Научная статья на тему 'Муниципальный образовательный сервис как форма сопровождения непрерывного образования специалистов'

Муниципальный образовательный сервис как форма сопровождения непрерывного образования специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕРВИС / CONTINUING EDUCATION / TRAINING / VOCATIONAL-ORIENTED EDUCATION / MUNICIPAL EDUCATIONAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резинкина Лилия Владимировна

Показана возможность организации процесса непрерывного образования специалистов в условиях муниципального района, раскрыты принципы, основные направления, цели и содержание развития муниципального образовательного сервиса. Рассмотрены научно-теоретические основы этого нового инструмента повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающего возможность многомерного и оптимального движения взрослой личности в образовательном пространстве. Такой образовательный сервис может быть реализован муниципальным ресурсным центром, который выступает организатором и координатором непрерывного образования взрослых, охватывающего практико-ориентированное повышение квалификации и переподготовку специалистов широкого спектра профессий. Наиболее эффективен муниципальный ресурсный центр, созданный на базе инновационной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL EDUCATIONAL SERVICE AS A FORM OF SUPPORT OF CONTINUING EDUCATION OF SPECIALISTS

Тhe article shows the possibility of organizing the process of continuous education of specialists in the conditions of the municipal area, the principles, main directions, objectives and content of the municipal educational development service. Considered by the scientific and theoretical foundations of this new tool of improvement of qualification and retraining, providing multi-dimensional and optimal movement of adult personality in the educational space. Such educational services may be implemented by the municipal resource centre, which acts as the organizer and coordinator of continuing education for adults, covering practice-oriented advanced training and retraining of specialists of a wide range of professions. The most effective municipal resource center is the one, created on the basis of innovative educational organization.

Текст научной работы на тему «Муниципальный образовательный сервис как форма сопровождения непрерывного образования специалистов»

УДК 377 . 4

Л. В. Резинкина

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕРВИС КАК ФОРМА СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Показана возможность организации процесса непрерывного образования специалистов в условиях муниципального района, раскрыты принципы, основные направления, цели и содержание развития муниципального образовательного сервиса. Рассмотрены научно-теоретические основы этого нового инструмента повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающего возможность многомерного и оптимального движения взрослой личности в образовательном пространстве. Такой образовательный сервис может быть реализован муниципальным ресурсным центром, который выступает организатором и координатором непрерывного образования взрослых, охватывающего практико-ориентированное повышение квалификации и переподготовку специалистов широкого спектра профессий. Наиболее эффективен муниципальный ресурсный центр, созданный на базе инновационной образовательной организации.

Ключевые слова: непрерывное образование, подготовка специалистов, практико-ориентированное обучение, муниципальный образовательный сервис.

Главными характеристиками современного этапа развития общества и производства является стремительное распространение новейших знаний, техники и технологий. Все это влияет на структуру подготовки профессиональных кадров, мотивируя их на профессиональную мобильность и мастерство, потребность в постоянном обновлении своих знаний и компетенций. Поэтому непрерывное образование взрослых приобретает неоспоримое значение как обучение в течение всей жизни с целью личного и профессионального роста, перемены профессии, получения многопрофильной квалификации, соответствующей предложению и спросу на высококвалифицированные кадры [1].

В современных условиях необходимы новые формы непрерывного образования взрослых, которые должны выступать не только механизмом сохранения, приращения и передачи накопленного знания и опыта последующим поколениям, но и инструментом скорейшего освоения новых компетенций, их внедрения в практику. Организация повышения квалификации и переподготовки кадров должна быть направлена на выявление образовательных потребностей конкретной территории, конкретных педагогических работников и других специалистов с целью дальнейшего проектирования их образовательной траектории с учетом реальных запросов потребителей.

В то же время система повышения квалификации и переподготовки кадров не успевает модернизироваться в своих механизмах. Исследование современной практики показывает, что проблему повышения квалификации наиболее адекватно решают новые формы обучения кадров, сопровождения и контроля полученных знаний. В этом случае на первый план выступает оказание индивидуальных образовательных услуг населению [2].

