Научная статья на тему 'СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ'

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
891
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОСТУП К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ / НОВАЯ СТРУКТУРА СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / МОДЕЛИ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ ДЛЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данильченко Сергей Леонидович

Большинство вопросов, касающихся достижений науки и совершенствования системы высшего образования, тесно связаны с развитием человеческого капитала и укреплением кадрового потенциала. Высшее образование играет основную роль в формировании человека, развитии личности, приобретении знаний, умений, навыков и компетенций. Профессиональные возможности преподавателей в вузах и доступность качественного образования зависит от знаний и навыков, то есть от уровня развития человеческого капитала. Именно от достаточного количества высококвалифицированных преподавателей зависит подготовка специалистов для реального сектора экономики, социальной сферы, развитие научного и промышленного потенциала нашей страны и ее лидирующие позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данильченко Сергей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA: QUANTITATIVE AND QUALITATIVE ANALYSIS

Most of the issues related to the achievements of science and the improvement of the higher education system are closely related to the development of human capital and the strengthening of human resources. Higher education plays a major role in the formation of a person, the development of personality, the acquisition of knowledge, skills, skills and competencies. The professional capabilities of teachers in universities and the availability of high-quality education depend on knowledge and skills, that is, on the level of human capital development. It is on a sufficient number of highly qualified teachers that the training of specialists for the real sector of the economy, the social sphere, the development of the scientific and industrial potential of our country and its leading positions depend.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ»

С. Л. Данильченко

УДК 378.147

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

Це

Целью высшего образования в Российской Федерации, определенной ст. 69 Федерального закона № 273 «Об образовании», является обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства; удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года отмечено, что в условиях современных технологических вызовов ключевыми задачами в области высшего образования является удовлетворение возрастающего спроса стратегически значимых отраслей в кадрах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетенции по критически важным технико-технологическим направлениям, профессиям и специальностям, формирование целостной системы воспроизводства кадров для научно-технологического развития страны, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству образования, а также по расширению присутствия российских университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов.

Система высшего образования России на начало 2020 года включала 741 образовательную организацию с филиальной сетью из 596 филиалов.

Из общего количества организаций высшего образования: 33,1 % (245 единиц) - частные; 66,9 % (496 единиц) - государственные

202///-

и муниципальные, 451 из которых (91 %) подведомственны федеральным органам исполнительной власти, 45 (9 %) находятся в ведении субъектов РФ и муниципалитетов.

Учредителями образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, являются 19 отраслевых мини -стерств и ведомств: 248 подведомственны Министерству науки и высшего образования РФ; 54 - Министерству сельского хозяйства РФ; 46 - Министерству здравоохранения РФ; 45 - Министерству культуры РФ; 14 - Министерству спорта РФ; 8 - Правительству РФ; 41 - иным федеральным органам исполнительной власти.

Территориально-пространственное размещение сети организаций высшего образования крайне неравномерно. Наибольшее количество образовательных организаций находится в Центральном федеральном округе (518 единиц, 12 из них имеют статус национальных исследовательских университетов, 6 участвуют в проекте «5-100»), а также Приволжском и Сибирском федеральных округах. В г. Москве действуют 127 организаций высшего образования, в Московской области -6, в Новосибирской - 27, Воронежской - 22, Курской - 14, Томской - 9. Более чем в половине регионов представлено меньше шести образовательных организаций, в 11 регионах -меньше двух. В Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах действуют только филиалы головных университетов.

В 2018-2019 учебном году по программам высшего образования (за исключением программ подготовки кадров высшей квалификации) обучалось 4,2 млн человек, в том числе по очной форме - 2,4 млн человек (56,9 %).

Численность студенческого контингента подвержена значительным колебаниям. Быстрый рост студенческого контингента начался в 1995 г. и достиг своего пика в 7,5 млн чел. в 2008 году. С этого времени численность студентов убывает в силу демографических причин. Тенденция к снижению студенческого контингента продолжится до 2021 г., затем прогнозируется рост до 4,8 млн чел. к 2024 году.

Сложилась следующая структура контингента обучающихся по уровням высшего образования: 2,9 млн чел. (69,7 %) обучается по программам бакалавриата; 0,7 млн чел. (17,4 %) - специалитета; 0,6 млн чел. (12,9 %) -магистратуры.

