Научная статья на тему 'Образование как фактор формирования человеческого капитала и экономического роста (на примере Украины)'

Образование как фактор формирования человеческого капитала и экономического роста (на примере Украины) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
698
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РЫНОК ТРУДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Длугопольский Александр Владимирович, Чекаловская Галина Збиславовна

В статье проведено исследование теории человеческого капитала. Раскрыто значение образовательного ресурса в создании человеческого капитала. Охарактеризованы взаимовлияние уровня образования и дохода работников. Выделены основные направления влияния образования на экономический рост государства. Определен ряд рекомендаций, которые позволят обеспечить гарантии сохранения сферы образования как фактора формирования качественного человеческого капитала в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование как фактор формирования человеческого капитала и экономического роста (на примере Украины)»

32

НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ: ТЕОРЕТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА (НАПРИМЕРЕ УКРАИНЫ)

Длугопольский Александр Владимирович

кандидат экономических наук, доцент. Тернопольский национальный экономический университет,

кафедра экономической теории

г. Тернополь, Украина. E-mail: dlugopolsky@mail.ru

Чекаловская Галина Збиславовна

Соискатель степени кандидата экономических наук. Тернопольский национальный экономический университет,

кафедра экономической теории

г. Тернополь, Украина. E-mail: chekal-hal@mail.ru

Аннотация. В статье проведено исследование теории человеческого капитала. Раскрыто значение образовательного ресурса в создании человеческого капитала. Охарактеризованы взаимовлияние уровня образования и дохода работников. Выделены основные направления влияния образования на экономический рост государства. Определен ряд рекомендаций, которые позволят обеспечить гарантии сохранения сферы образования как фактора формирования качественного человеческого капитала в Украине.

Ключевые слова: высшее образование; человеческий капитал; рынок труда; экономический рост; государственные расходы; заработная плата

Код УДК: 37:338.1 (477)

Annotation. The article deals with the problem of human capital theory. The significance of educational resource in the creation of human capital is exposed. The mutual influence of the level of education and the profit of workers is described. The basic ways of influence of education on the economic growth of the state are singled out. The author sets a number of recommendations which will guarantee the sphere of education to remain a factor of forming high-quality human capital in Ukraine.

Keywords: higher education; human capital; labour-market; economic growth; public expenses; wage

Значение человеческого капитала в экономической жизни общества постоянно усиливается, поскольку практически во всех сферах социально-экономической активности определяющая роль принадлежит высококвалифицированным работникам с творческим потенциалом. Сегодня в условиях глобального интенсивного технологического развития образование не только дает возможность овладеть старыми, уже накопленными знаниями, но и способствует получению новых

знаний в процессе труда, а также обеспечивает условия для их производства в будущем.

Многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8] свидетельствуют о том, что человеческий капитал является основным фактором экономического роста и повышения благосостояния населения. Развитие концепции человеческого капитала активизировалось во второй половине XX века в трудах Т. Шульца («Формирование капитала образования» 1960 г., «Инвестиции в человеческий капитал» 1961 г., «Капиталовложения в человеческий капитал: роль образования и научных исследований» 1971 г.), Г. Беккера («Экономическая теория дискриминации» 1957 г., «Человеческий капитал» 1964 г., «Трактат о семье» 1981 г.), М. Блауга («Экономическая теория в ретроспективе» 1962 г., «Экономика образования и образование экономистов» 1987 г.), С. Боулса («Планирование экономических систем в целях экономического роста» 1969 г., «Экономические институты как экологические ниши» 2000 г.) и др. В Украине концепция человеческого капитала получила признание среди ученых сравнительно недавно - в конце 1990-х гг. Такие украинские исследователи, как А. Чухно, А. Гришнова, А. Стефанишин, С. Злупко, В. Куценко, И. Каленюк, В. Антонюк, Г. Прошак и многие другие внесли значительный вклад в популяризацию и развитие данной теории.

Весомый вклад в раскрытие значения образования в экономической жизни общества осуществили классики политической экономии. В частности, значительное влияние на мировую экономическую мысль имела теория А. Смита, который в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» обосновал модель экономического человека и подчеркнул, что время и расходы, понесенные для получения образования, обязательно окупятся ценой труда [1, с. 103], а также утверждал, что способности к образованию составляют основной капитал индивида, так как реализуются в характере его личности. Д. Рикардо одной из причин отставания стран в экономическом развитии считал недостаток образования во всех слоях общества.

