ECONOMICS
HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT AND TRANSFORMATION OF
EMPLOYMENT FORMS
12 3
Goyibnazarov S^. , Sagidullin F.R. , Abdurakhmanov SA. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
1Goyibnazarov Sanzhar Bakhodirovich - Doctor of Philosophy in Economics, Head of the Department, DEPARTMENT OF LABOR ECONOMICS AND SOCIOLOGY, TASHKENT STATE ECONOMIC UNIVERSITY; 2Sagidullin Farid Radikovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF DIGITAL ECONOMICS AND MATHEMATICAL DISCIPLINES,
TASHKENT BRANCH RUSSIAN ECONOMIC UNIVERSITY NAMED AFTER G.V. PLEKHANOV; 3Abdurakhmanov Saidazim Abdugafurovich - Researcher, DEPARTMENT OF BANKING, TASHKENT STATE ECONOMIC UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article considers human capital, which becomes not only a determining factor in competitiveness, but also the dominant form of social wealth, the basis of intellectual and social capital as a condition of not only economic, but also civilizational progress as a whole. Against the backdrop of the globalization of the economy, fundamentally different economic ties and industrial relations are developing, closely related to changes in social and labor relations, in particular in the forms of employment. The problems of the formation and development of human capital in the modern world are connected with the fact that, on the one hand, people create the latest systems, including technology, technological knowledge, high-tech production processes, market opportunities that need to be competently and comprehensively managed. On the other hand, it is important not only to properly manage these processes, but also to constantly improve them, developing, in turn, the professional component in order to ensure the competitiveness and strategic stability of the company or the state.
Keywords: human capital, employment, youth, education, science, financing and investment of human capital.
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ТРАНСФОРМАЦИЯ
ФОРМ ЗАНЯТОСТИ
1 2 3
Гойибназаров С.Б. , Сагидуллин Ф.Р. , Абдурахманов С.А. (Республика Узбекистан)
1Гойибназаров Санжар Баходирович - доктор философии по экономике, заведующий кафедрой, кафедра экономики труда и социологии, Ташкентский государственный экономический университет;
2Сагидуллин Фарид Радикович - старший преподаватель, кафедра цифровой экономики и математических дисциплин,
Ташкентский филиал Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова; 3Абдурахманов Саидазим Абдугафурович - научный сотрудник,
кафедра банковского дела, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается человеческий капитал, который становится не просто определяющим фактором конкурентоспособности, но и доминирующей формой
общественного богатства, основой интеллектуального и социального капитала как условия не только экономического, но и цивилизационного прогресса в целом. На фоне глобализации экономики развиваются принципиально иные экономические связи и производственные отношения, тесно связанные с изменениями в социально-трудовых отношениях, в частности в формах занятости. Проблемы формирования и развития человеческого капитала в современном мире связаны с тем, что, с одной стороны, человеком создаются новейшие системы, включающие технику, технологические знания, высокотехнологичные производственные процессы, рыночные возможности, которыми нужно грамотно и комплексно управлять. С другой стороны, этими процессами важно не только грамотно управлять, но и постоянно их совершенствовать, развивая в свою очередь профессиональную составляющую для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность и стратегическую устойчивость компании, или государства.
Ключевые слова: человеческий капитал, занятость, молодежь, образование, наука, финансирование и инвестирование человеческого капитала.
Одной из базовых категорий современных представлений о прогрессе и его факторах является понятие человеческого капитала. Именно с данным ресурсом связываются возможности не только дальнейшего совершенствования производственных процессов и отношений, но и в целом социального развития. Кроме того, современный уровень техники и технологий, скорость возникновения и внедрения инноваций в различных сферах жизнедеятельности не только являются достижением человеческой мысли, но и сами предъявляют требования к умениям и знаниям тех, кто выступает пользователем результатами прогресса. Значимость человеческого капитала, таким образом, делает перманентно актуальным изучение его качественных и количественных параметров. Важной эта задача является и с точки зрения управления процессами функционирования человеческого капитала, выявления и устранения противоречий в его формировании и использовании
Общие теоретико-методологические аспекты человеческого капитала рассматриваются в трудах Амарти Сен [19], Э. Денисона [10], Т. Шульца [20], Г. Беккера [7], Махбуб аль-Хака [11], Дж. Минцер [14], Э. Долан, Дж. Линдсей [9], К. Гриффин [18], М. Алле [6], Т. Сакайя [17] и других. Они создали теоретическую и концептуальную основу развития человеческого капитала.