Организация и предоставление образовательных услуг - это одно из перспективных направлений сервисной деятельности [3].

В теории управления образовательным сервисом принято считать такую педагогическую систему, которая предусматривает реализацию функций сопровождения образования специалистов на различных этапах его профессионального пути.

Теоретико-методологические основы образовательного сервиса изложены в работах И. В. Осоки-ной, Л. С. Цветлюк, которые определяют образовательный сервис как индивидуализированную, т. е. ориентированную на конкретного потребителя или узкую адресную группу, деятельность (совокупность действий) по предоставлению потребителю требующихся ему образовательных услуг в форме знаний, умений и навыков общего и/или профессионального характера [3].

Специфической особенностью содержания деятельности в области образовательного сервиса является создание наиболее благоприятных организационных условий для получения личностью, организацией или группой лиц требующихся им знаний, умений и компетенций в сфере образования.

Именно образовательный сервис на муниципальном уровне может стать эффективным инструментом удовлетворения актуальных и выявления потенциальных потребностей в непрерывном образовании не только педагогов, но и специалистов других профессий. В условиях организации сервиса на муниципальном уровне стоят три взаимообусловленных задачи: рост общей культуры, реализация кадровых ресурсов и их модернизация. Первая задача предполагает освоение базовых компетенций и привитие общей культуры; вторая - содействие формированию профессиональной кадровой политики, необходимой для поддержания рыночной экономики; третья - реализует модернизацию и развитие кадрового потенциала для опера-

Вестник ТГПУ (TSPUВи!Шт). 2015. 7 (160)

тивного приспособления к динамике производства и социализации [3].

В исследованиях О. Г. Прикота называются следующие задачи непрерывного образования, эффективным инструментом для решения которых может быть образовательный сервис: развитие конкурентной образовательной среды и ее насыщение разнообразными образовательными услугами; создание институтов и инфраструктуры непрерывного образования; внедрение в непрерывном образовании современных технологий обучения, новых финансовых механизмов [4].

Образовательный сервис представляет собой соединение научно-теоретической и практической деятельности. Создание наиболее благоприятных условий для получения необходимых знаний, умений и навыков предполагает глубокое освоение специалистом в области образовательного сервиса этих знаний и умений.

Образовательный сервис, в отличие от экономического, удовлетворяет принципам открытости, благожелательности, интеллектуальности, насыщенности, культуросообразности, персонализа-ции. Конечным продуктом (товаром) образовательного сервиса может быть образовательный и воспитательный результат, содействие в повышении качества образования и развития личности.

Так, А. О. Ченцов предлагает следующее определение: «Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт - это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг» [5, с. 120].

В большинстве работ образовательную услугу рассматривают как процесс передачи определенной информации для усвоения с целью получения определенного результата. С этой точки зрения образовательную услугу рассматривают многие авторы. Е. Д. Липкина под образовательной услугой понимает «совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков» [6, с. 10]. Также В. А. До-лятойский и О. А. Мазур определяют образовательную услугу как «неосязаемые действия, направленные на сознание индивида, обеспечивающие реализацию потребности человека в получении определенного вида знаний, умений, навыков, в приобретении профессии или квалификации; обеспечивают удовлетворение спроса на рынке труда» [7, с. 14].

Наиболее полно отражает специфику непрерывного образования взрослых понимание образовательной услуги как целенаправленного, организованного творческого процесса содействия освоению новых знаний и компетенций в рамках отдельной образовательной программы (специальности) в виде суммы знаний общественного и специального характера, а также практических навыков, передаваемых гражданину по определенной программе [8, с. 12].

Образовательные услуги являются собственно сервисной (т. е. направленной на удовлетворение индивидуальных потребностей потребителей) частью образования как социального института. В этой области быстрее всего создаются и осваиваются инновации, которые являются ответом системы образования на изменяющиеся потребности общества. Образовательные услуги наиболее легко адаптируются к локальной (местной) промышленной, национально-культурной и религиозной специфике.

