернат имени Мирзо Улугбека при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан.
600000
500000 400000 300000 200000 100000 0
478362
475324
-64133
035009
2016/2017
454931
468809
454333
475654
70325
031628 2018/2019
280324
466395
70793 ■6453 2019/2020
442893
483503 _177654
83905 16947 2020/2021
491423 103898
17300
4052
2021/2022 (Прогноз)
Выпуск учащихся 11 классов Выпускники высших учебных заведений Выпускники профессиональных колледжей
Выпуск академических лицеев Выпуск учащихся 9-классов
Рис. 3. Динамика количества выпускников образовательных учреждений
Решение совершенствования среднего и специального образования демонстрирует стремление выстроить новую, гибкую систему профессионального обучения, доступного для всех категорий населения. Поставлена цель построить современную систему профессионального обучения через сближение содержания обучения к требованиям рынка труда, а также через трансфер успешных практик зарубежных стран в реальность Узбекистана и их адаптацию к местному контексту.
В сфере профессионального образования и обучения Узбекистана можно выделить три основные тенденции:
- реорганизованы профессиональные колледжи и оптимизировано их общее количество;
- «организовано профессиональное обучение для учащихся 10 - 11 классов общих средних образовательных учреждений через создание учебно-производственных комплексов в лицеях, колледжах и школах»
- созданы сети Центров профессионального обучения безработных граждан во всех областях республики.
Можно сделать вывод, что теория накопления человеческого капитала рассматривает образование как передачу информации и знаний новым поколениям. Стратегическая потребность экономики в новом классе кадров делает принцип планомерного реформирования сферы образования приоритетным.
Обобщая анализ развития человеческого капитала, можно охарактеризовать его новыми методологическими концепциями, интегрированными в практику государственного управления. Взаимосвязь развития человеческого капитала с инновациями опосредована в стратегических приоритетах образования, культуры, медицины, как комплекса инновационно ориентированных отраслей. В процессе жизненного цикла человека происходит накопление знаний и опыта, а это в свою очередь приводит к формированию инновационного общества. Главным фактором в этом процессе являются инвестиции в образование, обучение, здоровье человека его культурного самосознания, которая непосредственным образом влияет на доходы людей. Уровень накопления человеческого капитала варьируется в зависимости от культуры, страны, региона, где проживает носитель человеческого капитала.
Список литературы /References
1. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 года № УП-5847.
2. Мирзиёев Ш.М. Стратегия Нового Узбекистана. Предвыборная программа. Ташкент, 2021.
3. Ташкенбаев У. Высшее образование - драйвер строительства Нового Узбекистана. Газета «Правда
Востока» от 24 июня 2022. № 125.
4. Abdurakhmanov K.Kh., Kudbiev Sh.D., Magroupov A.Yu. Human capital basis of development of innovative economy. International Journal of Psychosocial Rehabilitation. Issue 4. Volume 24. London, United Kingdom, 2020. February. Pages: 3148-3161.
5. Abdurakhmanov K.Kh., Zokirova N.K. New challenges and priorities of the labor market development in Uzbekistan. Journal Revista Espacios. Vol. 40 (Number 10) .Page 14. «ESPACIOS» № 10. Caracas, Venezuela. ISSN: 0798 1015/ Number 10, 2019.
6. Abdurakhmanov K.Kh., Zokirova N.K., Khodjaeva M.Ya. Trends and prospects for digitalization educational environment. JCR «Innovare Academics Sciences Pvt. Ltd», 2020; 7(17). Р. 2199-2209.
7. The Future of Jobs. Report 2020. OCTOBER 2020 World Economic Forum, 2020.