Человеческий капитал по своей сути, это обширная концепция, охватывающая множество различных видов инвестиций в человека. Одним словом, его можно определить как способности, знания и навыки, воплощенные в человеке и приобретенные с помощью образования, обучения и опыта.
Формирование человеческого капитала - это процесс создания продуктивных способностей человека с помощью инвестиций в конкретные процессы его жизнедеятельности. При этом инвестирование осуществляется двояко: как вложение средств и ресурсов и как затраты времени и сил, т.е. как определенные виды человеческой деятельности [1].
В развитых странах большое внимание уделяется инвестированию в полный цикл образования, то есть выделяются средства на обучение ребенка с трехлетнего возраста до 22 лет. Такие инвестиции в будущее окупаются в 15-17-кратном размере. У нас в стране - пока лишь в 4-кратном. Следовательно, мы должны усилить внимание к человеческому капиталу, задействовать все возможности для реализации потенциала нашей молодежи [12].
Человеческий капитал становится не просто определяющим фактором конкурентоспособности, но и доминирующей формой общественного богатства, основой интеллектуального и социального капитала как условия не только экономического, но и цивилизационного прогресса в целом. На фоне глобализации экономики развиваются принципиально иные экономические связи и производственные отношения, тесно связанные с изменениями в социально-трудовых отношениях, в частности в формах занятости.
Президентом Республики Узбекистан было выдвинуто 5 важных инициатив по молодежной политике, имеющих историческое значение, так как ученые Узбекистана
18
академик Саидов А.Х., академик Абдурахманов К.Х., академик Гулямов С.С. и научная школа «Экономика труда» при Ташкентском государственном экономическом университете Узбекистана считают, что эти пять инициатив являются основным направлением формирования и развития человеческого капитала в XXI веке, вектором которого является организация работы в социальной, духовно-просветительской и образовательной сферах на основе новой инновационной системы.
Система социальной, духовно-просветительской и образовательной сферы и рынка труда являются значимыми факторами формирования человеческого капитала. На рис. 1 отображена схема воздействия системы образования и рынка труда как факторы человеческого капитала.
" Повышения занятости женщин
Рис. 1. Взаимосвязь формирования человеческого капитала и рынка труда молодежи Источник: Разработано авторами
Обозначение:
1, 2 - На формирование человеческого капитала оказывают влияние такие факторы, как система высшего, среднего и специального образования и рынок труда.
3 - Позволяет приобрести необходимый запас знаний, который может использоваться в трудовой деятельности молодежи, быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда, оказывает благоприятное влияние на условия труда.
4 - Рынок труда определяет направление развития системы высшего образования.
5 - Процесс формирования человеческого капитала сталкивается с необходимостью разрешения противоречия, возникающего из-за несовпадения мотивации труда молодежи (собственника человеческого капитала) и работодателя (потребителя человеческого капитала). Противоречие заключается в дисбалансе спроса и предложения специалистов на рынке труда.
Одним из ключевых факторов, влияющих на формирование человеческого капитала, является уровень развития образования и науки, потому что они позволяют приобрести
19
значительный запас знаний, который может оптимально использоваться в трудовой деятельности. Высшее образования среди выпускников позволяет быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда, оказывает благоприятное влияние на условия труда. Уровень и качество образования и науки способствуют инновационному развитию экономики. Другим фактором, влияющим на формирование человеческого капитала, является состояние рынка труда. Фактически рынок труда определяет направление развития системы образования и науки.
Проблемы формирования и развития человеческого капитала в современном мире связаны с тем, что, с одной стороны, человеком создаются новейшие системы, включающие технику, технологические знания, высокотехнологичные производственные процессы, рыночные возможности, которыми нужно грамотно и комплексно управлять. С другой стороны, этими процессами важно не только грамотно управлять, но и постоянно их совершенствовать, развивая в свою очередь профессиональную составляющую для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность и стратегическую устойчивость компании, или государства. То есть процесс сохранения устойчивости на рынке связан в первую очередь с накоплением именно нематериального капитала - человеческого. В этой связи основной акцент делается на приобретение, сохранение и развитие профессиональных и личностных компетенций человека в процессе его воспитания, обучения и адаптации на рынке квалифицированного труда.