Особое внимание образованию оказывал и представитель исторической школы политической экономии Ф. Лист, который утверждал, что нация должна производить духовные знания, ибо именно они запускают механизм производительных сил, тогда как другие блага - только механизм обменных стоимостей [7]. Н.Г. Манкив утверждает, что «человеческий капитал формируют знания и квалификация, которые работники получают через образование - от начальных детских программ до профессиональной подготовки на рабочем месте» [2, с.144].

Т. Шульц подчеркивал, что человек приобретает качество капитала не сразу после рождения, а только после определенной «обработки». Ученый подсчитал, что расходы на образование в США в 1900 г. составляли только 4% накопленного физического капитала, а в 1956 г. они выросли до 28% [3, с. 395]. По мнению Г. Беккера [8], человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, профессиональную подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиски информации про цены и доходы.

Украинские ученые В. Куценко и Г. Евтушенко определяют человеческий капитал как «совокупность знаний, способностей и квалификаций, а также способность квалифицированной рабочей силы создавать прибыль» [9]. Р. Капелюшников рассматривает человеческий капитал как «запас знаний, способностей, что есть у каждого», которые «составляют капитал, поскольку формирование их требует отвлечения средств за счет текущего потребления, но при этом они становятся источником повышения производительности и заработков в будущем» [4]. Таким образом, российскими и украинскими учеными делается акцент на обязательной потенциальной возможности использования «накопленного запаса знаний, навыков в сфере общественного производства», их взаимодействии, поскольку, как отмечает С. Дятлов, «рост производительности труда и эффективность производства влияют на рост доходов индивидов» [5].

Понятие «человеческий капитал» обозначает не только осознание решающей роли человека в

экономической системе общества, но и признание необходимости инвестирования в человека, повышает его производительные способности, т.е. способствует развитию его как работника. Основным видом таких инвестиций являются расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы и т.д. [6, с.31-38]. Так, по свидетельству американских ученых [10], 70% богатства США создается благодаря человеческому капиталу. Уже во второй половине XX в. на подготовку научно-технического работника в США уходило около 800 тыс. дол. США, что подтверждает рост значения развития образования работника как важной инвестиционной формы общества.

На современном этапе образование становится элементом стратегии экономического роста, а содействие ему и его прогнозирование вошло в практику государственного регулирования всех развитых стран мира. В странах Запада экономическое обоснование образовательной экспансии проходило сразу по нескольким направлениям. Прежде всего, это признание роли специалистов высокой квалификации в процессе экономического развития, как отдельного предприятия, так и страны в целом. Их недостаток приводит к возникновению в экономике «проблемных звеньев», что негативно отражается на темпах роста. Поэтому во всех развитых странах, начиная с 1960-х гг., возрастали роль и значение образования и профессиональной подготовки в системе национальных приоритетов, обосновывался перевод этой сферы на качественно новый уровень материального и кадрового обеспечения. Эта цель была достигнута в результате скачка доли расходов на образование в отношении национальных доходов этих стран.

Общепризнанно, что высококвалифицированные кадры являются самым динамичным элементом производственной системы: они продуцируют новые идеи, способствуют скорейшему внедрению в практику научных открытий, то есть темпы научно-технического прогресса во многом зависят именно от них. Одним из важнейших стимулов развития образования стала его трактовка как производителя человеческого капитала и фактора социально-экономического роста. Повышение уровня образования работников приводит к росту их заработков и повышает шансы на трудоустройство (табл. 1).

