УДК 378
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ (НА ПРИМЕРЕ КРАЕВОГО НАУЧНО-УЧЕБНОГО ЦЕНТРА КАДРОВ КУЛЬТУРЫ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Лазарева Маргарита Викторовна, аспирант, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье автор отмечает тесную связь подготовки специалистов в сфере культуры и искусства с динамикой современной культурной жизни, при которой непрерывное профессиональное образование основывается на познавательной активности личности. Описывается три вектора движения человека в образовательном пространстве: «вектор движения вперед», «вектор движения вверх», «вектор движения по горизонтали», что позволяет рассматривать непрерывное профессиональное образование как одно из направлений формирования профессионально компетентного специалиста, обладающего навыками решения профессиональных задач и осознающего значимость своей деятельности с ответственностью за ее результаты.
В ходе исследования был проведен опрос слушателей по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в социально-культурной сфере» Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры Министерства культуры Красноярского края. Респонденты проходили опрос по оценке результативности обучения и методике изучения мотивов учебной деятельности в модификации А. А. Реана и В. А. Якунина.
На основании полученных результатов был сделан вывод о том, что в сфере культуры и искусств Красноярского края наблюдается недостаточный уровень квалификации профессиональных кадров среди управленческого состава. Это свидетельствует об актуальности решения вопросов повышения квалификации и переподготовки кадров культуры и искусств.
Ключевые слова: вектор движения человека, культура, непрерывное профессиональное образование, образование на протяжении всей жизни.
ON THE ISSUE OF CONTINUING VOCATIONAL TRAINING DEVELOPMENT IN CULTURE AND ART (ON THE EXAMPLE OF CULTURE STAFF REGIONAL RESEARCH AND TRAINING CENTER OF KRASNOYARSK REGION MINISTRY OF CULTURE)
Lazareva Margarita Viktorovna, Postgraduate, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article emphasizes the close relationship of training specialists for the sphere of culture and art with the dynamics of contemporary cultural life, in which the continuing vocational training is based on the cognitive activity of the individual. It describes the three vectors of a person's movement in the educational space "forward motion vector," "vector of moving upwards," "horizontal motion vector," which allows us to consider continuing vocational training as one of the directions of professionally competent professional formation having the skills of solving the professional issues and realizing the significance of their activities with responsibility for the results.
During the research, a survey of listeners of vocational retraining program "Management in the social and cultural sphere" was conducted in Krasnoyarsk Culture Staff Regional Research and Training Centre of Krasnoyarsk region Ministry of Culture. The respondents participated in a survey on the training effectiveness assessment and methodology of the study of motives to educational activity in the modification A.A. Rean and V.A. Yakunin.
It was concluded, based on the results, that in the sphere of culture and arts of Krasnoyarsk region, there is an insufficient level of professional staff qualifications among the administrative staff. This shows the relevance of addressing the issues of advanced training and retraining of culture and arts staff.
Keywords: a person's movement vector, culture, continuing vocational education, life-long learning.
Подготовка специалистов в сфере культуры и искусства тесно связана с динамикой культурной жизни как всего общества и страны в целом, так и каждого отдельно взятого региона, в частности. В связи с чем к основным целям непрерывного образования в сфере культуры и искусств целесообразно отнести подготовку конкурентоспособных специалистов на рынке труда и формирование кадровых ресурсов, непрерывная профессиональная подготовка которых направлена на развитие интеллектуального, духовного и личностного потенциала, на поддержание, сохранение и трансляцию культурных ценностей в обществе.
Рассматривая непрерывное профессиональное образование как системно-организованный процесс образования людей на протяжении всей жизни, в основе которого лежат нормативные предписания, обязывающие работодателя обеспечить работнику необходимые и достаточные условия для приращения профессиональных знаний и умений всякий раз, когда изменение условий его трудовой деятельности связано с предъявлением ему новых или дополнительных профессиональных требований, что позволяет ему оставаться эффективным работником, быть конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынках труда и сохранять социальные условия жизни, адекватные уровню его профессионального рейтинга на рынке труда [4], следует особо подчеркнуть важность и непрерывность данного процесса.
Исследователи отмечают, что в этой ситуации возможны три вектора движения человека в образовательном пространстве [1]: «вектор движения вперед», «вектор движения вверх», «вектор движения по горизонтали».
В первом случае человек, оставаясь на одном и том же формальном образовательном уровне (учитель, слесарь, врач, инжерен и т. д.), может
совершенствовать свою квалификацию, свое профессиональное мастерство.
Во втором случае человек, поднимаясь по ступеням и уровням профессионального образования, может либо последовательно восходить по ступеням и уровням образования, либо какие-то уровни и ступени образования пропустить. Примером тому может быть учащийся, который последовательно получает начальное, среднее и высшее профессиональное образование, либо после школы сразу приступает к освоению программы высшего образования по уровням подготовки.
В третьем случае непрерывность образования подразумевает возможность не только продолжения образования, но и смены профиля образования (смены специальности, профессии), то есть возможность осуществления образовательного маневра на разных этапах жизненного пути, исходя из потребностей и возможностей личности и складывающихся социально-экономических условий.
