Научная статья на тему 'Развитие человеческого капитала как фактор трансформации подготовки управленческих кадров'

Развитие человеческого капитала как фактор трансформации подготовки управленческих кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человеческий капитал / подготовка управленческих кадров / готовность к инновационной деятельности / профессиональной подготовки / дополнительное профессиональное образование. / human capital / management training / vocational training transformation / vocational education system / readiness for innovation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. В. Костюк, Т. С. Панина, Е. А. Пахомова

Статья посвящена определению перспектив подготовки управленческих кадров в условиях динамичных социально-экономических изменений, происходящих на всей территории Российской Федерации. Авторы подчеркивают, что проблема эффективного управления активно разрабатывается в русле социально-экономических наук и имеет широкий спектр научно обоснованных вариантов оптимизации данного процесса. Но вместе с тем, несмотря на множество научных и прикладных исследований, посвященных различным аспектам управления, задача подготовки управленческих кадров, обладающих способностью и готовностью к осуществлению деятельности в высокодинамичных условиях современного общества, диктует необходимость постоянного обновления имеющегося опыта на теоретическом и прикладном уровнях. Целью статьи является определение задач, требующих первоочередного решения в аспекте междисциплинарной разработки научной проблемы оптимизации подготовки управленческих кадров, обладающих способностью и готовностью к осуществлению деятельности в высоко динамичных условиях современного общества, а также обоснование перспективных направлений в поиске способов их оптимального решения. Результаты анализа позволили определить первоочередные задачи и концептуальные основания путей их решения в направлении трансформации подготовки управленческих кадров в системе дополнительного профессионального образования. Подчеркнуто, что именно система дополнительного профессионального образования позволяет гибко реагировать на происходящие изменения и требования внешней среды, характеризуясь одновременной повышенной гибкостью относительно индивидуальных запросов обучающихся. Научная новизна статьи определяется учетом неоднородности предмета профессиональной деятельности менеджера с одновременной его целостностью. При таком подходе компоненты предмета де-ятельности менеджера преломляются квалификационным уровнем управленческой компетентности, который акцентирует приоритетные стороны предмета деятельности непосредственно в реализации профессиональной деятельности. Обосновано, что любой аспект управленческой деятельности потенциально, прямо или косвенно, связан с развитием человеческого капитала, то есть управленческая деятельность должна включаться в систему формирования человеческого капитала в качестве ее основного элемента, одновременно расширяя ее и взаимоувязывая остальные элементы, в число которых включены субъекты деятельности; субъекты формирования человеческого капитала; особенности взаимодействия субъектов деятельности и субъектов формирования человеческого капитала в определенных социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. В. Костюк, Т. С. Панина, Е. А. Пахомова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL AS A FACTOR IN TRANSFORMATION OF MANAGEMENT TRAINING

The article observes determination of prospects for training of managerial personnel in the context of dynamic socio-economic changes taking place throughout the territory of the Russian Federation. The authors emphasize that the problem of effective management is being actively developed in line with the socio-economic sciences and has a wide range of scientifically based options for optimizing this process. But at the same time, despite the many scientific and applied research dedicated to various aspects of management, the task of training management personnel with the ability and willingness to carry out activities in the highly dynamic conditions of modern society dictates the need to constantly update existing experience levels. The task of the article is to identify tasks that require priority solution in the aspect of interdisciplinary development of the scientific problem of optimizing the training of managerial personnel with the ability and willingness to carry out activities in highly dynamic conditions of modern society, as well as the rationale for promising areas in finding ways to optimally solve them. The results of the analysis made it possible to determine the priorities and conceptual foundations of their solutions in the direction of transforming the training of managerial personnel in the system of continuing professional education. It is emphasized that it is the system of additional professional education that allows to respond flexibly to the changes and environmental requirements, being characterized by simultaneous increased flexibility regarding the individual needs of students. The scientific novelty of the article is determined by taking into account the heterogeneity of the subject of the professional activity of the manager with its simultaneous integrity. With this approach, the components of the subject of the manager’s activity are refracted by the qualification level of managerial competence, which emphasizes the priority aspects of the subject of the activity directly in the implementation of the professional activity. It is substantiated that any aspect of management activity is potentially, directly or indirectly, related to the development of human capital, that is, management activities should be included in the system of human capital formation as its main element, while expanding it and interconnecting other elements, including: stakeholders; subjects of human capital formation; peculiarities of interaction between stakeholders and subjects of human capital formation in certain socio-economic conditions.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческого капитала как фактор трансформации подготовки управленческих кадров»

References

1. Batyukova Z.I. Sravnitel'noe obrazovanie v kontekste mezhdunarodnyh sravnitel'nyh issledovanij. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2010; № 3: 41 - 46.

2. Vul'fson B.L. Mirovoe obrazovatel'noe prostranstvo v zerkale sravnitel'noj pedagogiki. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2012; № 1 (4): 27 - 42.

3. Vul'fson B.L. Sravnitel'naya pedagogika: aktual'nye voprosy teorii i metodologii. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2011; № 1: 117 - 130.

4. Dzhurinskij A.N. Konceptualizaciya sravnitel'noj pedagogiki. Pedagogika. 2018; № 1: 111 - 121.

5. Dudko S.A. Osobennosti metodologii sovremennyh sravnitel'no-pedagogicheskih issledovanij v Rossii i Francii. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2018; № 1 (46): 60 - 71.

6. Brazhnik E.I. Stanovlenie irazvitie integracionnyh processov v sovremennom evropejskom obrazovanii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2002.