Образовательные услуги не требуют значительных специальных площадей для организации учебного процесса, системы хозяйственно-технического обеспечения в виде лабораторий, библиотек, копировальных центров, общежитий и т. п. Поэтому их оказание возможно практически везде и в любое время. Это делает образовательные услуги весьма мобильными (подвижными), а рынок образовательных услуг - весьма динамичным (активным). Наиболее это востребовано в муниципальном образовании.

При проектировании муниципальных образовательных услуг как формы сопровождения непрерывного образования специалистов необходимо учесть результаты исследования Т. Ю. Ломакиной, согласно которым понятие образовательных услуг в условиях непрерывного образования условно относится к следующим субъектам и объектам образования [9]:

1. К личности, которая постоянно учится в учреждениях образования или занимается самообразовательной деятельностью. Ее движение в образовательном пространстве можно представить в виде трех векторов:

- вектор движения вперед (вектор профессионального мастерства) - оставаясь на одном и том же формальном образовательном уровне, человек совершенствует профессиональную квалификацию и мастерство;

- вектор движения вверх (вектор развития) - человек поднимается по ступеням и уровням образования. При этом человек может последовательно восходить по ступеням и уровням образования или пропускать какие-то;

- вектор движения по горизонтали (вектор профессиональной переориентации) - человек меняет

профиль образования на разных этапах жизненного пути исходя из потребностей и возможностей личности и социально-экономических условий в обществе.

2. К образовательному процессу (программе),

что характеризует включенность человека в образовательный процесс на протяжении всей жизни и преемственность образовательной деятельности.

3. К организационной структуре образования, что определяет номенклатуру сети образовательных учреждений и их взаимосвязь, создающую пространство образовательного сервиса с преемственностью образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в каждом отдельном регионе и у каждого человека.

Из вышеизложенного видно, что именно конкретная адресность образовательных услуг в условиях непрерывного образования обеспечивает возможность многомерного и оптимального движения человека в образовательном пространстве.

Особое место в системе непрерывного образования занимает процесс организации повышения квалификации и переподготовки кадров в рамках малой территории региона - муниципального района.

Раскроем основные направления, цели и содержание развития образовательного сервиса в условиях непрерывного образования в муниципальном районе.

Первое направление - содействие развитию непрерывного образования как управлению изменениями в системе образовательного сервиса на муниципальном уровне.

Это направление обеспечит становление практики организации образовательного сервиса на различных уровнях как процесса совместной выработки представлений разных субъектов (индивидуальных и коллективных) о предстоящей общей деятельности. Исследовательский характер деятельности педагогических кадров будет способствовать снижению трудоемкости при разработке программ и проектов, формированию субъектнос-ти участников методического сервиса, взаимоусилению всех элементов образовательной деятельности и развитию творчества участников образовательного процесса в системе муниципального образования.

Второе направление - научно-методическая поддержка в форме образовательных услуг становления инфраструктуры образовательного учреждения, обеспечивающего результативность инновационной деятельности в образовательном пространстве муниципального района.

Целью этого направления является разработка организационной модели конструктивного взаимо-

действия инновационной и традиционной практик в системе муниципального образования.

Это осуществляется путем содействия обеспечению единства исследований, разработок и опытного экспериментального производства образцов, задающих вектор инновационного преобразования традиционной практики в системе образования муниципалитета; организации деятельности площадок, обеспечивающих апробацию инновационных образцов и разворачивающих систему консалтинга и обучения тех, кто будет производить массовый продукт на основе этих образцов; организации деятельности площадок, собирающих, обобщающих, объясняющих и сохраняющих устойчивый положительный педагогический опыт.

Решение поставленных задач обеспечит качественную реализацию целевых установок инновационной политики департамента образования администрации муниципалитета.