Правительства являются крупными инвесторами в сфере образования, поэтому для них естественно желание четко представлять, вернут ли они свои инвестиции, особенно в эпоху кризисов и других бюджетных ограничений. Высокий уровень образования граждан, как правило, приводит к более высоким доходам, что увеличивает налоговые поступления и снижает уровень социальных трансфертов. В среднем в странах ОЭСР общественная отдача от инвестиций в образование составляет 67200 для мужчин со средним и средним специальным образованием и 143700 долл. США для мужчин с высшим образованием (3-4 и 5-6 уровни по МСКО, соответственно) [15].
Что касается частной отдачи от инвестиций в образование (измеренная как разница в доходах мужчин с высшим и средним образованием), то в среднем по странам ОЭСР она составляет около 258 400 долл. США за период трудовой деятельности. Аналогичный показатель для женщин составляет всего около 167600 долл. США. Гендерный разрыв в отдаче от высшего образования является крупнейшим в Японии, где доходы различаются в семь раз. Общие расходы на образование в странах мира находятся на уровне примерно 4,6% ВВП (за средним показателем скрывается значительный разброс - от 1% в ОАЭ до 14% в Тимор-Лешти) [16].
Государству, особенно в кризисных ситуациях, бывает достаточно сложно поддерживать высокий уровень финансирования, поэтому часть его осуществляется из частных источников.
В современных условиях молодежь является одним из ключевых элементов, формирующих эффективность социально-экономического развития Узбекистана. Именно этот сектор способен формировать общие условия развития трудовых отношений, активизировать инновационные процессы. Узбекистан имеет молодое, быстрорастущее трудоспособное население, при этом ежегодно на рынке труда появляются около 500 000 новых соискателей работы. Поскольку более трети населения Узбекистана, составляющего 33,7 миллиона человек, имеет возраст до 14 лет, предполагается, что рабочая сила будет продолжать расти в течение следующих 25 лет. В то же время трудоустроены только лишь 10 миллионов человек.
Говоря об этом, Президент Республики Узбекистан отметил, «что только в рамках программы «Молодежь - наше будущее» на реализацию 7775 бизнес-проектов молодых предпринимателей выделены кредиты в объеме более 1 триллиона 635 миллиардов сумов, на этой основе создано около 40 тысяч новых рабочих мест. Благодаря такому вниманию и заботе на местах сданы в эксплуатацию 27 коворкинг-центров "Молодые предприниматели" и 157 «Трудовых центров молодежи». Примечательно, что в этих комплексах свою
20
предпринимательскую деятельность уже начали более 2200 юношей и девушек. Наряду с этим в рамках реализации проекта «Каждому молодому дехканину - надел земли» во всех регионах 65 тысячам молодых земледельцев выделено более 54232 гектаров земель. В результате таких важных мер в последние три года работой были обеспечены около 560 200 молодых граждан» [13].
«Наибольшее воздействие оказывается на молодежь — примерно один из десяти человек в возрасте от 20 до 24 лет не ищет работу, потому что он считает, что он не сможет ее найти. Люди старшего возраста, особенно в возрасте от 55 до 59 лет, также сообщают о высоком уровне дестимулирования на рынке труда. Уровни безработицы среди молодежи составляют около 18.0%, что в два раза больше общего уровня безработицы. (Рис. 2.)
Согласно данным, Министерство занятости и трудовых отношений к 2021 году уровень безработицы среди молодежи Узбекистана снизиться с 9,4% до 6,5-7,0%.
При этом уровень безработицы среди молодежи (до 30 лет) составил 15%, уровень женской безработицы — 12,8%.
Экономически активных узбекистанцев — чуть более 19 миллионов человек, что на 0,9% больше, чем в 2018^. Занятых в официальном секторе стало больше на 3,7%: по сравнению с 2018 годом — их 5,7 миллиона.
Занятость в неформальном секторе (без учета трудовых мигрантов) составила 5,37 миллиона человек.
