Научная статья на тему 'Моделирование полифункциональной системы непрерывного образования педагогических кадров в муниципальном районе'

Моделирование полифункциональной системы непрерывного образования педагогических кадров в муниципальном районе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / CONTINUING EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / POLYFUNCTIONAL MUNICIPAL RESOURCE CENTER / PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF TEACHING PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон А. Е., Резинкина Л. В.

Проблема современного подхода к развитию кадрового потенциала конкретной территории имеет разные варианты решения, в том числе через создание муниципальных ресурсных центров нового вида, способствующих непрерывному, опережающему и практикоориентированному обучению педагогов разных специализаций без отрыва от работы. Решение задачи практикоориентированного обучения педагогических кадров наиболее эффективно при использовании потенциала инновационной образовательной организации муниципального района инновационной школы. Становление муниципальных ресурсных центров на базе инновационных школ как элемента системы повышения квалификации будет способствовать тому, что практическая направленность обучения педагогов позволит создать условия для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, конкретной территории; приведет к реализации модели «обучающегося региона», охватывающей широкий спектр педагогических специализаций муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE MULTIFUNCTIONAL SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION OF PEDAGOGICAL STAFF IN THE MUNICIPAL DISTRICT

The problem of modern approach to development of human resources of a certain territory has different solutions, including creating the municipal resource centers of a new type providing on-the-job continuing, advanced, and practice-oriented training of teachers of different specializations. The solution of the problem of practice-oriented teacher-training is most effective at harnessing the potential of innovative educational organization of the municipal district innovation school. Formation of municipal resource centres on the basis of innovative schools as part of advanced training will help to ensure that practical orientation of training allows teachers to create conditions for the formation of flexible educational pathways. It also provides the response of education system to the dynamically changing needs of the individual, society, and certain territory. Finally, it leads to implementation of the model of "learning region" covering a wide range of pedagogical specialties of the municipality.

Текст научной работы на тему «Моделирование полифункциональной системы непрерывного образования педагогических кадров в муниципальном районе»

УДК 377.4

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

А.Е. Марон, *Л. В.Резинкина

MODELING THE MULTIFUNCTIONAL SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION OF PEDAGOGICAL

STAFF IN THE MUNICIPAL DISTRICT

A.E.Maron, *L.V.Rezinkina

Лаборатория методологии и технологии общего и профессионального непрерывного образования взрослых

ИПООВ РАО, Санкт-Петербург, *Санкт-Петербургский университет технологий и дизайна, [email protected]

Проблема современного подхода к развитию кадрового потенциала конкретной территории имеет разные варианты решения, в том числе через создание муниципальных ресурсных центров нового вида, способствующих непрерывному, опережающему и практикоориентированному обучению педагогов разных специализаций без отрыва от работы. Решение задачи практикоориентированного обучения педагогических кадров наиболее эффективно при использовании потенциала инновационной образовательной организации муниципального района — инновационной школы. Становление муниципальных ресурсных центров на базе инновационных школ как элемента системы повышения квалификации будет способствовать тому, что практическая направленность обучения педагогов позволит создать условия для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, конкретной территории; приведет к реализации модели «обучающегося региона», охватывающей широкий спектр педагогических специализаций муниципального образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, повышение квалификации, полифункциональный муниципальный ресурсный центр, практикоориентированная подготовка педагогических кадров

The problem of modern approach to development of human resources of a certain territory has different solutions, including creating the municipal resource centers of a new type providing on-the-job continuing, advanced, and practice-oriented training of teachers of different specializations. The solution of the problem of practice-oriented teacher-training is most effective at harnessing the potential of innovative educational organization of the municipal district — innovation school. Formation of municipal resource centres on the basis of innovative schools as part of advanced training will help to ensure that practical orientation of training allows teachers to create conditions for the formation of flexible educational pathways. It also provides the response of education system to the dynamically changing needs of the individual, society, and certain territory. Finally, it leads to implementation of the model of "learning region" covering a wide range of pedagogical specialties of the municipality.