Таблица 1

Уровень экономической активности, занятости и безработицы в зависимости от уровня

образования и пола в Украине в 2011 году, %

Уровень образования Уровень экономической активности Уровень занятости Уровень безработицы

женщины мужчины женщины мужчины женщины мужчины

Всего 58,5 70,7 54,5 64,4 6,8 8,8

В том числе имеют образование:

- полное высшее 74,6 83,9 70,1 77,6 6,0 7,5

- базовое высшее 48,5 55,3 39,5 43,1 18,5 22,0

- неполное высшее 66,9 78,2 62,5 72,1 6,6 7,8

- полное среднее 53,3 71,0 49,2 64,2 7,7 9,6

Уровень образования Уровень экономической активности Уровень занятости Уровень безработицы

женщины мужчины женщины мужчины женщины мужчины

- базовое среднее 33,1 43,7 31,5 40,0 5,0 8,4

- начальное или не имеют образования 14,2 12,9 14,2 12,7 0,5 0,5

Источник: Економ1чна активнють населения Украши 2011 [11]

Из табл. 1 видно, что в условиях развития экономики Украины высшее образование усиливает конкурентные позиции работников. Прослеживается следующая закономерность: чем выше образовательный уровень населения, тем выше экономическая активность, занятость и ниже уровень безработицы. В 2011 г. «выигрыш» лиц с высшим образованием по сравнению с теми, кто имел среднее, составил, с точки зрения участия в рабочей силе, для женщин около 21,3% (74,6% против 53,3%), для мужчин - 12,9%. С точки зрения улучшения перспектив занятости женщин -20,9% (70,1% против 49,2%), мужчин - 13,4%. С точки зрения сокращения риска безработицы -1,7% (7,7% против 6,0%) и 2,1% для женщин и мужчин соответственно. Таким образом, уровень образования существенно усиливает конкурентные позиции работников на рынке труда.

В развитых странах Запада аксиомой является факт, что сфера высшего образования способна служить базисом экономических достижений. Это подтверждают данные Всемирного экономического форума и Отчета о глобальной конкурентоспособности [12]. Качество высшего образования и подготовки кадров расцениваются Всемирным экономическим форумом как имеющие решающее значение для современной высокотехнологичной экономики. Глобализированная экономика XXI в. требует тысячи хорошо образованных работников, которые способны быстро адаптироваться к изменению в производственных и информационных процессах. Охват населения высшим и профессиональным образованием также является важным показателем для определения уровня и перспектив развития бизнеса в каждой стране. При оценке эффективности профессионального образования в расчет принимается также функционирование в стране непрерывной системы получения и повышения квалификации непосредственно на рабочем месте.

Группа стран-лидеров по этим критериям представлена Швейцарией, Сингапуром, Финляндией, Швецией, Нидерландами (табл. 2).

Таблица 2

Рейтинг стран по индексу глобальной конкурентоспособности

Страна Рейтинговое место по индексу глобальной конкурентоспособности Рейтинговое место по индикатору «Высшее образование и профессиональная подготовка»

Швейцария 1 3

Сингапур 2 2

Страна Рейтинговое место по индексу глобальной конкурентоспособности Рейтинговое место по индикатору «Высшее образование и профессиональная подготовка»

Финляндия 3 1

Швеция 4 7

Нидерланды 5 6

Германия 6 5

США 7 8

Великобритания 8 16

Гонконг 9 22

Япония 10 21

Россия 67 52

Украина 73 47

Источник: The Global Competitiveness Report 2012-2013 [12]

Фактически все страны первой десятки общего рейтинга экономического развития попали в топ-лист по индикатору «Высшее образование и профессиональная подготовка». Украина же в этом рейтинге среди 144 стран-участниц оказалась на 73 месте - отчет 2012-2013 гг. (в предыдущем периоде она занимала 74 место из 142 стран-участниц). Ситуация в системе образования Украины характеризуется следующими проблемными факторами:

1. Качество образования не соответствует ожиданиям работодателей. Уровень выпускников украинских вузов и ожидаемый уровень квалификации молодых специалистов существенно отличаются. Согласно результатам «Опрос руководителей в 2011 г.», каждый пятый работодатель считает низкий уровень квалификации рабочей силы главным проблемным фактором для собственного бизнеса, 6% респондентов - наиболее проблемным [13].

2. Количество выпускников не соответствует потребностям экономики. На рынке труда имеется дефицит специалистов определенных профессий (например, технических специальностей) и относительный избыток других (например, экономических и юридических специальностей).

3. Система образования не развивает важных для конкурентоспособности работников навыков.