1,60 1,40 1,20 1,00 0,80 0,60 0,40 0,20 0,00
I Внешняя миграция, тыс. чел
I Среднегодовая численность трудовых ресурсов, млн. чел. I Занятые трудовые ресурсы, млн. чел. I Предприятия и организации, тыс.шт I Население, млн. чел.
■ Потребность в трудоустройстве, млн. чел.
0,00
Рис. 2. Исследование рынка труда Узбекистана [8]
Негативное влияние на рынок труда оказала пандемия и вследствие неё самоизоляция. Согласно оценкам МОТ, в регионе Европы и Центральной Азии 3% рабочего времени (эквивалентно 12 млн рабочих мест на условиях полного рабочего времени) было потеряно в первом квартале 2020 г. и до 12,9% рабочего времени (соответствует 50 млн рабочих мест на условиях полного рабочего времени) может быть потеряно к концу второго квартала. В связи с этим, международное сообщество предпринимает коллективные усилия по борьбе с разрушительными последствиями пандемии для человека, а также для экономики и общества.
Правительством утвержден временный порядок по обеспечению занятостью членов семей, чье социальное положение и уровень жизни ухудшились в условиях пандемии
коронавируса. За счет Фонда общественных работ по временной занятости трудоустроено около 230 тыс. безработных граждан; более 33 тыс. семей обеспечены за счет механизма субсидирования малообеспеченных семей на развитие приусадебных участков и создания сельскохозяйственных кооперативов; 3 тыс. безработных трудоустроены за счет субсидий на развитие предпринимательства среди населения; 20 тыс. безработных получили пособия по безработице. Таким образом, 374 тыс. граждан обеспечены занятостью и постоянным доходом за три месяца работы.
Кроме того, запланированы рост программ переподготовки и переквалификации особенно молодежи на основе потребностей рынка труда, выдача патентов для работников работающих удалено, как самозанятые, таксисты и так далее.
В Узбекистане стоит задача создания и внедрения Единой национальной системы трудовой информации. Она будет интегрирована с базами данных других организаций, чтобы охватить всех работников, включая сотрудников госорганизаций и частных предприятий.
В рамках программы сокращения уровня безработицы будут трансформированы центры занятости и социальной защиты населения.
Будет расширен спектр предоставляемых ими услуг, например, предложение вакансий в других регионах страны или за рубежом, обучение навыкам предпринимательства.
Министерство занятости и трудовых отношений также планирует увеличить до 2021 года долю занятости в официальном секторе до 65,0%. Сейчас она составляет 5,4 млн человек, или около 40,0% экономически активного населения.
Как отметил Президент Республики Узбекистана, что 12,0-15,0%, или 4-5 миллионов населения страны, находится в состоянии бедности, особенно эта касается молодежи. Это означает, что их ежедневный доход не превышает 10-13 тысяч сумов. Сегодня обеспеченность бедной семьи персональными компьютерами в 12 раз меньше, чем у средней семьи по республике, автомобилями - в 11 раз, кондиционерами - в 8 раз, пылесосами - в 4 раза, стиральными машинами - в 4 раза, холодильниками - в 2 раза, телевизорами - в 1,5 раза и мобильными телефонами - в 1,5 раза [14].
Результаты исследования бедности населения особенно среди молодежи в Узбекистане, методы расчеты которого основана на питании, показывают, что 11,4% уровня бедности. Результаты международных критериев показывают, что уровень бедности составляет 9,6%, если учесть черту 3,2 долл. в день, и 36,6%, если учесть черту 5,5 долл. в день. По оценкам Всемирного банка, высокий уровень бедности наблюдается в Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской, Андижанской областях и Республике Каракалпакстан.
Отмечается, что это привело к значительной миграции: одно из пяти лиц мужского пола является международным мигрантом, а каждый третий узбек мужского пола в возрасте от 20 до 24 лет уезжает из страны.
Отмечается, что в Узбекистане потенциал создания рабочих мест, возможно, является самым большим в современном сельскохозяйственном и непроизводственном секторах, но более ограниченным в промышленности
Эти результаты совпадают с заключениями Всемирного банка по инклюзивному диагностированию экономики Узбекистана, где, в частности, отмечается, что наименее обеспеченные домохозяйства больше по размеру по причине большего количества детей и имеют меньшее число работающих взрослых. Не наблюдается существенной разницы в статусе рабочей силы между группами с различным уровнем благосостояния среди мужчин. Однако доля участия в рабочей силе наименее обеспеченных женщин значительно ниже, при том, что главой каждого третьего домохозяйства в первом дециле является женщина. Так, тремя важнейшими факторами, определяющими разницу в доходах, являются: гендерный фактор, наличие высшего образования и сектор занятости (рабочие места в промышленности отличаются наиболее высокой зарплатой).