Keywords: continuing education, professional development, polyfunctional municipal resource center, practice-oriented training of teaching personnel

В условиях модернизации российской системы образования особо остро ставится проблема создания новых институтов непрерывного образования педагогических кадров, приближения их к реальной практической деятельности. Это соответствует Федеральной государственной политике по реализации системных приоритетов, содержащихся в Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 года в части развития кадрового потенциала различных территорий. Необходимость своевременной и массовой профессиональной переподготовки специалистов и руководителей для обеспечения образовательных реформ в России предполагает построение более гибкой системы непрерывного образования педагогических кадров, реагирующей на современные социально-экономические вызовы и запросы муниципальной системы [1].

Особо значимыми являются научные обоснования стратегий развития образовательных систем на уровне муниципального образования. В этих условиях возникает необходимость создания таких институтов непрерывного образования, которые реализуют идеи вторичной социализации кадров, их профессионального роста в межкурсовой период, расширяют академические свободы субъектов, имеющих право реализовать дополнительные профессиональные программы, формируют содержание образования в соответствии с муниципальными особенностями и требованиями работодателя.

Реальный анализ современной практики непрерывного образования педагогов и научные исследования свидетельствуют о необходимости эволюции существующих образовательных моделей непрерывного образования от мономоделей, ориентированных на формирование специалиста для технократической цивилизации, к полифункциональной модели, предназначенной для поддержки саморазвития педагога, его рефлексии, реализации идеи «интегративно-профессионального согласования»

(Е.А.Соколовская), что подразумевает опору на профессиональный опыт педагогической практики, его переосмысление с позиций новых идей, соотнесение с опытом муниципального сообщества в ходе презентации и обсуждения [2, 3].

Основным условием становления полифункциональной модели непрерывного образования педагогов муниципального района явилось создание ресурсного центра как обучающей организации на базе инновационной школы (в эксперименте создание практикоориентированного муниципального центра было осуществлено на базе Киришского лицея, Ле-

нинградской области, руководитель директор лицея Л.В.Резинкина) [4].

Построение и функционирование муниципального ресурсного центра на базе инновационной школы позволило расширить рамки эксперимента в направлении разработки полифункциональной модели «обучающегося региона» [5], охватывающей широкий спектр педагогических специализаций муниципального образования и реализующей следующий широкий набор функций:

удовлетворение потребностей и запросов различных категорий педагогических кадров муниципального района — педагогов, руководителей школ, воспитателей, социальных педагогов, преподавателей системы дополнительного и среднего профессионального образования и др. на основе организации образовательного сервиса и широкого спектра образовательных услуг;

учет современных задач территориальных особенностей муниципалитета координировать и систематизировать инновационные достижения педагогов, выращивать новые модели инновационных систем, характерных для динамического развития данной территории;

своевременное реагирование на социальные запросы общества и государства, связанные с внедрением федеральных образовательных стандартов и Профессионального стандарта педагога;

поддержка индивидуальных инициатив педагогических кадров разных специализаций, формирование индивидуальных траекторий педагогов в лич-ностно-профессиональном развитии на основе усиления их исследовательской и проектной компетентности, повышение качества работы в условиях интеграции процесса повышения квалификации и реальной практики в школе;

интеграция и согласование территориальной системы поддержки педагогов и содержанием курсового обучения педагогов в рамках институтов повышения квалификации, что содействует качественному выполнению вариативной составляющей образовательных программ, лицензируемых в данных институтах.

Проектирование содержания деятельности ресурсного центра полифункциональной направленности педагогов мы осуществляли с учетом принципов:

— непрерывности в формировании инновационного ресурса муниципального образования;

— опережающего образования и развития личности;

— практикоориентированности процесса по-

вышения квалификации в рамках взаимодействия ресурсного центра и образовательной среды инновационной школы;

— открытости и интеграционного согласования;

— опоры на требования содержанию Профессионального стандарта педагога;

— информационной поддержки личностно-профессионального становления педагога в процессе повышения квалификации.

Указанные принципы легли в основу разработки полифункциональной модели муниципального ресурсного центра.