Целью непрерывного образования, по мнению ряда исследователей, следует «считать создание условий для всестороннего развития любого человека, независимо от его возраста, места жительства, первоначально приобретенной профессии, но с учетом индивидуальных способностей, мотивов и интересов, то есть научить человека учиться самостоятельно в течение всей жизни» [5, с. 353].
Существуют отлительные особенности непрерывного образования взрослых от образования человека на протяжении всей жизни, которые характеризуются областью образовательных технологий и связаны с тем, что взрослые, как правило, имеют уже опыт образовательной деятельности и навыки практической работы. В связи с этим их запросы являются более конкретными
и прагматичными, когда речь идет об очередных программах профессионального образования.
Балыхин М. Г., отмечает что системообразующим фактором непрерывного профессионального образования выступает, несомненно, его целостность, под которой исследователь понимает не механическое приращение элементов, а глубокую интеграцию всех подсистем, уровней, структур и образовательных процессов [2].
Вербицкий А. А., рассматривая проблему непрерывного образования, обращает внимание на понимание принципа непрерывности и высказывается против трактовки непрерывного образования как обучения с заранее установленной периодичностью, то есть механического решения проблемы. Содержательное решение этой проблемы автор предлагает, вводя понятие «квалификация», которое характеризует не сумму полученных документов об образовании, а уровень компетентности специалиста, его способность решать определенные классы профессиональных и социальных задач. Автор считает, что своего рода заполнителем резервов непрерывности (то есть прерывности) выступает самообразование, которое предполагает сохранение и развитие познавательного отношения человека к миру, его умение учиться [3].
Из данных суждений следует, что непрерывное профессиональное образование, в первую очередь, ориентировано на оправдательные запросы личности, на её познавательную активность. Исходя из этого, справедливо утверждать, что в основе непрерывного образования лежит образовательная потребность, удовлетворение которой невозможно без создания организационно-педагогических условий, способных обеспечить необходимый набор образовательных услуг.
На наш взгляд, непрерывное профессиональное образование следует рассматривать как одно из направлений формирования профессионально компетентного специалиста, обладающего навыками решения любых профессиональных задач, осознающего значимость своей деятельности, ответственного за ее результаты. Одним из приоритетных направлений в сфере непрерывного профессионального образования является развитие мотивации к обучению, которая представляет собой фундаментальную основу для получения образования в течение всей жизни.
В соответствии с темой исследования нами был проверен социологический опрос слушателей по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в социально-культурной сфере» Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры Министерства культуры Красноярского края. Группа проходила обучение в период с июня 2015 по июнь 2016 года. В опросе приняли участие 30 слушателей.
Исследование проходило в два этапа: первый этап во время второй сессии (ноябрь 2015 год); второй этап в период четвертой сессии (июнь 2016 год).
Целесообразность выбранных этапов, заключается в том, что первый этап является начальным периодом обучения, а второй этап проходил непосредственно перед защитой выпускной квалификационной работы. Респонднтам было предложено пройти опрос по оценке результативности обучения, а также методику изучения мотивов учебной деятельности в модификации А. А. Реана и В. А. Якунина.
В ходе опроса респондентам предлагалось оценить результативность обучения по десятибалльной шкале, где 1 балл - «неудовлетворительно», 10 баллов - «отлично». Были получены результаты, представленные на рисунке 1.
При анализе полученных данных удалось установить, что на первом этапе исследования такие показатели, как соответствие содержания курса ожиданиям, новизна полученной информации, практичность полученного материала и применимость для работы, предложения относительно удобства посещения обучения, владение материалом преподавателем, а также удовлетворенность полученными материалами (пособия, лекции) во втором семестре 2015 года имели усредненные значения, а в четвертом семестре 2016 года эти показатели значительно увеличились, а в отдельных случаях достигли максимального значения. Следовательно, слушатели данной группы проявляют высокую познавательную активность в процессе учебной деятельности, получая удовольствие от самого процесса познания. У них развито стремление овладеть профессиональными знаниями и умениями, а также сформировать профессионально важные качества в период обучения в Красноярском краевом научно-учебном центре кадров культуры.