Несмотря на наличие большого количества площадок в рамках муниципального района экспериментального и инновационного характера богатейшая педагогическая практика остается в большинстве случаев невостребованной для оказания образовательных услуг.

Третье направление - научно-педагогическое сопровождение организации сетевого взаимодействия субъектов образовательного пространства муниципального района как инструментарий методического сопровождения сетевого взаимодействия на основе ресурсных возможностей информационно-коммуникационных технологий: выявление и оформление набора методических услуг, обеспечивающих эффективное функционирование сетевых форм взаимодействия в системе образования на муниципальном уровне; формирование образовательных сетей: экспертной, образовательно-обучающей, проектно-разработческой; овладение дистанционными формами взаимодействия с субъектами образовательного пространства; разработка и поддержка сайта системы образования муниципалитета, организация интернет-диалога и др.

Четвертое направление - организационно-правовая помощь в обеспечении механизмов интеграции учреждения в региональную систему повышения квалификации педагогических работников (мониторинг дефицитов и возможностей образовательного сервиса, удовлетворенности реализацией запроса; разработка инструментария оценки результатов социального и профессионального партнерства, соответствующего нормативно-правового обеспечения; развитие средств и методов специалистов образовательного сервиса в осуществлении социального и профессионального партнерства как ресурса развития учреждения;

формирование информационного пространства, организация публичных дискуссий, переговорных площадок, государственно-общественной экспертизы, обмен опытом, издание материалов, работа со СМИ).

Как показал эксперимент, указанные направления развития образовательного сервиса в системе непрерывного образования в муниципальном районе могут быть реализованы через образовательный сервис, организуемый муниципальным ресурсным центром, созданным на базе инновационной образовательной организации.

Такой муниципальный ресурсный центр является организатором и координатором непрерывного образования взрослых, охватывающего подготовку и переподготовку специалистов широкого спектра профессий - не только педагогов, но и социальных работников, специалистов служб занятости населе-

ния, культурно-просветительской сферы, производственных и общественных организаций.

Можно назвать ряд проблем, качество решения которых для различных субъектов образования связывается с системой содействия, педагогической поддержки, методического руководства со стороны служб, специально предназначенных для этих целей (ресурсные центры, методические службы, аппарат управления образованием). К таким актуальным проблемам относятся для педагогических кадров повышение качества подготовки учащихся к ЕГЭ, создание воспитательной системы в школе, социальное партнерство, формирование этнокультурной среды, финансовая самостоятельность организации, проектирование сетевого взаимодействия, развитие родительской культуры, преемственность систем ДОУ-школа-вуз, военно-патриотическое воспитание и др.

Список литературы

1. Веснина Л . К. Тенденции изменений в современном образовании // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2010 . Вып . 2 (92) .

С.17-23 .

2 . Баталова О . С . Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза // Актуальные вопросы экономики и управ-

ления: материалы междунар . науч . конф . (Москва, апрель 2011 г.) .Т . II . М . : РИОР, 2011. С . 7-12 .

3 . Осокина И . В ., Цветлюк Л . С . Теоретико-методологические основы образовательного сервиса: учеб . пособие . М ., 2005.

4 . Прикот О . Г . Непрерывное дополнительное профессиональное образование: новые модели и правовое поле // Человек и образование .

2012 . № 3 .С .17-21.

5 . Ченцов А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России . 1999 . № 2 . С . 120-123.

6 . Липкина Е . Д . Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: моногр . Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006 . 136 с .

7 . Долятовский В . А. , Мазур О . А ., Кузнецова И . В ., Сакиев Э . Е . , Рябченко Т . Н . Стратегическое планирование деятельности вуза на рын-

ке образовательных услуг: монография / под ред . В . А. Долятовского, О . А. Мазура . Ростов н/Д-Невинномысск: СКНЦ ВШ-РГЭУ

«РИНХ»-НИЭУП, 2005. 235 с.