При этом наблюдаются тенденции сокращения количества обучающихся по программам бакалавриата (с 3,2 млн чел. в 2016 г. до 2,9 млн чел. в 2018 г.); возрастания количества обучающихся по образовательным программам уровней специалитета (с 0,68 млн чел. в 2016 г. до 0,72 млн. чел. в 2018 г.) и магистратуры (с 0,45 млн чел. в 2016 г. до 0,54 млн чел. в 2018 г.).

По источникам финансирования структура контингента следующая: 1,9 млн студентов (45,9 %) обучаются за счет бюджетных средств, 2,3 млн студентов (54,1 %) обучаются по договорам об оказании платных образовательных услуг. Из общего числа студентов, обучающихся за счет бюджетных средств 10,7 %, были зачислены в рамках квоты целевого обучения.

Структуру востребованности специалистов по различным направлениям подготовки можно оценить, проанализировав цифры приема на обучение последних лет: с 2016 по 2018 годы количество студентов, поступивших на инженерно-технические специальности, возросло на 10 тыс. чел., на педагогические - на 5,7 тыс. чел., на медицинские - на 5,4 тыс. чел., на гуманитарные - на 4,2 тыс. чел., на математические и естественные - на 3,4 тыс. чел., на сельскохозяйственные - на 3 тыс. чел. Одновременно значительно снизилось количество поступивших на программы, связанные с науками об обществе, - на 41,8 тыс. чел.

Численность профессорско-преподавательского состава в вузах в настоящее время составляет 243,8 тыс. чел. Из них имеют ученые степени - 72 %, ученые звания - 47 %.

Статистические данные выявляют тревожную тенденцию в возрастной структуре профессорско-преподавательского состава: доля преподавателей старше 60 лет постоянно растет и в 2018 году составила 29 %, доля

преподавателей моложе 30 лет снижается, и составила в 2018 году только 7 %.

Доступ к высшему образованию определяет возможности и тенденции развития человеческого капитала.

Согласно отчету Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия сегодня входит в число стран, имеющих самые высокие показатели по числу людей с высшим образованием. Так, в возрастной когорте от 25 до 64 лет 54 % населения имеют вузовский диплом, от 25 до 34 лет -58 %, от 55 до 64 лет - 50 % (Educationat Glance, 2015).

По данным мирового рейтинга «Доклад о человеческом развитии» (Human Development Report), одним из компонентов которого является индекс образования, Россия занимает 50-е место среди 188 стран и входит в группу стран с «высоким человеческим потенциалом».

Ключевым механизмом обеспечения доступности высшего образования является формирование контрольных цифр приема (КЦП) на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем 800 студентов на каждые 10 000 человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в Российской Федерации.

На протяжении последних пяти лет каждый второй выпускник общеобразовательной организации имеет возможность поступить на бюджетное место в вуз, на каждые 100 выпускников школ приходится 57 бюджетных мест на первых курсах в вузах.

Общий объем КЦП по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки на 2018/19 учебный год составил порядка 540 тыс. бюджетных мест.

Вместе с тем показатели доступности высшего образования для населения в разных субъектах РФ существенно различаются. Во многом они зависят от развития инфраструктуры.

Наибольший охват населения в возрасте 17-25 лет местами в организациях высшего образования в Московском регионе (Москва и Московская область - 49,2 %), Томской области (46,4 %). Почти в половине регионов охват составляет менее 28 %. В Ненецком и в Чукотском округах, Республике Дагестан, Республике Алтай, Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Республике Тыва и Ямало-Ненецком автономном округе получение высшего образования затруднено.

Результаты оценки доступности качественного образования показывают, что более чем в трети регионов нет организаций высшего образования, где средний балл ЕГЭ зачисленных на первый курс студентов превышал бы 70. Соответственно, вероятность поступить в относительно сильный университет в таких регионах невысока. При этом в Санкт-Петербургском и Московском регионах, Томской и Свердловской областях такая вероятность высока - там более 38 % студентов учатся в высокоселективных университетах.

Территориальная доступность высшего образования очевидным образом связана с физическим размером региона. Среди регионов с самым низким уровнем территориальной доступности находятся Хабаровский край, Магаданская область, Республика Бурятия, Забайкальский край и Сахалинская область.