4. Недофинансирование отрасли. В последние годы из государственного и местных бюджетов на образование выделялось около 7% ВВП Украины. Для сравнения, в странах ОЭСР на образование тратится в среднем 4,6% ВВП, в странах ЕС-27 - 5,07% ВВП, в ЕС-15 - 4,97% ВВП.

Однако в Украине большая часть средств, выделяемых из бюджета на образование, тратится на оплату труда и коммунальные платежи (по оценкам экспертов, доля этих расходов составляет более 70%). Инвестирование в улучшение материально-технической базы и инновации происходит по остаточному принципу. Решение этой проблемы возможно при условии проведения рациональной государственной политики на рынке труда, направленной на повышение квалификационного уровня рабочей силы. Для этого принята «Стратегия демографического развития Украины на 20062015 гг.», в которой предусмотрены обеспечение роста эффективности государственной политики занятости, сбалансирование структуры подготовки кадров в соответствии с требованиями рынка, координация государственных целевых программ развития образования и обеспечение других благоприятных условий для формирования трудового потенциала.

Решение проблем активизации развития человеческого капитала нужно начинать с распространения в обществе идей теории человеческого капитала и практики их реализации. Решающая роль в этом принадлежит государству. Учеными доказаны такие направления активного влияния на экономический рост [6]:

1. Образование и профессиональная подготовка делают продуктивным труд каждого отдельного человека. Доказательством этому является тесная корреляция между уровнем образования работников и их заработками, которая подтверждена статистическими данными. Образование или увеличивает производительность работника на данном рабочем месте, или делает его способным к такой работе, результаты которой представляют высшую ценность и которая поэтому лучше оплачивается. Следовательно, рост квалификации и уровня образования экономически активного населения повышает производительность труда в экономике.

2. Образование развивает в человеке деловые навыки и предприимчивость. В западной литературе это явление названо «распределительным эффектом образования». Рабочая эффективность связана со способностью выполнять определенный круг задач, распределительная эффективность связана со способностью принимать правильные решения. Образование повышает чувствительность людей к новым научным идеям и техническим разработкам, в связи с чем сокращается лаг времени между открытием и его широким применением. Сокращая время распространения научно-технических открытий, образование повышает общественную производительность труда, стимулирует экономический рост.

3. Третье направление заключается в том, что образование увеличивает не только скорость, с которой распространяются открытия, но и скорость, с которой они осуществляются. Это объясняется тремя причинами: во-первых, дальнейшее развитие науки и техники немыслимо без высококвалифицированных ученых, исследователей и инженеров, которые являются генераторами идей и от которых зависит практическая реализация совершенных открытий. Во-вторых, значительная часть научных разработок осуществляется в учебных заведениях. В-третьих, нередко идеи совершенствования технологий и организации производства рождаются непосредственно на рабочем месте. Если образование и профессиональная подготовка развивают новаторские способности работника, делают его изобретательным и инициативным, то это также способствует техническому прогрессу. Ускорение темпов научно-технического прогресса повышает общественную производительность труда.

Итак, вклад образования в экономический рост осуществляется по следующим направлениям: оно наделяет рабочую силу продуктивными знаниями, способствует наращиванию новых знаний, стимулирует процесс продуцирования новых идей. В наше время люди рассматриваются не как трудовые ресурсы, а как владельцы человеческого капитала. Соответственно, на рынке труда присутствует не сам человек, и даже не его капитал, а услуги человеческого капитала. Возможность предоставлять услуги является производной от размера и качества человеческого капитала. Таким образом, теория человеческого капитала позволяет измерить эффективность образования и

профессиональной подготовки на различных уровнях.

На личностном уровне эффективность инвестиций в образование определяется увеличением доходов человека в результате обучения, на микроэкономическом уровне - ростом предельного продукта, прибыли, или (для неприбыльных организаций) - улучшением качества работы, расширением сферы деятельности; на мезо- и макроэкономическом уровне - ростом национального дохода.

В развитых странах государство исходит из того факта, что чем лучше образовательная подготовка рабочей силы, тем выше ее роль в производстве, тем меньше в стране социальных проблем, связанных с безработицей, бедностью, преступностью и т.д. Важное значение имеет и профессиональная подготовка на предприятиях, приобретение производственного опыта. Это особенно важно при поиске первой работы для предотвращения безработицы среди молодежи. Отсутствие опыта работы сильно уменьшает конкурентоспособность потенциального работника, иногда становится очень серьезной преградой при трудоустройстве. Для смягчения социальной напряженности в молодежной среде и создания возможности реализации человеческого капитала в развитых странах используются различные методы.