Удовлетворенность полученными материалами (пособия, лекции) ^^^^^^^^^^^^^ 150 180
300
Уровень владения материалом преподавателем -j^o-
Коммуникабельность преподавателя, умение наладить контакт с Н 300
аудиториеи
Эффективность обучения в развитии практических навыков ^^^^^^^^^^^^^^^^ 180~
240
Использование различных методов (практические н 300
упражнения, слайды) 240
Эффективность обучения в отношении развития личностных н 300
качеств 240
ZZ 270
240
300 300
Предложения относительно удобства посещения обучения | 180
Практичность полученного материала, применимость для работы
Понятность изложенного материала ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 240
Новизна полученной информации -180~
I 270
Соответствие содержания курса программе ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 240
Актуальность полученных знаний ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 240~
300
Соответствие содержания курса ожиданиям ^^^^^^^^^^^^^ ^^q ' 210 □ 2016 "2015
Рисунок 1. Результаты опроса по «оценке результативности обучения»
Данные изменения нашли свое отражение Полученные результаты позволяют сделать в прохождении методики изучения мотивов учеб- вывод о том, что имеется недостаточный уро-ной деятельности в модификации А. А. Реана и вень квалификации профессиональных кадров в В. А. Якунина. В результате было выявлено, что сфере культуры и искусств Красноярского края, в структуре учебной мотивации группы слушате- особенно в части управленческого персонала. лей в момент начала обучения (ноябрь 2015 го- Необходимо внедрение эффективных форм, метода) доминирует мотив получения диплома и одо- дик обучения, технологий организации и управ-брения окружающих, что свидетельствует о на- ления образовательным процессом, что позволит личии у данной группы слушателей низкого сформировать гибкую систему непрерывного уровня познавательного интереса к обучению и со- образования, направленную на развитие челове-ответственно профессиональной направленности. ческого потенциала. Оценка результативности При повторном проведении опроса с использова- обучения, полученная в ходе исследования об ак-нием данной методики в июне 2016 года преобла- туальности вопросов со стороны повышения ква-дающими мотивами были: стать высококвалифи- лификации и переподготовки на протяжении всей цированным специалистом, приобрести глубокие жизни, позволит слушателям чувствовать себя и прочные знания, достичь уважения преподавате- более защищенными и конкурентоспособными лей и получить интеллектуальное удовлетворение. на рынке труда.
Литература
1. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов н/Д.: РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.
2. Балыхин М. Г. Подготовка бакалавров-магистров в системе непрерывного профессионального образования как социально-историческая и педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Учёные зап. ЗабГУ Сер.: Филология, история, востоковедение. - 2012. - № 2. - URL: http://cyberlemnka.ru/article/n/podgotovka-
bakalavrov-magistrov-v-sisteme-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-kak-sotsialno-istoricheskaya-i-pedagogicheskaya.
3. Вербицкий А. А. Методологические проблемы непрерывного образования // Непрерывное образование: методология и практика. - М., 1990. - С. 25-34.
4. Скворцов В. Н. Основные тенденции развития непрерывного образования [Электронный ресурс] // Царскосельские чтения. - 2013. - № 17. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-razvitiya-nepreryvnogo-obrazovaniya.
5. Соболева Л. С. Современные тенденции обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 5. - С. 352-355.
References
1. Anoshkina V.L., Rezvanov S.V. Obrazovanie. Innovatsiya. Budushchee (Metodologicheskie i sotsiokul'turnye problemy) [Education. Innovation. Future (Methodology and socio-cultural issues)]. Rostov-na-Donu, RO IPK i PRO Publ., 2001. 176 p. (In Russ.).
2. Balykhin M.G. Podgotovka bakalavrov-magistrov v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya kak sotsial'no-istoricheskaya i pedagogicheskaya problema [Training Bachelors and Masters in the system of continuing vocational training as a social, historical and pedagogic problem]. Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Filologiya, istoriya, vostokovedenie [Scientists notes ZabGU. Series: Philology, history, oriental studies], 2012, no. 2. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-bakalavrov-magistrov-v-sisteme-nepreryvnogo-professional-nogo-obrazovaniya-kak-sotsialno-istoricheskaya-i-pedagogicheskaya.
3. Verbitskiy A.A. Metodologicheskie problemy nepreryvnogo obrazovaniya [Methodology issues of the continuing training]. Nepreryvnoe obrazovanie: metodologiya i praktika [Continuing Education Continuing education: methodology and practice]. Moscow, 1990, pp. 25-34.
4. Skvortsov V.N. Osnovnye tendentsii razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya [The main trends of continuing training development]. Tsarskosel'skie chteniya [Tsarskoe reading], 2013, no. 17. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/osnovnye-tendentsii-razvitiya-nepreryvnogo-obrazovaniya.
5. Soboleva L.S. Sovremennye tendentsii obespecheniya preemstvennosti doshkol'nogo i nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Current trends to ensure continuity of preschool and primary education]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences], 2013, no. 5, pp. 352-355. (In Russ.).
УДК 374
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
Зуева Татьяна Владимировна, аспирант, Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, РФ); старший методист регионального научно-практического центра «Костанай дары-ны» управления образования акимата Костанайской области Республики Казахстан, руководитель отдела воспитательной работы и социализации личности школьников (г. Костанай, Республика Казахстан). E-mail: [email protected]
Статья написана на актуальную тему, раскрывающую аспекты социально-культурного развития личности подростка в деятельности школы и семьи при условии организации их взаимодействия. Обозначена актуальность формирования статуса подростка в референтной группе, отражающего процесс социализации личности и свидетельствующего о приятии (или неприятии) субъекта общностью.
Опираясь на труды ученых в области педагогики детства, развития социокультурного пространства и современных исследователей, автор определяет актуальность и востребованность научного осмысления процессов социализации подростков в современных условиях, связанных с трансформацией социокультурной среды.