Основной вопрос обеспечения доступности высшего образования в ближайший временной период заключается в следующем.

Прогнозируется, что к 2024 году число бюджетных мест в российских вузах сократится на 17 % по сравнению с 2019 годом (доклад Правительства Российской Федерации Федеральному собранию «О реализации государственной политики в сфере образования»). При этом численность потенциальных абитуриентов возрастет на 15 %, причем не только за счет увеличения численности выпускников общеобразовательных школ (уве-

личение составляет, по предварительным оценкам Института социологии РАН, всего 8,2 % к 2024 году), но и за счет притока иностранных граждан, желающих получить образование в российских организациях высшего образования. Соответственно, шансы получить высшее образование за счет государства несколько уменьшатся.

В последние годы был реализован целый ряд федеральных инициатив, обеспечивших серьезные изменения в системе высшего образования. Сформирована основа новой структуры сети образовательных организаций. Ее первый уровень - более 60 университетов, имеющих высокие позиции на федеральном и международном уровне. Именно в них сегодня сосредоточены основные ресурсы, проектные и исследовательские коллективы.

Возглавляют сложившуюся структуру два ведущих университета: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, которым федеральным законом от 11 ноября 2009 года № 259-ФЗ присвоен особый статус «уникальных научно-образовательных комплексов, старейших вузов страны, имеющих огромное значение для развития российского общества». Данные университеты реализуют образовательные программы высшего образования на основе самостоятельно устанавливаемых стандартов и требований.

В этот же период создано 10 федеральных университетов. Главной их целью стала оптимизация региональных образовательных структур и укрепление связей образовательных организаций высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Федеральные университеты способствуют развитию конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации комплекса инновационных услуг и разработок.

Следующим этапом формирования новой структуры системы высшего образования стало создание 29 национальных исследовательских университетов, основными задачами которых стали развитие науки, разработка

высоких технологий, обеспечение концентрации научного и научно-технического потенциалов на основе реализации непрерывного инновационного цикла - от фундаментальных и прикладных исследований до создания и продажи наукоемкой продукции и услуг; продвижение на рынок разработанных в вузах новых технологий на базе коммерциализации научных знаний, изобретений в условиях эффективной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, сертификации наукоемкой продукции и трансферта этих технологий в экономику и социальную сферу с использованием новых финансово-экономических механизмов.

Ведущие вузы России, статус которых закреплен в нормативных документах Правительства Российской Федерации и признан академическим сообществом, объединились в Ассоциацию ведущих университетов. В состав Ассоциации входит 46 ведущих вузов страны [1].

В 2012 году был запущен Проект 5-100 -проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров как инструмент наращивания научно-исследовательского потенциала университетов, укрепления их позиций на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ. Фактически проект является государственной программой поддержки крупнейших российских вузов.

Цель проекта - максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ. Планируемый результат - вывести не менее пяти университетов из числа участников проекта в сотню лучших вузов трех авторитетных мировых рейтингов: Quacquarelli Symonds, Times Higher Education и Academic Ranking of World Universities.

В число участников проекта вошел 21 российский университет, получивший федеральные ресурсы для дальнейшего развития.

Результаты проекта на сегодняшний день следующие: в рейтинге Academic Ranking of

World Universities в 2019 году среди российских организаций высшего образования наиболее высокая позиция у Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова - он занимает 87 место. Кроме того, в интервале 300-1000 место находятся еще 10 российских университетов. В первую тысячу рейтинга QS University Rankings входят 30 российских университетов, World University Rankings - 24 [2].

Второй уровень сложившейся структуры -опорные университеты, которые готовят профессионалов для рынков труда субъектов РФ. Основное условие создания опорного вуза -объединение нескольких образовательных организаций. В стране определены 33 опорных вуза, работающих под потребности регионов и реализующих совместно с регионом и его предприятиями образовательные и инновационные проекты.

Статус опорного вуза на данный момент сформулирован нечетко, понимание перспектив развития размыто [1].

Третий уровень - университеты, которые не имеют особого статуса, не входят ни в один из инновационных кластеров, определяющих векторы развития высшего образования в России. Это в большинстве своем вузы, ориентированные на потребности отдельных отраслей и субъектов РФ.