7. Orehova E.Ya., Orehov A.I. Novye metodologicheskie podhody v pedagogicheskih issledovaniyah. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2015; № 1-1. Available at: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=18114

8. Tagunova I.A. Metodologiya sravnitel'nyh pedagogicheskih issledovanij. VestnikRGNF. 2013; № 3: 170 - 178.

9. Najt Dzh.R. Impul's postmodernizma. Filosofiya i obrazovanie. Sankt-Peterburg, 2000; Glava 5: 86 - 96.

10. Najt Dzh.R. Sovremennye teorii obrazovaniya. Filosofiya i obrazovanie. Sankt-Peterburg, 2000; Glava 6: 96 - 134.

11. De Grauwe A. Contextes et comparaisons. De la nécessité de comparer ce qui est apparemment incomparable. L'éducation comparée aujourd'hui. 2010; № 3: 93 - 112.

12. Maroy Ch. Contextes, niveaux et médiations dans une recherche comparative internationale. Quelques réflexions à partir de la recherche européenne Reguleduc. L'éducation comparée aujourd'hui. 2010; № 3: 143 - 169.

13. Meuris G., De Cock G. L'éducation comparée. Essai de bilan et projets d'avenir. Paris, Bruxelles: De Boeck&Larcier, 1997.

14. Perez S., Groux D. & Ferrer F. Éducation comparée et éducation interculturelle: éléments de comparaison. Dasen Pierre R. et Perregaux Christiane, Pourquoi des approches interculturelles en sciences de l'éducation, 2002: 49 - 65.

15. Rodrigues T. L'accès à l'enseignement supérieur en Europe - Analyse comparée des systèmes d'accès à l'enseignement supérieur et de leur management. Thèse de doctorat en Gestion et management. Université Paris-Saclay, 2018.

16. Brazhnik E.I. Osobennosti metodologii sravnitel'nyh pedagogicheskih issledovanij. Pis'ma v 'Emissiyu. Offlajn: 'Elektronnyjnauchnyjzhurnal. 2005; № 1. ART 975. Available at: http://www.emissia.org/offline/2005/975.htm

17. Sprigale A. Education comparée et anthropologie comparée. L'éducation comparée: mondialisation et spécificités francophones. Paris, 1999: 55 - 63.

18. Welch A. Diaspora/Reaspora. La place du lien en éducation comparée. L'éducation comparée aujourd'hui. 2010; № 3: 195 - 244.

19. Regnault E. «L'éducation comparée entre approche pragmatique et approche compréhensive.» Strasbourg: Université de Strasbourg, Faculté des Sciences de l'éducation, 2015)

20. Resnik J. Introduction. L'éducation comparée aujourd'hui. 2010; № 3: 7 - 44.

Статья поступила в редакцию 15.04.20

УДК 378

Kostyuk N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), E-mail:kostuk1978@mail.ru Panina T.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Kuzbass State Technical University of T.F. Gorbachev (Kemerovo, Russia), E-mail: panina1510@mail.ru Pahomova E.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian State Vocational Pedagogical University (Kemerovo, Russia), E-mail: pahom_ea@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL AS A FACTOR IN TRANSFORMATION OF MANAGEMENT TRAINING. The article observes determination of prospects for training of managerial personnel in the context of dynamic socio-economic changes taking place throughout the territory of the Russian Federation. The authors emphasize that the problem of effective management is being actively developed in line with the socio-economic sciences and has a wide range of scientifically based options for optimizing this process. But at the same time, despite the many scientific and applied research dedicated to various aspects of management, the task of training management personnel with the ability and willingness to carry out activities in the highly dynamic conditions of modern society dictates the need to constantly update existing experience levels. The task of the article is to identify tasks that require priority solution in the aspect of interdisciplinary development of the scientific problem of optimizing the training of managerial personnel with the ability and willingness to carry out activities in highly dynamic conditions of modern society, as well as the rationale for promising areas in finding ways to optimally solve them. The results of the analysis made it possible to determine the priorities and conceptual foundations of their solutions in the direction of transforming the training of managerial personnel in the system of continuing professional education. It is emphasized that it is the system of additional professional education that allows to respond flexibly to the changes and environmental requirements, being characterized by simultaneous increased flexibility regarding the individual needs of students. The scientific novelty of the article is determined by taking into account the heterogeneity of the subject of the professional activity of the manager with its simultaneous integrity. With this approach, the components of the subject of the manager's activity are refracted by the qualification level of managerial competence, which emphasizes the priority aspects of the subject of the activity directly in the implementation of the professional activity. It is substantiated that any aspect of management activity is potentially, directly or indirectly, related to the development of human capital, that is, management activities should be included in the system of human capital formation as its main element, while expanding it and interconnecting other elements, including: stakeholders; subjects of human capital formation; peculiarities of interaction between stakeholders and subjects of human capital formation in certain socio-economic conditions.

Key words: human capital, management training, vocational training transformation, vocational education system, readiness for innovation.

Н.В. Костюк, д-р пед. наук, проф., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: kostuk1978@mail.ru Т.С. Панина, д-р пед. наук, проф., Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово, E-mail: panina1510@mail.ru

Е.А. Пахомова, д-р пед. наук, доц., проф., Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Кемерово, E-mail: pahom_ea@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Статья посвящена определению перспектив подготовки управленческих кадров в условиях динамичных социально-экономических изменений, происходящих на всей территории Российской Федерации. Авторы подчеркивают, что проблема эффективного управления активно разрабатывается в русле социально-экономических наук и имеет широкий спектр научно обоснованных вариантов оптимизации данного процесса. Но вместе с тем, несмотря на множество научных и прикладных исследований, посвященных различным аспектам управления, задача подготовки управленческих кадров, обладающих способностью и готовностью к осуществлению деятельности в высокодинамичных условиях современного общества, диктует необходимость постоянного обновления имеющегося опыта на теоретическом и прикладном уровнях. Целью статьи является определение задач, требующих первоочередного решения в аспекте междисциплинарной разработки научной проблемы оптимизации подготовки управленческих кадров, обладающих способностью и готовностью к осуществлению деятельности в высоко динамичных условиях современного общества, а также обоснование перспективных направлений в поиске способов их оптимального решения. Результаты анализа позволили определить первоочередные задачи и концептуальные основания путей их решения в направлении трансформации подготовки управленческих кадров в системе дополнительного профессионального образования. Подчеркнуто, что именно система дополнительного профессионального образования позволяет гибко реагировать на происходящие изменения и требования внешней среды, характеризуясь одновременной повышенной гибкостью относительно индивидуальных запросов обучающихся. Научная новизна статьи определяется учетом неоднородности предмета профессиональной деятельности менеджера с одновременной его целостностью. При таком подходе компоненты предмета де-