Данные выводы подтверждают значимость качества и уровня образования, качество занятости, доступа к жилищным и основным коммунально-бытовым условиям в большинстве регионов в решении проблемы малообеспеченности в стране.
22
Таким образом, в Узбекистане разработан проект по содействию занятости, (выпускников колледжей и университетов, молодых женщин и т.д.) посредством оказания помощи правительству Узбекистан в реализации ряда инициатив в области рынка труда.
Проект рассчитан на три года, в течение которых будет осуществлен ряд мероприятий по трем основным направлениям:
1. Поддержка и содействие занятости молодежи посредством активной политики на рынке труда, особенно среди выпускников колледжей и университетов, молодых женщин, возвращающихся трудовых мигрантов и уязвимых групп;
2. Продвижение молодежного предпринимательства и бизнес-стартапов;
3. Расширение возможностей Министерства занятости и трудовых отношений для предоставления услуг по содействию занятости молодежи.
Молодежная безработица сегодня является проблемой не только в Узбекистане, она достигла уровня общемировой и требует скорейшего разрешения. Для ее преодоления важно изучать опыт других стран - как позитивный, так и негативный, объединить усилия правительств всех стран и международных организаций. Негативные последствия сложнейшей ситуации на общемировом молодежном рынке труда при условии не разрешения ситуации в полном объеме сейчас даже трудно предсказать.
В качестве основных целей политики занятости можно выделить:
• обеспечение развития профессионального обучения и переобучения, а также профессионально-квалификационного роста молодежи с учетом современных требований цифровизации и рынка труда. В республике организовываются во всех городах и районных центрах учебные центры по цифровым технологиям на основе передового международного опыта. В этих центрах будут налажены бесплатные курсы по электронной коммерции и программированию, ведению бизнеса в сфере информационных технологий, будет оказываться содействие стартап-проектам. Необходимость поддержки инициатив предпринимателей по организации компьютерных игровых центров, в которых будут представлены тесты, викторины, развивающие стратегии и другие полезные программы, служащие расширению знаний и кругозора детей и молодежи.
• максимальное содействие занятости, желающей трудоустроиться молодежи, гарантирование государством трудоустройства выпускников учебных заведений, находящихся на старте трудовой жизни;
• создание предпосылок для обоснованного выбора молодёжью профессии и места трудовой деятельности с учетом способностей и психофизиологических особенностей личности, профессиональной подготовки, а также потребностей производства;
• предоставление возможностей трудиться учащимся всех видов учебных заведений, желающих работать в свободное от учебы время;
• создание условий для активизации процесса самозанятости молодежи и развитие молодежного предпринимательства. Как отмечено Президентов Республики Узбекистан «Почти 227 тысяч молодых предпринимателей и фермеров, искусных ремесленников вносят весомый вклад в развитие национальной экономики. В стране создаются необходимые условия для их всесторонней поддержки. Говоря об этом, следует отметить, что только в рамках программы «Молодежь - наше будущее» на реализацию 7775 бизнес-проектов молодых предпринимателей выделены кредиты в объеме более 1 триллиона 635 миллиардов сумов, на этой основе создано около 40 тысяч новых рабочих мест.»
Чтобы радикально изменить положение с трудоустройством выпускников учебных заведений, несомненно, было бы полезно сформировать систему профориентации, которая могла бы координировать действия всех заинтересованных структур, а также создать условия для повышения мобильности молодых специалистов.
Относительно занятости молодых женщин трудоустройства женщин. В ближайшие годы во всех районах намечено построить 195 швейно-трикотажных предприятий с использованием сендвич-панелей. Для этих производств отобраны густонаселенные, обладающие большими
трудовыми ресурсами территории. Ожидается, что в результате организации предприятий будет создано более 24 тысяч постоянных рабочих мест для женщин.