Достаточно проблемным для государства и общества сегодня является четвертый уровень организаций высшего образования - категория вузов, прежде всего частных, которые ориентированы, в первую очередь, на маржинальность собственной деятельности, на удовлетворение потребности населения в высшем образовании. У этих вузов не всегда на должном уровне находится качество образования, условия обучения, они в основном дают студентам коммуникационные навыки, общегуманитарные компетенции.

На протяжении ряда лет в России ведется системная и последовательная работа по «очистке» рынка от слабых филиалов вузов, от вузов, демонстрирующих крайне низкую результативность деятельности.

Проведенная работа дает определенные

результаты. В период с 2014 по 2017 гг. количество вузов и их филиалов в России сократилось более чем на тысячу. Сокращение больше всего затронуло филиалы государственных и негосударственных вузов: число первых уменьшилось почти вдвое, вторых -почти в пять раз. Однако на данном этапе работа по ликвидации зон низкого качества в сфере высшего образования замедлилась.

Новый импульс развития системы высшего образования заложен в идеологии и мероприятиях национальных проектов «Наука» и «Образование». Это задачи по созданию к 2024 году 15 научно-образовательных центров мирового уровня, 4 международных математических центров мирового уровня, 3 центров геномных исследований мирового уровня, 3 научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития, функционирование 3 национальных сетевых биоресурсных центров, 250 новых лабораторий, 30 % из которых руководят молодые перспективные исследователи, запуск не менее 1500 научных проектов по приоритетам НТР, не менее 50 % из которых руководят молодые перспективные исследователи.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2019 года № 1941 установлен порядок предоставления грантов на проведение масштабных научных проектов мирового уровня. Гранты предоставляются на конкурсной основе научным организациям и образовательным организациям высшего образования для государственной поддержки проектов с объемом финансирования 100 млн рублей ежегодно, направленных на прорывное решение ключевых исследовательских задач в мировой научной повестке.

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2019 года № 1902 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития. Предметом конкурса является отбор крупных фундаментальных научных проектов в рамках госпрограммы «Научно-техно-

логическое развитие Российской Федерации». Принятые решения будут способствовать обеспечению присутствия России в числе пяти ведущих стран мира, которые проводят научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.

Правительством РФ внесен в Государственную думу законопроект об изменении порядка подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (распоряжение от 12 ноября 2019 года № 2986-р).

На федеральном уровне созданы координирующие структуры по наиболее значимым направлениям деятельности - Совет по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Вместе с тем доступ организаций высшего образования к отдельным мероприятиям национальных проектов ограничен. Так, постановлением Правительства от 27 декабря 2019 года № 1875 утверждены Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в рамках федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» национального проекта «Наука». Однако организации высшего образования не могут принять участие в данном отборе, поддержку планируется оказать исключительно научным организациям.

Особую актуальность в контексте государственной политики на данном этапе приобретает разработка Стратегии развития высшего образования на долгосрочную перспективу с учетом проблем и вызовов современности, необходимости обеспечения научно-технологического прорыва и роста экономики страны.

Трудовой потенциал страны, уровень квалификации рабочей силы, производитель-

ность труда являются ключевыми факторами экономического роста государства.

Как отмечается в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанном Минэкономразвития России, ситуация на рынке труда сегодня определяется необходимостью перехода экономики России на инновационный путь развития, обеспечения роста производительности труда, внедрения новых технологий и форматов взаимодействия.

Привычный анализ рынка труда, основанный на профессиях, специальностях уходит в прошлое. В основе кадровой модели будущего - набор междисциплинарных компетенций и гибкая система оценки квалификаций. Необходима принципиальная проработка вопросов изменения подходов к формированию профессиональных стандартов, и, соответственно, как следующий этап - к разработке федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ, решение вопросов интеграции профессионального экзамена и государственной итоговой аттестации.

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения».

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 г. № 302 были установлены новые правила целевого обучения.

Новациями нормативного регулирования стало расширение перечня заказчиков целевого обучения, конкретизация положений договора о целевом обучении, изменение степени ответственности сторон договора, связанные с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности выпускника. Политика данных изменений была направлена на запуск реального механизма подготовки кадров под конкретные потребности работодателей и региона в целом с жестко определенным перечнем обязательств.