ятельности менеджера преломляются квалификационным уровнем управленческой компетентности, который акцентирует приоритетные стороны предмета деятельности непосредственно в реализации профессиональной деятельности. Обосновано, что любой аспект управленческой деятельности потенциально, прямо или косвенно, связан с развитием человеческого капитала, то есть управленческая деятельность должна включаться в систему формирования человеческого капитала в качестве ее основного элемента, одновременно расширяя ее и взаимоувязывая остальные элементы, в число которых включены субъекты деятельности; субъекты формирования человеческого капитала; особенности взаимодействия субъектов деятельности и субъектов формирования человеческого капитала в определенных социально-экономических условиях.

Ключевые слова: человеческий капитал, подготовка управленческих кадров, готовность к инновационной деятельности, профессиональной подготовки, дополнительное профессиональное образование.

Динамичность социально-экономических изменений, происходящих как в России, так и во всем мировом пространстве, акцентировала проблему подготовки управленческих кадров. «Эффективное управление» как социальный, социально-экономический, социально-психологический и т.д. феномен активно разрабатывается сегодня в русле соответствующих научных парадигм, каждая из которых предлагает разнообразный спектр научно обоснованных способов оптимизации данного процесса. Особое внимание уделяется и научной разработке аспектов профессиональной эффективности менеджера как субъекта управленческой деятельности. Однако, несмотря на множество научных и прикладных исследований, посвященных различным аспектам управления, задача подготовки управленческих кадров, обладающих способностью и готовностью к осуществлению деятельности в высокодинамичных условиях современного общества, диктует необходимость постоянного обновления имеющегося опыта на теоретическом и прикладном уровнях.

Цель статьи - обозначение перечня первоочередных задач в контексте междисциплинарной разработки научной проблемы трансформации профессиональной подготовки управленческих кадров как условия повышения их профессиональной эффективности. Эффективный менеджер характеризуется способностью и готовностью к деятельности в высокодинамичных условиях современного общества, а также обоснование перспективных направлений в поиске способов их оптимального решения.

Концепция. При определении и описании задач, требующих первоочередного решения в контексте проблемы трансформации подготовки управленческих кадров в современных условиях, логично возникла необходимость в обосновании концептуальной платформы. Предлагаемая концепция построена на тезисе о том, что трансформация профессиональной подготовки управленческих кадров изначально должна происходить в системе дополнительного профессионального образования. Именно система дополнительного профессионального образования обладает условиями, которые позволяют гибко реагировать на динамику и требования внешней среды, одновременно оставаясь гибкой относительно индивидуальных запросов обучающихся.

Сформулированная концепция была ранее описана авторами в работах, посвященных проблемам подготовки управленческих кадров в системе дополнительного и высшего профессионального образования. Тем не менее для понимания сути анализируемой проблемы следует обратиться к ее ключевым позициям.

Итак, рассматривая систему дополнительного профессионального образования как оптимальную среду для запуска процессов трансформации подготовки управленческих кадров, необходимо учитывать неоднородность предмета профессиональной деятельности менеджера. «Вне зависимости от уровня управленческой компетентности профессионал имеет дело и со стратегией, и со структурой организации, и с человеческими ресурсами. Данные, составляющие предмет деятельности менеджера, преломляются квалификационным уровнем управленческой компетентности (должностными функциями и обязанностями), который акцентирует приоритетные стороны предмета деятельности, сохраняя, тем не менее, его неоднородность и целостность. Соответственно, с одной стороны, управленец ориентирован на внешние факторы действительности, в соответствии с которыми определяются стратегии и тактики управления, происходит управление структурными изменениями, диверсификацией в организации и на предприятиях» [1, с. 44]. Но одновременно с этим любой аспект управления профессиональной деятельностью связан с неизбежностью выстраивания взаимодействия с остальными субъектами трудовых отношений, что происходит в русле таких процессов, как управление человеческими ресурсами, формирование и развитие человеческого капитала. Таким образом, представленная позиция выступает в роли генеральной идеи, положенной в основу последующих научных изысканий по трансформации профессиональной подготовки управленческих кадров [1].

Ключевыми факторами внешней среды, которые обусловливают ориентиры деятельности управленца на разных уровнях управленческой иерархии, но особенно среднего и высшего звена, становятся процессы федерального и регионального значения и изменения, связанные с ними. Процессы, имеющиеся здесь в виду, это все те процессы, которые протекают в приоритетных для страны направлениях, нацеленных на осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, обозначенного Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Это демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура,

малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт [2]. На основании выделенных направлений на федеральном уровне разработаны национальные проекты и программы, реализация которых должна обеспечить достижение поставленных целей.

Цели, задачи и содержание указанного документа ставят акцент не только и не столько на «прорывном развитии» собственно России, сколько на научно-технологическом и социально-экономическом развитии страны, в основе которого лежит развитие человеческого капитала как совокупности сущностных сил субъектов социально-экономической деятельности, включающей их квалификацию, мотивы, интересы, идеалы и ценности, культуру, образование и т.д.

В сложившихся условиях субъекты Российской Федерации, следуя Указу Президента, должны обеспечить развитие приоритетных направлений в регионах с учетом специфики регионального пространства как пространства особого взаимодействия территориальных, экологических, экономических, социальных, культурных и др. факторов и структур. Так, например, в Кемеровской области разработана и принята к реализации Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года, стратегической целью которой является «обеспечение опережающих темпов развития и конкурентоспособности экономики и социальной сферы, а также достижение лидирующих позиций по качеству жизни населения и уровню развития человеческого капитала» [3].