В качестве целей проектирования модели выступает развитие системы непрерывного образования педагогов муниципального района, обеспечение его кадрового потенциала, стимулирование педагогов в процессе саморазвития, опора на реальную практику деятельности педагогов.

В теоретический базис построения модели процесса становления муниципального ресурсного центра положены результаты научных трудов: по теории и практике обучения педагогических кадров (С.Г.Вершловский, Ю.Н.Кулюткин, А.Е.Марон, В.Г.Онушкин, Г.С.Сухобская и др.), по развитию систем непрерывного образования личности (Л.А.Вы-говский, В.Г.Онушкин, Р.М.Шерайзина и др.).

Прогностический компонент модели определяет характер стратегий деятельности муниципального ресурсного центра для развития кадрового потенциала района. К числу таких стратегий относим андраго-гическую стратегию, выражающуюся в подготовке педагогов и специалистов, работающих в сфере непрерывного образования взрослых (преподаватели учебно-профессиональных центров, кадры в сфере занятости населения, преподаватели системы СПО); акмеологическую стратегию, выполняющую функцию сопровождения личностно-профессионального роста педагога на разных этапах профессиональной деятельности; стратегию развития профессиональной карьеры педагогических кадров как перспективное направление подготовки резерва руководителей в муниципальном районе, преподавателей различных методических служб, управленцев и др.

Важной составной частью стратегий является развитие социального и профессионального партнерства образовательных учреждений, интеграция их взаимодействия с учетом современных особенностей формирования образовательного кластера.

В ряду общих стратегий в муниципальном ресурсном центре предполагается активизация деятельности по повышению родительской культуры и родительской ответственности. Это актуальное направление объясняется сложностью демографической ситуации в отдельных районах и в определенной степени кризисом семьи.

Средовый компонент модели предполагает учет особенностей разных территорий в обеспечении качества образовательной среды для реализации личностных и профессиональных потребностей населения. Образовательная среда рассматривается как совокупность социальных, культурных научно-

методических и учебно-воспитательных условий, а также фактор, обеспечивающий доступ к системе муниципальных образовательных услуг. В соответствии с этим средовый компонент предполагает следующую типологию образовательных сред для муниципальных районов — муниципалитет с разветвленной структурой взаимодействия с Институтом повышения квалификации; муниципалитет с кластерной системой поддержки специалистов; муниципалитет как открытая образовательная система; муниципалитет с ориентацией на мегаполис; муниципалитет с распределенной системой поддержки.

Рефлексивно-оценочный компонент модели выражается в создании системы образовательно-развивающих эффектов деятельности муниципального ресурсного центра, ориентированных на личност-но-профессиональное развитие педагогов разных специализаций. К числу этих эффектов мы относим формирование метакомпетентности, интеграционное согласование опыта разных педагогов, развитие самообразовательной компетентности, профессиональная ориентация и адаптация, соответствие Профессиональному стандарту педагога и др.

B основу образовательного процесса в ресурсном центре положена логика построения и функционирования инновационного педагогического процесса как открытой развивающейся системы повышения квалификации.

Программно-технологический компонент модели обеспечивает функционирование, развитие и реформирование ресурсного центра как обучающей организации и предусматривает программно-модульное сопровождение содержания повышения квалификации педагогов района с учетом разных специализаций; анализ потребностей педагогов района в повышении квалификации; проектно-исследовательскую деятельность педагогов по созданию и распространению инновационного образовательного продукта; андрагогические технологии; технологии сетевого взаимодействия; технологии профессионального развития.

Включение в основные технологии функционирования, развития и реформирования ресурсного центра как обучающей организации таких элементов, как мониторинговый маркетинг-анализ запросов потребностей педагогических кадров муниципального образования в повышении квалификации и контроль степенью удовлетворенности предлагаемыми образовательными услугами, обеспечивает его эффективность и целостность.

Исследовательская деятельность и мониторинг профессиональных потребностей позволяет прогнозировать повышение квалификации педагогов, вести повышение квалификации адресно, используя принципы опережающего образования, исходя из задач, стоящих перед районной образовательной системой.