В 2019 году прием в вузы строился уже с учетом нововведений.

Однако правоприменительная практика показала неготовность всех сторон действовать в условиях высокой финансовой ответственности. Квоты на целевое обучение в этом году оказались заполненными только частично. Свободные места были выставлены на общий конкурс в рамках бюджетного приема.

Риски в реализации модели целевого обучения отмечают все заинтересованные стороны.

Предприятия и организации, органы исполнительной власти и местного самоуправления, представляющие различные категории «заказчика» в договоре о целевом обучении, зачастую не имеют реальных оснований на то, чтобы гарантировать трудоустройство абитуриенту - будущему выпускнику с определенными на сегодняшний момент условиями, отвечающими запросам специалистов соответствующей квалификации через достаточно большое количество лет (не менее 4 лет обучения в бакалавриате, 5-6 - специалитете и еще нескольких лет, если выпускник бакалавриата продолжит обучение в магистратуре/ординатуре, а затем в аспирантуре). Для этого у организации должна быть стратегия развития как минимум на пять лет и четкое понимание того, какие кадры понадобятся к этому сроку.

Кроме того, если при приеме на работу предусмотрен конкурсный отбор претендентов (государственная служба, научная и образовательная деятельность вузов), то гарантировать трудоустройство именно этого гражданина становится невозможным.

Вызывают вопросы штрафные санкции, которые понесет организация в случае невыполнения обязательств по трудоустройству.

Требуют регламентации и дальнейшего анализа вопросы подбора претендентов на участие в процессах целевого обучения. В ходе конкурсного отбора в университет могут поступить, например, преимущественно выпускники крупных населенных пунктов, обладающие более высокой степенью подго-

товки, вытесняя поступающих из отдаленных и (или) мелких населенных пунктов, где подготовка по предметам вступительных испытаний более слабая.

Таким образом, с течением времени сложится серьезный дисбаланс, при котором в крупных городах будет иметь место избыток кадров, а в небольших населенных пунктах усугубится их дефицит.

Риски абитуриентов и их родителей связаны с опасениями, что обучающийся не сможет выдержать сложности образовательного процесса в вузе и успешно преодолеть аттестацию (семестровую, итоговую), чтобы не быть отчисленными и, тем самым, не нарушить условия целевого договора по освоению конкретной образовательной программы.

Решение данных проблем, снижение рисков видится в доработке нормативной базы, подзаконных актов, документов, регламентирующих все этапы взаимодействия участников договорных отношений (обучающийся, заказчик, вуз), в том числе требований к обязательствам сторон с учетом уже полученного опыта.

Актуальной является организация широкого информирования обучающихся, работодателей о возможностях целевого обучения, разъяснение положений действующих нормативных актов.

Целесообразно развитие практики заключения договоров о целевом обучении, начиная со старших курсов: в этом случае работодатель имеет дело не со школьником, имеющим предварительное представление о профессии/специальности и специфике ее освоения в вузе, а с уже проходившими практическое обучение студентами соответствующих специальностей/направлений подготовки.

В этом случае целевое обучение действительно может стать фактором, мотивирующим молодежь к трудоустройству в выбранной отрасли в обмен на гарантии региона по материальному, инфраструктурному и социально-культурному обеспечению.

Связь системы высшего образования с рынком труда, научными организациями и экономикой в целом является прямой и не-

посредственной. При этом система высшего образования должна не только оперативно отвечать на текущие запросы, но и готовить высококвалифицированные кадры к работе в условиях динамично происходящих технологических изменений.

Как показывают многочисленные исследования, инициированные крупными высокотехнологичными компаниями, работодатели сегодня нуждаются в сотрудниках, умеющих критически мыслить и творчески решать поставленные задачи, открытых новым знаниям и инновационным подходам, способных эффективно общаться и взаимодействовать с руководителями и коллегами по работе.

Не менее значимым для будущего специалиста является освоение практической составляющей профессиональной деятельности -эксплуатации промышленного оборудования, постановки и решения производственных задач, изучения конкретных вопросов разработки технологических процессов.