Представленные факты подчеркивают актуальность и обосновывают необходимость научной разработки проблемы развития человеческого капитала в современных условиях как основы реализации процессов прорывного развития страны на каждом уровне (федеральном, региональном, муниципальном), а собственно «развитие человеческого капитала» выступает в качестве внешнего фактора, определяющего целевые ориентиры деятельности управленца в каждой сфере жизнедеятельности региона (социальная сфера, экономика, инфраструктура и т.д.) [3; 4].

Следующим основанием трансформации подготовки управленческих кадров выступает собственно функционирование объективно существующей системы развития (формирования) человеческого капитала. В число элементов данной системы входят:

• граждане Российской Федерации, выступающие в определенных ситуациях в разных социальных ролях, - как субъекты деятельности;

• семья, социальные институты, включая образовательные организации разного уровня, предприятия реального сектора экономики, инфраструктура рынка, рынок труда и т.д. - как субъекты формирования человеческого капитала;

• особенности взаимодействия (формы, способы, механизмы, результаты и т.п.) субъектов деятельности и субъектов формирования человеческого капитала в определенных социально-экономических условиях.

Теоретический анализ позволяет утверждать, что именно тогда, когда управленческая деятельность оказывается включенной в систему развития человеческого капитала в качестве ее (системы) основного элемента, происходит расширение системы с одновременным взаимоувязыванием остальных, представленных в системе элементов.

Только такое эффективное функционирование системы развития человеческого капитала, обеспеченное включением в качестве основного элемента -элемента «управленческая деятельность», способно обеспечить оптимальность достижения стратегических целей и решение поставленных задач каждого уровня [1].

Далее вернемся к цели данной статьи, а именно к определению перечня первоочередных задач в контексте оптимизации профессиональной подготовки управленческих кадров. В качестве таковых определим следующие: систему оценки качества профессионального и высшего образования, формирование готовности управленческих кадров к инновационнной деятельности и собственно трансформацию процесса подготовки менеджеров.

При этом очевидно, что третья задача неразрывно пересекается с первой и второй. Но в контексте заявленной темы эта задача акцентирована сознательно. В данном случае речь идет о подготовке управленческих кадров высшего звена, так как именно этот уровень менеджмента и включает в себя функции, связанные с развитием человеческого капитала территории [1].

Решение задачи развития системы оценки качества образования позволяет обеспечивать гибкость непрерывного образовательного процесса: корректировать задачи, трансформировать формы и содержание в соответствии с результатами оценивания. Организации профессионального образования, как было отмечено выше, выступают здесь в роли субъектов формирования человеческого капитала.

Решение задачи формирования готовности управленческих кадров к инновационной деятельности предполагает развитие таких личностных и профессиональных качеств субъекта, которые позволят обеспечить персональную трансформацию в соответствии с условиями профессиональной деятельности, также подверженным трансформации. Эту задачу необходимо решать на уровнях среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования, что обеспечит жизнедеятельность региона (страны) квалифицированными управленческими кадрами, менеджерами с компетентностью разного уровня в управлении развитием человеческого капитала.

Пути и способы решения задач. Оценка качества профессионального образования как основы корректировки его задач, трансформации форм и содержания наиболее оптимально выстраивается в интеграции системного, деятель-ностного и интегративно-модульного подходов как особой формы теоретической и практической деятельности [5; 6].

Готовность выпускников образовательных организаций к профессиональной деятельности в контексте развития человеческого капитала выступает, с одной стороны, в качестве характеристики элемента системы развития человеческого капитала, а именно - субъекта профессиональной деятельности. С другой стороны, как было подчеркнуто выше, субъект профессиональной деятельности, вступая в трудовые отношения, становится частью предмета деятельности управленца. Коме того, необходимо учитывать влияние на оценку условий и результатов образовательной деятельности субъективного восприятия участников образовательного процесса: обучающихся (будущих выпускников) и их родителей, сочетающих характеристики потребителей образовательных услуг и представителей общественности [7]. Таким образом, представляется целесообразным применять для оценки качества профессионального образования следующие методы и методики:

• мониторинг удовлетворенности потребителей образовательных услуг деятельностью образовательных организаций;

• методику построения рейтинга образовательных организаций;

• методику подсчета комплексного индекса конкурентоспособности образовательной организации.

Необходимо подчеркнуть, что заявленные методики успешно апробированы в деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования в ходе ряда научных исследований [8; 9; 10].

Перспективным представляется их дальнейшее применение в качестве инструментов комплексной оценки и анализа качества образования разного уровня, включая высшее образование. Перспективность данной деятельности в контексте развития человеческого капитала основана на том факте, что, несмотря на федеральную подчиненность большой части организаций высшего образования, расположенных на территории регионов, организации высшего образования призваны обеспечивать кадровые потребности региональной экономики и социальной сферы.

Изучение отношения субъектов образовательного процесса к деятельности образовательных организаций дополняется с целью повышения объективности результатов оценки качества образования рейтингованием образовательных организаций. Подсчет комплексного индекса конкурентоспособности образовательной организации дает возможность определить перспективы развития рынка образовательных услуг и/или скорректировать сценарии его развития на управленческом уровне.

Мониторинг удовлетворенности потребителей образовательных услуг условиями и результатом обучения выступает в качестве метода организации исследовательского процесса. Основным методом сбора информации в рамках мониторинга является опрос обучающихся и родителей [11].

Анкеты (опросные листы) должны составляться в единой логике: в каждой анкете представляется ряд содержательных блоков опроса, в том числе:

- удовлетворенность выбором образовательной организации;

- удовлетворенность учебным процессом;

- удовлетворенность процессом производственного обучения;

- удовлетворенность материально-техническими условиями;

- удовлетворенность организацией досуга;

- удовлетворенность организацией здорового образа жизни и занятий спортом;

- удовлетворенность результатами обучения.