Проектно-исследовательская деятельность учителя по проектированию, созданию и презентации инновационного образовательного продукта превращается в инструмент индивидуального развития этого педагога, значительно изменяя статус педагога (исследователя), который из стороннего наблюдателя

развития инноваций становится непосредственным участником. Возникающая инновационная деятельность стирает грани для учителя-новатора между наукой и практикой. В практической деятельности педагога-новатора явственно проявляются признаки исследовательской деятельности: применение диагностики, разработка нового содержания программ, педагогических технологий и т.д. При этом педагог в данной деятельности занимает не позицию исследователя, а позицию проектировщика, создателя и дис-сименатора нового образовательного продукта.

Институционально-процессуальный алгоритм создания, функционирования и развития муниципального ресурсного центра характеризует целостную систему поэтапного построения новой модели непрерывного образования полифункциональной и практикоориентированной направленности, базовой основой которого служит мономодель центра на базе инновационной школы.

Эффективность построения и функционирования нового института непрерывного образования взрослых будет достигнута, если в качестве такого института будет выступать полифункциональный, практикоориентированный муниципальный ресурсный центр.

Стратегическим направлением развития такого центра является его ориентация как полифункциональной системы, ориентированной на реализацию комплекса функций — сопровождение педагогов и руководителей образовательных учреждений в их инновационной деятельности в межкурсовой период. В систему функций муниципального ресурсного центра входит обеспечение высокого кадрового потенциала муниципального образования за счет интегративного профессионального согласования деятельности института повышения квалификации и самого центра как практикоориентированной системы; это позволит осуществить вторичную профессиональную социализацию кадров, получивших базовую и плановую квалификацию.

Таким образом, анализ психолого-педагогических проблем непрерывного образования педагогических кадров с учетом характера муници-

пальных образовательных сред свидетельствует о необходимости создания полифункциональной системы непрерывного образования взрослых, охватывающей повышение квалификации специалистов широкого спектра педагогических профессий.

1. Кондаков А.М. ФГОС общего образования и подготовка учителя // Педагогика. 2010. № 5. С. 18-22.

2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации обра-зования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86.

3. Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей... // Теория и практика образования взрослых. СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. С. 64.

4. Резинкина Л. В. и др. Муниципальный ресурсный центр непрерывного образования педагогов. СПб.: ЛОИРО, 2014. 175 с.

5. Литвинова Н.П. Опыт обучения взрослых в городах Европы, Азии и России [Электр. ресурс] // Информационно-аналитический журнал «Аккредитация в образовании». URL: http://www.akvobr.ru/obuchenie_vzroslyh_v_ evrope_azii_rossii.html (дата обращения: 20.02.2015).

References

1. Kondakov A.M. FGOS obshchego obrazovaniia i podgotovka uchitelia [Federal government standard for general education and teacher training]. Pedagogika — Pedagogics, 2010, no. 5, pp. 18-22.

2. Asmolov A.G. Strategiia sotsiokul'turnoi modernizatsii obra-zovaniia: na puti k preodoleniiu krizisa identichnosti i postro-eniiu grazhdanskogo obshchestva [A strategy for the so-ciocultural modernization of education: on the way to overcoming the identity crisis and building a civil society]. Voprosy obrazovaniia — Educational Studies, 2008, no. 1, pp. 65-86.

3. Lesokhina L.N. K obshchestvu obrazovannykh liudei... [Towards the society of educated people.]. Teoriia i praktika obrazovaniia vzroslykh [Theory and practice of adult education]. Saint Petersburg, IOV RAO, "Tuskarora" Publ., 1998, p. 64.

4. Rezinkina L.V. et al. Munitsipal'nyi resursnyi tsentr ne-preryvnogo obrazovaniia pedagogov [Municipal resource center for continuing education of teaching personnel]. Saint Petersburg, LOIRO Publ., 2014. 175 p.

5. Litvinova N.P. Opyt obucheniia vzroslykh v gorodakh Ev-ropy, Azii i Rossii [Experience of adult education in cities of Europe, Asia, and Russia]. Akkreditatsiia v obrazovanii. Available at: http://www.akvobr.ru/obuchenie_vzroslyh _v_evrope_azii_rossii.html (accessed 20.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.