Это обусловило высокий уровень значимости практической подготовки в системе высшего образования.

Сегодня задачу подготовки выпускника к работе в условиях реального производства организации высшего образования совместно с производственными партнерами решают следующим образом: придают основным профессиональным образовательным программам практико-ориентированный характер, в том числе в рамках целевого обучения, согласовывая их с работодателями и привлекая специалистов-практиков к реализации образовательного процесса, руководству практикой и стажировками студентов; помимо освоения студентами основной образовательной программы организуют обучение по программам дополнительного профессионального образования; реализуют методики проектного обучения студентов в рамках изучения профильных дисциплин и внеаудиторной работы, научной деятельности; создают на производстве базовые кафедры, обеспечивающие сопровождение практической подготовки обучающихся.

Действующее законодательство в целом

позволяет обеспечить качественную практическую подготовку в системе высшего образования.

Федеральным законом от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено понятие практической подготовки как формы организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие соответствующих практических навыков и компетенций. Конкретизированы основные понятия и механизмы практической подготовки студентов. Достаточно важным положением данного нормативного документа также является закрепление возможности безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, используемого для проведения научных исследований и разработок или практической подготовки обучающихся.

В законе уточнены существенные особенности реализации образовательных программ в сетевой форме. Ввиду того, что основные положения данного закона вступают в силу с 1 июля 2020 года, актуальным становится вопрос своевременного привлечения и эффективного использования ресурсов организаций-партнеров.

Сетевая форма реализации образовательных программ во многом способствует усилению практической направленности высшего образования, возможности аккумулировать лучший опыт отечественных и зарубежных образовательных организаций.

Практика сетевого взаимодействия достаточно широко распространена за рубежом. Но это взаимодействие имеет существенные отличия от российского - во многих странах нет необходимости формально создавать специальную образовательную сеть, так как вузы в настоящий момент уже образуют единое образовательное пространство, в котором во-

просы организационного, нормативного, правового и т. п. взаимодействия отработаны и не являются проблемными моментами. Кроме того, в зарубежных вузах, в отличие от российских, процесс обучения намного более индивидуализирован (ECTS), что, в свою очередь, позволяет легко организовать освоение студентами выбранных ими частей образовательных программ в различных университетах и иных организациях.

В настоящее время число реализуемых образовательных программ высшего образования в сетевой форме незначительно, в частности, в 2018 году таких программ насчитывалось 368 - по уровню бакалавриата, 58 -по уровню специалитета и 474 - по уровню магистратуры, при общей численности обучающихся на таких программах - 25 011 человек.

Усиление практической направленности высшего образования также часто связывают с экспериментом по внедрению прикладного бакалавриата - бакалавриата с расширенной прикладной частью, ориентированной на потребности конкретного работодателя. Апробация программ прикладного бакалавриата осуществляется с 2010 года и ведется по 60 направлениям подготовки в 44 организациях высшего образования, взаимодействующих с организациями среднего профессионального образования и предприятиями.

На данный момент у федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих выработку и реализацию государственной политики в сфере образования, нет единого мнения относительно результативности прикладного бакалавриата и необходимости его продолжения.

В субъектах РФ разработаны и реализуются Стратегии социально-экономического, инновационного, пространственного развития. Идет создание ТОСЭР, технопарков, инновационно-технологических центров. Запущены крупные инновационные проекты.

Прогнозируется резкий рост спроса на высококвалифицированных работников, обладающих максимальной гибкостью, высоким уровнем креативности, проектным мышлением.

Таким образом, одним из приоритетов развития системы высшего образования является выстраивание модели опережающей подготовки высококвалифицированных кадров нового поколения, обладающих мультидис-циплинарными знаниями и навыками под те отрасли, которые являются системообразующими в региональных экосистемах. Это одно из требований разработанного Агентством стратегических инициатив Стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического роста) роста, который в настоящее время внедряется во всех территориях страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регионализация высшего образования предполагает значительное расширение функций университетов по отношению к общему и среднему профессиональному образованию в части интеграции ресурсов, обеспечения научного руководства и содействия в разработке нового содержания деятельности для новых структур, создаваемых в ходе реализации национальных проектов (Школы РАН, Технопарки Кванториум, Точки роста, Н-кубы, Агрокубы, Дома научной коллаборации, Центры опережающей профессиональной подготовки, производственные мастерские, соответствующие международным стандартам).