Исследование показали, что женщин, желающих работать, намного больше создаваемых рабочих мест, указал на необходимость организации работы в две смены и производить на предприятиях востребованную продукцию.
Президент отметил необходимость трудоустройства представителей не менее 257 тысяч малообеспеченных семей и предоставления кредитов 37 тысячам семьям в рамках программ семейного предпринимательства. Тем не менее нам предстоит еще многое сделать для всесторонней поддержки нуждающихся в социальной защите слоев населения, оказания им квалифицированной медико-социальной помощи, обучения востребованным профессиям и последующего трудоустройства. [14] Практика свидетельствует, что молодежь плохо осведомлена о ситуации на рынке труда и его реальных потребностях.
В заключение необходимо отметить, что проблему трудоустройства молодежи, более полного использования их интеллектуального потенциала можно и нужно решать. Необходимо перейти к гибкой системе подготовки кадров на основе мониторинга и прогнозирования востребованности конкретных профессий во избежание усугубления проблем на молодёжном рынке труда.
Список литературы /References
1. Abdurakhmanov K., 2020. Labour Economics. Theory and practice: textbook: Scientific publishing House IVG. London, United Kingdom., 2020. P. 221.
2. Abdurakhmanov K.Kh., Kudbiev Sh.D., Magroupov A.Yul., 2020. «Human capital basis of development of innovative economy». International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Vol. 24. Issue 04, 2020. ISSN: p. 1475-7192.
3. Abdurakhmanov K.Kh., et al, 2019. Higher education as a significant factor of Uzbekistan's sustainable. «ESPACIOS» ISSN07981015 Венесуэла.
4. Abdurakhmanov K.Kh., Zokirova N.K., 2019. New challenges and priorities of the labor market development in Uzbekistan. Journal RevistaEspacios. Vol. 40 (Number 10). Page 14. «ESPACIOS» № 10/ Caracas, Venezuela. ISSN: 0798 1015/ Number 10, 2019.
5. Abdurakhmanov K.Kh. et al., 2019. Directions of innovative development of Uzbekistan. Scientific journal "National academy of managerial staff of culture and arts herald" УкраинаКиев!SSN: 2409-0506, 2226-3209.
6. Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов американской школы // THESIS, 1994. № 5. С. 227.
7. Becker G.S. Human Capital: a Theoretical and Empirical Analysis. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1964.
8. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, 2020.
9. Долан Э., Линдсей Дж. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. 477 с.
10. Denison E. Trends in American Economic Growth, 1929-1982. Wash.: The Brooking Instituition, 1985.
11. Mahbub ul Haq, Khadija Haq. Human Development in South Asia 2002: Agriculture and Rural Development. Globalisation and human development. Karachi: Oxford University Press, 2002. 180 pp.
12. Мирзиёев Ш.М., 2018. «Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису» 28.12.2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://president.uz/ru/lists/view/2228/ (дата обращения: 21.07.2020).
13. Мирзиёев Ш.М., 2020. «Праздничное поздравление молодежи Узбекистана». 29.06.2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://president.uz/ru/lists/view/3683/ (дата обращения: 21.07.2020).
14. Мирзиёев Ш.М.Единственный путь выйти из пандемии сильными - создание благоприятной среды для малого бизнеса и предпринимательства 08.07.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://president.uz/ru/lists/view/3697/ (дата обращения: 21.07.2020).
15. Mincer J. "Human Capital Responses to Technological Change in the Labor Market," NBER Working Papers 3207, National Bureau of Economic Research, Inc.
16. OECD (2016). Education at a Glance 2016: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.187/eag-2016-en/ (дата обращения: 18.11.2016).
17. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий, 2006 - 2016 (последняя редакция: 30.10.2016). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info/ (дата обращения: 11.11.2016).
18. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или История будущего / Т. Сакайя // Новая индустриальная волна на Западе: Антология /под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 337-371.
19. Sen A. Developmentas Capability Expansion / A. Sen // Griffin, Keithand Knight, Jonh (eds). Human Development and the International Development Strategy for the 1990 s. London. Macmillan, 1990. P. 41-58.
20. Sen A. Idea of Justice.Cambridge. MA: Harvard University Press., 2009.
21. Schultz T.W. Investing in People: The Economics of Population Quality. Berkeley, Calif.: University of California Press, 1981. Р. 149-166.