Например, во Франции используется система профессионального обучения, в Германии -система ученичества. В США возникла так называемая концепция подготовки к трудовой жизни, призванная обеспечить безболезненный переход учащегося из школы в мир труда. Это многоступенчатая программа, охватывающая все уровни школьного образования: от знакомства с миром профессий в младших классах к овладению основами двух-трех специальностей - в старших. Особый упор делается на ознакомление с особенностями трудовой жизни, на получение навыков поведения на рынке труда. В Японии, в отличие от других стран, в рамках общей стратегии «пожизненного найма», основной формой профессионального образования является подготовка работника непосредственно на предприятии.

Образование положительно влияет на рынок труда не только потому, что повышает конкурентоспособность работников, но потому, что она аккумулирует потенциально незанятую молодежь. Государства многих стран сознательно проводят политику, направленную на продолжение продолжительности обучения. Следовательно, развитие образования и профессиональной подготовки способствует решению таких важных задач социально-экономического развития, как ускорение темпов экономического роста, смягчение неравенства в распределении личных доходов, повышение качества национальной рабочей силы (следовательно, конкурентоспособности экономики), непосредственное уменьшение безработицы и предупреждение ее в будущем. Все это активно способствует человеческому развитию.

Современное образование в Украине должно обеспечить:

• высокий уровень общей грамотности населения (в том числе, технической и технологической);

• необходимый уровень знаний и понимания в сфере национальной культуры;

• возможность каждому гражданину получить такую профессиональную подготовку, которая дала бы возможность достичь конкурентоспособности на рынке труда и достойного уровня жизни;

• достаточный уровень образованности населения в жизненно важных вопросах личного существования и развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов: в 2 т. / А. Смит. - М.: Изд-во «Наука», 1993. - Т. 1. Кн. 1-3. - 569 с.

2. Манив, Н.Г. Макроекономша: пщручник для Украши / Н.Г. Манив. - К.: Основи, 2000. - 588 с.

3. Мочерний, С.В. 1стор1я економ1чних учень: (сучасна економ1чна думка): навч. поабн. / С.В. Мочерний, М.В. Довбенко. - Льв1в: Новий свгг, 2005. - 488 с.

4. Бендасюк, О.О. Людський каттал як основний фактор економ1чного розвитку / О.О. Бендасюк // Украша: аспекти пращ. - 2003. - № 6.

5. Щетинина, В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки / В. Щетинина // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №12. - С. 42—49.

6. Гршнова, О.А. Ефективнють освгги як чинник мотивацп швестицш в людський каттал / О. А. Гршнова // Регюнальш перспективи. Науково-практичний журнал. - 2002. - № 3-4. - С. 69— 72.

7. Фридрих Лист. Национальная система политической экономии // Русское самодержавие. Прошлое и будущее монархии в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.samoderjavie.ru/list.

8. Becker, G.S. Assortative Mating in Marriage Markets / G.S.Becker // Becker, G.S. A Treatise on the Family. Ch.4. - London: Harvard University Press, 1991. - Pp. 108—134.

9. Куценко, B.I. Людський капггал як фактор сощального захисту населения: проблеми змщнення / B.I. Куценко, Г.1. Евтушенко // Зайнятють та ринок пращ: м1жвщомчий. наук. зб. -1999. - № 10. - С. 136—145.

10.Human Capital Trends 2012 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.deloitte.com/view/ en_US. -Назва з екрану.

11.Економ1чна активнють населения Украши 2011: стат. зб1рник / державна служба статистики Украши. - К., 2012. - 207 с.

12.The Global Competitiveness Report 2012-2013 [Electronic resource]. - Access mode: http:// www.gcr.weforum.org. -Назва з екрану.

13.3вгг про конкурентоспроможнють регюшв Украши 2011: назустр1ч економ1чному зростанню i процвгганню. - К: Фонд «Ефективне управл1ння», 2012. - 202 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.