Необходимо выстраивание более тесных связей организаций высшего образования с предприятиями реального сектора экономики, научное обеспечение «прорывных» решений, разработка новых компетенций, технологий, продуктов, услуг. Поле деятельности вузов в процессах социально-экономического и инновационного развития субъектов РФ чрезвычайно широко.

На сегодняшний день у субъектов РФ отсутствуют законодательно установленные полномочия по участию в процессах управления организациями высшего образования, расположенными на их территории. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» эти вопросы относятся исключительно к компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Это не позволяет обеспечить выстраивание единой стратегии кадрового обеспечения

регионов на всех уровнях образования.

Требуют совершенствования механизмы реального влияния субъектов РФ на формирование контрольных цифр приема по направлениям подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования. Имеющиеся процедуры согласования проекта КЦП дают право региону только на изменение количественной составляющей по отдельным направлениям подготовки за счет уменьшения других, не менее необходимых данной территории. В этом контексте представляется целесообразной проработка вопроса о внесении соответствующих изменений в Постановление Правительства РФ от 13 марта 2019 г. № 261 «Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и их отдельных положений».

Имеются проблемы ресурсного обеспечения. На данный момент нет гибкого механизма межбюджетного трансферта, позволяющего региону оперативно направить бюджетные средства на реализацию актуального и востребованного проекта на базе университета.

Процессы регионализации высшего образования ставят вопрос оценивания эффективности деятельности организаций ВО в контексте социально-экономического развития региона. Это возможно сделать путем введения показателей такой оценки в проводимый Минобрнауки мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования.

Основными векторами государственной молодежной политики как отмечается в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025

года» являются создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития, конкурентоспособности, национальной безопасности страны.

По данным Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 июля 2019 г. составила 146,7 млн чел., 26,4 млн из них составляет молодежь в возрасте от 15 до 30 лет.

В организациях высшего образования обучаются 4,2 млн человек или 2,8 % от общей численности населения.

Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь имеет свои функции, никакой другой социально -демографической группой не замещаемые и не реализуемые. Одной из наиболее активных и социально значимых групп молодежи являются студенты.

Создание инновационной экономики требует выхода на рынок труда квалифицированного, высокопроизводительного и ответственного работника, что достигается путем формирования принципиально иных трудовых навыков и культуры труда, долгосрочных жизненных стратегий деятельности на благо государства и общества, изменения структуры профессионального образования. Поэтому студенческая молодежь должна стать основным объектом для инвестиций в человеческий капитал.

С этой целью в масштабах страны реализуется целый ряд инициатив и проектов.

Создана система социальных лифтов для молодых людей с помощью таких конкурсов, как «Лидеры России», «Мой первый бизнес», «Моя страна - моя Россия», олимпиады «Я -профессионал».

Проект «Молодежная команда страны», направленный на создание системы поиска, отбора и подготовки молодых лидеров, обеспечил вовлечение тысяч молодых людей в процесс управления обществом.

Участниками Грантового конкурса молодежных инициатив - одного из проектов пре-

зидентской платформы «Россия - страна возможностей» в 2019 году стали 24 346 человек. На реализацию проектов молодые люди получили 2,7 млрд рублей.

В 2019 году состоялся Всероссийский конкурс молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования. В нем участвовало 2 537 проектов из 378 вузов. Поддержано 609 проектов из 255 высших учебных заведений.

С 2019 года реализуется проект «Социальная активность», на финансирование которого в рамках нацпроекта «Образование» предусмотрено 27,3 млрд рублей до 2024 года. Проект призван создать необходимые условия для развития добровольчества в России и поддержки общественных инициатив, увеличить численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений. К концу 2019 года этот показатель должен составить 2,8 млн чел., а к концу 2024 года -более 8,8 млн чел. Для волонтеров будут учреждены награды и звания, им будет оказываться материальная и нематериальная поддержка.

В Конкурсе грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, в том числе молодежным и детским общественным объединениям, на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации участвовали проекты из 418 организаций, поддержано 42 инициативы.