Кроме того, в рамках мониторинга удовлетворенности потребителей образовательных услуг деятельностью образовательных организаций целесообразно включать блок, нацеленный на определение факторов, влияющих на удовлетворенность выбором образовательной организации для обучения, который будет содержать вопросы, дающие представление о социальных, социально-экономических, социально-психологических характеристиках респондентов [8].

Методика построения рейтинга организаций профессионального образования основана на комплексной оценке их деятельности. Это ранжирование образовательных организаций в общем списке осуществляется в соответствии со значением итогового показателя деятельности образовательной организации. Данный показатель нацелен на отражение ключевых аспектов деятельности образовательной организации, таких как образовательная деятельность; кадровое обеспечение; инфраструктура; финансово-экономическое обеспечение; эффективность деятельности организации на рынке труда; развитие потенциала ор-

ганизации. Обозначенный итоговый показатель рассчитывается на основании объективных данных об организации [7].

Перечень показателей, разработанный для построения рейтинга образовательных организаций, должен соответствовать основным аспектам деятельности образовательной организации с учетом региональной специфики и сопровождаться соответствующими коэффициентами важности [12].

Методика расчета комплексного индекса конкурентоспособности образовательной организации основана на соотнесении многофакторной объективной и субъективной оценки качества (условий и результата) профессионального образования. Комплексный индекс конкурентоспособности образовательной организации рассчитывается как среднееарифметическое итоговых показателей рейтинговой и социологической оценки [7].

Таким образом, выдвигая в качестве одной из приоритетных задач задачу оценки качества профессионального и высшего образования и обеспечивая решение данной задачи инструментами оценивания, создаются условия для корректировки и трансформации форм и содержания профессионального образования на каждом уровне в соответствии с тенденциями развития человеческого капитала региона, одновременно позволяя корректировать процессы управленческой деятельности на разных уровнях системы [13 - 16].

Формирование готовности управленческих кадров к инновационной деятельности, способных к персональной трансформации в соответствии с условиями их профессиональной деятельности, представляется весьма перспективным. Эта задача требует постоянной научной разработки обеспечения способности к определению прорывных точек деятельности с учетом ее постоянной динамичности. Наиболее эффективным методом решения в данном случае выступает метод фокус-групп, создающий условия для выявления потребностей субъектов управленческой деятельности в профессиональном росте на основе их реального профессионального функционирования [17; 18; 19].

Опыт трансформации процесса подготовки управленческих кадров высокого уровня представлен деятельностью Кузбасса. Здесь, как и во всей стране, более двадцати лет реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадров для народного хозяйства. Ее цель - обеспечение предприятий и организаций народного хозяйства региона и России высококвалифицированными специалистами в области управления и организации производства, отвечающими современным требованиям экономики, способными эффективно работать в рыночных условиях, знакомыми с управленческой культурой и опытом ведущих зарубежных стран [20].

За истекший период Кузбассом накоплен достаточный опыт как в реализации программы, так и во внедрении предложений, разработанных в ходе подготовки в практику реального производства. В течение последних четырех лет слушатели Президентской программы активно работают в системе электронного обучения, созданной на базе Learning Management System Moodle. Это позволило обеспечить глубокое вовлечение слушателей в активный учебный процесс, создать условия для активного взаимодействия обучающихся и преподавателей, взаимно обогатить каждого участника образовательного процесса личным опытом за счет обучения в активной среде взаимодействия в режиме off-line и on-line. Интерактивные лекции по 4 образовательным модулям программы позволяют расширить содержание вопросов, рассматриваемых на очных занятиях, закрепить материал или изучить его заново, если какое-либо занятие было пропущено [21]. При этом наличие лекций с нелинейной структурой и с оцениваемым материалом позволяет активизировать процесс освоения и контролировать действия слушателей в системе. Однако изучением теоретического материала нельзя подготовить грамотного и инициативного руководителя. Поэтому более 63% материалов, загруженных в систему, отведено на практические занятия, в ходе решения которых слушатели, например, ведут расчет различных экономических факторов, таких как время, соотношение спроса и предложения на рынке, объем финансовых ресурсов, отношений внутри команды, согласуют методы оценки достижения поставленных целей; готовят политику карьерного продвижения, выстраивают внутренние коммуникации в команде и разрабатывают стратегии и управление ими. Более 80% слушателей отмечают удобство работы с такими курсами и заданиями, позволяющими выполнять их в удобное время, но в рамках отведенного дедлайна.

Цифровизация образования предполагает продуктивное применение субъектами образовательного процесса цифровых технологий и инструментов digital-маркетинга, участие в проектной деятельности, формирующие компетенции управленческих кадров XXI века [22; 23]. В ходе каждого из модульных курсов, входящих в программу профессиональной переподготовки, слушатели работают с компьютерными тестами, реализующими онлайн-тестирование, вырабатывания навыки общения с подсистемой поддержки обучающихся LMS. Выработанные навыки позволяют уверенно проходить федеральное итоговое тестирование в рамках итоговой аттестации по иностранному языку, экономическим дисциплинам и общеуправленческой подготовки. Так, например, 89,1% слушателей из последнего выпуска по результатам итогового тестирования получили отличные оценки.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо сделать следующие выводы:

- научная разработка проблемы трансформации подготовки управленческих кадров как условия их способности и готовности к инновационной деятельности для достижения стратегических целей развития как региона, так и страны

в целом представляется перспективным, в том числе, в контексте развития человеческого капитала территорий. При этом, феномен «развитие человеческого капитала» одновременно выступает целевым индикатором управленческой деятельности и фактором трансформации подготовки управленческих кадров;

- концептуальным основанием перспективных научных исследований теоретического и прикладного характера, посвященных проблемам оптимизации подготовки эффективных менеджеров и трансформации собственно управленческой деятельности, становится учет неоднородности предмета профессиональной деятельности менеджера с одновременной его целостностью. Компоненты предмета деятельности менеджера преломляются квалификационным уровнем управленческой компетентности, который акцентирует приоритетные стороны предмета деятельности непосредственно в реализации профессиональной деятельности. Любой аспект управленческой деятельности потенциально, прямо или косвенно, связан с развитием человеческого капитала [1];