8 . Валиев Ш . З ., Сухочев В . И . Рынок образовательных услуг: теоретические аспекты . Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2008. 84 с .

9 . Ломакина Т . Ю . Современный принцип развития непрерывного образования . М . : Наука, 2006 . 224 с.

Резинкина Л. В., кандидат педагогических наук, зам. директора.

Колледж технологий, моделирования и управления, Санкт-Петербургский университет технологий и дизайна.

Ул. Цветочная, 8, Санкт-Петербург, Россия, 196084.

E-mail: lastik65@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 30.03.2015.

L. V Rezinkina

MUNICIPAL EDUCATIONAL SERVICE AS A FORM OF SUPPORT OF CONTINUING EDUCATION OF SPECIALISTS

The article shows the possibility of organizing the process of continuous education of specialists in the conditions of the municipal area, the principles, main directions, objectives and content of the municipal educational development service. Considered by the scientific and theoretical foundations of this new tool of improvement of qualification and retraining, providing multi-dimensional and optimal movement of adult personality in the educational space. Such educational services may be implemented by the municipal resource centre, which acts as the organizer and coordinator of continuing education for adults, covering practice-oriented advanced training and retraining of specialists of a wide range of professions. The most effective municipal resource center is the one, created on the basis of innovative educational organization.

Key words: continuing education, training, vocational-oriented education, municipal educational service.

References

1. Vesnina L . K . Tendentsii izmeneniy v sovremennom obrazovanii [Modification trends in modern education] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPUBulletin, 2010, no . 2, pp . 17-23 (in Russian) .

2 . Batalova O . S . Spezifika obrazovatelnoy uslugi kak osnova marketingovoy politiki vuza [Specifics of educational service as a basis of the

marketing policy of the University] . Aktualnye voprosy ekonomiki I upravleniya: materialy mezhdunarodnoy nauch. konf. (g. Moskva, aprel' 2011g.) [Topical issues of Economics and management: proceedings of the international . scientific, conf. (Moscow, April 2011)] . Moscow, RIOR Publ., 2011. Pp . 7-12 (in Russian) .

3 . Osokina I . V. , Tsvetlyuk L . S . Teoretiko-metodologicheskiye osnovy obrazovatel'nogo servisa [Theoretical and methodological foundations of the

educational service] . Moscow, 2005 (in Russian) .

4 . Prikot O . G . Neprerivnoye dopolnitel'noye professionalnoye obrazovaniye: novye modeli i pravovoye pole [Continuous advanced professional

education: new models and legal framework] . Chelovek i obrazovaniye - Person and Education, 2012, no . 3, pp . 17-21 (in Russian) .

5 . Chenzov A. O .O biznese obrazovatelnykh uslug [About business of educational services] . Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher education

in Russia, 1999, no . 2, pp . 120-123 (in Russian) .

6 . Lipkina E . D . Konkurentnost' vuzov na sovremennom rynke obrazovatel'nykh uslug [The competitiveness of universities in the modern market of

educational services: Monograph] . Omsk, 2006 . 136 p . (in Russian) .

7 . Dolyatovskiy V. A. i dr. Strategicheskoye planirovaniye deyatelnosti vuza na rynke obrazovatelnykh uslug [Strategic planning activities of the

University in the market of educational services . Monograph] . Rostov-na-Donu, 2005 . 235 p . (in Russian) .

8 . Valiev C . Z. Rynok obrazovatel'nykh uslug: teoreticheskiye aspekty [The market of educational services: theoretical aspects] . Ufa, 2008. 84 p .

(in Russian)

9 . Lomakina T . Yu . Sovremennyy printsyp razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya [The modern principle of development of continuing education] .

Moscow, Nauka Publ . , 2006 . 224 p . (in Russian) .

College of Technology, Modeling and Management, Saint-Petersburg State University of Technologies and Design.

Ul. Tsvetochnaya, 8, St. Petersburg, Russia, 196084. E-mail: lastik65@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.