Общее количество общественных объединений, включенных в реестр детских и молодежных объединений, пользующихся государственной поддержкой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, составляет более 4 600 организаций, с общей численностью более 1 600 000 членов объединений.

Благодаря участию в этих мероприятиях сотни тысяч студентов смогли развить свои навыки и компетенции, реализовать различные инициативы, в том числе социальные и профессиональные, получить возможность карьерного продвижения.

Вместе с тем существует тенденция нарастания негативного влияния целого ряда

внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера.

Первое: демографический прогноз Рос-стата до 2030 года предполагает усиление тенденции старения населения и ухудшение возрастной структуры. В ближайшие годы произойдет резкое сокращение численности молодежи. Численность населения в возрасте 15-30 лет, составлявшая в 2012 году 35,2 млн чел., к 2025 году, согласно прогнозу, составит 25,6 млн чел.

Количество студентов в российских вузах в период с 2009 по 2019 год сократилось с 7,4 млн до 4,2 млн человек, уровень сокращения количества обучающихся оценивается в 40 %.

Сокращение численности молодежи ведет к углублению проблемы формирования трудовых ресурсов, способных приумножать интеллектуальный и технологический потенциал России, сокращению объемов подготовки высококвалифицированных кадров, деформации системы кадрового обеспечения экономики.

Второе: проблемным фактором является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость. Рост охвата молодого поколения асоциальными проявлениями, числа правонарушений молодежи создает угрозу развитию правового государства, становлению гражданского общества.

Третье: высокий уровень социального и территориального неравенства в сфере доступа молодых людей к качественному образованию приводит к усилению социального расслоения и обостряет напряженность в обществе.

Четвертое: нехватка рабочих мест обостряет проблемы молодежной безработицы, ведет к снижению трудовой мотивации, депрофессионализации молодых людей, нарастанию у них настроений социальной апатии, гражданского безразличия.

Пятое: на региональном уровне реализацию государственной молодежной политики в настоящее время осуществляют ведомства различного статуса и различного отраслевого объединения. Недостаточна законодательная база, регламентирующая молодежную политику в стране. Существуют разрозненные нормативно-правовые акты регионального уровне и «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» - на государственном. Остро стоит вопрос разработки и принятия соответствующего федерального закона и подзаконных актов.

АННОТАЦИЯ

Большинство вопросов, касающихся достижений науки и совершенствования системы высшего образования, тесно связаны с развитием человеческого капитала и укреплением кадрового потенциала. Высшее образование играет основную роль в формировании человека, развитии личности, приобретении знаний, умений, навыков и компетенций. Профессиональные возможности преподавателей в вузах и доступность качественного образования зависит от знаний и навыков, то есть от уровня развития человеческого капитала. Именно от достаточного количества высококвалифицированных преподавателей зависит подготовка специалистов для реального сектора экономики, социальной сферы, развитие научного и промышленного потенциала нашей страны и ее лидирующие позиции.

Ключевые слова: обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров, территориально-пространственное размещение сети организаций высшего образования, доступ к высшему образованию, новая структура сети образовательных организаций, модели целевого обучения, особенности реализации образовательных программ в сетевой форме, система социальных лифтов для молодых людей.

SUMMARY

Most of the issues related to the achievements of science and the improvement of the higher education system are closely related to the

development of human capital and the strengthening of human resources. Higher education plays a major role in the formation of a person, the development of personality, the acquisition of knowledge, skills, skills and competencies. The professional capabilities of teachers in universities and the availability of high-quality education depend on knowledge and skills, that is, on the level of human capital development. It is on a sufficient number of highly qualified teachers that the training of specialists for the real sector of the economy, the social sphere, the development of the scientific and industrial potential of our country and its leading positions depend.

Key words: ensuring the training of highly qualified personnel, the territorial and spatial location of the network of higher education organizations, access to higher education, the new structure of the network of educational organizations, models of targeted training, features of the implementation of educational programs in the network form, the system of social elevators for young people.

ЛИТЕРАТУРА

1. About ALU [Электронный ресурс]. -URL: http://alu.spbu.ru/ob-assotsiatsii/about.

2. Российские университеты в мировых рейтингах [Электронный ресурс]. - URL: https://studyinrussia.ru/why-russia/world-university-rankings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.