- пути и способы решения задачи оценки качества профессионального и высшего образования представляются достаточно разработанными, научно обоснованными и апробированными, что позволяет эффективно использовать мониторинг удовлетворенности потребителей образовательных услуг деятельностью образовательных организаций, методику построения рейтинга образовательных

Библиографический список

организаций, методику подсчета комплексного индекса конкурентоспособности образовательной организации и др. в деятельности образовательных организаций разного уровня комплексно, дополняя информацию о состоянии и перспективах функционирования образовательных организаций результатами разноуровневой экспертизы;

- созданию условий формирования готовности управленческих кадров к инновационной деятельности наиболее адекватна и готова система дополнительного профессионального образования. Именно эта система обладает ресурсами и потенциалом, позволяющими гибко реагировать на происходящие изменения, стратегические цели и требования внешней среды, характеризуясь одновременной повышенной гибкостью относительно индивидуальных запросов обучающихся.

Направления трансформации подготовки управленческих кадров неразрывно связаны с тенденциями трансформации собственно управленческой деятельности, необходимостью перехода к оптимальным моделям управления как передовыми технологиями и инновационными процессами, так и процессами развития человеческого капитала. Это требует подготовки управленца с новым набором компетенций, способного к их постоянному обновлению и непрерывному профессиональному развитию.

1. Костюк Н.В., Панина Т.С., Пахомова Е.А. Трансформация подготовки управленческих кадров на этапе цифровизации экономического и социального развития общества. Профессиональное образование и рынок труда. 2019; № 4: 43 - 50.

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7.05.2018 г. Официальные сетевые ресурсы Президента России. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/43027

3. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года. Закон Кемеровской области от 26.12.2018 № 122-ОЗ. Принят Советом народных депутатов Кемеровской области 21 декабря 2018 года. Консультант Плюс: справочная правовая система. Available at: http://www.consultant.ru/ regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW284;n=94009;req=doc#07443771730599257

4. Костюк Н.В. Формирование готовности будущих менеджеров в сфере культуры к реализации инновационных моделей управления социально-культурной деятельностью в условиях изменяющегося рынка труда. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013; № 22-1: 178 - 180.

5. Панина Т.С. Удовлетворенность обучением в колледже и вузе. Аккредитация в образовании. 2014; № 76: 82 - 85.

6. Panina T.S., Dochkin S.A. Advanced Management Training for Sustainable Development of the Mining Region. IVth International Innovative Mining Symposium. Kemerovo, 2019; Titte № 04039. Available at: https://www.e3scofeences.org/articles/e3sconf/abs/2019/31/e3sconf_iims18_04039/e3sconf_iims18_04039.html

7. Kostyuk N.V., Panina T.S., Dochkin S.A., Pahomova E.A. Innovation potential of vocational education and training institutions as a basis for high quality professional training. Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2019; Title № 4. Available at: https://www.dilemascontemporaneoseducacionpoliticayvalores.com/en/edici%E2%99%80n-2013/ year-vi-special-edition-march-2019/

8. Костюк Н.В. Формирование готовности выпускников учреждений профессионального образования к инновационной деятельности. Диссертация ... доктора педагогических наук. Великий Новгород, 2013.

9. Пахомова Е.А. Становление территориальной многоуровневой системы педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Диссертация ... доктора педагогических наук. Великий Новгород, 2017.

10. Кочнева О.П., Сухачев А.В., Волчек Ю.В., Костюк Н.В., Морозова Е.А. Кузбасский студент - 2015. Социологический ежегодник КемГУ (2015 - 2016 учебный год, 2016 - 2017учебный год): сборник отчётов по результатам вузовских социологических исследований. Кемерово: КемГУ 2017: 5 - 65.

11. Костюк Н.В. Методы исследования в профессиональном образовании: организационно-педагогические и маркетинговые аспекты. Кемерово, 2016.

12. Пахомова Е.А. Развитие региональной системы оценки качества среднего профессионального образования. Теория и практика оценки качества профессионального образования. Кемерово, 2015: 138 - 185.

13. Будаинская О.В., Шейнбаум В.С. Институциональное обеспечение непрерывного инженерного образования. Высшее образование в России. 2018; № 10: 32 - 46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Перевозова О.В., Лазарева В.Н. Инновационно-ориентированный подход в подготовке управленческих кадров. Социум и власть. 2015; № 2 (52): 126 - 129.

15. Бастрыкин С.В., Зайцев С.В., Чичканова К.А. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал как элемент кадровой политики организации. Экономический анализ: теория и практика. 2015; № 26: 38 - 48.

16. Щетинина Д.П. Факторы управления человеческими ресурсами в экономическом пространстве России. Российский психологический журнал. 2014; Т. 11, № 4: 116 - 127.

17. Тугускина ГН. Человеческий капитал: управление развитием. Известия высших учебных заведений Поволжского региона. Экономические науки. 2016; № 1 (4): 51 - 58.

18. Плотникова ГГ. Подготовка управленческих кадров в системе дополнительного профессионального образования. Образование и наука. 2014; № 6 (115): 134 - 148.

19. Пешкова Г.Ю., Самарина А.Ю. Цифровая экономика и кадровый потенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы. Образование и наука. 2018; № 10: 50 - 75.

20. Панина Т.С., Грентикова И.Г., Веремеенко А.В. Президентская программа подготовки управленческих кадров: проблемы и пути решения. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016; № 3: 25 - 30.

21. Panina T.S., Kostyuk N.V., Dochkin S.A., Pahomova E.A. Individual work of students in contemporary e-learning environments. Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores, 2019; Title № 1. Available at: https://www.dilemascontemporaneoseducacionpoliticayvalores.com/en/edici%E2%99%80n-2013/year-vi-special-edition-march-2019/

22. Ачкасова О.Г, Дворовенко О.В. Образовательный маркетинг вуза при реализации ДПО на этапе цифровизации профессионального образования. Адресная подготовка специалистов среднего профессионального образования в процессе сетевого взаимодействия: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Уфа, 2019: 185 - 192.

23. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации. Приоритетный проект в области образования. Available at: http://neorusedu.ru/about

References

1. Kostyuk N.V., Panina T.S., Pahomova E.A. Transformaciya podgotovki upravlencheskih kadrov na 'etape cifrovizacii 'ekonomicheskogo i social'nogo razvitiya obschestva. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2019; № 4: 43 - 50.

2. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 204 ot 7.05.2018 g. Oficial'nye setevye resursy Prezidenta Rossii. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/43027

3. Ob utverzhdenii Strategii social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoj oblasti do 2035 goda. Zakon Kemerovskoj oblasti ot 26.12.2018 № 122-OZ. Prinyat Sovetom narodnyh deputatov Kemerovskoj oblasti 21 dekabrya 2018 goda. Konsul'tant Plyus: spravochnaya pravovaya sistema. Available at: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online. cgi?base=RLAW284;n=94009;req=doc#07443771730599257

4. Kostyuk N.V. Formirovanie gotovnosti buduschih menedzherov v sfere kul'tury k realizacii innovacionnyh modelej upravleniya social'no-kul'turnoj deyatel'nost'yu v usloviyah izmenyayuschegosya rynka truda. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013; № 22-1: 178 - 180.

5. Panina T.S. Udovletvorennost' obucheniem v kolledzhe i vuze. Akkreditaciya v obrazovanii. 2014; № 76: 82 - 85.

6. Panina T.S., Dochkin S.A. Advanced Management Training for Sustainable Development of the Mining Region. IVth International Innovative Mining Symposium. Kemerovo, 2019; Title № 04039. Available at: https://www.e3scofeences.org/articles/e3sconf/abs/2019/31/e3sconf_iims18_04039/e3sconf_iims18_04039.html

7. Kostyuk N.V., Panina T.S., Dochkin S.A., Pahomova E.A. Innovation potential of vocational education and training institutions as a basis for high quality professional training. Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2019; Title № 4. Available at: https://www.dilemascontemporaneoseducacionpoliticayvalores.com/en/edici%E2%99%80n-2013/ year-vi-special-edition-march-2019/

8. Kostyuk N.V. Formirovanie gotovnosti vypusknikov uchrezhdenij professional'nogo obrazovaniya k innovacionnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2013.

9. Pahomova E.A. Stanovlenie territorial'noj mnogourovnevoj sistemy pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayuschihsya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2017.

10. Kochneva O.P., Suhachev A.V., Volchek Yu.V., Kostyuk N.V., Morozova E.A. Kuzbasskij student - 2015. Sociologicheskij ezhegodnik KemGU (2015 - 2016 uchebnyj god, 2016 - 2017 uchebnyj god): sbornik otchetov po rezul'tatam vuzovskih sociologicheskih issledovanij. Kemerovo: KemGU, 2017: 5 - 65.

11. Kostyuk N.V. Metody issledovaniya v professional'nom obrazovanii: organizacionno-pedagogicheskie i marketingovye aspekty. Kemerovo, 2016.

12. Pahomova E.A. Razvitie regional'noj sistemy ocenki kachestva srednego professional'nogo obrazovaniya. Teoriya i prakíika ocenki kachestva professional'nogo obrazovaniya. Kemerovo, 2015: 138 - 185.

13. Budainskaya O.V., Shejnbaum V.S. Institucional'noe obespechenie nepreryvnogo inzhenernogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018; № 10: 32 - 46.

14. Perevozova O.V., Lazareva V.N. Innovacionno-orientirovannyj podhod v podgotovke upravlencheskih kadrov. Socium i vlast'. 2015; № 2 (52): 126 - 129.

15. Bastrykin S.V., Zajcev S.V., Chichkanova K.A. Ocenka 'effektivnosti investicij v chelovecheskij kapital kak 'element kadrovoj politiki organizacii. 'Ekonomicheskijanaliz: teoriya i praktika. 2015; № 26: 38 - 48.

16. Schetinina D.P. Faktory upravleniya chelovecheskimi resursami v 'ekonomicheskom prostranstve Rossii. Rossijskijpsihologicheskijzhurnal. 2014; T. 11, № 4: 116 - 127.

17. Tuguskina G.N. Chelovecheskij kapital: upravlenie razvitiem. Izvestiya vysshih uchebnyhzavedenijPovolzhskogoregiona. 'Ekonomicheskie nauki. 2016; № 1 (4): 51 - 58.

18. Plotnikova G.G. Podgotovka upravlencheskih kadrov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Obrazovanie inauka. 2014; № 6 (115): 134 - 148.

19. Peshkova G.Yu., Samarina A.Yu. Cifrovaya 'ekonomika i kadrovyj potencial: strategicheskaya vzaimosvyaz' i perspektivy. Obrazovanie i nauka. 2018; № 10: 50 - 75.

20. Panina T.S., Grentikova I.G., Veremeenko A.V. Prezidentskaya programma podgotovki upravlencheskih kadrov: problemy i puti resheniya. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2016; № 3: 25 - 30.

21. Panina T.S., Kostyuk N.V., Dochkin S.A., Pahomova E.A. Individual work of students in contemporary e-learning environments. Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores, 2019; Title № 1. Available at: https://www.dilemascontemporaneoseducacionpoliticayvalores.com/en/edici%E2%99%80n-2013/year-vi-special-edition-march-2019/

22. Achkasova O.G., Dvorovenko O.V. Obrazovatel'nyj marketing vuza pri realizacii DPO na 'etape cifrovizacii professional'nogo obrazovaniya. Adresnaya podgotovka specialistov srednego professional'nogo obrazovaniya v processe setevogo vzaimodejstviya: materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Ufa, 2019: 185 - 192.

23. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii. Prioritetnyj proekt v oblasti obrazovaniya. Available at: http://neorusedu.ru/about

Статья поступила в редакцию 24.04.20

УДК 37.012.1

Kenispaev Zh.K, Doctor of Sciences (Philosophy), Omsk State Agrarian University (Omsk, Russia), E-mail: kenispaev@mail.ru

Skosyreva N.D., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Omsk State Agrarian University (Omsk, Russia), E-mail: nina_skosyreva@mail.ru

Baltanova G.Zh., senior teacher, Omsk State Agrarian University (Omsk, Russia), E-mail: gulmira.baltanova@mail.ru

Serova N.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Altai Branch of RANEPA (Barnaul, Russia), E-mail: nsg03@mail.ru

CONCEPTS OF DIGITAL ECONOMY AND HUMAN ECOLOGY AS COMPONENTS OF MODERN EDUCATION. Scientific analysis of social processes always begins with an explication of basic concepts. The researchers consider it important to study the problem of human ecology in the era of the digital economy. The transition to new forms of economic activity means a new stage in the evolution of human civilization. Along with active economic activity, people have a negative impact on the environment, which ultimately leads to environmental problems. For an adequate understanding of the current environmental situation, its dependence on human economic activity, it is necessary to use the appropriate scientific methodology. The work studies this topic. As a result of the study of the categories "human ecology" and "digital economy", it was concluded that there is a meaningful relationship between them. The methods of economic activity create an appropriate environmental environment. The consumer attitude of man to nature, as history shows, leads not only to environmental disasters, but also to economic crises that have been repeated with frightening regularity over the past century. But the dialectics of the concepts of ecology and economy will not be complete without taking into account the third component, which the researchers have called the philosophy of life or the worldview of man. The main conclusion formulated in the article can be expressed as follows - the determining factor in maintaining the ecological balance and economic development is the prevailing type of worldview in this society, which is formed under the influence of scientific theories, hypotheses, and philosophical ideas that a person learns in the process of training and education. Key words: society, science, education, human ecology, digital economy.

Ж.К. Кениспаев, д-р филос. наук, проф., Омский государственный аграрный университет, г. Омск, E-mail: kenispaev@mail.ru НД. Скосырева, канд. филос. наук, доц., Омский государственный аграрный университет, г. Омск, E-mail: nina_skosyreva@mail.ru Г.Ж. Бальтаноеа, ст. преп., Омский государственный аграрный университет, г. Омск, E-mail: gulmira.baltanova@mail.ru Н.С. Серова, канд. филос. наук, доц., Алтайский филиал РАНХиГС, г. Барнаул, E-mail: nsg03@mail.ru

ПОНЯТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА КАК КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материал подготовлен по результатам научного проекта, поддержанного РФФИ, № 19-29-07366 мк «Междисциплинарный подход к профессиональному самоопределению сельской молодежи в условиях цифровизации экономики».

Научный анализ социальных процессов всегда начинается с экспликации основных понятий. Нам представляется важным изучение проблемы экологии человека в эпоху цифровой экономики. Переход к новым формам хозяйственной деятельности означает новый этап в эволюции человеческой цивилизации. Вместе с активной экономической деятельностью человек оказывает негативное влияние на окружающую среду что, в конечном счете, приводит к экологическим проблемам. Для адекватного понимания сложившейся экологической ситуации, ее зависимости от экономической деятельности человека необходимо использовать соответствующую научную методологию. Обсуждению этой темы и посвящена наша статья. В результате исследования категорий «экология человека» и «цифровая экономика» был сделан вывод о том, что между ними существует содержательная связь. Способы экономической деятельности создают соответствующую экологическую обстановку. Потребительское отношение человека к природе, как показывает история, приводит не только к экологическим катастрофам, но и к экономическим кризисам, которые за последнее столетие повторяются с пугающей регулярностью. Но диалектика понятий экологии и экономики не будет полной без учета третьей составляющей, которую мы назвали философией жизни или мировоззрением человека. Основной вывод, сформулированный в данной статье, можно выразить следующим образом - определяющим фактором сохранения экологического баланса и развития экономики является господствующий в данном обществе тип мировоззрения, формируемый под влиянием научных теорий, гипотез, философских идей, которые человек осваивает в процессе обучения и образования.

Ключевые слова: общество, наука, образование, экология человека, цифровая экономика.

Современная экономика, основанная на цифровых технологиях, предъявляет к человеку повышенные требования, прежде всего, относительно уровня его интеллектуального развития. Интеллект человека, как известно, во многом связан с его общим развитием, состоянием его физического здоровья, которое, в свою очередь, зависит от экологической обстановки, в которой живет человек. Прежде чем анализировать сформулированную тему, определим основные понятия.

Термин «экология» в научный обиход ввел немецкий ученый Э. Геккель, который определил экологию как науку об отношениях между растительным и животным миром с окружающей средой. Сегодня особое значение имеет понятие экологии человека, которое стало использоваться относительно недавно. Экология человека - междисциплинарная наука, которая изучает закономерности взаимодействия людей с окружающей средой и проблему сохранения здоровья

человека. Объектом этой науки является сам человек, а предметом - способы его взаимодействия с природной и социальной средой. Экология человека (другое название - антропоэкология) - это междисциплинарная область знаний, которая объединяет в себе такие отрасли знания, как антропология, медицина, биология, экология и многие другие. Можно утверждать, что экология человека - это точка пересечения как гуманитарных, так и естественных наук. Одним из представителей этого направления в отечественной науке был академик, доктор медицинских наук В.П. Казначеев (1924 - 2014). Результаты исследований ученого являются предметом научных дискуссий, но что считается несомненным, так это его стремление обосновать внутреннюю связь между человеком и окружающей его природой. Человек, как утверждали античные мыслители, находится в постоянном противостоянии с хаосом, рационализирует мир, формулирует законы Вселенной. Критерием прогресса общества выступает то, насколько человек способен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.